Тема 3. Отклоняющееся поведение — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема 3. Отклоняющееся поведение

2020-12-06 86
Тема 3. Отклоняющееся поведение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Каждый человек отличается своеобразием реакций на воздействия окружающей среды. Поведение проявляется в индивидуально-своеобразных формах, не всегда адекватных. Часто образ поведения, приобретенный в определенных условиях, становится привычным.
Нервная система обладает способностью формировать и закреплять привычки, в том числе вредные, которые по мере их закрепления, воспринимаются как нормальное явление. Т.е. то, что в субъективном восприятии подразумевается как положительное, объективно является проявлением отклоняющегося поведения.
Значит, если вовремя заметить появление вредной привычки, устранить ее путем замены на новую, положительную привычку, означает изменить стиль поведения. Эффективность управления поведением зависит от состояния эмоционально-волевой сферы, осознания наличия вредной привычки, стремления освободиться от нее, организации соответствующей повседневной деятельности, направленной на формирование иного типа поведения. Нельзя забывать при этом о мотивации поведения. Л.П. Гримак считает, что содержание мотива поведения складывается из двух элементов: программы и цели деятельности, находящихся в тесной взаимосвязи. Причем программа уточняет средства, направленные на реализацию цели.
Всестороннее и многоплановое изучение отклоняющегося поведения учеными педагогами, психологами, социологами, медиками, юристами говорит о том, что можно прогнозировать появление той или иной вредной привычки и в целом отклоняющегося поведения.

 

Основные термины и понятия

· Норма · Девиация
· Негативные отклонения · Позитивные отклонения
· Нормативные субкультуры · Стигма

Тема 4. Целеполагание и особенности проявления
поведенческих реакций в деятельности

И.П.Павлов, рассматривая различные виды рефлекторной деятельности человека, сделал вывод о том, что их функциональное согласование достигается единым рефлексом – рефлексом цели. Задачей этого рефлекса является интеграция всей рефлекторной деятельности организма. По мнению И.П.Павлова, рефлекс цели является основным источником жизненной цели человека. Цели могут быть различными: высокими и низкими, важными и простыми. Какой бы цель ни была, стоит ей исчезнуть, жизнь теряет смысл.
По мнению Спенсера, само по себе наличие цели не является решением проблемы. Важно соотношение цели и средств. Он считает, что даже при совершенном общественном устройстве любые совершаемые человеком действия будут правильными тогда, когда они будут доставлять удовольствие, а страдания, особенно ближайшие, сопутствуют неправильным действиям. В то же время страдания (физические и душевные) являются неизбежной частью существования человека. Счастье является противоположностью страдания. Состояние депрессии характеризуется внутренней пустотой, отрешенностью от всего. Человек в состоянии депрессии не испытывает ни счастья, ни страдания.
Особенность выбора личностью жизненной цели связана с уровнем притязаний. Гибкость уровня притязаний, умение развести в конкретной ситуации реальные и идеальные цели отражаются в особенностях поведения личности. Жесткая целевая структура, недифференцированность реальной и идеальной целей ведут, как правило, к специфическим нарушениям поведения. Страдающие неврозом, в отличие от больных психопатией, осознают, что необходимо сделать для осуществления цели, прогнозируют деятельность, но не приступают к самой реализации, т.е. в большей степени у них страдает исполнительская часть деятельности.
Эти данные значимы для возможности отделения нормы от аномалии. В процессе решения учебных задач учитель сталкивается с различными поведенческими реакциями учеников. Правомерно ли при этом положение о единстве требований, педагогическом воздействии? Очевидно, было бы уместным сконцентрировать внимание учителя на характере самих поведенческих проявлений ученика при постановке целей деятельности и процессуальной ее стороне для того, чтобы своевременно выявить детей с проблемами в развитии, оказать им своевременную помощь специалистов (психологов и т.д.).
  Психологические причины отношения к будущему как к проблеме.
Анализируя психологические причины, приводящие подростков к восприятию будущего как источника проблем и тревоги, можно предположить, что существуют некоторые психологические характеристики людей, которые способствуют появлению отношения к будущему как к проблеме. Это предположение было проверено в исследовании О.Е. Байтингер:

· повышенная личностная и ситуативная тревожность, а также доминирующие эмоциональные переживания;

· развитая перспективность мышления (чем дальше во времени подросток может спроецировать себя и свое окружение, тем больше он осознает проблемы будущего, а значит, и переживает их);

· структура Я-концепции, в которой выражена система ожиданий, имеющих позитивную или негативную эмоциональную окраску.

Таким образом, высокая проблемная нагруженность современных подростков в отношении будущего обусловлена как социально-экономическими причинами, так и психологическими, отражающими и возрастные, и индивидуальные особенности. При работе психолога- практика с подростками диагностика отношения и восприятия будущего может оказаться весьма полезной.

Основные термины и понятия

· Уровень притязаний · Проблема в развитии
· Я-концепция · Перспективность мышления
· Цель реальная · Цель идеальная

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.