Глава 5. Образ грешницы-блудницы в «Стихе о жене, ятой в блудодеянии» С.С.Аверинцева — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Глава 5. Образ грешницы-блудницы в «Стихе о жене, ятой в блудодеянии» С.С.Аверинцева

2021-04-19 53
Глава 5. Образ грешницы-блудницы в «Стихе о жене, ятой в блудодеянии» С.С.Аверинцева 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Тема евангельской грешницы от популярной «Грешницы» (1857) А.К.Толстого до «Магдалины» (1949) Б.Л.Пастернака, одна из наиболее разработанных в русской поэзии. С.С.Аверинцев явился продолжателем этой темы в русской духовной поэзии кон. 20 - нач. 21 вв.

Рассказ о женщине, взятой в прелюбодеянии, имеющийся только в Евангелии от Иоанна, исторически достоверен и был сохранен в устной традиции до своей интерполяции в канонический текст Нового Завета. Поскольку имя женщины не названо, то можно лишь предполагать, о ком из трех евангельских грешниц повествует апостол Иоанн: Мария из Магдалы, Мария, сестра воскрешенного Лазаря или безымянная грешница. Западная традиция в Марии Магдалине, как образе кающейся блудницы, объединяет образы всех трех евангельских грешниц.

Сравнивая стихотворения разных поэтов на данную тематику с аверинцевским, сразу необходимо обратить внимание на названия стихотворений. С.С.Аверинцев именует свое стихотворение «Стихом о жене, ятой в блудодеянии», у других же поэтов, таких как А.И.Полежаев, А.К.Толстой, В.В.Крестовский, стихотворения носят название «Грешница», а, к примеру, у А.А.Фета и Д.Д.Минаева - «Блудница». Это говорит о том, что название С.С.Аверинцева с лексической точки зрения в большей степени приближено к церковнославянскому языку - это во-первых.

Во-вторых, и что, наверное, особенно важно, в самом названии не проскальзывает и нотки осуждения героини стихотворения, в то время как, другие приведенные здесь названия несут в себе оттенок осуждения и звучат как приговор, отражающий всю сущность человеческого суда. А также эти названия напоминают некое клеймо, ограничивающее действия человека и вызывающее у народа соответствующее отношение к нему. У С.С.Аверинцева название стихотворения указывает на поступок женщины, осуждая не саму женщину, а грех, совершенный ею. Как и Христос осуждает грех, но не людей, желая расположить их к покаянию. Поэтому слова Его, обращенные к женщине, - «И Я не осуждаю тебя: иди, и впредь не греши», - имеют такой смысл: «И Я не наказываю тебя за твой грех, но хочу, чтобы ты покаялась: иди, и впредь не греши».

«Стих о жене, ятой в блудодеянии» начинается авторской речью, которая пунктуационно не отделена от речи женщины:

 

Жена, повинная смерти,

за стыдным застигнута деяньем,

я ныне стою пред Тобою

в сомкнутом кругу вопиющих…

 

Авторская речь нужна лишь для обозначения той, от чьего лица дано будет описание происходящего. Таким образом, как и в стихотворении М.И.Цветаевой «Магдалина» и одноименном стихотворении Б.Л.Пастернака говорит сама героиня, и возникающую перед нами картину мы видим ее глазами.

Образ женщины в стихотворении С.С.Аверинцева живо встает перед глазами благодаря сравнению «и голова моя никнет, / что плод, сверх меры перезрелый». А также, облекая одну мысль в разные выражения («Из-под век приспущенных чуть вижу, / потупясь, едва различаю»), автор способствует лучшему пониманию читателем образа героини.

В стихотворении С.С.Аверинцева женщина «за стыдным застигнута деяньем». Эта фраза практически соответствует евангельскому тексту. Отличие состоит лишь в том, что «деянью» дается определение - «стыдное». В сочетании «за стыдным застигнута» видна игра звуков стыд- / стиг-. Словно второе слово «застигнута» хочет повторить первое, как бы делая акцент на определении «стыдное» и останавливая на нем внимание читателя.

Далее женщина говорит о себе:

 

я…на суд поставлена последний,

последнего жду приговора…

 

Рефрен (эпонафора), использованный здесь автором, усиливает весь трагизм ситуации, в которой женщина не ждет никакой пощады от народа.

В стихотворении не упоминается о словах Спасителя, обращенных к книжникам и фарисеям: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень», так как женщина ничего не слышит из-за переживаемого ею волнения:

 

Мои уши речей не слышат,

слышат крови моей биенье;

мои очи неотступно смотрят

на камни под моими стопами…

Она только чует:

стихнула буря,

безглагольно окрест и безлюдно -…

 

Автор не зря употребил здесь именно этот глагол - чуять. Словарь В.И.Даля дает такое толкование этому слову: «чуять - познавать чувствами, ощущать, чувствовать, особенно осязанием, обонянием, также слухом, но не зрением». Таким образом, автор дает понять внутреннее состояние женщины: она всем своим существом почувствовала не только, что смерть ее миновала, но, самое главное, то, что она получила прощение и надежду. Эта деталь также помогает читателю живее представить образ героини и проникнуться ее переживаниями.

В описании фарисеев, и книжников, «что так рьяны были, так яры» также прослеживается игра звуков: «рьяны» - «яры». Аллитерация в данном стихе строфы, выраженная повтором согласного [р] образнее представляет читателю вопиющую и разгневанную толпу народа, не знающего пощады и слепо следующую закону.

В отличие от стихотворения «Грешница» В.В.Крестовского, где в описании фарисеев он «нагнетает осуждающий пафос, нанизывая плоские эпитеты: «беззаконный фарисей, // Лукавый сын», «злобный взор», его грешница стоит перед озлобленной толпой» и т. д.», С.С.Аверинцев в «Стихе о жене, ятой в блудодеянии» следует евангельскому тексту, никого не осуждая.

Тема пришедшей к Христу грешницы стала в русской поэзии темой философски и религиозно-нравственно насыщенной, приобретя собственную традицию.


Заключение

 

Анализируя духовную поэзию С.С.Аверинцева, можно выявить одну общую тему, которая проходит практически через все его стихи с большей или меньшей степенью выраженности. Это тема безмолвия. Ее истоками являются:

1) традиция исихазма

2) поэзия Ф.Тютчева, в частности его стихотворение «Silentium!».

Побочной является одна из наиболее разработанных тем в русской поэзии - тема евангельской грешницы, представленной у С.С.Аверинцева в «Стихе о жене, ятой в блудодеянии». Главное, чем выделяется этот стих из других духовных стихов данной тематики, то, что сам автор избегает всяческого осуждения героев своего стихотворения. Это проявляется как в самом названии, так и в подборе эпитетов для создания образов героев. Поэт точно следует евангельскому тексту.

В данной работе также проанализирован образ Иисуса Христа, в изображении Которого у С.С.Аверинцева соединяются две традиции:

1) традиция 18 века, рассуждающая о Всетворце, Владыке и Судии;

2) традиция 19 века, ищущая во Христе, прежде всего, религиозно-нравственный идеал.

Однако С.С.Аверинцев создает образ Владыки и Судии не с целью устрашить человека или сделать Бога недоступным для него, а наоборот, показать насколько Он любит Свое творение.

Также С.С.Аверинцев создает «свой» образ Христа, образ близкого, верного, вечного Друга.

 


Список литературы

 

1. Аверинцев С.С. Духовные слова. - М.,2007. - С. 180.

2. Аверинцев С.С. Избранные псалмы. - М., 2005. - С. 115.

.   Аверинцев С.С. От берегов Босфора до берегов Евфрата / Антология ближневосточной литературы I тысячелетия н.э. - М., 1994.

4. Аверинцев С.С. Стихи духовные. - К., 2003. - С. 3.

5. Аверинцев С.С. Связь времен. - К., 2005.

6. Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. - К., 2006. - С. 487.

7. Безмолвие // http://optina.org.ru/books/sokrovistchnitsa/b/bezmolvie/ alltext.htm

.   Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI - XIX вв. / Сост., вступит. статья, примеч. Л.Ф.Солощенко, Ю.С.Прокошина. - М., 1991.

9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - Т. 2.

.   О духовном направлении в русской поэзии XIX в. и поэме Д.Благово «Инок» // http://www.allosponsor.comseminary. ugresha.org/ books/reviews/index.php?REVIEW=738

.   О непрестанной молитве. Поучения святителя Феофана Затворника // http://www.hesychasm.ru/library/feofan01/txt05.htm

.   Похвальное слово филологии // http://lit.1september.ru/articlef.php? ID=200700118

.   Пути просвещенияи свидетели правды: Личность. Семья. Общество. / Сост. Сигов К. - К., 2004.

.   Романов Б.Н. Христос в русской поэзии XVII - XX вв. - М., 2001.

.   Судьба и весть Осипа Мандельштама // http://lit-terra.by.ru/library/ lit/averincev_mandelshtam.htm#com1a

16. Федотов Г. Стихи духовные. (Русская народная вера по духовным стихам). - М.,1991. - С.33.

.   Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999. - С. 94.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.