Цвет – важнейшее композиционное средство. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Цвет – важнейшее композиционное средство.

2020-12-06 127
Цвет – важнейшее композиционное средство. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЦВЕТ – ВАЖНЕЙШЕЕ КОМПОЗИЦИОННОЕ СРЕДСТВО.

 

Эстетически полноценное использование цвета в решении интерьера и окружающей среды в целом, является важным условием для создания гармоничной среды, так как восприятие цвета существенным образом влияет на функционирование психической деятельности человека и работу всех органов чувств, среди которых зрение занимает доминирующее положение.

Поэтому, для успешного применения цвета в архитектуре, необходимо знать о его формообразующих и композиционных возможностях, динамике и других свойствах цвета.

Проблема цвета связана с вопросами света, зрения и областью эмоциональных переживаний человека. В эпоху античности и средневековья цвет использовался довольно широко и были достигнуты некоторые успехи, но о природе цвета как такового представления были весьма смутные.

Первым, кто создал учение о цвете основываясь на законы естествознания, был Исаак Ньютон, который в 1676 году с помощью трехгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Он содержал все цвета, кроме пурпурного.

В последнее время интерес к цвету значительно вырос и важное место здесь занимают исследования цвета в архитектуре, то есть архитектурной полихромии.

Архитектурнаяполихромия – многоцветие зданий и их комплексов, обладающее структурой (расположением и связями цветовых масс) и палитрой (цветовым рядом).

В архитектуре сооружений Вавилона, Египта, Индии и Китая, архитектурная полихромия имела символическое значение. В древнегреческой архитектуре выявляла ее конструктивную суть, значение и работу отдельных узлов и деталей, использовались иллюзорно-пространственные свойства цвета для активизации пластики архитектурной формы. В средние века архитектурная полихромия играла роль самостоятельного композиционного средства, благодаря цветоносным витражам.

Истоки трехмерной трактовки структуры цветовой среды архитектурного ансамбля мы наблюдаем и в русской архитектуре, где исторически сложившееся пространственное зонирование ансамбля и стало необходимым инструментом организации его цветовой среды..

Таким образом, архитектурной форме постоянно соответствует цвет – объективное свойство всех окружающих нас предметов. Цвет взаимодействует с такими категориями архитектурной формы, как объем, пространство, тектоника, масштаб, ритм и др. Вместе с ними он вносит весомый вклад в эстетическую ценность архитектурного произведения, в его смысл и информативность.

ЗАКОНЫ СМЕШЕНИЯ ЦВЕТОВ.

 

Существует три основных закона смешения цветов:

1. Для каждого хроматического цвета можно найти другой, также хроматический, который при смешении с первым в определенной пропорции дает ахроматический цвет. Такие два цвета называют дополнительными.

Смешение дополнительных цветов не может дать нового цветового тона.

2. Смешение двух не дополнительных хроматических цветов разных цветовых тонов дает всегда новый цветовой тон, лежащий в цветовом круге между цветовыми тонами смешиваемых цветов.

Чем дальше цвета расположены друг от друга, тем меньше насыщенность смеси.

Из этого следует, что из любых трех цветов, расположенных в цветовом круге приблизительно на одинаковом расстоянии друг от друга, можно получить все возможные цветовые тона. Наш зрительный аппарат содержит три цветоощущающих элемента. Возбуждение их в различных пропорциях может давать начало всем цветовым ощущениям. Этими элементами являются аудитивно первичные стимулы: красный, зеленый, синий (трехцветная теория зрения).

3. Результат смешения зависит только от смешиваемых цветов, но не от спектрального состава тех световых потоков, которыми эти цвета вызываются. Так как один и тот же цвет может быть вызван воздействием на глаз световых потоков разного состава.

СВЯЗЬ ЦВЕТА И СВЕТА.

 

Цвет может ощущаться нашим глазом только при наличии света, но не менее важно и то, что природа света влияет на цвет, а потому играет главную роль в его восприятии.

Чаще всего мы исходим из того, что все освещает белый свет, то есть свет, способный точно передать любой цвет. В действительности же идеально белого света не существует. Любой свет, даже дневной, более или менее окрашен. Но если раньше мы имели дело только с изменчивым естественным светом, или с искусственным светом ламп накаливания, меняющимся от напряжения сети, то теперь появилось большое количество источников света, что привело к проблеме создания систем освещения.

Связь цвета и света. Поверхность кажется нам красной в белом свете потому, что она отражает больше красного, чем других цветов. В красном свете она покажется нам более светлой, но мы не сможем сказать красная она или белая. А если осветить ее же зеленым светом, поверхность покажется нам черной. Это изменение цвета в зависимости от природы света тем более важно в практическом плане, что в природе наш глаз воспринимает цвета, по большей части далекие от чистых. Лимон нам кажется желтым потому, что отражает одновременно зеленый, желтый и красный, а не только желтый цвета.

Для передачи цвета важным условием является и фактура поверхности. В помещении со светлыми стенами окраска среды будет в основном зависеть от цвета источника света и очень мало от матовой или блестящей поверхности покрытия.

В помещении со стенами, окрашенными в насыщенные цвета, напротив, блеск поверхности играет большую роль.

Поверхностное отражение цветных покрытий играет очень большую роль в передаче цвета источника света. Оно снижает насыщенность цвета и уменьшает количество различимых оттенков. Оно подчеркивает видимый цвет источника света: поверхностное отражение меняет цветовой ансамбль среды в помещении, перемещая его к центру источника. Важно, чтобы это перемещение происходило в естественном направлении, то есть либо к голубовато-белому, либо к розовому, как в комнате, выходящей на север или на юг(то есть освещенной рассеянным светом неба или прямыми солнечными лучами).

Фиолетовая поверхность кажется более красной в свете лампы накаливания, чем в естественном дневном свете. Красная поверхность, напротив, кажется более интенсивной из-за относительно большого количества красного в свете этой лампы. В свете ламп с парами натрия большинство цветов, за исключением белого и желтого, покажутся черными или серыми. В свете ртутных ламп четыре цвета, соответствующих основным спектральным полосам ртути, то есть цвета, отражение от которых будет максимальным в области этих полос. Станут более интенсивными. Другие цвета поблекнут, став сероватыми, одни светлее, другие темнее, так как они поглощают большую часть испускаемого света.

То есть можно предусмотреть, как будут искажаться цвета. Практически, если цвет предмета имеет одинаковую характеристику со светом, то он кажется интенсивным и более светлым. Если характеристики разные, то цвет искажается, становится более блеклым или темным.

Качество света имеет большое влияние на среду, следовательно, не стоит забывать и про его количество. Для нормального зрения увеличение освещенности ведет не только к повышению его остроты, но и к улучшению восприятия цветов.

В интерьере взаимодействием цвета и света можно решить ряд вопросов:

1. создать при помощи специально подобранного спектра источника света оптимальные условия для точного восприятия всех свойств цвета, соотношений цветов и цветовой среды интерьера в целом;

2. придать локальным цветам обусловленность, отвечающую форме и величине пространства, применяя слабо или явно выраженные градации светлот и различную направленность светового потока, затухающие или нарастающие ритмы и т. д.;

3. оперируя уровнем насыщенности пространства светом, вызвать различные оттенки настроения в соответствии с цветовым образом интерьера;

4. пользуясь особенностями спектра различных источников белого света, программировать общую цветовую тональность;

5. обогащать цветовое решение интерьера, повышая выразительность цветов, дополняя его множеством оттенков, бликов, рефлексов, свето-теневым членением цветовых поверхностей;

6. совмещая цветовые и световые акценты, сосредоточить на них внимание, многократно повысить их смысловое значение; выявить, сделать более наглядными цветовые и декоративные особенности природных отделочных материалов; корректировать возможные недостатки цветового решения или естественного освещения.

 

ТИПЫ ЦВЕТОВЫХ КОНТРАСТОВ.

 

Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними четко выраженные различия. Впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов.

Светлотный контраст. Наиболее наглядно контраст светлого и темного проявляется в области черно-бело-серых тонов, то есть в ахроматических. Более сложное проявление светлотного контраста в хроматических цветовых сочетаниях. Расположив хроматические цвета на ахроматической шкале в соответствии с равными по светлоте серыми, можно заметить, что они разные по светлоте. Желтый цвет самый светлый, красный и зеленый более темные, фиолетовый – самый темный. Возникает ощущение разноудаленности окрашенных поверхностей от зрителя, причем светлые хроматические цвета кажутся лежащими ближе хроматических темных. Это явление называют «отступание и выступание» цветов, или «эффект хроматической стереоскопии». Светлотный контраст является наиболее мощным по воздействию на зрителя, чем хроматический и контраст по насыщенности цвета.

Контраст «холодных и теплых» цветов. Красно-оранжевый и сине-зеленый цвета двенадцатичастного цветового круга образуют самый сильный контраст тепло-холодных цветовых отношений. К группе «теплых» цветов можно отнести желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый. К «холодным» цветам относятся: желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый.Контраст холодных и теплых цветов, также как и светлотный контраст, обладает свойством влиять на ощущение «отступания и выступания» цвета. При одинаковой светлоте, теплые цвета кажутся ближе, чем холодные.

Контраст цветового распространения. В зависимости от того, какой эмоциональный характер мы хотим придать нашей цветовой композиции, и будут иметь значение размеры цветовых плоскостей, их светлота и насыщенность. Интенсивность и светлота отдельных цветов различны. Для гармоничного равновесия, впечатления устойчивости и покоя, необходимо определить размеры цветовых площадей, их пространственных характеристик для получения гармоничных размеров площадей в цветовом круге основных и дополнительных цветов рекомендуются следующие цифровые соотношения:

Желтый 3

Оранжевый 4

Красный 6

Фиолетовый 9

Синий 8

Зеленый 6

Эти количественные соотношения площадей цветовых пятен верны при условии их максимальной насыщенности. Размеры цветовых плоскостей и их насыщенность тесно связаны между собой. При изменении насыщенности цветового тона, соответственно меняется и его площадь. Если взять два дополнительных цвета в равных пространственных соотношениях, то создается ощущение устойчивости и прочного равновесия. В случае, когда площадь одного цвета существенно больше, второй начинает звучать ярче, как бы стараясь уравновесить большую массу первого. Контраст цветового распространения по площади еще называют «контрастом пропорций». Его особенностью является то, что он способен изменять и усиливать проявление всех других контрастов, работая с ними совместно.

 

ЦВЕТ – ВАЖНЕЙШЕЕ КОМПОЗИЦИОННОЕ СРЕДСТВО.

 

Эстетически полноценное использование цвета в решении интерьера и окружающей среды в целом, является важным условием для создания гармоничной среды, так как восприятие цвета существенным образом влияет на функционирование психической деятельности человека и работу всех органов чувств, среди которых зрение занимает доминирующее положение.

Поэтому, для успешного применения цвета в архитектуре, необходимо знать о его формообразующих и композиционных возможностях, динамике и других свойствах цвета.

Проблема цвета связана с вопросами света, зрения и областью эмоциональных переживаний человека. В эпоху античности и средневековья цвет использовался довольно широко и были достигнуты некоторые успехи, но о природе цвета как такового представления были весьма смутные.

Первым, кто создал учение о цвете основываясь на законы естествознания, был Исаак Ньютон, который в 1676 году с помощью трехгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Он содержал все цвета, кроме пурпурного.

В последнее время интерес к цвету значительно вырос и важное место здесь занимают исследования цвета в архитектуре, то есть архитектурной полихромии.

Архитектурнаяполихромия – многоцветие зданий и их комплексов, обладающее структурой (расположением и связями цветовых масс) и палитрой (цветовым рядом).

В архитектуре сооружений Вавилона, Египта, Индии и Китая, архитектурная полихромия имела символическое значение. В древнегреческой архитектуре выявляла ее конструктивную суть, значение и работу отдельных узлов и деталей, использовались иллюзорно-пространственные свойства цвета для активизации пластики архитектурной формы. В средние века архитектурная полихромия играла роль самостоятельного композиционного средства, благодаря цветоносным витражам.

Истоки трехмерной трактовки структуры цветовой среды архитектурного ансамбля мы наблюдаем и в русской архитектуре, где исторически сложившееся пространственное зонирование ансамбля и стало необходимым инструментом организации его цветовой среды..

Таким образом, архитектурной форме постоянно соответствует цвет – объективное свойство всех окружающих нас предметов. Цвет взаимодействует с такими категориями архитектурной формы, как объем, пространство, тектоника, масштаб, ритм и др. Вместе с ними он вносит весомый вклад в эстетическую ценность архитектурного произведения, в его смысл и информативность.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.