К. Булычёв «Сто лет тому вперёд». — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

К. Булычёв «Сто лет тому вперёд».

2020-12-07 121
К. Булычёв «Сто лет тому вперёд». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Природа на свой лад позаботилась о том, чтобы по истечению десятилетий и веков новые воспроизводимые поколения уже с детства обретали дополнительные предпосылки к жизнестойкости. За последнюю сотню лет в промышленно развитых странах дети начали раньше ходить и говорить, стали быстрее расти и развиваться. Ещё раньше антропологи обратили внимание, что доспехи средневековых рыцарей оказались малы для подростков века двадцатого. Причины акселерации неясны до конца и сегодня. Это явление можно было бы рассматривать как незначительную мутацию, если бы оно не принимало такие большие масштабы.

В фантастике об акселерации обычно упоминается косвенно, на примере сравнений, которые приходится делать самому читателю. Алиса Селезнёва, девочка из будущего и героиня повести К. Булычёва «Сто лет тому вперёд» то ли из скромности, то ли из кокетства отрицает наличие в конце двадцать первого века физической составляющей акселерации. Но при этом она сама, попав в наши дни, выгодно отличается от своих сверстников. Не будучи высокорослой и широкоплечей, в свои двенадцать лет Алиса без усилий ставит спортивные рекорды, обыгрывает в шахматы гроссмейстера. Знает шесть языков и высшую математику. Всё это свидетельствует о тенденции раннего и всестороннего развитии человека в будущем.

Эта точка зрения дополняется в романе И. Ефремова «Туманность Андромеды», где человечество сплошь состоит из рослых красавцев, но процесс окончательного физического взросления завершается к двадцати пяти годам, что, учитывая возросшую продолжительность жизни, неудивительно. При этом и в более раннем возрасте дети, готовя себя к «подвигам Геркулеса», не выглядят заморышами. Инопланетных детей, которых не отличишь от молодых взрослых, довелось повстречать персонажу рассказа К. Саймака «Иммигрант» (в русском переводе «Кимон»). Да и на Земле будущего наблюдается сходная картина (В. Генкин, А. Кацура «Лекарство для Люс»).

А в рассказе Э. Гамильтона «Эволюция доктора Полларда» главный герой облучал себя концентрированными космическими лучами и за несколько минут эволюционировал на 50 миллионов лет. В описании его внешности можно найти и черты прошедшей акселерации : «Тело его излучало великую физическую силу, поражало красотой и благородством пропорций, которых мы и представить себе не могли. Поллард стал на несколько дюймов выше, его кожа приобрела чистый, нежно-розовый цвет, каждый мускул его могучих плеч казался вылепленным великим скульптором.

Но самое разительное изменение произошло в чертах лица доктора. Теперь оно светилось невообразимой интеллектуальной энергией. Тёмные ясные глаза излучали великую добрую мудрость».

Акселерация – процесс полезный, но достаточно медленный, чтобы проявиться только на протяжении одного-двух десятилетий. Над желаемым советской фантастикой ускорением темпов акселерации иронизировали братья Стругацкие: «Ах, Эйнштейн!.. Да-да, помню. Я проходил это в школе во втором классе» («Понедельник начинается в субботу»).

В. Вежинов в повести «Белый ящер» писал об опасности искусственного подталкивания детского развития. В ней учёный поставил такой опыт на своём сыне. В результате разбалансированность его умственного, физического и духовного роста привели к трагедии. А какого иного результата можно было ожидать от вмешательства в человеческую природу?

АКСИЙ – магический знак, позволяющий телепатически влиять на разум противника, внушая ему страх или симпатию к обладателю означенного символа. Применяется не только ведьмаками и прочими колдунами. Не исключено, что впервые, аксий «засветился» в советской научной фантастике – в рассказе В. Бабенко «Феномен всадников» (1977). Это был детский рисунок с изображением «бяки-закаляки», остановивший вторжение инопланетян.

 

АЛАТЫРЬ-КАМЕНЬ.

Алатырь (Алабырь) – магический, загадочный камень, поминаемый в сказках и заговорах. Он – царствует над всеми камнями. По славянским поверьям, Алатырь – это бел-горюч камень, лежащий на дне морском, либо «на море на окияне, на острове на Буяне». Есть вероятность, что под ним иногда подразумевался и обычный янтарь (смотри статью ЯНТАРЬ); точнее, – греческое слово «электрон», переделанное на татарский лад. Но в этом случае, не обошлось без определённых искажений представлений о предмете нашего рассмотрения.

Впрочем, и в современности с ним обращаются достаточно вольно. Так в кинофильме «Книга Мастеров» (Россия, 2009) Алатырь-камень в «первозданном» виде выглядит как богатый набор вкраплений кристаллов всевозможных расцветок, который можно легко унести в небольшом мешке, а при желании продать святыню ювелирам. Однако после ряда невероятно быстрых камнерезных операций над диковинным камнем, Алатырь получает форму цветка красной розы. Такое и бажовскому Даниле-мастеру не снилось!

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ.

«И тут вошёл Александр Македонский, вытирая рукавом пожарную каску».

М. Анчаров «Поводырь крокодила».

Судьба и деяния Александра Македонского просто потрясли многие поколения людей не только за пределами его родины, но и за пределами его времени. Лукиан Самосатский включил Александра в число своих персонажей: в аду воитель философствует с Диогеном («Разговор в царстве мёртвых»). А благодаря Ф. Рабле стало известно, что Александр Великий в преисподней кое-как зарабатывает себе на хлеб, занимаясь починкой старых штанов («Гаргантюа и Пантагрюэль»).

Более почтительно отнеслись к древней знаменитости средневековые азиатские авторы. Фирдоуси в поэме «Шах-намэ» признал право Александра на персидский трон, приписав ему родство с Дарием II. Он же пересказал, как Александр Македонский пытался добраться до небес на грифоне. Мусульманская теология причислила нашего героя под именем Искандера к пророкам. В одной из сутр Корана он упоминается как Искандер Двурогий. В этом нет ничего обидного; рога как символ святости украшают скульптуру Моисея. Низами повёл родословную македонского царя от легендарных патриархов Исаака и Иакова. А в целом Искандер Двурогий – это не только обогативший себя подвигами победитель и мудрец, но и поборник ислама, причём, живший задолго до возникновения самой этой религии!

Всевозможные измышления об Александре Македонском на самом деле появились ещё при его жизни и продолжали накапливаться позднее. Первый сборник таких легенд «Александрия» приписывался Каллисфену, хотя и это само по себе тоже вымысел.

Череду небылиц оригинально продолжил русский писатель А. Ф. Вельтман повестью под названием «Предки Каллимероса. Александр Филлипович Македонский». Сразу видно, что-то не вяжется с образом грозного как туча воителя. Зато, по-видимому, с этого момента обозначился интерес к Александру не только со стороны фантазёров, но и со стороны фантастов, которым не откажешь ни в критическом образе мышления, ни в желании пересмотреть некоторые устоявшиеся стереотипы.

Так в рассказе Ю. Ячейкина «Эскалация в далёком прошлом» утверждается, что на великие завоевания македонского царя подвигло не столько тщеславие, сколько попытка решить экономические бедствия собственного народа за счёт расширяющегося круга народов соседствующих.

В одном из апокрифов К. Чапека вокруг басилевса нет романтического ореола. Александр жесток и одержим жаждой власти над миром. Чтобы оправдать оставляемый за собою кровавый след, он требует признания своей богоизбранности… И всё же это совершенно неординарная личность. Что значит армия удачливого завоевателя для бескрайней Ойкумены? Но впереди предводителя бежала слава и ужас; ему неизменно (а, стало быть, неслучайно) сопутствовал успех. А там, где есть такая невероятная удача живут и фантастические домыслы о её причинах – необычных талисманах, общении с высшими силами…

Согласно апокрифу, Александр примерил в Индии корону со странными встроенными в неё серыми камнями, из-за таинственных свойств которых он лишился памяти. Амбиции завоевателя тоже вмиг пропали, и войско повернуло домой. Апокриф лёг в основу романа И. Ефремова «Лезвие бритвы». Однако, если верить некоему Игоряше по прозвищу Золотая рыбка, сумевшему проникнуть в разум Александра Македонского в исторический момент решения возвращения на родину, то с причинами отмены похода всё обстояло гораздо прозаичнее. Александр был насквозь болен (В. Бабенко «Про Игоряшу»).

Парадоксально, но кинофильму о жизни Александру Македонского, снятому практически с натурального прошлого кассовый и зрительский успех обеспечили не только колоритные реальные эпизоды, но и вмонтированные в фильм чисто игровые, надуманные сцены, почему-то считающиеся общеизвестными и «хрестоматийными» (Т.Шерред «Попытка»).

Популярный образ нашего героя ни обошли вниманием, ни компьютерное моделирование (В. Тендряков «Покушение на миражи») ни компьютерные игры: так однажды полководец античности решил коварно подойти с войсками к Останкино со стороны Петрозаводска (В. Орлов «Аптекарь»).

Что при всём этом могут поделать историки и правдолюбцы? Тем более, что нет никакого сладу с недисциплинированными хрононавтами. Образовалась альтернативная историческая версия земной цивилизации, и Александр прожил на пятнадцать лет дольше и погиб в битве с сарасатами в Кавказских горах. (Л. Спрэг де Кэмп «Аристотель иоружие»).

Свой и вновь иной финал похода по античному миру изложен в ретропии английского историка А. Тойнби, названной им «Если бы Александр не умер тогда…». Дабы чётче очертить границы своих новых владений на дальнем востоке, древний завоеватель поручил финикийцам отыскать морской путь в империю Чжунго, омываемую неизвестным океаном… История не знает сослагательного наклонения, а историки его знают! Оговорка «если бы» в заглавии ретропии едва спасает её автора от справедливого гнева Ийона Тихого, ревностного даже к малейшим научным неточностям, Тем более, что этот знаменитый звездопроходец как-то раз назвал одного собеседника лжецом, напомнив ему во всеуслышание, что Александр Македонский никогда не доходил до Тихого океана.

АЛЕТИОМЕТР – метафизический прибор, напоминающий внушительных размеров компас. На круглом лимбе нанесены оккультные символы. С помощью трёх стрелок, указывающих соответственно на три выбранных символа, происходит процесс гадания, подкреплённый видением зрительных образов. Это позволяет трактовать процесс получения информации, названный автором распознаванием правды или истиной сути вещей (Ф. Пулман «Северное сияние»; экранизация «Золотой компас»).

 

АЛМАЗЫ.

«За короткое время он обогатил себя самыми разнообразными сведениями об алмазе».


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.