Сказания еврейских путешественников — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Сказания еврейских путешественников

2021-01-30 158
Сказания еврейских путешественников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В то время, когда Карачаров и Ралев скитались по европейским странам, на Руси произошли знаменательные события.

В 1500 году русскими был завоеван Путивль, стоявший на дороге к Черному морю. В том же году московский посол Андрей Лапенок сплыл по Дону до самого Азова.

Паруса русских кораблей отражались в донских водах.

В 1502 году Менгли‑Гирей вывел из Крыма двадцать пять тысяч конников и поставил их против золотоордынской силы, собравшейся на другом берегу Дона, в урочище, отмеченном светлыми названиями Тихой Сосны и Дивьих гор. Менгли‑Гирей в нетерпении ожидал помощи от Москвы, говорил, что русские могут прислать пушки водою.

Князь Василий Ноздроватый собрал судовую рать, погрузил снаряды огненного боя и пошел на помощь султану двух материков и хану двух морей, как именовал себя Менгли‑Гирей. Но Ноздроватый опоздал, и дым московских пушек не заволок Дивьих гор.

Судьба Золотой Орды решилась в том же году. Весть от этом привез в Москву посол Федор Киселев, перед которым были широко распахнуты железные двери дворца Менгли‑Гирея в Салачике (Киселев пробыл в Крыму около года).

Менгли‑Гирей, рассказывал Киселев, обрушился на истощенное золотоордынское войско, скитавшееся по степям, разгромил его и погнал Шиг‑Ахмета в ногайские пределы. Те, кто уцелели от первых ударов, погибали в пылающем ковыле и чернобыльнике: Менгли‑Гирей окружал врагов огненным кольцом степных пожаров.

Шиг‑Ахмет пробрался в Литву, чтобы бежать в Царьград, но его былые друзья – литовцы – схватили последнего властителя Золотой Орды и заковали в кандалы как заложника. На него делали ставку в большой игре с Москвой и Крымом.

Крымские всадники устрашали Краков, Львов и Бреславль.

Менгли‑Гирей прислал Ивану Третьему чудодейственный подарок – перстень с частицей рога зверя – кергеденя, что водится в Индустанской земле. Перстень этот, если прикасаться к нему языком перед началом трапезы, должен был охранить великого князя от любого яда.

Два таких кольца хранились в казне у какого‑то хана Дыкара, и Менгли‑Гирей посылал гонцов к счастливому обладателю амулетов, столь необходимых неограниченным властителям.

Позднее рогом индийского зверя отделывали кубки и чаши; такие сосуды якобы издавали шипенье, если в них наливали отравленный напиток.

Рог кергеденя стал соперничать с югорской моржовой костью, ибо из него делали рукоятки для сабель и кинжалов.

Радея о славе предков, Иван Третий заставил крымскую царицу Нурсалтан вернуть в Москву знаменитую «Тохтамышеву жемчужину», похищенную в 1382 году татарами из казны Дмитрия Донского.

Более столетия это сокровище Индии скрывалось в ордынских тайниках, ходило по нечистым рукам ханов и, наконец, возвратилось под кровлю кремлевского дворца.

У Менгли‑Гирея хранилась еще одна драгоценность Востока – пламенеющий при свете красный лал, как называли тогда рубины.

Сверкающие самоцветы привозили в Москву через Крым.

В Каффе в конце XV века жили богатые еврейские торговцы Скарья и Хозя Кокос, поддерживавшие тесные связи с московским двором. Кокос содействовал сближению Ивана Третьего с Менгли‑Гиреем и султаном каффинским Махметом Шихзаде, сыном османского государя Баязета Второго.

Надо полагать, что Скарья и Хозя Кокос были тесно связаны с еврейскими купцами – знатоками самоцветов и торговцами пряностями. Многие из них в те годы бежали из Испании и Португалии в Турцию, Италию, Литву, Польшу и другие страны, спасаясь от костров, зажженных по приказу Великого Инквизитора.

Еврейская ученость уже тогда успела обнаружить себя в Киеве и Новгороде Великом, где лет двадцать прожил известный ересиарх Схария, выходец из Крыма. (Возможно, Скарья и Схария – одно и то же лицо.)

Свитки «Шестокрыла» и «Аристотелевых врат», сочинения по астрологии и космографии и другие сокровенные книги были духовной пищей некоторых новгородцев, а затем москвичей, в том числе вечного путешественника Федора Курицына и «крестового дьяка» Истомы.

Это, по всей вероятности, не кто иной, как наш знакомый Григорий Истома, латинист и открыватель пути из Холмогор в Атлантику. Дело в том, что и Дмитрий Герасимов во время первой поездки в италийские страны (1491–1493) еще не был послом великого князя. Он служил по ученой части у новгородского архиепископа Геннадия. Герасимов обучался для этого в Ливонии. Григорий Истома, как мы помним, тоже проходил латынь, но в Дании. Другой латинист – Власий – до своей чисто посольской деятельности трудился как книжный переводчик при дворе архиепископа в Новгороде. Пути Истомы, Герасимова и Власия тесно переплетаются между собой. Все три грамотея, по‑видимому, были знакомы с новгородским ересиархом Схарией, человеком очень образованным.

Схария знал сочинения древнееврейских путешественников. Среди них угадываются описания скитаний Эльдада Данита, Вениамина Тудельского и Петахии из Регенсбурга.

Вот Эльдад‑бен‑Махли (га‑Дани), торговый человек из страны Куш в Эфиопии, живший в IX веке нашей эры. Он уверял, что пришел однажды на корабль за каким‑то делом, но вдруг налетел ураган, и судно унесло в открытое море. Корабль носился по водной пустыне, пока его не выкинуло на берег, где жил народ Рум‑Рум, занимавшийся людоедством.

Рум‑румцы посадили Эльдада, потомка Дана, на крепкую цепь и стали насильно откармливать, чтобы он накопил побольше жира. Но вскоре на людоедов напали какие‑то огнепоклонники и увезли Эльдада в свою страну, где он пробыл всего несколько дней.

Затем люди, поклонявшиеся огню, поехали в Китай («страну Нин»). Там Эльдад‑бен‑Махли случайно увидел своего соплеменника. Тот, отсчитав четыреста золотых, выкупил скитальца из плена.

Эльдад поплыл из Китая морем, пока не добрался до жилищ племени иссахара, жившего «в конце персидской и индийской земель» и говорившего на кедарском языке.

Кедарская земля, о которой говорил Эльдад, – это Хазария.

Эльдад добрался до Африки, потом посетил Испанию. Он всюду вдохновенно рассказывал о своих приключениях. Израильтяне из города Каирвана, что в Северной Африке, послали гонца к академику Цемах‑бен‑Хаиму с запросом: можно ли верить потомку Дана?

Есть ли зерно истины в этом рассказе странствователя 889–896 годов? Как он попал из Китая в Хазарскую землю?

Эльдад, между прочим, обмолвился о реке Саббатион в стране Куш, то есть в Эфиопии, где он жил. За Саббатионом, если верить Эльдаду, якобы обитали потомки затерянных колен Израилевых, о которых говорила «Книга Ездры»[100].

О Саббатионе говорил не кто другой, как… Афанасий Никитин.

Откуда же он знал о сочинениях еврейских путешественников?

Вот место из его «Хожения за три моря» в переводе Н. С. Чаева:

«…А что Шабат евреи считают своим, еврейским, – и то лгут. Шабаитяне не евреи, не бусурмане, не христиане – иная у них вера, индийская. Ни с иудеями, ни с бусурманами не пьют и не едят, а мясо никакого не едят», – писал Афанасий[101], имевший возможность в Каффе видеть израильтянина Хозю Кокоса.

Страну Шабат тверской странник помещал где‑то между Цейлоном и Китаем, наполняя ее шелком, фарфором, жемчугом, сандалом и слонами, которых почему‑то «продают на локоть».

Местопребывание затерянных колен Израиля все время перемещалось. На известном глобусе Шенера (1515 год) «заточенные иудеи» указаны к северу от «Катая», где‑то у Восточно‑Сибирского моря.

Через столетие исчезнувшие десять колен были помещены на северной окраине Таймыра!

Схария и Хозя Кокос могли изучать и рукописную книгу путешествия ученого иудея Петахии из Регенсбурга. Этот современник Василия Буслаева и Садко в 1175–1185 годах побывал в Праге и Киеве, проник в землю кенаров за Днепром, посетил Крым, видел Сиваш и Тмутаракань, был гостем Грузии и Армении.

Посещение Петахией Южной Руси по времени совпало с победоносным походом Святослава на половцев.

Иетахия добрался до Багдада, где получил сведения о земле Магог, простирающейся до Темных гор. Алеппо, Дамаск, Иерусалим – все это видел регенсбургский странник. Он ходил по восточным рынкам, заваленным пряностями, слоновой костью, ладаном и жемчугом.

Еврейские путешественники нередко ездили и в Северную Русь. Они привозили в Новгород камфару, алоэ, мускус и корицу.

«Это известие подтверждает грамота Всеволода 1117 г.; в ней означено брать в Новгороде пошлину с низового гостя перцем», – пишет Н. Аристов[102].

Ибрагим ибн‑Якуб, врач‑израильтянин, еще около 965 года говорил о стране русов. Его сведения впоследствии были включены арабом ал‑Бекри в сочинение «Пути и страны»[103].

В X веке, около 960 года, царь хазарский вел переписку с еврейским врачом и визирем калифа Абдуррахмана Хасдай ибн‑Шафрутом. Шафрут жил в огромной и шумной Кордове с ее мраморными чертогами, университетом и богатейшей библиотекой.

С устьев Волги на берега Гвадалквивира было доставлено письмо, содержащее краткий очерк Хазарского царства. В нем были упомянуты русы, приходящие на кораблях к Итилю, за которыми надо смотреть в оба, так как иначе они опустошат земли израильтян до самого Багдада.

Такова связь Кордовского калифата с хазарским Итилем, осуществленная через еврейских ученых тогдашней Испании.

К 943–944 годам относится еще один образец еврейско‑хазарской переписки. Он был найден в Каире и потом поступил в библиотеку университета в Кембридже.

Письмо повествует о Хельгу, «царе русов», повоевавшем у хазар Тмутаракань, затем бившемся четыре месяца на море с константинопольскими греками и, наконец, предпринявшем поход по Каспию. Хельгу (Олег) ошибочно назван здесь царем. Это не «вещий Олег», которого к тому времени уже не было на свете, а вассал князя Игоря, подчиненный ему полководец, в действительности побывавший со своими дружинниками на Каспийском море.

Примером широкого общения с миром служат плавания еврейских купцов‑«раданитов» от Западного моря до берегов Египта, их переходы сушей в Суэц и следование снова морем – до Индии и Китая.

Такой путь описал араб Ибн‑Хордабег в IX веке. Он также говорил, что еврейские торговцы обучались языку славян и, постоянно посещая их земли и страну хазар, привозили со стороны заката солнца меха, мечи, златотканые одежды, дорогие ткани и другие товары.

Значительное еврейское население Крыма и Хазарии, поддерживая связи с соплеменниками, приходившими к ним морем, способствовало распространению рассказов о долгих и подчас опасных странствиях от Итиля до Китая.

 

Кастильский посол

 

Мы оставили Карачарова и Ралева во фряжских и иных землях. После долгой разлуки с родиной они прибыли в 1504 году в Каффу.

Затем послы пересекли Дикое поле за Перекопом и вышли к Путивлю, уже зависевшему от власти Москвы. Вскоре ему суждено было превратиться в твердыню, защищавшую Русь от Дикого поля, и в крупное складочное место для северных мехов и других ценностей, шедших на Крым и Царьград.

Карачаров и Ралев узнали, что год назад папа Римский присылал в Москву своего уполномоченного, хлопотавшего о перемирии русских с немецким Орденом и Литвой. Вероятно, эта поездка тоже служила поводом к обмену сведениями об открытии новых стран.

За два года до смерти Христофора Колумба в Москве появился посол императора Максимилиана и его сына – Филиппа Красивого, принявшего в свои руки корону Кастилии после смерти королевы Изабеллы.

Максимилианов посол именовался императорским кречетником и в русских бумагах был упомянут, как «Юдок Кантирьгор». Ему надлежало привезти из московских «господств и стран» несколько белых кречетов.

Гартингера сопровождал наш старый знакомый Григорий Истома.

В Кремле цесарскому кречетнику были вручены отборные ловчие птицы. Их привез сокольничий Михайло Кляпик Еропкин, уже известный нам по путешествию к «рубежу высокой Бергонии» в 1492–1493 годах. Былой его спутник Юрий Траханиот, разбитый недугом, в 1504 году мог ездить только в тележке, на которой его заносили по лестнице Красного крыльца.

Три сокольника повезли клетки с белым и красными кречетами до Ивангорода.

Через год тот же Гартингер объявился в Ругодиве и прислал князю Константину Ушатому в Ивангород грамоту. Император и Филипп – «архидукс Аустрии и Испанийский начальник» – молили «только об едином белом кречете». Они также просили отпустить на волю сорок «нарочитейших мужей» из числа ливонских пленных.

Цесарско‑испанский посол сообщал, что Филипп Красивый повоевал все «кралевство Неапольнское», взял Бугию и Калабрию, а цесарь собрал «великую раду» в Констансии[104].

В Ивангород был отправлен Власин‑толмач, знаток латинской речи. Он вез грамоты на имя испанского короля. До приезда Власия с иноземным посольством виделся Дмитрий Щербатый. Так Москва впервые установила связи с Испанией, жившей толками о последнем путешествии Колумба.

Осенью 1505 года умер Иван Третий, успевший в своем завещании сговорить права Руси на «Дикую Лапландию».

Во время его царствования русские люди встретились с жителями Индии, вогуличами и югрой, лопарями, египтянами, скандинавами, римлянами и венецианцами.

Ветры Атлантики, Ледовитого океана и Средиземного моря, казалось, скрещивались над башнями Московского Кремля, колебля парчовые знамена Русской державы. Знаки Единорога, Льва и Орла отметили жизнь Ивана Третьего и его людей, бесстрашных открывателей новых дорог в двух океанах, югорской тундре, темных лесах Перми Великой.

Григорий Истома и Власий летом 1506 года пустились снова в дальний путь. Они везли в Копенгаген грамоту о смерти великого князя.

К тому времени их товарищ, вечный странствователь по чужим землям, Михайло Кляпик Еропкин находился в казанском плену.

Вот как это произошло.

Летом 1505 года неожиданно «заворовал» Мегмет‑Аминь, царь Казанский. Он дождался дня Ивана Предтечи, когда в Казани открылась большая ярмарка с участием русских купцов, привезших множество серебра. Казанцы напали на торговых гостей и учинили кровавую расправу. Уцелевших от смерти русских погнали на продажу в ногайские улусы.

Мегмет‑Аминь пограбил столько серебра и самоцветов, что заполнил ими особую палату. Вся Казань оделась в дорогой шелк.

Торговля и связи Москвы со странами Востока были поставлены под угрозу, пока Мегмет‑Аминь, успев натворить немало вреда, сам не запросил о мире и дружбе. Михайло Кляпик Еропкин был избавлен от постылого плена и вернулся в Москву, чтобы вскоре отправиться по посольским делам в Литву.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.