Изучение Торы выше деяний – ибо оно-то и приводит к ним человека. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Изучение Торы выше деяний – ибо оно-то и приводит к ним человека.

2021-04-18 119
Изучение Торы выше деяний – ибо оно-то и приводит к ним человека. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Бава кама, 17)

«Человек, рожденный женщиной, скуден днями – но скорбью пресыщен», – констатирует Ийов. За свою короткую, но полную переживаний жизнь человек, кажется, ни минуты не живет без того, чтобы его что-то не беспокоило, чтобы перед ним не стояли трудные проблемы, чтобы он не стремился к чему-либо, чтобы он не колебался, чтобы не жаловался на что-то... Если он обращается с молитвой к Вс-вышнему, то больше всего сосредотачивается на том, что сильнее всего задевает его сердце, что больше всего беспокоит его в эту минуту: заработок, положение в обществе, состояние здоровья, дети... И если слова Ийова верны в отношении любого человека, то насколько же больше относятся они к евреям – нет числа терниям, которые отравляют нам жизнь: тут и проблемы безопасности, и состояние экономики, и социальная пропасть... Проще спросить – что евреев не тревожит?

Удивительно, что как раз в той молитве, которую мы произносим каждое утро, есть строчка, которая, на первый взгляд, кажется совершенно выходящей из рамок нашей повседневной жизни с ее сложностями, -строчка, читая которую молящийся не просит у Вс-вышнего ни денег, ни славы, ни успеха, ни материального благополучия, ни удовольствий, ни повышения по службе: «Отец наш, милостивый отец, милостивый! Сжалься над нами и вложи в наше сердце разум – чтобы мы поняли и постигли, услышали, научились и научили других, чтобы мы сохранили, исполнили и осуществили все учение Торы Твоей с любовью». Единственный смысл этой просьбы состоит в том, что мы молим Вс-вышнего: пожалуйста, дай нам сердечное понимание, необходимое для того, чтобы расширить круг наших знаний, чтобы приобрести мудрость, которая даст нам возможность обучать других и соединить все наши знания с практикой – с исполнением заповедей Торы так, как обязались наши предки, стоявшие у горы Синай: «Сначала будем исполнять, а потом -поймем». Но не насильно и не автоматически, как «мицву, заученную людьми», – но с доброй волей, с лю бовью, по свободному выбору!

Тора предназначена Вс-вышним для того, чтобы указать человеку его путь – куда ему следует идти и от чего следует удаляться. А Галаха – в переводе «направление» – указывает, в какую сторону надо идти, как именно следует нам построить свой образ жизни. Этим иудаизм отличается от других религий: иудаизм – религия действия, религия, подчиняющая себе весь образ жизни человека. А основа иудаизма – Танах (Священное Писание или Библия) – включает в себя пять видов литературы:

1. законодательство (Галаха),

2. пророчество,

3. поэзия (книги Тегилим, Шир гаширим, Эйха),

4. этика (книги Мишлей, Когелет),

5. проза (все повествовательные части Танаха).

Итак, в иудаизме теория неотделима от практики, пророчество гармонично переходит в свое осуществление, в претворение в действительность содержания, сущности, идеалов и ценностей, таящихся среди страниц Танаха. Иудаизм, таким образом, стоит на двух основах: идейно-мировоззренческой и действенной. Словно «тфилин» (о которых речь еще впереди), они состоят из двух частей: «тфилин», который возлагают на голову и который символизирует идейную сторону иудаизма, и «тфилин», который накладывают на руку и который символизирует практику иудаизма, выражающуюся в образе жизни еврея. Один никоим образом не отделим от другого, один не может существовать без другого – оба гармонически сливаются в высшее единство.

Практицизм иудаизма, побуждающий человека руководствоваться духовными ценностями буквально на каждом шагу своей жизни, сливая воедино возвышенную идею и прозу повседневной жизни, прекрасно выражается в трех изречениях, которые можно смело назвать краеугольным камнем всего многообразия Галахи:

1. «Представляю я Г-спода перед собою всегда» (Тегилим, 16) – квинтэссенция веры в единого Творца, «слава Которого наполняет всю землю», от взгляда Которого некуда спрятаться в сотворенном Им мире;

2. «Приготовься встретить Б-га твоего, Израиль!» (Амос, 4) – выражение готовности каждого, кто принадлежит к еврейскому народу, исполнять в своей повседневной жизни задачу, возложенную на него Вс-вышним;

3. «На всех путях твоих познавай Его» (Мишлей, 3) – отражение факта, что иудаизм творит жизнь не в пустом пространстве, но предписывает человеку освящать все то, что может представиться тривиальным, серым, рутинным, придавая ему содержание и высший смысл.

Все, что обязан делать еврей, исходя из этих трех принципов, он обязан делать практически уже в самый первый миг, с которого начинается его день, – в первый миг после пробуждения ото сна.

ВОТ ПРОСЫПАЕТСЯ ЧЕЛОВЕК РАНО УТРОМ...

Вот просыпается человек рано утром и видит, что он в силах открыть новую страницу своей жизни. Перед ним – масса возможностей, словно новый, полный неизведанного мир раскрылся перед ним. Душа его возвращена ему после сна свежей, обновленной, полной сил для работы в наступающем дне. И человек чувствует необходимость выразить благодарность своему Творцу. Поэтому он начинает новый день словами молитвы «Модэ ани»: Модэ они лефанеха, мелех хай векаям, шегехезарта би нишмати бехемла, раба эмунатеха («Благодарю Тебя, Царь живой и вечный, за то, что Ты, по милости Своей, возвратил мне душу мою – велика моя вера в Тебя!»).

Эта молитва предназначена для того, чтобы оставить свой отпечаток на весь последующий день. Чтобы в сознании осталось, что мы – каждую минуту, каждое мгновенье нашей жизни – находимся пред лицом «Царя живого и вечного», что мы – Его верноподданные, обязанные слушаться Его и исполнять Его повеления. Чтобы это оказало свое влияние на все, что мы делаем в течение дня. Сказал пророк Ирмеягу (Эйха, гл. 3): «Каждое утро, обновляется [милосердие Твое], велика моя вера в Тебя!» Иными словами, сам факт обновления человека каждое утро – это фактор укрепления нашей веры в Творца, Который берет вечером нашу душу в залог уплаты нашего долга Ему, а утром возвращает ее нам. С этой точки зрения в словах пророка просвечивает еще один смысловой оттенок: эмунатеха («вера в Тебя») можно перевести и как «Твоя верность». То есть «велика верность Твоя»: хотя все мы Твои должники, Ты забираешь каждый вечер наши души, лишь напоминая нам о числящемся за нами долге, но каждое утро словно открываешь нам новый кредит Своего доверия: «Давай посмотрим, сын человеческий, как ты используешь Мой кредит – сколько пищи духовной ты приобретешь за него!..»

ОМОВЕНИЕ РУК

Что делают сразу после того, как произносят «Модэ ани»? Омывают руки – самое естественное действие только что проснувшегося человека... Однако у омовения рук согласно Торе есть ряд особенностей. Прежде всего, омовение обязательно производить, поливая руки водой из кружки, причем вода должна быть чистой. Во-вторых, каждую из рук нужно омыть три раза в следующем порядке: правую – левую, правую – левую, правую – левую. Более подробно: кружку берут правой рукой и передают ее в левую; затем льют воду на правую руку, передают кружку из левой руки в правую и льют воду на левую руку; передают кружку в левую руку и омывают правую, передают в правую и омывают левую – и так еще раз, пока каждая из рук не будет омыта три раза. Уточним: омывать следует кисть руки – до сустава, скрепляющего ее с предплечьем. В чем смысл именно такого омовения рук? Прежде всего, как говорят наши мудрецы, «руки человека вечно заняты». Даже когда человек спит, руки его не отдыхают. Они касаются различных мест тела и загрязняются. Поэтому утром руки необходимо очистить.

Далее: согласно Торе, сон в известной мере равняется смерти. Как говорят наши мудрецы, «сон – это одна шестидесятая часть смерти». Мертвое тело – источник духовной нечистоты, и спящий человек оказывается в некоторой мере подвластен духовной нечистоте. Чтобы окончательно освободиться от нее после пробуждения, необходимо омыть руки. Кроме того, каждое утро человек как бы создается заново, чтобы предстать пред своим Творцом и снова начать служение Ему. И так же, как коген (священник), прежде чем начать работу в Храме, омывал руки – мы тоже, прежде чем начать наше дневное служение Вс-вышнему, обязаны омыть руки.

Лишь после омовения рук мы имеем право дотрагиваться до нашего тела, одежды и прочих предметов. Тут следует сказать несколько слов о том, какую одежду предписывает нам Тора носить: одежда должна быть скромной, простой, не слишком обнажать тело.

Она не должна кричать: «Смотрите все – вот я иду!» При этом важно следить за тем, чтобы одежда была целой и чистой. Мудрецы наши выразили это требование так: «Знаток Торы, на одежде которого пятно, заслуживает смерти». Это сказано именно о знатоках Торы, одежды которых должны быть, в частности, более длинными, чтобы беречь тело – вместилище души, данной человеку Вс-вышним.

В противоположность известной поговорке, что, мол, «по одежке встречают, по уму провожают» – то есть что одежда есть нечто внешнее, несущественное и даже зачастую противоречащее истинному облику человека, – Тора считает, что «одежда красит человека». Слова пророка Михи: «...и скромно ходить пред Б-гом твоим» относятся также и к одежде. Еврей обязан одеваться по-еврейски, чтобы и одежда его свидетельствовала о его принадлежности к народу Израиля.

И тут мы естественно переходим к двум принадлежностям одежды еврея, с которыми он не расстается в течение всего дня. Первая из них – «кипа», покрывающая голову еврея.

ЗАЧЕМ НУЖНА «КИПА»?

Покрывание головы – очень древний еврейский обычай. Он приучает человека ощущать, что мы постоянно находимся пред лицом Вс-вышнего, Царя Вселенной, пред Которым надлежит склоняться и Чью волю мы обязаны покорно принимать. Иными словами, ношение «кипы» пробуждает в еврее Б-гобоязненность. Поэтому мудрецы наши запретили проходить 4 локтя (2,4 м) с непокрытой головой. С течением времени этот обычай стал характерным признаком еврея, по которому окружающие узнают человека, верящего в Тору и соблюдающего ее заповеди.

Нередко приходится слышать: какое значение может иметь кусок материи, прикрывающий голову? Какой в этом смысл? Однако в действительности ношение «кипы» имеет очень глубокий смысл. «Кипа» указывает на принадлежность к определенной общности людей. Она подобна головному убору солдата: надевая его, он сознает, что на него ложатся обязанности, стандарты поведения, конкретные ограничения и требования, что он не свободен уклониться от выполнения возложенного на него поручения – иначе он станет дезертиром. Точно так же еврей, покрывший голову «кипой», сознает, что он – солдат армии Вс-вышнего, Б-га Израиля, и что его внешний вид обязывает к такому поведению, к такому образу жизни, который должен демонстрировать его принадлежность к воинству Царя Вселенной. Более того: не знавшая компромиссов приверженность прошедших поколений к этому «кусочку материи» наделила его новым качеством: святостью, в которой есть нечто от того пиетета, которым окружен национальный флаг, – флаг тоже не более чем кусок материи, однако значение его велико благодаря ценностям, которые он символизирует.

А вторая неотъемлемая принадлежность еврейской одежды – «цицит», или «талит»: четырехугольное покрывало, к углам которого привязаны кисти из шерстяных нитей. Но о смысле «цицит» мы поговорим позже (см. стр. 46)

Итак, человек проснулся, сказал «Модэ ани», омыл руки, умылся и оделся. Может быть, теперь он может приступить к завтраку или к утреннему кофе?

Однако Галаха говорит: подождите! Повремените еще минуту! Перед едой вы обязаны воздать хвалу Тому, Кто подарил вам все эти блага – на первый взгляд, сами собой разумеющиеся и естественные: пробуждение ото сна, способность видеть, ходить, дышать... Вы обязаны поблагодарить Того, Кто обновляет в вас все эти способности изо дня в день, каждое утро. Вдумайтесь: разве не вызывает удивления, что вы снова и снова используете эти возможности, а они не иссякают? Разве не подобает благодарить Того, Кто обеспечивает все это?

Так открывается глава в распорядке дня еврея, которая называется «Утренние благословения».

Но что такое вообще «благословения»?

В иудаизме есть три типа благословений: те, что связаны с исполнением заповедей Торы; те, что связаны с получением пользы или удовольствия; благословения-восхваления.

Благословения первого типа мы произносим перед исполнением заповедей Торы: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший...» делать то-то и то-то. Смысл их в том, что мы благодарим Вс-вышнего за то, что Он избрал нас, народ Израиля, из всех народов мира и наполнил нашу жизнь особым, возвышенным смыслом.

Во второй тип входят благословения, среди которых есть такие, что, на первый взгляд, далеки друг от друга как небо от земли: «Благословен... выращивающий хлеб из земли» – о благе материальном; «Благословен... избравший нас из всех народов и даровавший нам Свою Тору» – о благе духовном. Однако все эти благословения объединены единым смыслом: мы благодарим Вс-вышнего за то, что Он одарил нас разнообразнейшими видами добра.

Третий вид благословений – это молитвы, в которых мы воздаем славу и хвалу Творцу Вселенной. В них мы не благодарим Вс-вышнего за Его милости и не просим ничего – в них мы выражаем нашу веру в Него. Например: «Благословен Ты, Г-сподь – Царь, восхваляемый в гимнах!»

Все эти благословения обязательно включают в себя упоминание имени Вс-вышнего («Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш...») и Его верховной власти над всем миром («Царь Вселенной»).

УТРЕННИЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ

Мы все еще, как вы помните, находимся в самом начале дня, в главе «Утренние благословения». Эти благословения относятся к первым двум типам из трех, о которых только что говорилось. Самое первое из утренних благословений – «...освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам омывать руки». По характеру самой формулы его вы узнаете, что это благословение связано с исполнением заповеди. И сразу после него – благословение второго типа: благодарность Вс-вышнему за оказанное нам добро. Добро это – замечательный, совершенный и невероятно сложный механизм, именуемый «человеческим телом». Благословение «Который создал...» на самом деле не является только частью утренних благословений: мы произносим его в течение дня каждый раз, когда удовлетворяем свои естественные потребности. Выйдя из туалета, мы омываем руки и говорим: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, Который создал по мудрости Своей человека, сотворив его тело со многими полостями и отверстиями. Открыто и известно Тебе, восседающему на славном престоле Своем, что если закроется одно из отверстий или откроется одна из полостей, не сможет человек просуществовать далее короткое время. Благословен Ты, Г-сподь, исцеляющий всякую плоть и творящий чудеса!»

От выражения признательности Вс-вышнему за то, что Он создал столь совершенный механизм, все части которого взаимодействуют столь гармонично, от безупречной работы которого зависит наша жизнь и который так легко вывести из строя – если бы не помощь Вс-вышнего, – от этого благословения мы переходим к другому, содержание которого – благодарность за чистую душу, вселенную в наше тело.

«Б-г мой! Душа, которую Ты даровал мне, чиста. Ты сотворил ее, Ты создал ее, Ты вдохнул ее в меня, Ты бережешь ее во мне и в будущем Ты заберешь ее у меня и вернешь мне ее в грядущие времена. Все время, пока душа обитает в теле моем, буду благодарить Тебя, Г-сподь, Б-г мой и Б-г отцов моих, Владыка всех свершений, Властелин всех душ. Благословен Ты, Г-сподь, возвращающий души в мертвые тела!»

Двумя этими благословениями мы выражаем свою благодарность Вс-вышнему за то, что Он дал жизнь человеку, представляющему собой единство двух противоположностей – души и тела. На иврите само слово адам («человек») обозначает это единство. Слово адам происходит от слова адама, «земля», указывая, из какого материала сотворено тело человека. Как сказано в Торе: «И создал Г-сподь Б-г человека из праха земного». С другой стороны, слово адам имеет тот же корень, что и глагол адамэ, «уподоблюсь», – как сказано у пророка Йешаягу: адамэ леэльон, «уподоблюсь Вс-вышнему». И здесь имеется в виду вторая сторона сущности человека – животворящая душа, которая вложена в него Творцом и от которой зависит уникальное свойство человека – его способность к свободному выбору между добром и злом.

Три из утренних благословений посвящены тому, что сплачивает всех евреев в единый народ, – дарованию Торы. Первое из них – благословение исполнения заповеди, предписывающей нам посвящать определенную часть времени изучению Торы – подобно тому, как мы посвящаем определенное время нашим личным делам.

Вот эти три благословения:

«Благословен... освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам заниматься изучением Торы!»

«И сделай, Г-сподь, Б-г наш, слова Торы Твоей усладой уст наших и уст всех сынов народа Твоего, Дома Израиля, и да будем мы все – мы, и наши потомки, и потомки наших потомков – знать имя Твое и учить Твою Тору во имя ее. Благословен Ты, Г-сподь, обучающий Торе народ Твой, Израиль!»

«Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, избравший нас из среды всех народов и давший нам Тору Свою! Благословен Ты, Г-сподь, дающий Тору!»

Следует отметить, что автор «Шулхан аруха» считает, что перед нами не три, а только два благословения – что первое и второе представляют собой единое целое (недаром второе из них начинается союзом «и»).

Непосредственно вслед за этой молитвой, говорящей о ценности Торы и о нашем долге изучать ее, мы демонстрируем свою готовность воплощать ее на деле: читаем три отрывка из трех главнейших составных частей Торы – Пятикнижия, Мишны и Талмуда.

Из Пятикнижия цитируется благословение, которым Вс-вышний повелел когенам благословлять народ Израиля: «Да благословит тебя Г-сподь и охранит тебя; да будет благосклонен к тебе Г-сподь и помилует тебя; да будет благоволить к тебе Г-сподь и пошлет тебе мир!» Именно этот отрывок избран для утренних благословений, чтобы начать ежедневное изучение Торы с благословения, венцом которого является мир.

Из Мишны взят отрывок из трактата Пеа: «Вот заповеди, для исполнения которых нет ограничений: величина края поля, который оставляют несжатым для бедняков; количество первых плодов нового урожая, которые приносят в Храм; время, в течение которого надлежит быть в Храме паломнику; помощь ближнему; изучение Торы». Не следует, конечно, думать, что, прочитав эти отрывки утром, мы уже выполнили заповедь изучения Торы: в действительности для нее нет ограничений, и поэтому нельзя удовлетворяться такой малостью.

А теперь отрывок из Талмуда: «Вот заповеди, плоды исполнения которых человек пожинает в этом мире, а награда за исполнение которых сохраняется для него в мире грядущем...» То есть основной капитал, приобретенный евреем в результате исполнения заповедей Торы, сохраняется для него как награда, которую он получит в мире грядущем, однако проценты с этого капитала достаются ему уже сейчас, на земле, – ему предоставляется возможность насладиться плодами своих добрых дел еще в этом мире. Какие же это заповеди? «Почитание отца и матери, помощь ближнему, ранний приход в дом учения утром и вечером, гостеприимство, забота о больных, помощь бедным невестам в устройстве свадьбы, участие в похоронах, сосредоточенность при молитве, примирение поссорившихся друзей и супругов и изучение Торы, равноценное исполнению всех заповедей Торы».

Теперь мы переходим к ряду благословений, которые относятся к разряду благословений, выражающих нашу благодарность Вс-вышнему за оказанное нам добро. Содержание первого из них – общего характера: благодарность за создание этого мира таким, что смена дня и ночи никогда не нарушается, причем переход от мрака к свету совершается не сразу, а постепенно, и в этой ежедневной «смене караула» принимают участие различные творения Вс-вышнего, выполняющие каждый отведенную ему роль: «Благословен... наделивший петуха понятием, чтобы он отличал день от ночи». То есть мы благословляем Вс-вышнего за то, что Он позаботился о нас, дав нам вестника, предупреждающего нас о начале рассвета. Есть другая трактовка этого благословения: слово сехви означает не только «петух», но и «разум», и тогда благословение получает другой смысл – благодарность Вс-вышнему за то, что Он наделил нас чувством времени, способностью замечать смену времен суток.

Затем следует группа из трех благословений, объединенных общим содержанием: в них еврей благодарит Вс-вышнего за то, что является частицей человеческого общества, несущего на себе почетную обязанность исполнять все 613 заповедей Торы. Тут следует пояснить, что 613 заповедей Торы делятся на два вида: 248 (кстати, это количество частей тела человека) позитивных заповедей, предписаний делать что-либо конкретное, и 365 (число жил в человеческом теле) негативных заповедей, запрещающих определенные действия.

Обязанность исполнения 613 заповедей лежит только на еврейском народе, которому была дарована Тора у горы Синай. Что же касается прочих людей на земле, то, согласно Торе, они обязаны исполнять лишь 7 заповедей: не служить идолам; не проливать невинной крови; не развратничать; не есть мясо, отрезанное у животного при его жизни; не поносить Вс-вышнего; не грабить; творить правосудие. Эти семь заповедей называются «Семью заповедями потомков Ноаха», то есть неевреев.

Еврейская женщина должна исполнять те же заповеди Торы, что и мужчина, но с одним исключением: она свободна от исполнения тех предписаний Торы, которые связаны с каким-то определенным временем, например, от заповедей «тфилин» и «цицит», исполнение которых ограничено светлым временем суток.

В те времена, когда у евреев были рабы, такой раб-нееврей, подобно женшине-еврейке, был также освобожден от тех заповедей Торы, исполнение которых ограничено каким-то определенным временем. Итак, вот эти три благословения:

1. «Благословен... за то, что Ты не создал меня неевреем»;

2. «Благословен... за то, что Ты не создал меня рабом»;

3. «Благословен... за то, что Ты не создал меня женщиной». Женщина, со своей стороны, вместо последнего из этих трех благословений произносит другое: «Благословен... создавший меня по воле Своей!»

Остальные утренние благословения – благодарность за различные дары, которыми Вс-вышний оделил человека: «Дарующий слепым зрение», «Одевающий нагих», «Освобождающий узников», «Распрямляющий согбенных», «Возвышающий сушу над водами», «Давший мне все необходимое», «Направляющий шаги человека», «Препоясывающий Израиль могуществом», «Венчающий Израиль великолепием», «Возвращающий силы усталому».

Завершаются утренние благословения следующей молитвой: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, прогоняющий сон с моих глаз и дремоту с моих век! И да будет угодно Тебе, Г-сподь, Б-г наш и Б-г отцов наших, наделить нас прилежанием в изучении Торы Твоей и усердием в исполнении заповедей Твоих; не допусти, чтобы мы совершали грехи, поступки и злодеяния, не посылай нам испытание и позор, да не возьмет в нас верх дурное начало, и отдали нас от дурного человека и от плохого товарища, и помоги нам следовать нашему доброму началу и совершать добрые дела, и подчини Себе нашу греховную природу. Да обретем мы сегодня и впредь милость, любовь и милосердие в глазах Твоих и в глазах всех видящих нас, и одари нас благодатной любовью! Благословен Ты, Г-сподь, одаривающий благодатной любовью народ Свой, Израиль!»


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.