Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2020-12-08 | 466 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Корейская политическая культура уходит своими корнями вглубь веков, к традициям конфуцианства и буддизма. В древности на корейскую культуру оказал значительное влияние Китай, ценности и обучай конфуцианской этики, однако позднее усилилось влияние буддизма, который в течение длительного исторического периода являлся государственной религией Кореи. Строгое следование канонам буддийской этики долгое время было правилом межличностных отношений в Корее, не случайно на конфуцианском востоке Южную Корею называют «Восточная страна учтивости». Корейские легенды гласят, что в древности учтивость корейцев доходила до такой степени утонченности, что они старались первыми уступить дорогу, если по ней уже кто-то шел, чтобы не помешать этому человеку2. Именно буддийская этика во многом повлияла на базовые архетипы корейской культуры переговоров, где акцентировано внимание к канонам вежливости, правилам поведения и ритуалам.
В контексте политических переговоров важнейшей чертой корейской культуры является миролюбие, неагрессивность во взаи-
' Свешников А. А. Указ. соч. С. 21.
2 Корея. Традиционные верования // Энциклопедия: Корейская служба информации для зарубежных стран. Сеул, 1993. С. 137.
343
моотношениях, склонность завершать дело миром. Во многом это связано с тем, что последние два тысячелетия они не совершали набегов на чужие земли, не расширяли свой ареал, и если сами иногда подвергались нападениям, то все-таки не частым1. В процессе переговоров миролюбие корейцев проявляется в том, что они стараются избегать острых конфликтов, неприятных сцен, шумных споров и даже резких слов. Дело в том, что корейцы с раннего детства приучены к тому, чтобы уметь «сохранить лицо» в любых обстоятельствах, поэтому в традициях корейской культуры переговоров нельзя оскорбить, унизить человека, умалить его в собственных глазах. Если корейцу на переговорах необходимо сообщить какую-то неприятную для партнеров новость, то сообщение это он будет стремиться сделать в максимально мягкой форме, сопровождая его улыбкой и пожатием руки.
|
Одной из существенных черт корейского национального характера, которая ярко проявляется на переговорах, является уважение к общественной иерархии и подчеркнутая демонстрация почитания старших по должности. Эти черты национального характера также сформировались под влиянием конфуцианско-буддийской этики, которая ставит во главу угла почитание старших, преданность семье (клану), сыновнюю почтительность, верность, взаимопомощь и сотрудничество. Известно, что корейцы весьма чтут память предков и стремятся трепетно хранить традиции своей культуры.
В корейской делегации во время переговоров царит открытая демонстрация служебной иерархии, начальники и подчиненные никогда не общаются на равных даже в неформальной обстановке. Младший по званию не имеет права первым начинать беседу. Во время общения младший по статусу должен предупреждать желания старшего: например, подать сигарету или поднести огонь, и, демонстрируя свое уважение, он должен проделать все это двумя руками2. Подчиненные непременно отвешивают поклоны всем вышестоящим начальникам по любому поводу: ведь иерархичность — основа корейского общества.
В корейской делегации при обсуждении проблем недопустима открытая критика мнений старших коллег. Сточки зрения корейского этикета выступить против позиции старшего— вопиющее нарушение субординации, поскольку это все равно, что крити-
ковать собственного отца'. Иерархичность корейской культуры находит свое отражение даже в корейском языке: одной из характерных его особенностей является наличие формальных степеней вежливости — специфических глагольных грамматических форм, которые используются в конце каждого предложения и свидетельствуют 6 статусе собеседников в процессе коммуникации. Таким образом, иерархичность корейской культуры весьма четко формализована и подразумевает преобладание вертикальных связей над горизонтальными во всех сферах общественной жизни.
|
Другой важной чертой корейского национального характера является корпоративность, отражающая корейский термин «чип-танджуый», традиционно переводящийся как «коллективизм», но означающий в действительности стремление не столько к объединению в единое целое, сколько к обособлению небольшой группы от остального общества, разделению его по формуле «свои — чужие». Следует отметить также персонализм, или стремление предпочитать формальным отношениям неформальные, окрашенные личными симпатиями и привязанностями2.
Корпоративность в корейской делегации на переговорах проявляется также в том, что структура управления делегацией организована по принципу семейного клана. Руководитель делегации (корпорации) как бы замещает отца. С одной стороны, подчинение ему беспрекословно, с другой — он гарантирует сотрудникам покровительство и подобно отцу заботится об их благополучии, обеспечивая им социальную защиту. Поэтому то, что он может глубоко внедряться в личное пространство подчиненных, принимается без возмущения. Эксперты считают высокую лояльность членов корпорации друг к другу основной положительной стороной этой системы: корпоративность развивает межличностное общение — человек существует не сам по себе, а в рамках группы, интересы которой он вынужден учитывать. Однако основной недостаток корпоративности в том, что интересы корпорации довлеют над интересами отдельной личности: корпоративность предопределяет традиционное тяготение корейцев к групповым способам общения, где демонстрация каких-то индивидуальных черт или особенностей, отделяющих человека от группы, не поощряется.
1 Костинскчй Г. Д. Национальный характер и этикет корейцев.
2 Ханников А. В. Деловой этикет и проведение переговоров. М., 2005. С. 310.
344
1 Ли Кю Тхэ. Структура корейского сознания: кто такой кореец? Сеул. 1994. С. 10—12.
2 Асмолов К. Административная культура Южной Кореи.
|
345
Важное место в системе ценностей корейцев принадлежит также ритуализации — приверженности традициям, что порождает желание делать все в соответствии с ними, придавая повышенное значение внешней форме. Во время переговоров именно с ритуалом как комплексом этических норм тесно связаны концепция «потери лица» и страх перед публичным осмеянием, чего корейцы боятся больше всего. Основной же способ потери лица — это действия, выходящие за рамки традиционных правил. В результате корейский переговорщик заботится не столько о своих целях и задачах, сколько о том, как он выглядит в глазах других. Этика оказывается ориентированной вовне, а не вовнутрь. Соображения престижа и опасность потери лица снижают вероятность принятия решений на основе собственного мнения, которое может показаться отличным от мнения общества. Многие исследователи корейского характера отмечают также фатализм, проявляющийся в определенной пассивности и тенденции игнорировать риск, полагаясь больше на фортуну, чем на активное планирование будущего1.
Интересно, что среди ценностных мотиваций современных корейцев преобладают духовные, нематериальные факторы, несмотря на сильное влияние американской культуры. Эксперты подчеркивают, что стремление к получению богатства любой ценой воспринимается здесь с пренебрежением, а наиболее престижная работа далеко не всегда является самой высокооплачиваемой. Согласно современным социологическим опросам, 65% бизнесменов и 67% профессоров в Южной Корее предпочитают более престижную работу денежной2.
Поэтому во время переговоров необходимо иметь в виду, что влиятельные корейцы, особенно занимающиеся политикой, стараются воздерживаться от чересчур дорогой одежды и публичных демонстраций своего богатства. С точки зрения корейцев, честным можно считать в первую очередь того, кто не стремится к материальным благам. В этой восточной стране человек, имеющий большую силу и власть, может жить в бедности и тем самым заслужить общественное уважение, а политик — приобрести дополнительный политический вес3.
|
Интересно, что для высокопоставленных корейцев характерна особая манера держать себя в обществе и даже специфическая ин-
тонация речи: они подчеркнуто неторопливы, несуетны и немногословны — «подобны дереву или камню». Согласно корейским традициям уважающий себя человек должен говорить мало, тихим и несколько монотонным голосом, двигаться неспешно и солидно. Напротив, признаком плебейства корейцы полагают склонность к многословию, повышенную эмоциональность, привычку откровенно высказывать свое мнение1.
Следует помнить, что в Корее социальный статус человека, его положение в общественной иерархии зависит прежде всего от служебного положения и возраста: в корейской делегации на переговорах, как правило, самый старший по возрасту занимает и самый высокий статус. Помимо этого учитывается уровень образования и престижность диплома университета: выпускник Сеульского университета всегда чувствует себя на ступень выше тех, кто закончил провинциальные вузы. Наконец, серьезное значение имеют тендерные отличия: несмотря на то что жена разделяет статус своего мужа, положение женщины в обществе традиционно ниже положения мужчины.
Корейцы придают особое значение тому, чтобы на переговорах общение происходило между людьми одного социального статуса. Не случайно, уже при первой встрече на переговорах корейцы прежде всего стремятся выяснить, какое место в общественной и служебной иерархии занимает собеседник. Поэтому они придают особое значение обмену визитными карточками, из которых можно точно почерпнуть необходимую информацию о статусе членов переговорной делегации. Непременным условием во время переговоров с корейцами является правило называть все титулы и должности членов делегации. Корейский переговорный этикет предусматривает обращение по должности или по фамилии2. Важно подчеркнуть, что по сравнению с другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона в Корее достаточно развит индивидуализм, что весьма нехарактерно для клановых обществ.
Корейские партнеры придают важное значение выбору места и времени переговоров, поскольку в корейском обществе весьма распространена «геомантия» — система предсказаний при выборе идеального места. Существует поверье, что если место выбрано идеально, в деле будет царить счастье и благополучие. Идеальное
1 Wamki Paik. Korean administrative Culture. Korea University Press,, 1990. Р. 109-110.
2 Булычев Г.Б. Политические системы государств Корейского полуострова. М., 2002.
С. 76.
3 Асмолов К. Указ. соч.
346
1 Романова Н.П., Борунков В.В., Романова И.В. Деловой этикет на Востоке. М., 2005.
С. 152-157.
2 Поэтому важно помнить, что у корейцев первый слог — это фамилия, а затем идет
личное имя.
|
347
место там — где небо и земля, ветер и вода находятся в согласии и взаимодействии. Поэтому особенно благоприятны места вблизи рек и гор, а из окон выбранного здания должен открываться вид на равнину. Всем этим требованиям отвечает расположение столицы Южной Кореи Сеула, о чем вполне серьезно сообщается в корейской энциклопедии1. Поэтому не стоит удивляться трепетному отношению корейцев к согласованию места проведения переговоров и желанию его осмотреть до их начала.
Интересно отметить, что при решении любых проблем на переговорах в Южной Корее немаловажную роль играют неформальные связи, что во многом обусловлено клановым устройством общества. Неформальное общение с партнерами по переговорам тоже имеет существенное значение: корейцы предпочитают обсуждать детали предстоящих соглашений во время предварительных неформальных встреч.
Во время переговоров корейцы, несмотря на всю свою вежливость, могут внести себя весьма настойчиво: у них есть деловая хватка и они не стараются этого скрывать. Корейцы предпочитают во время деловой беседы стразу приступать к делу, без предварительных общих разговоров на светские темы. Для корейского переговорного стиля характерна логичность, ясность, они избегают абстрактных рассуждений, стремятся четко обозначить проблемы и приступить к их обсуждению. Этим они весьма отличаются от китайцев, склонных к искусству намека и затягиванию переговорной ситуации.
Вместе с тем корейским переговорщикам свойственно повышенное внимание к внешним, «протокольным» аспектам переговоров. При этом строжайшее соблюдение всех формальностей при исполнении решения или оформлении процедуры нередко оказывается более важным, чем достигаемый ими эффект. В корейской культуре переговоров, например, большее внимание обращается на правильность оформления документов, чем на результативность достигнутых соглашений, ответственность за которую может быть ниже, чем за несоблюдение ритуала.
Такое ярко выраженное стремление действовать строго по инструкции мешает эффективно мобилизовать энергию переговорщиков, поскольку соблюдение всех формальностей не способствует быстроте решения проблемы. Многие эксперты отмечают, что традиционалистский подход наряду с авторитаризмом и корпора-
тивностью является одним из факторов, снижающих вероятность принятия переговорщиками спонтанных решений, основанных на интуиции или собственном мнении, поскольку за ширму инструкции всегда можно спрятаться1.
Склонность к ритуалам и строгим правилам этикета накладывает отпечаток и на внешность корейских переговорщиков. Корейцы весьма консервативны в выборе одежды, они ценят строгий деловой стиль без претенциозности и излишеств, поэтому на переговорах предпочтителен консервативный деловой костюм неярких тонов2.
Подобно японцам и другим представителям конфуцианско-буддийской культуры, корейцы стараются открыто не выражать свое несогласие с партнерами, избегают открытой конфронтации. Они очень вежливы и учтивы, неизменно кивают головой, улыбаются, но необходимо помнить: все это — обычный вежливый ритуал переговорной беседы, который вовсе не означает согласия ваших корейских партнеров. Поэтому следует внимательно относиться к словам корейских переговорщиков, уточняя и письменно закрепляя все достигнутые договоренности.
Корейцы не стремятся обсуждать перспективные планы, намечать далекие горизонты сотрудничества: их мышление конкретно, их больше интересует непосредственный результат — то, что можно сделать сегодня и сейчас. Известная корейская поговорка гласит: лучше жить на земле в навозном поле, чем в раю. Согласно корейской мифологии даже небесная фея Сонне спустилась с небес в поисках более полноценной жизни на земле. Это свидетельствует о предпочтении жизни в настоящем любым самым ярким воображаемым событиям будущего. И на переговорах корейцы стремятся решать проблемы по мере их появления, следуя принципу «коенчанайо»: того, что делается, «вполне достаточно». Поэтому не стоит увлекать корейских партнеров далекими радужными планами, напротив, важно подчеркивать то, что вам уже удалось достичь частичного решения каких-то проблем: это очень обрадует ваших корейских партнеров, которые непременно выскажут в ответ свое удовлетворение.
Психологи отмечают, что корейцы способны более открыто выражать свои чувства и эмоции, особенно по сравнению с другими представителями стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Если по лицам китайских партнеров во время переговоров весьма сложно
1 Корея. Геомантия// Энциклопедия: Корейская служба информации для зарубежных стран. Сеул, 1993. С. 177.
348
1 Асмолов К. Указ. соч.
2 Романова Н.П., Борункое В.В., Романова И.В. Указ. соч. С. 159.
349
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!