Занятие 7. Пространство и время развития человека. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Занятие 7. Пространство и время развития человека.

2021-04-18 149
Занятие 7. Пространство и время развития человека. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: раскрыть роль персонального пространства и собственного времени в развитии человека.

I. Теоретические вопросы.

1. Взаимосвязь понятий «пространство» и «время».

2. Некоторые аспекты пространственно-временного существования и развития человека: природный, социальный (исторический), персональный (собственный).

3. Восприятие пространства и времени; персонального пространства и собственного времени.

4. Современные идеи ученых о пространственно-временном развитии (см. уч. В.И. Максаковой «Педагогическая антропология» с. 45-46.)

II. Выступление студентов с сообщениями по предложенной теме (см. зан.№7).

III. Защита программ по развитию детей определенного возраста.

IV. Обсуждение вопроса: «Почему нельзя торопить развитие ребенка?»

V. Коллективная работа с преподавателем по теме: «30 ошибок учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе», которые тормозят развитие ребенка.

VI. Подведение итогов.

Вывод: Человек взаимосвязан с пространством и временем своего бытия. Эта взаимосвязь сложна и противоречива. Ее результаты оказываются благотворны только при условии гармонических взаимоотношений человека с пространством и временем своего бытия, установление динамического равновесия своего внутреннего мира с пространством жизни человечества, психологическим временем других людей.

Задание для самостоятельной работы.

1. Изучить «Педагогические выводы из теоретического анализа проблемы развития человека» и сделать конспект (по учебнику В.И. Максаковой «Педагогическая антропология» с.46-47).

2. Изучить «Психологическую часть» работы К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Литература

1. Вернадский В.И. Пространство и время в живой и неживой природе. – М., 1975.

2. Гобричевский А.Г. Пространство и время // Вопросы философии. - 1994. - № 3.

3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа – Пресса, 1997.

4. Салов Ю.И., Тюников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология. – М., 2003. – 256 с.

 

Занятие 10. Культура как антропологический феномен.

Цель: рассмотреть понятие «культура» в узком и широком понимании, познакомить студентов с подходами исследователей к структуре культуры.

I. Теоретические вопросы.

1. Этимология понятия «культура».

2. История культуры.

3. Культура как явление. Гипотеза И.А. Ракитова.

4. Вертикальные и горизонтальные линии культуры:

а) информационный пласт культуры;

б) технологический пласт культуры;

в) аксеологический пласт культуры.

II. Работа в группах. Обсуждение вопросов.

1. Обоснуйте тезис: культура – содержание жизни человека.

2. Что вы понимаете под словосочетаниями «педагогическая культура» и «культура общения».

3. Как вы думаете, почему культуру можно рассматривать как противоречивое и целостное явление?

III. Обсуждение предложенных заданий.

IV. Коллективная работа.

Основная идея педагогической деятельности состоит в формировании культуры подрастающего поколения. Вспомните, из своей школьной жизни: как эта задача решалась вашими педагогами? (Воспоминания студентов).

V. Подведение итогов.

Вывод: культура – это совокупность осмысленной творческой деятельности людей, многофункциональная система, вбирающая в себя разнообразные аспекты человеческой деятельности.

Литература

1. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. – М.: Изд. УРАО, 1998.-576 с.

2. Петрова О.Г. Культурология. – М., 2000.

3. Ракитов И.А. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: Пример России \\ вопросы философии. – 1994. - №4

 

Занятие 11. Культура и человек.

Цель: рассмотреть роль культуры в жизни человека и основные функции человека в культуре.

I. Теоретические вопросы.

1. Культура как условие развития человека.

2. Что такое субкультура? Значение субкультуры для подростка.

3. Типы культур: префигуративный, конфигуративный, постфигуративный.

4. Функции человека в культуре.

5. Условия оптимального взаимодействия человека и культуры.

6. Каковы взаимоотношения культуры и ребенка.

II. Практическая работа.

а) Представьте схематично «культуру человека» по А.Г. Асмолову, пользуясь теоретическим материалом с учебника В.И. Максаковой «Педагогическая антропология» (стр. 58-59);

б) Предложите свой вариант содержания культуры, которыми в ходе воспитания и обучения должен овладеть, рожденный в первобытном племени младенец, с первых дней жизни оказавшийся в нашей стране, чтобы вырасти таким же ее гражданином, как и мы с вами.

III. Выступления студентов по теме: «Базовая культура личности».


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.