Глава 1. Сеть Интернет как предмет правового регулирования — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Глава 1. Сеть Интернет как предмет правового регулирования

2020-12-08 404
Глава 1. Сеть Интернет как предмет правового регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анализируя вопрос об особенностях правового регулирования отношений, возникающих при использовании и по поводу сети Интернет, необходимо рассмотреть, что же представляет собой сеть Интернет, поскольку «законодатель не свободен в выборе решений – во многом они должны определяться имеющейся инфраструктурой и возможностями использования существующих коммуникаций. Игнорирование этой технической стороны или невнимательное к ней отношение будет приводить к неспособности принятого закона выполнять свое назначение»[5].

Однозначное определение Интернета сформулировать непросто – практически все ученые говорят о многоликости и многозначности этого понятия. Поэтому сеть Интернет определяют и «глобальной компьютерной сетью»[6], и «технической системой, учитывая, но не включая в это понятие совокупность общественных отношений по поводу обмена данными»7, «информационным пространством»[7] и «глобальным средством массовой информации»[8].

Некоторые ученые называют сеть Интернет «универсальной информационной системой, включающей два самостоятельных блока: а) глобальное объединение компьютерных и коммуникационных сетей; б) программные средства, обеспечивающие сетевой сервис»[9], «множеством различных информационных массивов, объединенных международной паутиной или сетями»[10], «распределенной всемирной базой знаний, включающей в себя множество различных информационных массивов, состоящих из документов, данных, текстов, объединенных между собой трансграничной телекоммуникационной информационной сетью»[11], «открытой международной негосударственной информационной системой»13, а также «комплексным предметом правового регулирования, объединяющим разнообразные общественные отношения в единой социально-технической системе, созданной в процессе развития глобальной компьютерной сети и предназначенной для осуществления массовой информатизации и коммуникации»[12].

Анализ правового регулирования отношений, возникающих при использовании сети Интернет, требует, в первую очередь, выделения существенных для правового регулирования признаков Интернета.

Научные исследования в области социологии преимущественно анализируют коммуникативную составляющую компьютерной сети, называя ее средством массовой коммуникации. В Российской социологической энциклопедии массовая коммуникация обозначена как «форма коммуникации, развившаяся на основе использования технических средств размножения и передачи сообщений.

Коммуникация массовая осуществляется специальными организациями, образующими социальный институт. Особенность процессов коммуникации массовой – в соединении централизованного, институционально организованного производства информации с ее рассредоточенным массовым потреблением»[13].

Средствами массовой коммуникации в Большом толковом социологическом словаре именуются «методы и учреждения, посредством которых централизованные поставщики передают или распределяют информацию и другие формы символической коммуникации обширной, разнородной и географически рассеянной аудитории»[14].

Слово «коммуникация» буквально переводится как общение. Электронная почта, чат, видеоконференции позволяют осуществлять межличностное общение на огромных расстояниях. Коммуникация всегда связана с процессом получения информации. Сеть Интернет осуществляет оперативное оповещение широких масс населения во всех областях жизни, т.е. «транслирует» массовую информацию. Данные, полученные из сети, являются одним из основных источников формирования взглядов аудитории о событиях и процессах, происходящих в различных сферах жизнедеятельности человека.

Таким образом, в характеристике социального статуса и социальной роли Интернета на первый план выдвигается его информационно-коммуникационная функция. Интернет в первую очередь является информационно-телекоммуникационной сетью, что оказывает основополагающее значение на правовое регулирование отношений, связанных с использованием Интернета.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Необходимо сказать также о характеристике технических аспектов Интернета в той мере, в какой они будут определять особенности правового регулирования отношений, возникающих при его использовании. Интернет – это система сетей (информационных, телекоммуникационных, компьютерных – разные авторы употребляют разные термины).

Согласно статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи), сеть связи – это технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи. Под электросвязью данный Закон понимает любые излучение, передачу или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам, поэтому передача информации через Интернет будет подпадать под определение электросвязи.

Из приведенного определения сети связи видно, что ее назначение – передача данных (информации). Учеными выделяется в сети Интернет три уровня[15]. Первый уровень (технический, сетевой) – это глобальное объединение различных компьютерных коммуникационных сетей с компьютерами совершенно разного статуса, но на основе единых протоколов и единой системы адресации. Второй уровень (сервисный) – программные средства, обеспечивающие различный сетевой сервис. Это и обслуживание, и возможности передавать почту, и передача данных, и режим удаленного терминала, и поиск банка данных, и всемирная паутина. Третий уровень (информационный) – это информация разного типа, разного значения, которая циркулирует в сети.

Для анализа возможностей правового регулирования использования Интернета немаловажное значение имеет выделение в Интернете двух уровней, которые будут соответствовать разным объектам или субъектам права:

технический – совокупность терминалов, каналов передачи

данных и узлов связи; информационный – предоставляемая и распространяемая по-

средством Интернета информация.

Существенными с точки зрения исследования правового регулирования отношений, связанных с использованием Интернета, являются такие указанные в литературе признаки Интернета, как глобальность и децентрализованный характер. Глобальность означает, что сети, составляющие Интернет, расположены по всему миру. Децентрализованный характер Интернета проявляется в том, что нет одного субъекта, обладающего правом собственности или управленческими правомочиями в отношении Интернета в целом; ни одно государство не обладает исключительной юрисдикцией над всеми отношениями, складывающимися при использовании или по поводу Интернета.

В статье 5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов») Интернет назван в качестве информационно-телекоммуникационной сети и указан отдельно от средств массовой информации (организаций теле- и (или) радиовещания либо иной организации, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации).

Аналогично назван Интернет в части второй Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 25 пункта 1 статьи 264).

О правоотношениях в Интернете указывается и в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации, который определяет сеть Интернет как международную ассоциацию информационно-телекоммуникационных сетей (подпункт 9 части 1 статьи 247).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.03.2008 № 351 по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации сеть Интернет является информационно-телекоммуникационной сетью международного информационного обмена.

Определение Интернета можно встретить и в актах российских судов. Так, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.01.2001 № 1192/00 разъясняется, что сеть Интернет представляет собой объединение компьютеров, соединенных друг с другом посредством телефонной либо иной связи. С помощью этой сети можно обмениваться информацией.

Законодательство США на федеральном уровне содержит несколько понятий сети Интернет, которые зафиксированы в Своде законов Соединенных Штатов (United States Code). Параграф 230 гласит, что «термин «Интернет» означает международную компьютерную сеть федеральных и нефедеральных взаимодействующих информационных сетей, использующих коммутацию пакетов». В том же разделе, в параграфе 231 определение звучит следующим образом: «Интернет означает комбинацию компьютерных средств и электромагнитных средств передачи, а также связанного с ними оборудования и программного обеспечения, образующих объединенную всемирную сеть компьютерных сетей, использующих протокол ТСРIР»[16].

В законодательстве США определение Интернета также сформулировано в Акте об онлайн-защите частной жизни детей (Children’s Online Privacy Protection Act). Согласно данному закону Интернет представляет собой объединение множества компьютеров и телекоммуникационных систем, включая оборудование и программное обеспечение, образующих взаимосвязанную глобальную сеть сетей, которая основывается на протоколе ТСРIР и протоколах, предшествующих им или основывающихся на них, и предназначена для обмена информацией проводным и беспроводным методами[17].

Таким образом, можно помимо уже названных выделить следующие существенные признаки сети Интернет:

1. Интернет является совокупностью информационных ресурсов.

2. Значительная часть указанных информационных ресурсов является общедоступной.

3. Указанные информационные ресурсы объединены межсетевым протоколом, обмен между ними происходит посредством универсального протокола.

Таким образом, сеть Интернет можно определить как глобальную децентрализованную систему информационно-телекоммуникационных сетей, соединяющих на основе единых протоколов различные типы компьютеров [18].

Важным признаком Интернета является объединение информационных ресурсов межсетевым протоколом, возможность осуществления обмена между ними посредством универсального протокола, однако это скорее технический аспект, нежели правовой. С позиции права в данном случае существенным является то, что единственной возможностью выхода в сеть Интернет для любого технического устройства является присвоение IP-адреса, который предоставляется провайдером сети. Особенно это важно для контроля над информационными потоками. Зачастую, именно то, что каждый компьютер имеет свой IP-адрес для доступа в сеть, позволяет отследить, кто именно получил информацию, и как она была в дальнейшем использована, т. е. найти всю цепочку. Поэтому, расширяя данное выше определение, можно сказать, что Интернет – это международная коммуникационная сеть, обеспечивающая создание, обмен и потребление информации, построенная на использовании протокола IP маршрутизации пакетов данных, доступ к которой предоставляется провайдером посредством присвоения уникального IP-адреса техническому устройству (либо группе технических устройств – proxy-server), с которого (которых) и будет осуществляться выход в Интернет [19] .

Это понятие позволяет сделать некоторые выводы в правовом аспекте22:

1. Сеть Интернет существует на международном уровне, поэтому ее полное регулирование в рамках национального законодательства невозможно. Национальное законодательство может проконтролировать свои национальные доменные имена (например, RU – для России), упорядочить присвоение и оборот доменных имен, проконтролировать провайдеров, которые обеспечивают выход в Интернет на территории государства.

2. Выход в Интернет возможен после заключения договора с поставщиком услуг, который присваивает IP-адрес техническому устройству, с которого и осуществляется выход, следовательно, возможен контроль над информационным обменом посредством IP-адресов.

Например, в случае, если информация была незаконно скопирована, можно узнать IP-адрес компьютера, с которого это сделали, и по этому адресу через поставщика услуг установить владельца компьютера.

Информационные ресурсы Интернета строятся по системе корневого каталога, а именно домен первого, второго, третьего уровней и т.д. На примере сайта: домен первого уровня –.ru, домен второго – www.msu.ru, домен третьего www.msu.law.ru, т.е. домены каждого уровня отличаются еще большей детализацией, все более и более разветвляясь. Появление доменных имен второго и следующего уровней строится следующим образом: регистратор зоны.ru предоставил обладателю доменного имени msu.ru специальное полномочие, позволяющее вести собственный реестр доменных имен, заканчивающихся на msu.ru. Обладатель домена msu.ru создал в собственном реестре запись о доменном имени msu.law.ru. Таким образом, очевидно, что распределение доменных имен, как и IP-адресов осуществляется в Интернете централизовано при помощи делегирования полномочий от вышестоящих регистрационных структур нижестоящим.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что сеть Интернет представляет собой постоянно развивающуюся, открытую международную коммуникационную сеть, построенную по принципу жесткой иерархии, но не лишенную механизма саморегуляции и контроля на международном уровне[20]. Сама сеть, как и рынок, с одной стороны, не может быть полностью неконтролируемой, с другой – не может быть полностью регламентируемой. Экономика показала, насколько губительными являются крайние подходы и сколь важно найти баланс интересов и следовать ему. Таким образом, задача гражданского права состоит в разработке определенного регламента отношений участников оборота, которые позволят обеспечить защиту авторских прав и соблюсти интересы участников информационного обмена.

При регулировании общественных отношений, связанных с использованием Интернета, возникает приоритетный вопрос о его правовой природе. И первое, на что обращают внимание теоретические исследования в этой сфере, это возможность признания Интернета субъектом или объектом (предметом) права (правоотношения). Среди ученых, занимающихся правовыми проблемами Интернета, нет единого мнения по вопросу, является ли Интернет объектом права. Существует мнение, что Интернет как глобальную компьютерную сеть можно рассматривать в качестве объекта правоотношения, т.е. материального и нематериального блага, способного удовлетворить интерес управомоченного[21]. Некоторые даже рассматривают Интернет в качестве особого объекта права, поскольку с точки зрения права нет препятствий для того, чтобы в перспективе сконцентрировать всю совокупность объектов, составляющих Интернет, в одних руках[22].

Присутствует и обратное мнение о том, что вся совокупность оборудования, информационных ресурсов, средств связи и телекоммуникаций, составляющая в целом Интернет, никак не обособлена, у нее нет одного конкретного собственника, владельца, Интернет в целом никому не принадлежит и потому объектом права не является[23].

Вторая точка зрения представляется более правильной[24]. Каждая отдельная сеть является самостоятельным комплексом, имеющим свое название, структуру, а также собственника (владельца), осуществляющего обслуживание сети и ее администрирование. В частности, согласно Закону о связи, сети связи и средства связи могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц. То есть отдельные сети связи – это объекты вещных прав. Интернет – это техническое объединение сетей связи, не влекущее передачу каких-либо юридических прав на эти сети. Все собственники сетей, входящих в состав Интернета, сохраняют свои права в полном объеме. Каких-либо новых прав и субъектов этих прав не возникает. Так же и все информационные ресурсы, передаваемые или распространяемые посредством Интернета, имеют своих собственников и владельцев. Каждый информационный ресурс – объект отдельных прав. Объектом законного интереса может быть вся информация определенного рода, независимо от ее принадлежности. Например, порнографическая информация вне зависимости от того, от кого она исходит, может быть объектом права ребенка на сохранение нравственного и психического здоровья. Однако невозможно представить право, объектом которого будет вся информация любого содержания, включая информацию в виде программ. Права на технические объекты, составляющие Интернет, и на обращающуюся посредством него информацию отделены друг от друга.

Интернет не является единым объектом какого-либо права еще и потому, что это означало бы одновременно право и на материальную, физическую основу сети, и на информацию, предоставляемую и распространяемую посредством Интернета, т.е. на два разнородных объекта (точнее, совокупности объектов). Не существует и субъекта, который мог бы иметь право на Интернет в целом как объект, поскольку для этого юрисдикция, в рамках которой действует такой гипотетический субъект, должна была бы распространяться на Интернет в целом, но сейчас подобного рода юрисдикции нет. Такие международные организации, как ICANN, IETF имеют полномочия, ограниченные только техническими вопросами (система IP-адресов, доменные имена и т.д.), но не имеют никакого права в отношении информации, предоставляемой или распространяемой посредством Интернета. Интернет как система сетей проявляет такое свойство, как принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов. Из совокупности объектов прав получается целое, не обладающее таким юридическим свойством.

Аналогично вся совокупность пользователей Интернета также не образует коллективного субъекта, поскольку их объединяет только то, что они передают, распространяют и получают информацию – совершенно разную информацию – с использованием одного технического способа.

Таким образом, при выборе модели правового регулирования Интернета необходимо исходить из объективных условий, вытекающих из самого устройства Интернета[25]:

1. Интернет составляют отдельные объекты права двух видов – материальные (технические устройства, физическая основа сети – узлы, терминалы и каналы связи) и нематериальные (информация, предоставляемая или распространяемая через Интернет).

2. Интернет в целом не является объектом права. Каждая отдельная сеть, составляющая часть Интернета, является объектом чьей-либо собственности. Интернет в целом не принадлежит никому, это объединение сетей без передачи вещных прав. Не существует субъекта, обладающего правом собственности или управленческими правомочиями в отношении Интернета в целом.

3. Нет единого центра, из которого можно было бы «выключить» весь Интернет или контролировать технически всю информацию, распространяемую посредством него.

4. Архитектура Интернета не привязана к границам и юрисдикциям государств и не отражает их.

Объектом правового регулирования являются отношения, возникающие в процессе функционирования сети Интернет. В теории права признано, что общим объектом правового регулирования являются общественные отношения, трансформирующиеся под воздействием права в правоотношения[26]. Поэтому ключевым моментом при рассмотрении вопроса о правовом регулировании использования Интернета является определение специфической группы общественных отношений и их классификация.

Обоснованным представляется выделение двух групп правоотношений в Интернете: отношения типа «пользователь-провайдер» и «пользователь-пользователь»[27]. Если говорить об отношениях, складывающихся между пользователями (клиентами сети) и провайдерами (поставщиками услуг доступа к сети), считается, что предмет правоотношений между ними составляют услуги по подключению[28], а отношения пользователей – это комплекс общественных отношений, зачастую не охватываемых классификацией.

Таким образом, общественные отношения в сфере функционирования сети Интернет – это такие отношения, в которых посредством Интернета осуществляется связь между их участниками (коммуникационные интернет-отношения), а также отношения, имеющие своим объектом технологическую систему Интернета или предоставляемую или распространяемую через Интернет информацию (объектные или информационные интернет-отношения)[29].

Интернет-правоотношение можно определить как интернет-отношение, урегулированное правом. Оно может быть любого вида: и коммуникационным, и информационным.

Примерами коммуникационных правоотношений являются отношения: между разработчиками трансграничных информационных сетей и их партнерами, которые находятся в договорных отношениях; между специалистами, производящими и распространяющими информацию в Интернете; между перечисленными выше субъектами и потребителями информации в Интернете; между гражданами, организациями, фирмами и иными потребителями; между провайдерами (операторами) и пользователями (клиентами) сетями для своих собственных нужд.

Информационное правоотношение – это урегулированное информационно-правовой нормой общественное отношение в информационной сфере, т.е. отношение по поводу таких объектов, как информация, информационные технологии, информационные системы и т.п[30].

Как известно, структуру правоотношений в праве составляют: объект; субъекты – участники правоотношений; содержание – фактическое и юридическое[31].

Исходя из вышеизложенного, объектами правоотношений в интернет-среде являются:

1. Информация, предоставляемая или распространяемая посредством Интернета. В связи с этим основным объектом оборота, а, следовательно, и правоотношений в интернет-среде становится исключительное право, непосредственно связанное с интеллектуальной собственностью, охватывающей авторское право, включая авторское право на компьютерные программы; смежные права, патенты, промышленные образцы, географические указания, включая указания происхождения, товарные знаки и знаки обслуживания, топологии интегральных микросхем.

2. Материальные объекты: технические составляющие Интернета, Интернет как технологическая система, а также права на них, услуги по их предоставлению, обслуживанию и т.д. Это объекты отношений, например, по аренде дискового пространства на серверах (здесь объектом будет само дисковое пространство), по предоставлению услуги доступа в Интернет (здесь объект, в соответствии со статьей 128 Гражданского кодекса РФ – соответствующая услуга) и т.д.

Основными субъектами информационного обмена в интернет-среде являются обладатели, потребители информации, провайдеры (технические посредники), а также финансовые посредники (платежные агенты и автоматизированные системы управления титульными денежными знаками – электронные кошельки)[32].

Обладатель информации – лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к определенной информации, определяемой по каким-либо признакам.

Статус обладателя информации регулируется статьей 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В ней указано, что обладатель информации вправе разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа; использовать информацию, в том числе распространять ее по своему усмотрению; передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании; защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования другими лицами.

Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан соблюдать права и законные интересы иных лиц, принимать меры по защите информации, ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

Согласно статье 128 ГК РФ информация не является предметом оборота, поскольку законодатель справедливо полагает, что информация либо является общедоступной (новости, факты) и поэтому не нуждается в регулировании, либо составляет охраняемый результат интеллектуальной деятельности и подпадает под регулирование части четвертой ГК РФ.

Введение категории «обладатель информации» вызвано тем, что объекты исключительных прав также являются информацией, просто этой информации придан особый правой статус. Лицо передает байты информации, а именно объект авторского права, переведенный в машинный код. Поэтому, когда лицо так или иначе использует в обороте охраняемый результат интеллектуальной деятельности, к простому регулированию информации добавляется гражданско-правовое регулирование оборота авторских прав.

Потребитель информации – это субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.

Провайдер – организация, предоставляющая услуги доступа к Интернету и иные связанные с Интернетом услуги. В число предоставляемых интернет-провайдером услуг могут входить: доступ в Интернет по коммутируемым и выделенным каналам; выделение дискового пространства для хранения и обеспечения работы сайтов (хостинг), поддержка работы почтовых ящиков или виртуального почтового сервера; размещение оборудования клиента на площадке провайдера (колокация); аренда выделенных и виртуальных серверов; резервирование данных и иные услуги.

Исходя из структуры и особенностей сети Интернет, весь информационный оборот – размещение, обмен и потребление информации происходит при участии провайдеров, а именно лиц, предоставляющих уникальный IP-адрес, необходимый для выхода в Интернет.

С юридической точки зрения, интернет-провайдер – это оператор связи, имеющий лицензию на один из следующих видов услуг: услуги связи по предоставлению каналов связи, услуги связи в сети передачи данных, за исключением передачи голосовой информации, услуги связи по передаче голосовой информации в сети передачи данных, телематические услуги связи.

Провайдер имеет возможность в определенных рамках контролировать информацию, которая передается в сеть или получается из сети при пользовании его услугами. В этом смысле каждый провайдер имеет потенциальную возможность устанавливать определенные стандарты пользования сетью или отдельными интернет-сервисами своих клиентов.

Государство благодаря определенным механизмам также может регулировать и контролировать деятельность провайдеров, предоставляющих услуги на его территории, при помощи самых различных юридических институтов. Каждый провайдер находится в непосредственной зависимости от локального или регионального интернет-регистратора, а также в опосредованной зависимости от организации международного уровня по контролю над доменными именами ICANN[33]. Система адресации, на которой построен Интернет, позволяет лишить провайдера возможности осуществлять деятельность путем изъятия у него доменного имени сервера или IP-адреса.

Согласно американской доктрине, провайдер – исключительно техническая фигура, которая реализует услуги по размещению и предоставлению доступа к информации при помощи автоматизированных программно-технических средств, без оценки содержания и обработки передаваемой информации человеком[34]. Именно поэтому на провайдеров невозможно возложить обязанности по контролю над содержанием информации, поскольку в большинстве случаев провайдеры лишь предоставляют пространство на жестком диске для размещения сайта, при этом они теряют контроль над использованием выделенного дискового пространства.

Такого же подхода придерживается российская доктрина, определяя, что провайдер является оператором связи, что снимает с них ответственность за распространение информации. Это, несомненно, справедливо, так как провайдеры выступают либо как распространители информации (поэтому в случае нарушения авторских прав несут ответственность как нарушители), либо как информационные посредники, которые предоставляют на своем дисковом пространстве место для размещения информации. В этом случае они теряют контроль над дисковым пространством и не несут ответственности.

Однако, несмотря на то, что провайдеры не в состоянии контролировать информационный поток, при защите свободы информации важным является то, что у них есть власть прекратить существование сайта или ресурса или ограничить к нему доступ. Поэтому в случае обращения контролирующего органа или в силу прямого требования закона провайдеры обязаны исполнить установленное предписание.

Субъектами правоотношений в интернет-среде являются также платежные агенты – организации, осуществляющие оборот титульными денежными знаками – электронными деньгами. Платежного агента можно определить как юридическое лицо либо автоматизированную систему оборота титульных денежных знаков (платежные терминалы), осуществляющую прием денежных средств, перевод денежных средств в титульные денежные знаки (Webmoney, PayCash, CyberPlat, E-gold, E-port и т.д.) и передачу титульных денежных знаков по требованию обладателя либо перевод в денежные средства в соответствии с обменным курсом, установленным платежным агентом.

Анализируя общие подходы к правовому регулированию отношений, связанных с Интернетом, важно рассмотреть вопрос о том, какое отношение имеет Интернет к средствам массовой информации. Сегодня потребность человека в информации в основном удовлетворяется путем обращения к «всемирной паутине». Понятно, почему Интернет рассматривается всеми как глобальное средство массовой информации.

Интернет не случайно обозначается как информационно-теле- коммуникационная сеть, поскольку превращает пассивных субъектов в активных участников коммуникации благодаря возможности обратной связи.

Потребляя информационные ресурсы Сети, пользователь имеет возможность высказать свое отношение к увиденному, услышанному или прочитанному, что позволяет обращаться огромнейшему массиву информации с возможностью обратной связи, дает возможность общаться людям, разделенным огромными расстояниями, и по праву именуется социологами средством массовой коммуникации.

Фактически сеть Интернет выполняет все функции, свойственные обычным средствам массовой информации, даже обладает неким преимуществом перед ними[35].

Широкие возможности информационного воздействия Интернета не позволяют его рассматривать вне связи с массовой информацией. Если сравнивать Интернет с печатными изданиями, радио и телевидением, то последние проигрывают в оперативности обновления материала, в быстроте доступа, одновременном использовании текстовой, звуковой и видеоинформации, в возможности широкого выбора тематики. Как отмечается в некоторых исследованиях, Интернет сумел совместить в себе и телевидение, и радио, и прессу[36].

В июне 2011 г. в Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» были внесены изменения, затронувшие ключевой для регулирования Интернета вопрос о природе интернет-ресурсов и их соотношении со средствами массовой информации. Исходя из новой редакции статьи 2 указанного Закона о СМИ сетевые ресурсы Интернета, в первую очередь, интернетсайты, относятся к средствам массовой информации лишь при наличии определенных условий – регистрации сайта в качестве сетевого издания. Согласно статье 8 Закона, сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет является средством массовой информации (сетевым изданием), если он зарегистрирован в качестве средства массовой информации. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который не зарегистрирован в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является.

Таким образом, с одной стороны, сетевые издания включены в понятие «средства массовой информации», с другой – закреплена добровольность регистрации интернет-ресурсов в качестве средств массовой информации.

Природа Интернета не должна восприниматься односторонне (либо как средство связи между людьми, либо как форма массового распространения информации), должны учитываться все его функции. Интернет может выполнять как функцию распространения информации среди неограниченного круга лиц (например, новостные сайты), так и функцию передачи информации конкретному лицу (например, электронная почта). Очевидно, что эти разные функции требуют разных режимов правового регулирования.

Итак, в соответствии с российским законодательством решение вопроса о природе ресурса и, как следствие, о применимости к нему законодательства о средствах массовой информации оставлено на усмотрение владельца ресурса (добровольная регистрация). Представляется, что такой подход может повлечь злоупотребления со стороны владельцев тех ресурсов, которые фактически распространяют массовую информацию, но не приобрели соответствующий официальный статус. Как представляется, в законодательстве необходимо определить ключевые признаки сетевых ресурсов, позволяющие идентифицировать те из них, которые относятся к средствам массовой информации. Такими признаками могли бы стать: количество посещений конкретного интернет-ресурса, режим доступа к нему, регулярность обновления, социальная значимость информации, размещаемой на ресурсе, наличие постоянного названия и т.д. Безусловно, установление этих признаков требует решения ряда технических вопросов контроля, однако только это позволит действительно эффективно регулировать оборот информации в Интернете.

С учетом изложенного отношения, возникающие при использовании и по поводу сети Интернет, могут и должны подвергаться правовому регулированию по всем канонам юридической теории, с учетом особенностей сетевого пространства и только в той мере, в которой это необходимо для предотвращения вреда международному сообществу, национальным государствам, социальным группам, хозяйствующим субъектам и отдельным индивидуумам.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.