Компьютерная зависимость: проблемы воспитания и социализации современного ребенка — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Компьютерная зависимость: проблемы воспитания и социализации современного ребенка

2021-04-19 55
Компьютерная зависимость: проблемы воспитания и социализации современного ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШих ШКОЛЬНиков В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты организации процесса формирования самостоятельности детей младшего школьного возраста в познавательной деятельности младшего школьника.

Ключевые слова: начальная школа,младший школьник, самостоятельная познавательная деятельность.

 

S.G. Tishulina

 Murmansk Arctic State University

Murmansk, Russia

E.P. Frolova

Secondary school № 4
Umba, Murmansk region, Russia

FORMATION OF THE INDEPENDENCE OF PRIMARY
SCHOOL PUPIL IN COGNITIVE ACTIVITY

 

Abstract. The theoretical aspects of the organization of the process of forming the independence of children of primary school age in the cognitive activity of a junior schoolchild are examined in the article.

Key words: primary school, primary school pupils, independent cognitive activity.

 

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. В связи с этим, одной из важнейших задач педагогического процесса становится развитие самостоятельности учащихся в обучении.

Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, которое выражается в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих нестандартных решений.

 Самостоятельная работа – это совокупность приемов организации познавательной деятельности, протекающей по заданию, в определенное время без непосредственного руководства и обеспечивающей повышение самостоятельности. Понятия «самостоятельная работа» и «познавательная самостоятельность» в учебном процессе перекрещиваются, но не синонимичны. Учащиеся могут участвовать в разнообразных видах самостоятельной работы, но самостоятельности не проявлять. Раскрытие творческих способностей учащихся, повышение уровня их познавательной самостоятельности во многом зависит от общей направленности, характера, качества и видов самостоятельной работы (представлены в табл. 1).

Таблица 1

Виды самостоятельной работы учащихся

Дидактическая цель Источник знаний Сложность Характер деятельности Форма
Изучение нового материала Учебник Задания разной сложности Репродуктивная Индивидуальная
Актуализация опорных знаний Дополнительная литература Увеличение объема заданий Конструктивная (частично-поисковая) Парная, групповая
Закрепление материала Схемы, таблицы, карты Способы инструктирования Творческая, исследовательская Фронтальная
Обобщение Приборы      
Проверка домашнего задания Раздаточный материал и др.      

 

При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, объем и содержание каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает младших школьников методам самоконтроля и осуществляет контроль качества, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы[1].

Как отмечают современные исследователи, учебный процесс протекает эффективнее, если учащиеся выполняют задания учителя при систематическом, планомерном уменьшении его непосредственной помощи. Поскольку эта работа происходит постепенно, то развитие познавательной самостоятельности формируется поэтапно.

Первый этап формирования познавательной самостоятельности заключается в обучении приемам анализа и сравнения. Познавательная самостоятельность школьников на этом этапе носит в основном репродуктивный характер, что соответствует первому уровню.

Задачи второго этапа состоят в обучении школьников приемам умственной деятельности при изучении несложного материала и в формировании разнообразных умений работать с учебником и дополнительной литературой. При этом осуществляется все еще прямое руководство этой деятельностью: фронтальное задание, письменный и подробный инструктаж
и т.п. Главное при этом – помочь учащемуся в любом его затруднении и показать положительное значение самостоятельной работы. Однако в некоторые задания включается требования самостоятельного анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей, обобщения.

На третьем этапе развития познавательной самостоятельности от учеников требуется умение найти источники знаний, правильно их использовать (в том числе периодическую печать), вычислять главное, особенно доказательства, объяснения тех или иных положений. Задания этого этапа должны требовать умственной нагрузки учащихся, вызывать у них состояние интеллектуального затруднения и стимулировать самостоятельный поиск и решения.

Задачи четвертого этапа должны быть направлены на обучение учащихся применять комплекс всех сформированных умений. Задания при этом должны быть краткими, а на выполнение работы времени должно отводиться меньше. Им предлагается самим найти не только источники знаний, но и рациональные методы и проявить умения самостоятельно выполнить задание.

Организуя самостоятельную работу, следует учитывать, что не каждая самостоятельная работа развивает познавательную самостоятельность. В заданиях необходимо программировать посильные затруднения, преодоление которых ученику доставляло бы радость и поднимало на следующий уровень актуального развития.

Самостоятельная познавательная деятельность – это сложная многокомпонентная деятельность, формирование которой зависит от многих факторов. Содержание понятия «познавательная самостоятельность» раскрыто во многих психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов рассматривают его как качество личности, сочетающее в себе умение приобретать новые знания и творчески применять их в различных ситуациях. Этот феномен представляет собой единство двух компонентов – мотивационного и процессуального. Первый отражает потребность в процессе познания, второй – знания данной предметной области и приемы деятельности, которые способствуют осуществлению целенаправленного поиска[2].

Познавательная деятельность – процесс постижения индивидом окружающей природы. Она направлена на достижение научного понимания окружающей действительности, на учение. По мнению П.И. Пидкасистого, самостоятельную работу правомерно рассматривать, скорее, как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, ее логической и психологической организации[3]. Главным условием самостоятельной познавательной деятельности является её организация, которая заключается в определении цели, объема и содержания самостоятельной работы[4].

Организуя самостоятельную познавательную активность учеников, учителю необходимо: создавать на уроке атмосферу доброжелательности; использовать разнообразный арсенал средств, чтобы поддержать интерес к предмету; концентрировать внимание на главном в учебном материале; направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата; осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса; избегать перегрузки младшего школьника; принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей; дифференцировать объем домашних заданий; контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента. В процессе самостоятельной познавательной деятельности у младших школьников развиваются: интерес к познавательной деятельности, навыки самообучения и саморазвития.

Одним из эффективных способов развития самостоятельной познавательной деятельности младшего школьника является групповая форма организации обучения. Использование групповых форм обучения способствует тому, что у младшего школьника возрастает познавательная активность и более адекватная оценка своих возможностей. Младший школьник приобретает навыки, которые помогут ему в дальнейшей жизни: уверенность в себе, ответственность за принятие решений и др. Следовательно, необходимо организовать учебный процесс так, чтобы младший школьник мог видеть процесс своего продвижения, реализовать свои возможности, оценить результат своей и групповой работы.

Домашняя учебная работа – это форма организации самостоятельного изучения младшим школьником учебного материала во внеурочное время. Выполнение домашних заданий помогает глубже понять учебный материал и способствует закреплению знаний, умений и навыков благодаря тому, что младший школьник самостоятельно воспроизводит изученный на уроке материал и ему становится более ясно, что он знает, а чего не понимает.

Успешное развитие познавательной самостоятельности младших школьников обеспечивается использованием разнообразных методических средств: универсальная схема поисковой деятельности, система учебных творческих заданий, коллективно-распределительная форма обучения, дидактические игры на уроке.

Самостоятельность учащихся в процессе обучения должна быть внешне стимулирована. Задача учителя состоит в том, чтобы мотивировать учащихся на изучение темы. Один из путей – привлечение их к процессу планирования своей образовательной деятельности. Планирование собственной образовательной деятельности можно осуществлять с помощью проводимых в начале изучения темы вводных занятий, на которых педагог должен рассказать не только о содержании того, что будет изучено, но и о самостоятельной работе ученика. Необходимо спланировать вместе с детьми их самостоятельную активность (формы самостоятельной работы, работы в микрогруппах, сроки и формы контроля и др.). Учащиеся по окончании вводного занятия должны точно знать (и зафиксировать), что и в каких формах они будут изучать, в какие сроки, по какому материалу и в каких формах отчитываться. Кроме того, организация ситуации самостоятельного выбора ребенком должна осуществляться повсеместно (выбор формы и срока отчета, выполнения задания, вида и формы внеурочной работы по предмету).

Педагогическими условиями для организации познавательной активности учеников могут быть:

Ø использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности и внеклассной позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся;

Ø создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе;

Ø стимулирование учащихся к высказываниям без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

Ø оценка деятельности ученика не только по конечному результату (хорошо-плохо), а по процессу его достижения;

Ø поощрение стремления ученика находить свой способ работы;

Ø создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность.

Таким образом, путями формирования самостоятельной познавательной деятельности младшего школьника могут выступать: целенаправленная и систематическая организация самостоятельности познавательной деятельности; эффективный выбор методики её проведения; сочетание самостоятельной работы на уроке с различными видами домашней работы.

Литература:

1. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 204 с.

2. Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. 144 с.

3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Педа-гогика, 1977. 352 с.

4. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьни-ков в обучении. М.: Педагогика, 1980. 120 с.


 

УДК 159.923 ББК 88.742.11   Е.И. Голишникова, Е.Э. Никифорова Мурманский арктический государственный университет г. Мурманск, Россия

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Аннотация. В статье рассматривается возможность использования занятий физической культурой для решения задач воспитания детей и молодежи. Представлены виды воспитания. Описаны ресурсы физической культуры для их осуществления.

Ключевые слова: воспитание, воспитательные возможности, физическая культура.

A.V. Kirillova

Murmansk Arctic State University

Murmansk, Russia

Литература:

 

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2009. 24 с.

2. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-М, 2011. 607 с.

3. Основы трудового воспитания в терминах, понятиях, схемах, вопросах и ответах: методические рекомендации / сост. Р.И. Купчинов. Минск: Издательство БНТУ, 2015. 278 с.

4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года // Российская газета. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 01.03.2018).

5. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» с ред. от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Электрон. дан. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149841 (дата обращения: 01.03.2018).


 

УДК 378.015.3:51 ББК 88.8:22 С.Г. Тишулина Мурманский арктический государственный университет г. Мурманск, Россия О.М. Шпунтова МБДОУ детский сад № 51 г. Североморск, Мурманская область, Россия

Педагогические условия развития математических представлений детей старшего дошкольного
возраста средствами дидактических игр

Аннотация. В статье представлены теоретические аспекты и опыт работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения в развитии математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр с математическим содержанием.

Ключевые слова: математические представления, дидактическая игра.

S.G. Tishulina

Murmansk State Arctic University

Murmansk, Russia

O.M. Shpuntova

Kindergarten № 51

Severomorsk, Murmansk region, Russia

Pedagogical conditions of development
of mathematical representations of children
of the senior preschool age by means
of didactic games

Abstract. The article presents the theoretical aspects and experience of the teacher of preschool educational institution in the development of mathematical representations of children of preschool age by means of didactic games with mathematical content.

Key words: mathematical performance, didactic game.

 

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования (2013 г.) реализация образовательной программы в дошкольной образовательной организации должна обеспечивать познавательное развитие детей. Результатом познавательного развития дошкольников являются сформированные первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, количество, число, часть и целое, пространство и время, причины и следствия и др.)[13].

Познавательное развитие дошкольников предполагает развитие элементарных математических представлений.

Математическое развитие старших дошкольников обеспечивает качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Основными задачами математического развития детей дошкольного

возраста являются:

· развитие у детей логико-математических представлений;

· развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений;

· освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания;

· овладение детьми математическими способами познания действительности;

· воспитание готовности к обучению в школе и др.

В связи с тем, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, математическое развитие обеспечивается использованием дидактических игр с математическим содержанием, которые являются основным средством развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальное исследование развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста (детский сад № 51, г. Североморск, Мурманская область) позволило выявить комплекс педагогических условий, которые были реализованы в рамках образовательной деятельности ДОО:

  • создать развивающую предметно-пространственную среду;
  • целенаправленно осуществлять диагностику развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста;
  • систематически и последовательно реализовывать дидактические игры с математическим содержанием.

На первом этапе исследования (констатирующий этап эксперимента) для выявления уровня развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного нами была использована комплексная диагностика М.А. Васильевой, В.В. Гербовой и Т.С. Комаровой «Диагностика элементарных математических представлений старших дошкольников».

Методика выявляет различные аспекты математических представлений дошкольников:

  • знания о составе числа первого десятка (из отдельных единиц);

· знания о цифрах от 0 до 9; знаках «=», «–», «+»; умение составлять и решать задачи в одно действие и пользоваться арифметическими знаками действий;

· умение называть числа в прямом и обратном порядке, соотносить цифру и количество предметов;

· умение считать (отсчитывать) предметы в пределах 10, пользоваться порядковыми и количественными числительными;

· знания о месяцах и последовательности дней недели;

· умение измерять длину предметов с помощью условной мерки;

· умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку.

По результатам исследования низкий уровень развития матема-тических представлений отмечен у 4 воспитанников (40%), средний – у
6 (60%), высокий уровень не зарегистрирован ни у одного дошкольника.

Полученные результаты позволили определить задачи и содержание второго этапа эксперимента.

На формирующем этапе эксперимента нами был разработан и реализован комплекс дидактических игр с математическим содержанием в образовательной деятельности ДОО.

Дидактические игры с математическим содержанием отбирались с учетом результатов исследования математических представлений у старших дошкольников на констатирующем этапе эксперимента и были направлены на формирование и развитие:

· знаний цифр и чисел, овладение порядковым счетом и счетными операциями (игры по обучению детей счёту в прямом и обратном порядке, знакомство с образованием чисел);

· временных представлений и ориентировки во времени (неделя, месяц, время суток и т.д.);

· пространственных представлений и ориентировку в пространстве
(в специально созданных пространственных ситуациях определять своё место по заданному условию);

· знаний геометрических форм и фигур;

· представлений о величине;

· логического мышления.

По характеру познавательной деятельности дидактические игры делились на следующие группы:

· игры, требующие исполнительской деятельности (дети выполняют действия по образцу);

· игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность, связанную с отработкой тех или иных математических умений и навыков;

· игры, в которые запрограммирована конструирующая деятельность детей;

· игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность;

· игры, включающие элементы поисковой деятельности.

В ходе формирующего этапа эксперимента была реализована система занятий с использованием дидактических игр с математическим содержанием. Примерное содержание нескольких занятий приведено в таблице 1.

Таблица 1

Примерное содержание занятий с использованием дидактических игр

Цель занятия Содержание занятия Средства
Развитие логического мышления Упражнение детей в количественном счёте от 1 до 10; закрепление представлений о пространственных отношениях (между, справа, слева); формирование представлений о сложении как объединении групп предметов; знакомство со знаком «+». Демонстрационный и раздаточный материал: «письмо», цифры от 1 до 10, «конверты», «лабиринт», муляжи овощей для задач, карточки «найди лишнее», карточки для составления условия задачи, набор цифр и знаков для решения задач, счётные палочки.
Развитие мыслительных операций на основе полученных знаний Закрепление представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер; развитие навыков порядкового счёта в пределах 10. Закрепление знаний о составе чисел в пределах 10 (из двух меньших чисел). Демонстрационный и раздаточный материал: «письмо», цифры от 1 до 10, набор цифр и знаков для решения задач, счётные палочки.
Развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления, конструктивных навыков и воображения   Закрепление умений различать цифры от 0 до 9, находить «соседей», увеличивать и уменьшать числа на 1; учиться составлять задачи, решать их и записывать, читать запись задачи; учиться составлять из овалов и кругов фигуры. Демонстрационный и раздаточный материал: карточки с цифрами; домики; мяч; бусы из геометрических фигур; геометрические фигуры; лабиринты и карандаши; звездочки, флажки, овалы и круги.  

 

На контрольном этапе эксперимента были использованы те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе исследования.

Таким образом, проанализировав результаты контрольного этапа эксперимента, можно сделать вывод о положительной динамике развития элементарных математических представлений игр у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе.

Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента выявило улучшение показателей сформированности элементарных математических представлений: число дошкольников с высоким уровнем выросло до 2 человек (20%), средним до 6 (60%), а удельный вес детей с низким уровнем снизился до 2 (20%) человек.

Результаты исследования позволили сформулировать следующие методические рекомендации для педагогов дошкольного образования:

1. Дидактические игры с математическим содержанием должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и индивидуальным особенностям.

2. Проводя дидактическую игру, необходимо использовать разнообразную наглядность.

3. Содержание игры должно усложняться в зависимости от возрастных групп, лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.

4. В игре принципы дидактики должен сочетаться с занимательностью.

5. Дидактическая игра должна активизировать речевую деятельность детей, способствовать приобретению и накоплению словаря и социального опыта детей.

6. Рекомендуется подбирать такие математические дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.

Литература:

 

1. Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования: приказ от 17 октября 2013 г. № 1155: [утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466, от 5 августа 2013 г. № 661]. 30 с. С. 7. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/ PR_1155.pdf (дата обращения: 22.02.2017).

 

 


 

УДК 378.015.3:51 ББК 88.8:22  С.Г. Тишулина  Мурманский арктический государственный университет г. Мурманск, Россия О.В. Топоркова МБДОУ детский сад № 7 г. Североморск, Мурманская область, Россия

S.G. Tishulina

Murmansk State Arctic University

Murmansk, Russia

O.V. Toporkova

Kindergarten № 7

Severomorsk, Murmansk region, Russia

Development of cognitive abilities of senior
preschoolers in the process of role-playing game

Abstract. The article presents the theoretical aspects and experience of the preschool educational institution educator in the development of cognitive abilities of senior preschoolers in the course of the role-playing game.

Key words: cognitive abilities, plot-role-playing game.

 

Проблема развития познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из обсуждаемых в теории и практике дошкольного образования. Познавательные способности являются фундаментом интеллектуального развития детей, их самостоятельности и активности. Развитие познавательных способностей является необходимым условием готовности дошкольников к обучению в школе.

В соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования (2013) содержание образовательной программы дошкольной образовательной организации должно обеспечивать развитие личности ребенка, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Познавательное развитие является одним из приоритетных направлений в образовании дошкольников, так как именно оно предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирует познавательные действия, становление сознания, развивает воображение и творческую активность[14].

Познавательные способности – это индивидуально-типологические особенности личности, формирование которых проходит через становление образных форм познания действительности: восприятия, образной памяти, наглядно-образного мышления, воображения, т.е. создание образного фундамента интеллекта. Основным условием развития познавательных способностей является включение детей в деятельность, прежде всего игровую.

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в ней формируются и перестраиваются психические процессы ребенка.

Сюжетно-ролевая игра позволяет развивать такие способности детей, как фантазию, артистизм. В ней успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, а также стремление к самореализации, самовыражению.

Экспериментальное исследование развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста (детский сад № 7,
г. Североморск, Мурманская область) позволило выявить комплекс педагогических условий, которые были реализованы в рамках образовательной деятельности ДОО:

· развитие познавательных способностей выдвигается в качестве одной из целей образовательной деятельности ДОО;

· в образовательной деятельности ДОО целенаправленно и систематически реализуются сюжетно-ролевые игры;

· развитие познавательных способностей интегрируется во всех образовательных областях.

На констатирующем этапе эксперимента была проведена диагностика уровней развития познавательных способностей дошкольников. Была использована комплексная диагностика Е.А. Стребелевой[15].

  При проведении диагностики мы руководствовались рядом условий:

· осуществление доброжелательного контакта взрослого с ребенком для создания доверительных отношений;

· использование заданий с постепенным возрастанием уровня познавательной трудности;

· в случаях затруднений при выполнении заданий и появления отрицательных реакций на неуспех ребенку оказывалась помощь, а затем предлагался ряд заданий с учетом его возможностей.

Методика исследования включала 10 заданий, выявляющих различные компоненты познавательного развития старших дошкольников:

1. Включение в ряд – задание направлено на установление контакта ребенка со взрослым и выявление уровня развития зрительного восприятия, а именно – ориентировки на величину.

2. Коробка форм–задание направлено на проверку уровня развития зрительной ориентировки на форму.

3. Построй из палочек (лесенка)–задание направлено на выявление уровня развития конструктивных способностей, умения работать по памяти, по образцу.

4. Сложи разрезную картинку (из четырех частей) – задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке.

5. Сгруппируй картинки (по цвету и форме) – задание направлено на проверку уровня развития восприятия и наглядно-образного мышления (ориентировка на цвет и форму, умения группировать картинки по образцу, переключаться с одного принципа группировки на другой, объяснять принцип группировки).

6. Количественные представления и счет–задание направлено на выявление уровня развития количественных представлений, умение ребенка выполнять счетные операции в умственном плане (развитие наглядно-образного и элементов логического мышления).

7. Сравни (сюжетные картинки «Летом»)– задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления (восприятия целостной ситуации, изображенной на картинках), умения сравнивать и понимать динамическое изменение события, изображенного на картинках.

8. Найди время года –задание направлено на выяснение уровня сформированности представлений о временах года (развитие наглядно-образного мышления).

9. Нарисуй целое –задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, сформированности предметного рисунка.

10. Расскажи (серия сюжетных картинок)–задание направлено на выявление умений определять временную последовательность событий, обобщать свой практический опыт (сформированность наглядно-образного мышления).

В ходе эксперимента было установлено, что дошкольники экспериментальной группы имели преимущественно низкий уровень познавательного развития – 6 детей (60%). Средний уровень выявлен у 4 воспитанников (40%), высокий уровень не был диагностирован ни у одного ребенка.

Результаты исследования легли в основу разработки и апробации серии сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие познавательных способностей старших дошкольников.

 

При подборе игр учитывались:

· уровни сформированности познавательных способностей детей;

· индивидуальные и возрастные особенности;

· возможности развивающей пространственно-предметной среды ДОО;

· профессиональная компетентность педагогов дошкольного образования.

Приблизительная тематика нескольких сюжетно-ролевых игр представлена в таблице 1.

Таблица 1

Тематика сюжетно-ролевых игр

 

Название игры Задачи
1. Сюжетно-ролевая игра «Семья» учить планировать совместную деятельность, учитывая интересы и мнение партнера; учитывать индивидуальные особенности и предпочтения детей, а также помочь им выбрать роль и игровые атрибуты; развивать воображение и логическое мышление.
2. Сюжетно-ролевая игра «Автобус» развивать сюжетную и творческую игру детей; развивать воображение и логическое мышление; формировать дружеские взаимоотношения между детьми.
3. Сюжетно-ролевая игра «Поликлинника» закреплять правила и нормы поведения в общественных местах; развивать навыки общения, чувства сопереживания, умения понимать других людей; развивать воображение; формировать навыки сотрудничества.
4. Сюжетно-ролевая игра «Магазин» учить детей распределять роли и действовать согласно принятой роли; формировать у детей уверенность, умение общаться с окружающим миром; совершенствовать навыки счета; развивать воображение и логическое мышление; воспитывать культуру поведения и общения, совершенствовать диалогическую форму речи.

 

После формирующего этапа эксперимента была проведена повторная диагностика, позволяющая определить эффективность проделанной работы. На контрольном этапе эксперимента была использована та же методика, что и на констатирующем этапе исследования.

Таким образом, проанализировав результаты контрольного этапа эксперимента, можно сделать вывод о положительной динамике развития познавательных способностей дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры. Высокий уровень показали 20% (двое воспитанников), средний уровень составил 60% (шестеро детей) и низкий уровень отмечен у 20% (двое дошкольников). Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволяет сделать вывод о том, что целенаправленное использование сюжетно-ролевых игр способствует повышению уровня развития познавательных способностей дошкольников.

Проведенное исследование позволяет сформулировать некоторые методические рекомендации для педагогов дошкольного образования:

· Способствовать формированию у детей навыков сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления окружающей действительности.

· Предлагать сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.

· Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.

· Расширять кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливать у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.

· Дать возможность свободного выбора ребёнком сюжета игры, соответствующего его интересам.

· Уделять внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнёрами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.

· Ориентировать детей на сотрудничество в совместной игре, регулировать их поведение на основе творческих игровых замыслов.

 

Литература:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Опубликовано: 25 ноября 2013 г. в «РГ» – Федеральный выпуск № 6241).

2. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей». 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 2004. 164 с.


 

 


[1] Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Педагогика, 1977.

[2]      Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. 144 с.

[3]      Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. 120 с.

[4]      Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1993. 204 с.

[5]      Жукова М.В. Компьютерная зависимость как один из видов аддиктивной реали-
зации // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 11.
С. 120–129.

[6] Максс В.А. Компьютерная зависимость у подростков // Молодой ученый. 2014. № 7. С. 272–274.

[7]      Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Российская газета. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 01.03.2018).

[8]      Ф


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.141 с.