Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2020-12-08 | 168 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Считается общепризнанным, что понятием «творчество» обозначается способность человека создавать новое – то, чего не было. Считается, что такая способность дана не каждому. Ученые утверждают, что способность человека к творчеству связана с творческой силой Вселенной, которая проявляется на различных ступенях эволюции по-разному. Человек несет в себе это свойство в формах, присущих ему как биологическому виду. Действительно, разные люди обладают творчеством в разной мере. Однако в принципе создавать новые объекты вещественно-энергетической или информационной природы дано всем.
Предметы вещественно-энергетической природы представляют собой объекты, удовлетворяющие материальные потребности человека и состоящие из вещества и энергии (например, стол, шкафы, стулья, электрическая проводка).
Предметы информационной природы – подшивки газет, книги, кассеты с диктофонными записями – служат удовлетворению информационных потребностей человека, и вещество здесь – лишь своего рода «упаковка» для информации.
Впрочем, в данном случае «информация» – неточное слово. Правильнее сказать: упаковка для информационных продуктов. Дело в том, что с помощью различных систем знаков и разных материалов человек научился улавливать сигнальные сообщения окружающей действительности, объединяемые понятием «информация», и обогащать за счет «внутренних резервов», перерабатывая их сообразно своим нуждам и возможностям. Иначе говоря, научился создавать из исходной информации новые реалии – информационные продукты. Они служат людям каждый по-своему, выглядят неодинаково, но в главном едины: при определенных условиях они оказываются способными передать заинтересованному лицу некое содержание для ума, души, чувств и в той или иной мере повлиять на него, изменить его состояние.
|
Следует обратить внимание, что нельзя отождествлять понятия «информация» и «информационный продукт». Информация – это проявление сигнальной связи управляющего характера, которая объективно существует между всеми предметами реального мира и на уровне живой природы расшифровывается получателем сигнала как сведения, диктующие ему изменение поведения.
В связи с этим у информации не бывает качества. Она либо есть, либо отсутствует: в случае, когда возникают помехи, связь между отправителем и получателем информационных сигналов распадается.
Информационный продукт есть дело мозга и рук человека, результат переработки и обогащения полученной им информации, в котором неизбежно отражается уровень креативности – творческих возможностей его создателя. Таким образом, у информационного продукта есть качество.
Творческими людьми называют тех, кто способен не только наиболее чутко и полно улавливать сообщения из мира, но и превращать их в нечто новое за счет своих внутренних ресурсов. Это нечто может быть объективно новым – тем, чего раньше не существовало, чей потенциальный смысл еще никем не был постигнут и развернут. Но может быть новым и субъективно – таким, что уже есть в реальности, однако данным человеком создано впервые, сотворено усилиями его собственного мозга, собственной души. В этом смысле «изобретать велосипед» – тоже акт творчества, проявление способности творить (если, конечно, речь именно об изобретении, а не о копировании, не о «сборке по образцу»).
Исходя из всего вышесказанного, творчество – это феноменальное свойство человека чутко улавливать потенциальные смыслы мира и претворять их в реальность с помощью собственного потенциала, особых умений и средств. Это свойство обнаруживает себя уже в первые месяцы жизни человека и пронизывает в дальнейшем все ее формы – игру, учение, труд.
|
Не существует приборов, которые позволили бы получить целостную и неопровержимую картину того, как происходит акт творчества. Однако несомненно, что творчество представляет собой сложнейший психологический процесс, в который включены все сферы личности (интеллект, эмоции, воля) и уровни психики (подсознание, сознание, надсознание).
Остановимся на рассмотрении понятий «подсознание» и «надсознание», требующих специального толкования.
Словом «подсознание» обозначается такой уровень психики, где информация перерабатывается, либо не проходя через сознание, либо после того, как на уровне сознания операции ее переработки дошли до автоматизма, стали настолько привычными, что отпала необходимость в контроле за ними со стороны сознания (например, письмо или чтение).
Понятием же «надсознание» обозначается уровень психики, который направляет целостное поведение личности на решение новых жизненных задач, и опять-таки относительно независимо от сознательно-волевых усилий. Для творчества этот уровень психики чрезвычайно важен. Доктор психологических наук Павел Васильевич Симонов интерпретировал надсознание как механизм творческой интуиции, посредством которого на базе рекомбинации прежних впечатлений как бы внезапно возникает целостное видение новых, не существовавших прежде образов и формируется готовность человека к их реализации. Под рекомбинацией имеется в виду воссоединение тех или иных элементов действительности, отраженных психикой человека, на новой основе, в новых связях и отношениях.
Однако только к работе надсознания творческий процесс не сводится – в него вовлечены все уровни психики. Причем интересно вот что: по наблюдениям психологов, интенсивнее всего он становится, когда мозг человека «эмоционально активирован», а потребность в решении творческой задачи очень велика. В подобных ситуациях поиск решения становится непрерывным, он идет даже во сне.
Создание продуктов вещественно-энергетической и информационной природы связано с мыслительными образами, возникшими в контакте с окружающим миром. Представляя собой, результат переработки, перекомбинации поступивших из него информационных сигналов, эти образы играют роль информационных программ и вызывают внутренние побуждения к действию – своего рода команды. Во всех случаях творчества сначала, на уровне нашей психики, возникает целостный или фрагментарный, отчетливый или смутный образ предмета потребности – не объективированный еще информационный продукт, который становится целью деятельности. Он может существовать в виде слова или представления (зрительного, слухового, тактильного), но по сути этот образ всегда – опережающая модель будущего результата деятельности, становящаяся ее целью и направляющая весь творческий процесс. Так что предметы материального мира в исходном их варианте всегда есть продукт творчества, прошедший стадию информационного бытия.
|
Обратим внимание еще на одно интересное обстоятельство. При создании и продуктов материальных, и продуктов информационных деятельность в обязательном порядке включает в себя и материальную, и духовную составляющие. Объяснение этому на языке науки звучит так: деятельность человека есть единство информационно-управляющих и вещественно-энергетических процессов, причем и те, и другие опосредованы, т. е. включают в себя использование орудий деятельности – знакового и вещественно-энергетического инструментария. Но вот направленность деятельности и соотношение объема этих процессов при создании материальных продуктов и продуктов информационных существенно различаются. Причем речь в данном случае идет уже не только о творчестве, но и о репродуктивной деятельности. Возникает вопрос: а что такое репродуктивная деятельность?
Буквально репродукция – это воспроизведение. Она формируется в ответ на потребность общества в умножении, тиражировании продуктов творчества. Скажем, изобретено колесо, но ведь одним его экземпляром не обойдешься, нужны десятки, сотни, тысячи колес. Вот и появилось массовое их производство – один из видов репродуктивной деятельности, призванной многократно воспроизводить, тиражировать продукты, появляющиеся в результате творчества.
Разница между репродуктивной и творческой деятельностью существенная. Цель репродуктивной деятельность заключается в том, что она всегда представляет собой образ уже существующего предмета, произведения, которое требуется размножить. Так строятся дома по типовому проекту, сходят с конвейера автомашины, выпускаются авторучки. А цель творчества для человека всякий раз – ориентация на то, чего не было, она окончательно складывается в самом его процессе и поначалу заявляет о себе как задача, у которой нет решения, вызывая активность, направленную на поиск. Такой поиск – начальная стадия любого акта творчества, когда осознанно или неосознанно идет накопление информации, формирующей представление о некоем потенциальном смысле. На этой основе и возникает конкретный замысел, мысленное предвосхищение результата деятельности – ее цель. И когда эта цель открывается внутреннему зрению творца, он оказывается в ее власти. Начинается стадия воплощения замысла, которая субъективно переживается как «сладкие муки творчества». Тут уж не обойтись без напряженных усилий, больших энергетических затрат, сопутствующих этому этапу, даже если он выглядит как спокойное сидение за компьютером.
|
Однако между творчеством и репродуктивной деятельностью есть связь: они обладают способностью как бы проникать друг в друга, инициировать друг друга.
Творчество характеризуется тем, что способно делать повторяющееся уникальным. Даже в случаях, когда цель задается мастеру обстоятельствами или людьми, он преобразует ее таким образом, что она воплощается в невиданный результат. И в то же время найти «чистое творчество» практически невозможно. Ни один творческий процесс не обходится без «вкраплений» в него репродуктивной деятельности. И она тоже всегда содержит возможность новых, усовершенствованных решений.
Можно сказать, что любая разновидность творчества сориентирована на потенциальные смыслы, характерные именно для нее и образующие в совокупности ее собственное пространство творческого поиска. Оно имеет свои метки – репродуктивные, повторяющиеся элементы будущих новых реалий. В науке они названы порождающими моделями творчества. Для человека, связавшего свою судьбу с определенным видом творчества, такая порождающая модель становится ориентиром в творческом поиске, направляя его к созданию соответствующего продукта.
Возникает вопрос: можно ли творчеству научиться?
Чтобы ответить на этот вопрос, следует определить социальную суть творчества: это труд, направленный на создание существенно нового продукта, который отвечает материальным или духовным потребностям людей. Отсюда особая сложность трудового процесса, взгляд на творчество как на высшую форму труда.
|
В развитом обществе творчество, как и всякий труд, приобретает специализированный характер. Что это означает?
У человека множество потребностей. Общество имеет их еще больше. Развитие, дифференциация системы потребностей – непрерывны. Чтобы получать определенные предметы для их удовлетворения, оказываются необходимыми соответствующие области творчества. И они возникают, оформляясь в конкретные социальные институты – организации, объединения, учреждения. Все эти области подчинены общим закономерностям творчества, и тем объединены. Но в каждой из них действуют и собственные законы, а это их разделяет, сообщает им специфику. Она отражается в представлениях людей о некоторых общих признаках, характерных чертах продуктов того или иного вида творчества.
Складываются подобные представления стихийно, и роль их в становлении человеческой личности весьма существенна: на первых этапах развития они выступают как побуждение к выбору своего творческого пространства. Но и для общества в целом эти представления имеют большое значение: в процессе разделения труда, специализации творчества они совершенствуются на базе формирующегося научного знания, уточняются и постепенно осознаются как порождающие модели того или иного вида творческой деятельности, поддающиеся освоению. В сознании профессионалов они образуют своего рода основу для творческого процесса и одновременно представляют собой понимание того, что надо идти определенным курсом. Потому и выходят из-под кисти художника живописные полотна, из-под резца скульптора изваяния, а инженерные проекты превращаются в машины. Именно потому и у журналиста результат труда – журналистское произведение.
Стоит учитывать, однако, что в порождающих моделях таится и некая опасность для творчества – стандартизация. Люди, не озабоченные развитием своего творческого потенциала, подвергаются ей часто.
И все-таки употребление слова «ремесленник» в таких ситуациях представляется несколько некорректным. Ведь понятие «ремесло» родилось в сфере материального производства и обозначает изготовление изделий ручным, кустарным способом, в большинстве случаев – индивидуально. Такое производство не исключает творческих решений. В то же время оно предполагает знание дела, т. е. способность хорошо выполнять репродуктивные элементы деятельности, ориентированные на копирование уже существующих продуктов, в соответствии с социальным заказом на их тиражирование. Это и дало путевку в жизнь переносному смыслу понятия «ремесло»: умение действовать на основе уже существующих решений. Иначе говоря, слово «ремесло» фактически стало синонимом понятия «репродуктивная деятельность». Но ведь мы уже разобрались: любой вид творчества в той или иной степени включает в себя репродуктивное начало. Все дело в том, как соотносятся репродуктивное и творческое в самой разновидности творческой деятельности и в мотивации творца.
На основе представленного выше материала мы можем ответить на вопрос о том, можно ли научить мастерству, так: творчеству научить нельзя, но можно научить профессиональному способу той или иной творческой деятельности.
В развитом обществе все области творческой деятельности существуют в двух формах: любительской и профессиональной. Рождается любое творчество как любительское. Это первая фаза его существования, исходная форма организации. Она отмечена тем, что творческая деятельность осуществляется вне рамок каких-либо должностных обязанностей, без специальной подготовки и жесткой ответственности за качество результата. Область ее выбирается человеком стихийно, в зависимости от склонностей, в которых проявляет себя характер задатков личности.
Творчество же профессиональное формируется на базе любительского в процессе разделения труда. Оно характеризуется тем, что становится для человека основным родом занятий, протекает в рамках сотрудничества с определенной профессиональной общностью, связано с исполнением соответствующих обязанностей и с ответственностью за качество результата. И тут уж возникает необходимость в специальной подготовке.
Творчество любительское отличается от профессионального следующим: первое представляет собой стихийное следование закономерностям данного вида деятельности, тогда как второе основывается на закрепленном в профессиональной установке сознательном изучении этих закономерностей и стремлении следовать им.
Однако с возникновением профессионального творчества любительское вовсе не отмирает. Оно живет параллельно: его продуцирует творческая природа человека. И нередки ситуации, когда из любителей вырастают классики, а иные профессионалы не выдерживают сравнения с любителями средней руки. Отсюда вывод: если человек с хорошо обозначенными задатками попадает в благоприятные обстоятельства, в творческое окружение, он может стихийно и достаточно глубоко освоить способ того или иного вида творчества, сформировать себя как личность, пригодную к данной сфере деятельности. В этом случае профессионалы охотно принимают его в свою среду. В то же время человек, выбравший то или иное занятие своей профессией, может по разным причинам не освоить способ деятельности профессионально, даже получив документ об образовании. И это оборачивается тем, что профессиональная общность отторгает его, не принимает в коллеги. Подобные процессы весьма болезненны.
Готовность к успешной деятельности определяется, прежде всего, такими моментами:
– степенью точности представлений об общественной роли
профессии и устойчивых характеристиках произведений данного вида творчества, а также его способе;
– мерой развитости способностей и личностных качеств, соответствующих данному виду творчества;
– наличием умений и навыков, необходимых для решения
основных и второстепенных творческих задач;
– богатством общего творческого потенциала личности, во
многом зависящего от уровня ее социального, интеллектуального, нравственного развития;
– устойчивостью и качеством профессиональной мотивации
деятельности.
Все это более или менее отчетливо проявляется, как только человек оказывается на практике и начинает самостоятельную творческую жизнь среди профессионалов.
Надо иметь в виду, что есть три его ступени профессионализма. Первая – обученностъ. Это такой уровень освоения профессии, при котором процесс творческой деятельности идет успешно, когда надо решать принципиально знакомые задачи и потому можно обойтись в основном использованием уже известных приемов и средств. Источником новизны продукта оказывается в таких случаях предмет творческой деятельности. Новизна предмета неизбежно осваивается человеком и отражается в цели акта творчества, а значит, воплощается в продукт.
Вторая ступень профессионализма – умелость. Ее отличает способность человека решать новые творческие задачи на базе освоенных приемов, методов, нередко – в новых условиях. Здесь новизна продукта достигается уже не только за счет предмета деятельности: в цели творческого акта отражаются и новые задачи, и новые условия, формируя ее новые черты.
Высшее проявление профессионализма – мастерство. Эта ступень представляет собой свободное парение в профессии, когда специалист достигает максимума в развитии своих творческих потенций и оказывается способным к дальнейшему совершенствованию самого способа данного вида творчества. Ему по плечу любые творческие задачи, он в состоянии обогащать средства деятельности, формировать новые методы. Естественно, что новизна результата творчества становится максимальной. При этом далеко не все, что предлагает мастер, принимается современниками.
В журналистике тоже есть такие примеры. Скажем, сколько дискуссий было в 50-х годах 20 века вокруг «Комсомолки» по поводу «кричащего оформления» номеров и «яканья» журналистов! А сегодня этим никого не удивишь. Но время рождает новые дискуссии. Прогресс высоких информационно-коммуникационных технологий ставит в повестку дня вопрос о путях развития журналистики, и это актуализирует давние споры о правомерности подхода к ней как творческой деятельности. Современная наука о средствах массовой информации, концентрируя внимание на коммуникативных аспектах деятельности СМИ, творческие ее аспекты оставляет в тени. Это невольно способствует распространению взглядов, отрицающих творческую природу журналистики. Как следствие, возникает тенденция к снижению качества информационных продуктов, предлагаемых системой СМИ обществу. Между тем есть все основания даже в маленькой журналистской заметке видеть продукт творчества.
Подумаем: что представляет собой в принципе эта маленькая заметка? Она появляется в информационных каналах общества, потому что несет в себе новость, т. е. сообщает о каком-то существенном для людей изменении действительности. Тем самым она удовлетворяет весьма важную их потребность – знать, что происходит в мире, чтобы вести себя соответственно. Как, какими средствами пользуется журналист, создавая текст, – это вопрос качества. Принципиально же сообщение о новости есть появление в информационной картине дня, необходимой человеку и человечеству для уверенной социальной ориентации, нового звена, новой клеточки, рождение которой – вовсе не автоматическое отражение происходящего. Убедимся в этом на конкретном примере. Вот короткое сообщение, опубликованное «Комсомольской правдой»:
ВПЕРВЫЕ В МИРЕ АВТОМОБИЛЬ ПРЕОДОЛЕЛ СКОРОСТЬ ЗВУКА!
1229,77 км/ч – с такой скоростью промчался по пустыне в американском штате Невада британский автогонщик Энди Грин, став первым в мире человеком на планете, которому удалось преодолеть звуковой барьер на земле. Автомобиль Thrust SSC разгонялся по пустыне реактивным двигателем от «Роллс-Ройса». Главной задачей конструкторов чуда-автомобиля было не столько обеспечение мощности двигателя, сколько удержание его на поверхности земли.
Как видим, оригинальностью подачи этот текст не отличается. И, тем не менее, как продукт деятельности он характеризуется новизной: до сих пор в фондах общества данных сведений не содержалось. Не зря материалу предпослана рубрика «Сенсация». Очевидно, что новизна здесь достигается за счет предмета повествования. В качестве такового выступает принципиально изменяющаяся ситуация в автомобилестроении. Автор приводит в сообщении четыре факта, демонстрирующих это изменение:
– британский автогонщик Энди Грин промчался по пустыне
в американском штате Невада со скоростью 1229,77 км/ч;
– автомобиль Thrust SSC разгонялся реактивным двигателем
от «Роллс-Ройса»;
– Грин стал первым человеком, которому удалось преодолеть
звуковой барьер на земле;
– конструкторы чудо-автомобиля видели свою главную задачу в том, чтобы удержать его на поверхности земли.
И без развернутых пояснений понятно, что в реальности ситуация к четырем данным фактам не сводится. Она включает в себя и массу других, объединенных самыми разными связями: событию в Неваде предшествовала большая работа конструкторов, участников производства и сборки автомобиля, организаторов испытания и т. п. Однако в тексте о них речи нет, сообщение не есть зеркальное отражение реальности. Налицо результат получения и переработки сведений о действительных событиях. Причем переработки, определенным образом ориентированной – так что в итоге появляется именно заметка, несущая в себе новость. Но мы уже видели: подобная переработка первичной информации, приводящая к появлению нового фрагмента реального мира, и образует внутреннюю сторону любого творческого процесса, всегда в большей или меньшей степени сопряженного с репродуктивной деятельностью. Особенность в нашем случае обусловлена тем, что максимум творческих усилий автора направлен на выявление и вычленение новости как предмета сообщения в наиболее существенных ее связях.
Вопросы для самопроверки
Что такое творчество?
Как проявляется творчество в журналистской деятельности?
Чем характеризуется репродуктивная деятельность журналиста?
Как связаны творчество и репродуктивная деятельность в журналистской работе?
Можно ли научиться творчеству?
В каких формах существует творческая деятельность?
Чем творчество любительское отличается от творчества профессионального?
По каким критериям определяется готовность к успешной деятельности?
Какие ступени профессионализма вам известны? Охарактеризуйте их.
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!