Занятие 5. Ребенок как человек. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Занятие 5. Ребенок как человек.

2021-04-18 173
Занятие 5. Ребенок как человек. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: охарактеризовать видовые особенности присущие человеку с самого рождения, рассмотреть пути реализации антропологического подхода в учебно-воспитательном процессе.

I.Беседа по вопросам.

1. Охарактеризуйте ребенка как биоэнергетическое существо.

2. Назовите особенности человеческого организма и их проявления в детском возрасте.

3. Как проявляется духовность и креативность ребенка.

II. Выступление студентов по предложенным темам сообщений.

III. Рассказ преподавателя с элементами беседы «Грамотное антропологическое отношение к ребенку – основа гуманистических педагогических систем».

IV. Решение педагогических задач.

V. Работа в группах.

Инструкция: Продолжите фразу.

«Ребенок» - это синоним к слову «человек». Ребенок – это…

Студенты предлагают свои варианты ответов.

    Таким образом, ребенок – это космобиопсихосоциокультурное, пластическое существо, находящееся в интенсивном развитии, имеющее относительно богатую духовную жизнь. Для педагогической антропологии важно не только знание отдельных особенностей детства, но понимание того, что природа ребенка делает его чрезвычайно чувствительным, отзывчивым на воздействия воспитания, окружающей среды.

Литература.

1. Генецианский В.И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологи. //Советская педагогика. –1991. -№9.

2. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. – М., 1992.

3. Природа в зеркале автобиографии: Учебное пособие по педагогической антропологии /Под ред. Б.М. Бим-Бада, О.Е. Кошелевой. – М., 1998.

 

    Занятие 6. Филогенез и онтогенез человека.

Цель: охарактеризовать филогенез и онтогенез человека: выявить особенности различных концепций человека.

I. Теоретические вопросы.

1. Охарактеризуйте понятия:

а) «эволюция» и «филогенез»;

б) «развитие» и «онтогенез», «становление».

2. Филогенез человека. Основные этапы перестройки эволюционного процесса в развитии человека.

3. Онтогенез и его роль в развитии человека.

4. Анализ различных концепций онтогенеза:

а) биогенетическая                б) социогенетическая

в) персоналистская                  г) историко-эволюционная.

II. Работа по группам.

Вопросы на размышление и обсуждение.

1. Проанализируйте отличия различных объяснительных ориентаций процесса развития.

2. Обоснуйте адекватность историко-эволюционной концепции предмету и объекту педагогической антропологии.

3. Объясните биогенетический закон Геккеля и Мюллера «Онтогенез есть краткое повторение филогенеза».

III. Обсуждение ответов и подведение итогов.

IV. Рассказ преподавателя по теме: «Витагенный опыт ребенка».

Для преобразования и воспроизводства ребенком культуры и себя самого, важное значение имеет богатство его жизненного опыта и генетически заданные ему программы, а также его органические особенности. Но влияние тех и других преломляются и осуществляются через образ окружающей жизни. Образ жизни окружающего ребенка социально-предметного мира представляет ему потенциальные возможности для развития. Реализуются же эти возможности в той мере, в какой сам ребенок воспринимает ценности, нормы, мотивы, выработанные обществом как субъективно значимые, как цель, ради которой он живет. Свой образ окружающего, своя система отношений и ценностей складываются у ребенка в процессе совместного с другими, прежде всего взрослыми людьми, бытие через способы осуществления человеческого содействия.

V. Подведение итогов.

    Таким образом, онтогенез человека рассматривается как процесс, органически связанный с его общественным существованием, но невозможный без собственной активности человека, без осознания мира и самоосознания.

Задания для самостоятельной работы.

1. Подготовить сообщение: «Педагогическая стратегия, оптимально способствующая развитию ребенка».

2. Разработайте программу развития детей определенного возраста, учитывая специфику этого возраста.

3. Подумайте и ответьте на вопрос: Почему нельзя торопить развитие ребенка? Приведите примеры.

Литература

1. Блонский П.П. Педология. – М., 1999.

2. Бружлинский А.В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности // Психологический журнал. – 1994. –Т.15. -№ 3.

3. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. – СПб., Изд. «Лано», 1997.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.