Упражнения эффективного формирования читательских умений при работе над языком устно-поэтических произведений — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Упражнения эффективного формирования читательских умений при работе над языком устно-поэтических произведений

2021-04-19 73
Упражнения эффективного формирования читательских умений при работе над языком устно-поэтических произведений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На уроках литературного чтения формируются навыки осознанного чтения и умение самостоятельной работы с текстом с помощью действий, активно влияющих на основные параметры чтения (осмысление, технику, выразительность) по системе М.И. Омороковой. [34, с. 128]

Основные типы упражнений при работе над осмысленностью: упражнения по ориентировке в структуре текста; при работе по совершенствованию техники чтения; упражнения на развитие четкости произношения: упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям; упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.

При работе над выразительностью: упражнения на выяснение жанра произведения; упражнения на смысловой анализ текста; упражнения на поиск интонационных средств, разметку текста для чтения; упражнения на активизацию воображении; на привлечение творческих возможностей учащихся. Применяю различные виды практических действий на карточках и в тетрадях на печатной основе: подчеркивание важного в тексте; определение эмоционально-оценочной лексики, нужной мысли; расстановка условных знаков (определение темпа чтения, пауз, логических ударений, определение структуры текста); выписывание слов и предложений по заданию; словесная и живописная иллюстрация; запись своих мыслей, оценок, отношения к прочитанному; изображение схематичного и словесного плана.

При работе над техникой чтения: учителя применяют на уроках различные типы коррекционно-развивающих упражнений, систему тренировочных упражнений по формированию беглости чтения учителя.

Работа над данными упражнениями должна проводится в начале каждого урока чтения и включать в себя следующие пять, в основном, последовательно выполняемых упражнений:

.   Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

.   Чтение блоков буквосочетаний, слов, предложений.

.   Отработка дикции.

.   Коррекционно-развивающие упражнения.

.   Интонационная разминка. [38, с. 263-266]

Все упражнения предлагаются с учетом того, какой параметр чтения слабо отработан - произношение, правильность, скорость восприятия, понимание. Тексты упражнений печатаются на карточках, можно читать с доски, произносить на память (скороговорки, чистоговорки).

С помощью таких активных действий с текстом у учащихся формируются и закрепляются конкретные читательские умения работы с текстом, а также учебные действия.

Устно-поэтические произведения (фольклор)- неписаная литература, устное народное творчество, уходящее корнями в историю народа.

Использование на том или ином этапе урока примеров из исторических песен или легенд, пословиц и загадок расширяет кругозор учащихся, воспитывает их патриотические чувства, пробуждает интерес к истории, литературе, развивает речь, делая ее меткой, богатой и выразительной.

Проблема фольклора в русской детской литературе имеет огромное теоретическое и практическое значение, заслуживает глубокого и всестороннего исследования. Особенно актуальна она в наши дни.

Существует особый вид устного народного поэтического творчества - это детский фольклор. Все произведения детского фольклора по их функциональной роли можно разделить на две группы:

.   произведения, связанные с игровыми действиями (пестушки и потешки, жеребьевки, считалки, игровые приговорки и припевки);

.   произведения, которые занимают детей своим словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий (колыбельные песни, заклички, молчанки, прибаутки, небылицы, скороговорки или частоговорки). [41, с. 176-185]

В современной начальной школе перед учителем наряду с задачей полноценного владения навыками чтения стоят задачи литературного развития школьников. Проблему эту можно и нужно решать на любом материале по чтению. Весьма ценным в решении данной проблемы является фольклорный материал.

«Ум и чувства», которыми изобилуют пословицы во все времена, служили и продолжают служить расширению знаний людей, способствуют более конкретному пониманию сущности социально-политических отношений в обществе.

Пословицы и поговорки представляют величайшую ценность для обогащения литературного языка, для придания ему выразительности, точности.

Существует и другое деление фольклорных жанров, которое зависит от объема произведения. Так к большим фольклорным жанрам относятся сказки, легенды, былины, исторические песни, народный театр, а к малым - частушки, загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, скороговорки, частоговорки.

Содержание многих пословиц служит материалом не только для изучения грамматических правил, но также является источником воспитания нравственных качеств: любви к природе, Родине, труде, учат быть добрыми и отзывчивыми. Например, такая пословица: «Свалить дерево - секунда, вырастить - года» - воспитывает любовь к природе, бережное отношение к ней. [36, с. 75]

Работа над пословицами и поговорками на уроках чтения младших школьников, занимает важное место в обучении грамоте, и является прекрасным источником для развития мышления и речи учащихся.

Загадки развивают у ребенка наблюдательность, учат сопоставлять явления, делать выводы, помогают увидеть мир по-новому, необыкновенно поэтически.

Под загадкой обычно понимают построенное в виде иносказание небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который необходимо дать исчерпывающий ответ.

Загадки применяются и на уроках русского языка в более старших классах при изучении правил правописания, на занятиях по выработке грамотного письма, при работе со словарными словами. Это должны быть такие загадки, которые содержат немало сочетаний букв, при написании которых учащиеся чаще всего допускают ошибки: слова с безударными гласными, звонкими и глухими согласными, словарные слова.

Скороговорки, чистоговорки и частоговоркиспособствуют формированию и развитию правильной чистой речи учащихся, помогают совершенствовать такие качества чтения, как правильность и беглость. Работа со скороговорками, чистоговорками и частоговорками носит характер усвоения содержания и правильного произнесения отдельных звуков или их сочетаний. Их можно использовать при изучении звуков в период обучения грамоте.

Существенную дидактическую функцию с давних пор выполняют пословицы и поговорки. Они убедительно и просто учат людей жить и работать, знакомят с итогами долгих наблюдений над явлениями природы, дают разумный совет, как поступать в той или иной ситуации. Четко формулируя основные правила трудовой деятельности и морально эстетические нормы, произведения этого жанра становились учебником жизни.

Загадка стимулирует умственную деятельность ребенка, прививает вкус к умственной работе, способствует не только совершенствованию сообразительности, но и существенно расширяет представление о мире вообще. Являясь произведением словесного искусства, загадка одновременно с расширением кругозора детей воспитывает художественное восприятие окружающего и раскрывает метафорические богатства русского языка. [36, с. 75]

Устное народное творчество продолжает развиваться и в наши дни. Таким образом, проблемы фольклоризма заслуживают пристального внимания, а использование малых фольклорных форм на уроках в начальной школе актуально и перспективно.

Рекомендации по выразительному чтению малых фольклорных жанров:

. Предназначение колыбельной песни- успокоить, ребенка, протянуть ниточку любви, связывающую мать и дитя. Колыбельная исполняется негромко, нежно, слегка монотонно, однообразно, но в голосе должна слышится доброта. Интонация должна быть успокаивающей, убаюкивающей.

. Главная цель потешки - поиграть с ребенком, развеселить его, распотешить, весело научить его говорить, весело дать нравственный урок. Это веселая народная школа. Потешка задает «сценарий» игры. Главное в этой игре - жесты, движение. Жесты управляются словами: топни, вырывай… Эти слова надо выделять. Потешки может состоять из нескольких частей. «Закон повтора» - повтор слов, повтор одинакового построения предложений. Потешка должна звучать весело.

. Главная задача прибаутки (побасенки) - высмеять плохую черту характера или показать остроумие героя. Ее форма - диалог и монолог. Исполнителю надо передать живую, разговорную речь, характер героя. Используется прием драматизации. Следует подчеркнуть юмор ситуации. Побасенка читается весело, лукаво.

. Предназначение небылицы - весело учить ребенка различать действительность и фантазию, развивать воображение. При чтение необходимо подчеркнуть слова, обозначающие небывалое действие. Выделить стихотворный ритм. Рифму, игру слов.Небылицы читаются весело, с юмором.

. Загадка учит сообразительности. При чтении необходимо выделить слова, обозначающие признаки, подчеркнуть сравнение. Читать ритмично, подчеркнуть рифму. В интонации надо передать скрытый в подтексте вопрос, даже если загадка повествовательного характера.

. Цель скороговорки - научить детей чисто говорить, преодолевать трудности в произношении слов родного языка. Скороговорка читается весело, быстро, на одном дыхании, без пауз. Ритм четкий. Критерии оценки скороговорителей: трудность выбранного текста, чистота и скорость говорения, художественна выразительность.

. Считалкаисполняется скандировано, с подчеркиванием ритма счета, весело. Надо подчеркнуть слова, указывающие на выбор: «тебе водить», «выйди вон» и другие. [37, с. 187]

Выразительное чтение малых фольклорных жанров чрезвычайно важно для стимулирования познавательного отношения ребенка к миру. Ребенку постоянно приходится систематизировать явление действительности.

Правила выразительного чтения сказок:

Сказки являются одной из любимых произведений детей. Педагогу очень важно знать правила выразительного чтения сказок, для того чтобы заинтересовать детей:

Сказка должна читается в простой, задушевной, разговорной манере, чуть напевно, чтобы ребенок мог уловить ее суть.

Присказка читается живо, заинтересованно, шутливо, чтобы заинтересовать слушателя, вызвать эмоциональные чувства, чувства радости.

Тон таинственности соблюдается в зачине и тех местах, где есть чудесные действия, события, превращения. Голос звучит приглушенно, с паузами перед эпизодами, в которых говорится о необычайных приключениях героев. Положительный герой требует теплого, дружеского отношения, ласковой, одобрительной интонации. Голос звучит сочувственно, если главный герой страдает, обижен. Отрицательному персонажу соответствуют сухие, неприязненные интонации, передающие осуждение, недовольство, возмущение.

Голосом выделяются особо красивые выражения, поэтические обороты, чтобы дети могли обратить внимание именно на эти моменты.

Шутливой интонацией выделяются комические ситуации в сказках (лукавство, ирония в голосе).

После окончания чтения - длинная пауза, чтобы дети могли осознать и подготовиться к ее обсуждению.

В сказках для детей кроется особое очарование, открываются какие - то тайники миропонимания. Они находятся в сказочном повествовании самостоятельно. Это развивает мышление ребенка. Герои сказок становятся для детей их идеалом, они стремятся подражать им. Сказки очень важны для становления чтения детей.

Рекомендации по выразительному чтению басен:

Исполнение басни предполагается естественный, близкий к разговорной речи, тон. Чтец непосредственно обращается к слушателям и сообщает о событиях, которые как будто бы действительно имело место.

Если басня имеет стихотворную форму, то ее чтение предполагает обязательное соблюдение ритмических (построчных) пауз.

Речь героев читается с учетом особенностей их характеров, поступков, внешнего облика. Однако следует осторожно подходить к их изображению. Нужно лишь пересказать, процитировать речь басенного персонажа, но не стремиться «сыграть» его роль, перевоплотившись в образ (кроме чтения по ролям)

Чтение басни развивает образность и эмоциональность чтения. Обязательно при чтении учителем басни, целесообразно ориентироваться на видение того образа, который непосредственно нарисован автором. [10, с. 130]

Правила выразительного чтения былин:

Чтение былин происходит на ритмико-мелодической основе. Это героический эпос народа.

Былина повествует о героических подвигах богатырей, поэтому требует торжественного, величавого стиля исполнения, неспешного повествования, с некоторой долей страстной патетики.

Былина читается убежденно, с верой в достоверность излагаемых событий.

Особое внимание исполнитель должен уделять главному герою былины, голосом подчеркнуть отношение рассказчика к персонажу. Тембровая окраска голоса зависит от того, какие эпизоды из жизни героя запечатлены в былине. Особо следует выделять голосом те слова, которые рисуют облик героя и его поступки.

Голосом следует подчеркнуть контраст между главным героем и его врагами, интонацией надо передать негативное отношение рассказчика к супротивникам русского богатыря.

В бытовых сценах величавый тон может быть заменен интонациями живой разговорной речи.

При чтении следует выделить голосом образные слова и выражения: повторы, сравнения, параллелизмы, гиперболы и другое, на них надо сделать акцент.

Былина читается мерным напевом, чуть протяжно, с легким акцентированием размера и рифмы.

Кульминационный момент - это момент, который является главным для ребенка, которого он ждет с нетерпением.

Былины имеют огромное значение в воспитание любви к родной истории. Являются обязательными в становление речи детей. [23, с. 79]

Особенности выразительного чтения мифов:

Миф читается серьезно, размеренно, величаво - торжественно, несколько беспристрастно (в нем нет прямых высказываний повествователя о своем отношении к происходящему). Чтец излагает события как достоверные, с убежденностью в истинности происходящего.

В особо важных моментах звучат патетические интонации, пафос. Этого требует высокая тематика и идейное содержание мифа необычность героев и их деяний, сам стиль повествования (гиперболизация).

Не допускается интонация бытовой речи, ирония.

При чтении древних мифов, ребенок узнает о жизни героев.

Учитель должен прочитать миф так, чтобы ребенка заинтересовать, вызвать чувства к прочитанному.

Учителю очень важно знать методику работы над выразительностью речи. Уметь правильно и быстро руководствоваться ею. Педагог передает свои умения учащимся, прививает их с того момента, когда ребенок поступил в школу.

На заключительном этапе урока предполагается обобщение результатов анализа. Формы обобщения, по мнению методистов, могут быть разные, это:

¾ Выразительное чтение произведения.

¾ Чтение по ролям и инсценирование.

¾ Творческие пересказы разных видов.

¾ Собственно творческие работы учащихся. [32, с. 117-121]

Составление иллюстраций к прочитанному тексту или выставки рисунков, связанных с темой, героями, наиболее яркими и выразительными картинами произведения.

Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе - сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.

Главных идей четыре, и без их решения невозможно реализовать основную цель обучения.

Идея первая. Необходимо сформировать представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы. Фольклор существует параллельно с авторской литературой, живет в авторской литературе. Авторская литература использует жанровые структуры фольклора, повтор и художественные приемы.

Идея вторая. Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» - понятие художественного образа.

. Познакомить младших школьников с художественными приемами: олицетворением, сравнением, контрастом.

. На материале произведений живописи и графики показать школьникам особенности художественного образа в изобразительном искусстве.

. Создать условия для интуитивного понимания отличия правды жизни от художественной правды.

Идея третья. Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фольклора, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна.

Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научиться наслаждаться особенностями поэтической формы.

Если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников. [46, с. 84]

Устно-поэтическое народное творчество - это неотъемлемая и значительная часть русской народной художественной культуры. Это и создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. Под языком устно-поэтических текстов подразумевают особенности их синтаксиса, словаря и звуковой организации. Для языка устно-поэтических произведений характерно обилие фигур и тропов, речевых формул и общих мест.

В современной начальной школе перед учителем наряду с задачей полноценного владения навыками чтения стоят задачи литературного развития школьников. Проблему эту можно и нужно решать на любом материале по чтению. Весьма ценным в решении данной проблемы является фольклорный материал.

Важным и сложным читательским умением является умение воспринимать образ-персонаж устно-поэтического произведения, т.е. эмоционально относиться к нему, сопереживать, сорадоваться вымышленной жизни придуманного героя. Для развития этого умения нужно учить читателя видеть, как, с помощью каких художественных средств, создается образ-характер в произведении. Формирование знаний, умений и навыков по чтению можно и нужно производить с использованием устно-поэтических произведений, что позволяет заинтересовать детей и способствует развитию мыслительной деятельности.

устный художественный читательский речь



Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.