Тема 6. Взаимоотношения с родителями — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Тема 6. Взаимоотношения с родителями

2020-12-06 105
Тема 6. Взаимоотношения с родителями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблема отклоняющегося поведения наиболее актуальна в детском и подростковом возрасте, которому свойственны несформированность "Я"- концепции, социальная незрелость. На каждом этапе взаимодействие личности с внешней средой различно. Среда и методы воспитания оказывают мощное воздействие на установки и ценностные ориентации формирующейся личности. В большинстве случаев ребенок воспитывается в духе соблюдения норм и правил поведения. Однако, когда имеет место отклоняющееся поведение, ребенок, как показывает практика, находится в неблагоприятной жизненной ситуации, и формирование его личности складывается противоречиво. Статистика свидетельствует, что каждый третий подросток-правонарушитель рос без отца, а в тех случаях, когда были оба родителя, у каждого четвертого отец страдал алкоголизмом.
Часто подростки не удовлетворены взаимоотношениями с родителями. В современном обществе налицо нерешенность проблемы "отцов и детей", которая проявляется в нестабильности положения подростка в семье, отсутствии благоприятного микроклимата, препятствующем возникновению отклоняющегося поведения, в самых разнообразных формах.
Из опыта работы по проблемам семейного воспитания видно, что почти всегда родителей волнует поведение ребенка, но очень редко они задумываются над тем, какую роль при этом играет их собственное поведение. В то же время уже давно доказано, что поведение родителей влияет на поведение ребенка, прослеживаются устойчивые закономерности: родители являются для ребенка значимыми людьми, тип их поведения является моделью для подражания (даже если ребенок в душе осуждает родителя, его манеру поведения, он поневоле подражает ему, т.к. репертуар уже знаком).
Если определенные поведенческие реакции ребенка вызывают неодобрительную оценку со стороны родителей, ребенок стремится к изменению. Позитивное отношение родителей к поведенческим проявлениям ребенка является поддержкой формирования у последнего адекватного типа поведения. Интересными в этом смысле являются исследования Куперсмита. В работе "Предпосылки самооценки" он рассматривает в качестве решающего фактора формирование самооценки отношения ребенка в семье. В результате исследования выяснилось, что данные, полученные от детей, совпадали с данными родителей и учителей на 90 %. Были выявлены дети с высокой, средней и низкой самооценкой. Кроме того, отношение ребенка к себе часто соответствовало суждениям учителей и родителей, которые ориентировались только на поведение ребенка.
Исследование Куперсмита показало не только взаимосвязь самооценки с поведением, но и продемонстрировало, что низкая самооценка вызвана попытками родителей сформировать у ребенка приспособительное поведение путем предъявления к нему требований послушания, опрятности, бесконфликтного взаимодействия со сверстниками. Зависимое положение ребенка в семье формирует у него недоверие к окружающему миру, психологическую надломленность.
Сплоченная семья способствует развитию у ребенка высокой самооценки. Родители в глазах ребенка всегда успешны, являются для него эталоном поведения. Такой ребенок меньше подвержен стрессу, осознает свои сильные и слабые стороны, учитывает их в процессе достижения цели. Уверенность в себе обеспечивает ему независимое положение, социальные действия ребенка позитивны, он меньше занят внутренними проблемами, открыто и прямо выражает свои мысли. Его поведение отличается от поведения ребенка, находящегося в депрессивном состоянии, которое характеризуется пассивностью, неуверенностью в себе, неумением противостоять влиянию со стороны других людей, боязнью выразить свое мнение.
Поведение детей авторитарных родителей сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью, элементами фрустрации, социальной пассивностью.
Если же поведение родителей сочетает заботу и контроль, заинтересованность и требовательность, то у ребенка формируется социальная активность, открытость, позитивная направленность на окружающих, более высокие стандарты поведения.

Основные термины и понятия

· Семейная функциональность · Семейный миф
· Коалиции · Ритуалы
· Границы · Семейная история

 

Тема 7. Характеристика различных форм
отклоняющегося поведения

Классификация типов девиантного поведения, основанная на социально-психологическом подходе, разработана психиатрами Амбрумовой А.Г. и Жезловой Л.Я. (1973). Они выделяют четыре основных типа девиантного поведения у детей и подростков:

1. Антидисциплинарное поведение.

2. Антисоциальное (антиобщественное).

3. Делинквентное (противоправное).

4. Аутоагрессивное поведение.

Реакция протеста (оппозиции). Одна из наиболее частых реакций в подростковом возрасте. Это непостоянная и преходящая реакция, характеризующаяся избирательностью и направленностью.
Чаще всего эта реакция возникает у подростка, когда в семье конфликтная обстановка, и эта реакция направлена против родителей, которые, по мнению подростка, виноваты перед ним. Протестные формы поведения возникают у подростков в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношениями близких.
Причиной реакции протеста могут быть конфликты между родителями или их равнодушное отношение к подростку, несправедливое или болезненное для его самолюбия наказание, запрещение чего-либо, что значимо для подростка.
Протестные реакции могут быть у подростков из-за чрезмерных претензий, предъявляемых родителями, когда они ставят перед ним непосильную задачу- в совершенстве овладеть иностранным языком, каким-либо видом спорта, музыкой и прочим, требуют примерного поведения, чтобы он стал отличником в школе или походил на кого-то из своих сверстников, а подросток не в состоянии соответствовать тому, чего ожидают от него родители.
Реакции протеста подростки могут проявить и в школе, если учителя журят их за плохую успеваемость или какие-то проступки.
Реакции протеста бывают пассивными и активными.

Реакция группирования со сверстниками. Реакция группирования со сверстниками по своим проявлениям при крайних выражениях близка к вышеописанной реакции, за исключением того, что здесь нет взрослого отрицательного лидера.
Таким лидером становится кто-то из членов самой группы, особенно если он старше других, имеет опыт употребления спиртного и физически сильнее остальных. Стремление к группированию со сверстниками вообще присуще подростковому возрасту, даже если это не достигает степени крайних асоциальных проявлений.
Но если "лидер" имеет криминальные наклонности или опыт, то такая подростковая группа может превратиться в "банду", тщательно охраняющую свою территорию от подростков из других домов или таких же групп, в "борьбе" с которыми проходит вся их жизнь.
Подростки начинают увлекаться силовыми видами спорта, "качаются", чтобы увеличить мышечную массу и свою физическую силу, овладевают различными приемами – самбо, карате, иногда придумывают какое-либо "устрашающее" название для своей группы, заимствованное из зарубежных фильмов.
"Лидер" становится для них непререкаемым авторитетом, обычно он бесстрашен, всегда готов вступить с любым в драку и отстоять свое право управлять группой с позиции силы.
Группа собирается во дворе или ином месте (подвал, чердак, пустырь, стройка). "Накачав" мышцы, в дальнейшем они бросают спорт и проводят время в пьянках, картежных играх, сексуальных оргиях – для этого в группу вовлекаются и девочки, хотя вначале группа обычно бывает однополой, могут совершать и криминальные действия.

Реакция эмансипации. Это борьба подростка за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение. Он хочет освободиться от контроля и опеки взрослых любыми способами.
Чем больше подростка контролируют и подавляют, тем больше он хочет избавиться от влияния взрослых. Наперекор им он начинает поступать "по-своему", демонстрирует, что он уже "самостоятельный".
Если бы родители не принуждали его к чему-либо, он бы сам мог это сделать, но как только они заставляют его сделать это, он сделает прямо противоположное, чтобы "доказать", что он уже взрослый".

С таким поведением наверняка сталкивались многие родители, объясняя его упрямством и неподчинением их авторитету. На самом деле это вполне закономерная реакция для этого возраста и со временем она проходит.

Крайние формы она приобретает именно при неправильном поведении родителей – если они гиперопекают или проявляют деспотизм и требования беспрекословного подчинения. Если в младшем возрасте ребенок еще мог подчиняться такому давлению родителей, потому что была сильной зависимость от них, то в подростковом возрасте возможны крайние формы – побеги из дома и бродяжничество.

Реакции увлечения. Большинству подростков свойственны различные увлечения и хобби. Они могут быть устойчивыми, например коллекционирование, занятие спортом, но могут быть и нестойкими,когда подросток увлекается то одним, то другим.

У некоторых подростков увлечения связаны со стремлением быть в центре внимания. Они участвуют в художественной самодеятельности. в школьных спектаклях и драмкружках, публикуют свои стихи и другие литературные произведения в школьной стенгазете. Некоторые избирают изысканные, необычные хобби, чтобы выделиться среди сверстников.

В большинстве случаев в этом нет никакой патологии, со временем эти увлечения проходят или сохраняются, но отрицательного воздействия на поведение подростка не оказывают.

Патологией являются чрезмерно выраженные увлечения, когда из-за них подросток забрасывает школьные занятия и все свое свободное время отдает хобби. Бывает, что ради пополнения своей коллекции или добычи денег для реализации хобби, подросток совершает противоправные действия, например мелкое воровство, спекуляция или попрошайничество, может сойтись с асоциальными личностями.

Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Сюда относятся различные группы онанизма (мастурбации) у подростков, включая групповую и совместную мастурбацию, раннее начало половой жизни, беспорядочные половые связи, например в подростковой группе.
Вовлечение подростка в группу может быть вызвано именно рано пробудившимся сексуальным влечением, реализовать которое в иных условиях подросток не может. "Доступность" девочек – членов группы может показаться весьма привлекательной для подростка, и именно по этой причине он стремится в такую группу. Формирующееся сексуальное влечение еще не дифференцировано, поэтому для его удовлетворения могут использоваться и сексуальные извращения.

Основные термины и понятия

· Индуктивный метод · Феноменализм
· Ассоциативная психология · Эмпиризм
· Детерминизм · Догматизм
· Номинализм · Скептицизм

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.