Е. Парнов «Третий глаз Шивы». — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Е. Парнов «Третий глаз Шивы».

2020-12-07 91
Е. Парнов «Третий глаз Шивы». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Алмазы издавна привлекали внимание людей и будоражили их воображение. Очень красива древнеиндийская легенда о происхождении этих камней из разных частей тела рассыпавшегося на мелкие кусочки зловредного демона Бала. Легенда пересказана в повести С. Ахметова «Алмаз «Шах», открывающей целую трилогию, посвящённую одному из самых удивительных камней, известному как своими редкими параметрами, так и незаурядными судьбами едва ли не всех его бывших владельцев. Жгучее желание кого-либо из них обладать подобными раритетами было причиной многих драматических событий как личных, так и исторических.

Когда Г. Уэллсу было всего 14 лет, мир облетела сенсационная весть: некий Хэнней изготовил с десяток искусственных алмазов. Разница между Хэннеем и персонажем рассказа Уэллса «Человек, который делал алмазы» заключается в том, что реальный прототип оставил указания по своим опытам. Правда, подсказки его оказались сродни путаным советам алхимиков.

В1954 году искусственные алмазы были, наконец, синтезированы. К тому времени для вдохновения фантастов в этой узкой области практически не осталось свежих идей. О сказочных залежах алмазоносных пород писали Р. Хаггард («Копи царя Соломона») и И. Ефремов («Алмазная труба»). Аномальными размерами монокристалла пытался удивить Ф. С. Фитцджеральд в рассказе «Алмаз величиной с отель «Риц». Из-за нежелания расстаться с этим уникумом без должного вознаграждения владелец земельного участка повёл негласную маленькую войну со своим государством. Однако А. Кларк в романе «2010-й: одиссея -2» предположил, что ядро Юпитера, подверженное сверхвысоким давлениям, представляет собой алмаз, по величине сравнимый с нашей планетой. Эта гипотеза нашла своё подтверждение в рассказе Д. Бартелла «Спелеонавты». Нужен ли вообще кому-нибудь такой «камешек»?

Искусственные алмазы получаются сравнительно мелкими и больше подходят для технических целей, нежели для ювелирных украшений. Но, видимо, инерция мышления при переоценке ценностей направляет фантастические идеи в сторону гигантомании. Рубеж, установленный некогда для земных технологий одним фантастом (В. Журавлёва «Алмаз в 20000 каратов»), превзойдён другим его коллегой (С. Гансовский «Кристалл»). В последнем случае речь идёт уже о феоназе – алмазе с особым составом примесей. Именно этот состав и позволяет заглянуть в антимир сквозь монокристалл феоназа весом в несколько тонн.

В романе А. Кларка «Фонтаны Рая» при строительстве космического лифта получилось сооружение в виде башни, на девяносто процентов состоящей из углерода с правильной кристаллической решёткой и весом в миллиард тонн. «Амстердамская Ассоциация ювелиров сердито заявила, что, во-первых, суперволокно вовсе не алмаз, и, если уж это алмаз, то башня весит 5х 10 в 15-ой степени каратов».

Но в уже упомянутом рассказе Д. Бартелла к решению проблемы подошли с помощью нанотехнологий – путём создания алмазных волокон с нарушенной симметрией их внутренней структуры.

Однако чудесные свойства камня возможны ив совсем другой весовой категории. Крохотная алмазная пылинка стала причиной целого каскада явлений, упорядочивших структуру вселенной (С. Барр «Ядро Кристаллизации»). Известны в фантастике случаи использования сравнительно небольших алмазов в качестве компактных носителей информации, окуляров телескопов (А. Богданов «Красная звезда») и наконечников стрел (Г. Красовская «Серебряное дерево»). На какой-то далёкой планете растут алмазные деревья (Дж. Смиц «Сбалансированная экология»).

Мнения фантастов по поводу динамики спроса на алмазы в будущем неоднозначны. С одной стороны, они признают обесценивание этих камней. Но причины называются разные. Одна из них – изобилие, вплоть до той степени, когда камнями, некогда считавшимися драгоценными, завалены все свалки (К. Саймак «Ведро алмазов»).

Дм. Биленкин сделал в рассматриваемом вопросе упор на изменение человеческого сознания. В память о нелёгкой экспедиции по чужой планете один из её участников взял на память не горстку алмазов из местных богатейших россыпей, а кусочек застывшей магмы («Сокровища Нерианы»). В другом рассказе Билёнкина («Уходящих – прости») исследователя интересуют не столько алмазы сами по себе, сколько любопытные пузырьковые включения внутри них.

АЛФАВИТ.

«- А теперь поднимите правую руку и загните до половины мизинец. Это и есть марсианская буква «хфы». Запомнили?»

К. Булычёв «Заповедник сказок». Далеко не во всех фантастических культурах есть алфавит. Например, у Р. Брэдбери в «Марсианских хрониках» марсиане вполне обходятся иероглифами. А. Толстой в романе «Аэлита» представлял марсианский способ передачи информации совсем иначе: «Эти переходящие одна в другую страницы были покрыты цветными треугольниками величиною с ноготь. Они бежали слева направо и в обратном порядке неправильными линиями, то падая, то сплетаясь. Они менялись в очертаниях и цвете. Спустя несколько страниц между треугольниками появились цветные круги, меняющие форму и окраску. Треугольники стали складываться в фигуры».

Возникли проблемы с изучением инопланетной письменности и у участников земной экспедиции на обитаемую планету Торманс, где существовала сложная система знаков- идеограмм, «на овладение которыми даже острым умам землян понадобилось бы много времени. К счастью, существовал упрощённый набор письменных знаков, какими обходились в повседневной жизни и облегчённом языке печатных новостей» (И. Ефремов «Час Быка»).

Переводчик, занимающийся ксенолингвистикой, на отдалённой и отсталой планете стал свидетелем рождения тамошней письменности: «Руны, иероглифы, логограммы, пиктограммы, алфавиты – чего только ни испробовали люди за тысячелетия неустанных экспериментов! Гильдия за считанные годы обучала тому, на постижение чего у человечества уходили века, - тайнам разных графических систем. Но одна тайна так и осталась нераскрытой: как все они появлялись на свет. Рис часто ломал голову над тем, какое редкостное совпадениеслучайности и прозрения должно было понадобиться предкам, чтобы сделать первый шаг – связать звуки с символами, а потом отразить символы графически. Дальнейшее было не в пример проще: составить законы, сочинить поэмы, накрапать прейскуранты, сформулировать уравнения, чтобы космические корабли смогли устремиться во тьму Вселенной, к планете, оказавшейся как раз на пороге этого редкостного совпадения» (Ш. Финч «Лингстер»).

Здесь как раз впору вернуться к истории сугубо земной цивилизации и отослать к статье СИМВОЛЫ, где в необычном контексте упомянуты основатели (реформаторы) славянской письменности Кирилл и Мефодий.

Допустим, что графические очертания букв кириллицы как-то связаны с… архетипами. В статье АРХЕТИПЫ данной энциклопедии указано на прямую связь подсознательных образов с изображениями арканов карт Таро. Каким образом эти мыслители связали в триединство символы Таро и знаки алфавита установить, наверное, дело долгое, но возможное. Нам важнее конечный результат, сведённый для удобства в таблицу. Слабое место гипотезы – отсутствие в ней немногих знаков, которые в современном алфавите отсутствуют. Это означает, что некто позднее «подработал» излагаемую версию.

А соответствует первому Аркану Таро (Маг) и символизирует волю и самостоятельность и так далее. Е и Ё, И и Й, Ш и Щ объединены. Помимо отдельных букв имеется также одно их сочетание: РСТ (Аркан Звезда).

«Лишние» символы: Ф, Х, Ц, Ч соответствуют мастям карт:

Ф – мечи (пики)

Х – жезлы (крести)

Ц – чаши (черви)

Ч – пентакли (буби)

Ы, Ь, Ъ – чаще всего встречаются в окончаниях слов, походя на их «тени», придавая словам множественное число или не передавая собой никаких звуков.

По мнению психолога А. Биркина, наш мозг, постоянно улавливая и систематизируя информацию, не в последнюю очередь сортирует сами звуки, из которых состоят слова, либо буквы, употребляемые при их написании. Одни из них наш «компьютер» воспринимает быстрее, над другими «зависает». Отсюда следует вывод для всей пишущей братии – употреблять на письме как можно больше «простых» букв. Оказывается, самые простые для восприятия тексты принадлежат перу А. С. Пушкина (масса «о», «е», «а», «т», «н», «с»). С этой точки зрения, над некоторыми поэмами М. Цветаевой (с обилием «ф», «к», «х») недолго и голову сломать…

ЛИТЕРАТУРА.

Б/а. «Будьте проще!» // Журнал «Загляни за горизонт» №7 за 2010 год.

АЛХИМИЯ.

«Разве не объяснял я вам, что, в сущности, любой человек, активно ищущий смысл в своём существовании, может считать себя алхимиком?»

Г. Прашкевич «Спор с дьяволом».

Алхимия – древнее тайное учение философского, религиозного, мистического характера, целями которого являлись получение "Философского камня", особого вещества, способного превращать неблагородные металлы (прежде всего, ртуть) в серебро и золото, а также: поиски сокрытого духа в каждой неорганической крупице материи,

исследование возможности получения универсального растворителя, способного в числе прочего, удаляя болезни вернуть молодость, и синтеза искусственного человека (гомункулуса). Основу алхимии заложили древние египетские (III-IV века н.э.), китайские, восточные знания, учение о стихиях и 4 элементах (огонь, вода, земля, воздух), способных превращаться друг в друга. Древнейшим из сохранившихся алхимических трактатов считается хранящийся в Государственной Парижской Библиотеке труд на греческом языке Зосима ПАНОПОЛИТА, датируемый 400 годом н.э., а также труд Энея ГАЗЕЯ, датируемый 480 годом. В большинство стран Европы алхимия попала благодаря трудам арабского мудреца Гебера в VIII веке. Однако у одного из первопроходцев фантастики на этот счёт существует своё особое мнение: «Поставив серию опытов, мы убедились в нижеследующем: атмосферный воздух является водой в невидимой суспензии… Моё открытие доказало, что существует ещё один ингредиент – молоко, и мы уточнили формулу – Н2ОМ».

Это не что иное как отрывок из опубликованного М. Твеном дневника Евы, исследовавшей вместе с Адамом процесс образования молока в корове, свидетельствует, что алхимический подход к решению задач предшествовал подходу научному задолго до того как человечество расселилось по материкам. При отсутствии опыта и первичных знаний пробы и ошибки неизбежны, особенно на заре человеческой цивилизации.

Столкнув алхимика и маститого учёного «лоб в лоб», Дж. Браннер в рассказе «Будущего у этого ремесла нет» лукаво дал понять, что одинаково результативными (точнее, одинаково безрезультатными) могут оказаться как прадедовские, так и ультрасовременные методики. Но кое-чему в фантастике человечество обязано именно алхимикам. Открытие секрета левитации с помощью снадобья (Г. Уэллс «Правда о Пайкрафте») и эффективное средство от облысения (Р. Браун «Приключение древнего рецепта») только обозначают широкий диапазон интересов человечества. В таких случаях удаче всегда способствует принцип: «терпение и труд – всё перетрут!». И фанатичная целеустремлённость первооткрывателей. Но изобретательный ум алхимика не ограждает своего носителя от неприятностей. Алхимикам приходилось слишком многим отвечать за любой исход своих изысканий – и за провальный, и, как ни странно, за успешный тоже. Не угодили, к примеру, влиятельному двое новаторов, открывшие легкодоступный способ извлечения железа из болотных руд (С. Логинов «Железный век»). И пусть в их мире железо ценилось дороже золота, пришлось беднягам думать о путях собственного спасения.

Заметив аномальные явления в окрестностях своего городка, вызванные пребыванием там пришельцев из будущего, средневековые обыватели, не раздумывая, сожгли местного алхимика, ни в чём не повинного (К. Борунь «Восьмой круг ада»). А до чего же несладко приходится тем из первопроходцев науки, что и впрямь связали свои поиски с чёрной магией! Их ждёт неминуемая расплата, но уже с другой стороны, ведь силы ада идут только на временный компромисс. В редком случае гению от алхимии удаётся ускользнуть от преследования инфернальных существ, как это происходит в романе К. Сташеффа «Алхимик и колдунья».

Прекрасно зная о предвзятом и негативном отношении к себе, алхимики обычно предпочитали затворничество. То лучшее, что они смогли добиться для себя, - это объединение единомышленников в своё сообщество и обоснование его в каком-нибудь труднодоступном месте. В «Сказке о Тройке» А.и Б. Стругацких для этой цели подошёл 213-й этаж НИИЧАВО.

Официальный статус прикладной науки (основанной на ядерной физике) алхимия обрела в альтернативном мире, где тоже есть свой Калифорнийский университет. Гордостью этого храма науки стал установленный в нём философский камень на биллион вольт (П. Андерсон «Операция «Хаос»).

Органично вписать алхимию в совокупность наук удалось и в рассказе А. Касмана «Квантовые следствия ньютоновской алхимии», где честь изобретения квантовой химии принадлежит И. Ньютону, увлекавшемуся рассматриваемыми в данной статье методами. Его разработки привели к выводу о том, что элементарных частиц не существует, а есть только волны. Философский камень - квантовая суперпозиция резонансных структур всех элементов. Ньютон доказал его существование математически, но не смог придумать способ его получения.

Вот, кстати, и цена разрыва между хорошей теорией и практикой…

В романе Р. Желязны и Ф. Саберхагена «Чёрный трон» существует параллельный мир, в котором наряду с другими странностями, алхимия более успешна. Известный в нашем мире создатель андроида-шахматиста Кемпелен, предпочитает механизмам алхимические опыты, поиски «презренного металла».

Большинство из нас вслед за сложившимся в странах западной культуры узким стереотипом считает главной целью алхимии получение золота. Но самые великие из алхимиков никогда не забывали глубинную суть алхимии: наряду с трансмутацией веществ изучать трансмутацию духа, достижение абсолютного здоровья, практического бессмертия путем различных психофизических упражнений, распространённых в странах Юго-Восточной Азии и в Индии (китайский цигун и хатха-йога).

Алхимия просуществовала с IV по XVI века (пик пришелся на XI-XIII века), Многие наработки и научный опыт алхимиков легли в основу научной химии. Это их «беспокойное племя» в процессе попыток реализации ныне отвергнутых метод открыло или усовершенствовало способы получения минеральных и растительных красок, эмали, стекла, кислот, щелочей, солей, металлических сплавов. Пионерам исследований мы обязаны за разработки некоторых химических методов перегонки, возгонки и других химических процессов. В настоящее время идеи превращения элементов друг в друга (трансмутации), решаются ядерной физикой. Прямые пути в науке оказываются окольными и наоборот. Проблема синтеза искусственного человека (голема, гомункулуса, сигома, биоробота) все еще остается нерешенной, хотя клонирование даёт похожий результат.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.