Урок 1. О к р у жающий мир и музыка. Что такое музыка? Сказки, легенды и о музыке и музыкантах. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Урок 1. О к р у жающий мир и музыка. Что такое музыка? Сказки, легенды и о музыке и музыкантах.

2020-11-19 270
Урок 1. О к р у жающий мир и музыка. Что такое музыка? Сказки, легенды и о музыке и музыкантах. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение.  

Рассмотрим эти свойства отдельно.

Регистр – это объединение звуков в группы по высоте. В музыке различают три регистра: высокий, средний и низкий. Каждый регистр имеет свои особенности звучания. Сравните звуки церковных колоколов и маленьких колокольчиков. Одни звучат торжественно, призывно, другие – сказочно, волшебно…

· Например, прослушаем сцену венчания царя Бориса из оперы «Борис Годунов» Мусоргского, наполненную величественными колокольными звонами.

· Другой пример - «Марш Черномора» из оперы Глинки «Руслан и Людмила» изображает сцену в садах Черномора, где звучит прекрасное пение птиц, льются прозрачные воды фонтанов, цветут диковинные цветы. Эту красоту изображают звуки челесты, подражая звукам маленьких колокольчиков.

             С помощью изменения регистра можно изменить и характер героя. Сыграем песенку «Чижик- пыжик» в среднем,затем - в высоком, и, наконец, - в низком регистре. На когостала похожанаша мелодия? А теперь определите героев следующих музыкальных пьес:

· Чайковский «Жаворонок» и Мусоргский «Быдло».

Тема 2. Метр, ритм, пульсация в музыке.

Урок 4. Динамика Штрихи.

Динамика - одно из самых ярких выразительных средств музыки. Можно даже сказать, что это важнейший носитель музыкальности вообще, в чем бы она себя ни проявляла: в поэзии, в прозе, в интонациях человеческой речи. Ведь и в любом стихотворении есть свои показатели динамики, позволяющие нам услышать, «тихо» или «громко» оно звучит; и при описании человеческих характеров писатель непременно указывает, как говорит тот или иной герой, какой у него голос; да и в наших повседневных наблюдениях мы нередко угадываем человека по особенностям звучания его речи. И часто оказывается так, что негромкие, но веские слова убеждают нас гораздо больше, чем шумное многословие.

    Музыканты давно исследуют художественные возможности громкостной динамики. Еще в эпоху Возрождения динамическими средствами создавались различные эффекты -

· например, эффект эха в хоре О. Лассо «Эхо». Было замечено, что сопоставление громкостей при исполнении одной и той же мелодии звучит как отзвук эха, придавая музыке особую пространственность. Известно также, что тихая, размеренная мелодия убаюкивает, а громкая и торжественная - взбадривает, поэтому все колыбельные мира поются негромко, а все походные марши, наоборот, весьма звучны.

    Однако между этими крайними проявлениями динамики располагается, по точному замечанию Г. Нейгауза, множество промежуточных оттенков. Не только композиторы, но и исполнители хорошо знают, что воспроизведение авторского замысла в огромной степени зависит от точности в соблюдении динамических оттенков.

Музыкальные термины, которые определяют степень громкости исполнения музыки, называются динамическими оттенками (от греческого слова dynamicos - силовой, то есть сила звука). В нотах вы, конечно, видели такие значки: pp, p, mp, mf, f, ff, dim, cresc. Все это - сокращения названий динамических оттенков. Посмотрите, как они пишутся полностью, произносятся и переводятся:

· р - piano (пиано) - тихо; pp - pianissimo (пианиссимо) - очень тихо;

    mp - mezzo piano (меццо пиано) - умеренно тихо, немножечко громче, чем пиано;

· f - forte (форте) - громко; ff - fortissimo (фортиссимо) - очень громко.

   mf - mezzo forte (меццо форте) - умеренно громко, громче, чем меццо пиано. Иногда, гораздо реже, в нотах можно встретить такие обозначения: ppp (пиано-пианиссимо), рррр. Или fff, (форте-фортиссимо), ffff. Они означают очень-очень тихо, еле слышно, очень-очень громко.

Знак sf - sforzando (сфорцандо) указывает на выделение какой-то ноты или аккорда.

Очень часто встречаются в нотах и такие слова:

· dim, diminuendo (диминуендо) или значок указывающие на постепенное ослабление звука.

· Cresc. (крещендо), или значок - указывают, напротив, что нужно постепенно усиливать звук. Перед обозначением cresc. иногда ставится poco а poco (поко а поко) - мало-помалу, понемногу, постепенно. Конечно, эти слова встречаются и в других сочетаниях. Ведь постепенно можно не только усиливать звук, но и ослаблять его, ускорять или замедлять движение.

Громкие звуки применяются в музыке военной, спортивной, маршевой, танцевальной. Тихие - часто в песенных лирических мелодиях: колыбельных, протяжных песнях.

· Послушайте "Полонез Ля мажор" Ф.Шопена - танец мужественный рыцарский. Здесь преобладают звуки громкие, яркие. Острые ритмы.

· А вот другой пример: Рахманинов. «Вокализ». Плавная певучая мелодия без слов льётся ровно, бесконечно, на тихой звучности.   

Динамика - это громкость звучания. Музыкальная динамика снова возвращает нас к первоистокам музыки. Ведь громкие и тихие звуки, как и разнообразные оттенки, существуют и вне музыкальных произведений. Гроза гремит, а моросящий дождик шуршит чуть-чуть слышно; грозен шум морского прибоя, а плеск озера ласков и совсем не страшен. По-разному звучит эхо, то передразнивая наш голос почти рядом, то замирая в отдалении.

    И даже такие чисто музыкальные особенности, как crescendo (крещендо)- постепенное нарастание звучности и diminuendo (диминуэндо) - постепенное ее ослабление, также присутствуют и в природе.

    Прислушайтесь к тому, как шумит ветер в кронах деревьев, сначала чуть прикасаясь к листьям, затем становясь все громче, все сильнее, захватывая в момент кульминации всю крону целиком, заставляя ее раскачиваться, шуметь и лишь затем постепенно ослабляя свой напор до полного успокоения. Такой характер динамики, который можно было бы схематично изобразить музыкальными знаками cresc., dim., - всеобщий закон любого звучания.

    А может быть, его проявление следует искать и в более широких границах - не только в музыке, не только в звуках вообще, а в многообразии всех существующих вещей? Не об этом ли писал Ф. Тютчев в своем стихотворении «Волна и дума»?

Дума за думой, волна за волной -
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь - в заключении, там - на просторе, -
Тот же все вечный прибой и отбой,
Тот же все призрак тревожно-пустой.

 

    Если этот «вечный прибой и отбой» и есть тот самый всеобщий закон жизни, то, может быть, музыка потому так воздействует на человека, что она наиболее ярко несет в себе его очевидное воплощение? Ведь в любом, даже самом маленьком, музыкальном произведении есть свои правила распределения динамики, придающие ему выразительность и осмысленность. Более того, в этой осмысленности состоит главное отличие художественной динамики от звуковой динамики природы: в музыке она никогда не выступает как «призрак тревожно-пустой», а, наоборот, образует глубоко закономерное движение, участвуя в создании художественного образа наряду с другими средствами музыкальной выразительности.

· Вспомните вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке». Музыка этого необыкновенно выразительного фрагмента передает неторопливое приближение московского утра. Одноголосная негромкая мелодия, открывающая вступление, подобна первому лучу света, который все больше наступает, разрастается, окрашивается сиянием восходящего солнца, внезапно вспыхивающего и играющего на золотых куполах московских церквей.

    Слушая этот фрагмент, еще раз убеждаешься, как велики, как поистине безграничны возможности музыки в передаче не только всякого движения, процесса, но и тончайших его оттенков и градаций. Не просто общая линия постепенного динамического нарастания, но мельчайшие детали, подробности - все это сообщает музыке такую достоверность, ощущение подлинности.   

Иногда динамика развивается волнообразно - то громче, то тише. А иногда вся пьеса строится на усилении звука - от pp до ff.

· Такой приём применилГриг в пьесе «В пещере горного короля». В этой пьесе изменялся не только темп при повторении одной и той же темы, но и динамика ( громкость исполнения). Вначале «шаги» звучали тихо, осторожно, таинственно (p - пиано), постепенное усиление звука («крещендо») привело к громкому, «злому», агрессивному звучанию (f - форте). При этом звучала одна и та же мелодия у разных инструментов.

 

Для создания нужного образа, характера «героя» очень важным средством являются штрихи – это приёмы извлечения звука на инструменте. В прослушанной музыке таинственные «шаги» гномов и троллей изображались отрывистым звукоизвлечением. На фортепиано это штрих – staccato, у струнных – pizzicato.

· Шуман «Смелый наездник»- здесь приёмом staccatoкомпозитор передаёт скачку лошади.

Более связное, плавное извлечение звука в музыке называется legato. Этот приём характерен для музыки песенной, лирической.       

· такой пример - Рахманинов. «Вокализ». Музыка плавная, певучая, мелодия льётся «бесконечно» и печально.

Вопросы и задания:
1. Какими динамическими оттенками ты передал бы различные звуки природы: шум дождя, грохот грома, шелест листвы, гул моря (продолжи этот ряд сам)?
2. Есть ли, по-твоему, динамические оттенки у незвучащих явлений или предметов? С чем ты их связываешь (какие качества, с какими оттенками)?

Урок 5. Лад. Гармония.

 

  Лад - это согласованность музыкальных звуков, разных по высоте. Они объединяются вокруг главного звука – тоники (1ступени). Все остальные ступени ей подчиняются.

Музыкальные лады бывают различны. Мелодии могут звучать на трёх, пяти, семи звуках лада. Самые древние обрядовые песни исполнялись на трёх звуках, образующих трихорд («Петушок», «Идёт коза рогатая» и др.). Лады из пяти звуков, называемые пентатоникой, встречаются в музыке восточных народов: китайской, японской, монгольской и др.

В профессиональной музыке с 17 века ведущее значение приобрели мажорный и минорный  лады.

Мажор – лад, который опирается на большое трезвучие, часто звучит бодро, радостно, весело.

Минор – имеет в своей основе малое трезвучие, звучит печально, сумрачно. Пример:

· Свиридов «Весна и осень».

Здесь одна и та же мелодия звучит сначала в мажоре, затем – в миноре, отчего значительно меняется её характер.

Иногда композиторы сами конструируют новые лады: уменьшенный, увеличенный (целотонный) лады. В сказочной музыке русские композиторы характеризуют фантастических персонажей этими «искусственными» ладами. Например, Черномор – выходит на сцену под звуки целотонной гаммы в опере Глинки «Руслан и Людмила». А Морской Царь всплывает из морских пучин под звуки гаммы «тон – полутон», то есть уменьшенного лада в опере «Садко» Римского-Корсакова.

    «Гармония» - одно из самых главных понятий музыкального искусства. Что же оно означает? Слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки. Люди издавна называли гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя ни проявляла - в архитектурном ли сооружении, состоянии души или человеческой фигуре. Древние греки словом «гармония» определяли даже периоды мирной жизни, свободные от войн и потрясений.

    В музыке слово «гармония» выражает её основное свойство – благозвучие (благозвучный – приятный на слух). Благозвучие как порядок в царстве звуков, аккордов, ладов – это и есть музыкальная гармония.

    Как и всякое искусство, музыка имеет свой собственный «материал». Как цвет в живописи, слово в литературе, мрамор в скульптуре - так звук в музыке есть её ядро, из которого рождается музыкальное произведение. Однако любой произвольный порядок звуков ещё не является признаком гармонии. Послушайте, как звучит случайный набор музыкальных звуков.

Музыка начинается лишь тогда, когда её звуки организуются по определённым законам, которым подчиняется музыкальное произведение.

    Великий русский композитор М. И. Глинка о гармонии сказал так: «Дело гармонии дорисовать слушателям те черты, которых нет и не может быть в мелодии». Иными Словами - гармония как бы досказывает мысль, которая заключена в мелодии. Без помощи гармонии музыкальная мысль не может быть высказана полным голосом.

           Гармония - одно из выразительнейших средств в музыке, это голоса и аккорды, сопровождающие мелодию. Они составляют с мелодией не только одно гармоническое целое, но поддерживают, дополняют и украшают её звучание. Аккорд - это созвучие из трёх и более звуков. Существуют аккорды, строящиеся по терциям (трезвучия, септаккорды, нонаккорды) и другие – нетерцовые аккорды, называемые в современной музыке кластерами.

Трезвучия могут придавать музыке, в зависимости от лада, светлую, сказочную окраску

· например, мажорные трезвучия в теме Звездочёта из оперы «Золотой петушок» Римского-Корсакова)

·  или печальную, траурную, если звучат минорные трезвучия. Например – Прелюдия до минор Шопена.

    Гармония ощутима в любом произведении. В самых высших своих проявлениях она воздействует как непрерывно струящийся свет, в котором мы ощущаем отблеск неземной божественной гармонии. Произведения, отмеченные знаком такой «высшей» гармонии, есть у многих композиторов - у Баха и Моцарта, Шуберта и Брамса. В таких произведениях течение музыки несёт печать возвышенного покоя и равновесия.

· Одно из таких произведений - Прелюдия До мажор. Хорошо темперированный клавир, том 1, BWV 846 И. С. Баха. Бах тонко использовал в прелюдии приёмы, идущие от лютневой музыки XVIII века (для щипковых инструментов характерна фактура из разложенных аккордов), ставшие уже традиционными в клавирной музыке.

Вслушаемся в звучание Прелюдии до мажор. Отчего её музыка кажется такой светлой, такой умиротворённой? Прежде всего этому способствует характер музыкального течения: негромкий, неторопливый, не содержащий никаких срывов и неожиданностей. Ничто в прелюдии не меняет первоначально избранного движения - ни ритм, ни темп... Лишь только гармония бесконечно колеблется, мерцает, оборачиваясь то мажорными, то минорными звучаниями, то чуть омрачаясь, то вновь умиротворяясь.

     Гармония значительно обогащает музыку.

Вопросы и задания:

1. Что мы называем музыкальной гармонией?

2. Где, помимо музыки, проявляет себя гармония?

3. Почему гармонию, как и мелодию, считают главным средством музыкальной выразительности?

4. Что отличает характер Прелюдии до мажор И. С. Баха? Как проявляет себя гармония в этой прелюдии?

5. Созвучен ли образ «Сикстинской мадонны» Рафаэля музыке Прелюдии до мажор? Попробуйте объяснить, в чём проявляется эта созвучность?

Петя

Сначала звучит струнная группа, исполняющая тему главного героя сказки Пети. Бодро и задорно шагает Петя под музыку марша, как бы напевая лёгкую, озорную мелодию. Светлая, жизнерадостная тема воплощает неунывающий характер мальчика. Петю Сергей Прокофьев изобразил при помощи всех струнных инструментов - скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов.

Темы Птички, Утки, Кошки и Дедушки представлены в исполнении деревянных духовых инструментов – флейта, гобоя, кларнета, фагота.

Птичка

Птичка весело чирикает: «Все вокруг спокойно». Звучит лёгкая, как бы порхающая мелодия на высоких звуках, остроумно изображая птичий щебет, порханье Птички. Её исполняет деревянный духовой инструмент – флейта.

Утка

В мелодии Утки отражены её неповоротливость, переваливающаяся с боку на бок походка и даже как будто слышно её кряканье. Мелодия становится особенно выразительной в исполнении мягко звучащего, немного «гнусавого» гобоя.

Кошка

Отрывистые звуки мелодии в низком регистре передают мягкую, вкрадчивую поступь хитрой Кошки. Мелодию исполняет деревянный духовой инструмент – кларнет. Стараясь не выдать себя, Кошка то и дело останавливается, замирая на месте. В дальнейшем композитор покажет виртуозный блеск и огромный диапазон этого замечательного инструмента в эпизоде, где перепуганная Кошка стремительно взбирается на дерево.

Дедушка

Музыкальная тема Дедушки выразила его настроение и характер, особенности речи и даже походки. Дедушка говорит басом, неторопливо и как будто немного ворчливо – так звучит его мелодия в исполнении самого низкого деревянного духового инструмента – фагота.

Волк

Музыка Волка резко отличается от уже знакомых нам тем других персонажей. Она звучит в исполнении медного духового инструмента – валторны. Грозное завывание трёх валторн звучит «страшно». Низкий регистр, мрачные минорные краски изображают Волка опасным хищником. Его тема звучит на фоне тревожного тремоло струнных, зловещего «шипения» тарелок и «шуршания» барабана.

Охотники

Наконец-то появляются бравые охотники, идущие по следам Волка. Выстрелы охотников эффектно изображены громом литавр и барабанов. Но к месту происшествия охотники пришли с опозданием. Волк был уже пойман. Музыка будто добродушно подсмеивается над незадачливыми стрелками. «Боевому» маршу охотников аккомпанируют малый барабан, тарелки и бубен. Так мы знакомимся с тембрами инструментов ударной группы.

Сказка заканчивается торжественным шествием всех её участников. В последний раз звучат их темы. Ведущей становится тема Пети, превращённая в победный марш.

Прослушав сказку, мы познакомились с инструментами симфонического оркестра. «Петя и волк» - одно из лучших произведений Прокофьева для детей. Эту музыкальную сказку знают и любят дети разных стран.

Вопросы и задания:

1. С какой целью Прокофьев написал музыкальную сказку «Петя и волк»?

2. Какие инструменты исполняют тему Пети? Каков характер этой темы, её музыкальный язык? Объясните, почему Прокофьев избрал именно такую последовательность появления персонажей: Птичка, Утка, Кошка, Дедушка, охотники.

3. Какие медные духовые инструменты исполняют тему Волка? Чем тема Волка отличается от тем других персонажей?

4. В какие моменты сказки и как появляются темы Утки, Кошки, Пети?

5. Как звучит музыка Птички вначале сказки? Что появилось нового в музыке Птички в споре с Уткой; при появлении Кошки; в самом конце сказки?

6. Сравни звучание музыки кошки при погоне за Птичкой и при появлении Волка?

7. Чем отличается марш охотников от заключительного марша всей сказки?

 

Урок 9. Контрольный.

 

Тема 4. Мелодия, её виды.

Урок 10 - 11. Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка.

Урок 12. Осень.

           Каждое время года по-своему прекрасно. Осень радует нас красотой деревьев, полей, удивительными сочетаниями цветов: зелёный, жёлтый, оранжевый, красный, серый, бордовый... Богатство красок, их оттенков восхищает, удивляет нас.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы…

Это — Пушкин. Он очень любил осень и посвятил ей много прекрасных стихов.

           Осенью природа словно затихает. Если весной всё приходит в движение - распускаются листья, бегут ручьи, слышится гомон птиц, то осенью природа как будто готовится к зимнему сну, кажется усталой, утомлённой. Деревья скидывают с себя листву. Листья, весной свежие, молодые, даже клейкие, за лето запылились, стали большими, тяжёлыми, начали опадать. Птицы покидают нас и летят в тёплые страны.

    Когда смотришь на увядающую осеннюю природу, тебя охватывают разные чувства: и истома, нежность, удивление от любования красотой, и грусть от того, что прощаешься с летом, теплом, что красота осени уходит. Грустно смотреть на опавшие листья, оголившиеся деревья. Замечательный русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет написал стихотворение, в котором передано созвучное этой музыке настроение тоски, уныния, рождённое картиной осени:

Осень


Ласточки пропали,

А вчера зарёй

Всё грачи летали,

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится.

Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад.

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят.

Выйдешь - поневоле

Тяжело, хоть плачь!

Смотришь - через поле

Перекати-поле

Прыгает как мяч.


    ·  Послушаем пьесу из цикла "Времена года" Чайковского «Осенняя песня» (Октябрь)   Осень, осыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят... (А. К. Толстой) Октябрь — это уже настоящая осень. Листьев на деревьях почти не осталось. С каждым днём всё холоднее. И дождь, дождь, дождь... Грустное это время — поздняя осень. «Осенняя песня» — тоже грустная. Тихий, грустный покой слышится в первой музыкальной фразе. Но вот зазвучали два голоса. Один — слабый, он словно пытается взлететь, разлиться легко и свободно... и тут же бессильно стихает. Видно, очень хочется человеку тепла, света, счастья. А счастья нет. Тоскливо и сумрачно на душе. Снова взлёт — и снова падение. Ещё, ещё — нет, не подняться, не вздохнуть полной грудью... И хочется плакать от тоски и непонятной обиды... Второй голос более уверенный — короткие музыкальные фразочки уговаривают, успокаивают, утешают. Нашу осеннюю природу любили рисовать русские художники. Ты, наверное, знаешь, кто из русских художников особенно любил изображать на своих полотнах осень? Конечно же, Левитан, которого называют «певцом русской осени». Октябрь уж наступил - уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад - дорога промерзает, Журча ещё бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл...               (А. Пушкин) У человека в жизни бывают разные переживания - радостные и печальные, тревожные и светлые. Художник, поэт, композитор выражают свои переживания в звуках музыки, стихах, картинах. Часто какое-нибудь явление природы, например дождик, по-разному изображается в музыке, но ведь и в жизни дождик бывает разным. Он может весело и звонко накрапывать сквозь солнышко, как в песне-закличке А. Лядова «Дождик, дождик».     Но бывает и бесконечный, грустный, серый дождик. Его капельки-слёзки целый день стучат в окно, навевают печаль. Вспомним пьесу Д. Кабалевского «Грустный дождик». · У современного русского композитора Георгия Васильевича Свиридова, в его фортепианном «Альбоме пьес для детей», есть пьеса «Дождик». Какой дождик изображает музыка? В музыке слышно, как весело искрится, брызжет и сверкает дождик! Его капельки перепиваются и быстро несутся, стекая прозрачными струйками с листьев, травинок, цветов. Музыка игривая, радостная, звонкая, задорная, переливчатая.     В середине пьесы слышно, что дождик полил сильнее. Он озорно и настойчиво забарабанил по крышам тяжёлыми каплями. Но вот он снова запрыгал лёгкими маленькими капельками, стал стихать и внезапно прекратился совсем.     Какую волшебную картину нарисовала музыка! Дождик порезвился, поозорничал, посмеялся, обрызгал все вокруг, умыл каждый листик прозрачной водичкой и умчался.  
 

Урок 13. Зима. Весна.

    Картины природы всегда привлекали композиторов. Их множество: у французского клавесиниста Франсуа Куперена, в операх Кристофа Виллибальда Глюка, в оратории Йозефа Гайдна «Времена года», в концертах для скрипки с оркестром итальянского композитора Антонио Вивальди и многих других.

    Антонио Вивальди называют «отцом симфонической программной музыки» потому, что многим своим концертам он давал программные названия. Есть среди них «Тревога», «Буря на море», «Охота», «Ночь» и др. Всего известно 28 инструментальных произведений Вивальди, наделённых программными названиями.

Вивальди является создателем жанра сольного инструментального концерта. Особенно знаменитые его программные концерты «Времена года» стали наиболее популярными у наших современников благодаря безграничному обаянию этой музыки.

    Слово концерт происходит от латинского «соревнуюсь». Это большое музыкальное произведение, в котором солист «соревнуется» с оркестром.

Его цикл «Времена года» - один из ранних образцов программной музыки. Под этим названием обрели известность первые четыре концерта для скрипки и струнного оркестра. Концерты называются «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима».

    Каждый из них имеет развёрнутую поэтическую программу, изложенную в четырёх эпиграфах стихотворений, автор которых неизвестен. Допускают, что их составил сам композитор.

    Являясь ранним примером программной музыки, эти концерты включают описательную музыку, имитирующую пение птиц, шум дождя, грозу, а во второй части даже собачий лай. Почти каждый такт связан с изобразительным рядом.


· В концерте «Зима» композитор достигает вершины художественной

изобразительности. Уже в первых тактах мастерски передано ощущение пронизывающей зимней стужи («под порывами ледяного ветра всё живое дрожит в снегу»). Затем с поразительной наглядностью воспроизводятся удары капель дождя в окно, скольжение на коньках и внезапное падение конькобежца, треск льда и, наконец, неистовая борьба южного сирокко с северным ветром.


Первая часть

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах…




    Первая часть начинается со звуков завываний зимних ветров. Дрожа от холода, люди спешат домой, притопывая, чтобы спастись от неистового мороза…Здесь изображается картина суровой зимы, ненастной, вьюжной.
Вы слышали в начале равномерные отрывистые аккорды, надоедающие звуки вьюги, резкие короткие порывы ветра; метет снег, сыплются колкие снежинки. Природа, скованная стужей, застыла в оцепенении. На этом таинственном фоне пронзительно, тревожно, смятенно, жалобно поёт скрипка. Порывы ветра, вьюга внезапно налетают. Настойчиво, взволнованно яростно звучит музыка.

Вторая часть

Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замёрзшие полны покоя…

    Но вдруг изнутри чувствуется согревающее тепло огня – солист играет тихую, прекрасную, спокойную мелодию – как будто переданные в звучании оркестра слышны капли дождя за окном…

Третья часть

На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лёд
Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идёт не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья…

    Последняя часть возвращает слушателя в ледяной холод. В исполнении солирующей скрипки звучат первые робкие фразы, но, в конце концов, внезапно налетает буря, на этот раз – со стороны холодного севера. Но, Вивальди словно говорит: «Веяние сирокко приходит с юга, весна не может быть слишком далеко…»

    Зимой природа так красива! Все вокруг белеет и серебрится. Деревья наряжаются в пушистые белые снежные одежды:


 

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы          (А. С. Пушкин)


        

Весна - это особое время года. Время пробуждения природы от зимнего сна, когда все оживает, расцветает, радуется наступившему теплу. Ранней весной зима еще дает о себе знать - напускает ветры, снежные метели, но, в конце концов, весна все-таки побеждает:


Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все гонит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Ф. Тютчев


Апрель. «Подснежник»

Голубенький чистый подснежник-цветок,
А подле сквозистый последний снежок.
Последние слезы о горе былом
И первые грёзы о счастье ином...

(А. Майков)

    Музыка апреля похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растёт, ширится... Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко-легко и хочется то ли покружиться в вальсе - плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку. У композитора Гречанинова есть песенка, в которой поётся... Попробуй угадать, о ком?

Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил,
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь, правда, что это весна?»

    «Зелёная ножка»... Ну конечно, это цветок. Первый цветок весны, маленький голубой подснежник. О нём и рассказывает нам музыка «Апреля». Вот он выглядывает из-под растаявшего снега, качает головкой на легком весеннем ветерке, и неяркое весеннее солнышко играет в капельках воды на его лепестках.

Под эту музыку, наверное, можно станцевать очень красивый танец. А ты умеешь танцевать?

 

Июль. «Песня косаря»

Раззудись, плечо! Размахнись рука!
Ты пахни в лицо, ветер с полудня!..(А. Кольцов)

Лето в разгаре. Жарко. Сколько удовольствий у тебя, сколько развлечений! Да не только развлечений. Летом ведь и работы тоже много. Если ты живёшь в деревне, то, конечно, хорошо это знаешь. Июль. Косить пора. Музыка «Июля» и рассказывает о работе. И вместе с тем это ещё одна песня - композитор назвал её «Песня косаря». Она мужественная и энергичная. Идут по полю косари, ослепительно вспыхивают на солнце лезвия их кос. А шаг под песню становится особенно ладным, ровным у всей шеренги косарей.

    Знаешь ли ты, что песня издавна была помощником в нелёгком крестьянском труде? Многие старинные народные песни мы и сейчас называем «трудовыми». И сейчас ещё в наших деревнях можно услышать песни, которым не одна сотня лет. Правда, теперь их поют не часто: другим стал крестьянский труд, другими стали и песни. Ведь в прежних чаще всего пелось о труде тяжёлом, очень тяжёлом; о работе, которая не всегда приносит радость, потому что трудился крестьянин для хозяина, для помещика. Выращивал хлеб, косил, молотил - а сам оставался голодным. Всё, что наработал, шло хозяину, помещику. Горькое, страшное было время.

    Но, конечно, и в те времена крестьяне не только печалились и жаловались в своих песнях. Всегда, во все века русский человек любил родную землю, родную природу. Великий труженик, он любил труд, знал цену умелым, сильным рукам, и об этом он тоже пел песни - гордые и мужественные. Старинные русские песни мы храним теперь, как послания от наших далёких предков. Правда, «Песня косаря» меньше похожа на старинную русскую народную песню. Можно, пожалуй, сказать, что это не песня косаря, а песня о косаре, о его силе и умении трудиться, словом - песня о чудесном русском человеке.

ГРОЗА

Из-за гор и леса

Туча грозовая

Приползла неслышно,

Солнце заслоняя.

Под ее навесом

Страшно, жутко было;

Гром гремел, и ярко

Молния светила...

Пронеслася туча, -

Небеса синеют,

И луга цветами

 

Яркими пестреют.

Над лугами вьется

Жаворонок звонкий,

От земли, белеясь,

Пар поднялся тонкий.

И грозы как будто

Вовсе не бывало, -

Всё, как прежде, тихо

И спокойно стало!..

(И.А.Белоусов)

 

 


Урок 15. Контрольный.

Урок 21. Контрольный урок.

 

Урок 22. Жанр марша.

    Марш – это жанр инструментальной музыки, сопровождающей и организующей массовые шествия. Слово «марш» по–французски означает «шествие, движение вперед». Маршевая музыка имеет определенные характерные черты:

1. четкий, часто пунктирный ритм;

2. четный размер (2\4, 4\4);

3. умеренный темп, который не меняется до конца произведения;

4. мелодия включает интонации сигналов, движение по звукам трезвучия.

Виды марша:

1. Походные Сопровождают военные походы
2. Церемониальные Сопровождают торжественные церемонии - военные парады, различные праздники
3. Траурные Сопровождают траурные шествия
4. Сказочные Используются для создания сказочных, волшебных образов
5. Комические Используются для создания комических, шутливых образов
6. Детские (кукольные) Используются для создания детских или кукольных образов

    Традиция сопровождать музыкой различные шествия возникла ещё в древности. В Древней Греции и Римской империи движение войск обязательно сопровождалось музыкой. Это помогало поддержать боевой дух солдат. Именно поэтому марши по своему звучанию чаще всего бодры и энергичны, потому что они должны настроить рядовых и офицеров. С древних времен эта формула не менялась.  В 14 – 17 веках в Западной Европе во время смотра войск стала обязательной ходьба в ногу. Возникла необходимость музыкально организовывать движение войска строевым шагом. Так появился походный  марш.

    Вскоре для исполнения маршевой музыки были созданы военные оркестры из деревянных и медных духовых инструментов. Музыка военного марша стала сопровождать торжественные шествия – парады, звучала при смене караула и во время похода. В России марш вошёл в репертуар военных оркестров в начале 18 века. Случилось это в эпоху Петра I. Царь старался модернизировать отечественную армию полностью по западному образцу. Поэтому были переняты не только форма и порядки, но и музыкальное сопровождение. Элитные петербургские полки сразу же получили по собственному маршу. Со временем эта традиция распространилась и на другие армейские формирования. До этого в России никто не знал о той пользе, которую несет с собой военная музыка.  

· Например, «Марш Преображенского полка». Это обработка солдатской песни «Славны были наши деды». В этой мелодии ярко звучит мажорный лад, характерный для военных маршей. Он используется, чтобы создать бодрый, энергичный характер музыки.

· Агапкин «Прощание славянки». В 1912 году это произведение было написано трубачом Василием Агапкиным. Вдохновением для него стала Первая Балканская война. «Марш славянки» обладает узнаваемой простой мелод


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.144 с.