История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2021-04-18 | 157 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Цель: проследить историю развития антропологии как науки.
Теоретические вопросы:
1. Раскройте историю понятия «антропология».
2. Охарактеризуйте идеи И. Канта, имеющие наибольшее значение для современного педагогического мировоззрения.
3. Обоснуйте актуальность антропологизации современной педагогики.
Работа в группах:
1 гр. В чем вы видите необходимость глобального подхода к человеку в педагогике?
2 гр. Объясните слова Б.М. Бим – Бада.
«Из природы ребенка исходят антропологи при решении всех проблем целей, сущности и путей воспитания и обучения».
3гр. Какое содержание вы вкладываете в понятие «педагогическое мировоззрение».
Инструкция: Допишите дифференциацию антропологического знания и раскройте значение каждого из них:
Философская
Антропология
Социальная
Подведение итогов
Вывод: Антропология – интегратор различных наук, занимающихся изучением человека.
Задания для самостоятельной работы.
1. Изучить раздел «Что такое педагогическая антропология?» из книги Б.М. Бим-Бада «Педагогическая антропология» и выделить:
а) цели и задачи педагогической антропологии;
б) методы исследования педагогической антропологии.
2.Подумайте: в изучении, каких вопросов нуждается педагогическая антропология?
Литература
1. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Учебное пособие. – М., 1998.
2. Емельянов Ю.Н. Введение в культурную антропологию: Учебное пособие. – СПб, 1992.
3. Фролов И.Т., Гуревич И.С. Человековедение // Человек.- 1994. - №4.
Занятие 2. Введение в педагогическую антропологию.
Цель: рассмотреть специфику педагогической антропологии как отрасли современного человековедения.
|
I. Теоретические вопросы:
1. История понятия «педагогическая антропология» и его современное толкование.
2. Предмет и задачи современной антропологии.
3. Связь педагогической антропологии с другими разделами педагогики.
4. Основные идеи и достижения педагогической антропологии.
II. Беседа по вопросам для самостоятельной работы (см. занятие 1).
III. Работа в группах:
1. Аргументируйте тезис: «Актуальность педагогической антропологии К.Д. Ушинского в наше время возрастает».
2. Прокомментируйте высказывание К.Д. Ушинского: «Мы не говорим педагогам: поступайте, так или иначе. Но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. Едва ли найдется хотя одна педагогическая мера, в которой нельзя было бы найти вредных и полезных сторон, и которая не могла бы дать в одном случае полезных результатов, в другом вредных, а в третьем никаких».
3. Прокомментируйте высказывание К.Д. Ушинского: «К обширному кругу антропологических наук принадлежат: анатомия, физиология, психология, логика, филология, география и др. Но неужели мы хотим, спросят нас, чтобы педагог изучал такое множество обширных наук, прежде чем приступить к изучению педагогики?». Предложите свой вариант ответа на данный вопрос.
IV. Вопросы на размышление:
а) что такое объект и предмет педагогики?
б) что такое предмет педагогической антропологии?
в) почему между объектом педагогики и ее предметом обязательно должна находиться педагогическая антропология?
Подведение итогов.
Вывод: Педагогической антропологии требовался «новый» педагог: не просто хорошо знающий определенную науку, но обладающий фундаментальными знаниями о человеке.
Задания для самостоятельной работы.
1. Разработайте модель личности учителя с учетом основных идей педагогической антропологии К.Д. Ушинского.
|
2. Подготовить сообщение:
а) «Ценность искусства для педагогической антропологии»;
б) «К.Д. Ушинский о природе человека».
Литература
1. Бим-Бад Б.М. педагогическая антропология: Учебное пособие. – М., 1998.
2. Емельянов Ю.Н. Введение в культурную антропологию: Учебное пособие. – СПб, 1992.
Занятие 3-4. Человек как предмет педагогической антропологии (семинар)
Цель: рассмотреть понятие «человек» с точки зрения педагогической антропологии; изучить основные видовые характеристики человека: дать современное представление о человеке.
I. Теоретические вопросы:
1..«Человек» как одно из основных понятий в педагогической антропологии.
2. Человек как живое биоэнергетическое существо. Значение человека в природе.
3. Как проявляется разумность человека. Сознание и самосознание человека.
4. Охарактеризуйте духовность человека.
5. Креативность человека и его «креативное поле».
6. «Голографическая» целостность человека (по А.С. Белкину, В.И. Максаковой).
7. Противоречивость как видовая особенность человека и ее формы проявления.
8. Как повлияло общественное бытие на видовые характеристики человека.
II. Выступления студентов с сообщениями.
Задания для самостоятельной работы.
1. Разведите понятие «человек», «личность», «индивидуальность».
2. Подготовить сообщение: «Ребенок как предмет анализа К.Д. Ушинского»
Литература
1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.
2. Вайман С. Человеческая личность в перипетиях диалога // Человек.- 1994. -№3.
3. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. – М., 1993.
4. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1990.
5. Ушинский К.Д. Человек как предмет педагогической антропологии // Педагогические сочинения: В 6 т. – М., 1990.- Т. 5,6.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!