Теория и методика журналистского творчества — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Теория и методика журналистского творчества

2020-12-08 168
Теория и методика журналистского творчества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Считается общепризнанным, что понятием «творчество» обо­значается способность человека создавать новое – то, чего не было. Считается, что такая способность дана не каждому. Ученые утверждают, что способность человека к творчеству связана с творческой силой Вселен­ной, которая проявляется на различных ступенях эволюции по-разному. Человек несет в себе это свойство в формах, присущих ему как биологическому виду. Действительно, разные люди обладают творчеством в раз­ной мере. Однако в принципе создавать новые объекты вещественно-энергетической или информационной природы дано всем.

Предметы вещественно-энергетической природы представляют собой объекты, удовлетворяющие материальные потребности человека и состоящие из вещества и энергии (например, стол, шкафы, стулья, электрическая проводка).

Предметы информационной природы – подшивки газет, книги, кассеты с диктофонными записями – служат удовлетворению информационных потребностей челове­ка, и вещество здесь – лишь своего рода «упаковка» для инфор­мации.

Впрочем, в данном случае «информация» – неточное слово. Правильнее сказать: упаковка для информационных продуктов. Дело в том, что с помощью различных систем знаков и разных материалов человек научился улавливать сигнальные сообщения окружающей действительности, объединяемые понятием «инфор­мация», и обогащать за счет «внутренних резервов», перерабаты­вая их сообразно своим нуждам и возможностям. Иначе говоря, научился создавать из исходной информации новые реалии – инфор­мационные продукты. Они служат людям каждый по-своему, вы­глядят неодинаково, но в главном едины: при определенных условиях они оказываются способными передать заинтересованно­му лицу некое содержание для ума, души, чувств и в той или иной мере повлиять на него, изменить его состояние.

Следует обратить внимание, что нельзя отождествлять понятия «информация» и «информа­ционный продукт». Информация – это проявление сигнальной связи управляю­щего характера, которая объективно существует между всеми предметами реального мира и на уровне живой природы рас­шифровывается получателем сигнала как сведения, диктующие ему изменение поведения.

В связи с этим у информации не бывает качества. Она либо есть, либо отсутствует: в случае, когда возникают помехи, связь между отправителем и получателем информационных сигналов распадается.

Информационный продукт есть дело мозга и рук человека, результат переработки и обогащения полученной им информа­ции, в котором неизбежно отражается уровень креативности – творческих возможностей его создателя. Таким образом, у информационного продукта есть качество.

Творческими людьми называют тех, кто способен не только наиболее чутко и полно улавливать сообщения из мира, но и превращать их в нечто новое за счет своих внутренних ресурсов. Это нечто мо­жет быть объективно новым – тем, чего раньше не существовало, чей потенциальный смысл еще никем не был постигнут и развер­нут. Но может быть новым и субъективно – таким, что уже есть в реальности, однако данным человеком создано впервые, сотворе­но усилиями его собственного мозга, собственной души. В этом смысле «изобретать велосипед» – тоже акт творчества, проявле­ние способности творить (если, конечно, речь именно об изобре­тении, а не о копировании, не о «сборке по образцу»).

Исходя из всего вышесказанного, творчество – это фе­номенальное свойство человека чутко улавливать потенциаль­ные смыслы мира и претворять их в реальность с помощью соб­ственного потенциала, особых умений и средств. Это свойство обнаруживает себя уже в первые месяцы жизни человека и пронизывает в дальнейшем все ее формы – игру, уче­ние, труд.

Не существует при­боров, которые позволили бы получить целостную и неопровер­жимую картину того, как происходит акт творчества. Однако несомненно, что творчество представляет собой сложнейший пси­хологический процесс, в который включены все сферы личности (интеллект, эмоции, воля) и уровни психики (подсознание, сознание, надсознание).

Остановимся на рассмотрении понятий «подсознание» и «надсозна­ние», требующих специального толкования.

Словом «подсознание» обозначается такой уровень психики, где информация перерабатывается, либо не проходя через сознание, либо после того, как на уровне сознания операции ее переработки дошли до автоматизма, стали настолько привычными, что отпала необходимость в контроле за ними со стороны сознания (например, письмо или чтение).

Понятием же «надсознание» обозначается уровень психики, который направляет целостное поведение личности на решение новых жизненных задач, и опять-таки относительно независимо от сознательно-волевых усилий. Для творчества этот уровень психи­ки чрезвычайно важен. Доктор психологических наук Павел Васильевич Симонов интерпретировал надсознание как механизм творческой интуиции, посредством которого на базе рекомбинации прежних впечатлений как бы внезапно возникает целостное видение новых, не существовавших прежде образов и формируется готовность человека к их реализации. Под рекомби­нацией имеется в виду воссоединение тех или иных элементов дей­ствительности, отраженных психикой человека, на новой основе, в новых связях и отношениях.

Однако только к работе надсознания творческий процесс не сводится – в него вовлечены все уровни психики. Причем интересно вот что: по наблюдениям психологов, интен­сивнее всего он становится, когда мозг человека «эмоционально активирован», а потребность в решении творческой задачи очень велика. В подобных ситуациях поиск решения становится непре­рывным, он идет даже во сне.

Создание продуктов вещественно-энергетической и информационной природы связано с мыслительными образами, возникшими в контакте с окружающим миром. Пред­ставляя собой, результат переработки, перекомбинации поступив­ших из него информационных сигналов, эти образы играют роль информационных программ и вызывают внутренние побуждения к действию – своего рода команды. Во всех случаях творчества сначала, на уровне нашей психики, возникает целостный или фрагментарный, отчетливый или смутный образ предмета потребности – не объек­тивированный еще информационный продукт, который становится целью деятельности. Он может существовать в виде слова или пред­ставления (зрительного, слухового, тактильного), но по сути этот образ всегда – опережающая модель будущего результата деятель­ности, становящаяся ее целью и направляющая весь творческий процесс. Так что предметы материального мира в исходном их ва­рианте всегда есть продукт творчества, прошедший стадию ин­формационного бытия.

Обратим внимание еще на одно интересное обстоятельство. При создании и продуктов материальных, и продуктов информационных деятельность в обязательном порядке включает в себя и материальную, и духовную составляющие. Объяснение этому на языке науки звучит так: деятельность человека есть един­ство информационно-управляющих и вещественно-энергетических процессов, причем и те, и другие опосредованы, т. е. включают в себя использование орудий деятельности – знакового и веществен­но-энергетического инструментария. Но вот направленность дея­тельности и соотношение объема этих процессов при создании материальных продуктов и продуктов информационных существен­но различаются. Причем речь в данном случае идет уже не только о творчестве, но и о репродуктивной деятельности. Возникает вопрос: а что такое репродуктивная деятельность?

Буквально репродукция – это воспроизведение. Она формируется в ответ на потребность общества в умножении, тиражировании продуктов творчества. Ска­жем, изобретено колесо, но ведь одним его экземпляром не обой­дешься, нужны десятки, сотни, тысячи колес. Вот и появилось массовое их производство – один из видов репродуктивной дея­тельности, призванной многократно воспроизводить, тиражиро­вать продукты, появляющиеся в результате творчества.

Разница между репродуктивной и творческой деятельностью существенная. Цель репродуктивной деятельность заключается в том, что она всегда представ­ляет собой образ уже существующего предмета, произведения, которое требуется размножить. Так строятся дома по типовому проекту, сходят с конвейера автомашины, выпускаются авторуч­ки. А цель творчества для человека всякий раз – ориентация на то, чего не было, она окончательно складывается в самом его процес­се и поначалу заявляет о себе как задача, у которой нет решения, вызывая активность, направленную на поиск. Такой поиск – на­чальная стадия любого акта творчества, когда осознанно или нео­сознанно идет накопление информации, формирующей представ­ление о некоем потенциальном смысле. На этой основе и возника­ет конкретный замысел, мысленное предвосхищение результата деятельности – ее цель. И когда эта цель открывается внутреннему зрению творца, он оказывается в ее власти. Начинается стадия воп­лощения замысла, которая субъективно переживается как «слад­кие муки творчества». Тут уж не обойтись без напряженных уси­лий, больших энергетических затрат, сопутствующих этому этапу, даже если он выглядит как спокойное сидение за компьютером.

Однако между творчеством и репродуктивной деятельнос­тью есть связь: они обладают способнос­тью как бы проникать друг в друга, инициировать друг друга.

Твор­чество характеризуется тем, что способно делать повторяющееся уникальным. Даже в случаях, когда цель задается мастеру обстоя­тельствами или людьми, он преобразует ее таким образом, что она воплощается в невиданный результат. И в то же время найти «чистое творчество» практически невозможно. Ни один творчес­кий процесс не обходится без «вкраплений» в него репродуктив­ной деятельности. И она тоже всегда содержит возможность но­вых, усовершенствованных решений.

Можно сказать, что любая разновидность творчества сориен­тирована на потенциальные смыслы, характерные именно для нее и образующие в совокупности ее собственное пространство твор­ческого поиска. Оно имеет свои метки – репродуктивные, повто­ряющиеся элементы будущих новых реалий. В науке они названы порождающими моделями творчества. Для человека, связавшего свою судьбу с определенным видом творчества, такая порождающая модель становится ориентиром в творческом поиске, направляя его к созданию соответствующего продукта.

Возникает вопрос: можно ли творчеству научиться?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует оп­ределить социальную суть творчества: это труд, направленный на создание существенно нового продукта, который отвечает матери­альным или духовным потребностям людей. Отсюда особая слож­ность трудового процесса, взгляд на творчество как на высшую форму труда.

В развитом обществе творчество, как и всякий труд, приобре­тает специализированный характер. Что это означает?

У человека множество потребностей. Общество имеет их еще больше. Развитие, диффе­ренциация системы потребностей – непрерывны. Чтобы получать определенные предметы для их удовлетворения, оказываются не­обходимыми соответствующие области творчества. И они возника­ют, оформляясь в конкретные социальные институты – организа­ции, объединения, учреждения. Все эти области подчинены об­щим закономерностям творчества, и тем объединены. Но в каждой из них действуют и собственные законы, а это их разделяет, сооб­щает им специфику. Она отражается в представлениях людей о некоторых общих признаках, характерных чертах продуктов того или иного вида твор­чества.

Складываются подобные представления стихийно, и роль их в становлении человеческой личности весьма существенна: на пер­вых этапах развития они выступают как побуждение к выбору своего творческого пространства. Но и для общества в целом эти представления имеют большое значе­ние: в процессе разделения труда, специализации творчества они совершенствуются на базе формирующегося научного знания, уточ­няются и постепенно осознаются как порождающие модели того или иного вида творческой деятельности, поддающиеся освоению. В сознании профессионалов они образуют своего рода основу для творческого процесса и одновременно представляют собой понимание того, что надо идти определенным курсом. Потому и выходят из-под кисти художника живописные полотна, из-под резца скульптора изваяния, а инженерные проекты превращаются в машины. Именно потому и у журналиста результат труда – журналистское произведение.

Стоит учитывать, однако, что в порождающих моделях таится и некая опасность для творчества – стандартизация. Люди, не оза­боченные развитием своего творческого потенциала, подвергают­ся ей часто.

И все-таки употребление слова «ремесленник» в таких ситуа­циях представляется несколько некорректным. Ведь понятие «ремесло» родилось в сфере материального производства и обозначает изготовление изделий ручным, кустарным способом, в большинстве случаев – индивидуально. Такое производство не исключает творческих решений. В то же время оно предпола­гает знание дела, т. е. способность хорошо выполнять репродуктив­ные элементы деятельности, ориентированные на копирование уже существующих продуктов, в соответствии с социальным заказом на их тиражирование. Это и дало путевку в жизнь переносному смыслу понятия «ремесло»: умение действовать на основе уже су­ществующих решений. Иначе говоря, слово «ре­месло» фактически стало синонимом понятия «репродуктивная деятельность». Но ведь мы уже разобрались: любой вид творчества в той или иной степени включает в себя репродуктивное начало. Все дело в том, как соотносятся репродуктивное и творческое в самой разновидности творческой деятельности и в мотивации творца.

На основе представленного выше материала мы можем ответить на вопрос о том, можно ли научить мастерству, так: творчеству научить нельзя, но можно научить профессиональному способу той или иной творческой деятельности.

В развитом обществе все области творческой деятельности су­ществуют в двух формах: любительской и профессиональной. Рожда­ется любое творчество как любительское. Это первая фаза его су­ществования, исходная форма организации. Она отмечена тем, что творческая деятельность осуществляется вне рамок каких-либо должностных обязанностей, без специальной подготовки и жест­кой ответственности за качество результата. Область ее выбирается человеком стихийно, в зависимости от склонностей, в которых проявляет себя характер задатков личности.

Творчество же профессиональное формируется на базе люби­тельского в процессе разделения труда. Оно характеризуется тем, что становится для человека основным родом занятий, протекает в рамках сотрудничества с определенной профессиональной общ­ностью, связано с исполнением соответствующих обязанностей и с ответственностью за качество результата. И тут уж возникает необходимость в специальной подготовке.

Творчество любительское отличается от про­фессионального следующим: первое представляет собой сти­хийное следование закономерностям данного вида деятельности, тогда как второе основывается на закрепленном в профессиональ­ной установке сознательном изучении этих закономерностей и стрем­лении следовать им.

Однако с возникновением профессионального творчества лю­бительское вовсе не отмирает. Оно живет параллельно: его проду­цирует творческая природа человека. И нередки ситуации, когда из любителей вырастают классики, а иные профессионалы не вы­держивают сравнения с любителями средней руки. Отсюда вывод: если человек с хорошо обозначенными задат­ками попадает в благоприятные обстоятельства, в творческое ок­ружение, он может стихийно и достаточно глубоко освоить способ того или иного вида творчества, сформировать себя как личность, пригодную к данной сфере деятельности. В этом случае професси­оналы охотно принимают его в свою среду. В то же время человек, выбравший то или иное занятие своей профессией, может по раз­ным причинам не освоить способ деятельности про­фессионально, даже получив документ об образовании. И это обо­рачивается тем, что профессиональная общность отторгает его, не принимает в коллеги. Подобные процессы весьма болезненны.

Готов­ность к успешной деятельности определяется, прежде всего, таки­ми моментами:

– степенью точности представлений об общественной роли
профессии и устойчивых характеристиках произведений данного вида творчества, а также его способе;

– мерой развитости способностей и личностных качеств, со­ответствующих данному виду творчества;

– наличием умений и навыков, необходимых для решения
основных и второстепенных творческих задач;

– богатством общего творческого потенциала личности, во
многом зависящего от уровня ее социального, интеллекту­ального, нравственного развития;

– устойчивостью и качеством профессиональной мотивации
деятельности.

Все это более или менее отчетливо проявляется, как только человек оказывается на практике и начина­ет самостоятельную творческую жизнь среди профессионалов.

Надо иметь в виду, что есть три его ступени профессионализма. Первая – обученностъ. Это такой уро­вень освоения профессии, при котором процесс творческой дея­тельности идет успешно, когда надо решать принципиально зна­комые задачи и потому можно обойтись в основном использова­нием уже известных приемов и средств. Источником новизны продукта оказывается в таких случаях предмет творческой деятель­ности. Новизна предмета неизбежно осваивается человеком и от­ражается в цели акта творчества, а значит, воплощается в продукт.

Вторая ступень профессионализма – умелость. Ее отличает спо­собность человека решать новые творческие задачи на базе освоен­ных приемов, методов, нередко – в новых условиях. Здесь новизна продукта достигается уже не только за счет предмета деятельнос­ти: в цели творческого акта отражаются и новые задачи, и новые условия, формируя ее новые черты.

Высшее проявление профессионализма – мастерство. Эта сту­пень представляет собой свободное парение в профессии, когда специалист достигает максимума в развитии своих творческих по­тенций и оказывается способным к дальнейшему совершенствова­нию самого способа данного вида творчества. Ему по плечу любые творческие задачи, он в состоянии обогащать средства деятельно­сти, формировать новые методы. Естественно, что новизна резуль­тата творчества становится максимальной. При этом далеко не все, что предлагает мастер, принимается современниками.

В журналистике тоже есть такие примеры. Скажем, сколько дискуссий было в 50-х годах 20 века вокруг «Комсомолки» по поводу «кричащего оформления» номеров и «яканья» журнали­стов! А сегодня этим никого не удивишь. Но время рождает новые дискуссии. Прогресс высоких информационно-коммуникационных технологий ставит в повестку дня вопрос о путях развития журна­листики, и это актуализирует давние споры о правомерности под­хода к ней как творческой деятельности. Современная наука о сред­ствах массовой информации, концентрируя внимание на комму­никативных аспектах деятельности СМИ, творческие ее аспекты оставляет в тени. Это невольно способствует распространению взгля­дов, отрицающих творческую природу журналистики. Как след­ствие, возникает тенденция к снижению качества информацион­ных продуктов, предлагаемых системой СМИ обществу. Между тем есть все основания даже в маленькой журналистской заметке ви­деть продукт творчества.

Подумаем: что представляет собой в принципе эта маленькая заметка? Она появляется в информационных каналах общества, потому что несет в себе новость, т. е. сообщает о каком-то суще­ственном для людей изменении действительности. Тем самым она удовлетворяет весьма важную их потребность – знать, что проис­ходит в мире, чтобы вести себя соответственно. Как, какими сред­ствами пользуется журналист, создавая текст, – это вопрос качества. Принципиально же сообщение о новости есть появление в информационной картине дня, необходимой человеку и челове­честву для уверенной социальной ориентации, нового звена, но­вой клеточки, рождение которой – вовсе не автоматическое отра­жение происходящего. Убедимся в этом на конкретном примере. Вот короткое сообщение, опубликованное «Комсо­мольской правдой»:

 

ВПЕРВЫЕ В МИРЕ АВТОМОБИЛЬ ПРЕОДОЛЕЛ СКОРОСТЬ ЗВУКА!

1229,77 км/ч – с такой скоростью промчался по пусты­не в американском штате Невада британский автогонщик Энди Грин, став первым в мире человеком на планете, кото­рому удалось преодолеть звуковой барьер на земле. Автомобиль Thrust SSC разгонялся по пустыне реактивным двигателем от «Роллс-Ройса». Главной задачей конструкторов чуда-автомобиля было не столько обеспечение мощности двигателя, сколько удержание его на поверхности земли.

 

Как видим, оригинальностью подачи этот текст не отличается. И, тем не менее, как продукт деятельности он характеризуется новизной: до сих пор в фондах общества данных сведений не со­держалось. Не зря материалу предпослана рубрика «Сенсация». Очевидно, что новизна здесь достигается за счет предмета пове­ствования. В качестве такового выступает принципиально изменя­ющаяся ситуация в автомобилестроении. Автор приводит в сооб­щении четыре факта, демонстрирующих это изменение:

– британский автогонщик Энди Грин промчался по пустыне
в американском штате Невада со скоростью 1229,77 км/ч;

– автомобиль Thrust SSC разгонялся реактивным двигателем
от «Роллс-Ройса»;

– Грин стал первым человеком, которому удалось преодолеть
звуковой барьер на земле;

– конструкторы чудо-автомобиля видели свою главную зада­чу в том, чтобы удержать его на поверхности земли.

И без развернутых пояснений понятно, что в реальности ситу­ация к четырем данным фактам не сводится. Она включает в себя и массу других, объединенных самыми разными связями: событию в Неваде предшествовала большая работа конструкторов, участников производства и сборки автомобиля, организаторов испытания и т. п. Однако в тексте о них речи нет, сообщение не есть зеркаль­ное отражение реальности. Налицо результат получения и перера­ботки сведений о действительных событиях. Причем переработки, определенным образом ориентированной – так что в итоге появ­ляется именно заметка, несущая в себе новость. Но мы уже видели: по­добная переработка первичной информации, приводящая к появ­лению нового фрагмента реального мира, и образует внутреннюю сторону любого творческого процесса, всегда в большей или мень­шей степени сопряженного с репродуктивной деятельностью. Осо­бенность в нашем случае обусловлена тем, что максимум творчес­ких усилий автора направлен на выявление и вычленение новости как предмета сообщения в наиболее существенных ее связях.

 

Вопросы для самопроверки

Что такое творчество?

Как проявляется творчество в журналистской деятельности?

Чем характеризуется репродуктивная деятельность журналиста?

Как связаны творчество и репродуктивная деятельность в журналистской работе?

Можно ли научиться творчеству?

В каких формах существует творческая деятельность?

Чем творчество любительское отличается от творчества профессионального?

По каким критериям определяется готовность к успешной деятельности?

Какие ступени профессионализма вам известны? Охарактеризуйте их.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.