Пресечение незаконного оборота наркотиков и пропаганды наркомании в сети Интернет — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Пресечение незаконного оборота наркотиков и пропаганды наркомании в сети Интернет

2020-12-08 174
Пресечение незаконного оборота наркотиков и пропаганды наркомании в сети Интернет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Согласно данным Всемирного доклада о наркотиках за 2015 год Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), динамика распространения наркотиков остается на прежнем уровне по всему миру. По примерным подсчетам общее число людей, употреблявших запрещенные наркотики в 2013 году, – немногим более 5 процентов лиц в возрасте 15 – 64 лет по всему миру – составляло 246 миллионов. Около 27 миллионов человек являются проблемными наркоманами, почти половина из них употреб- ляет инъекционные наркотики (PWID). По оценкам, примерно 1,65 миллиона человек, употребляющих инъекционные наркотики, жили с ВИЧ в 2013 году.

По примерным оценкам, количество смертей, связанных с наркотиками, составило 187 100 человек в 2013 году. Всемирный доклад о наркотиках содержит данные, собранные совместно с ЮНЕЙДС, ВОЗ и Всемирным банком, по показателям распространения ВИЧ среди людей, употребляющих инъекционные наркотики. В некоторых странах женщины, употребляющие наркотики путем инъекций, более подвержены ВИЧ-инфекции, чем мужчины, поэтому уровень распространения ВИЧ среди таких женщин может быть выше, чем среди мужчин. Многие факторы риска, в том числе передача инфекционных заболеваний, таких как ВИЧ и гепатит С, а также случаи передозировки наркотиков приводят к тому, что уровень смертности среди людей, употребляющих наркотики инъекционным путем, в 15 раз выше, чем у остального населения.

Примерно 32,4 миллиона людей, что соответствует 0,7 процентам взрослого мирового населения, употребляют фармацевтические опиоиды – героин и опиум. В 2014 году потенциальное производство опиума достигло 7554 тонн, являясь вторым по объему с 1930-х годов, в основном благодаря расширению его выращивания в Афганистане, главной стране его производства. Тем временем, мировой объем изъятий героина увеличился на 8 процентов, а изъятий морфина снизился на 26 процентов в период 2012 – 2013 гг.

Большие партии афганского героина все чаще поступают в страны Восточной и Южной Африки через Индийский океан. Западная Африка остается узлом перевалки партий кокаина через Атлантический океан в Европу, а Восточная Европа выступает для них транзитной зоной и пунктом назначения.

Метамфетамины занимают преобладающую позицию на мировом рынке синтетических наркотиков и постепенно проникают в Восточную и Юго-Восточную Азию. Употребление кристаллических метамфетаминов возрастает в некоторых регионах Северной Америки и Европы. С 2009 года данные по изъятию стимуляторов амфетаминового ряда также указывают на стремительное расширение мирового рынка – они выросли почти в два раза, достигнув 144 тонн в 2011 и 2012 гг., и остались на высоком уровне в 2013 г.

В декабре 2014 г. 95 стран и территорий сообщили о 541 новом психотропном веществе, оказывающем негативное воздействие на здоровье, что говорит о 20-процентном росте по сравнению с данными 2013 года, указывающими 450 вещество[97].

Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров продолжает оставаться одной из основных угроз безопасности личности, общества и государства и в Российской Федерации.

По официальной статистике Минздрава России, за период с 2009 по 2013 годы количество ежегодно принимаемых на учет наркоманов снизилось с 25,2 тыс. человек до 18,1 тыс. человек. Одновременно было зафиксировано и снижение общего числа состоящих на учете лиц, страдающих наркоманией: с 340,2 тыс. до 308,3 тыс. человек. Однако это происходило на фоне роста количества преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств. По официальной статистике МВД России, число таких преступлений возросло с 222,6 тыс. в 2010 году до 254,7 тыс. в 2014 году. В 2014 году было раскрыто 55,35% общего количества преступлений в этой сфере и выявлено 123,3 тыс. преступников[98].

Масштабы этой глобальной угрозы оказывают негативное влияние не только на общее состояние национальной безопасности, но и разрушают здоровье сотен тысяч наших сограждан. В последнее время широкое распространение получили так называемые сетевые технологии реализации наркотических средств. Такая схема значительно осложняет формирование доказательственной базы по указанным преступлениям.

Одной из самых крупных операций за последнее время стало пресечение деятельности международного наркосиндиката «ХимПром». Из незаконного оборота изъято более четырех тонн синтетических наркотиков, трёх с половиной тонн прекурсоров, двухсот пятидесяти единиц лабораторного оборудования. Задержано 67 участников данного преступного сообщества, 47 из которых являются гражданами Украины.

Кроме того, осуществлялось сотрудничество с правоохранительными органами государств, через территорию которых пролегают основные маршруты контрабанды наркотиков опийной группы, в том числе на площадках СНГ, ОДКБ и ШОС.

Организовано проведение ряда целевых оперативно-профилактических операций, таких как «Азиатский заслон». В ходе мероприятий по выявлению и недопущению распространения на территории Российской Федерации новых психоактивных веществ в отношении ста тридцати двух из них инициировано установление мер государственного контроля[99].

Нормативно-правовая основа борьбы с незаконным оборотом наркотиков содержится в международно-правовых актах.

Так, в соответствии с Единой конвенцией о наркотических средствах, заключенной в г. Нью-Йорке 30.03.1961, наркомания является серьезным злом для отдельных лиц и чревата социальной и экономической опасностью для человечества, в связи с чем необходимо ограничить исключительно медицинскими и научными целями производство, изготовление, вывоз, ввоз, распределение наркотических средств, торговлю ими и их применение и хранение. Государства-участники Конвенции взяли на себя обязательства с должным учетом своих конституционных, правовых и административных систем принимать внутригосударственные меры для координации превентивных и репрессивных мероприятий против незаконного оборота наркотиков, уделять особое внимание и принимать все возможные меры, направленные на предотвращение злоупотребления наркотическими средствами и на раннее выявление, лечение, воспитание, восстановление трудоспособности, возвращение в общество соответствующих лиц и на наблюдение за ними после окончания ими лечения[100].

В Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, заключенной в г. Вене 20.12.1988, вновь выражена глубокая озабоченность масштабами и тенденцией роста незаконного производства, спроса и оборота наркотических средств и психотропных веществ, которые представляют собой серьезную угрозу для здоровья и благополучия людей и оказывают отрицательное воздействие на экономические, культурные и политические основы общества. Признавая, что незаконный оборот представляет собой международную преступную деятельность, пресечение которой требует неотложного и самого первоочередного внимания, государства-участники при осуществлении своих обязательств по Конвенции должны принимать необходимые меры, включая меры законодательного и организационного характера, в соответствии с основополагающими положениями своих внутренних законодательных систем.

Конвенция содержит перечень правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков, которые должны признаваться уголовными преступлениями, условие о конфискации доходов, полученных в результате совершения правонарушений, или собственности, стоимость которой соответствует таким доходам; наркотических средств и психотропных веществ, материалов и оборудования или других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования каким-либо образом при совершении правонарушений; регулирует вопросы выдачи виновных лиц, оказания взаимной юридической помощи и иных форм сотрудничества[101].

В соответствии со статьей 41, пунктом «м» статьи 71 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Вопросы производства наркотических средств и порядок их использования относятся к ведению Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности определены Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее – Федеральный закон № 3-ФЗ). В нем сформулирован ряд основных понятий, в том числе:

наркотические средства – вещества синтетического или есте-

ственного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (Списки I, II, III, IV), в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации; психотропные вещества – вещества синтетического или есте-

ственного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации; прекурсоры наркотических средств и психотропных ве-

ществ – вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации;

оборот наркотических средств, психотропных веществ – разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров – оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемый в нарушение законодательства Российской Федерации; производство наркотических средств, психотропных веществ – действия, направленные на серийное получение наркотических средств или психотропных веществ из химических веществ и

(или) растений; изготовление наркотических средств, психотропных веществ – действия, в результате которых на основе наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров получены готовые к использованию и потреблению формы наркотических средств, психотропных веществ или содержащие их лекарственные средства; переработка наркотических средств, психотропных веществ и

их прекурсоров – действия, в результате которых происходят рафинирование (очистка от посторонних примесей), повышение в препарате концентрации наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, а также получение на основе одних наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров других наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо получение веществ, не являющихся наркотическими средствами, психотропными веществами или их прекурсорами; наркомания – заболевание, обусловленное зависимостью от

наркотического средства или психотропного вещества; профилактика незаконного потребления наркотических средств

и психотропных веществ, наркомании – совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании; реализация наркотических средств, психотропных веществ –

действия по продаже, передаче наркотических средств, психотропных веществ одним юридическим лицом другому юридическому лицу для дальнейших производства, изготовления, реализации, отпуска, распределения, использования в медицинских, ветеринарных, научных, учебных целях, в экспертной деятельности.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 3-ФЗ, государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту строится на следующих принципах:

государственная монополия на основные виды деятельности,

связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров; лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборо-

том наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров; координация деятельности федеральных органов исполнитель-

ной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской

Федерации, органов местного самоуправления; приоритетность мер по профилактике незаконного потребле-

ния наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, профилактике правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, особенно среди детей и молодежи, а также стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду; государственная поддержка научных исследований в области

разработки новых методов лечения наркомании; привлечение негосударственных организаций и граждан к борь-

бе с распространением наркомании и развитию сети учреждений медицинской реабилитации и социальной реабилитации больных наркоманией; побуждение больных наркоманией к лечению от наркомании и

медицинской и (или) социальной реабилитации, а также побуждение лиц, эпизодически потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, к прохождению профилактических мероприятий; развитие международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на многосторонней и двусторонней основе;

лицензирование деятельности, связанной с производством, переработкой, хранением, реализацией, приобретением и использованием прекурсоров, внесенных в Таблицу I Списка IV; государственная поддержка деятельности организаций, кото-

рые осуществляют мероприятия по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества, либо оказывают финансовую помощь в осуществлении таких мероприятий, независимо от организационно-правовой формы указанных организаций; доступность наркотических средств и психотропных веществ

гражданам, которым они необходимы в медицинских целях.

Согласно статье 25 Федерального закона № 3-ФЗ, отпуск наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов физическим лицам производится только в аптечных организациях либо в медицинских организациях или обособленных подразделениях медицинских организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и удаленных от населенных пунктов местностях, в которых отсутствуют аптечные организации, при наличии у аптечных организаций, медицинских организаций, их обособленных подразделений лицензии, предусмотренной законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Перечень медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и удаленных от населенных пунктов местностях, в которых отсутствуют аптечные организации, и перечень наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов, отпуск которых физическим лицам может осуществляться указанными медицинскими организациями и их обособленными подразделениями, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перечни должностей фармацевтических и медицинских работников в организациях, которым предоставлено право отпуска наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов физическим лицам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В силу требований статьи 41 Федерального закона № 3-ФЗ, противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел, федеральный орган исполнительной власти по таможенным делам, федеральная служба безопасности, федеральная служба внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также другие федеральные органы исполнительной власти в пределах предоставленных им Правительством Российской Федерации полномочий.

Организация противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется на основе соответствующих федеральных целевых программ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от

15.04.2014 № 299 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков» со сроком действия до 2020 года.

Статьей 46 Федерального закона № 3-ФЗ установлено, что пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, культивирования наркосодержащих растений, осуществляемая юридическими или физическими лицами и направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение указанных сведений посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей или совершение иных действий в этих целях запрещаются.

Запрещается также пропаганда каких-либо преимуществ в использовании отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений, в том числе пропаганда использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на его психическое или физическое здоровье.

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683, деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, признана одной из основных угроз государственной и общественной безопасности.

В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан Российской Федерации по пресечению распространения на территории Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 № 690 утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.

Необходимость принятия Стратегии обусловлена динамикой изменений, происходящих в России и в мире, возникновением новых вызовов и угроз, связанных прежде всего с активизацией деятельности транснациональной преступности, усилением терроризма, экстремизма, появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ, усилением негативных тенденций, таких как устойчивое сокращение численности населения России, в том числе уменьшение численности молодого трудоспособного населения вследствие расширения масштабов незаконного распространения наркотиков.

Согласно Стратегии, современная наркоситуация в Российской Федерации характеризуется расширением масштабов незаконного оборота и немедицинского потребления высококонцентрированных наркотиков, таких как героин, кокаин, стимуляторы амфетаминового ряда, лекарственных препаратов, обладающих психотропным воздействием, а также их влиянием на распространение ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов, что представляет серьезную угрозу безопасности государства, экономике страны и здоровью ее населения.

Ключевым фактором негативного развития наркоситуации в Российской Федерации является масштабное производство опиатов на территории Афганистана и их последующий транснациональный трафик на территорию России.

В ряде российских регионов отмечается рост распространения наркотиков, изготовленных из местного растительного сырья, и лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и находящихся в свободной продаже, появляются новые виды психоактивных веществ, способствующие формированию зависимых форм поведения.

Генеральной целью Стратегии является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства.

Достижение генеральной цели Стратегии осуществляется на основе сбалансированного и обоснованного сочетания мер по следующим направлениям:

а) сокращение предложения наркотиков путем целенаправлен-

ного пресечения их нелегального производства и оборота внутри страны, противодействия наркоагрессии;

б) сокращение спроса на наркотики путем совершенствования

системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы;

в) развитие и укрепление международного сотрудничества в

сфере контроля над наркотиками.

Основными стратегическими задачами являются:

а) разработка и внедрение государственной системы монито-

ринга наркоситуации в Российской Федерации;

б) создание и реализация общегосударственного комплекса мер

по пресечению незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров на территории Российской Федерации;

в) выработка мер противодействия наркотрафику на территорию Российской Федерации, адекватных существующей наркоугрозе;

г) обеспечение надежного государственного контроля за ле-

гальным оборотом наркотиков и их прекурсоров;

д) создание государственной системы профилактики немеди-

цинского потребления наркотиков с приоритетом мероприятий первичной профилактики;

е) совершенствование системы оказания наркологической ме-

дицинской помощи больным наркоманией и их реабилитации;

ж) совершенствование организационного, нормативно-правового и ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности.

Стратегическими целями государственной антинаркотической политики в сфере сокращения предложения наркотиков в незаконном обороте являются:

а) создание эффективной системы защиты территории Россий-

ской Федерации от нелегального ввоза наркотиков из-за рубежа;

б) уничтожение инфраструктуры нелегального производства,

транспортировки и распространения наркотиков внутри страны;

в) ликвидация сырьевой базы незаконного наркопроизводства

на территории Российской Федерации;

г) недопущение поступления наркотических средств, психо-

тропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих веществ из легального в незаконный оборот;

д) подрыв экономических основ наркопреступности;

е) пресечение преступных связей с международным наркобиз-

несом;

ж) разрушение коррупционных связей, способствующих незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров;

з) пресечение оборота новых видов наркотиков, а также некон-

тролируемых психоактивных средств и веществ, используемых для немедицинского потребления.

Под системой защиты территории Российской Федерации от контрабандного ввоза наркотиков из-за рубежа подразумевается комплекс мер, направленных на:

а) укрепление режима границ через организационно-техниче-

ское и административно-правовое регулирование;

б) расширение через международное сотрудничество возмож-

ностей пресечения культивации наркосодержащих растений и производства наркотиков в Афганистане и наркотрафика в странах транзита.

Стратегией предусматривается необходимость принятия комплексных и сбалансированных мер, которые не только существенно снизили бы немедицинское потребление наркотиков и последствия их потребления, но и способствовали разрушению финансовых, организационных, информационных и иных наркодилерских сетей[102].

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.07.2004 № 976, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, являлась Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России). Указанная Федеральная служба осуществляла свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в ее систему региональные управления ФСКН России, управления (отделы) ФСКН по субъектам Российской Федерации (территориальные органы), межрайонные, городские (районные) органы наркоконтроля, входящие в структуру территориальных органов, а также через организации и подразделения, созданные в установленном законодательством РФ порядке для реализации задач, возложенных на ФСКН России, составляющие ее систему органов.

Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» ФСКН России упразднена, ее функции и полномочия переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.

В Российской Федерации за нарушения законодательства в сфере оборота наркотических средств предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Административные наказания за правонарушения в этой сфере предусмотрены рядом статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе статьей 6.8 (незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества); статьей 6.9 (потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ); статьей 6.13 (пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ); статьей 6.16 (нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры); статьей 6.16.1 (незаконные приобретение, хранение, перевозка, производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка, сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ).

Уголовная ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов, сильнодействующих веществ, растений (либо их частей), содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, предусматривается статьями 228, 228.1, 228.2, 228.3, 228.4, 229, 229.1, 230, 231, 232, 233, 234.1 УК РФ (без дополнительных условий); частями 2, 3 и 4 статьи 188 УК РФ (если предметом преступного посягательства или незаконного оборота являются наркотические средства, сильнодействующие и психотропные вещества, растения (либо их части), содержащие наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры); частью 3 статьи 158 (дата < 21.01.2007), частями 1, 2, подпунктами «а» и «в» части 3 и частью 4 статьи 158, статьями 159, 160, 161, 162, 163, 226.1, 234 УК РФ (если предметом преступного посягательства или незаконного оборота являются сильнодействующие вещества), статьями 150, 151, 171, 174, 174.1, 209, 210, частью 1 статьи 325, статьей 327 УК РФ (если они связаны с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов, сильнодействующих веществ, растений (либо их частей), содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры)[103].

Как уже ранее отмечалось, Федеральным законом от 28.07.2012 № 139-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который дополнен статьей 15.1, вступившей в действие с 01.11.2012. Ею предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Основаниями для включения в реестр указанных сведений в том числе являются:

решения уполномоченного Правительством Российской Феде-

рации федерального органа исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемой посредством сети Интернет информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений; вступившие в законную силу судебные решения о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», на принятие решений об ограничении доступа к названным видам запрещенной информации была уполномочена ФСКН России, в настоящее время – МВД России.

В случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем сайта в сети Интернет предусмотренных указанным постановлением мер по удалению интернет-страницы с запрещенной информацией, сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети Интернет, содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, включается в реестр. В течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети Интернет, содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, обязан ограничить доступ к такому сайту в сети Интернет.

Интернет как бесконтрольное пространство информационного взаимодействия миллионов пользователей является весьма привлекательной средой обитания преступных элементов всякого рода, использующих современные информационные технологии в качестве инструментария своей преступной деятельности. Активно используют Интернет и дельцы наркомафии. Сеть изобилует информационными материалами, содержащими:

а) пропаганду наркопотребления, позитивные характеристики

этого процесса и его результатов;

б) сведения, облегчающие доступность наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе данные о способах, методах разработки, изготовления и использования, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

в) предложения непосредственного приобретения наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров, информацию о местах и способах их приобретения и оплаты.

Для пресечения подобной деятельности используется весь комплекс проанализированных выше законодательных и иных нормативных правовых актов.

Органы прокуратуры являются важным элементом действующей системы противодействия незаконному обороту наркотиков и пропаганде наркомании в сети Интернет. Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорам предоставлены широкие полномочия по осуществлению надзорной деятельности и устранению выявленных нарушений законодательства, в том числе в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Как свидетельствует многолетняя практика прокурорского надзора за исполнением законодательства в этой сфере, органы прокуратуры уделяют указанным вопросам повышенное внимание, надзорная деятельность в данном направлении осуществляется в приоритетном порядке.

В целях выявления нарушений законодательства органами прокуратуры в течение ряда лет обеспечивается постоянный мониторинг русскоязычного сегмента сети Интернет, при выявлении фактов размещения на интернет-сайтах запрещенной информации о незаконном обороте наркотиков принимаются необходимые меры прокурорского реагирования.

В ряде субъектов Российской Федерации прокурорами сформирована успешная практика пресечения фактов распространения в сети Интернет информации, направленной на пропаганду наркотических средств и психотропных веществ, в том числе содержащей сведения об их одурманивающих свойствах, возможности приобретения, рекомендациях по их изготовлению и использованию.

Так, еще в 2010 г<


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.