Противодействие киберпреступности, правонарушениям экономической и антисоциальной направленности в сети Интернет — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Противодействие киберпреступности, правонарушениям экономической и антисоциальной направленности в сети Интернет

2020-12-08 180
Противодействие киберпреступности, правонарушениям экономической и антисоциальной направленности в сети Интернет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Высочайшая технологичность сети Интернет, анонимность, бесконтрольность, экстерриториальность его организаторов и пользователей, многомиллионная аудитория и возможность проникновения в сетевые ресурсы крупных банковских и иных финансовых учреждений, а также частных лиц повлекли за собой появление и динамичное развитие киберпреступности, многочисленных правонарушений экономической и антисоциальной направленности.

Уже в 2011 году киберпреступность оценивалась как одно из четырех наиболее распространенных экономических преступлений[112].

По результатам международного экспертного исследования, проведенного в 2012 году, было определено, что киберпреступность можно разделить на следующие категории:

– преступления против конфиденциальности, целостности и доступности компьютерных систем и данных (так называемые CIA-преступления), включая:

– неправомерный доступ, например путем взлома, обмана и иными средствами;

– неправомерный перехват компьютерных данных;

– воздействие на данные, включая повреждение, удаление, ухудшение качества, изменение или блокирование компьютерных данных;

– воздействие на функционирование системы, включая созда-ние серьезных помех функционированию компьютерной системы, например, путем распределенных атак на ключевую информационную инфраструктуру типа отказа в обслуживании;

– противозаконное использование устройств, т.е., например, производство, продажа или иные действия, направленные на обеспечение доступности программ, устройств и иных средств, предназначенных для совершения CIA-преступлений:

– преступления, совершенные при помощи компьютерных систем, включая:

– подлог и мошенничество, совершенные с использованием компьютерных технологий;

– преступления, связанные с содержанием данных, в частности детская порнография, детская эксплуатация и сексуальное насилие, расизм, ксенофобия, а также консультирование, подстрекательство, содействие путем указаний и предложение совершить преступление, начиная с убийства и кончая изнасилованием, пытками, диверсией и терроризмом. Под эту же категорию подпадают кибервымогательство, запугивание, клевета, распространение ложной информации в Интернете, азартные игры онлайн;

– преступления, связанные с нарушением авторских и смежных прав, например незаконное воспроизводство и использование компьютерных программ, аудио/видео и иных видов цифровой формы, а также баз данных и книг[113].

Причинами киберпреступности называют следующие явления:

– отсутствие в законодательстве точного определения киберпреступлений и того, что составляет это понятие. Как киберпреступление на практике рассматриваются традиционные экономические преступления, только по факту использования компьютера, электронных устройств или Интернета;

– инновации в сфере технологий, облегчающие и порождающие новые вспышки киберпреступлений.

По сравнению с другими экономическими преступлениями киберпреступление для нарушителя несет наименьшие риски, чем обычные преступления. Например, это такое киберпреступление, когда «внешний» мошенник взламывает банковскую систему удаленно, с целью хищения денег или личной информации. В данном случае можно наблюдать меньшее количество рисков по сравнению с физической кражей:

– мошенник не присутствует на месте преступления лично, что снижает шанс быть задержанным на месте преступления;

– меньше шансы правоохранительных органов идентифицировать преступника или узнать, где он конкретно находился, когда совершалось преступление.

Часто преступник расположен в другой юрисдикции. Это усложняет процесс идентификации личности, ареста и судебного преследования традиционными средствами. Киберпреступник может находиться как в собственной стране потерпевшей компании, так и за границей. Чаще всего это такие страны, как Гонконг, Китай, Индия, Нигерия, Россия и США.

Считается, что страны с более опытным IT-населением и развитыми системами онлайн-покупок обладают более высоким риском кибермошенничества[114].

Киберпреступность действительно получила широкое распространение и в последнее время представляет собой серьезную угрозу как для отдельных пользователей Сети, так и для общества в целом.

Очередной всемирный обзор экономических преступлений, базирующийся на результатах онлайн-опроса 6,3 тыс. респондентов из 115 стран мира, показал, что наиболее распространенными экономическими преступлениями являются: незаконное присвоение активов (64%), киберпреступления (32%), взяточничество и коррупция (24%). При этом обратил на себя внимание 8-процентный рост числа киберпреступлений. Более половины респондентов почувствовали повышение уровня киберрисков за последние 24 месяца, а 34% ожидали их в ближайшее время. Значительный уровень киберпреступности отмечен в секторе финансовых услуг (52% против 45% в 2014 году), коммуникационной сфере (44%); химической промышленности (34%); фармацевтике (31%); страховании (29%) и госсекторе (29%). Несмотря на большие финансовые потери, еще больший ущерб от киберпреступности респонденты видели во влиянии на репутацию организации и в росте дополнительных расходов.

Что касается мер борьбы с киберпреступностью, то лишь 37% респондентов отметили наличие в их организациях полноценного плана реагирования на киберинциденты. Почти треть заявили о его отсутствии, а 14% – об отсутствии намерения по его внедрению. Сорок пять процентов респондентов полагали, что местные правоохранительные органы не имеют должной подготовки и ресурсов для противодействия киберпреступности[115].

Уголовный кодекс Российской Федерации содержит главу 28, предусматривающую уголовную ответственность за преступления в сфере компьютерной информации.

Статьей 272 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации, в том числе с причинением крупного ущерба, совершенный из корыстной заинтересованности, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения. В случае если эти деяния повлекли тяжкие последствия или создали угрозу их наступления, они наказываются лишением свободы на срок до семи лет. При этом под компьютерной информацией понимаются сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи, крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

В соответствии со статьями 273, 274 УК РФ, установлена уголовная ответственность за создание, распространение или использование компьютерных программ либо иной компьютерной информации, заведомо предназначенных для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации или нейтрализации средств защиты компьютерной информации, а также за нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации либо информационно-телекоммуникационных сетей и оконечного оборудования, а также правил доступа к информационно-телекоммуникационным сетям, повлекшее уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации, причинившее крупный ущерб.

Вместе с тем, функциональный потенциал современных вредоносных компьютерных программ позволяет их использовать в качестве орудий или средств совершения почти всех известных уголовному законодательству преступлений. При этом постоянно расширяющиеся возможности таких программ способствовали трансформации деятельности киберпреступников в один из профессиональных подвидов корыстной преступности.

Использование вредоносных компьютерных программ в корыстных целях делает криминальную деятельность киберпреступников сверхдоходной и безопасной. Существующие правила эксплуатации киберпространства обеспечивают им скрытость преступных действий и при этом предоставляют свободный доступ к значительным материальным ресурсам. В связи с этим происходит активная криминализация киберпространства, и угроза стать жертвами киберпреступлений в современных условиях уже распространяется на всех пользователей программно-технических устройств, включая обычных держателей банковских дебетовых карт и владельцев мобильных телефонов[116].

Исследование количественных изменений, детектируемых антивирусными продуктами АО «Лаборатория Касперского» в период с 2012 по 2015 годы уникальных объектов (Uniquemalwarecount), подтвердило масштабность современной киберпреступности. По мнению исследователей, в 2015 году в Российской Федерации было совершено не менее 291 млн. киберпреступлений127.

Недавнее исследование специалистов в области обеспечения кибернетической безопасности свидетельствует о том, что по итогам 3-го квартала 2016 года Россия заняла 1-е место в мире по уровню финансовых угроз как для пользователей персональных компьютеров, так и для владельцев мобильных устройств. При этом отмечалось, что каждый 25-й пользователь дистанционного обслуживания (например, интернет- или мобильного банкинга) стал жертвой атак банковских троянов[117].

Противодействие киберпреступности органы прокуратуры обеспечивают прежде всего в рамках надзора за исполнением законодательства в уголовно-процессуальной деятельности органов предварительного расследования, оперативно-розыскной деятельности, законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, при осуществлении уголовно-судебного надзора. При обнаружении проявлений киберпреступности в ходе прокурорских проверок исполнения иного федерального законодательства соответствующие материалы направляются в следственные органы в порядке статьи 37 УПК РФ для уголовного преследования виновных лиц.

Большое значение имеет также реализация прокурорами в этой сфере ещё одной основополагающей функции органов прокуратуры – координации деятельности правоохранительных органов.

В сентябре 2016 года в Генеральной прокуратуре Российской Федерации проведено заседание Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации по вопросу «Об эффективности работы по выявлению, пресечению, расследованию и предупреждению преступлений, совершаемых с использованием современных информационнокоммуникационных технологий».

На совещании отмечалось, что в течение последних трех лет наблюдается увеличение криминальной активности в информационно-коммуникационных сферах. Развитие технологий обуславливает расширение направлений применения мобильных платформ, платной дистрибуции контента через мобильные магазины производителей компьютерной техники, электронные платежи, интернет-банкинг. Особое беспокойство вызывает их опережающее развитие по отношению к системам безопасности, что создает предпосылки для использования интернет-сервисов в преступных целях. Все большую актуальность приобретают вопросы кибермошенничества и шантажа, информационных блокад и других методов компьютерного давления, шпионажа и передачи информации лицам, не имеющим к ним доступа. Рост противоправных деяний указанной категории, не только причиняющих имущественный вред, но и посягающих на национальную безопасность, диктует необходимость повышения эффективности деятельности правоохранительных органов.

Вместе с тем принимаемые органами расследования и оперативными подразделениями меры по выявлению и раскрытию преступлений в указанной сфере пока несоразмерны оперативной обстановке. В первом полугодии 2016 года путем возбуждения уголовного дела было реализовано лишь 17% от всех находящихся в производстве дел оперативного учета. Не отвечала предъявляемым требованиям и работа по проведению процессуальных проверок по сообщениям о преступлениях рассматриваемого вида. В течение полутора лет отмечался рост количества решений об отказе в возбуждении уголовного дела по указанным сообщениям. При этом прокурорами в связи с неполнотой названных проверок отменялось каждое второе решение. Имели место факты вынесения незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и направления сообщений о преступлениях по подследственности, приводящих к укрытию преступлений от учета. В 2015 году прокурорами было восстановлено на учет 983 преступления указанной категории, в первом полугодии 2016 года – 414.

О количестве выявленных недостатков и малоэффективности усилий органов дознания и следствия совершенствовать свою деятельность в указанной сфере свидетельствует то обстоятельство, что за два последних года прокурорами в их адрес было внесено почти 2 тысячи актов реагирования, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 600 должностных лиц.

Не отвечает предъявляемым требованиям и уровень взаимодействия следственных органов с надзорными органами и кредитными учреждениями. При этом недостаточно эффективно используются возможности Росфинмониторинга по предоставлению сведений о суммах, характере и периодах совершения операций (сделок) лиц, обвиняемых или подозреваемых в совершении киберпреступлений. На ситуацию негативно влия- ет и отсутствие правовых механизмов представления по запросам правоохранительных органов информации о движении средств на счетах клиентов электронных платежных систем и блокирования счета при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

В целях повышения эффективности деятельности правоохранительных органов по выявлению, пресечению, расследованию и предупреждению преступлений, совершаемых с использованием современных информационно-коммуникационных технологий соответствующим постановлением Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации предусмотрен комплекс дополнительных организационных и практических мер по укреплению законности и правопорядка в этой сфере. В частности, признана необходимой подготовка целого ряда законодательных предложений, привлечение компаний, работающих в сфере информационной безопасности и антивирусной защиты, к проведению компьютерно-технических экспертиз, другие мероприятия.

В рамках надзора за исполнением федерального законодательства в сети Интернет, осуществляя систематический мониторинг сетевых ресурсов, прокуроры практически всех субъектов Российской Федерации выявляют и пресекают многочисленные и самые разнообразные правонарушения, не связанные напрямую с противоправным завладением компьютерной информации или созданием вредоносных компьютерных программ, но причиняющие существенный вред экономическим и социальным устоям, правам и свободам граждан.

Замедлению темпов экономического развития, росту теневой экономики, вовлечению граждан в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, сокрытию доходов от налогообложения, а также финансированию терроризма способствует широкое использование виртуальных валют.

Виртуальная валюта – это средство обмена, действующее как валюта в некоторых средах, но не имеющая общепризнанных признаков настоящей валюты. В частности, виртуальная валюта не имеет статуса законного платежного средства ни в одной юрисдикции.

Централизованные виртуальные валюты имеют единое «хранилище» и единого управляющего.

Децентрализованные виртуальные валюты, в свою очередь, не имеют единого «хранилища» и единого управляющего. Вместо этого данные «деньги» передаются от одного лица к другому без вмешательства посредников. Биткойн (Bitcoin) является наглядным примером такой виртуальной валюты. Также биткойн является криптовалютой, и это означает, что данная валюта действует на основании криптографических протоколов, которые «производят» биткойны и подтверждают их передачу[118].

Ключевые свойства биткойна заключаются в следующем:

– децентрализация. Биткойн – это система, опирающаяся на децентрализованную одноранговую сеть, функционирующую без централизованной расчетной палаты или иного посредника. Сеть биткойн не контролируется каким-либо одним учреждением. Каждый компьютер, участвующий в «добыче» биткойнов и обработке транзакций, является частью этой сети;

– неподверженность инфляции. Система биткойн разработана таким образом, что максимальное количество биткойн-монет в ней ограничено. Согласно заранее установленному алгоритму, можно эмитировать лишь 21 миллион монет. К настоящему времени уже эмитировано около 12 миллионов биткойнов (Lee 2013). Это составляет 57% всех биткойнов, которые будут когда-либо эмитированы, а к 2017 году будет эмитировано 75% монет. Последний биткойн будет «добыт» в 2140 году (Hern 2013);

– анонимность (в известной мере). Пользователи могут иметь несколько биткойн-адресов, которые, однако, не привязаны к именам, фактическим адресам или иной идентифицирующей информации. Однако недавно введенные правила функционирования бирж затрудняют сохранение анонимности в сети биткойн. Кроме того, исследователи нашли способы отслеживания транзакций по открытым адресам, но связать открытый адрес с персональными данными конкретного лица по-прежнему затруднительно;

– прозрачность. Хотя транзакции с биткойнами в известной мере анонимны, они в то же время прозрачны. На самом деле биткойны – это всего лишь записи о транзакциях между различными адресами в системе биткойн, из которых и состоит цепочка блоков. Каждый, кто находится в Сети, может видеть, сколько биткойнов хранится по каждому публичному биткойн-адресу, но установить, кому принадлежит адрес, не так-то просто;

– невозможность отмены транзакций. Отменить транзакцию с биткойнами невозможно, если только получатель фактически не отправит монеты обратно отправителю.

Причины, по которым преступник может обратиться к виртуальным валютам, следующие:

– возможность относительной анонимности для пользователя;

– простота в использовании;

– низкие комиссионные либо полное их отсутствие;

– доступ из любой точки мира через Интернет;

– возможность для использования в качестве «хранилища» или осуществления международных переводов денежных средств;

– не имеет ограничений по пределу денежных переводов;

– относительная безопасность;

– безотзывный характер переводов;

– возможность создания виртуальных валют, полностью «заточенных» под отмывание денег;

– если виртуальная валюта децентрализована, то нет никакого руководящего лица (органа), следовательно, никто не может проинформировать государственные органы о подозрительной деятельности;

– может использовать слабости в правовом режиме конкретных стран.

Данный вопрос стал особенно актуальным после того, как 02.10.2013 была закрыта анонимная торговая интернет-площадка Silk Road, находившаяся в зоне Onion анонимной сети Tor и работавшая с 2011 по 2013 год. В качестве валюты продавцы и покупатели использовали биткойны, так как это средство расчетов гарантировало анонимность. Через данную площадку прошло торговых операций на сумму около 1,2 миллиарда долларов США. Несмотря на то, что «Шелковый путь» является самой известной подпольной торговой площадкой, она была далеко не единственным местом такого рода. Существует еще множество подобных предприятий, продающих через Интернет за биткойны и иную виртуальную валюту детскую порнографию, оружие и даже контракты на наемные убийства[119].

Генеральной прокуратурой Российской Федерации был организован мониторинг ситуации с обращением так называемых виртуальных валют (криптовалют), который подтвердил рост интереса к ним, в том числе в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. В связи с этим указанные вопросы использования на территории России анонимных платежных систем и криптовалют стали предметом обсуждения на заседании Экспертной группы при Межведомственной рабочей группе по противодействию преступлениям в сфере экономики с участием ответственных должностных лиц Центрального банка России, ФСБ России и МВД России.

Получившие определенное распространение анонимные платежные системы и криптовалюты, в том числе наиболее известная из них – биткойн, являются в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 10.07.2012 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» денежными суррогатами.

Так, отличительной особенностью биткойна как виртуального средства для взаиморасчетов и накопления является отсутствие обеспеченности реальной стоимостью. Цена на него определяется исключительно спекулятивными действиями, что влечет за собой высокий риск потери стоимости и, как следствие, нарушение прав владеющих им граждан и организаций. Собственники криптовалют на территории России и других государств фактически лишены возможности защиты своих интересов в судебном и административном порядке.

В связи с этим по итогам заседания Экспертной группы при Межведомственной рабочей группе по противодействию преступлениям в сфере экономики был принят ряд конкретных решений, направленных на предотвращение нарушений имущественных прав граждан и организаций, связанных с использованием криптовалют, с учетом зарубежного опыта определены дальнейшие направления работы по правовой регламентации данной сферы. Идеи некоторых чиновников, которые ратуют за введение на территории страны криптовалюты, могут привести к новой финансовой пирамиде, которая рухнет и спровоцирует потерю гражданами и юридическими лицами их накоплений. Россия это уже проходила в 1998 г., когда рухнула финансовая пирамида ГКО, похоронив под собой экономику страны.

В ходе организованного Генеральной прокуратурой Российской Федерации мониторинга сети Интернет были установлены факты размещения информаций о приеме в качестве средства платежа виртуальных валют на территории Республики Татарстан, Красноярского края, Волгоградской, Новгородской, Новосибирской,

Пензенской, Свердловской, Томской областей, г. Москвы, СанктПетербурга и других регионов Российской Федерации.

Организованные по данным фактам прокурорские проверки показали, что в большинстве случаев предприниматели размещали информацию о возможности приема виртуальных валют до соответствующих разъяснений Центробанка России и информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, после опубликования которых ими самостоятельно приняты меры к исключению сведений о приеме криптовалют в качестве средства платежа за поставляемые товары и оказываемые услуги.

В связи с отсутствием в российском законодательстве ответственности за введение и выпуск денежных суррогатов, запрещенных к обращению на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации», органами прокуратуры при установлении таких фактов обеспечивается привлечение виновных лиц к ответственности за сопутствующие нарушения законодательства.

Так, в Новгородской области по результатам прокурорской проверки, проведенной совместно с территориальным органом ФНС России по Новгородской области, приняты меры к привлечению коммерческой организации, принимавшей биткойны в качестве средства платежа с декабря 2013 г. по февраль 2014 г., к административной ответственности в связи с неприменением контрольно-кассовой техники при реализации продукции. Постановлениями Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Новгородской области коммерческая организация и ее генеральный директор привлечены к ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ (продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники) в виде предупреждения и штрафа соответственно.

При выявлении предложений о приеме виртуальных валют в качестве средства платежа прокурорами также объявляются предостережения должностным лицам о недопустимости нарушения закона (Республика Татарстан, Красноярский край, Пензенская область и другие субъекты Российской Федерации). Кроме того, в суды Красноярского края и г. Санкт-Петербурга прокурорами направлены исковые заявления о признании содержащейся в сети Интернет информации о приеме в качестве средства платежа криптовалюты биткойн, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Вместе с тем насущной задачей является ведение ответственности за использование денежных суррогатов, в том числе криптовалют, что позволит повысить эффективность противодействия нарушениям законодательства, в том числе в части противодействия экстремизму и терроризму. Указанные вопросы активно прорабатываются уполномоченными государственными органами с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Сеть Интернет со временем превратилась в гигантскую площадку электронной коммерции, где зачастую ведется незаконная торговля, в том числе изъятыми из оборота товарами, допускаются многочисленные нарушения правил торговли и прав потребителей. Прокурорами принимаются все необходимые меры по пресечению выявленных в этой сфере нарушений законодательства.

Так, в Воронежской области пресечены попытки распространения через сеть Интернет боевого оружия. Ряд сайтов предлагал к реализации автоматы Калашникова (АКС 74У), пистолеты марок «ТТ» и «Макарова», револьверы системы «Наган», винтовки и патроны к ним, гранаты. Также предлагалось посредничество при продаже оружия и боеприпасов. Вход на сайты был свободным, регистрация пользователей не требовалась. В целях ограничения доступа к указанной информации прокурором Терновского района Воронежской области было направлено в суд соответствующее заявление, которое рассмотрено и удовлетворено. Кроме того, в органы полиции направлена информация о проведении проверочных мероприятий по факту размещения в сети Интернет предложений о продаже боевого оружия и боеприпасов[120].

По иску Буйской межрайонной прокуратуры Костромской области судом признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информация о продаже огнестрельного боевого оружия, размещенная на 9 различных интернет-сайтах.

Меры реагирования по аналогичным фактам принимались прокурорами в Республике Северная Осетия – Алания, Забайкальском, Красноярском, Ставропольском краях, Курганской области и других регионах.

Широкое распространение в сети Интернет получили факты незаконной дистанционной продажи алкоголя.

Прокурор Третьей прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к коммерческой организации – провайдеру об ограничении доступа к интернет-сайтам путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP-адресов ряда интернет-сайтов. Заявленные требования мотивированы тем, что по итогам проведенной прокурорской проверки установлено, что указанная коммерческая организация осуществляет доступ на указанные интернет-сайты в г.о. Краснознаменск Московской области, которые содержат предложения приобретения алкоголя «в подарок», «в аренду» и т.п., свидетельствующие о намерении совершить притворную сделку с целью прикрыть его незаконную продажу.

Такое предоставление возможности приобретения алкогольной продукции с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе через Интернет, фактически является распространением информации, связанной с осуществлением деятельности по продаже алкоголя. При указанной схеме отсутствует возможность обеспечения контроля за соблюдением ограничений законодательства при продаже алкогольной продукции, в том числе в ночное время и несовершеннолетним, а также создаются условия к реализации намерений по совершению притворной сделки. Иск прокурора судом удовлетворен[121].

Хорошевский межрайонный прокурор г. Москвы, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании информации, размещенной на одном интернет-сайте, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В частности, изучением интернет-страниц вышеназванного сайта установлено, что посредством размещенной на нем информации у неустановленного круга лиц имеется возможность приобрести алкогольную продукцию. Посетителям указанного сайта, размещенного в сети Интернет, предоставлялась возможность заказа различных алкогольных напитков, в том числе в ночное время, посредством предоставления услуги по продаже товаров дистанционным способом. Требования прокурора судом также удовлетворены[122].

Аналогичные меры применялись прокурорами в ряде других субъектов Российской Федерации (Калужская, Саратовская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области).

Органами прокуратуры Краснодарского края продолжена практика пресечения в судебном порядке реализации с использованием сети Интернет санкционных товаров (товаров, страной происхождения которых являются США, Канада, страны Евросоюза и другие страны, запрещенные к ввозу в Российскую Федерацию).

Всего в 2016 году в суды направлено 42 таких иска[123].

После вмешательствапрокуратуры Базарносызганского района Ульяновской области ограничен доступ к двум интернет-магазинам, реализующим санкционную продукцию – мясо крупного рогатого скота и свинины, страной происхождения которых является Канада.

По иску прокурора Октябрьского района г. Барнаула пресечены факты реализации в сети Интернет ряда вредоносных программ, через которые осуществлялся неправомерный доступ к мобильным телефонам граждан. С их помощью злоумышленники управляли чужими телефонами, отправляли и получали смс-сообщения, списывали денежные средства со счетов банковских карт граждан, переводили их на электронные кошельки и абонентские номера третьих лиц, скачивали персональные данные.

Казанская межрайонная природоохранная прокуратура в рамках проведенного мониторинга сети Интернет выявила 35 сайтов, на которых были размещены материалы, противоречащие законодательству об охране окружающей среды. Через указанные сайты, доступные для любых пользователей, осуществлялась реализация запрещенных к ввозу из других государств рыболовных сетей. Решениями судов требования прокурора удовлетворены в полном объеме. Вступившие в законную силу судебные решения направлены в Роскомнадзор для внесения указателей страниц сайтов в Единый реестр сайтов, содержащих запрещенную информацию.

Судом удовлетворены заявления Губкинской городской прокуратуры Белгородской области о признании запрещенной информации трех интернет-сайтов о продаже устройств, препятствующих видеофиксации государственных регистрационных знаков транспортных средств (пленок, наклеек, рамок на государственные номера, исключающих их идентификацию).

По инициативе прокуратуры Красногвардейского района Белгородской области заблокированы 24 интернет-ресурса, посредством которых реализовывались поддельные документы – дипломы об образовании без прохождения обучения по образовательным программам.

Прокуратурой Зубцовского района Тверской области в сети Интернет выявлены сайты, содержащие информацию о продаже удостоверений сотрудников правоохранительных структур, органов прокуратуры Российской Федерации, удостоверений адвоката и судьи, сотрудника Администрации Президента Российской Федерации. По иску прокурора суд удовлетворил требования о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации[124].

Прокуратурой Подгоренского района Воронежской области также выявлен факт распространения в сети Интернет информации об изготовлении служебных удостоверений работников прокуратуры, Следственного комитета и МВД Российской Федерации, содержащей также сведения об адресах электронной почты и сервисов мгновенного обмена электронными сообщениями, рекомендации по использованию полученных удостоверений с целью сокрытия их подложности. В целях устранения выявленных нарушений прокурором направлено в суд соответствующее заявление, которое рассмотрено и удовлетворено[125].

Прокурорами пресекались факты реализации в сети Интернет поддельных водительских удостоверений, медицинских справок и иных документов.

Широкое распространение получила практиканезаконной реализациипосредством сети Интернет лекарственных средств и медицинских изделий.

По искам прокуроров в Ульяновской области ограничен доступ к более 70 интернет-ресурсам, содержащим коммерческие объявления об оказании услуг по фиктивной постановке на регистрационный учет иностранных граждан [126].

Прокурор Советского района г. Томска в судебном порядке также запретил распространение на ряде интернет-ресурсов информации о приобретении фиктивной регистрации мигрантов138.

Широкое распространение в сети Интернет получила незаконная реклама, зачастую выступающая средством определения потенциальных жертв запланированных мошеннических действий.

В рамках надзора за исполнением законодательства в сфере долевого жилищного строительства и защиты прав обманутых дольщиков в ряде регионов прокурорами были приняты превентивные меры по пресечению распространения недостоверной рекламы застройщиков о строящихся объектах строительства (Астраханская, Владимирская, Новосибирская, Омская, Рязанская, Саратовская области и другие регионы).

В Краснодарском крае судами были удовлетворены требования прокуроров по 32 заявлениям об ограничении доступа к сайтам сети Интернет, содержащим предложения недобросовестных застройщиков о продаже квартир в городах Краснодаре и Сочи.

Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Омска удовлетворены исковые требования военного прокурора Омского гарнизона к индивидуальному предпринимателю, на ответчика возложена обязанность прекратить распространение на сайте в сети Интернет рекламы услуг по содействию в получении отсрочки от призыва на военную службу.

Судом при разрешении спора установлено, что ответчиком не представлено доказательств соответствия размещенной рекламы требованиям добросовестности и достоверности: наличия в штате врачей, специалистов, которые много лет работали в военных комиссариатах и призывных комиссиях России, наличия медицинской лицензии.

Также судом сделан вывод о намеренном создании ответчиком впечатления гарантированного получения отсрочки от призыва на военную службу. Кроме того, судом установлено, что реклама порочит компетентность призывной комиссии в вопросах определения категории годности к военной службе.

Суд исходил из системного толкования всего рекламного текста, приведенного в решении, его смысловой нагрузки применительно к установленному законодательством порядку организации призыва на военную службу. Решение суда об удовлетворении иска прокурора апелляционной инстанцией оставлено без изменений.[127]

Значительный вред причиняет размещенная в сети Интернет информация антисоциальной направленности, отрицающая законопослушное и добропорядочное поведение, пропагандирующая противоправные действия, пренебрежение к закону и нравственным принципам.

По результатам рассмотрения искового заявления прокурора Северного района г. Орла, судом признана запрещенной к распространению в Российской Федерации размещенная на сайте в сети Интернет информация о наиболее часто применяемых схемах ухода от налогообложения [128].

Прокурор Железнодорожного район


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.