Глава 1. Обзор проблематики трудов С.С.Аверинцева — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Глава 1. Обзор проблематики трудов С.С.Аверинцева

2021-04-19 76
Глава 1. Обзор проблематики трудов С.С.Аверинцева 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

Глава 1. Обзор проблематики трудов С.С.Аверинцева

Глава 2. Композиция сборника стихов С.С.Аверинцева

Глава 3. Тема безмолвия в стихотворениях С.С.Аверинцева

Глава 4. Образ Иисуса Христа в поэзии С.С.Аверинцева

Глава 5. Образ грешницы-блудницы в «Стихе о жене, ятой в блудодеянии» С.С.Аверинцева

Заключение

Библиография


Введение

Актуальность. Сложность исследования религиозной поэзии состоит в том, что ее анализ происходит на грани литературоведения и богословия, который требует от исследователя одинаковой компетентности в обеих сферах науки. Наиболее полное собрание русских духовных стихов - «Калики перехожие» П. А. Бессонова (1861 - 63); наиболее интересное богословское истолкование - книга «Стихи духовные» Г. П. Федотова (1991).

С.С.Аверинцев продолжает одно из главных направлений русской культуры - духовные стихи. Его поэтическое, художественное творчество - еще одна грань многообразного филологического гения Аверинцева. К числу поэтов к. 20 - н. 21вв., обращавшихся к религиозно-богословским темам в своем творчестве, относятся также О.Седакова, И.Бродский и Т.Кибиров.

Творчество С.С.Аверинцева представляет собой гармоничное сочетание глубины и широты научных знаний и точности богословской мысли. В его стихах, ориентирующихся на европейский фольклор и поэзию, предстает вся мировая культура.

Данная работа является попыткой проанализировать духовную поэзию С.С.Аверинцева с точки зрения основных образов и тематики его стихов.

Объектом исследования нашей работы является религиозно-богословская поэзия С.С.Аверинцева, а предметом - основные образы и тематика стихов поэта.

Цель исследования - выявить своеобразие духовной поэзии С.С.Аверинцева. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие з адачи:

1) осуществить обзор проблематики трудов С.С.Аверинцева;

2) проанализировать духовные стихи поэта;

)   определить основную тему его поэзии;

)   выявить истоки данной темы;

)   сравнить основной образ в религиозно-богословских стихах С.С.Аверинцева с образами в духовной поэзии других русских писателей и поэтов

)   и установить сходства и различия в создании этого образа.

Научная новизна заключается в системном, сравнительном анализе духовных стихов С.С.Аверинцева.

аверинцев духовный поэт религиозный


Заключение

 

Анализируя духовную поэзию С.С.Аверинцева, можно выявить одну общую тему, которая проходит практически через все его стихи с большей или меньшей степенью выраженности. Это тема безмолвия. Ее истоками являются:

1) традиция исихазма

2) поэзия Ф.Тютчева, в частности его стихотворение «Silentium!».

Побочной является одна из наиболее разработанных тем в русской поэзии - тема евангельской грешницы, представленной у С.С.Аверинцева в «Стихе о жене, ятой в блудодеянии». Главное, чем выделяется этот стих из других духовных стихов данной тематики, то, что сам автор избегает всяческого осуждения героев своего стихотворения. Это проявляется как в самом названии, так и в подборе эпитетов для создания образов героев. Поэт точно следует евангельскому тексту.

В данной работе также проанализирован образ Иисуса Христа, в изображении Которого у С.С.Аверинцева соединяются две традиции:

1) традиция 18 века, рассуждающая о Всетворце, Владыке и Судии;

2) традиция 19 века, ищущая во Христе, прежде всего, религиозно-нравственный идеал.

Однако С.С.Аверинцев создает образ Владыки и Судии не с целью устрашить человека или сделать Бога недоступным для него, а наоборот, показать насколько Он любит Свое творение.

Также С.С.Аверинцев создает «свой» образ Христа, образ близкого, верного, вечного Друга.

 


Список литературы

 

1. Аверинцев С.С. Духовные слова. - М.,2007. - С. 180.

2. Аверинцев С.С. Избранные псалмы. - М., 2005. - С. 115.

.   Аверинцев С.С. От берегов Босфора до берегов Евфрата / Антология ближневосточной литературы I тысячелетия н.э. - М., 1994.

4. Аверинцев С.С. Стихи духовные. - К., 2003. - С. 3.

5. Аверинцев С.С. Связь времен. - К., 2005.

6. Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. - К., 2006. - С. 487.

7. Безмолвие // http://optina.org.ru/books/sokrovistchnitsa/b/bezmolvie/ alltext.htm

.   Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI - XIX вв. / Сост., вступит. статья, примеч. Л.Ф.Солощенко, Ю.С.Прокошина. - М., 1991.

9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - Т. 2.

.   О духовном направлении в русской поэзии XIX в. и поэме Д.Благово «Инок» // http://www.allosponsor.comseminary. ugresha.org/ books/reviews/index.php?REVIEW=738

.   О непрестанной молитве. Поучения святителя Феофана Затворника // http://www.hesychasm.ru/library/feofan01/txt05.htm

.   Похвальное слово филологии // http://lit.1september.ru/articlef.php? ID=200700118

.   Пути просвещенияи свидетели правды: Личность. Семья. Общество. / Сост. Сигов К. - К., 2004.

.   Романов Б.Н. Христос в русской поэзии XVII - XX вв. - М., 2001.

.   Судьба и весть Осипа Мандельштама // http://lit-terra.by.ru/library/ lit/averincev_mandelshtam.htm#com1a

16. Федотов Г. Стихи духовные. (Русская народная вера по духовным стихам). - М.,1991. - С.33.

.   Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999. - С. 94.

Содержание

Введение

Глава 1. Обзор проблематики трудов С.С.Аверинцева

Глава 2. Композиция сборника стихов С.С.Аверинцева

Глава 3. Тема безмолвия в стихотворениях С.С.Аверинцева

Глава 4. Образ Иисуса Христа в поэзии С.С.Аверинцева

Глава 5. Образ грешницы-блудницы в «Стихе о жене, ятой в блудодеянии» С.С.Аверинцева

Заключение

Библиография


Введение

Актуальность. Сложность исследования религиозной поэзии состоит в том, что ее анализ происходит на грани литературоведения и богословия, который требует от исследователя одинаковой компетентности в обеих сферах науки. Наиболее полное собрание русских духовных стихов - «Калики перехожие» П. А. Бессонова (1861 - 63); наиболее интересное богословское истолкование - книга «Стихи духовные» Г. П. Федотова (1991).

С.С.Аверинцев продолжает одно из главных направлений русской культуры - духовные стихи. Его поэтическое, художественное творчество - еще одна грань многообразного филологического гения Аверинцева. К числу поэтов к. 20 - н. 21вв., обращавшихся к религиозно-богословским темам в своем творчестве, относятся также О.Седакова, И.Бродский и Т.Кибиров.

Творчество С.С.Аверинцева представляет собой гармоничное сочетание глубины и широты научных знаний и точности богословской мысли. В его стихах, ориентирующихся на европейский фольклор и поэзию, предстает вся мировая культура.

Данная работа является попыткой проанализировать духовную поэзию С.С.Аверинцева с точки зрения основных образов и тематики его стихов.

Объектом исследования нашей работы является религиозно-богословская поэзия С.С.Аверинцева, а предметом - основные образы и тематика стихов поэта.

Цель исследования - выявить своеобразие духовной поэзии С.С.Аверинцева. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие з адачи:

1) осуществить обзор проблематики трудов С.С.Аверинцева;

2) проанализировать духовные стихи поэта;

)   определить основную тему его поэзии;

)   выявить истоки данной темы;

)   сравнить основной образ в религиозно-богословских стихах С.С.Аверинцева с образами в духовной поэзии других русских писателей и поэтов

)   и установить сходства и различия в создании этого образа.

Научная новизна заключается в системном, сравнительном анализе духовных стихов С.С.Аверинцева.

аверинцев духовный поэт религиозный


Глава 1. Обзор проблематики трудов С.С.Аверинцева

 

Сергей Сергеевич Аверинцев (10 декабря 1937, Москва - 21 февраля 2004, Вена) - русский ученый - филолог, культуролог, библеист и переводчик. В 1961 году окончил классическое отделение филологического факультета МГУ, где в 1967-м по теме «Плутарх и античная биография: К вопросу о месте классика жанра в истории жанра» защитил кандидатскую диссертацию. В 1981 году книга «Поэтика ранневизантийской литературы», изданная еще в 1977 году, была защищена в качестве докторской диссертации.

С.С.Аверинцев работал в таких областях науки как богословие, литературоведение, поэтика.

В богословии к сфере библейской истории, в частности, ее междузаветного периода относится работа С.С.Аверинцева «Греческая «литература» и ближневосточная «словесность»». В ней анализируются истоки взаимодействия культур ветхозаветного и эллинистического мира. Проблемы богословия Учительных книг Ветхого Завета, особенно Книги Притчей, трактуются в статье «К уяснению надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской». В переводе С.С.Аверинцева Книги Иова учтен поэтический и диалогический характер книги. Как переводчик С.С.Аверинцев, с целью подчеркнуть историческую дистанцию, отделяющую нас от Ветхого Завета, ориентируется на стилистику русского классицизма (от Г.Р.Державина до Вяч. Иванова). Перевод снабжен комментариями. Ряду аспектов библейской семантики посвящен очерк «EUSPLAGCNIA». Сравнительно-религиозный анализ Библии и миросозерцания античности содержится в книге «Поэтика ранневизантийской литературы». По материалам С.С.Аверинцева составлена 12-я глава «Истории древнего мира», в которой излагается история раннего христианства. Перевод С.С.Аверинцевым сирийских ветхозаветных и новозаветных апокрифов (в том числе гностических) помещен в его сборнике «От берегов Босфора до берегов Евфрата». В 1988-89гг. в журнале «В мире книг» опубликован комментарий С.С.Аверинцева к синодальному переводу Евангелия от Матфея. Серия блестящих и новаторских статей написаны С.С.Аверинцевым для четвертого и пятого томов «Философской энциклопедии» (1967 и 1970), и среди них «Новый Завет», «Теизм», «Теократия», «Христианство», «Эсхатология» и др. Работы С.С.Аверинцева в области богословия были мостом между гонимой Церковью и людьми, находившимися вне Церкви, но жаждавшими услышать слово о Боге. Именно из его книг многие впервые узнавали о свв. Романе Сладкопевце, Ефреме Сирине, Исааке Сирине, Иоанне Дамаскине и других отцах Церкви. Именно С.С.Аверинцев говорил о Боге, пусть прикровенно, но достаточно ясно, чтобы люди приходили ко Христу.

С 1980-х годов обозначился глубокий исследовательский интерес Аверинцева к русской поэзии, отразившийся в серии статей и подготовке изданий Вяч.Иванова (1978), Г.Державина (1985) и В.Жуковского (1985). Концом 1980-х датируется и начало систематических занятий творчеством О.Мандельштама. Как поэт конца 19 - начала 20 века О.Мандельштам был понятным С.С.Аверинцеву, который первый заговорил о Мандельштаме на таком языке, который по своей сложности адекватен мандельштамовской поэтике. Касательно облика поэта и характера его поэзии существует множество разногласий. С.С.Аверинцев подтверждает, что «в его мысли, в его поэзии, во всем его облике и впрямь есть нечто царапающее, задевающее за живое, принуждающее к выбору между преданностью, которая простит все, и нелюбовью, которая не примет ничего».

Поэзию О.Мандельштама С.С.Аверинцев называет вестью. «…если Мандельштам перестанет тревожить и озадачивать, это будет плохая примета, знаменующая окончательную победу отношения к его поэзии не как к вести, а как к вещи, утехе уже не для друзей, а для коллекционеров», - так писал С.С.Аверинцев в своей работе «Судьба и весть О.Мандельштама». В январе 1991 года С.С.Аверинцев становится первым председателем международного Мандельштамовского общества, созданного в год 100-летия со дня рождения О.Э.Мандельштама.

С.С.Аверинцев - автор многочисленных переводов древних (с древнегреческого, латинского, древнееврейского и сирийского языков) и современных авторов (с немецкого, французского и польского языков). Особо выделим его переводы трех евангелистов, а также Каллимаха, Платона, Плутарха, Гёльдерлина, Гессе, Тракля и Бенна.

Начиная с 1980-х годов, С.С.Аверинцев писал и собственные духовные стихи, а в 2001 году вышел его сборник «Стихи духовные».

Связь с прошлым пропитывает поэтическое творчество С.Аверинцева, и его стихи в какой-то мере можно принять за отголосок 19 столетия, где не угасало традиционное для русской литературы направление духовной поэзии, уходящую своими истоками в Древнюю Русь.

В предисловии своего сборника С.Аверинцев пишет: «Заглавие «Стихи духовные» - для меня непросто манерный синоним словосочетания «религиозная поэзия». Этим автор хотел сказать о своих стихах как о той духовной поэзии, «основой которой, - по слову В.И.Троицкого, - становилась способность к сосредоточенному сердечному созерцанию человеческой жизни, к размышлению о её Источнике и первопричинах».

Можно предположить, что на создание такого рода сборника духовных стихов С.С.Аверинцева вдохновило переведенное им же литературное творчество сирийцев, коптов и ромеев - народов, населявших в I тысячелетии н. э. земли от Босфора до Евфрата. Прозу и поэзию этих народов составляют апокрифы, жития и речения первых христианских монахов, молитвенные песнопения, восславляющие Церковь и веру.

В своем сборнике «Стихи духовные» С.Аверинцев обращает внимание читателя на то, что он (автор) постарался «сосредоточиться на самой духовной реальности как таковой». «Я стремился также убрать вольную игру воображения», - пишет С.Аверинцев. Это относится прежде всего к стихам на евангельские и житийные сюжеты (поэма «Благовещение», стих о святой

Варваре и др.), но, в разделе «Не ко времени да некстати» стихи С.Аверинцева отражают сокровенные чувства и глубоко личные переживания.

Для С.Аверинцева большую роль играет ритм: «Когда я рассуждал в одной своей статье о ритме, который «ведёт за собой мысль, как ритм маршировки ведёт солдата на долгом переходе», это было близко моему собственному опыту. Теряя ритм, я теряю тягу, которой движется моя мысль». Ритм, который воспроизводится в сборнике «Стихи духовные», сам С.Аверинцев называет угловатым. Автор также определяет и цель такого ритма: «побудить читателя к медитативному замедлению темпа», к более вдумчивому восприятию стихов. В изобилии представлены в сборнике тонические стихи. Примером для тонического стихосложения послужила библейская поэзия. В своей статье «Два слова о том, до чего же трудно переводить библейскую поэзию» С.Аверинцев восхищается прямотой выражения древнееврейского оригинала; прямота, «при которой каждый раз выбирается поистине кратчайший путь от реальности к слову и от слова к сердцу». Достижению такого результата способствует тонический отсчет ударений. С.Аверинцев подмечает, что ритм в древнееврейском оригинале «свободный, но отчетливый и сжатый. Естественный, как дыхание, речитативный распев». Вероятно, в своем сборнике стихов автор следовал именно этому принципу: «О́тче, как в не́мощи де́тской, / у са́мого исто́ка глаго́ла, / да бу́дут слова́ наши тя́жки, / до крае́в безмо́лвием испо́лнясь…» («Молитва о словах»), «И́мя, в дове́рии безме́рном / друзья́м даро́вано от Дру́га, / зало́г дру́жества нера́вных, / обще́ния меж Бо́гом и пе́рстью…» («Стих о имени Иисусовом»), «- Варва́ра, до́чь моя, Варва́ра, / что в тре́тье окно́ ты ви́дишь? / - Я ви́жу лицо́ Дру́га / за сквозны́ми просве́тами ста́вен…» («Стих о святой Варваре»).

Поэзия С.Аверинцева - это особый тип и опыт исповедального слова. Автор в предисловии говорит о своей максимальной открытости перед читателем, вспоминая черновой вариант строки Пастернака: «Вот я весь. Я вышел на подмостки». И всякий из нас, читая эти стихи, может вслед за С.С. Аверинцевым войти в глубокую евангельскую реальность и пережить опыт Встречи.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.