Развитие познавательных способностей старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Развитие познавательных способностей старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры

2021-04-19 79
Развитие познавательных способностей старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аннотация. В статье представлены теоретические аспекты и опыт работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения в развитии познавательных способностей старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры.

Ключевые слова: познавательные способности, сюжетно-ролевая
игра.

S.G. Tishulina

Murmansk State Arctic University

Murmansk, Russia

O.V. Toporkova

Kindergarten № 7

Severomorsk, Murmansk region, Russia

Development of cognitive abilities of senior
preschoolers in the process of role-playing game

Abstract. The article presents the theoretical aspects and experience of the preschool educational institution educator in the development of cognitive abilities of senior preschoolers in the course of the role-playing game.

Key words: cognitive abilities, plot-role-playing game.

 

Проблема развития познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из обсуждаемых в теории и практике дошкольного образования. Познавательные способности являются фундаментом интеллектуального развития детей, их самостоятельности и активности. Развитие познавательных способностей является необходимым условием готовности дошкольников к обучению в школе.

В соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования (2013) содержание образовательной программы дошкольной образовательной организации должно обеспечивать развитие личности ребенка, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Познавательное развитие является одним из приоритетных направлений в образовании дошкольников, так как именно оно предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирует познавательные действия, становление сознания, развивает воображение и творческую активность[14].

Познавательные способности – это индивидуально-типологические особенности личности, формирование которых проходит через становление образных форм познания действительности: восприятия, образной памяти, наглядно-образного мышления, воображения, т.е. создание образного фундамента интеллекта. Основным условием развития познавательных способностей является включение детей в деятельность, прежде всего игровую.

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в ней формируются и перестраиваются психические процессы ребенка.

Сюжетно-ролевая игра позволяет развивать такие способности детей, как фантазию, артистизм. В ней успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, а также стремление к самореализации, самовыражению.

Экспериментальное исследование развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста (детский сад № 7,
г. Североморск, Мурманская область) позволило выявить комплекс педагогических условий, которые были реализованы в рамках образовательной деятельности ДОО:

· развитие познавательных способностей выдвигается в качестве одной из целей образовательной деятельности ДОО;

· в образовательной деятельности ДОО целенаправленно и систематически реализуются сюжетно-ролевые игры;

· развитие познавательных способностей интегрируется во всех образовательных областях.

На констатирующем этапе эксперимента была проведена диагностика уровней развития познавательных способностей дошкольников. Была использована комплексная диагностика Е.А. Стребелевой[15].

  При проведении диагностики мы руководствовались рядом условий:

· осуществление доброжелательного контакта взрослого с ребенком для создания доверительных отношений;

· использование заданий с постепенным возрастанием уровня познавательной трудности;

· в случаях затруднений при выполнении заданий и появления отрицательных реакций на неуспех ребенку оказывалась помощь, а затем предлагался ряд заданий с учетом его возможностей.

Методика исследования включала 10 заданий, выявляющих различные компоненты познавательного развития старших дошкольников:

1. Включение в ряд – задание направлено на установление контакта ребенка со взрослым и выявление уровня развития зрительного восприятия, а именно – ориентировки на величину.

2. Коробка форм – задание направлено на проверку уровня развития зрительной ориентировки на форму.

3. Построй из палочек (лесенка) – задание направлено на выявление уровня развития конструктивных способностей, умения работать по памяти, по образцу.

4. Сложи разрезную картинку (из четырех частей) – задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке.

5. Сгруппируй картинки (по цвету и форме) – задание направлено на проверку уровня развития восприятия и наглядно-образного мышления (ориентировка на цвет и форму, умения группировать картинки по образцу, переключаться с одного принципа группировки на другой, объяснять принцип группировки).

6. Количественные представления и счет – задание направлено на выявление уровня развития количественных представлений, умение ребенка выполнять счетные операции в умственном плане (развитие наглядно-образного и элементов логического мышления).

7. Сравни (сюжетные картинки «Летом») – задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления (восприятия целостной ситуации, изображенной на картинках), умения сравнивать и понимать динамическое изменение события, изображенного на картинках.

8. Найди время года – задание направлено на выяснение уровня сформированности представлений о временах года (развитие наглядно-образного мышления).

9. Нарисуй целое – задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, сформированности предметного рисунка.

10. Расскажи (серия сюжетных картинок) – задание направлено на выявление умений определять временную последовательность событий, обобщать свой практический опыт (сформированность наглядно-образного мышления).

В ходе эксперимента было установлено, что дошкольники экспериментальной группы имели преимущественно низкий уровень познавательного развития – 6 детей (60%). Средний уровень выявлен у 4 воспитанников (40%), высокий уровень не был диагностирован ни у одного ребенка.

Результаты исследования легли в основу разработки и апробации серии сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие познавательных способностей старших дошкольников.

 

При подборе игр учитывались:

· уровни сформированности познавательных способностей детей;

· индивидуальные и возрастные особенности;

· возможности развивающей пространственно-предметной среды ДОО;

· профессиональная компетентность педагогов дошкольного образования.

Приблизительная тематика нескольких сюжетно-ролевых игр представлена в таблице 1.

Таблица 1

Тематика сюжетно-ролевых игр

 

Название игры Задачи
1. Сюжетно-ролевая игра «Семья» учить планировать совместную деятельность, учитывая интересы и мнение партнера; учитывать индивидуальные особенности и предпочтения детей, а также помочь им выбрать роль и игровые атрибуты; развивать воображение и логическое мышление.
2. Сюжетно-ролевая игра «Автобус» развивать сюжетную и творческую игру детей; развивать воображение и логическое мышление; формировать дружеские взаимоотношения между детьми.
3. Сюжетно-ролевая игра «Поликлинника» закреплять правила и нормы поведения в общественных местах; развивать навыки общения, чувства сопереживания, умения понимать других людей; развивать воображение; формировать навыки сотрудничества.
4. Сюжетно-ролевая игра «Магазин» учить детей распределять роли и действовать согласно принятой роли; формировать у детей уверенность, умение общаться с окружающим миром; совершенствовать навыки счета; развивать воображение и логическое мышление; воспитывать культуру поведения и общения, совершенствовать диалогическую форму речи.

 

После формирующего этапа эксперимента была проведена повторная диагностика, позволяющая определить эффективность проделанной работы. На контрольном этапе эксперимента была использована та же методика, что и на констатирующем этапе исследования.

Таким образом, проанализировав результаты контрольного этапа эксперимента, можно сделать вывод о положительной динамике развития познавательных способностей дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры. Высокий уровень показали 20% (двое воспитанников), средний уровень составил 60% (шестеро детей) и низкий уровень отмечен у 20% (двое дошкольников). Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволяет сделать вывод о том, что целенаправленное использование сюжетно-ролевых игр способствует повышению уровня развития познавательных способностей дошкольников.

Проведенное исследование позволяет сформулировать некоторые методические рекомендации для педагогов дошкольного образования:

· Способствовать формированию у детей навыков сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления окружающей действительности.

· Предлагать сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.

· Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.

· Расширять кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливать у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.

· Дать возможность свободного выбора ребёнком сюжета игры, соответствующего его интересам.

· Уделять внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнёрами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.

· Ориентировать детей на сотрудничество в совместной игре, регулировать их поведение на основе творческих игровых замыслов.

 

Литература:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Опубликовано: 25 ноября 2013 г. в «РГ» – Федеральный выпуск № 6241).

2. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей». 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 2004. 164 с.


 

 


[1] Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Педагогика, 1977.

[2]      Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. 144 с.

[3]      Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. 120 с.

[4]      Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1993. 204 с.

[5]      Жукова М.В. Компьютерная зависимость как один из видов аддиктивной реали-
зации // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 11.
С. 120–129.

[6] Максс В.А. Компьютерная зависимость у подростков // Молодой ученый. 2014. № 7. С. 272–274.

[7]      Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Российская газета. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 01.03.2018).

[8]      Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» с ред. от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Электрон. дан. URL: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149841 (дата обращения: 01.03.2018).

[9]               Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-М, 2011.
С. 275.

[10]    Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России /
А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2009. С. 7.

[11]              Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студ. пед., учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-М, 2011. С. 325.

[12] Основы трудового воспитания в терминах, понятиях, схемах, вопросах и ответах: метод. реком. / сост. Р.И. Купчинов. Минск: Издательство БНТУ, 2015. С. 6.

[13] Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования: приказ от 17 октября 2013 г. № 1155, п. 2.6. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/ PR_1155.pdf.

[14]    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Опубликовано: 25 ноября 2013 г. в «РГ» – Федеральный выпуск № 6241).

[15]    Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей». 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 2004. С. 93–104.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.