Я есть единое чистое Существование, я не тело, чувства, энергии, разум, интеллект и невежество, которые инертны и нереальны. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Я есть единое чистое Существование, я не тело, чувства, энергии, разум, интеллект и невежество, которые инертны и нереальны.

2021-04-19 105
Я есть единое чистое Существование, я не тело, чувства, энергии, разум, интеллект и невежество, которые инертны и нереальны. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

       Этот стих очень интересен, потому что его можно понимать в двух смыслах. Не в двух противоположных смыслах, а в смыслах взаимодополняющих. Первый смысл в том, что именно в такой последовательности, именно так, как описано в стихе, идёт атма-вичара. Я узнаю, я понимаю на практике, наблюдая, осознавая и делая выводы, что я не есть тело, затем я иду дальше, и наблюдаю, что я не есть уровень энергии, праны. Я отбрасываю постепенно все эти слои. Я на этом медитирую, я это пытаюсь понять практическим образом. Я это наблюдаю - значит, это не я, а объект моего наблюдения. То же самое относится и к моим мыслям и заключениям, и даже к невежеству, которое я каким-то образом знаю (я знаю, что я этого не знаю - это уже знание). Т.е. первая расшифровка стиха - как стадии атма-вичары, само-исследования.

       Второе - это заключение того, кто уже успешно закончил исследование себя. И здесь, после того, как я обнаружил эту недвижимую основу всего и основу себя, то те же самые понятия, которые я использовал для медитации, для упасаны, они сияют в новом свете. Это такое: «Ба! Да я же действительно не тело, и не это и не то, и не другое и не третье!». Я на это медитировал, я это пытался понять и теперь действительно вижу и знаю, что «я не это», но совсем по-иному. Раньше я пытался понять это с помощью ума, с помощью логики, и подтвердить это на практике, что это действительно так. И тут, после этого узнавания, я могу воскликнуть: «Это же правда! Это так просто и очевидно! Я - не тело! И не все остальное». Пропадают сомнения. Раньше, даже когда я считал, что у меня нет сомнений, пока у меня не было узнавания, на самом деле сомнения остаются. Сомнения - это то, что мешает мне это в конце концов и увидеть. Факт узнавания или неузнавания - как раз и свидетельство отсутствия или присутствия сомнений. И, когда происходит узнавание, все старые слова, понятия, которые я слышал от умных людей, читал в книгах, вроде как считал, что я прочувствовал на своём теле, полностью в своём разуме, это всё сияет новыми красками. И я с удивлением восклицаю: «Ба, да это же действительно правда!»; такая очевидная правда, что об этом даже говорить не стоит. Но представлял я это себе раньше как-то по-другому.

       Выражение, что «я есть чистое Существование», «я не то, не другое, не третье», - это просто выражения. Когда я действительно понял, я не хожу вокруг и не говорю сам себе, что я не тело, я не разум, я не то, не другое, не третье. После узнавания это настолько для меня самоочевидно, что умственное утверждение, подтверждение уже не нужно. Я это просто знаю, и даже мысль об этом мне становится не нужна. Мысли требуются для выводов и подтверждений, пока остаются сомнения и неуверенность в своем понимании. «Я есть единое чистое Существование, я не тело, чувства, энергии, разум, интеллект и невежество» - это, с одной стороны, утверждение с удивлением, когда понял, что я никогда не был тем, чем я себя до сих пор считал; а с другой стороны, это прекрасный указатель для тех, кто ещё туда только хочет попасть, это только хочет понять.

       Я не тело, я не чувства. То есть мы идём в своих заключениях от внешнего, более плотного, к внутреннему, более тонкому. От самого очевидного, с чего начинает любой, - с заключения, что я тело. Ребёнок начинает с того, что считает себя телом. Родители убеждают его в том, что это ручки Васенькины, головка Васенькина, пяточки Васенькины. Родители вносят свой вклад в то, что любой ребёнок к пяти годам считает себя телом. Для его выживания как тела это абсолютно необходимо. Если бы он не считал себя телом, то и не беспокоился о нем, и без проблем мог бы или опрокинуть на себя утюг, или кастрюлю с кипящей водой. Когда учат, что ты есть тело, веди себя аккуратно с этим телом, не вреди ему, вот это будет больно, вот туда не лезь, ребёнок учится просто выживать в этом мире как тело, на понятном ему пока уровне; это полезно для жизни тела. Но это инструментальное для выживания тела заключение, которое принимается за абсолютно достоверное, и на основе которого делаются далее неверные выводы.

       Я не тело. Когда мы разбираемся со своими понятиями о себе, мы начинаем с понятий о теле, как самых очевидных. Тело легче всего заметить, оно - самое очевидное и доступное для заключения, что это действительно не есть я. Я вижу, что тело менялось. С детства все клетки в моём теле поменялись, ни одной клетки не осталось по сравнению с тем, каким моё тело был пять или семь лет назад. Не осталось ни одной клетки той же самой. И тем не менее я остался тем же самым. Я чувствую себя, что я-то остался. Понятие, что я не есть тело, - это самое очевидное, с которого начинается исследование того, что я есть на самом деле. Далее следует уровень энергий – «я устал», «я не устал», «я хочу есть», вот такие вот понятия. И эти уровни тоже не что-то являющееся мной, а то, на что я могу как-то влиять, это мой инструмент. Я могу повлиять на свои энергии, я могу дышать глубже, я могу бежать дальше, я могу изменять своё эмоциональное состояние. Я - мастер, хозяин энергий, я - не они, я отличаюсь от них. Следующий шаг - я не разум, потому что разум меняется. Я тот, кто наблюдает за этим разумом. То есть я не являюсь разумом тоже. Интеллект - это то, что содержит в себе более глубокие понятия, чем разумные, основополагающие заключения обо мне и о жизни: «я богатый человек», «я бедный человек», «я ограниченный человек», «я ограниченная личность». Это тоже решения интеллекта. Он принимает решение, и после этого я начинаю действовать как нечто ограниченное, и работа разума уже будет протекать в рамках принятых интеллектом основополагающих решений. В этой последовательности идёт отшелушивание всех слоёв луковицы. Я постепенно понимаю, что я не то, не другое, не третье. Я постепенно уменьшаю количество идей о себе, которое я имею, и прослеживаю истоки и причины оставшихся идей. Я погружаюсь во всё более и более тонкие идеи о себе, до тех пор, пока я не смогу сосредоточиться на чувстве «я есть», которое наблюдает и присваивает все остальные чувства и мысли, и исследовать, откуда оно появляется.

       Тут очень интересен последний пункт. «Я не есть тело, я не есть чувства, я не есть энергии, я не есть разум, я не есть интеллект, я не есть невежество». Это «невежество» - очень важный момент. Очень часто в медитации человек доходит до того, что «я не знаю». И вот это «я не знаю» есть большой соблазн принять за себя, для того, чтобы дальше ничего не исследовать. «Я знаю» и «я не знаю» - решения разума. Это разум решает, что я что-то знаю, и я что-то не знаю. И если я утверждаю, что я что-то знаю, любой объект, к примеру «я знаю цветок», - если я так утверждаю, то в этом утверждении есть часть невежества. Никто не может полностью знать любой объект, даже самый простой. Никто не может. Если я знаю название цветка, это не значит, что я знаю сам цветок. Полное знание цветка подразумевает знание его на всех уровнях, во всех деталях. В самом цветке есть множество уровней: уровень частей цветка, уровень тканей, уровень клеток, что происходит в клетках, из каких молекул он сделан, какие там энергетические процессы происходят. Я никогда не смогу узнать полностью, что такое этот цветок. Поэтому, когда я утверждаю, что я знаю этот цветок, в этом утверждении содержится часть невежества. Я показываю, что я невежественен по отношению к этому цветку. И я могу искренне не замечать своего невежества, считая, что если я знаю название цветка и какие-то его свойства, то я его знаю. И, с другой стороны, если я говорю, что я чего-то не знаю, в этом утверждении содержится какая-то часть знания, потому что я должен уже знать, что «я чего-то не знаю». Чтобы констатировать, что «я чего-то не знаю», я уже должен знать, понимать, что я этого чего-то не знаю. Я знаю, что я не знаю. В каждом утверждении, о том, что «я знаю» или «я не знаю» содержится его противоположность.

       Моя природа - это не одно или другое, не одна из противоположностей, из которых можно выбрать одно, я - это то, в чём содержится и «знаю» и «не знаю», в чём содержатся любые противоположности. Поэтому утверждать, что «моя природа - это незнание», - это становиться на одну чашу весов и настаивать на ней. На место абсолютной истины, которую мы ищем, я ставлю истину относительную, «я не знаю» может быть только относительной, временной истиной. Если я чего-то не знаю, есть свет, в свете чего я знаю о том, что я не знаю. Поэтому надо двигаться дальше, для того чтобы увидеть реальную, настоящую основу, на которой основано и это незнание тоже.

       И вот, узнав, эту основу в результате прямого вопрошания «что есть я», «что есть разум», я возвращаюсь оттуда и с изумлением обнаруживаю, что на самом деле я не разум, не тело, и даже не невежество, - ничто из того, что я когда-то считал или мог считать собой. И это верно абсолютно во всём, во всех отношениях, - то, что обнаруживается, оно абсолютно не то, о чём я когда-либо мог помыслить, нафантазировать. Это обязательно превзойдет любую фантазию самым неожиданным образом. Как я говорила, основа змеи - это на змея; основа всего - это не всё. Это нечто отличающееся от всего, от любых объектов или их суммы, это то, что даёт возможность этому всему существовать. Всё то, что я мог выдумать, нафантазировать в самых своих смелых фантазиях, - не то, любая фантазия - это работа разума. То, что обнаруживается, основа вот этого, оказывается не тем, что я об этом думал. Поэтому в любом случае для закончившего поиск огромный сюрприз обеспечен. Как бы долго я ни сидел в медитациях, как бы много книг я ни писал о своих опытах, то, что обнаруживается, изначальная основа, самоочевидное, - это не то, что я себе представлял.

       А начиная с уровня целостного восприятия, когда моё «я» пропадает, подобно тому, как оно пропадает в глубоком сне (но в глубоком сне я не сознателен, но теперь я прихожу туда сознательным образом), то начиная с этого уровня есть огромный соблазн податься в писатели. Писать об этом, заражать людей стремлением. Даже если я чего-то ещё не понял, по крайней мере, я могу вдохновить, я могу посеять свет знания, потому что есть то, о чём никто не догадывается, упираясь в свои любимые объекты. Я туда прошёл! Я видел то, что видели немногие! Огромный соблазн стать светочем, нести свет знания, несмотря на то, что какие-то уровни остались не пройденными, - это не замечается. Полки в магазинах забиты такими книгами. Это может быть чистосердечным стремлением, но не отражать глубин Знания.

       И вот всё моё невежество относительно того, чем я являюсь, пропадает только, когда я узнаю основу себя, основу всего. И тогда я с полной уверенностью могу сказать те слова, которые я уже говорил до этого миллион раз, - «я не тело, я не разум, я не мысли, я не чувства, я не то, я не другое». Невежество и неверные ассоциации себя, ограничения себя даже какими-то тонкими ограничениями на тонких уровнях, тенденция к этому пропадет, только когда мир выворачивается наизнанку в тот момент, когда узнаётся вот эта вот очевидность, видится эта единая реальность.

 

सत्त्वभासिका चित्क्व वेतरा ।

सत्तया हि चित् चित्तया ह्यहम् ॥ २३ ॥

 

23. sattva-bhAsikA cit-kva vetarA |

sattayA hi cit cittayA hy-aham ||

sattva – истина; bhAsikA – осветитель; cit – сознание; kv a – где; vetara (va itarA) – другое; sattayA – существование; hi – воистину; cittayA – сознание; hy – воистину; aham – я.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.