Тема 8.  Танцы и танцевальность в музыке. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Тема 8.  Танцы и танцевальность в музыке.

2020-11-19 1569
Тема 8.  Танцы и танцевальность в музыке. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Урок 24-25. Танцы народов Европы. Танцы народные.

Танец - это искусство выразительных движений в определённом ритме. Характер и ритм этих движений связан с традициями и условиями жизни разных народов, каждой исторической эпохи.

    Танцевальная музыка – это музыка для сопровождения танца. Музыка каждого вида танца отличается своим темпом, размером, ритмическим рисунком. Это связанно с характером танцевальных движений (па) и последовательностью танцевальных фигур (построений в танце). Ритм танца имеет огромное эмоциональное влияние на людей.

    Танцевальная музыка бывает прикладная и концертная. Музыка, под которую танцуют, называется прикладной. Концертная музыка исполняется на эстраде, её слушают.

    Музыка для танцев делится на народную и профессиональную. Первая живёт в народе, вторую – сочиняют композиторы.

Древние ритуальные танцы

    Танцы возникли в глубокой древности. Сначала они были частью древних обрядов, их движения имели ритуальный смысл: на языке танца первобытные люди общались со своими древними богами. Обряд-действия, установленные обычаем. В обряд могли входить песни, танцы, заклинания, теарализованные карнавальные представления. Ритуал - порядок обрядовых действий, который строго соблюдался в каждом обряде. Близко по значению к ритуалу понятие «церемония». Люди просили у своих богов удачной охоты или обильного урожая. Часто движения таких танцев подражали трудовым движениям, разыгрывались целые «сцены» охоты или сбора урожая.

    Из древних обрядовых танцев произошли народные танцы, которые служили для весёлого времяпрепровождения и утратили свой ритуальный смысл. Но следы древних танцев в них сохранились. Например, почти в каждой стране есть свои хороводы - медленые круговые танцы. Их главный признак - движение по кругу. Когда-то в глубокой древности такое движение имело магический, ритуальный смысл: круг - символ солнца. Хороводы часто сопровождаются песнями. Песнями иногда сопровождаются и другие танцы. У каждого народа - свои танцы. В них отражаются особенности разных народов. У всех народов есть и быстрые, стремительные танцы, и медленные, плавные. Южным, более темпераментным народам свойственны более стремительные, зажигательные танцы. Например, грузинская лезгинка, итальянская тарантелла или венгерский чардаш («Венгерские танцы» И.Брамса). У северных народов преобладают более сдержанные танцы, соответствующие их спокойному темпераменту. К русским народным танцам, распространённым по всей России, можно отнести трепак, камаринскую, хоровод.

    Народные танцы имеют древнюю историю. К самым старым из них относятся трудовые, воинственные, обрядовые. Народный танец обычно строится свободно. Каждый танцор может импровизировать, вносить в общую пляску свою фантазию. У каждого народа есть танец, в котором выражены наиболее яркие черты национального характера.   

Название, родина танца.

Признаки жанра, характер танца.  

Трепак.

Россия.

старинная русская пляска, распространённая также на Украине. Исполняется в быстром темпе, двудольном размере. Основные движения — дробные шаги, притоптывания и присядка с выбрасыванием ног. Основное положение рук на поясе. Движения сочинялись исполнителем на ходу. По свойствам имеет много общего с «Камаринской» и «Барыней»: либо одиночная мужская пляска, либо перепляс. Но, в отличие от них, трепак своего общепринятого напева не имел.  

 

·  Чайковский «Трепак» («Щелкунчик»).

 

Лезгинка

Дагестан, Закавказье.

Танец – соревнование, показывает ловкость и неутомимость танцоров. Танцует группа джигитов с кинжалами, что придаёт пляске воинственный характер. Во время танца мужчины встают на пальцы, что необычно для народных танцев. Танец может быть сольным мужским и парным. Музыка быстрая, энергичная, с яркими акцентами в размере 6/8. Возможны синкопы и пунктирные ритмы.  

 

· Хачатурян. «Лезгинка» («Гаянэ»).

   

Тарантелла.

Италия (г. Таранто).

Быстрый темп, чёткий ритм, размер 6/8, танцуют коллективно. 

 

 

· Пример: Россини «Тарантелла» (см.стр.6-7).

 

Полька

Чехия

Быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки — 2/4. Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала народным танцем.

 

· Рахманинов «Итальянская полька».

 

Ча́рдаш

 

Венгрия

 Традиционный венгерский народный танец. Название происходит от венг. csárda — постоялый двор, трактир. Появившись в Венгрии, чардаш был распространён цыганскими музыкальными ансамблями по Венгрии и близким странам и регионам: Воеводина, Словакия, Словения, ХорватияТрансильвания и Моравия.

О происхождении танца существуют различные мнения. По одному мнению, его происхождение может быть связано с венгерским музыкальным стилем вербункошем, распространённом в венгерской армии в XVIII веке. По мнению других, чардаш появился из танца гайдуков.

Отличительным признаком чардаша является значительная вариация его темпа. Танец, начинаясь с медленного лиричного вступления танца по кругу (лашшу), завершается в крайне быстром, стремительном ритме парного танца (фриш). Музыкальный размер 2/4 или 4/4.

Чардаш танцуют мужчины и женщины. Женщины облачены в традиционные широкие юбки, обычно ярко-красного цвета, которые во время кружения приобретают характерную форму.

 

 

· Чайковский. «Венгерский танец чардаш» («Лебединое озеро»).

 

 

Хота

Испания (Арагон).

Быстрый танец, парный, 3–х дольный, в мажоре, под звуки кастаньет.

 

 

· Глинка «Арагонская хота».

 

Болеро

Испания

Это слово произошло от испанского voler- летать. Он более спокоен, с ритмом, напоминающим полонез. Его танцуют в сопровождении гитары и кастаньет, но часто и с пением.

 

·  М. Равель. «Болеро».

 

           

Урок 26. Танцы бальные.

    Бальные танцы. Мелодии народных танцев не записывали, а передавали устно из поколения в поколение. С появлением бальных танцев появились придворные музыканты. Они делали и записывали специальные обработки народных танцев, приспособленные для аристократических балов. А чуть позже придворные музыканты стали сами сочинять и записывать танцевальные мелодии. На балах вырабатывался свой этикет-правила поведения в определённом месте и в определённом обществе. Это понятие родственно понятиям «ритуал» и «церемония».

    В1661 году по указу французского короля Людовика 14 в Париже была открыта Академия танца. Она состояла из 13 опытных танцмейстеров. Они должны были создавать и совершенствовать бальные танцы. Почти все бальные танцы имеют народные корни, но, став частью придворных праздников, маскарадов, они сильно изменились. Музыку для бальных танцев сочиняют профессиональные композиторы, а исполняют её оркестр или ансамбль инструментов.

    Бальные танцы – своеобразное зеркало, которое отражает вкусы и нравы своего времени. Меняется мода, появляются новые танцы, забываются старые. Но иногда танцы, которые вышли из моды, получают новую жизнь как инструментальные пьесы, части сонат, сюит, симфоний.

Менуэт (фр. menuet ) — бальный танец.

    Состоит из поклонов и реверансов, маленьких шагов, изящных поз. Назван так из-за своих мелких движений (па). Происхождением из Франции. В средневековье был народным. Отличался живым непосредственным характером и имел совершенно другое название — Бранль а Мене из провинции Пуату (Branle de Poitou à Mener). С ХVII века принят знатью и сменил имя. Превратился в Amener, от à mener – вести. Во-первых, таким образом скрывалось его крестьянское происхождение. Во-вторых, подчёркивалось предводительство первой пары (первым всегда шёл король). Однако и от нового названия пришлось отказаться. Благодаря своим мелким па вместо «Амене» стали говорить «Менуэт» (Pas Menu — маленький шаг).

Придворным танцем менуэт стал в эпоху правления короля Людовика ХIV. Тогда же произошла «революция» в правилах бальных церемоний. Ведь касаться даже кончиков пальцев дамы считалось неприличным. В менуэте же кавалер ведет партнершу именно за кончики пальцев.

    Постепенно мода танцевать менуэт распространилась по всей Европе, а во Франции его усовершенствованием занялись члены королевской академии танцев. В ХVIII веке танец ещё более усложнился, стал быстрее, движения — вычурнее и жеманнее. Приобрел популярность в кругах буржуазии. О нем говорили «Менуэт – это танец королей и король танцев!».

    История менуэта прервалась Великой французской революцией. Аристократы либо бежали из страны, либо погибли на гильотине. Танцевать менуэт стало некому и негде, придворные балы ушли в прошлое.

С тех пор менуэт живет лишь в балете.

    Так или иначе дань менуэту отдали в своем творчестве выдающиеся композиторы: Бах, Гендель, Бетховен, Моцарт, Глюк, Чайковский, Рубинштейн, Глинка, Дебюсси, Глазунов. Кто-то вставлял элементы мелодии танца в свои балеты, кто-то вводил в инструментальную сюиту, кто-то — в оперную увертюру.

 

                           

 

· Например, Боккерини «Менуэт». Танец в размере 3/4 полный грации и изящества.

· В симфониях первым использовал менуэт великий австрийский композитор Йозеф Гайдн. Послушаем его Менуэт (3 часть) из Симфонии №103. Он более грубоват, напоминает крестьянские танцы в деревянных башмаках.

 

Гавот представляет собой народный французский танец. По своей сути он является продолжателем традиций менуэта. Гавот относился к грациозному танцу с медленными плавными движениями. Появился гавот в XVI веке в центральной и южной частях Франции. Первоначально он очень напоминал хороводный танец, и интерес к нему быстро угас. В XVIII веке танец пережил второе рождение. Известный итальянский музыкант Жан-Батист Люлли ввел его в репертуар многочисленных салонов, а также в придворный обиход.

· Послушаем "Гавот" Ж.Б.Люлли

Гавот исполняется в медленном темпе. Его тактовый размер составляет 2/2. Главной особенностью этого танца считается его изящество и грация. Музыка гавота, так же как и сам танец, отличается своей торжественностью и благородством. Со временем гавот перешел из разряда народного французского танца и стал более широко использоваться в оперных и балетных постановках. В XVIII веке движения гавота немного усложнились. Для него стали характерны изысканные реверансы, изящные движения руками. Со стороны исполнение гавота было похоже на небольшую балетную постановку. Это сходство поспособствовало развитию популярности танца не только во Франции, но и за ее пределами. Многие музыканты того времени использовали танец в качестве стилизации и композицию применяли в отрывках оперы и иных театральных представлениях.


    В России гавот особенно любим был Сергеем Прокофьевым. Он звучит в его балетах, симфонии №1 "Классической".

· Послушаем "Гавот" Прокофьева из балета "Золушка".

 

Сицилиана - старинный итальянский танец пасторального характера, возможно, сицилийского происхождения. Была особенно распространена в инструментальной и вокальной музыке XVII—XVIII веков. Сицилиана обычно исполняется в умеренном темпе. Наиболее распространённые размеры: 6/8 {\displaystyle {\begin{smallmatrix}6\\8\end{smallmatrix}}} и 12/8 {\displaystyle {\begin{smallmatrix}12\\8\end{smallmatrix}}}. Для неё также характерны ритмоформула и минорный лад.

 

· Пример: Бах «Сицилиана» из Сонаты для флейты и клавира Es-dur.

Урок 27. Танцы 19 века.

Вальс.

Впервые вальс стал популярен в Вене (Австрии) в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев. Позже были созданы многие разновидности вальса. В основном танцевали на балах.

 И. Штраус - «король вальса» утверждал, что первые такты своего знаменитого вальса «Сказки Венского леса» он уловил в перестуке колёс кареты и только потом записал. Этот вальс, пожалуй, самый известный из всех вальсов Штрауса. Прекрасное долгое вступление рисует нам картины сельской местности, звуки и дыхание леса. Звучание цитры переносит нас из элегантных салонов Вены в очарование деревенской природы. Музыка этого вальса словно погружает нас в природу, и мы растворяемся в её чудесных звуках. Из всех красок, которыми расцвечивает вальс Штраус, с изысканной простотой он использует звучание цитры. Совсем краткое её появление в конце этого произведения добавляет в общее настроение оттенок щемящей тоски и светлой грусти.

Может быть, поэтому в Австрии, на родине Штрауса, многие его вальсы считаются подлинно народной музыкой - так естественно вырастают их ритмы и мелодии из атмосферы, духа, культурных традиций своей страны.  Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.

Но откуда взялось это название? Может оно «благороднее предыдущего? Ничуть. Есть такое приспособление – вальцы, между которыми плющат и прокатывают металлические пластинки. Эти два валика всё время крутятся и втягивают своим вращением металлическую ленту. Не так ли втягивает, вовлекает в кружение музыка танца? Вот и назвали новый танец словом «вальцен» - «крутящийся», «вращающийся». Но по-настоящему вальс стал знаменитым, когда на него обратили внимание талантливые композиторы. Ведь танец – это не только изящные движения, танец – это зажигательная музыка, под которую хочется танцевать.

· Слушание: И. Штраус. «Сказки Венского леса».

Штраус создал жанр большого концертного оркестрового вальса. А в творчестве Шуберта вальс превращался в фортепианную миниатюру, предназначенную для домашнего музицирования или исполнения в небольших салонах. Такие салонные вальсы есть у современника Шуберта, немецкого композитора Карла Вебера, чуть позже появляются фортепианные вальсы Роберта Шумана и Фридерика Шопена.

Мазурка

Пожалуй, ни у одного танца XIX века не было такой огромной популярности, как у вальса. Но были и другие распространённые танцы, оставившие в музыкальном языке свои «знаки».

Мазурка – польский народный танец, танец очень живой, требующий от танцоров большой ловкости и изящества. Ритм мазурки изменчив. Чаще всего акцент падает на третью, последнюю долю такта. Со временем мазурка стала одним из любимых танцев в среде польской аристократии. Здесь она приобрела черты бравурности и блеска.

Мазурки Ф. Шопена – это пьесы танцевального характера. Шопен расширил выразительные возможности мазурки, объединив в ней характерные черты трёх старинных народных танцев: мазур, куявяк и оберек, распространённых в различных областях Польши.

Мазурки Ф. Шопена рассчитаны на концертное исполнение. Эти произведения очень разнообразны по характеру. Многие из них напоминают весёлые деревенские танцы, и лишь некоторые выдержаны в характере блестящих бальных танцев. Особую группу составляют лирические мазурки, в которых композитор передаёт настроения, навеянные разлукой с родиной. В них как бы раскрывается душа польского народа, его думы и чаяния, быт, нравы, чувства и стремления. Богатый мир человеческих чувств и мыслей выражен в мазурках Шопена очень искренно и правдиво.

В годы учения в Варшавской консерватории Ф. Шопен часто и подолгу гостил в имениях своих друзей на летних каникулах. Эти имения находились в самой глубине Польши, где ещё живы были традиции крестьянских праздников с народными танцами. Ф. Шопен любил посещать эти деревенские праздники и даже пытался подыгрывать деревенским музыкантам на контрабасе. Польские деревенские оркестры состояли обычно из одной солирующей скрипки, волынок, контрабасов и ударных инструментов.

Ф. Шопен писал мазурки на протяжении всей жизни - 58 мазурок. Но это не танцы. Это наблюдения, переживания композитора, «странички» его «лирического дневника». Все мазурки Ф. Шопена написаны для фортепиано. Трудно выбрать из них две похожие друг на друга. Для каждой мазурки композитор находит свои неповторимые черты.

Среди мазурок Ф. Шопена мы встречаем и блестящие бальные, и задорные крестьянские, и опоэтизированные нежные мелодии - настоящие миниатюрные поэмы.

Примером блестящей бальной мазурки является Мазурка си бемоль мажор. В отличие от предыдущих, она написана в форме рондо, рефреном которого является яркая, стремительная тема с чётким ритмом.

· Слушание: Ф. Шопен. Мазурка Си бемоль мажор.

В 19 веке мазурка стала излюбленным бальным танцем. Мазурку нередко включали композиторы в оперные и балетные спектакли.

· Послушаем «Мазурку» из балета Чайковского «Лебединое озеро».

Полонез

Ритм полонеза - ещё одна разновидность трёхдольного размера. Полонез представляет собой торжественный бальный танец-шествие, поэтому в его трёхдольности слышится не лёгкое кружение вальса, а церемонная поступь придворных дам и их кавалеров - полузабытая картина давно ушедших времён.

Полонез - самый древний из польских танцев. В старину его называли «великим» или «пешим» танцем. Слово «полонез» французское и в переводе означает «польский». В давние времена он представлял собой праздничное церемониальное шествие рыцарей и его танцевали только мужчины. Со временем в этом парадном шествии стали принимать участие все гости. Им открывали придворные балы. Длинной вереницей шествовали красиво одетые танцоры, изящно приседая в конце каждого такта. В первой паре выступал хозяин бала с самой уважаемой гостьей.

Кроме придворного существовал и крестьянский полонез - более спокойный и плавный.

В творчестве Шопена мы встречаем разные по характеру полонезы: и лирические, и драматичные, и бравурные, похожие на рыцарские.

· Особой известностью пользуется Полонез Ля мажор (ор. 40 №1). Это торжественное сочинение ярко подтверждает, что свои полонезы, так же, как и мазурки, Шопен писал не для того, чтобы под них танцевали. Это яркие концертные пьесы. Главная тема полонеза - величественная, ликующе-победная.

· Великолепные образцы блестящих бальных полонезов созданы русскими композиторами в операх. Во втором действии оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») Глинка изображает бал во дворце воинственного польского короля Сигизмунда. Открывается бал полонезом, в котором композитор использует характерные ритмические фигуры. Этими фигурами и фанфарной интонацией вступления он подчёркивает сходство полонеза с маршем.

Урок 28. Танцы ХХ века.

Регтайм (англ. ragtime) — жанр американской музыки, особенно популярный с 1900 по 1918 год. Это танцевальная форма, имеющая размер 2/4 или 4/4, в которой бас звучит на нечётных, а аккорды — на чётных долях такта, что придаёт звучанию типичный «маршевый» ритм; мелодическая линия сильно синкопированная. Происхождение слова «регтайм» до сих пор неясно. Возможно, оно происходит от англ. ragged time («разорванное время», то есть синкопированный ритм).

Многие регтаймовые композиции состоят из четырёх различных музыкальных тем.

Регтайм считается одним из предшественников джаза. Джаз унаследовал от регтайма ритмическую остроту, создаваемую несовпадением ритмически свободной, как бы «разорванной» мелодии. Наряду с блюзом, регтайм является важнейшим источником, из которого возник джаз. Как популярная народная музыкальная форма, он получил известность в США примерно с 1870-х.  Именно тогда уже менестрели исполняли афроамериканский танец кейкуок под аккомпанемент банджо, гитары или мандолины с характерными для рэгтайма ритмическими рисунками: синкопированным ритмом и краткими неожиданными паузами на сильных долях такта. Эти особенности  заложили основы зарождающегося нового интерпретационного стиля, так не похожего на традиционную европейскую технику, культивировавшуюся в музыкальных салонах того времени не только Старого, но и Нового Света.  Выступления менестрельных групп, совершавших регулярные турне по США,  сыграли важную роль в популяризации характерных для регтайма музыкальных приёмов, получивших вскоре широкое распространение в набирающем силу шоу-бизнесе Америки.

Некоторое время после Первой мировой войны регтайм вновь был моден как салонный танец. От него произошли и другие танцы, в том числе и фокстрот.

· Дебюсси «Кукольный кэк-уокГолливога». Это – американский танец, дословно означающий «шествие за пирожным», а Голливог – забавная кукла-негритенок с черными, торчащими во все стороны волосами. Он появляется на сцене под звуки джаза с комическими увертками и сразу вызывает у публики смех и веселье. Но вот он увидел прелестную даму и решил пригласить её на танец, как благородный рыцарь. С большим чувством звучат в музыке его страстные призывы. В ответ – насмешливый отказ кокетливой красавицы. Пришлось закончить свой танец одному…

Скотт Джо́плин (1868 года[3], Северный Техас — 1917 года, Нью-Йорк) — афроамериканский композитор и пианист, автор 44 регтаймов, наиболее известный из которых — «Артист эстрады». Считается крупнейшим автором рэгтаймов, однако признание получил лишь после смерти. При жизни его музыка воспринималась афроамериканской общиной как «слишком белая», а белыми — напротив, как «слишком чёрная», не отвечавшая классическим канонам. Интерес к творчеству Джоплина возродился в 1970-х годах.

· Джоплин «Артист эстрады» (Рэгтайм).

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.