Противодействие распространению в сети Интернет информации экстремистской и террористической направленности — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Противодействие распространению в сети Интернет информации экстремистской и террористической направленности

2020-12-08 155
Противодействие распространению в сети Интернет информации экстремистской и террористической направленности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эффективное противодействие экстремизму и терроризму в 21-м веке становится ключевой задачей государств и международного сообщества в целом. Волна масштабных террористических атак захлестывает мир, включая столицы ведущих западноевропейских стран. Идеология экстремизма, в том числе религиозного и националистического толка, явилась идейной основой и катализатором многих «цветных революций», государственных переворотов и гражданских войн, повлекших многотысячные человеческие жертвы. Угрозами безопасности всего мироустройства стали запрещенная в Российской Федерации международная террористическая организация «Исламское государство», социальные катаклизмы в виде трагических событий в ближневосточном регионе и беспрецедентного миграционного кризиса в Западной Европе. Одной из основных целей экстремистских сообществ является дестабилизация общественно-политической ситуации, подрыв основ государственного строя в Российской Федерации.

Для достижения своих целей члены радикальных группировок активно используют коммуникативные возможности сети Интернет. Она используется для пропаганды экстремизма и терроризма, привлечения новых членов незаконных вооруженных формирований, разжигания национальной и религиозной нетерпимости, разлагающего влияния на молодежь и социальнонеустроенную часть населения.

Согласно статье 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремистской деятельностью (экстремизмом) является: насильственное изменение основ конституционного строя и

нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая

деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религи-

озной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избиратель-

ных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных

органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам политической, идеоло-

гической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атри-

бутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстре-

кательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их

организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Экстремистские материалы – это предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

В силу требований статей 11, 13 названного Федерального закона, в Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов через средства массовой информации и осуществление ими экстремистской деятельности. В случае нарушения указанных требований, деятельность соответствующего средства массовой информации может быть прекращена по решению суда на основании заявления уполномоченного государственного органа, осуществившего регистрацию данного средства массовой информации, либо федерального органа исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора.

Копия вступившего в законную силу решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется судом в трехдневный срок в федеральный орган государственной регистрации, который в течение тридцати дней вносит их в федеральный список экстремистских материалов.

Порядок ведения федерального списка экстремистских материалов утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 11.12.2015 № 289. Указанный список размещен на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в подразделе «деятельность в сфере некоммерческих организаций» раздела «деятельность»[96].

В соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. В случае если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные этим Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 19.11.2009 № 362 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности» надзор за исполнением законов в этой сфере назван одним из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры.

Особое внимание прокурорам предписано уделять обеспечению постоянного и эффективного надзора за исполнением законодательства о межнациональных отношениях и противодействии экстремизму в деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и их территориальных органов, в том числе за своевременностью, полнотой, законностью и обоснованностью принимаемых ими мер по выявлению и пресечению экстремистских проявлений.

В целях недопущения использования средств массовой информации, сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности прокурорами организован их мониторинг, а также установлено постоянное взаимодействие с территориальными подразделениями федерального органа исполнительной власти, на которые возложены функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций.

При выявлении информационных материалов экстремистского характера обеспечивается проведение соответствующих исследований и судебных экспертиз в рамках доследственных проверок и расследования уголовных дел. При наличии положительных экспертных заключений решается вопрос о направлении в суды заявлений об установлении наличия в информационных материалах признаков экстремизма и признании их экстремистскими.

Для пресечения и предупреждения правонарушений прокуроры обязаны в полной мере использовать имеющиеся полномочия, в том числе предусмотренные статьями 6 – 11 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»: объявление предостережения и вынесение предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, обращение в суд с заявлением о ликвидации общественного или религиозного объединения, иной организации и запрещении их деятельности, о прекращении деятельности средства массовой информации.

Участие в судебных заседаниях по рассмотрению дел о признании информационных материалов экстремистскими, ликвидации и запрете деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, средств массовой информации, нарушающих законодательство о противодействии экстремистской деятельности, поддержание государственного обвинения по уголовным делам экстремистской направленности поручается наиболее опытным и квалифицированным работникам прокуратуры.

На практике экстремистские материалы выявляются прокурорами в результате:

мониторинга средств массовой информации; мониторинга сети Интернет; изучения материалов доследственных проверок и уголовных

дел по фактам совершения преступлений экстремистской направленности, материалов оперативно-розыскной деятельности; проверок исполнения законодательства о публичных мероприятиях; проверок исполнения законодательства о предвыборной аги-

тации; других мероприятий.

В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», таковыми являются периодические печатные издания, сетевые издания, телеканалы, радиоканалы, телепрограммы, радиопрограммы, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). При этом под сетевым изданием понимается сайт в сети Интернет, зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с указанным Законом РФ.

Мониторинг включает в себя наблюдение за потенциальными источниками информации (интернет-сайты), сохранение найденного материала и его передачу для дальнейшего анализа руководителю подразделения для принятия решения об организации проверки.

Важным для мониторинга источником информации являются официально зарегистрированные интернет-издания периодических печатаных изданий, интернет-сайты, аккумулирующие новости с других ресурсов, «новостные ленты».

При использовании поисковых сайтов для выявления интернетсайтов, содержащих экстремистские материалы, уже включенные в федеральный список экстремистских материалов, в поисковую запросную строку на поисковом сайте вводится наименование (или отдельные фразы из наименования) указанных материалов, имена их авторов.

Для выявления экстремистских материалов, еще не признанных таковыми судами и не включенных в федеральный список, в поисковую запросную строку на поисковом сайте вводятся фразы, содержащие заведомо экстремистские высказывания, а также наименования запрещенных экстремистских и террористических организаций, имена их лидеров.

Для большей эффективности обнаружения экстремистских материалов прокурорами изучается не только страница, выданная поисковой системой, но и весь интернет-сайт, а также размещенные на нем активные гиперссылки с целью выявления других материалов экстремистского содержания.

Зачастую с целью сокрытия от правоохранительных органов фактов размещения экстремистских материалов злоумышленники используют сокращенные наименования экстремистских материалов или их обозначение с использованием латинских букв, поэтому в поисковые запросы помимо фраз на русском языке целесообразно вводить также слова и выражения с использованием сокращений и латинских букв.

Как правило, крупные изготовители и продавцы аудиовизуальных произведений размещают список продукции в сети Интернет на своих сайтах.

Для признания информации экстремистской зачастую необходимо проведение ее исследования с привлечением высококвалифицированных специалистов.

При исследовании информационных материалов большое значение имеет вид исследования, компетенция специалиста (эксперта), его опыт работы, квалификация.

Экспертами должно выясняться наличие призывов к осуществлению экстремистской деятельности либо обоснование, оправдание необходимости осуществления такой деятельности, наличие информации, обосновывающей или оправдывающей практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Наиболее распространенными видами исследований информационных материалов являются: лингвистические, психологолингвистические, психолингвистические, социально-психологические. Также исследования (экспертизы) проводятся в области истории, религии, политологии, этнологии и других областях знаний.

При назначении исследований следует учитывать задачи их проведения, имеющиеся материалы, фактические обстоятельства их распространения.

Задачами лингвистического исследования являются:

толкование и разъяснение значений и происхождение слов, словосочетаний, устойчивых фразеологических выражений (идиом); интерпретация основного и дополнительного значения языко-

вой единицы или единицы речи (устной или письменной); осуществление толкования положений текста документа для установления того, какие варианты понимания этих положений возможны в современном дискурсе; проведение исследования товарных знаков, словесных обозначений, девизов, слоганов, рекламных текстов, коммерческих, фирменных наименований на предмет их тождественности или сходности до степени смешения с другими обозначениями (например, фашистской атрибутикой); проведение исследования текста (фрагмента) с целью выяв-

ления его смысловой направленности, модальности пропозиций, экспрессивности и эмотивности речевых единиц, их формальнограмматической характеристики и семантики, специфики использованных стилистических средств и приемов.

Во многих случаях имеется необходимость проведения комплексного психолого-лингвистического исследования информационных материалов.

Комплексный подход к исследованию экстремистских материалов необходим в случаях использования специальных манипулятивных приемов речевого воздействия или вуалирования экстремистских призывов псевдопатриотическими лозунгами, использования скрытой пропаганды, специальных композиционных приемов в комбинации с изобразительными средствами, компьютерной графикой, анимацией, видеоклипами и т.д. Выявление смысловой направленности высказываний экстремистского толка, разоблачение скрытых приемов призыва, пропаганды, оправдания или обоснования экстремистской деятельности, социальной вражды и ненависти является центральным звеном в установлении информационного материала.

При назначении комплексного психолого-лингвистического исследования учитываются следующие особенности:

публичность предполагает, что информационные материалы экстремистского толка предназначены именно для публичного восприятия и распространяются устно, письменно или с помощью технических средств (включая печатные и электронные СМИ, службы sms-сообщений, электронные рассылки по локальным и социальным сетям, сайты Интернета и т.п.); призывы являются одной из форм активного воздействия на

сознание, волю и поведение людей для формирования в них побуждения к определенному виду насильственной деятельности, например, изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации. Отличительной чертой призывов является их лозунговый, обобщенный характер. Они не обращены персонально к какому-либо конкретному адресату и не содержат указания о конкретном месте, времени и способе совершения экстремистских действий. Форма репрезентации призыва может быть различной: устная, письменная, наглядно-демонстрационная, графико-изобразительная, мультимедийная (видеоклип), анимационная, смешанная и т.п.;

спектр экстремистских высказываний не ограничивается только языковой формой призыва, но может быть представлен и речевыми формулами оправдания, обоснования экстремистской деятельности, а также пропаганды исключительности, превосходства или неполноценности одной социальной, национальной или религиозной общности, группы по отношению к другой; при высказывании ненавистнических идей в тексте может отсутствовать указание на конкретных людей либо их имена приводятся только в качестве иллюстрации общей «враждебности» определенной социальной группы. Тем самым данной общности приписываются обобщенные отрицательные свойства, формирующие психологическую установку неприязненного отношения к человеку или группе лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе.

В процессе проведения как лингвистического, так и психолого-лингвистического исследования перед экспертами, как правило, ставятся следующие вопросы.

Имеются ли в представленном тексте высказывания, содержащие призывы к осуществлению экстремистской деятельности? Имеются ли в представленном тексте высказывания экстремистской направленности?

Имеются ли в представленном материале высказывания, содержащие призывы к массовым беспорядкам, призывы к насилию над гражданами, призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации?

Являются ли призывы (высказывания) публичными?

Имеются ли в тексте высказывания, направленные на возбуждение расовой, национальной, социальной, религиозной вражды?

Имеются ли в представленном материале высказывания, направленные на пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной, социальной, расовой, религиозной или языковой принадлежности?

Каково дословное содержание митинга, шествия и т.п., зафиксированных на представленном носителе (диск, флэш-карта, иной носитель с указанием папки, где расположен материал)?

Какие языковые средства использованы в представленных материалах для формирования негативных или оскорбительных характеристик в адрес какой-либо национальной, религиозной, расовой или социальной группы?

Использованы ли в представленных на исследование материалах специальные языковые или иные средства (какие именно) для целенаправленной передачи оскорбительных характеристик, отрицательных эмоциональных оценок, негативных установок и побуждений к действиям против какой-либо нации, социальной группы или отдельных лиц как её представителей?

Имеются ли признаки оказания психологического воздействия на читателей, слушателей, зрителей, граждан в материалах, представленных на исследование?

Практика обращения прокуроров в суд с заявлениями о признании информационных материалов экстремистскими свидетельствует о необходимости тщательного подхода к формулированию требований, индивидуальных признаков информационного материала, соблюдения законодательства о персональных данных.

В целях предотвращения подобных фактов и формирования оптимальной практики надзорной деятельности, Генеральным прокурором Российской Федерации 16.03.2016 издан приказ № 159 «О порядке реализации прокурорами полномочий по направлению в суд заявлений о признании информационных материалов экстремистскими».

Прокурорам городов, районов, другим территориальным, приравненных к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур направление в суды заявлений данной категории запрещено. Право на направление в федеральные суды заявлений о признании информационных материалов экстремистскими предоставлено только прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур и их заместителям, с обязательным предварительным согласованием с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Прокурорам также предписано при решении вопросов о принятии мер прокурорского реагирования не допускать действий, которые могут спровоцировать неблагоприятные социальные последствия, а также учитывать, что Библия, Коран, Танах, Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами.

Пресечение распространения экстремистской информации осуществляется в соответствии с уголовным, административным и гражданским законодательством.

При выявлении фактов изготовления, хранения или распространения экстремистских материалов прокурорами рассматривается вопрос о наличии признаков составов преступлений, предусмотренных статьями 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) Уголовного кодекса Российской Федерации, или административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 (производство и распространение экстремистских материалов) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При установлении умысла распространителей экстремистских материалов на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе прокурорами решается вопрос о направлении материалов в следственные органы в порядке статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

В случае если информационные материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов, распространялись, производились или хранились в целях распространения при отсутствии умысла на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какойлибо социальной группе, а, например, при наличии умысла на получение прибыли, прокурорами решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 20.29 КоАП РФ.

В соответствии со статьями 7, 8 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» общественному или религиозному объединению либо иной организации в случае выявления в их деятельности признаков экстремизма, а также учредителю и (или) редакции (главному редактору) средства массовой информации в случае распространения экстремистских материалов Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему соответствующим прокурором выносится предупреждение.

Специфика функционирования сети Интернет зачастую не позволяет определить владельца интернет-ресурса и место размещения сервера, содержащего экстремистские материалы. В связи с этим наиболее эффективным методом противодействия экстремистским проявлением в сети Интернет является ограничение доступа пользователей к ресурсам, содержащим экстремистские материалы.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ, способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Оно осуществляется компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров.

Распространение информации экстремистской направленности подрывает основы национальной безопасности Российской Федерации, нарушает конституционные права граждан, которые они могут использовать и защищать вне зависимости от национальной, расовой или религиозной принадлежности.

Технические возможности ограничивать доступ пользователей к интернет-сайту в целом и к его отдельным страницам имеются у провайдеров. В связи с этим прокуроры обращаются в суды с заявлениями об обязании провайдеров ограничить абонентам передачу информации, размещенной по конкретному адресу в сети Интернет.

Так, прокуратурой г. Буйнакска Республики Дагестан была проведена проверка исполнения законодательства о противодействии экстремистской деятельности организациями, предоставляющими телематические услуги связи. В ходе проверки установлено, что организацией, являющейся интернет-провайдером в г. Буйнакске и Буйнакском районе Республики Дагестан, предоставляется доступ пользователям в сеть Интернет, в том числе на интернет-сайт, содержащий текст песни музыкальной группы «Warriors of Zion» («Войны Сиона») под названием «Братья кавказцы», который признан экстремистским материалом решением Октябрьского районного суда г. Санкт-Петербурга от 27.10.2015. Кроме того, было выявлено еще 8 интернет-сайтов, содержащих материалы, признанные экстремистскими решением Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.10.2015. Прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с требованием обязать организацию-провайдера ограничить абонентам доступ на указанные интернет-сайты путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP-адресов этих сайтов. Исковые требования прокурора Буйнакским городским судом 11.02.2016 удовлетворены полностью, Верховный суд Республики Дагестан оставил данное решение без изменений.

Заявления в суд об ограничении доступа к ресурсам сети Интернет могут быть также предъявлены к организациям, не являющимся интернет-провайдерами, но имеющим техническую возможность ограничить доступ пользователей – сотрудников организации или иных лиц, пользующихся услугами доступа к сети Интернет в данной организации (например, образовательные учреждения, интернет-кафе и т.д.).

Органы прокуратуры активно используют предоставленные им полномочия по противодействию распространению экстремистских материалов в Интернет.

Прокуроры добиваются устранения нарушений закона от организаций, оказывающих услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, применяют полномочия, предоставленные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

В результате объявления прокурорами предостережений о недопустимости нарушений закона, внесения представлений об устранении нарушений закона зачастую провайдеры ограничивают доступ к интернет-ресурсам с экстремистской информацией в добровольном порядке.

В иных случаях прокуроры добиваются этого в судебном порядке. Начиная с установления такого порядка в 2002 году, судами по заявлениям прокуроров признано экстремистскими более 3 тыс. информационных материалов. Это книги и брошюры, аудио- и видеоматериалы экстремистской направленности, формирующие нетерпимость и агрессию по отношению к другим нациям и религиям. В их числе книги Гитлера и Геббельса, экстремистская литература террористических организаций «Хизб ут-Тахрир аль-Ислам» и «Нурджулар», национал-социалистической партии «Русское национальное единство», агитационные материалы идеологов и участников незаконных вооруженных формирований.

Так, прокуратура г. Москвы обратилась в суд с заявлением о признании экстремистскими материалами 10 статей, размещенных на одном из интернет-сайтов и содержащих призывы к дискриминационным действиям в отношении части населения, психологические и лингвистические признаки возбуждения вражды, ненависти по совокупности социального и этнического признаков. Решением Тверского районного суда г. Москвы от 01.07.2015 требования прокуратуры удовлетворены.

Прокурор Вахитовского района г. Казани обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указано, что в результате проведенных поисковых мероприятий в социальной сети «ВКонтакте» на личной странице пользователя И. обнаружен и задокументирован видеоролик под названием «Обращение к Президенту Республики Татарстан» длительностью 2 минуты 49 секунд. Согласно заключению эксперта-религиоведа, в указанном материале присутствуют специфические черты, свойственные идеологии международной террористической организации «Партия исламского освобождения» («Хизб-ут Тахрир аль-Ислам») и элементы ее атрибутики. Названная интернетстраница принадлежала гражданину И., который приговором суда признан виновным в совершении ряда уголовных преступлений с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на 3 года 6 месяцев с отбыванием наказания в колонии-поселении. Указанным приговором установлено, что И. действовал в интересах международной террористической организации «Партия исламского освобождения» («Хизб-ут Тахрир аль-Ислам») и вовлечения в ее деятельность. Требования прокурора судом удовлетворены.

Важным направлением деятельности прокуроров по пресечению распространения в сети Интернет экстремистских идей является работа по привлечению виновных лиц к административной ответственности.

Так, гражданин К. был зарегистрирован в социальной сети ВКонтакте, где создал и администрировал страницу, на которой размещался видеоролик. При этом указанный видеоматериал был признан в установленном порядке экстремистским и внесен в федеральный список экстремистских материалов. Постановлением заместителя прокурора Промышленного района г. Самары гражданину К. вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 КоАП РФ. Промышленным районным судом г. Самары К. признан виновным в совершении указанного административного правонарушения.

По постановлению прокурора г. Коряжмы Архангельской области о возбуждении дела об административном правонарушении постановлением судьи Коряжемского городского суда от 01.02.2016, оставленным без изменения решением судьи Архангельского областного суда от 10.03.2016, М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 КоАП РФ. Из материалов дела следует, что М., зарегистрировавшись на информационном портале города Коряжмы в сети Интернет, в личном блоге, доступном для общего пользования, разместил статью «Войны Света или Новая Православная Инквизиция», в которой рассуждал о фашиствующих боевых отрядах «Сорок Сороков», и также разместил эмблему с лозунгом «Православие или смерть». При этом решением Черемушкинского районного суда г. Москвы ранее лозунг «Православие или смерть» был включен в федеральный список экстремистских материалов.

Прокуратурой САО г. Москвы была проведена проверка исполнения законодательства об эффективности профилактических мероприятий по пресечению преступлений экстремистской и террористической направленности в ООО «Мэйл.Ру», являющемся администратором коммуникационного портала «MAIL.RU» и осуществляющего деятельность по созданию и использованию баз данных, а также прочую деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий. В ходе проверки установлен факт размещения на портале «MAIL.RU» экстремистского материала – видеофайла кинофильма «Вечный жид», который решением Тихвинского городского суда Ленинградской области включен в федеральный список экстремистских материалов. Таким образом, ООО «Мэйл.Ру» допустило распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 КоАП РФ.

Постановлением судьи Савеловского районного суда города Москвы от 11.06.2015 ООО «Мэйл.Ру» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей. Решением судьи Московского городского суда от 06.08.2015 и постановлением заместителя председателя Московского городского суда от 28.01.2016 указанное постановление оставлено без изменения.

В целом в 2016 году в сфере противодействия экстремизму органами прокуратуры выявлено около 60 тыс. нарушений закона, в целях устранения которых опротестовано почти 3 тыс. незаконных правовых актов, внесено более 5 тыс. представлений, предостережено 3,4 тыс. лиц, вынесено 45 предупреждений. По требованиям прокуроров к административной и дисциплинарной ответственности привлечено свыше 14 тыс. лиц, возбуждено около 120 уголовных дел. В суды прокурорами направлено более 5,6 тыс. заявлений, в том числе почти 300 заявлений – о запрете деятельности, ликвидации экстремистских организаций и о признании материалов экстремистскими.

Интенсивное распространение экстремистских проявлений, усугубление угрозы международного терроризма потребовали дополнительных законодательных и практических мер по противодействию этим опасностям. В качестве государственного органа, уполномоченного на оперативное пресечение действий экстремистской и террористической направленности в сети Интернет, определена прокуратура.

С 01.02.2014 вступила в силу статья 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», предусматривающая внесудебную форму ограничения доступа к информационным ресурсам, распространяющим запрещенную информацию определенного рода.

В частности, предусмотрено, что в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, включая случай поступления уведомления о распространении такой информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители направляют требование в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор), на основании указанного обращения, незамедлительно:

1) направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети Интернет или к информации, размещенной на нем и содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Данное требование должно содержать доменное имя сайта в сети Интернет, сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети Интернет, позволяющие идентифицировать такую информацию;

2) определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети Интернет указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети Интернет, на котором размещена информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка;

3) направляет провайдеру хостинга или иному лицу, разместившему информационный ресурс, уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка расп<


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.