Формообразующая роль цвета. Создание оптимальной цветовой среды. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Формообразующая роль цвета. Создание оптимальной цветовой среды.

2020-12-06 158
Формообразующая роль цвета. Создание оптимальной цветовой среды. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Пространство — первый и главнейший компонент в понятии интерьера.

Взаимосвязь и взаимодействие цвета с пространственной формой выступают на первый план, когда речь идет о композиционно-художественной роли цвета в интерьере. Закономерности такого взаимодействия — основные в композиции. Обычно размещение цветов прежде всего подчиняют логике пространственной структуры интерьера, используя все типовые формы сопоставления цветов с учетом их специфических особенностей.

Архитектурные закономерности построения пространства и его характер с помощью полихромии можно сделать более очевидными и легко воспринимаемыми. Иначе говоря, создается композиционная возможность через выявление цветом особенностей пространства формировать тектонику и художественный образ интерьера. Среди характеристик, влияющих на формирование и восприятие интерьера, пространственные характеристики, трехмерность и величина имеют решающее значение. В зависимости от соотношения размеров и главной оси движения форма может восприниматься как статичная" или как динамичная и, соответственно этому, как центрическая, фронтальная или глубинная.

Статичное, обычно замкнутое, уравновешенное, компактное, нейтральное во всех направлениях, симметричное по трем координатам пространство представляет собой целостную центрическую форму в виде куба, цилиндра, многогранной призмы. Такая форма реально ощутима, легко воспринимается, при больших размерах монументальна, позволяет легко в ней ориентироваться. Эти ее специфические особенности могут служить отправным пунктом для полихромного решения. Один поверхностный, насыщенный, тяжелый, плотный, фактурный, теплый цвет на всю высоту стены, единый цветовой фриз, пояс или горизонтальная тяга утвердят значение стены, подчеркнут своей непрерывностью и протяженностью замкнутость, изолированность, форму пространства, иллюзорно его уменьшат.

Разумеется, наряду с этим существуют иные решения, выбираемые в зависимости от композиционной идеи.

Умелое включение в архитектурную композицию цвета приводит к созданию впечатления высокого или низкого помещения. Расчлененного или компактного объема, динамичного или статичного ансамбля. Это подтверждает наличие внутренней связи между объемом, пространством и цветом.

Используя эффект хроматической стереоскопии можно добиться максимального звучания определенного объемно-пространственного решения, создав цветовые аспекты, подчеркивающие композиционный замысел произведения. Этим же явлением можно воспользоваться для создания иллюзий увеличения или уменьшения пространства, добиться кажущегося изменения протяженности композиции и т.д.

Статика или динамизм объемно-пространственного решения архитектурных комплексов могут быть подчеркнуты с помощью «тяжелых» или «легких» цветов. Динамизм в развитии цветовых композиций в пространстве зависит от «весомости» цветов в большей мере при развитии композиции по вертикали. При развитии ее по горизонтали основную роль играет эффект хроматической стереоскопии, который характеризует в данном случае пространственно-временное качество цвета.

Закономерности восприятия цвета убеждают в том, что объемно-пространственная форма, решенная в цвете, способна вызвать ощущение новой формы. При этом наблюдается трансформация величины, геометрического вида, массы. Полихромия, построенная на темных, холодных цветах, скрадывает величину формы. Светлые тона зрительно увеличивают форму. Активная окраска может нивелировать форму.

При сознательной реализации полихромии как активного элемента архитектурной формы необходимо использовать ее формообразующее действие:

· Зрительно расчленять поверхности;

· Определенным образом видоизменять объемы;

· Трансформировать объемы.

Полихромия развивает пластику поверхности, может формировать объем архитектурного сооружения. При цветовом решении объема взаимоотношения с геометрическими характеристиками архитектурной формы могут быть двоякими: либо архитектурная полихромия полностью подчиняется структуре формы, либо контрастирует с ней, развиваясь самостоятельно. В первом случае возникает формообразующий эффект, подчеркивающий и выявляющий массы, геометрию и структуру формы. Во втором случае первоначальная форма может визуально изменяться.

Таким образом, сознательное использование формообразующего действия цвета открывает возможность управления зрительным восприятием.

Создание цветовой среды, обладающей признаком цельности и законченности, требует комплексного подхода к определению границ и целей использования цвета в интерьере. То есть, группа композиционных задач, в процессе решения которых архитектор способен выявить и подчеркнуть с помощью цвета логику объемно-пространственной структуры, неотделима от задач по созданию психофизиологического комфорта в помещении, и пренебрежение любой из сторон цветового воздействия опасно и чревато последствиями. Великолепно охарактеризовал эту специфику цвета французский исследователь Жак Вьено: "Цвет способен на все: он может родить свет, успокоение или возбуждение. Он может создать гармонию или вызвать потрясение; от него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу".

Каждый класс сооружений задает свою совокупность требований, и для интерьера промышленного здания, школы или кинотеатра принимается своя, определенная группа показателей из суммы архитектурно-пространственных и психофизиологических требований. Они не совпадают, прежде всего, за счет подвижности и изменчивости суммы психофизиологических требований. В каждом частном случае приходится распределять психофизиологические требования в иерархической последовательности по степени значимости. Так, наиболее значимым из группы требований, определяющих оптимальность цветового решения школьного интерьера, является учет "цветового предпочтения". При создании цветового климата высшего учебного заведения эта особенность цветоощущений перестает быть определяющей, но полностью пренебрегать этим требованием нельзя.

Практика показывает, что для проектирования цветовой схемы интерьера оптимальной оказывается такая последовательность этапов:

· 1-й - прогнозирование цветового воздействия исходной пространственной ячейки;

· 2-й - построение генеральной схемы цветового решения всего комплекса помещений;

· 3-й - проведение колориметрического расчета и построение колерной карты каждой пространственной ячейки проектируемого комплекса.

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.