Глава 3. Тема безмолвия в стихотворениях С.С.Аверинцева — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Глава 3. Тема безмолвия в стихотворениях С.С.Аверинцева

2021-04-19 50
Глава 3. Тема безмолвия в стихотворениях С.С.Аверинцева 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Тема безмолвия звучит во многих стихотворениях С.С.Аверинцева. Она является сквозной темой всего сборника духовных стихов и имеет два источника.

Во-первых, безмолвие тесно связано с традицией исихазма. Собственно само слово - исихазм (от греч. ησυχια) и переводится как «покой», «безмолвие». Древнейший смысл исихазма - уединенное, отшельническое монашество (в отличие от общежительного), протекающее в безмолвии; молчальничество. Преподобный Исаак Сирин говорит, что «безмолвие есть начало очищения души». Эта же мысль отражена и в стихотворении С.С.Аверинцева «Обитель»:

Здесь молчания струи отмывают

скверну от слуха и от сердца…

Сущность подвига молчальничества состоит не в наружном удалении от общительности, но в безмолвии ума, в отречении от всяких житейских помыслов для полного посвящения себя Господу. Поэтому безмолвие всегда связано с совершением умного делания, то есть мысленной брани, направленной против греховных помыслов. Цель мысленной брани - уничтожение страстей, питаемых помыслами. Главное средство умного делания - Иисусова молитва. Молитва Иисусова также называется умно-сердечным деланием, поскольку требует объединения ума и сердца в призывании имени Иисуса Христа. Святитель Феофан Затворник говорит: «Умная молитва состоит в том, чтобы умом в сердце предстоять пред Богом». Опыт овладения Иисусовой молитвой очень поэтично описал С.С.Аверинцев в своем «Стихе о имени Иисусовом»:

 

…немолчного безмолвия возглас,

оглашающий пещеры сердца,

ума глагол безглагольный,

моление, с дыханием слито…

 

И далее:

 

…и ведома тем немногим,

что в неленостном своем сердце

слезные труды прилагают,

о тебе веселяся тайно.

 

Во-вторых, тема безмолвия уже знакома русской литературе. Многие писатели и поэты 19 века обращались к этой теме. Одним из них был Ф.Тютчев с его знаменитым стихотворением «Silentium!».

Молчание может быть молчанием от пустоты или же молчанием от полноты внутреннего содержания человека. Так вот, молчание в стихотворении Ф. Тютчева - это молчание, идущее от знания, от полноты:

 


Лишь жить в себе самом умей -

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум…

 

У поэта Вячеслава Иванова можно найти такое толкование этого стихотворения: в «Silentium!» выразилось «осознание общей правды о наставшем несоответствии между духовным ростом личности и внешними средствами общения: слово перестало быть равносильным содержанию внутреннего опыта». Эту мысль в некоторой степени подтверждают строки:

 

Как сердцу высказать себя?..

…Мысль изреченная есть ложь.

 

Таким образом, можно сказать, что молчание у Ф.Тютчева - это состояние невозможности выразить словами внутреннего опыта души.

Эта мысль находит отражение в «Стихе о стихах духовных, или прение о Руси» С.С.Аверинцева, но немного в другом освещении:

 

В безумии моем вопрошаю:

не сия ли тайна открылась,-

не ответчиво и не словесно,

не в речи отчетливой и внятной,

не в уроке, какой возможно

от слова вытвердить до слова,

а вытвердив умом осмыслить,

но только в видении, столь беглом,

что видевший изумевает,

изумевая же немеет,

а после, в разум пришедши,

едва ведает, что видел, -…

И далее:

Как немой, видения сподобясь,

знаками о нем возвещает, -

не так ли в немотстве нашем

святые мы писали иконы,

что нудят око плотское

во плоти зреть не по плоти?

 

Этот монолог ведется от лица русского народа, который не может высказать своих чувств от созерцания высшей тайны. Так и у Ф.Тютчева лирический герой, а скорее всего, сам поэт, призывая неведомого адресата к молчанию, убежден в невозможности высказать то, что лежит на сердце человека. А если все-таки попытаться, в таком случае «поймет ли он, чем ты живешь»? Но в стихотворении С.С.Аверинцева совершенно четко определено, что то, что невозможно выразить есть следствие Божественного Откровения. Поэтому с безмолвием у С.С.Аверинцева обязательно связано нечто таинственное, не вместимое уму человека. Эту связь особенно ярко подчеркивает использованный автором художественный прием - оксюморон: «немолчного безмолвия возглас», «ума глагол безглагольный», «молчание поет», «молчание звучит, как беззвучная молитва», «молчание смолкает», «безмолвием поем и славим».


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.