Включение приемов работы по формированию читательских умений при работе над языком устно-поэтических произведений в уроки литературного чтения для 3 «Б» класса — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Включение приемов работы по формированию читательских умений при работе над языком устно-поэтических произведений в уроки литературного чтения для 3 «Б» класса

2021-04-19 318
Включение приемов работы по формированию читательских умений при работе над языком устно-поэтических произведений в уроки литературного чтения для 3 «Б» класса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Формирующий эксперимент проводился с экспериментальной группой учащихся 3 «Б» класса в количестве 10 человек.

В младшем школьном возрасте интерес к устному народному творчеству не пропадает, а наоборот, возрастает. Устно-поэтические произведения - одно из эффективных средств, влияющих на активное усвоение и закрепление материала на литературного чтения. Учитель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, скороговорки, пословицы, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании.

Цели включения устно-поэтических произведений в уроки литературного чтения:

. Образовательные:

¾ закрепить понятия об устном народном творчестве;

¾ поговорить о жанрах: «загадки», «пословицы», «скороговорки», «небылицы», «считалки», «потешки», «сказки», «былины»;

. Развивающие:

¾ развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст;

¾ развитие грамотной устной речи;

формирование навыков выразительного чтения

. Воспитательные:

¾ воспитание бережного отношения к устному народному творчеству;

¾ воспитание нравственных качеств.

Оборудование для формирования читательских умений при работе над языком устно-поэтических произведений: выставка детских рисунков, цветок, магниты, иллюстрации к сказкам, репродукция картины В. Васнецова «Богатыри», рисунки детей о семье, учебник Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, рабочая тетрадь № 1, толковый словарь Ожегова.

Пособия: тексты потешки, небылицы.

Краткое содержание работы по системному приобретению читательских знаний, умений и навыков учащихся 3-го класса на уроках чтения:

.   Самостоятельное знакомство с книгой по трем показателям (фамилия автора, заглавие, иллюстрации).

.   Выбор книги из ряда книг по заданным признакам - предметам.

.   Знакомство с писателем, рассматривание ряда книг писателя, умение найти фотографию или портрет, определение темы творчества писателя по сопоставлению ряда его книг.

.   Умение использовать выборочное чтение и пересказ по побуждению со стороны учителя и самостоятельно для обоснования ответа на вопрос в ходе беседы по прочитанному.

.   Самостоятельное называние персонажей и места действия, которые указаны в тексте произведения.

.   Умение самостоятельно охарактеризовать героя, используя слова определения, предложенные учителем.

.   Выявление с помощью учителя причины поступка героя и умение назвать чувства, которые возникают при знакомстве с произведением (грустно, смешно, страшно и т.п.).

.   Словесное рисование на основе содержания текста.

.   Подбор заглавий для серии иллюстраций, помещенных в книге.

.   Коллективный пересказ по серии иллюстраций, помещенных в книге.

.   Самостоятельное инсценирование эпизода с предварительной подготовкой в парах, группах.

.   Разгадывание загадок на основе рассуждений.

.   Различение в научно-художественном произведении сведений научного характера, умение назвать вопрос, на который отвечает данная книга.

.   Сопоставление прочитанных на уроке произведений: по героям; по аналогии и контрасту поступков героев; по теме; по авторской принадлежности.

Этапы урока, на которых могут реализовываться приемы работы по формированию читательских умений над языком устно-поэтических произведений:

. Вводное слово учителя.

. Выполнение учащимися различных заданий и упражнений (в форме игры).

. Итог урока.

. Домашнее задание.

Например, вводное слово учителя о сообщении цели предстоящей работы и форме проведения урока, может звучать так:

 

Сегодня у нас необычный урок

На нем подведем мы работы итог.

О жанрах устного народного

Творчества поговорим,

То, что читали, повторим.

Во саду ли, в огороде

Девица гуляла,

Во саду ли, в огороде

Цветочки поливала.

Один цветочек сорвала

И нам в класс передала.

 


 

Учитель должен помочь расцвести этому сказочному живому цветку читательских умений устно-поэтических произведений.

Литература - это, то, что написано буквами. Литера - это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Кто сможет объяснить, что значит «устно-поэтическое произведение»?

Дети рассказывают своими словами. А потом находят определение устно-поэтического произведения в учебнике и зачитывают вслух.

Устно-поэтические произведения (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

Формируя читательские умения необходимо включать следующие приемы в уроки литературного чтения:

.Выявление читательского опыта учащихся, индивидуальный опрос и оценка ответов учащихся, умение работать с учебной книгой и библиотечными книгами. Дети приносят в класс книги из городской библиотеки, школьной или домашней. Учитель отмечает таких детей, стимулировать их познавательную активность

Задания:

¾ Кто сможет сказать, что такое пословица? А теперь найдите и прочитайте определение пословицы в учебнике (стр. 25).

¾ Назовите и объясните пословицы о семье, родителях и детях.

¾ Прочитайте пословицу, записанную на доске, и объясните ее.

¾ «Кто грамоте горазд, тому и не пропасть».

¾ Задание на дом: нарисовать свою семью и подобрать пословицы о семье. На уроках дети зачитывают приготовленные пословицы и объясняют их значение.

«Детки - радость, детки же и горе». (Родители любят своих детей, но не всегда мы их слушаемся, и они из-за нас расстраиваются, огорчаются.)

«Сердце матери греет лучше солнышка». (Мама всегда поддержит, поможет, подскажет. Она всегда самый лучший друг.)

«Вся семья вместе - так и душа на месте».

«Не тот отец - мать, кто родил, а тот, кто вспоил да добру научил».

. Выявление читательского опыта учащихся, индивидуальный опрос и оценка ответов учащихся, умение работать с дополнительной литературой и учебной книгой. Данная форма работы позволяет каждому ребенку показать свой уровень начитанности и литературного развития, проверить себя, что- то осмыслить и понять).

Задания:

¾ Приведите свой пример скороговорки. Тренируем язычок, чтобы четко и правильно выговаривать все звуки.

¾ Как называется этот жанр народного творчества?

Один, два, три, четыре, пять -кто умеет здесь считать?

Рассчитайте-ка ребят, что в кружочке здесь стоят.

Ответы детей.

¾ Приведите пример своей считалки.

Молодцы, ребята! Вот открывается и следующий лепесток.

¾ На листках напечатан текст. Вы должны его прочитать вполголоса, затем определить жанр.

¾     

Три-та-та, три-та-та!

Вышла кошка за кота.

Ходит кот по лавочке.

А кошечка - по подлавочке,

Ловит кота за лапочки:

Ох ты, котик, коток,

Крутолобенький!

Поиграй ты, кот, со мной,

С Машкой, кошкой молодой!

 

Это потешки. Как вы думаете, а для чего нужны потешки? (Потешка - это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, ручками и ножками.)

¾ Приведите пример своей потешки.

¾ Проведение физкультминутки при помощи потешки.

 

Летал, летал воробей.

Летал, летал молодой.

По-за синю морю.

Видал, видал воробей.

Видал, видал молодой

Как девицы ходят.

А девицы ходят так,

И вот эдак и вот так,

Так девицы ходят.

Летал, летал воробей.

Летал, летал молодой

По-за синю морю.

Видал, видал, воробей,

Видал, видал, молодой,

Как парнячи ходят.

А парнячи ходят так,

И вот эдак, и вот так,

Так парнячи ходят.

 

. Продолжается развитие творческой деятельности учащихся, которую начинают на уроках изучения устно-поэтических произведений. Сочиняют небылицы в классе, в группах и индивидуально, а оформляют книжки-самоделки на уроках изобразительного искусства. Данная форма работы позволяет каждому ребенку показать свой уровень начитанности и литературного развития

Задание:

¾ Кто может сказать, что такое небылицы? (Быль - это то, что было, правда. А небылица - это выдумка. Это то, чего не бывает, не было.)

¾ Прочитайте вполголоса небылицу, которая у вас напечатана на листочках, а потом мы прочитаем ее хором.

 

Шла торговка мимо рынка,

Спотыкнулась о корзинку

И упала в яму - бух!

Раздавила сорок мух.

 

¾ Придумайте свою небылицу. Учитель предлагает рифму, например: галка - палка.

.Учатся работать с образами героев, текстом произведения, отработка умения читать «вслух» и «молча». Постановка учебной задачи является целью работы в учебнике, умение ориентироваться в учебнике и в тетради, самостоятельно выбирать операцию работы с учебником, отработка поискового чтения, выразительного чтения. Работа на листочках - фронтальная проверка полученных знаний.

Загадка, пословица, скороговорка, потешка, небылицы, считалка, песенка - это формы устно-поэтических произведений.

Задание:

¾ Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека. (Это загадка.)

Загадки.

Не ездок, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит. (петух)

Как вы догадались? (У петуха на лапах наросты, как будто шпоры, и он всех будит поутрам.)

Не портной, а всю жизнь

С иголками ходит. (еж)

Как вы догадались? (У него много иголок.)

Два брюшка, четыре ушка (подушка)

Объясните, как вы определили, что это подушка.

¾ А кто может сказать, что такое былина? Ответы детей.

¾ А вот какое определение былины дает толковый словарь Ожегова. (зачитать)

Былина - это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далеком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли.

¾ Каких былинных героев-богатырей вы знаете? Прочитайте отрывок на стр. 20 и назовите былину.

¾ На листочках напечатаны имена различных героев. Вы прочитайте внимательно и выберите имена только сказочных богатырей и подчеркните их.

Илья Муромец, Мороз Иванович, Кристофер Робин, Алеша Попович, Карабас Барабас, Добрыня Никитич. (Ответы детей.)

¾ Демонстрация репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри».

Очень любил сказания о богатырях и великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов, которые слушал из уст отца, от стариков в деревне, где жил. Два десятилетия посвятил художник картине «Богатыри». Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. В центре картины мы видим Илью Муромца. Слева от него - Добрыня Никитич, справа самый младший из богатырей - Алеша Попович. Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее в васнецовском зале.

. Учатся работать с текстом произведения. Дети учатся самопроверке и самооценке. Ведется одновременно работа над языком произведения и над речью детей. Ребенок может показать свой уровень начитанности и проверить себя.

Задания:

¾ Что такое сказка? (Ответы детей.)

¾ Найдите в учебнике определение сказки и прочитайте.

Это устный рассказ о чем-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. У каждого народа есть свои сказки, которые передаются от старших к младшим. Когда мы открываем книгу с народными сказками, то не увидим в ней фамилии авторов, потому что автор народных сказок - народ. Но есть сказки, которые созданы писателями. Такие сказки называются литературными или авторскими. Это сказки А. С. Пушкина, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и других писателей.

¾ Рисование рисунков к сказкам, с которыми учащиеся уже познакомились на уроках литературного чтения. Скажите, пожалуйста, к каким сказкам вы нарисовали иллюстрации?

¾ Определение сказки, главные герои которых изображены на иллюстрациях. Продемонстрировать иллюстрации детям.

¾ Что такое присказка? Присказка - это шутливое вступление или концовка сказки.

¾ Найдите и прочитайте присказки к сказке «Царевич Нехитер - Немудер». Ответы детей.

¾ Найдите диалог старика и старухи из сказки «Самое дорогое» и прочитайте, что предлагал старик, как ему возражала старуха.

¾ Отгадайте кроссворд «По страницам сказок».

¾ К какому жанру устного народного творчества относится произведение, которое начинается словами:

. «Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба».

. Хохлатые хохотушки

Хохотом хохотали:

Ха-ха-ха!

. Катилось яблоко мимо сада,

Мимо сада, мимо града.

Кто поднимет, тот и выйдет!

Домашнее задание дается в нескольких вариантах, чтобы каждый ребенок мог выбрать работу по силам. Например, учитель предлагает дома найти книги с русскими народными сказками, прочитать одну из них, а на следующем уроке дети пересказывают сказку, которая им понравилась или выразительно прочитывают отрывок этой сказки.

В описанных выше заданиях раскрывается волшебный мир устно-поэтических произведений. Дети узнают о различных видах устного народного творчества. Рассмотренные произведения устного творчества русского народа учат добру, правде, совести, трудолюбию. Все дети охотно работают с устно-поэтическими произведениями, отлично справляются с заданиями.

Все это позволит учащимся активно овладевать богатствами речи, развивать эстетический вкус, закладывать основы литературного образования младших школьников.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.