Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с ОНР — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с ОНР

2021-01-31 108
Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с ОНР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с ОНР

методическое пособие

Челябинск

Цицеро

2015

УДК 159.95 + 372.3/4

ББК 74.3я73+88.я73

       К66

Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с ОНР: метод. пособие / сост. К66 Е. В. Абраменко, В. С. Васильева. — Челябинск: Цицеро, 2015. — 139 с. + DVD.

Методическое пособие предназначено для учителей-логопедов, воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с ТНР, педагогов, работающих в системе специального (коррекционного) дошкольного образования, и представляет собой систематизированный материал по коррекции нарушений словарного запаса, грамматического строя и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием информационных технологий, составленный с учётом «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, предназначенной для дошкольников старшей группы.

Пособие состоит из 2-х частей. В I части (печатный вариант) представлены: структура и содержание логопедических занятий с использованием информационных технологий; форма работы и организация логопедических занятий с использованием информационных технологий; календарно-тематическое планирование фронтальных занятий по развитию лексико-грамматического строя и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Во II части (DVD-диск) представлены конспекты логопедических занятий, предусматривающих возможности использования различных информационных технологий (мультимедийные презентации, фрагменты мультфильмов, элементы компьютерных программ).

УДК 159.95 + 372.3/4

ББК 74.3я73+88.я73

© Абрамовских Е. В., 2015

ISBN 978-5-91283-000-0                                                                           © Васильева В. С., 2015

Содержание

Предисловие.................................................................................................................................................5

Структура и содержание логопедических занятий

с использованием информационных технологий........................................................................6

Форма работы и организация логопедических занятий

с использованием информационных технологий........................................................................8

Конспекты логопедических занятий

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Занятие  1. Тема: «Игрушки».................................................................................................... 9 Занятие  2. Тема: «Игрушки. Описательный рассказ»...................................................... 11 Занятие  3. Тема: «Овощи. Огород»....................................................................................... 13 Занятие  4. Тема: «Овощи. Описательный рассказ».......................................................... 15 Занятие  5. Тема: «Фрукты. Сад»............................................................................................ 17 Занятие  6. Тема: «Фрукты. Распространённые предложения»....................................... 19

Занятие  7. Тема: «Осень»........................................................................................................ 21 Занятие  8. Тема: «Осень. Пересказ»..................................................................................... 23 Занятие  9. Тема: «Ягоды»........................................................................................................ 25 Занятие 10. Тема: «Ягоды. Описательный рассказ»............................................................ 27 Занятие 11. Тема: «Грибы»....................................................................................................... 28

Занятие 12. Тема: «Грибы. Пересказ».................................................................................... 30 Занятие 13. Тема: «Деревья».................................................................................................... 32 Занятие 14. Тема: «Деревья. Описательный рассказ»......................................................... 34 Занятие 15. Тема: «Одежда»..................................................................................................... 36 Занятие 16. Тема: «Одежда. Описательный рассказ»......................................................... 38 Занятие 17. Тема: «Обувь. Головные уборы»........................................................................ 40 Занятие 18. Тема: «Обувь. Головные уборы. Описательный рассказ»............................ 43

Занятие 19. Тема: «Части тела»............................................................................................... 45

Занятие 20. Тема: «Части тела. Пересказ»............................................................................ 47

II период обучения (декабрь, январь, февраль)

Занятие 21. Тема: «Мебель»..................................................................................................... 49

Занятие 22. Тема: «Зима. Зимние забавы»............................................................................ 52

Занятие 23. Тема: «Зима. Зимние забавы. Рассказ»............................................................ 55 Занятие 24. Тема: «Зимующие птицы»................................................................................. 57

Занятие 25. Тема: «Зимующие птицы. Рассказ по серии сюжетных картинок».......... 59 Занятие 26. Тема: «Новый год»................................................................................................ 61

Занятие 27. Тема: «Новогодний праздник в детском саду.

Пересказ по серии сюжетных картинок».............................................................................63

Занятие 28. Тема: «Домашние птицы и их птенцы».......................................................... 65 Занятие 29. Тема: «Домашние птицы. Рассказ по серии сюжетных картинок»........... 67 Занятие 30. Тема: «Домашние животные и их детёныши»............................................... 69


Занятие 31. Тема: «Домашние животные. Описательный рассказ»................................ 71 Занятие 32. Тема: «Дикие звери наших лесов».................................................................... 73 Занятие 33. Тема: «Дикие животные наших лесов. Пересказ»......................................... 76 Занятие 34. Тема: «Животные Севера и жарких стран»..................................................... 78

Занятие 35. Тема: «Животные Севера и жарких стран. Сравнительный рассказ»....... 81

Занятие 36. Тема: «Посуда»...................................................................................................... 83 Занятие 37. Тема: «Посуда. Рассказ по картинке»............................................................... 85 Занятие 38. Тема: «Продукты питания»................................................................................ 87 Занятие 39. Тема: «Продукты питания. Описательный рассказ».................................... 90 Занятие 40. Тема: «День защитника Отечества».................................................................. 92

Занятие 41. Тема: «День защитника Отечества.

Рассказ по серии сюжетных картинок».................................................................................94

Предисловие

Речь — это процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.

Отклонения в речевом развитии затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют успешному овладению познавательными процессами. Они ограничивают формирование представлений, понятийных значений, затрудняют усвоение чтения, письма и других школьных знаний.

Наиболее часто встречающимся речевым нарушением у детей старшего дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР), представляющее собой системное нарушение всех уровней речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

Кроме нарушений звукопроизносительной стороны речи и фонематических процессов у данной категории детей наблюдается недостаточное развитие словарного запаса, грамматического строя и связной речи, играющих важную роль не только в речевом, но и в психическом развитии ребёнка. Нарушение формирования указанных компонентов речевой системы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР создаёт серьёзные препятствия при подготовке к школьному обучению, полностью или частично препятствует речевому общению, и, следовательно, ограничивает возможности социальной адаптации.

Таким образом, сложная структура нарушений словарного запаса, грамматического строя и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития и формирования речи, как системы в целом, и словарного запаса, грамматического строя и связной речи в частности, недостатки которых в это время легче и быстрее преодолеваются. Это, в свою очередь, создаёт благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития ребёнка. От того, насколько эффективно проводится логопедическая работа по коррекции нарушений словарного запаса, грамматического строя и связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, зависит успешность их дальнейшего обучения в школе.

Оптимальному решению данной задачи способствуют специализированные информационные технологии, использование которых в логопедической практике дошкольных образовательных учреждений позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, оптимизировать воспитательный и учебно-познавательный процесс, повышать эффективность коррекционноразвивающей работы в целом.

Основной формой коррекционно-развивающей работы являются логопедические занятия, способствующие активизации и обогащению словарного запаса, формированию и развитию грамматического строя и самостоятельной развёрнутой фразовой речи у старших дошкольников с ОНР.

Структура, содержание и форма проведения данных занятий — основная тема предлагаемого пособия.

Структура и содержание логопедических занятий

I. Организационный момент.

Логопед приветствует детей, предлагает встать им около своих стульчиков.

—На место сядет тот, кто сможет назвать ласково своего соседа. Например, Аню можно назвать Анечка, а Славу — Славик. (Игра с мячом — ответив, ребёнок передаёт мяч соседу) II. Основная часть.

Игра «Отгадай-ка».

— Сегодня к нам в гости пришёл Незнайка и принёс с собой большой мешок, а что в мешке — не знает. Давайте поможем Незнайке отгадать, что спрятано у него в мешке (по мере отгадывания загадок появляются угаданные игрушки):

Эти чудо-кирпичи Я в подарок получил.

Что сложу из них — сломаю,

Всё с начала начинаю. (Кубики)

Я глазки открываю,

Я глазки закрываю,

Я «мама» говорю,

Играть с вами люблю. (Кукла)

Его пинают,

А он не плачет,

Его бросают —

Назад не скачет. (Мяч)

Ростом разные подружки,

Но пожожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке

И всего одна игрушка. (Матрёшка)

— Как назвать одним словом всё, что принёс с собой Незнайка? (Игрушки) — Какие игрушки есть у каждого из вас? Как вы с ними играете?

Упражнение «Что из чего?»

— У Незнайки много игрушек, но он не знает, из чего они сделаны. Игрушки сделаны из разного материала. Давайте поможем Незнайке разобраться, из какого материала сделаны его игрушки.

— Если игрушка сделана из резины, значит она резиновая.

— А, если игрушка сделана из дерева, она какая? (деревянная)

— Если игрушка сделана из железа, она какая? (железная)

— А, если игрушка сделана из пластмассы, она какая? (пластмассовая)

— Если игрушка сделана из бумаги, она какая? (бумажная) — Если игрушка сделана из стекла, она какая? (стеклянная) III. Итог занятия.

Повторить, о чём говорили на занятии. Оценка работы детей.

II. Основная часть.

1. Пальчиковая гимнастика «Магазин игрушек».

Этот пальчик — красный мяч. Ты куда пустился вскачь?

Этот пальчик — кукла Катя В синем новом, длинном платье. Этот пальчик грузовик, Он огромен, он велик! Этот пальчик — жёлтый мишка, Добрый, милый шалунишка. Этот пальчик — самолёт, Все игрушки довезёт!

Упражнение «Жадина».

— А теперь представьте, что Андрюшка подарил свои игрушки вам. Чьи это игрушки? (Самолётик, машинка, пирамидка, неваляшка, кубики, кукла, юла, конструктор, мяч, матрёшка, ведёрко, игрушки и т. д.) 4. Физминутка «Грузовик».

Едет, едет грузовик, Грузы он возить привык. Может он остановиться,

Может он назад поехать,

Может вправо повернуть И препятствие объехать.

Если кончился бензин,

Не везёт машина,

Скажет он: «Би-би, би-би!»

Подливай бензина!»

III. Итог занятия.

Повторить, о чём говорили на занятии, что учились делать. Оценка работы детей.

II. Основная часть.

Физминутка «Кабачки».

Кабачки лежат на грядке И стараются, растут. Солнце ласково их греет, А дождинки пить дают.

Ползают по ним жучки,

Ходит рядом кошка,

Кабачки в длину растут Каждый день немножко.

Выросли они большие,

Надоело им лежать,

И решили дружно с грядки Кабачки все убежать. Покачались, покрутились, Оторвались. Покатились. Но поймали их за пятки Очень ловкие ребятки. Кабачки они подняли, А потом отдали маме.

III. Итог занятия.

Повторить, о чём говорили на занятии. Оценка работы детей.

Упражнение «Сравни овощи».

Детям предлагается сравнить овощи по размеру: свёкла — редис, репа — помидор, кабачок — огурец и т. д.; по форме: огурец — капуста, морковь — тыква и т. д.; по цвету: баклажан — картофель, лук — чеснок, горох — помидор и т. д.

— Свёкла большая, а редис маленький. — Огурец овальный, а капуста круглая.

— Баклажан фиолетовый, а картофель коричневый.

Физминутка «Винегрет».

Мы купили овощи всем на загляденье.

Приготовим винегрет — просто объеденье.

Сварим свёклу и картошку,

Сварим сладкую морковь, Лук мы быстро чистим, режем, Чтоб заплакать не пришлось. А солёный огурец Мы нарежем под конец. Маслом винегрет польём И на стол его несём.

Игра «Чудесный мешочек».

Детям предлагается на ощупь определить, какой овощ находится в мешочке. Названный ребёнок описывает овощ по ощущениям: круглый, гладкий, мягкий и т. д. Остальным детям предлагается определить по описанию, что за овощ находится в «чудесной мешочке».

6. Упражнение «Расскажи-ка».

Предложить детям сначала с логопедом, а затем самостоятельно составить описательные рассказы об овощах (по выбору ребёнка) с опорой на наглядно-графический план: название овоща, форма, размер, цвет, характер (твёрдый, мягкий), вкус.

III. Итог занятия.

Повторить, о чём говорили на занятии, что учились делать. Оценка работы детей.

I. Организационный момент.

— Садится на место тот, кого назову ласково.

II. Основная часть.

Упражнение «Повар».

— Представьте, что вы повара. Что можно сварить из фруктов? (Компот, варенье) Какой компот (какое варенье) можно сварить из груш (персиков, бананов и т. д.)?

— Что можно выжать из фруктов? (Сок) Какой сок выжимают из апельсинов (мандаринов, слив, яблок, абрикосов, ананасов и т. д.)?

— Что можно приготовить из фруктов для пирога? (Начинку) Какая начинка получится из яблок (апельсинов, груш и т. д.)?

III. Итог занятия.

Повторить, о чём говорили на занятии. Оценка работы детей.

I. Организационный момент.

— Садится на место тот, кто скажет, какой компот (сок), какая начинка, какое варенье из груш (яблок, слив, апельсинов и т. д.)

— Как назвать одним словом мандарин, ананас, банан, сливу, грушу, яблоко и т. д.? (Фрукты)

II. Основная часть.

Игра «Доскажи словечко».

— Ох, обманщица ты, Луша, не растут на ёлках … (груши).

— Не бросают их солдаты. Ох, вкусны, сочны … (гранаты).

— Гость тропический у нас — длиннохвостый … (ананас).

— Нужен сахара вагон, чтоб с улыбкой съесть … (лимон).

— Детвора и обезьяны любят сладкие… (бананы).

— А в подарке у Марины вкусно пахнут … (апельсины).

Физминутка «Садовник».

Мы вчера в саду гуляли, Там мы яблоню сажали. Починили мы забор, Завели мы разговор: — Ты скажи, садовник наш, Что ты нам в награду дашь?

— Дам в награду слив лиловых, Груш медовых, ароматных, Спелых яблок килограмм.

Вот что вам в награду дам!

Игра «В магазине».

Логопед выбирает «продавца» и «покупателя». Помогает организовать диалог:

— Здравствуйте! У вас есть апельсины?

— Да, у нас много апельсинов!

— А какие у вас апельсины?

— У нас апельсины большие, оранжевые, круглые, сладкие, ароматные (ответы с опорой на графическую схему) — Я хочу купить у вас эти апельсины.

— Пожалуйста.

Упражнение «Расскажи-ка».

Дети — «покупатели» рассказывают, что они «купили в магазине», ориентируясь на графическую схему.

— У купил(а) в магазине большие, круглые, оранжевые, шершавые, мягкие, сладкие, ароматные апельсины. И т. д.

III. Итог занятия.

Повторить, о чём говорили на занятии, что учились делать. Оценка работы детей.

Занятие 7 Тема: «Осень»

Цель: активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи.

Задачи:

— активизировать и расширять словарь по теме;

— формировать представления о признаках осени;

— учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;

— учить согласовывать прилагательные с существительными в и. п. мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа;

— учить подбирать слова-антонимы;

— развивать внимание, мышление, общую моторику.

Оборудование: игрушка гномика; сюжетные картинки с изображением осени; мультимедийный проектор, ноутбук, проекционный экран, беспроводная мышка, лазерная указка.

Компьютерные средства обучения: мультимедийная презентация «Краски осени».

Ход занятия

I. Организационный момент.

— Садится на место тот, кто закончит правильно предложения:

Наступило время года … (осень).

Моросит холодный … (дождь).

Часто дует холодный … (ветер).

Листья на деревьях стали … (жёлтыми, красными, оранжевыми).

С деревьев падают … (листья). Это явление называется … (листопад).

II. Основная часть.

Упражнение «Отгадай-ка».

Прочитать детям стихотворение:

Скучная картина.

Тучи без конца.

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца… Чахлая рябина Мокнет под окном.

Смотрит деревушка

Сереньким пятном… (А. Плещеев)

— О каком времени года говорится в этом стихотворении?

— По каким признакам вы догадались, что это стихотворение об осени?

— Какие ещё признаки осени вы знаете? (Листья на деревьях желтеют и опадают, небо хмурое, птицы улетают на юг, люди одеваются теплее и т. д.) — Что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц?

— Что делают люди в садах и огородах?

— Какую одежду, обувь и головные уборы носят осенью? Почему?

Физминутка «Осень».

Осенью дожди идут, Часто небо хмурится. Пригодятся сапоги, Плащ и зонт на улице. Лист желтеет, опадает И всю землю покрывает. Вянут травы и цветы, Засыпают до весны.

В стаях, в тёплые края

Птицы собираются, И животные в лесу Кормом запасаются.

Физминутка «Листья осенью».

Осенью листья летали,

Кружились,

Вверх поднимались,

Вниз опустились,

Потом полетели опять над дорожкой И сели на голову Кате с Антошкой.

III. Итог занятия.

Повторить, о чём говорили на занятии, что учились делать. Оценка работы детей.

Занятие 9 Тема: «Ягоды»

Цель: активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи.

Задачи:

— активизировать и расширять словарь по теме;

— формировать обобщающее понятие «ягоды»;

— учить согласовывать прилагательные с существительными в И.п. мужского, женского и среднего рода единственного числа;

— закреплять употребление в речи глаголов настоящего и прошедшего времени;

— учить образовывать относительные прилагательные;

— развивать внимание, мышление, общую и мелкую моторику.

Оборудование: картинки с изображением лесных и садовых ягод (малина, вишня, клубника, земляника, крыжовник, черника, ежевика, голубика, клюква, облепиха, черешня, виноград); мяч; мультимедийный проектор, ноутбук, проекционный экран, беспроводная мышка, лазерная указка.

Компьютерные средства обучения: мультимедийная презентация «Ягоды».

Ход занятия

I. Организационный момент.

— На место сядет тот, кто назовёт грибы.

— Где растут грибы? (В лесу)

— А что ещё растёт в лесу? (Деревья, цветы, ягоды)

— Где ёще растут ягоды? (В саду) Значит, ягоды могут быть лесными и садовыми. — О чём мы сегодня будем говорить? (О ягодах) — Назовите лесные ягоды. Садовые?

II. Основная часть.

III. Итог занятия.

Повторить, о чём говорили на занятии. Оценка работы детей.

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

Упражнение «Расскажи-ка».

Составление рассказа о ягодах (по выбору) с опорой на картинно-графический план.

III. Итог занятия.

Повторить, о чём говорили на занятии, что учились делать. Оценка работы детей.

Занятие 11 Тема: «Грибы»

Цель: активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи.

Задачи:

— активизировать и расширять словарь по теме;

— формировать обобщающее понятие «грибы»;

— учить согласовывать прилагательные с существительными в и. п. мужского и женского рода единственного числа;

— учить подбирать слова-антонимы;

учить использовать в речи притяжательные местоимения «мой», «моя», «мои» в сочетании с существительными мужского и женского рода;

— учить образовывать существительные в Р. п. единственного числа мужского и женского рода;

— развивать внимание, мышление, общую и мелкую моторику.

Оборудование: картинки с изображением грибов (подберёзовик, подосиновик, боровик, лисички, сыроежки, рыжики, опята, поганка, мухомор); мультимедийный проектор, ноутбук, проекционный экран, беспроводная мышка, лазерная указка.

Компьютерные средства обучения: мультимедийная презентация «Грибы».

Ход занятия

II. Основная часть.

Беседа о грибах.

— Как назвать одним словом мухомор, поганки и сыроежки? (Грибы)

— Какие грибы вы ещё знаете? (Подосиновик, лисичка, подберёзовик и т. д.)

— Где растут грибы? (В лесу)

— Какие части есть у гриба? (Ножка, шляпка)

— Какие бывают грибы? (Съедобные и несъедобные / ядовитые) — Назовите съедобные грибы. Несъедобные?

Упражнение «Жадина».

— Представьте, что это ваши грибы. Ответьте, чей это боровик? (Мой боровик) Чья это лисичка? (Моя лисичка) Чьи это сыроежки? (Мои сыроежки) И т. д.

Физминутка «По грибы».

По тропинке вместе шли И грибы в лесу нашли.

Подберёзовик,

Опёнок,

Боровик, Лисичка, Груздь.

Если дальше в лес пойдём, Много мы грибов найдём.

Упражнение «Чего не стало?»

Предложить детям закрыть глаза, а затем ответить, какого гриба не стало. (Не стало подберёзовика. Не стало лисички. И т. д.) III. Итог занятия.

Повторить, о чём говорили на занятии. Оценка работы детей.

I. Организационный момент.

— На место сядет тот, кто назовёт любой гриб во множественном числе.

II. Основная часть.

1. Упражнение «Считай и называй».

— Посмотрите, сегодня к нам в гости пришли Михайло Потапыч, Настасья Петровна и Мишутка. Они ходили в лес собирать грибы, а какие грибы и сколько собрали не знают. Давайте поможем нашим гостям разобраться, какие грибы они собрали. Расскажите, кто нашёл съедобные грибы, а кто — несъедобные. (Михайло Потапыч собрал два мухомора и три поганки. Он нашёл несъедобные грибы. И т. д.)

Упражнение «Один — много».

Игра с мячом. Логопед называет любой гриб в единственном числе и бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч и называет гриб во множественном числе, затем возвращает мяч логопеду. Игра продолжается с остальными детьми.

— Михайло Потапыч, Настасья. Петровна и Мишутка нашли не один гриб, а много … грибов, не одну сыроежку, а много … сыроежек, не один опёнок, а много … опят, не одну лисичку, а много … лисичек, не один боровик, а много … боровиков, не один подберёзовик, а много … подберёзовиков. И т. д.

III. Итог занятия.

Повторить, о чём говорили на занятии, что учились делать. Оценка работы детей.

Занятие 13 Тема: «Деревья»

Цель: активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи.

Задачи:

— активизировать и расширять словарь по теме;

— формировать обобщающее понятие «деревья»;

— учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;

— учить согласовывать прилагательные с существительными в и. п. в мужском и женском роде единственного и множественного числа;

— учить образовывать существительные в р. п. единственного и множественного числа;

— учить подбирать слова-антонимы;

— развивать внимание, мышление, общую и мелкую моторику.

Оборудование: картинки с изображением деревьев (берёза, осина, дуб, клён, ель, сосна, лиственница, рябина); мяч; мультимедийный проектор, ноутбук, проекционный экран, беспроводная мышка, лазерная указка.

Компьютерные средства обучения: мультимедийная презентация «Деревья».

Ход занятия

I. Организационный момент.

— Садится на место тот, кто назовёт, какая погода бывает осенью? (Холодная, ветреная, пасмурная, солнечная, дождливая и т. д.) II. Основная часть.

Упражнение «Отгадай-ка».

Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки Упали все рубашки.

— О чём это стихотворение? (О дереве)

— Какие деревья вы знаете? (Берёза, дуб, ёлка и т. д.) 2. Упражнение «Подумай и ответь».

— Деревья бывают лиственными и хвойными. Лиственные деревья — это те, у которых есть листья. А у хвойных деревьев вместо листьев иголки, которые называются «хвоя». Осенью листва с лиственных деревьев опадает, а хвойные сохраняют свою хвою.

— А теперь подумайте и назовите лиственные деревья (берёза, дуб, осина и т. д.)

— Назовите хвойные деревья (Ёлка, сосна, ель и т. д.)

— Где растут деревья? (В лесу, в парке, в саду и т. д.)

— Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья и т. д.) 3. Пальчиковая гимнастика «Хвойные деревья».

В иголках-хвоинках

Сосна, пихта, ёлка И кедр могучий, Он тоже в иголках.

У лиственницы — иглы-хвоинки, Хотя они нежные, словно травинки. У этих деревьев хвоинки растут,

Поэтому хвойными все их зовут.

Физминутка «Берёза».

Белая берёзонька на ветру качается,

Вправо наклоняется, Влево наклоняется

И полощет длинные

Веточки в реке,

Чтобы были чистые косы по весне.

III. Итог занятия.

Повторить, о чём говорили на занятии. Оценка работы детей.

I. Организационный момент.

— Садится на место тот, кто назовёт дерево или его часть во множественном числе.

II. Основная часть.

Физминутка «Берёза».

Белая берёзонька на ветру качается,

Вправо наклоняется, Влево наклоняется

И полощет длинные

Веточки в реке,

Чтобы были чистые косы по весне.

III. Итог занятия.

Повторить, о чём говорили на занятии, что учились делать. Оценка работы детей.

Занятие 15 Тема: «Одежда»

Цель: активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи.

Задачи:

— активизировать и расширять словарь по теме;

— формировать обобщающее понятие «одежда»;

— учить образовывать притяжательные прилагательные;

— учить образовывать относительные прилагательные;

— учить согласовывать прилагательные в и. п. единственного числа и множественного числа;

— развивать внимание, мышление, общую моторику.

Оборудование: картинки с изображением одежды (платье, юбка, сарафан, рубашка, носки, пальто, плащ, комбинезон, куртка, шуба, перчатки, варежки, шарф); мяч; мультимедийный проектор, ноутбук, проекционный экран, беспроводная мышка, лазерная указка.

Компьютерные средства обучения: мультимедийная презентация «Одежда».

Ход занятия

I. Организационный момент.

— Сядет тот, кто назовёт, что на нём надето.

II. Основная часть.

Упражнение «Отгадай-ка».

— Пять чуланов, одна дверь.

Чтоб не мёрзнуть, пять ребят

По чуланчикам сидят. (Перчатки)

— Дождик, посильнее плачь, Я надену новый… (Плащ).

— У девчонки Любочки Модные все… (Юбочки).

— Не галстук он, не воротник, А шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (Шарф)

— Как одним словом назвать перчатки, плащ, юбку, шарф? (Одежда) — О чём мы сегодня будем говорить? (Об одежде) 2. Беседа об одежде.

— Для чего нужна одежда? (Одежда нужна, чтобы защищать тело от холода, жары, грязи, дождя)

— Что нужно делать, чтобы одежда оставалась красивой и аккуратной?

— Откуда мы берём одежду? (Покупаем в магазине)

— Кто шьёт одежду? (Одежду шьёт швея)

— Где шьют одежду? (Одежду шью на швейной фабрике, в ателье)

— Из каких деталей состоит одежда? (Рукав, воротник, карман, пояс, капюшон и т. д.)

— Назовите предметы одежды, которые вы знаете.

— Что из одежды мы носим осенью (зимой, весной, летом)? Как назовём одежду для зимы (осени, лета, весны)?

Физминутка «Мы стираем».

Один, два, три, четыре, пять, Будем мы бельё стирать.

Мочим,

Мылим,

Долго трём,

Прополощем, Отожмём.

Будем вешать

И сушить, Гладить утюгом, Носить.

А запачкаем —

Опять будем мы бельё стирать.

Упражнение «Магазин».

— Таня и Ваня вместе с папой и мамой пошли в магазин покупать себе новую одежду.

— Папа купил одежду для мужчин. Какую одежду он купил? (Мужскую).

— Мама купила себе одежду для женщин. Какую одежду она себе купила? (Женскую) Какую одежду мама купит детям? (Детскую)

— Семья купила одежду для дома (для работы, для праздников, для занятий спортом). Какая это одежда? (Домашняя, рабочая, праздничная, спортивная).

III. Итог занятия.

Повторить, о чём говорили на занятии. Оценка работы детей.

I. Организационный момент.

Упражнение «Подбери слово».

— Садится тот, кто правильно продолжит предложение:

— Я узор на кармане ….

— Я карман к платью ….

— Я дырку на шортах …. И т. д.

II. Основная часть.

1. Упражнение «С чем — без чего?» Дети сравнивают предметы одежды:

— Рубашку и сарафан — рубашка с рукавами и с манжетами, а сарафан без рукавов и без манжет; рубашка с воротником, а сарафан без воротника; рубашка с пуговицами, а сарафан без пуговиц; рубашка без пояса, а сарафан с поясом; рубашка с карманами, а сарафан без карманов.

— Плащ и куртку — куртка с капюшоном, а плащ без капюшона; плащ с длинными рукавами и куртка тоже с длинными рукавами; плащ с поясом, а куртка без пояса; плащ с пуговицами, а куртка с замком; куртка с воротником, а плащ без воротника; плащ с карманами и куртка тоже с карманами.

— Кофту и свитер — ….

— Футболку и майку — ….

Упражнение «Один — много».

— В магазине продаётся не одна футболка, а много … футболок. Не один свитер, а много … свитеров. Не одно платье, а много … платьев. Не одни брюки, а много … брюк. Не одна шуба, а много … шуб. Не один плащ, а много … плащей. Не одна юбка, а много … юбок.

Физминутка «Рубашка».

У рубашки два манжета,

Воротник и рукава,

И застёжка есть, чтоб легче Проходила голова.

Пуговицы застегнём, А потом гулять пойдём.

Упражнение «Расскажи-ка».

Составление рассказа о предметах одежды (по выбору) с опорой на картиннографический план.

III. Итог занятия.

Повторить, о чём говорили на занятии, что учились делать. Оценка работы детей.

II. Основная часть.

Упражнение «Кто без чего?»

—Людям нужно отремонтировать обувь, и они пришли к сапожнику. Рассмотрите обувь в мастерской сапожника и назовите, чью обувь и без каких деталей принесли ему на ремонт. (Папину кроссовку принесли без язычка. И т. д.)

Упражнение «Жадина».

— Представьте, что на картинках ваши головные уборы и обувь. Чья это обувь? (Мои туфли, мои кроссовки, мои сапоги и т. д.) Чьи головные уборы? (Моя шапка, мой берет, моя шляпка и т. д.)

III. Итог занятия.

Повторить, о чём говорили на занятии, что учились делать. Оценка работы детей.

I. Организационный момент.

— На место садится тот, кто назовёт обувь или головной убор ласково.

II. Основная часть.

Упражнение «Расскажи-ка».

Составление рассказа об обуви или головных уборах (по выбору) с опорой на картинно-графический план.

III. Итог занятия.

Повторить, о чём говорили на занятии, что учились делать. Оценка работы детей.

Упражнение «Один — много».

— Доктор Пилюлькин вылечил много людей, значит, он вылечил не один нос (рот, уши, голову, живот и т. д.), а много … носов (ртов, ушей, голов, животов и т. д.)

III. Итог занятия.

Повторить, о чём говорили на занятии. Оценка работы детей.

I. Организационный момент.

— На место сядет тот, кто назовёт части тела человека во множественном числе.

II. Основная часть.

1. Упражнение «Про что можно сказать …»

— Ребята, про какие части тела можно сказать «маленький»? (Ротик, лобик, носик, животик и т. д.) Маленькая? (Шейка, спинка, головка и т. д.) Маленькое? (Ушко)

Маленькие? (Глазки, бровки, ручки и т. д.)

Упражнение «Чего не стало?»

Детям предлагается закрыть глаза, затем открыть и ответить на вопрос: «Чего не стало?» (Не стало носа. Не стало уха. И т. д.)

Упражнение «Расскажи-ка».

Логопед читает детям рассказ Е. Пермяка «Для чего руки нужны»:

Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всём разговаривали. Спросил как-то дедушка внука:

— А для чего, Петенька, людям руки нужны?

— Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.

— А ещё для чего? — спросил дед.

— Чтобы ложку держать.

— А ещё?

— Чтобы кошку гладить.

— А ещё?

— Чтобы камешки в речку бросать.

Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только он маленький был и обо всех других людях по своим рукам судил, а не по трудовым рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.

После прочтения рассказа дети отвечают на вопросы:

— О ком этот рассказ?

— О чём дедушка спросил Петю?

— Что Петя ответил дедушке?

— Почему Петя «обо всех других людях по своим рукам судил»?

— О чём не догадывался Петя?

— Как вы думаете, почему на «трудовых, рабочих руках весь белый свет держится»?

Повторное чтение рассказа, после чего дети по цепочке составляют пересказ (с опорой на картинно-графический план).

III. Итог занятия.

Повторить, о чём говорили на занятии, что учились делать. Оценка работы детей.

I. Организационный момент.

— Ребята, к нам сегодня в гости пришёл сказочный герой. Отгадайте загадку, и вы узнаете кто он.

У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт свой длинный… Кто же это?.. (Буратино)

II. Основная часть.

Упражнение «Отгадай-ка».

— Буратино просит вас помочь ему отгадать загадки. Поможем Буратино?

— Не зря в квартире он стоит:

Когда к обеду он накрыт,

Он собирает всю семью,

За ним я чай и кофе пью. (Стол)

— В кухне нашей тесновато, Там для стульев места нет. Мы под стол, обычно, ставим Деревянный … (Табурет).

— На нём сидят, когда он сложен.

Когда разобран он — лежат. Когда же день рождения, Он разместит гостей.

О чём стихотворение,

Ответьте поскорей. (Диван)

— Меня в ко


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.354 с.