Происхождение заповеди «тфилин» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Происхождение заповеди «тфилин»

2021-04-18 110
Происхождение заповеди «тфилин» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В книге Шмот (гл. 13) мы читаем: «И да будет это тебе знаком на руке твоей и напоминанием над глазами твоими, дабы была Тора Б-га на устах твоих, ибо сильной рукой вывел тебя Б-г из Египта». И далее: «И да будет это знаком на руке твоей и украшением над глазами твоими: что сильной рукою вывел нас Б-г из Египта».

В книге Дварим о «тфилин» говорится снова: «И повяжи их как знак на руку твою, и будут они украшением над глазами твоими» (гл. 6); «И повяжите их как знак на руку вашу, и будут они украшением над глазами вашими» (гл. 11).

Внутри коробочек «тфилин» находятся пергаментные полоски, на которых написаны те четыре отрывка Торы, где упоминается заповедь «тфилин»:

1. «Посвяти Мне каждого первенца...» до слов «из года в год» (Шмот, 13);

2. «И будет – когда приведет тебя Б-г...» до «вывел нас Б-г из Египта» (Шмот, 13);

3. «Слушай, Израиль» до «и на воротах своих» (Дварим, 6);

4. «И будет: если будете слушаться...» до «так долго, как долго существуют небеса над землею» (Дварим, 11).

Эти отрывки пишут особым шрифтом – тем самым, каким пишут свиток Торы. Футляры – которые называются «батим» («помещения») – делаются из кожи чистых животных (желательно – из бычьей кожи).

«Тфилин», возлагаемый на руку, называется «тфилин шель яд» и представляет собой одну коробочку, и все четыре отрывка из Торы для него пишут на одной полоске пергамента. Что же касается «тфилин», который возлагают на голову, – «тфилин шель рош», – то коробочка для него состоит из четырех отделений, в каждое из них вкладывается одна полоска пергамента, на которой написан один из четырех вышеуказанных отрывков из Торы.

В подлинном тексте Торы слово тотафот, которое мы переводим как «украшение», означает, согласно Талмуду, «четыре». Отсюда мы заключаем, что «тфилин шель рош» должны состоять из четырех отдельных «батим», «отделений». Что же касается того, в каком порядке вкладывают в них четыре отрывка из Торы, то на этот счет есть два основных мнения. Раши (раби Шломо Ицхаки, великий комментатор Торы и Талмуда, 1040-1105) постановляет, что он таков (слева направо того, кто эти «тфилин» носит): «Посвяти..», «И будет, когда приведет...», «Слушай, Израиль», «И будет, если будете слушаться...» Однако внук Раши, р. Яаков («рабейну Там») считает, что порядок их иной: в третьем отделении должен находиться отрывок «И будет: если будете слушаться...», а в четвертом, последнем справа, – «Слушай, Израиль».

КАК ВЫГЛЯДЯТ «ТФИЛИН»?

Желательно, чтобы каждый «тфилин» был сделан из цельного куска кожи. После того, как в «батим» вкладывают полоски пергамента, на которых написаны соответствующие отрывки из Торы, «батим» закрывают и зашивают нитками, сделанными из сухожилий. Ремни, которыми «тфилин» закрепляются на руке и на голове, делают из телячьей кожи. Нельзя употреблять для изготовления «тфилин» кожу нечистых животных – мы заключаем это из слов, которыми Тора говорит о заповеди «тфилин»: «Дабы была Тора Б-га на устах твоих». То есть «тфилин» следует делать из кожи только тех животных, которые могут быть «на устах твоих», – тех, чье мясо разрешено есть.

«Батим» обязательно должны иметь форму куба. И «батим», и ремни должны быть черными. На «тфилин шель рош» с правой стороны изображается выпуклая буква «шин» с тремя зубцами, а с противоположной левой стороны – буква «шин» с четырьмя зубцами. Узел, соединяющий обе стороны ремня, с помощью которого «тфилин шель рош» закрепляется на голове, и делающий из этого ремня вид кольца, завязывают так, чтобы он имел форму буквы «далет». Узел, с помощью которого к «тфилин шель яд» прикрепляют ремень, имеет форму буквы «йод». Если сложить все эти буквы вместе, получится имя Вс-вышнего «Ш-а-д-а-й», уже знакомое нам из описания «мезузы» (см. выше).

Все эти подробности мы узнаем из Устной Торы. Они относятся к категории законов, «полученных Моше с горы Синай» – то есть тех законов Торы, которые устно передавались из поколения в поколение с тех пор, когда народ Израиля получил Тору с горы Синай. Следует подчеркнуть, что они обязывают нас точно так же, как и те законы Вс-вышнего, которые записаны в Торе.

КАК ВОЗЛАГАЮТ «ТФИЛИН»?

Поскольку в Торе упоминание о «тфилин шель яд» предшествует упоминанию «тфилин шель рош» – «И повяжи их как знак на руку твою, и да будут они украшением над глазами твоими», – мы должны возлагать «тфилин» в том же порядке: сначала на руку, а потом на голову.

«Тфилин» укрепляют на бицепсе руки – то есть на выпуклости мускула между локтем и плечом, причем «тфилин» должен быть повернут по направлению к телу – вернее, к сердцу. В тексте Торы содержится намек на то, что эта рука должна быть более слабой, тойг которой человек выполняет меньше работ. Значит, левша должен возлагать «тфилин» на ту руку, которая у него слабее, – то есть на правую руку. Если человек действует обеими руками с одинаковой легкостью, он возлагает «тфилин» на левую руку, как все люди. Если же он работает обычно правой рукой, но пишет левой – он возлагает «тфилин» на ту руку, которой он не пользуется для письма. (Поэтому в случае, если он работает левой рукой, а пишет правой, «тфилин» он возлагает на левую руку.)

После того, как «тфилин» прикладывают на то «место руки, где ему полагается быть, то прежде, чем закрепить его ремнем, произносят благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам возлагать «тфилин!» Сразу после этого ремень «тфилин» обматывают семь раз вокруг предплечья по направлению к кисти руки. Затем вынимают из мешочка, где хранятся «тфилин», «тфилин шель рош», который там лежит всегда с правой стороны. Его помещают на голове так, чтобы он находился надо лбом в том месте, где начинается волосяной покров. «Тфилин» следует расположить точно в центре головы, напротив переносицы.

Прежде чем опоясать голову кольцом ремня «тфилин шель рош», произносят еще одно благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и давший нам заповедь о «тфилин»!» Сразу после этого закрепляют «тфилин» ремнем – так, чтобы узел его приходился на углубление чуть повыше основания черепа, как раз посредине затылка. Немедленно после этого говорят: «Благословенно имя славного царства Его во веки веков!» Эту фразу мы произносим потому, что нет полной ясности в вопросе о том, действительно ли следует произносить отдельное благословение, возлагая «тфилин шель рош». Многие галахические авторитеты придерживаются точки зрения, что оба «тфилин» -«тфилин шель рош» и «тфилин шель яд» – это одна заповедь, и при ее исполнении следует произносить только одно благословение: «...повелевший нам возлагать «тфилин». Однако другие авторитеты считают, что «тфилин шель рош» и «тфилин шель яд» – это две отдельные заповеди, и каждая из них требует отдельного благословения. Мы следуем второму мнению и произносим два благословения. Но чтобы избавиться от сомнений в том, что второе из благословений произнесено напрасно (а это очень серьезный грех), мы добавляем: «Благословенно имя славного царства Его во веки веков» – фразу, которую надлежит говорить тогда, когда по ошибке имя Вс-вышнего упомянуто напрасно.

Вопрос этот – являются ли «тфилин шель рош» и «тфилин шель яд» одной заповедью или двумя отдельными – приобрел очень острое значение во время Войны Судного дня 1973 года. У солдат, получивших ранение в голову, она была забинтована целиком. У других рука, на которую они возлагали «тфилин», находилась в гипсе. Возник вопрос: неужели тот, кто ранен в голову, не должен возлагать «тфилин» и на руку? А тот, у кого рука помещена в гипс, должен отказаться также и от возложения «тфилин» на голову? На этот вопрос Галаха отвечает так: отсутствие одного из «тфилин» не мешает возложению второго, и если человек не может возложить «тфилин шель яд» – пусть возложит «тфилин шель рош», а тот, кто не может возложить «тфилин шель рош», должен возлагать «тфилин шель яд». Другими словами, «тфилин шель рош» и «тфилин шель яд» – две совершенно самостоятельные заповеди.

После того, как «тфилин шель рош» окончательно закреплен на голове, заканчивают возложение «тфилин шель яд». Берут свободный конец ремня, оставшийся после семи витков вокруг предплечья, и трижды оборачивают им средний палец, причем два витка должны быть вокруг нижней фаланги пальца, а один – вокруг средней фаланги. Эти витки имеют символическое значение обручальных колец – свидетельство обручения Вс-вышнего с народом Израиля, свидетельство того, что Творец Вселенной избрал еврейский народ из всех народов земли, чтобы мы были Его народом. Во время надевания этих обручальных колец произносят слова Вс-вышнего, переданные Им через пророка Гошеа: «И обручусь Я с тобою навеки, и обручусь Я с тобою по правде и по справедливости, в любви и милосердии, и обручусь Я с тобою верой – и познаешь ты Г-спода!»

Очень хорошо сопровождать возложение «тфилин» молитвой – и до, и после их возложения, – все это написано в «сидуре».

Чрезвычайно важное условие возложения «тфилин» -чистота тела. Между возложением «тфилин шель яд» и возложением «тфилин шель рош» нельзя ничего говорить. Все время, пока еврей увенчан «тфилин», он обязан самым тщательным образом следить за своей речью и за своим поведением – гораздо больше, чем в другое время.

Возлагать и снимать «тфилин» надлежит только стоя (правда, у сефардских евреев есть обычай возлагать и снимать «тфилин шель яд» сидя).

После окончания утренней молитвы «тфилин» снимают с себя в обратном порядке – по принципу «кто первым вошел, выходит последним». Сначала распускают три витка вокруг среднего пальца руки, затем левой рукой (чтобы подчеркнуть, что мы с нежеланием расстаемся с «тфилин») снимают «тфилин шель рош», надевают на него футляр, обматывают вокруг него его ремень и помещают в мешочек для «тфилин» с правой стороны. Только тогда начинают снимать «тфилин шель яд», надевают на него футляр и помещают в мешочек с левой стороны. Специальные футляры принято надевать на «тфилин» для того, чтобы надежней сохранить их. На этих футлярах снаружи обычно написано, для которого из «тфилин» они предназначаются – для «тфилин шель яд» или для «тфилин шель рош», -чтобы исключить возможность ошибки, когда их вынимают из мешочка.

Нужно очень внимательно следить за тем, чтобы «тфилин» не упали на землю. Если все же это произошло, виновник обязан поститься в тот день или же выкупить свой пост тем, что даст цдаку – пожертвование на добрые дела или бедным евреям.

Весьма желательно, чтобы во время молитвы «тфилин шель яд» был прикрыт рукавом рубашки, потому что в Торе сказано о нем: «И да будет это тебе знаком на руке твоей» – тебе, но не другим. В противоположность этому «тфилин шель рош» непременно должен быть открыт взорам других – в исполнение того, что сказал Моше-рабейну еврейскому народу (Дварим, 28:10): «И увидят все народы земли, что имя Б-га запечатлено на тебе, и будут бояться тебя». «Имя Б-га запечатлено на тебе» – это «тфилин шель рош», на обеих сторонах которого изображена буква «шин», первая буква имени «Ш-а-д-а-й».


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.