E.I. Golishnikova, E.E. Nikiforova — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

E.I. Golishnikova, E.E. Nikiforova

2021-04-19 68
E.I. Golishnikova, E.E. Nikiforova 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Murmansk Arctic State University

Murmansk, Russia

                                                                                                                        

COMPUTER ADDICTION: PROBLEMS OF EDUCATION
AND SOCIALIZATION OF THE MODERN CHILD

Abstract. The article reveals the problems of the formation of computer and Internet addiction. Considered types and problems of computer addiction. Presented results of a study conducted to determine the level of Internet addiction in future specialists in the field of pedagogical and special (defectological) education.

Key words: modern child, socialization, computer addiction, Internet addiction, addiction, addictive behavior.

 

Развитие современного общества неразрывно связано с научно- техническим прогрессом, с постоянно увеличивающимся потоком информации, новыми научными открытиями. Однако в настоящее время складывается следующая тенденция – дети практически с рождения учатся нажимать кнопки на клавиатуре компьютера, играть в телефоне или с планшетом. Чем раньше ребенок начнет приобщаться к компьютеру, тем выше у него шансы стать зависимым.

Рассмотрим такое понятие как «компьютерная зависимость».

Компьютерная зависимость – патологическое пристрастие человека к проведению времени за компьютером – является одной из форм аддиктивного поведения.

Аддиктивное поведение – деструктивное поведение, которое выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций[5].

Признаки компьютерной зависимости могут быть двух видов: психологические и физические.

Психологические: зависимость настроения от нахождения за компьютером; потеря контроля над временем; невозможность остановиться; игнорирование окружающего мира; раздражительность из-за невозможности провести время за компьютером; пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером.

Физические признаки компьютерной зависимости проявляются в нарушениях зрения (близорукость, синдром «сухого глаза», дисплейный синдром), изменениях опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушение осанки, карпальным синдром), нарушениях работы пищеварительной системы (гастрит, язвенная болезнь), заболеваниях сердечно-сосудистой системы (варикоз, атеросклероз), а также в истощении нервной системы.

Различают психологическую зависимость от компьютерных игр (кибераддикция) и Интернета (сетеголизм).

Говоря о кибераддикция, необходимо сказать, что она бывает двух видов в зависимости от типа игр, к которым человек имеет пристрастие:

- зависимость от не ролевых компьютерных игр (аркад, головоломок, игр на быстроту реакции, рулетки, карточных игр), когда человек получает удовольствие от того, что он прошел игру или набрал наибольшее количество очков;

- зависимость от ролевых игр (когда человек играет за какого-то персонажа). В данном случае он полностью уходит в виртуальную реальность, теряя связь с действительной жизнью.

В настоящее время существует большое количество средств, форм и способов общения, и немалая часть из них связана с современными технологиями, которые, в частности, представлены использованием сети Интернет. Именно таких людей называют сетеголиками – они находятся в интернете от 12 до 16 часов в сутки. Вся жизнь сосредоточена для них в мировой паутине: им некогда заниматься домашними делами, даже поесть иногда не хватает времени, некогда следить за своей внешностью, поэтому они часто выглядят неряшливо и неопрятно.

Помимо основных признаков зависимости от компьютера, у сетеголиков проявляются дополнительные симптомы:

- стремление постоянно проверять свою почту;

- увеличение времени пребывания в сети;

- ожидание очередного сеанса онлайн[6].

Большинство родителей и педагоги чаще всего забывают, что они должны строго соблюдать правила работы ребенка с компьютером (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03I «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» от 10 июня
2003 г., № 4673).

С целью определения уровня интернет-зависимости у будущих специалистов в области педагогического образования (ПО) и специального (дефектологического) образования (СДО), было проведено исследование на базе Мурманского арктического государственного университета в
6 академических группах студентов: 2 курс БПО-ИФ (информатика, физика); 2 курс БПО-Ин.яз (английский и немецкий языки); 2 курс БПО-НОД (начальное образование, художественно-эстетическое образование детей); 2 курс БПО-ДШИ (дошкольное образование, инклюзивное образование);
3 курс, БСДО-ЛГП (логопеды); 5 курс БПО-Диз (дизайн).

Первый вопрос, который был задан студентам «Часто ли Вы замечаете, что проводите онлайн больше времени, чем намеревались?». Респонденты ответили следующим образом: 80% опрашиваемых педагогов-физиков, информатиков ответили «иногда» и 20% – «часто»; педагоги иностранных языков разделились поровну – по 50% ответили «иногда» и «часто»; среди студентов начального образования ответы были следующими – 14% «никогда или крайне редко», 50% – «иногда», 29% – «часто» и
7% студентов ответили «очень часто»; педагоги в области дошкольного воспитания в своих ответах также разделились: 10% ответили «никогда или крайне редко», 30% – «иногда», 50% – «часто» и 10% – «всегда»; среди студентов, обучающихся по направлению подготовки дефектологического профиля, 8% опрашиваемых ответили на этот вопрос «никогда или крайне редко», 25% – «иногда», 59% – «часто» и 8% – «всегда»; и среди педагогов-дизайнеров ответы разделились пополам 50% – «иногда» и «очень часто». Таким образом, больше всех нарушают свои планы педагоги-физики, а более строго следуют плану на день логопеды.

Отвечая на вопрос «Часто ли Вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени в сети?» студенты ответили следующим образом: 60% педагогов-физиков ответили «никогда или крайне редко», оставшиеся 40% разделились пополам между ответами «иногда» и «часто»; среди педагогов иностранных языков – 80% студентов ответили «иногда» и 20% – «часто»; ответы педагогов начального образования так же разделились: 57% респондентов ответили «никогда или крайне редко», 36% – «иногда» и 7% – «часто»; педагоги дошкольного образования разделились 80% – «иногда» и 20% – «часто»; студенты специального (дефектологического) образования ответили следующим образом – 34% «никогда или крайне редко», 58% студентов – «иногда» и 8% – «часто»; 25% педагогов-дизайнеров крайне редко пренебрегают домашними делами в пользу интернета, однако оставшиеся 75% ответили – «иногда».

 

Рис 1. Результаты ответов студентов педагогического и специального
(дефектологического) образования на вопрос «Часто ли Вы замечаете, что проводите онлайн больше времени, чем намеревались?»

 

Следующий вопрос, который был задан респондентам – «Часто ли Вы ощущаете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна?». Ответы студентов были следующими: 60% педагогов-физиков ответили «никогда или крайне редко», 40% – «иногда»; среди педагогов иностранных языков 45% ответили «никогда или крайне редко, и 55% – «иногда»; ответы педагогов начального образования так же разделились: 64% ответили «никогда или крайне редко», 36% – «иногда»; 10% студентов дошкольного образования ответили «никогда или крайне редко», 60% ответили «иногда» и 30% – «часто»; студенты-логопеды ответили следующим образом – 59% «никогда или крайне редко» и 41% «иногда»; 25% педагогов-дизайнеров на вопрос ответили «никогда или крайне редко», 50% респондентов ответили «иногда» и 25% – «часто». Итак, больше всех жалуются на однообразие жизни без Интернета студенты дошкольного образования, и меньше всего педагоги начального образования.

На вопрос «Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна?» ответы студентов так же разделились: педагоги-физики ответили 60% – «никогда» и 40% – «иногда», среди педагогов иностранных языков ответы были следующими – 27% «никогда или крайне редко»,
45% – «иногда», 18% – «часто» и 10% – «всегда»; студенты начального образования разделились на следующие ответы: 42% «никогда или крайне редко» и 58% – «иногда»; ответы педагогов-дошкольников разделились между «никогда или крайне редко» и «иногда» по 50%; студенты дефектологического профиля ответили следующим образом 33% – «никогда или крайне редко», 25% – «иногда» и 42% – «часто»; а в группе дизайнеров по 25% получили следующие ответы: «никогда или крайне редко», «часто», «очень часто» и «всегда».

Последний вопрос, который был задан респондентам – «Часто ли Вы испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только Вы оказываетесь онлайн?», полученные ответы: педагоги-физики разделились в своих ответах на 80% – «никогда или крайне редко» и 20% – «иногда»; педагогов иностранных языков и будущих педагогов дошкольного образования 100% опрашиваемых ответили «никогда или крайне редко»; студенты по профилю подготовки начального образования в своих ответах разделились – 71% «никогда или крайне редко» и 29% – «иногда»; 92% студентов, обучающихся по направлению подготовки специальное (дефектологическое) образование ответили «никогда или крайне редко» и 8% – «иногда»; а среди педагогов-дизайнеров 50% ответов пришлось на ответ «никогда или крайне редко», 25% – «иногда» и «часто».

Таким образом, наше исследование показало, что будущие педагоги и будущие практикующие специалисты дефектологического профиля недостаточно осознают возможное отрицательное воздействие информационно-коммуникационных технологий на сознание и здоровье обучающихся. Но, несмотря на этот факт, в настоящее время в России идея информатизации учебного процесса приобрела важное значение и стала средством совершенствования образовательной системы.

 

Литература:

1. Жукова М.В. Компьютерная зависимость как один из видов аддиктивной реализации // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 11. С. 120–129.

2. Максс В.А. Компьютерная зависимость у подростков // Молодой ученый. 2014. № 7. С. 272–274.


 

УДК 37.013 ББК 74.00(75.1)   А.В. Кириллова Мурманский арктический государственный университет г. Мурманск, Россия

Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.