Основы логистического подхода — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Основы логистического подхода

2021-04-19 104
Основы логистического подхода 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Логистика как хозяйственная деятельность - это процесс управления движением и хранением сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции в хозяйственном обороте от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции, а также связанной с этими операциями информацией.

Появление и развитие отделов транспортной логистики на предприятиях позволяет существенно экономить средства, уменьшать по времени и затратам цикл-поставка-отгрузка, совершенствовать работу складов.

Логистика - управление материальными потоками в сферах производства и обращения.

В настоящее время коммерческие отношения формируются в условиях высокой конкуренции, неопределенности и неустойчивости рыночной среды. Для того чтобы добиться успеха в предпринимательской деятельности, уже недостаточно использовать лишь маркетинговые подходы, требуется применение современных высокоэффективных способов и методов управления потоковыми процессами. Наиболее прогрессивным научно-прикладным направлением в данной области является логистика.

Возрастающий интерес со стороны предпринимателей к логистике обусловлен потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем. Практика показывает, что компании, использующие логистику добились преимущества перед конкурентами и значительно увеличили прибыль за счет снижения затрат связанные с сокращением производственных издержек в области ресурсного потенциала. Прохождение товара по различным техническим операциям производственного процесса занимает около 90% всех временных затрат. Применение логистики позволяет существенно сократить временной интервал на всех стадиях производственного цикла. Сокращение времени происходит в первую очередь в производственном процессе между приобретением сырья, материалов и доставкой готового продукта потребителю.

Эффективность функционирования предприятия, использующего логистику достигается в основном за счет:

резкого снижения себестоимости товара;

повышения надежности и качества поставок.

Особенность логистики заключается в системном рассмотрении совокупности всех звеньев производственного процесса с позиций единой материалопроизводственной цепи, которая имеет название "логистическая система". Взаимодействие отдельных звеньев этой цепи осуществляется на техническом, технологическом, экономическом, финансовом, методологическом и других уровнях интеграции. Сокращение затрат на ресурсы и минимизация временных затрат достигается за счет оптимизации сквозного управления материальными и информационными потоками.

Информационные потоки возникают там, где есть материальные потоки и являются характеристикой этих материальных потоков. Поэтому использование термина материальные потоки предполагает наличие информационных потоков и оптимизация управления затрагивает как материальные, так и информационные потоки. Использование логистики ускоряет процесс получения информации и повышает уровень обслуживания производственного процесса.

Применение логистики на одном предприятии предполагает тесное взаимодействие с партнером/покупателем, которое направлено на принятие обязательств по сокращению издержек и точном выполнении своих обязательств перед партнером.

Основу успешной деятельности при использовании логистического подхода составляют принципы, предполагающие высокую степень согласованности участников товародвижения в области технической оснащенности грузоперерабатывающих систем.

При организации логистики на предприятии должны выполняться шесть правил:

груз - нужный товар;

качество - необходимого качества;

количество - в необходимом количестве;

время - должен быть доставлен в нужное время;

место - в нужное место;

затраты - с минимальными затратами.

Если эти шесть правил выполняются, то цель логистической деятельности считается достигнутой.

Основной задачей стоящей перед логистикой является снижение затрат связанных с доведением материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.

Создание на предприятие система учета издержек производства и обращения должна выделять затраты, возникающие в процессе применения функций логистики, формировать информацию о наиболее значимых затратах и характере их взаимодействия друг с другом. При соблюдении этих условий можно добиться минимизации совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.

Логистика предполагает фиксирование пооперационного учета издержек на всем пути движения материального потока, который позволяет использовать показатель изменения суммы издержек в качестве критерия эффективности принимаемых решений в сфере управления материальными потоками.

Эффективность функционирования логистики на малом предприятии определяется оптимальным соотношением баланса между затратами, повышением прибыли и уровнем качества обслуживания потребителей.

Все затраты возникающие в процессе производства можно разделить на две группы: затраты на преобразование и затраты на взаимодействие. Считается, что основным фактором стратегического успеха является исключительно рыночная ориентация - ориентация на потребителя. Однако для обеспечения стабильной рентабельности предприятия должны правильно выбираться и рационально использоваться ресурсы. Такая политика обеспечивает предприятию наиболее серьезные конкурентные преимущества.

Учет расходов, связанный с процессом продвижения ресурсов, складывается из множества специфических издержек, которые возникают на следующих этапах:

прием заказа;

обработка заказа;

оформление документов;

комплектация заказа;

хранение;

доставка;

транспортно-экспедиторские услуги;

выставление счета.

Расходы отдельных компонентов логистики тесно взаимосвязаны между собой. Например, экономия на транспортных расходах может привести к значительному увеличению затрат, вызванных ростом складских запасов, а экономия на упаковке грузов - к дополнительным издержкам, вызванным повреждением грузов при доставке, и т.д. При определенных условиях возможно такое перераспределение затрат, при котором некое незначительное их увеличение в одной области может дать значительную экономию в другой, что в конечном счете приведет к снижению суммарных издержек по системе в целом.

Традиционные методы учета, происходящие на всех этапах логистической системы, направлены на определение затрат по функциональным областям (снабжение, транспорт, производство, запасы, сбыт) не позволяют выделять затраты, возникающие в ходе осуществления сквозного процесса, формировать информацию о наиболее значимых затратах, а так же о характере их взаимодействия друг с другом.

При традиционном учете издержек известно только во что обходится реализация той или иной функции.

При учете логистических издержек на всем пути движения материального потока получается наглядная картина формирования затрат, связанных с выполнением заказа.

Например, суммируя все расходы каждого из подразделений можно определить затраты, связанные с отдельным процессом (табл. 1.1).

 

Таблица 1.1 - Затраты, связанные с отдельным процессом

  Снабжение Транспорт Производство Запасы Сбыт Издержки по процессам
Закупка 45 50 80 130 30 335
Производство 15 35 70 80 40 240
Сбыт 30 55 40 30 25 180
Издержки по функциям 90 140 190 240 95  

 

Использование на малом предприятии логистической системы предусматривает управление всеми операциями как единой деятельностью. Для этого на предприятии необходимо организовать специальную логистическую службу, которая будет управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставками и заканчивая доставкой готовой продукции потребителю. Материальный поток на пути от склада материальных ресурсов до склада готовой продукции проходит в основном производстве ряд звеньев. Управление материальными и информационными потоками на этом этапе имеет ряд специфических особенностей и называется производственной логистикой.

планирование и контроль - планирование выпуска готовой продукции, планирование транспортных процессов, планирование складской сети, контроль бюджета, информационные системы.

управление операциями - на складах, на транспорте, в процессе обслуживания производственных процессов.

управление запасами - прогнозирование спроса, управление и контроль запасов сырья, полуфабрикатов и готового продукта, выбор тары и упаковки.

Производственный процесс состоит из большого количества элементарных и комплексных логистических активностей, объединенных заданной целевой функцией. Эта целевая функция обычно сформулирована на основе маркетинговой стратегии и лежит вне непосредственно производственного цикла. Поэтому изолированное рассмотрение логистики в производстве готовой продукции (ГП) возможно только в том случае, если заданы цели и ограничения внешней макро- и микрологистической среды. Эти цели ограничения являются основой оперативного объемно-календарного планирования выпуска определенного ассортимента продукции.

Указанные предпосылки позволяют сформулировать некоторый комплекс задач внутрипроизводственной микро-логистической системы в рамках заданной (прогнозируемые и планируемыми спросом и заказами) производственной программы.

Созданная на предприятии логистическая служба в лице отдела или одного человека должна выполнять следующие функции:

оперативно-календарное планирование с детальным расписанием выпуска готовой продукции;

оперативное управление технологическими процессами производства;

всеобщий контроль качества, поддержание стандартов качества продукции и соответствующего сервиса;

стратегическое и оперативное планирование поставок материальных ресурсов (МР);

организация внутрипроизводственного складского хозяйства;

прогнозирование, планирование и нормирование расхода МР в производстве;

организация работы внутрипроизводственного технологического транспорта;

контроль и управление запасами МР, НП и ГП на всех уровнях внутрипроизводственной складской системы и в технологическом процессе производства;

внутрипроизводственное физическое распределение МР и ГП;

информационное и технологическое обеспечение процессов управления внутрипроизводственными материальными потоками;

автоматизация и компьютеризация управления материальными (информационными, финансовыми) потоками в производстве.

Перечисленный комплекс задач должен решаться в рамках фирменной логистической стратегии оптимизации управления материальными и сопутствующими им потоками с точки зрения:

оптимизации (минимизации) уровней всех запасов МР, НП, ГП внутри производственно-технологического цикла и складской системы;

сокращения времени производственно-технологического цикла;

уменьшение всех логистических издержек в производстве ГП;

оптимизации работы внутрифирменного транспортно-складского комплекса.

Предлагаемая структура позволяет выделить на предприятии единую функцию управления сквозными материальными потоками. Сложность внедрения логистической концепции на производстве во многом зависит от сложившейся технологической специализации, и в первую очередь в области транспортно-перемещающих работ.

Учет издержек в производственном процессе предполагает:

выявление всех вовлеченных в производственный процесс подразделений;

определение изменения затрат, вызванного отказом от данного бизнес-процесса;

определение расходов, которые могут быть предотвращены, если данный товар не будет изготовлен и доведен до клиента.

Экономическая природа малого бизнеса в сфере может быть описана совокупностью критериев. Понимая всю ограниченность любого критерия, характеризующего предприятие как малое, мы считаем, что для практики основных непроизводственных сфер бизнеса вполне приемлем критерий предельной численности работающих. Сравнительный анализ работы малых предприятий в различных отраслях экономики дает нам основание предложить в качестве критериального показателя отнесения предприятий к малым предельную численность занятых не более 100-200 человек в зависимости от отрасли.

Логистизацию малого бизнеса мы рассматриваем как процесс последовательного и все более полного использования логистического потенциала различных сфер производства, организуемого малым предприятием. Изучение теории и практики логистики малого бизнеса дает нам основание сформулировать следующие принципы логистизации:

) системность и комплексность организации экономических потоков, инициируемых малым предприятием;

) оптимальность и рациональность организации экономических потоков с учетом сопряжения экономических интересов всех участников логистических цепей;

) координация и интеграция логистических усилий всех участников инвестиционного процесса, организуемого малым предприятием;

) устойчивость и адаптивность логистических цепей, формируемых малым предприятием в процессе деятельности;

) надежность и эффективность логистических систем, создаваемых по инициативе и при участии малых предприятий.

Логистизация малого бизнеса может преследовать различные цели, но главной, определяющей является максимизация выгод всех участников инвестиционного процесса, которая достигается не автоматически только в силу использования инструментария логистики, а осознанно, на основе мобилизации всего логистического потенциала каждого участника и прежде всего малого предприятия - организатора инвестиционного процесса. Для этого малое предприятие должно:

быть восприимчивым к логистическим нововведениям, включая разработку логистических операций, создание логистических цепей и формирование логистических систем малого бизнеса;

постоянно соизмерять результаты своей деятельности с логистическими затратами на их достижение, т.е. постоянно оценивать эффективность логистических мероприятий;

совершенствовать организационную структуру и организацию управления бизнесом с целью их адаптации к логистическим нововведениям, порождаемым требованиями рынка;

избегать неоптимальных решений в логистизации бизнеса, которые могут привести к появлению и углублению противоречий между участниками инвестиционного процесса.

Наиболее общая модель логистического анализа малого бизнеса в регионе включает в себя следующие основные элементы:

) ситуационный анализ, т.е. оценку современного состояния малого бизнеса в регионе;

) проблемно-ориентированный синтез, т.е. выявление узловых проблем развития малого бизнеса в регионе;

) стратегическое планирование, т.е. разработку региональной программы поддержки малого бизнеса;

) тактическое моделирование, т.е. исследование состояния логистического обеспечения малого бизнеса;

) превентивное регулирование, т.е. оценку уровня логистизации малого бизнеса в сфере капитального строительства региона.

Логистическая система малого бизнеса должна строиться с учетом таких основополагающих принципов как:

) системность, иерархичность;

) оптимизация результатов и затрат, включая затраты на создание и функционирование системы;

) постоянное развитие системы вплоть до трансформации ее в систему логистического сервиса;

) обеспечение эффективности деятельности участников, подсистем и системы в целом.

Логистические системы малого бизнеса успешно формируются и эффективно функционируют при соблюдении следующих условий:

сопряжение интересов всех участников, так или иначе причастных к малому бизнесу и влияющих на организацию и оптимизацию экономических потоков;

наличие единства целей в рамках каждой логистической системы и непротиворечивость целей смежных систем;

способность каждого отдельного участника (элемента) системы поступаться частью своих полномочий и выгод для максимизации совокупного эффекта системы;

возможность разработки и проведения в рамках системы единой технической, экономической и социальной политики;

образование резервов (страховых фондов) для компенсации потерь неопределенности и устранения рассогласованности в системе;

управляющая подсистема логистической системы должна быть адекватна сложности процесса логистизации, т.е. объекта управления;

любая логистическая система должна быть развивающейся системой, способной стать подсистемой системы более высокого уровня и/или включать в себя другие системы в качестве подсистем.

Организационное единство региональной логистической системы малого бизнеса должен обеспечить логистический центр, который целесообразно создавать на базе Регионального центра поддержки малого предпринимательства. Статическая модель региональной системы малого бизнеса, представлена на рисунке 1.1.

 

Рисунок 1.1 - Статическая модель региональной логистической системы малого бизнеса

 

Создание региональных логистических систем малого бизнеса по различным сферам деятельности в настоящее время ни организационно, ни экономически нецелесообразно. Наиболее оптимальной можно считать универсальную, неконкурентную систему, создаваемую и функционирующую как некоммерческая организация. Особенно последнее касается регионального логистического центра малого бизнеса, основными целями которого должны быть:

поощрение и поддержка развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства в регионе;

создание условий и стартовых возможностей для выбора жителями региона самостоятельной предпринимательской деятельности как основного рода занятий и источник личных доходов;

развитие сети субъектов малого предпринимательства, отвечающих интересам формирования рациональной структуры экономики региона, обеспечивающих создание новых рабочих мест и более полное насыщение рынка товаров, работ и услуг в условиях развития конкуренции;

содействие научно-техническому развитию, освоение новой продукции и современной технологии, модернизация и диверсификация производства, реализация структурных изменений в экономике региона и его гармоничному социально-культурному развитию;

формирование нормативной и методической базы предпринимательской деятельности, обеспечение правовой защиты субъектов малого предпринимательства.

Под локальной логистической системой малого бизнеса подразумевается интегрированная логистическая система малого предприятия, обеспечивающая организацию управления экономическими потоками фирмы в соответствии с общефирменными целями. Абстрагируясь от внешних для малого предприятия потоков, принципиальную модель локальной логистической системы малого бизнеса можно представить как организацию управления внутрифирменными материальными потоками, а также связанными с ними потоками трудовых ресурсов и информации (рисунок 1.2). Локальная логистическая система малого бизнеса должна включать по меньшей мере две подсистемы: 1) функциональную и 2) ресурсную. Функциональную подсистему мы рассматриваем как управляющую, т.е. реализующую функции планирования, организации и регулирования экономических потоков внутри фирмы. Ресурсная подсистема предназначена для реализации управляющего воздействия, т.е. обеспечения материальными, трудовыми и информационными ресурсами процесса производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Основным объектом логистических усилий в рамках локальной логистической системы малого бизнеса является материальный поток, который пронизывает всю структуру предприятия, т.е. начиная от входного потока ресурсов и заканчивая выходным потоком товаров и услуг.

 

Рисунок 1.2 - Принципиальная модель локальной логистической системы малого бизнеса

 

Движение материальных ресурсов по внутрифирменным коммуникациям сопровождается потоками трудовых ресурсов и информации. Исходя из этого мы считаем, целесообразным не распространять компетенцию локальной логистической системы на всю совокупность потоков трудовых ресурсов и потоков информации малого предприятия, а только на те из них, которые выступают в роли обеспечивающих движение материального потока. Такой методологический подход позволяет более четко разграничить сферы компетенции логистики, менеджмента, информатики и других функций управления предприятием, что очень важно как в научном, так и прикладном значениях.

Материальный поток внутри предприятия движется по логистическим каналам, которые организационно оформляются в логистические цепи. Укрупненно в модели (рисунок 1.2) логистическая цепь включает три звена: снабжение - производство- сбыт. Но даже это укрупнение на практике может оказаться искусственным, так как многие малые предприятия не имеют функционально обособленных служб снабжения и сбыта. Нередко функции снабжения и сбыта реализует одно подразделение или один и тот же человек. Даже для хранения исходных материальных компонентов производства и готовой продукции могут использоваться одни и те же складские площади, разумеется, если это не противопоказано по соображениям техники безопасности.

Непосредственно сам процесс движения материальных потоков, есть ни что иное как последовательность взаимосвязанных логистических операций. В этом смысле можно говорить об операционной подсистеме локальной логистической системы малого бизнеса, которая в самом общем случае включает следующие логистические операции:

закупки материально-технических ресурсов для малого предприятия, что чаще всего называется материально-техническим обеспечением производства;

хранение закупаемых материально-технических ресурсов, что в комплексе обычно включает погрузо-разгрузочные и транспортно-складские работы по материально-техническому обеспечению производства;

подготовка исходных материально-технических ресурсов к производственному потреблению вплоть до организации их перемещения в процессе производственного потребления (использования);

накопление готовой продукции для последующей передачи заказчику (покупателю), включая ее хранение на складах предприятия и подготовку к продаже;

транспортировка, которая включает пространственное перемещение готовой продукции от малого предприятия к потребителям или перепродавцам;

продажа, т.е. физическая передача товаров и услуг потребителям (покупателям), включая и послепродажное обслуживание, в той части, в какой это относится к логистическим операциям.

Локальная логистическая система малого бизнеса является открытой и имеет не только ресурсные входы и результирующие выходы, но и активно взаимодействует с внешней средой малого предприятия (поставщики, потребители, коммерческие посредники и т.д.), а также является элементом (подсистемой) внутренней организации фирмы, т.е. общей системы управления малым предприятием.

Таким образом, можно сделать вывод, что логистика и маркетинг представляют собой две равноправные концепции с единым полем функционального приложения, едиными конечными целями, но различным инструментарием и предметом интересов.



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.