Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2021-04-19 | 318 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Формирующий эксперимент проводился с экспериментальной группой учащихся 3 «Б» класса в количестве 10 человек.
В младшем школьном возрасте интерес к устному народному творчеству не пропадает, а наоборот, возрастает. Устно-поэтические произведения - одно из эффективных средств, влияющих на активное усвоение и закрепление материала на литературного чтения. Учитель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, скороговорки, пословицы, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании.
Цели включения устно-поэтических произведений в уроки литературного чтения:
. Образовательные:
¾ закрепить понятия об устном народном творчестве;
¾ поговорить о жанрах: «загадки», «пословицы», «скороговорки», «небылицы», «считалки», «потешки», «сказки», «былины»;
. Развивающие:
¾ развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст;
¾ развитие грамотной устной речи;
формирование навыков выразительного чтения
. Воспитательные:
¾ воспитание бережного отношения к устному народному творчеству;
¾ воспитание нравственных качеств.
Оборудование для формирования читательских умений при работе над языком устно-поэтических произведений: выставка детских рисунков, цветок, магниты, иллюстрации к сказкам, репродукция картины В. Васнецова «Богатыри», рисунки детей о семье, учебник Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, рабочая тетрадь № 1, толковый словарь Ожегова.
Пособия: тексты потешки, небылицы.
Краткое содержание работы по системному приобретению читательских знаний, умений и навыков учащихся 3-го класса на уроках чтения:
|
. Самостоятельное знакомство с книгой по трем показателям (фамилия автора, заглавие, иллюстрации).
. Выбор книги из ряда книг по заданным признакам - предметам.
. Знакомство с писателем, рассматривание ряда книг писателя, умение найти фотографию или портрет, определение темы творчества писателя по сопоставлению ряда его книг.
. Умение использовать выборочное чтение и пересказ по побуждению со стороны учителя и самостоятельно для обоснования ответа на вопрос в ходе беседы по прочитанному.
. Самостоятельное называние персонажей и места действия, которые указаны в тексте произведения.
. Умение самостоятельно охарактеризовать героя, используя слова определения, предложенные учителем.
. Выявление с помощью учителя причины поступка героя и умение назвать чувства, которые возникают при знакомстве с произведением (грустно, смешно, страшно и т.п.).
. Словесное рисование на основе содержания текста.
. Подбор заглавий для серии иллюстраций, помещенных в книге.
. Коллективный пересказ по серии иллюстраций, помещенных в книге.
. Самостоятельное инсценирование эпизода с предварительной подготовкой в парах, группах.
. Разгадывание загадок на основе рассуждений.
. Различение в научно-художественном произведении сведений научного характера, умение назвать вопрос, на который отвечает данная книга.
. Сопоставление прочитанных на уроке произведений: по героям; по аналогии и контрасту поступков героев; по теме; по авторской принадлежности.
Этапы урока, на которых могут реализовываться приемы работы по формированию читательских умений над языком устно-поэтических произведений:
. Вводное слово учителя.
. Выполнение учащимися различных заданий и упражнений (в форме игры).
. Итог урока.
. Домашнее задание.
Например, вводное слово учителя о сообщении цели предстоящей работы и форме проведения урока, может звучать так:
Сегодня у нас необычный урок
|
На нем подведем мы работы итог.
О жанрах устного народного
Творчества поговорим,
То, что читали, повторим.
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Во саду ли, в огороде
Цветочки поливала.
Один цветочек сорвала
И нам в класс передала.
Учитель должен помочь расцвести этому сказочному живому цветку читательских умений устно-поэтических произведений.
Литература - это, то, что написано буквами. Литера - это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Кто сможет объяснить, что значит «устно-поэтическое произведение»?
Дети рассказывают своими словами. А потом находят определение устно-поэтического произведения в учебнике и зачитывают вслух.
Устно-поэтические произведения (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.
Формируя читательские умения необходимо включать следующие приемы в уроки литературного чтения:
.Выявление читательского опыта учащихся, индивидуальный опрос и оценка ответов учащихся, умение работать с учебной книгой и библиотечными книгами. Дети приносят в класс книги из городской библиотеки, школьной или домашней. Учитель отмечает таких детей, стимулировать их познавательную активность
Задания:
¾ Кто сможет сказать, что такое пословица? А теперь найдите и прочитайте определение пословицы в учебнике (стр. 25).
¾ Назовите и объясните пословицы о семье, родителях и детях.
¾ Прочитайте пословицу, записанную на доске, и объясните ее.
¾ «Кто грамоте горазд, тому и не пропасть».
¾ Задание на дом: нарисовать свою семью и подобрать пословицы о семье. На уроках дети зачитывают приготовленные пословицы и объясняют их значение.
«Детки - радость, детки же и горе». (Родители любят своих детей, но не всегда мы их слушаемся, и они из-за нас расстраиваются, огорчаются.)
«Сердце матери греет лучше солнышка». (Мама всегда поддержит, поможет, подскажет. Она всегда самый лучший друг.)
«Вся семья вместе - так и душа на месте».
«Не тот отец - мать, кто родил, а тот, кто вспоил да добру научил».
. Выявление читательского опыта учащихся, индивидуальный опрос и оценка ответов учащихся, умение работать с дополнительной литературой и учебной книгой. Данная форма работы позволяет каждому ребенку показать свой уровень начитанности и литературного развития, проверить себя, что- то осмыслить и понять).
|
Задания:
¾ Приведите свой пример скороговорки. Тренируем язычок, чтобы четко и правильно выговаривать все звуки.
¾ Как называется этот жанр народного творчества?
Один, два, три, четыре, пять -кто умеет здесь считать?
Рассчитайте-ка ребят, что в кружочке здесь стоят.
Ответы детей.
¾ Приведите пример своей считалки.
Молодцы, ребята! Вот открывается и следующий лепесток.
¾ На листках напечатан текст. Вы должны его прочитать вполголоса, затем определить жанр.
¾
Три-та-та, три-та-та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке.
А кошечка - по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
Ох ты, котик, коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!
Это потешки. Как вы думаете, а для чего нужны потешки? (Потешка - это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, ручками и ножками.)
¾ Приведите пример своей потешки.
¾ Проведение физкультминутки при помощи потешки.
Летал, летал воробей.
Летал, летал молодой.
По-за синю морю.
Видал, видал воробей.
Видал, видал молодой
Как девицы ходят.
А девицы ходят так,
И вот эдак и вот так,
Так девицы ходят.
Летал, летал воробей.
Летал, летал молодой
По-за синю морю.
Видал, видал, воробей,
Видал, видал, молодой,
Как парнячи ходят.
А парнячи ходят так,
И вот эдак, и вот так,
Так парнячи ходят.
. Продолжается развитие творческой деятельности учащихся, которую начинают на уроках изучения устно-поэтических произведений. Сочиняют небылицы в классе, в группах и индивидуально, а оформляют книжки-самоделки на уроках изобразительного искусства. Данная форма работы позволяет каждому ребенку показать свой уровень начитанности и литературного развития
Задание:
¾ Кто может сказать, что такое небылицы? (Быль - это то, что было, правда. А небылица - это выдумка. Это то, чего не бывает, не было.)
¾ Прочитайте вполголоса небылицу, которая у вас напечатана на листочках, а потом мы прочитаем ее хором.
|
Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку
И упала в яму - бух!
Раздавила сорок мух.
¾ Придумайте свою небылицу. Учитель предлагает рифму, например: галка - палка.
.Учатся работать с образами героев, текстом произведения, отработка умения читать «вслух» и «молча». Постановка учебной задачи является целью работы в учебнике, умение ориентироваться в учебнике и в тетради, самостоятельно выбирать операцию работы с учебником, отработка поискового чтения, выразительного чтения. Работа на листочках - фронтальная проверка полученных знаний.
Загадка, пословица, скороговорка, потешка, небылицы, считалка, песенка - это формы устно-поэтических произведений.
Задание:
¾ Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека. (Это загадка.)
Загадки.
Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит. (петух)
Как вы догадались? (У петуха на лапах наросты, как будто шпоры, и он всех будит поутрам.)
Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит. (еж)
Как вы догадались? (У него много иголок.)
Два брюшка, четыре ушка (подушка)
Объясните, как вы определили, что это подушка.
¾ А кто может сказать, что такое былина? Ответы детей.
¾ А вот какое определение былины дает толковый словарь Ожегова. (зачитать)
Былина - это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далеком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли.
¾ Каких былинных героев-богатырей вы знаете? Прочитайте отрывок на стр. 20 и назовите былину.
¾ На листочках напечатаны имена различных героев. Вы прочитайте внимательно и выберите имена только сказочных богатырей и подчеркните их.
Илья Муромец, Мороз Иванович, Кристофер Робин, Алеша Попович, Карабас Барабас, Добрыня Никитич. (Ответы детей.)
¾ Демонстрация репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри».
Очень любил сказания о богатырях и великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов, которые слушал из уст отца, от стариков в деревне, где жил. Два десятилетия посвятил художник картине «Богатыри». Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. В центре картины мы видим Илью Муромца. Слева от него - Добрыня Никитич, справа самый младший из богатырей - Алеша Попович. Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее в васнецовском зале.
. Учатся работать с текстом произведения. Дети учатся самопроверке и самооценке. Ведется одновременно работа над языком произведения и над речью детей. Ребенок может показать свой уровень начитанности и проверить себя.
|
Задания:
¾ Что такое сказка? (Ответы детей.)
¾ Найдите в учебнике определение сказки и прочитайте.
Это устный рассказ о чем-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. У каждого народа есть свои сказки, которые передаются от старших к младшим. Когда мы открываем книгу с народными сказками, то не увидим в ней фамилии авторов, потому что автор народных сказок - народ. Но есть сказки, которые созданы писателями. Такие сказки называются литературными или авторскими. Это сказки А. С. Пушкина, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и других писателей.
¾ Рисование рисунков к сказкам, с которыми учащиеся уже познакомились на уроках литературного чтения. Скажите, пожалуйста, к каким сказкам вы нарисовали иллюстрации?
¾ Определение сказки, главные герои которых изображены на иллюстрациях. Продемонстрировать иллюстрации детям.
¾ Что такое присказка? Присказка - это шутливое вступление или концовка сказки.
¾ Найдите и прочитайте присказки к сказке «Царевич Нехитер - Немудер». Ответы детей.
¾ Найдите диалог старика и старухи из сказки «Самое дорогое» и прочитайте, что предлагал старик, как ему возражала старуха.
¾ Отгадайте кроссворд «По страницам сказок».
¾ К какому жанру устного народного творчества относится произведение, которое начинается словами:
. «Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба».
. Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха-ха-ха!
. Катилось яблоко мимо сада,
Мимо сада, мимо града.
Кто поднимет, тот и выйдет!
Домашнее задание дается в нескольких вариантах, чтобы каждый ребенок мог выбрать работу по силам. Например, учитель предлагает дома найти книги с русскими народными сказками, прочитать одну из них, а на следующем уроке дети пересказывают сказку, которая им понравилась или выразительно прочитывают отрывок этой сказки.
В описанных выше заданиях раскрывается волшебный мир устно-поэтических произведений. Дети узнают о различных видах устного народного творчества. Рассмотренные произведения устного творчества русского народа учат добру, правде, совести, трудолюбию. Все дети охотно работают с устно-поэтическими произведениями, отлично справляются с заданиями.
Все это позволит учащимся активно овладевать богатствами речи, развивать эстетический вкус, закладывать основы литературного образования младших школьников.
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!