Занятие 1. История развития антропологического знания в России и за рубежом. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Занятие 1. История развития антропологического знания в России и за рубежом.

2021-04-18 157
Занятие 1. История развития антропологического знания в России и за рубежом. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: проследить историю развития антропологии как науки.

Теоретические вопросы:

1. Раскройте историю понятия «антропология».

2. Охарактеризуйте идеи И. Канта, имеющие наибольшее значение для современного педагогического мировоззрения.

3. Обоснуйте актуальность антропологизации современной педагогики.

Работа в группах:

1 гр. В чем вы видите необходимость глобального подхода к человеку в педагогике?

2 гр. Объясните слова Б.М. Бим – Бада.

«Из природы ребенка исходят антропологи при решении всех проблем целей, сущности и путей воспитания и обучения».

3гр. Какое содержание вы вкладываете в понятие «педагогическое мировоззрение».

Инструкция: Допишите дифференциацию антропологического знания и раскройте значение каждого из них:

 

                  Философская

 


Антропология

                                   Социальная

 

Подведение итогов

Вывод: Антропология – интегратор различных наук, занимающихся изучением человека.

Задания для самостоятельной работы.

1. Изучить раздел «Что такое педагогическая антропология?» из книги Б.М. Бим-Бада «Педагогическая антропология» и выделить:

а) цели и задачи педагогической антропологии;

б) методы исследования педагогической антропологии.

2.Подумайте: в изучении, каких вопросов нуждается педагогическая антропология?

Литература

1. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Учебное пособие. – М., 1998.

2. Емельянов Ю.Н. Введение в культурную антропологию: Учебное пособие. – СПб, 1992.

3. Фролов И.Т., Гуревич И.С. Человековедение // Человек.- 1994. - №4.

 

Занятие 2. Введение в педагогическую антропологию.

Цель: рассмотреть специфику педагогической антропологии как отрасли современного человековедения.

I. Теоретические вопросы:

1. История понятия «педагогическая антропология» и его современное толкование.

2. Предмет и задачи современной антропологии.

3. Связь педагогической антропологии с другими разделами педагогики.

4. Основные идеи и достижения педагогической антропологии.

 

II. Беседа по вопросам для самостоятельной работы (см. занятие 1).

III. Работа в группах:

1. Аргументируйте тезис: «Актуальность педагогической антропологии К.Д. Ушинского в наше время возрастает».

2. Прокомментируйте высказывание К.Д. Ушинского: «Мы не говорим педагогам: поступайте, так или иначе. Но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. Едва ли найдется хотя одна педагогическая мера, в которой нельзя было бы найти вредных и полезных сторон, и которая не могла бы дать в одном случае полезных результатов, в другом вредных, а в третьем никаких».

3. Прокомментируйте высказывание К.Д. Ушинского: «К обширному кругу антропологических наук принадлежат: анатомия, физиология, психология, логика, филология, география и др. Но неужели мы хотим, спросят нас, чтобы педагог изучал такое множество обширных наук, прежде чем приступить к изучению педагогики?». Предложите свой вариант ответа на данный вопрос.

IV. Вопросы на размышление:

а) что такое объект и предмет педагогики?

б) что такое предмет педагогической антропологии?

в) почему между объектом педагогики и ее предметом обязательно должна находиться педагогическая антропология?

Подведение итогов.

Вывод: Педагогической антропологии требовался «новый» педагог: не просто хорошо знающий определенную науку, но обладающий фундаментальными знаниями о человеке.

Задания для самостоятельной работы.

1. Разработайте модель личности учителя с учетом основных идей педагогической антропологии К.Д. Ушинского.

2. Подготовить сообщение:

а) «Ценность искусства для педагогической антропологии»;

б) «К.Д. Ушинский о природе человека».

Литература

1. Бим-Бад Б.М. педагогическая антропология: Учебное пособие. – М., 1998.

2. Емельянов Ю.Н. Введение в культурную антропологию: Учебное пособие. – СПб, 1992.

Занятие 3-4. Человек как предмет педагогической антропологии (семинар)

Цель: рассмотреть понятие «человек» с точки зрения педагогической антропологии; изучить основные видовые характеристики человека: дать современное представление о человеке.

I. Теоретические вопросы:

1..«Человек» как одно из основных понятий в педагогической антропологии.

2. Человек как живое биоэнергетическое существо. Значение человека в природе.

3. Как проявляется разумность человека. Сознание и самосознание человека.

4. Охарактеризуйте духовность человека.

5. Креативность человека и его «креативное поле».

6. «Голографическая» целостность человека (по А.С. Белкину, В.И. Максаковой).

7. Противоречивость как видовая особенность человека и ее формы проявления.

8. Как повлияло общественное бытие на видовые характеристики человека.

II. Выступления студентов с сообщениями.

Задания для самостоятельной работы.

1. Разведите понятие «человек», «личность», «индивидуальность».

2. Подготовить сообщение: «Ребенок как предмет анализа К.Д. Ушинского»

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.

2. Вайман С. Человеческая личность в перипетиях диалога // Человек.- 1994. -№3.

3. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. – М., 1993.

4. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1990.

5. Ушинский К.Д. Человек как предмет педагогической антропологии // Педагогические сочинения: В 6 т. – М., 1990.- Т. 5,6.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.