Фактура — это способ обработки музыкального материала. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Фактура — это способ обработки музыкального материала.

2020-11-19 301
Фактура — это способ обработки музыкального материала. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Может быть, оттого, что фактура наиболее ярко выражает область музыкального художества, сочетая в себе линии, рисунки, нотную графику, она получила множество образных определений, пожалуй, больше, чем все другие средства музыкальной выразительности.

    «Музыкальная ткань», «узор», «орнамент», «контур», «фактурные пласты», «фактурные этажи» - этот ряд метафор обнаруживает присущее фактуре зрительное, живописное, пространственное начало.

    Как и любое другое художественное явление, фактура необычайно многообразна. Ее характер определяется художественным содержанием музыки, обстоятельствами ее исполнения, жанровой принадлежностью, тембровым своеобразием. Естественно предположить, что музыка, предназначенная для звучания в храме, например музыка полифоническая, требует и соответствующего фактурного диапазона, выражающего идею храмового пространства. Лирическое музыкальное высказывание, связанное с передачей личных чувств, как правило, одноголосно. Его звучание - это своеобразное сжатие фактуры до одного единственного голоса, поющего свою одинокую песнь.

    Иногда одноголосное изложение мелодии используется композиторами для выражения красоты или своеобразия тембра:

· так, пастуший рожок солирует во вступлении к Первой песне Леля из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», вводя слушателя в атмосферу чудесной языческой сказки через звучание неповторимо своеобразного народного инструмента. Это унисонная фактура.

Однако исключительно одноголосная фактура – явление достаточно редкое. Ведь любое одноголосие – своеобразный рельеф, подчеркивание определенных свойств или состояний, поэтому вводится оно, как правило, по контрасту с предшествующим или последующим, более сложным фактурным развитием. Мир музыки, подобно миру человеческой фантазии, безгранично богат, так что в любом срезе музыкального произведения присутствует обычно сопоставление или взаимодействие различных образных начал.

    Так, один из распространенных типов фактуры – мелодия с сопровождением - содержит в себе не только рельеф, но и фон, которые не только сочетаются друг с другом, но и в ряде случаев контрастируют в ритмическом и регистровом отношениях. Такой тип фактуры характерен для всевозможных танцев и песен, романсов и инструментальных пьес. Образное богатство такого типа фактуры зависит не только от яркости мелодического голоса, но и от того, какую роль по отношению к содержанию пьесы играет характер аккомпанемента.

· Вспомните песню Ф. Шуберта «Маргарита за прялкой»: в ней звучит не только трепетная мелодия Маргариты, но и мерное жужжание веретена, создающее одновременно яркое зрительное впечатление и образный контраст своей унылой монотонностью.

Фактура бывает очень разнообразной. Музыканты говорят о плотной, аккордовой фактуре или фактуре прозрачной, состоящей из двух - трех мелодических линий или мелодий и легкого аккомпанемента; о фактуре полифонической, которая может быть и прозрачной и плотной, в зависимости от числа входящих в нее голосов, и фактуре гомофонно-гармонической, то есть включающей в себя самые различные элементы в любых нужных для композитора сочетаниях. Существует еще и такое многоголосие, в котором ведущее значение имеет только один голос, в котором звучит мелодия. Остальные голоса ему только аккомпанируют. Такой стиль называется «гомофонией». Образцом такого стиля может послужить любой романс или песня с сопровождением.

Таким образом, фактура - это действительно «устройство» музыкального произведения, но устройство не «по горизонтали», а «по вертикали». Фактура - это словно бы «вертикальный разрез» звучащего пласта. Вся музыкальная ткань произведения, его звуковая «одежда» образует фактуру.

Фактура неразрывно связана с жанром произведения, его характером, стилем. Если в пьесе ведущим голосом является мелодия, а остальные голоса – аккомпанементом, аккордами, то такая фактура – гомофонно-гармоническая.                                                                                

    Она имеет несколько разновидностей:

1) мелодия с аккордовым сопровождением - песни, танцы, марши.

· Пример: Шопен. Прелюдия Ля- мажор №7.

2) аккордовая (хоральная) фактура, где верхний звук аккордов складывается в мелодию.

· Пример: Шопен. Прелюдия до-минор №20.

4) обращённая фактура – когда мелодия звучит в нижнем голосе, а аккорды – в верхнем.

· Пример: Шопен. Прелюдия си- минор №6.

5) арпеджированная фактура - предполагает поочерёдное исполнение звуков аккордов.

· Пример: Бах. Прелюдия До-мажор №1

Другой важнейший вид фактуры – полифоническая (означает «многоголосная»). Каждый голос полифонической фактуры является самостоятельной мелодией. Такая фактура сложилась в церковной музыке Западной Европы и долгое время (до 17-ого века) господствовала в ней. Великим полифонистом был немецкий композитор И.С.Бах. Почти все его произведения полифоничны. 

Прежде всего, отметим, что полифония - особый способ изложения музыкальной мысли, который, по словам И. С. Баха, должен восприниматься как беседа голосов. «Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середине разговора и не должен говорить без смысла и надобности», - советовал Бах своим ученикам.

В словах великого композитора заключен глубокий смысл. В них подчеркивается коренной характер полифонической музыки, рожденной не для утверждения индивидуальности каждого голоса, а для выражения общей идеи, для растворения в едином потоке звучания. Поэтому и жанры полифонической музыки по своему содержанию далеки от тех, что создаются под воздействием земных страстей. Мессы, мотеты, хоралы - все эти жанры отмечены особым, внеличностным характером, сдержанностью чувств, свободой от всего бытового, суетного, повседневного.

В полифонии тоже существуют несколько разновидностей:

1) контрастная полифония – соединяет в одновременном звучании две или больше разных мелодий. Например, танцы из старинных сюит.

· Бах. Куранта (Французская сюита до – минор).

Такое соединение называется контрапунктом. Шуточные соединения – песни «Кузнечик» и «Подмосковные вечера».

 

2) имитационная полифония. Имитация означает подражание.   Имитация - это повторение мелодии в другом голосе, вступающем с некоторым опозданием. Этот прием лежит в основе многих полифонических жанров – фуги, инвенции, канона.

· Бах. Инвенция ре – минор.

 

 

Урок 7. Вокальные тембры (голос человека).

    Слово тембр произошло от французского timbre, что означает колокольчик, а также метка, то есть отличительный знак. Другими словами, тембр и является отличительным знаком каждого инструмента. Это специфическая окраска звука, характер, присущий тому или иному инструменту или голосу. Зависит тембр от многих причин: от материала, из которого сделан инструмент, от того, каким способом извлекается звук, от размеров инструмента (огромный контрабас и небольшая скрипка сделаны из одного материала, и звук на них извлекается одинаково; однако разница есть не только в высоте, но и в тембре звучания). Роль тембра в музыке очень велика. Композиторы учитывают ее при инструментовке своих сочинений.

Тембры вокальной музыки (голос человека).

    Человеческий голос бывает разговорным и певческим, «непоставленным» (бытовая речь, пение необученного певца) и «поставленным» (сценическая речь, пение профессионального певца). Каждый человек обладает голосом, многие умеют петь, ноне каждый человек, даже поющий, может назваться вокалистом. Так называют певца, который прошёл специальную школу пения, серьёзный длительный путь вокального обучения.

    Что же отличает человеческий голос? Прежде всего, объём, диапазон. Есть люди, диапазон голоса у которых достигает нескольких октав. Во-вторых – высота голоса, которая зависит от голосовых связок - от числа их колебания в секунду, а также их длины и толщины. В-третьих – сила голоса. И четвёртое качество – тембр или окраска голоса, присущая только этому человеку. Благодаря тембру мы различаем голоса знакомых людей.

В зависимости от тембра и высоты певческие голоса делятся на низкие, средние и высокие.

 

Голос Мужской Женский
Высокий Тенор Сопрано
Средний Баритон Альт
Низкий Бас Контр-альто

 

Композитор Римский-Корсаков в опере «Садко» использует особенности звучания каждого мужского голоса для характеристики заморских гостей.

· «Песня Варяжского гостя» – бас.

· «Песня Индийского гостя» – тенор.

· «Песня Венецианского гостя» – баритон.

Тенор – голос, отличающийся светлым, звонким и одновременно мягким тембром. Многие композиторы именно тенору поручают главные партии в своих операх.

    Самый высокий из теноров – тенор-альтино. Для него Римский-Корсаков написал партию Звездочёта в опере «Золотой петушок». Это крайне редкий голос.

· Послушаем ариозо Звездочета  

Лирический тенор более популярен. Он используется почти в каждой опере. Этим голосом обладали великие русские певцы Леонид Собинов, Иван Козловский, Сергей Лемешев.

· Послушаем Романс.

Баритон – средний по регистру мужской голос. В переводе с греческого означает «тяжёлый». Такое название дано голосу неслучайно. Певцы, обладающие красивым, насыщенным баритоном, обычно исполняют партии мужественного характера. Георг Отс, Мусли Магомаев, Дмитрий Хворостовский обладали такими голосами.

· Послушаем голос Д. Хворостовского в «Попутной песне» Глинки.

Бас – самый низкий из всех голосов. Различают бас профундо (низкий) и бас кантате (высокий). В этом голосе заключены богатые возможности.

    Имя знаменитого Федора Шаляпина знает весь мир. У него был высокий бас исключительной красоты и мягкости. Посмотрите внимательно на портрет Фёдора Ивановича Шаляпина. Портрет выполнен художником Валентином Александровичем Серовым. Имя знаменитого на весь мир баса знают все. У него был высокий бас, исключительной красоты, яркости и мягкости.

    «Гениальный сын земли русской» - эти слова начертаны по-французски на могиле величайшего певца, когда-либо появлявшегося на оперной сцене или концертной эстраде. История вокала не знает артиста, превзошедшего Шаляпина или хотя бы равного ему.

· Послушаем в его исполнении песню «Лучинушка».

Басом профундо обладал Поль Робсон – знаменитый исполнитель негритянских спиричуэлсов.

Теперь перейдём к женским певческим голосам. Сопрано – самый высокий голос. Существует три типа сопрано: драматическое - плотный, насыщенный тембр, лирическое – мягкое, подвижное, и колоратурное - легкое, воздушное, свободное по звучанию.

· Послушаем "Арию царицы Ночи" из оперы Моцарта "Волшебная флейта", написанную для колоратурного сопрано.

Меццо-сопрано - низкий, грудной, бархатистый голос. Этому голосу многие композиторы поручают роли сильных, волевых женщин.

· Например, партия Кармен в опере Бизе. Послушаем «Сегидилью» Кармен.

Контральто – самый низкий женский певческий голос. Иногда этому голосу поручают партии юношей и мальчиков-подростков: Вани в опере «Иван Сусанин» Глинки, Леля в опере «Снегурочка» Римского-Корсакова.

· Послушаем песню Леля «Туча со громом сговаривалась».

Детские певческие голоса делятся на сопрано и альты. Самый высокий голос в хоре мальчиков называется дискантом. Самым знаменитым в мире дискантом был Робертино Лоретти. Послушаем песню в его исполнении.

 

Урок 8. Голоса музыкальных инструментов.                                                                


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.