Educational opportunities of physical culture — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Educational opportunities of physical culture

2021-04-19 56
Educational opportunities of physical culture 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Abstract. The article describes the possibility of using physical culture to solve the problems of education of children and youth. Types of education are presented. Physical culture resources for their realization are described.

Key words: education, educational opportunities, physical culture.

 

Проблема воспитания детей и молодежи не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, что находит отражение в принятии соответствующих нормативно-правовых документов в системе образования Российской Федерации: «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения для всех ступеней образования и др. Воспитание подрастающего поколения рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на всех уровнях[7], поиска новых ресурсов для решения поставленных воспитательных задач, а также повышения эффективности уже используемых. В этой связи возникает необходимость пересмотреть сложившееся представление о возможностях физической культуры в воспитании личности.

Под физической культурой понимается часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития[8].

Анализ нормативных документов и образовательной практики показал, что занятия физической культурой в основном рассматриваются как ресурс для овладения необходимыми двигательными умениями и навыками, специальными физкультурными знаниями, воспитания физических качеств, формирования ответственного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни, мотивации к регулярным занятиям физическими упражнениями, а также для воспитания отдельных личностных качеств (ответственности, коллективизма, лидерских способностей, организованности, настойчивости, целеустремленности и т.д.). Однако физическая культура обладает значительно большими возможностями, которые можно использовать для решения задач всестороннего воспитания личности занимающихся. Рассмотрим их более подробно.

Умственное воспитание – это целенаправленный педагогически обеспеченный процесс развития и обогащения умственных способностей личности, формирования культуры и престижа умственного труда[9]. В процессе занятий физической культурой человек овладевает новыми знаниями в данной области, решает разнообразные познавательные ситуации, связанные с изучением двигательных действий, овладением тактическими приемами, учится анализировать выполненные задания, оценивать условия и принимать решения в различных тактических игровых ситуациях, запоминать и воспроизводить технику физических упражнений, активно и творчески подходить к решению поставленных задач. То есть развивается память, мышление, внимание, способность к восприятию, аналитические, творческие и другие способности.

Значительным ресурсом обладают занятия физическими упражнениями для нравственного воспитания занимающихся. Под нравственным воспитанием понимается целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Результатом данного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, навыков и привычек общественно ценного поведения. Наиболее эффективными формами нравственного воспитания детей и молодежи в процессе занятий физической культурой являются:

· лекции, беседы, рассказы собственных учителей по физической культуре и тренеров, встречи со знаменитыми спортсменами и физкультурниками, совместные просмотры тематических кинофильмов и состязаний;

· физкультурно-оздоровительные мероприятия и спортивные праздники общешкольного и городского уровней «День здоровья», «Веселые старты», «День защитника Отечества», «Олимпийские игры», «День защиты детей», «Масленица» и др.;

· игры и эстафеты (на уроках по физической культуре, на удлиненных переменах, во время прогулок с друзьями и родителями и т.д.);

· туристические походы и слеты;

· спортивные соревнования.

Специфическое содержание физкультурной деятельности является важной основой для воспитания нравственных и морально-волевых качеств, формирования организованности и дисциплинированности, честности, солидарности, дружелюбия, способности к преодолению трудностей, ответственности прежде всего перед самим собой за свои поступки и их результаты, а также привычки соблюдать этические нормы («Честная игра», кодекс спортивной этики).

Занятия физической культурой обладают широкими возможностями и для патриотического воспитания детей и молодежи. Под патриотизмомпонимается чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом; включает в себя чувство гордости за свое Отечество, малую родину, активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству[10]. Участвуя в соревнованиях различного уровня (внутришкольные, городские, региональные и др.), дети стремятся защитить честь своего класса, образовательного учреждения, города, области и страны, показывая наивысшие спортивные результаты, что является одной из форм проявления патриотизма. В то же время присутствие на таких состязаниях в качестве зрителя – болельщика или волонтера способствует возникновению чувства сопричастности к происходящему на соревновательной площадке, сопереживания и единения как со своими соотечественниками, так и с представителями других стран и национальностей. Занятия физической культурой способствуют формированию культуры межнационального общения, воспитывают любовь и преданность к своей Родине.

Занятия физической культурой могут также использоваться и для решения задач военно-патриотического воспитания: воспитания уважительного отношения к Вооруженным Силам РФ, освоения военно-прикладных навыков и формирования готовности к прохождению службы у молодежи призывного возраста. Для этого необходимо в занятия физической культурой включать специфические виды физических упражнений (лазание, ползание, преодоление препятствий, подъем и переноска груза, ориентирование на местности и др.); военизированные игры «Зарница», «Орленок», «Патриот», спартакиады допризывной молодежи и призывников; учебные школьные и студенческие сборы; туристические походы по местам боевой славы; спортивные мероприятия, посвященные памятным датам истории нашей страны.

Неразрывна связь между физической культурой и эстетическим воспитанием. Под ним понимается целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты»[11]. Занятия физическими упражнениями являются важным средством для формирования красивой осанки, гармоничного телосложения, изящного выполнения двигательных действий, основой для проявления положительных эмоций, жизнерадостности, что, в свою очередь, способствует воспитанию эстетических вкусов и представлений, развитию умений видеть и понимать прекрасное, чувствовать красоту в поступках и окружающей действительности.

Решение задач эстетического воспитания в процессе двигательной деятельности осуществляется посредством использования разнообразных видов физических упражнений (общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, акробатических, танцевальных, импровизационных упражнений, упражнений художественной и ритмической гимнастики, фитнес-аэробики, ходьбы, бега, плавания и др.); природных факторов (занятия в естественных условиях природной среды, закаливание); гигиенических факторов (чистота и эстетическое оформление мест занятий и оборудования, опрятность спортивной формы); музыкального сопровождения. Большое значение для эстетического развития воспитанников имеет эмоциональность речи, образное слово при объяснении упражнений, технически совершенный и эмоционально-выразительный показ, личный пример педагога, тренера или другого наставника, практическое приучение к творческим проявлениям красоты во время двигательной деятельности. Таким образом, необходимо специально концертировать внимание занимающихся на проявлениях прекрасного в процессе выполнения ими двигательной деятельности.

Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения потребности в разнообразной трудовой деятельности (учебной, производственной, общественной и т.п.), глубокого уважения к труду человека, бережного отношения к материальным и духовным ценностям, созданным трудом людей, осознанного и добросовестного отношения к своей работе и обязанностям[12]. Систематические занятия физическими упражнениями, можно сказать, являются достаточно сложным и напряженным трудом, требующим упорства в достижении поставленной цели. Занимающиеся выполняют практические обязанности по подготовке и уборке инвентаря, уходу за спортивным снаряжением, подготовке места и собственной спортивной формы для занятий. Что, в свою очередь, способствует воспитанию трудолюбия, формированию элементарных трудовых умений и навыков, повышает уровень трудоспособности и устойчивости к действию сбивающих факторов, готовит к труду в повседневной жизни.

Таким образом, в современный период развития общества и государства, когда одной из важнейших задач государственной политики является воспитание высокоразвитой личности, способной реализовать свой потенциал в различных видах деятельности, готовой к мирному созиданию и защите Родине, особое значение приобретает возможность и необходимость использования физической культуры не только как средства сохранения и укрепления здоровья населения, повышения работоспособности, пролонгирования периода активного долголетия человека, но и как источника гармоничного воспитания личности, развития ее интеллектуальных, нравственных, эстетических способностей, патриотизма, трудоспособности. Что становится возможным и реальным при правильной организации занятий физической культурой, осуществлении физического воспитания в тесной взаимосвязи с другими видами воспитания (умственным, нравственным, патриотическим, эстетическим, трудовым), обновлении содержания воспитания, использовании форм и методов, основанных на передовом педагогическом опыте, объединении усилий семьи, учреждений общего, профессионального и дополнительного образования, общественных организаций для обеспечения целостности и непрерывности воспитательного процесса.

Литература:

 

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2009. 24 с.

2. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-М, 2011. 607 с.

3. Основы трудового воспитания в терминах, понятиях, схемах, вопросах и ответах: методические рекомендации / сост. Р.И. Купчинов. Минск: Издательство БНТУ, 2015. 278 с.

4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года // Российская газета. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 01.03.2018).

5. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» с ред. от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Электрон. дан. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149841 (дата обращения: 01.03.2018).


 

УДК 378.015.3:51 ББК 88.8:22 С.Г. Тишулина Мурманский арктический государственный университет г. Мурманск, Россия О.М. Шпунтова МБДОУ детский сад № 51 г. Североморск, Мурманская область, Россия

Педагогические условия развития математических представлений детей старшего дошкольного
возраста средствами дидактических игр

Аннотация. В статье представлены теоретические аспекты и опыт работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения в развитии математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр с математическим содержанием.

Ключевые слова: математические представления, дидактическая игра.

S.G. Tishulina

Murmansk State Arctic University

Murmansk, Russia

O.M. Shpuntova

Kindergarten № 51

Severomorsk, Murmansk region, Russia

Pedagogical conditions of development
of mathematical representations of children
of the senior preschool age by means
of didactic games

Abstract. The article presents the theoretical aspects and experience of the teacher of preschool educational institution in the development of mathematical representations of children of preschool age by means of didactic games with mathematical content.

Key words: mathematical performance, didactic game.

 

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования (2013 г.) реализация образовательной программы в дошкольной образовательной организации должна обеспечивать познавательное развитие детей. Результатом познавательного развития дошкольников являются сформированные первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, количество, число, часть и целое, пространство и время, причины и следствия и др.)[13].

Познавательное развитие дошкольников предполагает развитие элементарных математических представлений.

Математическое развитие старших дошкольников обеспечивает качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Основными задачами математического развития детей дошкольного

возраста являются:

· развитие у детей логико-математических представлений;

· развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений;

· освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания;

· овладение детьми математическими способами познания действительности;

· воспитание готовности к обучению в школе и др.

В связи с тем, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, математическое развитие обеспечивается использованием дидактических игр с математическим содержанием, которые являются основным средством развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальное исследование развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста (детский сад № 51, г. Североморск, Мурманская область) позволило выявить комплекс педагогических условий, которые были реализованы в рамках образовательной деятельности ДОО:

  • создать развивающую предметно-пространственную среду;
  • целенаправленно осуществлять диагностику развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста;
  • систематически и последовательно реализовывать дидактические игры с математическим содержанием.

На первом этапе исследования (констатирующий этап эксперимента) для выявления уровня развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного нами была использована комплексная диагностика М.А. Васильевой, В.В. Гербовой и Т.С. Комаровой «Диагностика элементарных математических представлений старших дошкольников».

Методика выявляет различные аспекты математических представлений дошкольников:

  • знания о составе числа первого десятка (из отдельных единиц);

· знания о цифрах от 0 до 9; знаках «=», «–», «+»; умение составлять и решать задачи в одно действие и пользоваться арифметическими знаками действий;

· умение называть числа в прямом и обратном порядке, соотносить цифру и количество предметов;

· умение считать (отсчитывать) предметы в пределах 10, пользоваться порядковыми и количественными числительными;

· знания о месяцах и последовательности дней недели;

· умение измерять длину предметов с помощью условной мерки;

· умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку.

По результатам исследования низкий уровень развития матема-тических представлений отмечен у 4 воспитанников (40%), средний – у
6 (60%), высокий уровень не зарегистрирован ни у одного дошкольника.

Полученные результаты позволили определить задачи и содержание второго этапа эксперимента.

На формирующем этапе эксперимента нами был разработан и реализован комплекс дидактических игр с математическим содержанием в образовательной деятельности ДОО.

Дидактические игры с математическим содержанием отбирались с учетом результатов исследования математических представлений у старших дошкольников на констатирующем этапе эксперимента и были направлены на формирование и развитие:

· знаний цифр и чисел, овладение порядковым счетом и счетными операциями (игры по обучению детей счёту в прямом и обратном порядке, знакомство с образованием чисел);

· временных представлений и ориентировки во времени (неделя, месяц, время суток и т.д.);

· пространственных представлений и ориентировку в пространстве
(в специально созданных пространственных ситуациях определять своё место по заданному условию);

· знаний геометрических форм и фигур;

· представлений о величине;

· логического мышления.

По характеру познавательной деятельности дидактические игры делились на следующие группы:

· игры, требующие исполнительской деятельности (дети выполняют действия по образцу);

· игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность, связанную с отработкой тех или иных математических умений и навыков;

· игры, в которые запрограммирована конструирующая деятельность детей;

· игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность;

· игры, включающие элементы поисковой деятельности.

В ходе формирующего этапа эксперимента была реализована система занятий с использованием дидактических игр с математическим содержанием. Примерное содержание нескольких занятий приведено в таблице 1.

Таблица 1

Примерное содержание занятий с использованием дидактических игр

Цель занятия Содержание занятия Средства
Развитие логического мышления Упражнение детей в количественном счёте от 1 до 10; закрепление представлений о пространственных отношениях (между, справа, слева); формирование представлений о сложении как объединении групп предметов; знакомство со знаком «+». Демонстрационный и раздаточный материал: «письмо», цифры от 1 до 10, «конверты», «лабиринт», муляжи овощей для задач, карточки «найди лишнее», карточки для составления условия задачи, набор цифр и знаков для решения задач, счётные палочки.
Развитие мыслительных операций на основе полученных знаний Закрепление представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер; развитие навыков порядкового счёта в пределах 10. Закрепление знаний о составе чисел в пределах 10 (из двух меньших чисел). Демонстрационный и раздаточный материал: «письмо», цифры от 1 до 10, набор цифр и знаков для решения задач, счётные палочки.
Развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления, конструктивных навыков и воображения   Закрепление умений различать цифры от 0 до 9, находить «соседей», увеличивать и уменьшать числа на 1; учиться составлять задачи, решать их и записывать, читать запись задачи; учиться составлять из овалов и кругов фигуры. Демонстрационный и раздаточный материал: карточки с цифрами; домики; мяч; бусы из геометрических фигур; геометрические фигуры; лабиринты и карандаши; звездочки, флажки, овалы и круги.  

 

На контрольном этапе эксперимента были использованы те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе исследования.

Таким образом, проанализировав результаты контрольного этапа эксперимента, можно сделать вывод о положительной динамике развития элементарных математических представлений игр у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе.

Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента выявило улучшение показателей сформированности элементарных математических представлений: число дошкольников с высоким уровнем выросло до 2 человек (20%), средним до 6 (60%), а удельный вес детей с низким уровнем снизился до 2 (20%) человек.

Результаты исследования позволили сформулировать следующие методические рекомендации для педагогов дошкольного образования:

1. Дидактические игры с математическим содержанием должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и индивидуальным особенностям.

2. Проводя дидактическую игру, необходимо использовать разнообразную наглядность.

3. Содержание игры должно усложняться в зависимости от возрастных групп, лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.

4. В игре принципы дидактики должен сочетаться с занимательностью.

5. Дидактическая игра должна активизировать речевую деятельность детей, способствовать приобретению и накоплению словаря и социального опыта детей.

6. Рекомендуется подбирать такие математические дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.

Литература:

 

1. Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования: приказ от 17 октября 2013 г. № 1155: [утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466, от 5 августа 2013 г. № 661]. 30 с. С. 7. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/ PR_1155.pdf (дата обращения: 22.02.2017).

 

 


 

УДК 378.015.3:51 ББК 88.8:22  С.Г. Тишулина  Мурманский арктический государственный университет г. Мурманск, Россия О.В. Топоркова МБДОУ детский сад № 7 г. Североморск, Мурманская область, Россия

Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.