Организация управления собственностью — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация управления собственностью

2021-04-19 48
Организация управления собственностью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В соответствие с Государственной программой приватизации Ульяновский автозавод выбрал первый вариант приватизации (Таблица 7):

1. 25% акций безвозмездно были переданы всем работникам предприятия в собственность;

2. 10% акций Уставного фонда проданы работникам с 30-процентной скидкой (за каждую 1000-рублевую акцию заплачено по 700 руб.) с 3-х-годичным сроком выкупа, до половины суммы можно было оплачивать ваучерами;

3. 5% акций продано руководству;

4. 60% акций переданы в фонд имущества /17/.

 

Таблица 7.

Основные показатели программы приватизации Ульяновского автомобильного завода

1. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ

Численность акционеров 30165 чел.    
Номинальная стоимость одной акции 1000 руб.    
Продажная цена одной акции по закрытой подписке 700 руб.    
Количество акций всего 1314942 шт.    

 

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ АКЦИЙ

  Всего акций (шт.) В проц. к Уставному капиталу В среднем на 1 чел.
Привилегированные акции (типа Д), безвозмездно передаваемые работникам 328736 25 11
Обыкновенные акции, приобретаемые по 700 руб. за одну акцию 131494 10 4
из них оплачены ваучерами 131494   4
Обыкновенные акции для приобретения должностными лицами администрации по 1000 руб. за акцию 65747 5  
Итого акций в распоряжении коллектива 525977 40 17
Доля Уставного капитала в руб.:      
1. приходящаяся на одну акцию     1000
2. в среднем на одного чел. с учетом курса акций     25500
Сумма, оплаченная акционерами за приходящееся на них среднее кол-во акций, в руб.     2800
Первоначальная эффективность 1 рубля, вложенного акционером в акции (в среднем на одного акционера), в процентах     917
Акции, оставшиеся в собственности государства по цене 1700 руб. за акцию – всего 788965 60 26
из них выделено в фонд акционирования 131494 10 4
Сумма, приходящаяся в среднем на каждого работника     6800

 

С момента приватизации ОАО «УАЗ» прошло большой путь становления в тяжелейших условиях развития рыночных отношений в стране. Сразу следует отметить основной недостаток данного способа приватизации (25% «неголосующих» привилегированных акций у работников): работники предприятия так и не стали заинтересованы в улучшении работы.

За этот период в акционерном обществе появился, «хозяин» (т.е. тот, кто владеет более, чем 50% акций) в лице ОАО «Северсталь».

На заводе прошли большие структурные преобразования, появились инвестиции направленные не только на техническую реконструкцию, но и на создание новых автомобилей, отвечающих требованиям рынка. Подготовлен к выпуску дополнительный пакет акций. Поэтому особо встает вопрос развития корпоративных отношений.

ОАО «УАЗ» имеет трехзвенную систему управления, включающую общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительный орган.

Высшим органом управления ОАО «УАЗ» является Собрание акционеров. Общее руководство деятельностью ОАО «УАЗ» в промежутках между собраниями акционеров осуществляет Совет директоров под руководством председателя Совета директоров. Руководство текущей деятельностью осуществляется единоличным исполнительным органом общества – Генеральным директором.

На ОАО «УАЗ» создано Управление собственностью и ценными бумагами, основной целью деятельности которого является совершенствование системы управления имуществом, акциями (вкладами, долями) и другими активами, принадлежащие ОАО «УАЗ» на праве собственности и повышение эффективности их использования, предотвращение убытков, возникающих в сфере корпоративных отношений.

Задачи управления:

1. формирование и ведение реестра недвижимого имущества ОАО «УАЗ»;

2. контроль за эффективным использованием основных фондов, недвижимости, земельных участков и других активов;

3. принятие мер по повышению эффективности использования основных средств, акций (вкладов, долей) и других активов, принадлежащие ОАО «УАЗ» на праве собственности, увеличению прибыли получаемой от их передачи в хозяйственное ведение по договорам аренды, учредительным договорам о создании обществ и иным основаниям;

4. проведение экономической экспертизы целесообразности создания новых предприятий и организаций с участием ОАО «УАЗ»;

5. обеспечение контроля за сохранностью и использованием по назначению, имущества ОАО «УАЗ» переданного сторонним организациям в хозяйственное ведение;

6. подготовка экономически обоснованных предложений руководству ОАО «УАЗ» для принятия решений по эффективному использованию собственности и предотвращению убытков, возникающих в сфере управления собственностью;

7. формирование информационной картотеки материалов по вопросам теории и практики корпоративного управления, эффективного использования собственности;

8. организация хранения и обеспечение сохранности документов, поступивших в архив Управления собственности и ценных бумаг;

9. проведение анализа конъюнктуры рынка ценных бумаг, с целью определения возможности выпуска и размещения эмиссионных ценных бумаг;

10. подготовка проспектов эмиссий ценных бумаг;

11. участие в организации и проведение годовых и внеочередных собраний акционеров;

12. исполнение обязательств ОАО «УАЗ» перед органами государственной власти, акционерами, инвесторами и другими участниками корпоративных отношений;

13. исполнение договоров, заключенных с держателем реестра акционеров ОАО «УАЗ» /23/.

В 1992 году после приватизации и создания ОАО «УАЗ» земля, занятая под промплощадку действующего предприятия с целью его перспективного развития, была оформлена в аренду. В 1997 году ОАО «УАЗ» используя свое право как приватизируемое предприятие на выкуп земельного участка обратилось в администрацию области с просьбой продать арендуемую землю. В результате вышло распоряжение Главы администрации Ульяновской области, разрешающее продать с рассрочкой платежа автозаводу, участок, занятый промплощадкой. И в апреле 1999 года было получено Свидетельство о праве собственности на землю, выданное Департаментом области. Ульяновский автомобильный завод стал полноправным собственником земли.

ОАО «УАЗ» как собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение дает возможность обладать землей на основании закона, то есть учитывать ее на балансе определять как часть своего хозяйства. Пользование позволяет самостоятельно хозяйствовать на земле: строить, использовать землю на усмотрение собственника в рамках целевого назначения. Собственник по своему усмотрению может продать земельный участок, сдать в аренду, заложить. Предприятию выгодно сдавать свои земли в аренду. Земельный налог, который акционерное общество платит за землю, минимум в 1,5 раза ниже арендной платы, взимаемой со сторонних организаций, размещенных на территории предприятия. Наличие земли в собственности – одно из условий работы с иностранным инвестором. Теперь у ОАО «УАЗ» появилась возможность привлекать на предприятие инвестиции.

В феврале 2000 года на заводе вышел приказ по эффективному использованию земель промплощадки автомобильного завода, в соответствии с которым должен быть разработан вариант генплана перспективного развития. В рамках которого предусматривается строительство участка по переработке промотходов, металлургического производства с целью получения экологически чистых отходов или экологически чистых сертифицированных изделий для их реализации. В настоящее время разрабатывается технологическая и проектная документация и изыскиваются финансовые возможности. Проведена инвентаризация объектов недвижимости на территории промплощадки.

Но самым главным вопросом в управлении собственностью на заводе всегда были вопросы расширения и обновления производственных мощностей и оборудования с целью подготовки и выпуска новых современных моделей автомобилей. В то же время заводу систематически недоставало оборотных средств. Поэтому было принято стратегическое решение выпускать новые модификации «уазиков» в небольших количествах. За пример было взято опытно-промышленное производство (ОПП) на ВАЗе. Время показало, что был выбран правильный путь.

В 1997 году на заводе был пущен новый цех «3160» и организовано производство автомобилей малых серий (ПАМС). Первой освоенной здесь моделью стал «УАЗ-3153» с удлиненной базой. С 5 августа 1997 года с ленты главного конвейера сошла первая опытная партия «УАЗ-3160». Этот автомобиль по своим техническим и экономическим параметрам полностью удовлетворяет требованиям, предъявленным автомобилям данного класса, может эксплуатироваться во всех климатических зонах России. Примененные технические решения позволяют повысить надежность, увеличить ресурс до 220 тыс. км. Установка новых двигателей, как бензиновых, так и дизельных (от 100 до 120 л.с. – «Волжские моторы», «Мерседес», «Пежо», «VM»), позволит в зависимости от типа дорог снизить расход топлива до 14 литров на 100 км.

В течение 1996-2000гг. УАЗ реализовал 1-й этап обновления выпускаемой автомобильной техники, поставив на производство новый джип модели УАЗ-3160. Параллельно проведена глубокая модернизация серийно выпускаемых автомобилей. На базе серийных джипов организованы производства: длиннобазового автомобиля УАЗ-3153, автомобиля модели УАЗ-3159 с двигателем с электронным впрыском топлива модели ЗМЗ-409 производства Заволжского моторного завода. Серийный выпуск автомобиля начат в январе 2001 года.

К роме того, закончена подготовка производства и начат серийный выпуск новых моделей автомобилей на базе малотоннажных автомобилей:

1. УАЗ-39094 (Фермер-1) с пятиместной кабиной металлической платформой;

2. УАЗ-39095 (Фермер-2) со спальным местом в кабине и металлической платформой.

Проделанная работа по расширению модельного ряда выпускаемой автомобильной техники позволила ОАО «УАЗ» сохранить свой рынок сбыта автомобилей в общем объеме реализации автомобильной техники в Российской Федерации и странах СНГ.

В 1998 г. УАЗ приступил к сборке автомобилей с дизельным двигателем УАЗ-31604. В перспективе - появление гаммы автомобилей на базе нового грузового шасси, где будут и современный автобус, новый грузовик и новый вариант фермерского автомобиля.

С целью обеспечения западных рынков сбыта УАЗ имеет стратегическую программу по комплектации выпускаемых автомобилей новыми моделями деталей, обеспечивающими требованиями Евро-2 по экологии. В настоящее время часть автомобилей комплектуется двигателями с электронным впрыском топлива производства: Заволжского моторного завода (мод. ЗМЗ-409) и ОАО «Волжские моторы» (мод. 4213 и мод. 420).

К роме того, ведутся работы по комплектации автомобилей дизельными двигателями Заволжского моторного завода, ГАЗ и, частично, импортными.

В течение 1996-2000 гг. на УАЗ организованы новые производства:

1. Производство мостов новой конструкции, что позволило увеличить ресурс мостов в 2 раза по сравнению с серийно выпускаемыми;

2. Производство передних дисковых тормозов взамен барабанных;

3. Производство 5-ти ступенчатой коробки передач для комплектации автомобилей новых моделей УАЗ-3160 и УАЗ-3162.

А втомобили комплектуются новыми узлами:

1. Диафрагменное сцепление взамен рычажного, что позволило увеличить ресурс в 2 раза;

2. Гидро усилитель рулевого управления взамен старой конструкции с червячным зацеплением, что улучшило управление автомобилей.

В течение 1996-2000гг. УАЗ проделал большую работу по разработке нового малотоннажного автомобиля полукапотной компоновки типа «Мультивэн». Базовый вариант предлагаемого автомобиля имеет 7-9 местный кузов при базе 3000 мм. Имеется модификация, в которой могут разместиться до 12 человек.

Важным шагом в управлении собственностью на АО «УАЗ» является организация сборочных производств на сторонних площадях, в том числе за рубежом. Такой подход снижает затраты, нагрузку на основные производственные мощности, уменьшает налоговую базу.

Например, в августе 2003 г. года ОАО «УАЗ» экспортировало на Кубу 48 машкомплектов. Это автомобили УАЗ-31512 с инжекторным двигателем ЗМЗ-409.10. Всего до конца года автозавод планирует поставить 144 таких машкомплекта. В настоящий момент руководством ОАО «УАЗ» прорабатывается вопрос о возможности поставки на Кубу сборочных комплектов других моделей семейства УАЗ.

В ближайшей перспективе Ульяновский автозавод планирует открыть сборочные производства в Польше по сборке автомобилей УАЗ Симбир (3162) объемом 500-1000 шт./год; в Египте по сборке автомобилей УАЗ Симбир (3160/62) объемом 500-1000 шт./год и в Эфиопии по сборке автомобилей УАЗ 31512 объемом 500 шт./год.

Основною долю собственности на заводе составляют основные фонды, поэтому их обновление является важной производственной необходимостью.

В связи с этим з а 1996-2000 гг. на заводе проделан большой объем работ по разработке и внедрению мероприятия комплексного плана развития науки и техники. За эти годы в основных цехах действующего производства внедрено: 770 организационно технических мероприятий, внедрение которых обеспечило экономию в сумме 79,2 млн. руб. За счет внедрения новых технологических процессов обеспечено снижение технологической трудоемкости выпускаемой автомобильной техники на 865,0 тыс. нормочасов. Рационализировано 1309 рабочих мест, механизирован рабочий труд у 576 работающих. С целью повышения технического уровня производства за эти годы в цехах основного производства внедрено 335 единиц технологического оборудования, в том числе 11 автоматических линий и 137 единиц высокопроизводительного оборудования. Внедрение высокопроизводительного оборудования позволило высвободить 307 единиц морально устаревшего и физически изношенного оборудования. С целью внедрения новых технологий УАЗ привлекал к совместной работе до 50 научно-исследовательских, проектно-конструкторских институтов и учебных заведений.

В соответствие с е жегодными планами технического перевооружения действующего производства построено и введено в эксплуатацию 96 объектов и освоено более 100,0 млн. руб., из них около 48,0 млн. руб. СМР (Таблица 8).

 

Таблица 8.

Обновление основных производственных фондов за 2002 г., тыс. руб.

Наименование показателя Сумма
Ввод основных фондов, тыс. руб. 108906,0
Источники капвложений, тыс. руб.:  
собственные средства, в том числе: 64829,9
прибыль 3000,0
амортизация 61822,9
привлеченные средства, в том числе: 41673,4
от физических лиц (облигационный заем) 15816,4
кредит банка 22312,0
от долевого участия 3000,0
кредиты поставщиков 545,0

 

Объем капвложений составил 106503,3 тыс. руб. при плане 98114,0 тыс. руб., что составляет 108,6% к плану и 159% к объему 2000 г.

В прессово-сварочном производстве введена в эксплуатацию поточная линия тяжелых прессов с усилием 800 т/с, сдан в эксплуатацию участок по производству металлической платформы для грузовых автомобилей. В механосборочном производстве внедрена в производство линия по обработке тормозного барабана, участок сборки мостов новой конструкции. В Управлении главного конструктора сдан в эксплуатацию «Дизайн центр» с макетной мастерской для работы над новыми перспективными моделями автомобилей. В производствах внедрено 5000 погонных метров конвейеров, 20,0 тыс. ед. оборотной тары, 330 ед. подъемно-механизированных складов.

З а последние 2 года, в связи с освоением новых автомобилей, проведена большая работа в транспортно-складском хозяйстве завода. Реконструированы транспортные системы в прессово-сварочном и сборочно-кузовном производствах. Расширены производственно-складские помещения в кузовном цехе N1 за счет ввода в эксплуатацию галереи между механосборочными корпусами N1 и N2.

УАЗ внедрил технологический процесс по изготовлению сложной технологической оснастки по сквозной компьютерной технологии с использованием математической модели объекта.

Последние данные по выполнению плана производства говорят, что автозавод уверенно выполняет намеченную стратегию развития производства.

Так, в июне 2003 года с главного конвейера Ульяновского автомобильного завода сошло 6 509 автомобиля, что на 176 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Из них: 741 – грузовых, 3042 – легковых, 1 574 – автобусы, 1 152 – спецавтомобилей.

Товарной продукции произведено на сумму 850,5 млн. руб., что превышает прошлогодние показатели на 177,5 %. Отгружено продукции за июнь на сумму 869,4 млн. руб.

Завод постепенно наращивает производство автомобилей новых серий УАЗ-3160/62. В июне 2003 года было произведено 217 автомобилей УАЗ-3160, что в 5,9 раза больше, чем в июне 2002 года. УАЗ-3162 «Симбир» выпущено 71 автомобиль, что в 3,7 раза больше, чем в июне прошлого года.

На экспорт поставлено автомобилей и машкомплектов – 1 019. Это превышает показатели прошлого года на 156,5 %.

Амортизационные отчисления являются основным источником на ОАО «УАЗ» для погашения долговых обязательств с кредиторами – поставщиками импортного оборудования, а также финансирования объектов строительства и приобретения основных средств, в связи с чем в 2002 году применялся механизм ускоренной амортизации на активную часть основных средств с коэффициентом 1,5, что дало возможность получить дополнительно 21,1 млн. руб. /23/.

Грамотное управление собственностью предполагает составление бизнес-планов (Таблица 9). К этому вопросу на заводе подходят ответственно и в бизнес-плане отражают очередные задачи на предстоящий год. Главной задачей, которая ставится перед менеджментом предприятия – обеспечить выполнение бюджета (бизнес-плана) 2003 года, всех его показателей, которые устанавливаются собственниками ОАО «УАЗ».

Таблица 9.

Бизнес-план на 2003 год

№ п/п Наименование показателей Данные по бюджету Факт за 2002 г.
1. Ввод основных фондов, тыс. руб. 159040 108906
2. Средства на капитальный ремонт, млн. руб. 17,4 -
3. Индекс роста доходов от продажи новых моделей УАЗ 1,54 1,56
4. Доля расходов в выручке, % 69,4 80,2
5. Минимальная тарифная ставка I разряда, руб. 1000 -
6. Минимальный уровень среднемесячной зарплаты, руб. 3317 2782  
7. Удельный вес ФОТ в выручке, % 19,2 23,0
8. Выручка на одного работника, руб. 207 145,5
9. Выручка с единицы продукции, руб. 3000 2402
10. Количество готовой продукции на одного работника, ед. 69 60,6
11. Операционная прибыль на одного работника, тыс. руб. 64,8 28,8
12. Операционная прибыль на единицу продукции, руб. 939 476
13. Доля амортизационных отчислений в общей сумме расходов, % 16,1 16,9

 

С целью финансирования бюджета на ОАО «УАЗ» проводится большая работа по обеспечению оборотными средствами. Так решением Правления «Альфа-банка» для Ульяновского автомобильного завода установлен индивидуальный лимит кредитования.

О бщий лимит кредитования, установленный «Альфа-банком» для Ульяновского автомобильного завода, составил 7 млн. долларов США. Это позволит УАЗу привлекать краткосрочные кредиты на финансирование текущей деятельности /8/.

 

Рекомендации по совершенствованию управления собственностью

 

ОАО «УАЗ» необходимо разработать свою собственную политику на рынке ценных бумаг, направленную на поддержание высокого спроса на свои акции. Данная политика должна психологически воздействовать на потенциальных инвесторов, поддерживать престиж ОАО «УАЗ» и стимулировать спрос на акции. Для обеспечения такого стимулирования управлению ценных бумаг следует активнее работать с акционерами и потенциальными инвесторами, рассылать им информацию, отчеты и планы, подготовленные акционерным обществом.

Сейчас не секрет, что предыдущее руководство ОАО «УАЗ» не контролировало надлежащим образом финансовые потоки предприятия, закупочные цены на комплектующие и материалы, не вело надлежащий учет готовой продукции, процветало воровство и расчеты неоприходованными денежными средствами («черный нал»).

В связи с вышесказанным важным вопросом в управление собственностью является контроль использования финансовых ресурсов с учетом их рыночной стоимости - актуальный вопрос сегодня для ОАО «УАЗ». С этой целью можно рекомендовать внесения изменений в организационную структуру контроля за финансами (Рис. 10). Для этого разделить функции получения доходов (коммерческий департамент), расходования средств (финансовый департамент) и ведения бухгалтерского учета (бухгалтерия), что позволяет вести тройной контроль за финансовой деятельностью.

 

    Централизованная бухгалтерия    
  бухгалтерский учет    
доходы Коммерческий департамент   Финансовый департамент расходы

 

Рис. 10 Предлагаемая схема контроля финансовой деятельности на ОАО «УАЗ»

 

По этой схеме коммерческий департамент отвечает за доходы предприятия, организует планирование и учет доходов. Финансовая дирекция осуществляет планирование расходов и инвестиций, вырабатывает налоговую политику, сводит общий бюджет компании. Бухгалтерия ведет пассивный учет деятельности в соответствии с требованиями законодательства.

При такой организации акционерам проще проследить возможные злоупотребления со стороны должностных лиц.

На сегодня же на ОАО «УАЗ» две из представленных функций объединены в одно подразделение: функции учета доходов и расходов одновременно осуществляет финансовая дирекция. Такое совмещение позволяет совершенно независимо и незаметно для акционеров (а порой и для исполнительного руководства) высасывать из предприятия финансовые ресурсы.

С одной стороны руководители ОАО «УАЗ» должны быть заинтересованы в сохранности и приумножении собственности, с другой стороны, все в итоге решают конкретные люди. Однако, можно рекомендовать выстраивать логические схемы управления, минимизирующие возможность злоупотреблений и неэффективной работы. В связи с этим можно рекомендовать второй принципиальный момент - определить принципы стимулирования деятельности высших должностных лиц ОАО «УАЗ», иными словами принципы оплаты труда руководителей. Чем теснее официальные финансовые интересы руководства автозавода связаны с финансовыми интересами акционеров - тем эффективнее (с точки зрения акционеров) будет управление собственностью и менее актуальным вопрос контроля.

С этой целью можно рекомендовать популярный на Западе прием, который состоит в том, что значительную часть доходов высших должностных лиц составляют опционы - права на покупку акций своей компании в будущем по определенной цене. Например, сейчас рыночная цена акции ОАО «УАЗ» составляет 100 руб. Контрактом с генеральным директором можно предусмотреть, что он сможет через год купить 5% акций автозавода по цене 120 руб. Таким образом, он заинтересован в том, чтобы к концу года рынок оценивал акции автозавода выше, чем 120 руб. При этом, несмотря на большой доход директора - акционеры получают еще больше.

Руководству ОАО «УАЗ» необходимо практически решать проблему приобщения работников завода к владению собственностью. С этой целью можно рекомендовать внесение в устав акционерного общества статьи, предоставляющей право на льготных условиях передать его работникам в собственность определенное количество акций из фонда акционирования работников предприятия (ФАРП). Для этого необходимо предусмотреть выделение установленной уставом части прибыли на основании пункта 2 статьи Закона «Об акционерных обществах». При этом существенно будет развиваться мотивация работников к труду на основе увеличения доли их собственности и формироваться потребность участвовать в управлении.

Острой проблемой для развития новых производств на автозаводе остается дефицит инвестиций. Здесь возможны следующие направления ее решения:

1. Невыплата ежегодных (промежуточных) дивидендов с направлением соответствующих средств на реинвестирование (так называемое самофинансирование).

2. Увеличение уставного капитала акционерного общества посредством вторичной эмиссии акций с последующим размещением на фондовом рынке их пакетов, не ставящих под угрозу самостоятельность автозавода.

3. Привлечение инвестиций под залог собственности (в том числе акций и облигаций).

4. Сдача движимого и недвижимого имущества в аренду с последующим направлением арендной платы на инвестирование или на аренду с выкупом.

5. Продажа неиспользуемого ликвидного имущества с последующим направлением вырученных средств на инвестирование или его передача (в том числе на безвозмездной основе) некоммерческим организациям).

Можно рекомендовать на 2003 год следующие мероприятия, направленные на совершенствование управления собственностью на ОАО «УАЗ»:

1. дальнейшее совершенствование системы бюджетирования и инвестиционного планирования;

2. внедрение международной системы бухгалтерского учета;

3. реформа корпоративного управления с целью внедрения раздельного учета затрат, направленного на достижение более высоких показателей эффективности деятельности подразделений завода;

4. с целью снижения стоимости все закупки оборудования вести централизованно только через дирекцию материально-технического снабжения;

5. полностью отказаться от взаимозачетов и расчеты вести только денежными средствами.

 

 


Заключение

 

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.