Теоретические основы работы по формированию читательских умений у младших школьников — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Теоретические основы работы по формированию читательских умений у младших школьников

2021-04-19 361
Теоретические основы работы по формированию читательских умений у младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

. Теоретические основы работы по формированию читательских умений у младших школьников

Языковые особенности устно-поэтических произведений

Состав читательских умений формируемых у младших школьников при работе над языком устно-поэтических произведений

Упражнения эффективного формирования читательских умений при работе над языком устно-поэтических произведений

. Опытно-экспериментальная работа по формированию читательских умений у младших школьников

Диагностика уровня сформированности у учащихся экспериментального класса читательских умений

Включение приемов работы по формированию читательских умений при работе над языком устно-поэтических произведений в уроки литературного чтения для 3 «Б» класса

Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности приемов формирования читательских умений у младших школьников

Заключение

Библиографический список

Приложения


Введение

 

Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. И неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО.

Уметь читать в широком смысле этого слова - значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, -говорил великий педагог К. Д. Ушинский,- Читать- это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное- вот в чем главное»

Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Современный подход к воспитанию квалифицированного читателя посредством формирования читательских умений сложился на основе дидактической и методической традиции. К. Д. Ушинский, основоположник методики классного чтения, видел одну из задач обучения в том, чтобы приучить детей к самостоятельной беседе с книгой, выдвигал два требования при чтении художественных произведений: «первое, чтобы дети поняли образцовое произведение, и второе, чтобы они его почувствовали». Вопросами сознательного чтения также занимались М.П. Воюшина, М. И. Оморокова, Т.А. Ладыженская и другие.

Литературное чтение - это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Обращение к устно-поэтическим произведениям открывает возможности сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания школьников.

Использование на занятиях устно-поэтические произведения значительно обогащает уроки чтения, позволяет найти новые пути организации самих уроков, способствует установлению хороших взаимоотношений между учениками и учителем, развитию у учащихся таких качеств народного творчества, как вариативность, импровизационность, коллективная одухотворенность и др.

Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметныезадачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.

Объектом исследования данной курсовой работы является литературное образование младших школьников.

Предмет исследования - упражнения по формированию читательских умений у младших школьников.

Цель курсовой работы - выявить упражнения по формированию читательских умений при работе над языком устно-поэтических произведений и опытно-экспериментально проверить их эффективность.

Гипотез - процесс формирования читательских умений младших школьников будет эффективен если при работе над языком устно-поэтических произведений будут использованы упражнения при работе над осмысленностью текста, выразительностью и техникой чтения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

¾ на основе анализа научной и методической литературы описать особенности языка устно-поэтических произведений;

¾ определить состав умений, формирующихся у младших школьников при работе над языком устно-поэтических произведений;

¾ разработать критериальную базу и на ее основе выявить уровень сформированности у учащихся экспериментального класса читательских умений;

¾ включить приемы эффективного формирования читательских умений в уроки литературного чтения для учащихся 3 класса.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации могут быть использованы при подготовке уроков по изучению произведений фольклора в начальной школе.


Заключение

 

Очевидно, что усилия педагогов начальной школы должны быть направлены не только на формирование навыка чтения. Это необходимое условие формирования полноценной читательской деятельности, но работа только над навыком чтения не может обеспечить в полной мере развитие и формирование других, не менее важных качеств читателя. Все больше и больше современных методистов приходят к мысли о том, что необходимо основное внимание сосредоточить на формировании и развитии читательских умений младшего школьника.

Термин «читательские умения» используется методистами в двух смыслах. Во-первых, в широком смысле, когда под читательскими умениями подразумеваются все умения, связанные с литературно-учебной деятельностью школьника как на уроках литературы, так и на других уроках: восприятие, анализ и оценка любого текста, в том числе и художественного, речевые, а также библиографические умения. В узком смысле это специфические умения, необходимые для восприятия и понимания художественного литературного произведения.

Уроки работы над устно-поэтическими произведениями - это уроки постижения народной мудрости, доброты и красоты в игре. Солидное место на таких уроках занимает работа над выразительностью речи. Речью мы рисуем, раскрашиваем «образные картинки» детских стишков, прибауток, потешек, дразнилок, скороговорок, песенок. Дети с удовольствием рисуют словом, раскрашивая стишки: «Чешу, чешу волосыньки», «Ходит зайка по саду», считалки: «Заяц белый, куда бегал?», «Инцы-брынцы, балалайка», играя диалоги: «Где же ты был, черный баран?», «Зайчонок и еж». Выразительность, ясность речи совершенствуется у детей певческими упражнениями, которые исполняются с различной эмоциональной интонацией.

Для более эффективной работы необходимо составление и оформление каждым ребенком «альбома-шкатулки», где от урока к уроку появляются в специальных разделах новые тексты колыбельных, скороговорок, прибауток, пословиц, детских стихов, детской фантазии.

Таким образом, в результате активного использования малых фольклорных жанров повышаются воспитательные и познавательные возможности детей; дети учатся говорить более выразительно, глубже выражать свою мысль, что отражается на других уроках; занимательные задания способствуют развитию логики мышления, пространственных представлений, воображения и воли детей, расширению их кругозора и общей осведомленности об окружающем мире; улучшается артикуляция, вырабатывается хорошая дикция.

Следовательно, формирование знаний, умений и навыков по чтению можно и нужно производить с использованием устно-поэтических произведений, что позволяет заинтересовать детей и способствует развитию мыслительной деятельности.

Данное утверждение подтверждено в ходе проведенного исследования. Для выявления уровней сформированности читательских умений у учащихся третьего класса был проведен констатирующий срез. Этот этап исследования включает в себя следующие приемы и упражнения: словесное рисование, анализ иллюстрации, составление плана текста, подбор синонимов с обоснованием авторского выбора, письменные ответы на вопросы и самостоятельную постановку вопросов к тексту произведения. Результаты показали, что большинство учащихся не способны полноценно воспринимать художественное произведение. С целью повышения уровней сформированности читательских умений посредством использования приемов работы над языком устно-поэтических произведений, был проведен формирующий эксперимент.

Результаты проведения формирующего эксперимента дали положительные результаты. 70% учащихся экспериментальной группы изучаемого класса поднялись до высокого уровня. Таким образом, выявленная положительная динамика сформированности читательских умений показала, что учащиеся экспериментальной группы достигли желаемого уровня и могут адекватно воспринимают изобразительно - выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, освоили композицию произведения, могут увидеть авторскую позицию и освоить идею произведения. Сравнение результатов первого и второго срезов доказывает, что применение различных приемов работы над языком устно-поэтических произведений на уроках чтения и на внеклассном чтении взятыми за основу в данном исследовании, способствует повышению уровней сформированности читательских умений у младших школьников.

На проведенных уроках закрепились понятия об устном народном творчестве. Дети могут отличать жанры фольклора, владеют навыками выразительного чтения более 60 % учащихся.

На формирующем этапе был использован в основном проблемный метод обучения через игровой прием. Перед каждым заданием детям предлагалось выполнить задания. Можно так же увидеть и исследовательский прием - дети должны нарисовать свою семью и подобрать пословицы к этому рисунку.

Подобранные в данном эксперименте знания могут быть использованы для дальнейшего изучения устно-поэтических произведений. Весь ход эксперимента показал, что дети работают с удовольствием. Обстановка на занятиях рабочая. Более углубленного изучения требуют пословицы и поговорки. На протяжении всех занятий, посвященных устно-поэтическим произведениям, обращали внимание детей на четыре важных жизненных человеческих императива: добро, правда, совесть и трудолюбие.Ведь на этом основана вся русская классическая литература.

Цель работы достигнута, задачи решены.


Библиографический список

 

1. Адамович Е.А., Яковлева В.И. Чтение в начальных классах. - М., 2007. - 263 с.

.   Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. -М.: Учпедгиз, 2007. - 240 с.

.   Баязова Л.Б. О некоторых приемах обучения навыкам чтения. // Начальная школа. - 2008. - №1. - С. 60-63.

.   Беленкова В.М. Приемы выработки у детей навыков чтения. // Начальная школа. - 2001. - №2. - С. 20

.   Беленькая Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми - девяти лет. - М.: Просвещение, 2009. -167 с.

.   Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2001. - 255 с.

.   Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. - М.: Педагогика, 2007. -215 с.

.   Введение в литературоведение: Учебник для филологических университетов / Под редакцией Г.Н. Поспелова, - 3-е издание. - М.: Высшая школа, 2008. - 460 с.

.   Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 2008. - 328 с.

.   Воюшина М.П. Анализ художественного произведения на уроках чтения во втором классе четырехлетней начальной школы. - СПб.: СПГЛИ им. А.И. Герцена, 1989. - 130 с.

.   Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 2007. - 256 с.

.   Выготский Л.С. Воспитание чувств // Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2001. - С. 138-144.

.   Горецкий В.Г. О проверке навыка чтения. //Начальная школа. - 2001. - №8. - С.48

.   Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка // Психическое развитие младшего школьника / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 2000. - С. 8-12.

.   Давыдова О.И., Федоренко В.И. Колыбельные песни как специфический защитный механизм этноса //Психолого-педагогические проблемы современного образования //Сборник научных статей. - Барнаул: БГПУ, 2001. - С.128-133.

.   Даль В.И. Пословицы русского народа. Сборник в 2-х т. - М., 2004. - 148 с.

.   Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломенского, Е.А. Панько. - Мн.: Университетское, 2008. - 399с.

.   Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. //Начальная школа. - 2010 - №8. - С.52-62

.   Каргин А.С. Современный фольклорный процесс: реальность и стереотипы восприятия. // Традиционная культура, 2003. - №12. - С. 3-7.

.   Китаева А.В. Развитие беглости чтения в начальных классах. // Начальная школа. - 2006. - №9. - С.48-51

.   Кривилева Е.Е. Алгоритм уроков чтения. // Начальная школа. - 2008. - №3. - С. 86-90

.   Кубасова О.В. Учим читать: Пособие для учителя. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001. - 80с.

.   Кудрина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьников М.: Просвещение, 2008. -79 с.

.   Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 2001. -76. с.

.   Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2000. -368 с.

.   Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. / Под ред. Т.Г. Рализаевой. - СПб.: Специальная литература, 2007. -168 с.

.   Мещерякова Н.Я., Гришина Л.Я. О формировании читательских умений на уроках литературы. // Литература в школе. - 2006. - №3. - с. 29-42

.   Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М.: Педагогика, 2006. - 246 с.

.   Народная педагогика и воспитание / Авт. сост.: Широкова Е.Ф., Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. Барнаул: БГПУ, 2006. - 49с.

.   Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. -М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.

.   Ни Л.Ф. Пути обучения продуктивному пересказу //Начальная школа. - 2007. - №5. С. 59-63.

.   Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. М.: Наука, 2003. - 210 с.

.   Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. - М.: Учпедгиз, 2009. -116 с.

.   Оморокова М.И. Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению. - М.: Просвещение, 2000. - 128 с.

.   Пальченко И.Г. Методика быстрого чтения // Русский язык и литература - 2001. - №4. - С.33-47

.   Пословицы. Поговорки. Загадки / Сост. А.Н. Мартынова, В.В. Митрофанова. - М., 2006. - 75 с.

.   Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа. / Сост. Т.В. Игнатьева. - М.: Дрофа, 2008. -187 с.

.   Редозубов С.П. Методика Обучения чтению и письму в начальной школе: Избранные труды. - М.: Астель, 2001. -427 с.

.   Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание. - 2010. - №7. - С.15-18.

.   Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. / Под ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение, 2003. -321 с.

.   Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике / Сост.: Ю.Г. Круглов. - М.: Высшая школа, 2006. - С.176-185.

.   Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006 - 381 с.

.   Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Сборник методических задач. Часть 1. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2004. - 80 с.

.   Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. Избранные педагогические сочинения. Т.2. - М.: Учпедгиз, 2004. - 825 с.

.   Фольклор - музыка - театр /Под ред. С.М. Мерзляковой. -М.: Владос, 2009. - 214 с.

.   Фольклор как средство духовного самосохранения русского народа // Интеграция общего и дополнительного образования / Материалы научно-практической конференции / Сост.: Л.В. Волобуева. Барнаул: Графикс, 2008. - 84 с.

.   Шпунтов А.И., Иванина Е.И. Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно. // Начальная школа. - 2005. - № 10. с. 20.

.   Щербо А.Б., Джола Д.Н. Красота воспитывает человека. - К.: Радянська школа, 2000. - 102 с.

.   Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П.М. Психология чувств мотивации. -Воронеж, 2008. - С. 87-118.

.   Яковлева В.И. Обучение пересказыванию прочитанного //Начальная школа. - 2005. - №2 - с.50-54.

 


Приложения

Приложение 1. Формирование читательских умений на уроках литературного чтения

 

Цели:

Обучающие: расширить читательский опыт учащихся знакомством с произведениями о природе, с малыми формами фольклора (песенка-закличка); формировать читательские умения (определять жанр и тему произведения, идею произведения; работать с текстом); формировать навыки правильного быстрого и выразительного чтения.

Развивающие: обогащать речь младшего школьника (пословицы, поговорки, песенки - заклички, незнакомые слова в тексте и т.д.); развивать память, мышление.

Воспитывающие: воспитывать нравственно-эстетические понятия (любовь и бережное отношение к родной природе, знание традиций русского народа).

Учебные материалы: учебник по литературному чтению для 3 класса авт. Л.А. Ефросинина; карточки для индивидуальной работы; медиапроектор, слайды; чистые листы бумаги, цветные и простые карандаши.

Тип урока:комбинированный.

Методы:словесные, наглядные, практические.

Вид урока: урок с использованием средств мультимедиа.

Формы:фронтальные, индивидуальные.

Ход урока. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

У. Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня на уроке литературного чтения мы продолжим знакомство с произведениями Георгия Скребицкого; узнаем, что такое песенка-закличка; узнаем о традициях русского народа; а также будем учиться читать правильно, быстро и выразительно.. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

У. Сейчас ранняя весна, кругом тает снег, капает с крыш. А когда на деревьях распустятся листья и будут цвести цветы - это поздняя весна.

- Представьте, что вы находитесь поздней весной на этой лесной поляне. Здесь много цветов. Вы наслаждаетесь ароматом цветущих растений. Закройте глаза и вот перед вами ландыши. Сделайте вдох носом и выдох ртом (2-3 раза). А вот сирень. Снова сделайте вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

У. Кто просыпается весной от зимней спячки? (медведь, барсук, разные насекомые: жучки, паучки, букашки).

У. Хотите послушать, как рычит медведица?

У. Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы - медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося [м], подражая им.

Мам, меду б нам, Мам, молока бы нам.. Интонационная разминка.

. Работа по карточке.

У. Назовите правильно название произведения, которое написано у вас на карточке?

Как понимаете значение слова «приятель»?

Как вы думаете, о чем будет идти речь в этом произведении?

. Чтение про себя стихотворения В. Левина «Мой приятель - воробей» с карточки.

У. А вот и наш приятель - воробей!

О ком рассказывается в этом стихотворении?

Какое вызывает оно у вас настроение?

Как вы думаете, с какой интонацией надо его читать? (веселой, шуточной)

За что мальчик любит воробья? (потому что он не улетает никуда)

Как называют птиц, которые улетают от нас осенью на зиму в теплые страны? (перелетные)

А которые не улетают? (неперелетные, зимующие)

У. А теперь давайте для того, чтобы прочитать текст выразительно, сделаем разметку текста, пользуясь схемой-опорой. Посмотрите на слайд, вспомните обозначения.

. Выполнение разметкисамостоятельно, пользуясь схемой-опорой. Проверка с доски.

У. А теперь прочитайте выразительно. (2 ученика)

С какой интонацией надо его читать? (веселой, радостной)

У. Нас радует в природе все и любое время прекрасно по-своему, а весна особенно. Весной оживает вся природа.. Упражнения для преодоления трудностей в чтении.

А. «Скороговорка».

- Пара птиц порхала, порхала, да выпорхнула (1 ученик; хором, в быстром темпе).

Б. « Слово рассыпалось».

 

Слово рассыпалось, буквы смешались,

Слоги и буквы совсем растерялись.

Очень прошу вас, друзья, помогите:

Буквы скорее на место верните!

Как вы понимаете значение слова капель?

Капель - падение капель от таяния снега во время оттепели.

Послушайте, как звучит капель.

В. Развитие оперативной памяти:

игра «Фотограф»

 А теперь, попробуйте запомнить все слова на доске, сфотографируйте их так же быстро, как делает это фотограф (счет до 5 ).

Г. «Внимательные глазки».

 

С этим словом что-то сталось:

Буква лишняя закралась.

Эту букву отними,

Слово ты освободи!

сжсасвсосрсоснсоскс (жаворонок )

. Работа над новым материалом.

У. Кто знает, ребята, эта птичка перелетная или неперелетная. (перелетная, она у нас не зимует и прилетает в наши края ранней весной).

. Чтение произведения Г. Скребицкого «Жаворонок» учителем по учебнику.

У. Слушайте, я читаю, а вы внимательно следите.

Какие слова вам были непонятны?

Трущоба - труднопроходимый лес, густой, с поваленными деревьями.

. Первичное впечатление и работа по содержанию.

У. Понравилось ли вам произведение?

Какое настроение оно у вас вызвало?

Когда вы радовались?

Подумайте, почему вы радовались песне жаворонка?

Прочитайте 1 абзац. Как описывает автор восход?

Посмотрите на картину, совпадают ли ваши представления?

Как появляется жаворонок?

(звучит песня жаворонка)

- Послушайте, как поет жаворонок. Вам понравилось?

Что слышалось в песне жаворонка?

Подтвердите словами из текста.

- Кто слушал весеннюю песню? Прочитайте.

Прочитайте последний абзац.

С чем сравнивает автор жаворонка?

Что хотел нам автор рассказать в этом произведении?

А как вы считаете, как сам автор относится к прилету жаворонка?

Поэтому все произведение надо читать задушевно.

Что это за жанр произведения? (рассказ)

Объясните почему? (случай из жизни)

Какой абзац вам понравился больше всего? (дома выучите его наизусть)

Понравилась вам эта птичка?

Физкультминутка.

3. Рассказ учителя о традициях русского народа.

У. Итак, вестниками весны считали в народе птиц. 7 апреля отмечается большой христианский праздник Благовещение Пресвятой Богородицы. Праздник связан с христианским преданием о будущем рождении Христа. Благовещение - благая, радостная весть. В России праздник Благовещения празднуется особенно торжественно. Не было бы Благовещения, не было бы Рождества и Пасхи.

- В этот весенний день на Руси был обычай выпускать на волю птичек из клеток, в знак, того, что все живое радуется освобождению духа.

В этот день раньше никто не работал, и есть поговорка, что на Благовещение «Птица гнезда не вьет, девица косу не плетет». Все живое радуется весне.

- В этот день на Руси в честь птиц пекли особым образом сплетенные завитушки как бы с птичьей головкой, что называлось печь «жаворонки ».

У детей на партепластилин. Показать, как делать «жаворонков» из теста.

Когда я была такая же маленькая, как вы, то мне их пекла бабушка. А мы, дети, выходили на улицу, держали в руках таких «жаворонков» и пели песенку - закличку.

 

«Жаворонки прилетите,

Красну весну принесите!

Нам зима надоела,

Много хлебушка поела».

 

Как вы понимаете, что зима поела много хлебушка?

Есть такая пословица «Лето собирает, зима съедает».

Что значит закличка? (Родственное слово - кликать (старинное), звать, зазывать).

. Работа по учебнику с. 103.

А. Коллективное чтение песенки за учителем.

Б. Беседа по содержанию.

У. Какие слова вам были непонятны?

Проталина - место, где стаял снег и открылась земля.

Завалинка - земляная насыпь у стены избы.

Покос - скошенная трава на сено.

- Как люди обращаются к жаворонку: с просьбой, с уважением, с надеждой?

Что просят люди у жаворонка? Прочитай.

Как они его называют ласково?

Как вы думаете, в каком темпе надо читать песенку-закличку: бодро, быстро или плавно, напевно?

Как жаворонок поет песенку?

В. Выразительное чтение песенки-заклички по учебнику.

V. Итог урока.

С каким произведениями мы знакомились сегодня на уроке?

Какая модель подходит к рассказу, к песенке - закличке?

- Каким цветом закрасим большой прямоугольник и треугольник? (зеленым, тема произведений о природе)

Какого числа надо зазывать жаворонков? (7 апреля)

С какими произведениями мы познакомились?

Чему учились на уроке?. Рефлексия.

- Покажите кружочками, какое у вас настроение от урока?

Что было для вас самым интересным?


Приложение 2. Малые жанры русского фольклора. Пословицы и поговорки. 3-й класс

 

Учебник «Литературное чтение» 3 класс. Автор Н.А. Чуракова. Раздел учебника «Корни есть не только у дерева»)

Цель:углубить знания о малых жанрах русского фольклора - пословицах и поговорках.

Задачи:

¾ научить отличать пословицы от поговорок;

¾ развивать умение работать со словарем, умение анализировать, делать выводы;

¾ воспитывать любовь к русскому фольклору.

Оборудование:карточки с пословицами и поговорками, толковые словари.

Ход урока. Актуализация знаний о пословицах и поговорках.

Учитель:Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. На уроках литературного чтения мы встречаемся с этими малыми жанрами русского фольклора.

Учитель:Ребята, а что такое пословица?

(Дети дружно поднимают руки)

Даша: Пословица - это малый жанр русского фольклора.

Игорь: Это краткое образное изречение, которое нас чему-то учит.

Никита: Это мудрость народная, которая нам досталась от наших предков.

Данила: Пословица подсказывает нам, как правильно себя вести, поэтому ее мы можем назвать нашей учительницей, нашим старшим другом.

Учитель: Молодцы ребята. А что же такое поговорка?

(Недолгое молчание)

Лера(уверенно): Поговорка - это тоже малый жанр русского фольклора, который нас чему-то учит.

Саша: Поговорка тоже пришла к нам от наших предков.

Альбина: Я думаю, что поговорка и пословица это одно и то же. Всегда же говорят вместе эти слова пословицы и поговорки.

Дети задумались.

Владик: Я думаю, что это немного разные понятия. Ведь не случайно говорят пословицы и поговорки. Значит они чем-то друг от друга отличаются?!. Открытие нового знания

Учитель: Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.

Надя: В чем отличие пословицы от поговорки.

Учитель: Ребята, если мы не совсем точно знаем лексическое значение слова, какая книга нам может в этом помочь?

Дети дружн о: Толковый словарь.

Учитель: И так первым шагом в нашем исследовании будет изучение лексического значения слов пословица и поговорка.

Дети находят лексическое значение этих слов в толковых словарях (у каждого свой словарь) и выписывают к себе в тетрадь.

Пословица- краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.

Поговорка- краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличии от пословицы, законченного высказывания.

Даша: А что значит назидательный?

Данила: Я уже нашел в толковом словаре значение слова назидательный. (Читает из словаря.) Назидательный, то же, что поучительный.

Альбина: А я нашла еще и значение слова афоризм. (Читает из словаря.) Афоризм это краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение.

Саша: Значит можно сказать, что пословица это краткое народное изречение с поучительным содержанием.

Альбина: И еще пословица содержит в себе обобщающее умозаключение.

Учитель: Молодцы, ребята!

Аня: А я хочу прочитать, что же такое поговорка. (Читает запись в тетради.) Поговорка- краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания.

Виталий: Ну, вот вам и ответ на наш вопрос. У поговорки нет законченного высказывания.

Учитель: Молодцы, ребята! С теорией мы немного разобрались. А теперь давайте попробуем на практике различать пословицы и поговорки.

Перед вами записи.

Мал золотник, да дорог.

«когда рак на горе свиснет»

Пустая бочка громче гремит.

«собака на сене»

Не зная броду, не суйся в воду.

«остаться с носом»

Разделите их на две группы. Ваши предложения.

Миша: Я думаю, что первая группа - это пословицы, а вторая - поговорки.

Сережа: Я с Мишей согласен.

Весь класс одобрительно кивает головой.

Учитель: Я тоже согласна с Мишей. Предлагаю выполнить это задание по группам.

Работа в группах.

Учитель: Слово I группе.

Данила: Мы разделили предложения на две группы. Первая группа - это пословицы, а вторая - поговорки.

Мал золотник, да дорог. Мы решили, что это пословица, потому что это законченное высказывание. А вот «когда рак на горе свиснет», это уже поговорка, потому что это просто высказывание.

Слово II группе.

Альбина: Пустая бочка громче гремит. Мы отнесли эту запись в пословицы, потому что это законченное предложение, а вот «собака на сене», это поговорка, потому что это словосочетание.

Слово III группе.

Владик: Не зная броду, не суйся в воду. Это пословица, потому что имеет законченную мысль. «Остаться с носом» - это поговорка, т.к. это словосочетание.

Учитель: Молодцы, ребята! Правильно отличили пословицы от поговорок.

 

Пословица Поговорка
Мал золотник, да дорог. «когда рак на горе свиснет»
Пустая бочка громче гремит. «собака на сене»
Не зная броду, не суйся в воду. «остаться с носом»

. Домашнее задание

Учитель:Подберите 3 пословицы и 3 поговорки о дружбе.. Итог урока

Учитель: Какие знания вам понадобятся, чтобы выполнить домашнее задание?

Игорь: Нам понадобятся знания, полученные на сегодняшнем уроке. Мы должны будем помнить, что пословица - это короткое предложение, содержащее народную мудрость. Пословица имеет законченную мысль. А вот поговорка это устоявшаяся фраза или словосочетание.

Альбина: Пословица может употребляться самостоятельно, а вот поговорка нет.

Даша: Пословица - это целое предложение, а поговорка - лишь фраза или словосочетание. Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок.

Содержание

 

Введение

. Теоретические основы работы по формированию читательских умений у младших школьников

Языковые особенности устно-поэтических произведений

Состав читательских умений формируемых у младших школьников при работе над языком устно-поэтических произведений

Упражнения эффективного формирования читательских умений при работе над языком устно-поэтических произведений

. Опытно-экспериментальная работа по формированию читательских умений у младших школьников

Диагностика уровня сформированности у учащихся экспериментального класса читательских умений

Включение приемов работы по формированию читательских умений при работе над языком устно-поэтических произведений в уроки литературного чтения для 3 «Б» класса

Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности приемов формирования читательских умений у младших школьников

Заключение

Библиографический список

Приложения


Введение

 

Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. И неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО.

Уметь читать в широком смысле этого слова - значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, -говорил великий педагог К. Д. Ушинский,- Читать- это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное- вот в чем главное»

Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Современный подход к воспитанию квалифицированного читателя посредством формирования читательских умений сложился на основе дидактической и методической традиции. К. Д. Ушинский, основоположник методики классного чтения, видел одну из задач обучения в том, чтобы приучить детей к самостоятельной беседе с книгой, выдвигал два требования при чтении художественных произведений: «первое, чтобы дети поняли образцовое произведение, и второе, чтобы они его почувствовали». Вопросами сознательного чтения также занимались М.П. Воюшина, М. И. Оморокова, Т.А. Ладыженская и другие.

Литературное чтение - это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Обращение к устно-поэтическим произведениям открывает возможности сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания школьников.

Использование на занятиях устно-поэтические произведения значительно обогащает уроки чтения, позволяет найти новые пути организации самих уроков, способству


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.198 с.