Исторический аспект установления уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Исторический аспект установления уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения

2020-12-06 147
Исторический аспект установления уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Пьяный способен на такие дела,

каких никогда не замыслил, если бы не выпил.

Джек Лондон

Не секрет, что помимо плохого качества дорог, неправильной организации движения и лихачества одной из наиболее частых причин ДТП является употребление водителями алкоголя. Официальная статистика - более 30 тысяч случаев «пьяного вождения» из примерно 250-270 тысяч аварий в год - не дает истинного представления об этом, поскольку значительная часть водителей предпочитает скрыться с места происшествия или же не повиноваться сотрудникам ДПС при попытке остановки транспортного средства, чтобы скрыть факт употребления алкоголя за рулем.

Более 40% погибших в дорожно-транспортных происшествиях в России - пешеходы. Это самый высокий процент в мире. Значительная часть из них попадает под колеса по причине опьянения и нарушения правил дорожного движения.

По данным ГИБДД МВД России, с июня 2014 года по май 2015 года в России по вине нетрезвых водителей произошло 15 994 дорожно-транспортных происшествия (8,2% от общего числа аварий), в них погибли 3181 человек, ранены 22 468 человек [1].

Впервые в мире водитель был наказан за вождение в пьяном виде 10 сентября 1897 года. Тогда, как сообщала газета «The Morning Post», лондонский таксист Джордж Смит не справился с управлением и врезался в дом. Водитель признался, что перед аварией выпил «две или три кружки пива». В результате ДТП он был оштрафован на 20 шиллингов.

В СССР до середины 1950-х гг. водителей, совершивших аварию в состоянии алкогольного опьянения, наказывали на общих основаниях с трезвыми водителями.

24 мая 1956 года постановлением Совета министров РСФСР «О мерах борьбы с авариями на автомобильном транспорте и городском электротранспорте» впервые была введена административная ответственность за управление в нетрезвом состоянии автомобильным, мотоциклетным и городским электротранспортом - наказание в виде лишения водительского удостоверения на один год [2].

19 июня 1968 года Президиум Верховного Совета РСФСР двумя указами ужесточил наказание за вождение пьяном виде. В случае повторного нарушения, совершенного в течение года, водитель наказывался лишением свободы на срок до одного года, исправительными работами или штрафом (статья 211.1 УК РСФСР). Если повторное нарушение было совершено уже после возвращения водительского удостоверения в течение трех лет, водитель снова лишался прав - на срок до трех лет [3, 4].

В 1992 году статья 211.1 УК РСФСР была отменена. Тогда же конкретные денежные штрафы были заменены в КоАП РСФСР на эквиваленты в виде минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). За вождение в состоянии алкогольного опьянения было положено лишение прав на год или штраф в размере от одного до двух МРОТ. За повторное нарушение в течение года следовало лишение прав сроком от 1 года до 3 лет или штраф от двух до четырех МРОТ. Федеральным законом от 3 апреля 1997 г. штрафы были увеличены до 8-12 и 10-15 МРОТ за первое и повторное нарушение соответственно [5].

13 февраля 2009 года были внесены изменения в ст. 264 УК РФ, согласно которым нарушение лицом, находящимся в состоянии опьянения, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, является квалифицирующим признаком и влечет за собой повышенную ответственность [6].

Однако такое ужесточение ответственности за «пьяное вождение» существенно не повлияло на статистику ДТП по вине нетрезвых водителей. Согласно данным Госавтоинспекции, среднее число пострадавших на 100 тысяч жителей в 2013 году снизилось с 200,4 до 199,1 человек. Общее количество ДТП практически не изменилось, а по вине пьяных водителей в авариях погибло людей на 10% больше, чем в 2012-м. 13 581 ДТП произошло по вине пьяных водителей, то есть на 5,7% больше, чем годом ранее [7].

Очевидно, по этой причине законодатель был вынужден вернуться к установлению уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения.

Так, федеральным законом от 31.12.2014 № 528-ФЗ УК РФ была дополнена ст. 264.1, которая вступила в законную силу 1 июля 2015 года. Данная норма предусматривает уголовную ответственность за управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 Уголовного Кодекса либо данной статьей [8].

Но, как показывает практика и официальная статистика, уголовная ответственность и внушительный штраф не останавливают водителей и они продолжают садиться за руль в состоянии опьянения. Всего после 1 июля 2015 года только по Удмуртской Республике выявлено 154 факта повторного управления в нетрезвом состоянии[9]. В Красногорском районе водителя осудили по новой норме УК РФ к 2 годам лишения свободы; в Киясовском районе водителя приговорили к 300 часам обязательных работ и лишили права управления сроком на 2 года.

Вопрос об ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения достаточно спорный и актуальный. Но статистика показывает, что пьянства за рулем, к сожалению, меньше не стало.

Полагаем, что административное наказание в виде штрафа в размере 30 тыс. рублей за первый факт вождения в нетрезвом состоянии очень гуманен и его необходимо увеличить, например, до ста тысяч рублей.

Также, по нашему мнению, нуждается в корректировке срок лишения на право управления транспортным средством – почему бы его не увеличить, например, с двух лет до трех?

Но есть проблема: ни штраф, ни лишение права управления не мешает некоторым водителям вновь садиться за руль в состоянии опьянения. Заместитель министра внутренних дел РФ В. Кирьянов, уверен, что большинство водителей люди сознательные, но есть и совершенно бессознательные, которым лишение права управления не помеха. Мы разделяем его позицию о необходимости жестких мер против злостных нарушителей, вплоть до конфискации автомобиля и отправки водителей на принудительное лечение. Полагаем, что в законодательстве и судебной практике нужны реальные сроки и жесткие меры, а не только увеличенные штрафы. Почему бы не лишать водителя, севшего за руль повторно, водительских прав пожизненно?

Каждый из нас является водителем, пассажиром или пешеходом. Общество должно осознавать ту опасность, которую представляет для него водитель, управляющий транспортным средством в состоянии опьянения. Необходимо, чтобы всем участники дорожного движения не оставались равнодушными к проблеме пьянства за рулем и своевременно сообщали в полицию о водителях, которые ведут себя на дороге неадекватно, управляют автомобилем в нетрезвом состоянии. Многие общественные организации, народные дружины и социально активные граждане в инициативном порядке присоединяются к борьбе с нетрезвыми водителями, помогая сотрудникам Госавтоинспекции выявлять таких нарушителей. Нужно сформировать в обществе атмосферу нетерпимости к нетрезвому вождению, а также поддержку общественности в предупреждении подобных правонарушений.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.