Глава 1. Сеть Интернет как предмет правового регулирова- — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глава 1. Сеть Интернет как предмет правового регулирова-

2020-12-08 252
Глава 1. Сеть Интернет как предмет правового регулирова- 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ния  ....................................................................................................................... 11

Глава 2. Зарубежный опыт регулирования правоотношений

в сети Интернет............................................................................................ 33

Глава 3. Основные направления прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии право-

нарушениям в сети Интернет  .............................................................. 73

3.1. Противодействие распространению в сети Интернет информации, наносящей вред здоровью, репутации, нравственному и

духовному развитию детей  ....................................................................... 73

3.2. Противодействие распространению в сети Интернет информации экстремистской и террористической направлен-

ности....................................................................................................................  112

3.3. Пресечение незаконного оборота наркотиков и пропаганды

наркомании в сети Интернет..................................................................... 140

3.4. Противодействие киберпреступности, правонарушениям экономической и антисоциальной направленности в сети Ин-

тернет................................................................................................................... 168

3.5. Пресечение незаконного игорного бизнеса, осуществляе-

мого с использованием сети Интернет................................................. 192


Глава 4. Защита персональных данных и прав на интеллек-

туальную собственность.......................................................................... 206

4.1. Защита персональных данных граждан в сети Интернет... 206

4.2. Защита прав на интеллектуальную собственность в сети

Интернет  ...........................................................................................................  251

Глава 5. Защита прав граждан и организаций по обеспечению доступа к информации о деятельности органов государ-

ственной власти и местного самоуправления............................. 298

Заключение...................................................................................................... 342

Введение

Как это парадоксально не звучит, бытует мнение[1], что Интернет во многом появился благодаря усилиям СССР, достигнутым им успехам в гонке вооружений. В 1953 г. Советский Союз провел успешные испытания водородной бомбы, в 1957 г. запустил в космос первый спутник. Очевидные преимущества в космической сфере в совокупности с наличием мощного ядерного оружия вызывали серьезную озабоченность оппонентов нашей страны. Существовавшие в то время линии телефонной связи носили централизованный характер, предполагали наличие центрального коммутатора и управляющего органа. При повреждении такого центрального коммутатора отдельные фрагменты сети становились изолированными и не могли устанавливать соединение между собой. Поэтому возникла потребность в создании сети нового типа, построенной на иных принципах. Она должна была быть способной к функционированию при утрате любого ее фрагмента, иметь возможность использования для передачи данных любых доступных каналов связи в различной комбинации с оперативным изменением маршрута в зависимости от работоспособности ее отдельных фрагментов.

В 1969 году Агентством передовых научных проектов США (Advanced Research Projects Agency, APRA) была создана сеть, построенная на принципах децентрализации (по принципу «от пользователя к пользователю», а не «от центра к центру») и пакетной передачи данных (сообщение отправлялось не как единое целое, а по частям, которые передавались по Сети от узла к узлу в произвольном порядке с последующим воссоединением на компьютере адресата, что защищало сообщение от шпионажа)[2].

Но необходимо было разработать еще универсальный протокол, который бы позволил разнородным сетям взаимодействовать друг с другом. Теперь они нуждались не только в отказоустойчивой и надежной системе наземной связи, необходимо было обеспечить такой связью и мобильные подразделения. А это означало необходимость включения в сеть не только сигналов, передаваемых по классическим телефонным сетям, но и сигналов, передаваемых по радио и спутниковой связи. В силу существенных различий таких сетей необходимо было выработать новые подходы к организации взаимодействия между ними. Так появилась программа Интернет (от англ. Internetwork – сеть между сетями). Архитектура новой сети формировалась в неформальном порядке группой ученых-экспертов без участия коммерческих структур и плотного надзора со стороны военного ведомства. В результате этого взаимодействия в 1974 г. был создан протокол TCP/IP, который по праву считают «сердцем» Интернета.

К 1995 г. Интернет включал в себя 22000 иностранных сетей. Одной из таких сетей стала сеть Европейской организации по ядерным исследованиям (CERN), с которой связано появление «Всемирной паутины» (World Wide Web, WWW), преобразившей Интернет до неузнаваемости.

В их числе был и российский сегмент сети Интернет. В декабре 1993 г. образованная в 1990 г. на базе Курчатовского университета сеть «Relcom» была зарегистрирована в опорной сети США, что ознаменовало получение полного доступа к сети Интернет из России. 07.04.1994 была зарегистрирована доменная зона «ru», что ознаменовало появление рунета – российского сегмента сети Интернет[3].

Эти события стали катализатором явления планетарного масштаба – формирования современного мирового информационного общества, начала века цифровых технологий, процессов виртуализации многих сфер жизни. Научное знание и информация становятся определяющим фактором общественной жизни. При этом люди все чаще «живому» общению предпочитают виртуальное (посредством прежде всего социальных сетей и различных мессенджеров), почтовой переписке – электронную, личному походу в банк – интернет-банкинг, происходит активнейшее развитие предпринимательской деятельности в сети Интернет. По статистике ежемесячно в Интернет в России выходят (только с компьютеров и ноутбуков) около 62 млн. человек, из которых подавляющее большинство проводят время в социальных сетях. Так, аудитория соцсети ВКонтакте в сентябре 2016 г. составила более 45,5 млн. человек[4].

Проводимые в России преобразования социально-экономических отношений, демократизации общественной жизни требуют коренного изменения структуры и характера информационного обеспечения во всех сферах жизнедеятельности общества. Сегодня очевиден тот факт, что современный вектор развития России также подразумевает ее переход от индустриального общества к информационному, и это является стратегическим направлением развития страны.

Масштабная модернизация жизни общества, перевод ее на инновационный путь развития с использованием таких информационно-коммуникационных средств, как Интернет, требуют от государства надлежащего правового обеспечения происходящих изменений, включающего защиту общества от информации, угрожающей основам конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов граждан.

В соответствии с пунктом 8 Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646, национальными интересами Российской Федерации в информационной сфере являются:

а) обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в части, касающейся получения и использования информации, неприкосновенности частной жизни при использовании информационных технологий, обеспечение информационной поддержки демократических институтов, механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, а также применение информационных технологий в интересах сохранения культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации;

б) обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры, в первую очередь критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и единой сети электросвязи Российской Федерации;

в) развитие в Российской Федерации отрасли информационных технологий и электронной промышленности, а также совершенствование деятельности производственных, научных и научно-технических организаций по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности;

г) доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и мире, применение информационных технологий в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в области культуры;

д) содействие формированию системы международной информационной безопасности, направленной на противодействие угрозам использования информационных технологий в целях нарушения стратегической стабильности, на укрепление равноправного стратегического партнерства в области информационной безопасности, а также на защиту суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве.

Реализация национальных интересов в информационной сфере направлена на формирование безопасной среды оборота достоверной информации и устойчивой к различным видам воздействия информационной инфраструктуры в целях обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, стабильного социально-экономического развития страны, а также национальной безопасности Российской Федерации.

Согласно указанной Доктрине (пункт 36), одной из задач государственных органов в рамках деятельности по развитию и совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности является совершенствование информационно-аналитических и научно-технических аспектов функционирования системы обеспечения информационной безопасности.

С учетом изложенного в представленной работе подробно анализируются вопросы правового регулирования в сети Интернет, зарубежный опыт законодательной и правоприменительной деятельности в указанной сфере. Существенная роль в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, укрепления законности и правопорядка в сети Интернет отводится органам прокуратуры. По этой причине на основании глубокого анализа практики надзорной деятельности в предлагаемом издании сформулированы основные направления прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии правонарушениям в сети Интернет, отражена многогранная работа прокуроров, определены имеющиеся проблемы правоприменения, цели и задачи прокуратуры по повышению эффективности правового регулирования и укрепления законности в виртуальном пространстве.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.