Василий Бугор пришел на Лену — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Василий Бугор пришел на Лену

2021-01-30 205
Василий Бугор пришел на Лену 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Есть все основания предполагать, что русские проникли на Лену гораздо ранее принятых в истории сроков. Тобольский казак Супонька Васильев слышал от оленекских тунгусов, что на Лене живут «большие люди» в одежде, похожей на русскую, и торгующие железом в обмен на меха. Было это в 1621 году.

Через шесть лет Максим Перфильев с сорока казаками из Енисейского острога достиг «шаманского великого порога» на реке Илим, где построил надежное зимовье. По его следу в 1628 году двинулся знаменитый Васька Бугор, который впоследствии встретился с Дежневым на восточном конце Азиатского материка.

Бугор пробился по Илиму до устья Идирмы и встал перед волоком. Волок этот проходил через трудный дикий «Камень», но Бугор прошел эти горы и очутился на реке Муке. А оттуда недалеко было и до Куты – той самой, как мы думаем, реки Геты, близ которой когда‑то поселились спутники Волка. Кута так сама и вынесла лодки Васьки Бугра на величавый простор Лены – «славной в свете и великой реки».

Два года не было ничего слышно о Бугре на Енисее, но наконец он вернулся туда, доложив, что занял новый край, оставив на житье двух своих спутников на устье Куты, а четырех – на Киренге, при ее впадении в Лену.

Шесть казаков держали в руках необъятную Ленскую страну!

«Златокипящая Мангазея» действительно в те годы кипела жизнью. В Туруханск на зимовку собиралось до семисот охотников за соболями. Среди мангазейских и таймырских передовщиков можно было видеть братьев Никифора и Ерофея Хабаровых, Василия Федорова‑Гусельникова, по прозвищу Скорая Запись. В Енисейске уже появился Михайло Стадухин, родом с Пинеги. Все они прослышали про великое открытие Васьки Бугра и начали собираться на Лену.

Оставим их за сборами. Пусть они примеряют пластинчатые панцири, выданные перед походом из воеводской казны, складывают «шубные одеяленки», готовят торбаса из волчьих шкур, которые будут согревать их ноги во время странствий по необъятным снежным просторам.

Они пойдут и построят Ленский острог, но пока этого еще не сделали, мне надо успеть рассказать об одной архивной находке.

 

Три великих коча

 

В 1949 году, разбирая драгоценный «Архив И. О. Селифонтова» в Костроме и выписывая заголовки бумаг о Русской Америке, я увидел небольшую рукописную книгу, украшенную хорошими рисунками[146].

«Практическое географическое описание о Жиганском уезде» – так называлась эта рукопись, составленная в 1804 году. Написал ее «губернский регистратор» землемер Иван Кожевин. Я было хотел отложить в сторону эту книгу, но что‑то заставило меня раскрыть ее.

«Сей страны россиянами и до заведения городов Якутска и Жиганска славят проплывших в море великих кочей», – было написано на четвертой странице.

Что такое?!

Я погрузился в чтение кожевинской книги. В конце ее, на страницах 30 и 31, было написано следующее:

«Помянутых в § 6 древних дозаведения Якутска и жиганска многими в баснословии жителями изъясняемых кочей по Лене в море сплыло три. Из них одного днище о разбитии водами выкинуло или оставлено народом имеется на горах в Зашиверском уезде близ селения Шанского из самого толстого лесу строеное сшедшего с него народу и кто они были признаков нигде не видно. Многие по слухам доходят одной только догадкою с одного коча чрез Колымы и Анадырь перешедшие народы до заведения Гижигинского острога тут первые они опоместились жительством, а прочие отнесены морем к северу к берегам Америки. Ежели то правда чрез пронесшиеся слухи коряк и чукоч к их жителей будто б и они с чукотского носа их видели по русскому обряду богослужений но в рассуждении г‑на землемера Ефима Кожевниа оттоль выезда не успел от них отобрать достаточного сведения впредь до прознания иногда могущим быть путешественникам сие рассудил предать на замечание».

Что удалось узнать об обоих Кожевиных?

Ефим Кожевин, пройдя в 1795–1799 годах побережье Ледовитого океана от устья Лены до Чукотского носа, записал сказание о великих кочах и передал его своему сыну Ивану. Иван же Кожевин был выдающимся путешественником своего времени, но, к сожалению, забытым, как и многие русские исследователи.

Во‑первых, в 1804 году он составил карту части Сибири, на которой показал русские владения в Северной Америке.

В 1805–1807 годах Иван Ефимович Кожевин отправился вместе с ботаником И. И. Редовским для исследования Сибири и севера Тихого океана. Они побывали в Кяхте, на китайской границе, посетили Алданский хребет, Удский острог.

Редовский вместе с Кожевиным собирался осмотреть также Курилы и Камчатку, по умер в 1807 году в Гижиге, направляясь на Сахалин и Шантарские острова.

Научная деятельность Ивана Кожевина не прекратилась. Через два года он появился в экспедиции М. М. Геденштрома в полярной Сибири.

По удивительному совпадению, Кожевин исследовал тот самый Фаддеевский остров, на котором в наше время были найдены следы древнерусских мореходов, о которых мы уже говорили.

В зиму 1809/10 года Иван Кожевин заболел и не смог продолжать своего путешествия с Геденштромом.

Вот все, что пока мы знаем о человеке, сохранившем сказание о великих кочах, один из которых был выброшен на берег Индигирки к югу от Русского Устья, другой обошел вокруг Камчатки и попал в Гижигинскую губу, а третий был унесен к скалистым берегам неведомой земли – Аляски.

Иван Кожевин, широко общавшийся с учеными и путешественниками, без сомнения, знал о плавании Семена Дежнева. Но историю похода великих кочей он никак не связывал с Дежневым, а прямо указывал на несравненно ранний срок их плавания – до основания Якутска (1632). Если русские в Мангазее и Енисейске прослышали про Лену около 1619 года, то плавание великих кочей с Лены к Ледовитому океану должно было состояться между 1619 и 1632 годами.

Кожевин еще около 1805 года, вероятно, был знаком с неутомимым собирателем сведений о русских путешествиях Григорием Спасским. Этот человек впоследствии издавал «Сибирский вестник», изучал деятельность старых землепроходцев. Он писал о Мангазее, о ленском походе Васьки Бугра, уделил много внимания Семену Дежневу и его спутникам.

Есть и прямой намек на его знакомство с Кожевиным: Григорий Спасский печатал описание путешествия Геденштрома, Кожевина, Пшеницына и Санникова.

Не знаю, цел ли архив Г. И. Спасского, но мне кажется, что в этом собрании должны быть в числе других бумаги землемера Ивана Кожевина. Вероятно, есть какой‑то отраженный свет кожевинских прозрений о древних мореходах у Спасского! Ведь Спасский гадал о судьбе кораблей, погибших у берегов полярной Сибири. Бывший земский исправник в Кузнецке и горный чиновник Колыванских заводов написал «Историю плавания Россиян из рек сибирских в Ледовитое море»[147]. В этом сочинении Г. И. Спасский приводил замечательные данные, почерпнутые из архивов, которых мы еще не сумели разыскать. Но они в то время были вполне доступны неутомимому летописцу скитаний русских людей в полярных льдах и пустынях Средней Азии.

Кожевинские наблюдатели могли быть, да и, наверно, были включены в записки и путевые донесения И. И. Редовского. Все бумаги, оставшиеся после его смерти в Гижиге, когда остальное скудное имущество ученого было продано с торгов, были переданы, наверное, тем же Кожевиным в Российскую Академию наук.

Но с 1807 года по сие время никто не удосужился написать полную историю похода Редовского и Кожевина по снегам Лены, Алдана и Гижиги.

Иван Кожевин знал о замечательном открытии своего спутника по походу на полярные острова – Якова Санникова.

После того, как Кожевин покинул отряд Геденштрома, отважный передовщик Санников, проходя по западному берегу острова Котельного, нашел безвестную могилу с деревянным крестом. Крест был обложен свинцом, на нем виднелась русская надпись. Около креста лежали копье и две стрелы. Высокая нарта, которую когда‑то волочили на ручных лямках, стояла возле могилы. Неподалеку от могилы Санников нашел рубленую избу – русское зимовье и предметы, вытесанные из оленьего рога. Через год, вновь придя на это место, Яков Санников вскрыл могилу. Человеческая челюсть, железные стрелы, топор, прибор для литья пуль, кремень и огниво лежали в деревянном могильном срубе. Возле устья реки Царевой Санников увидел остатки корабля – судовое днище с кедровыми кокорами, истлевшие сосновые доски… Вести о печальных находках на Котельном дошли до Григория Спасского, и он, как и другие историки, попытался проникнуть в тайну этих событий.

А Иван Кожевин? Он не мог не связать известий о великих кочах со сказанием Якова Санникова о могиле безвестных мореходов на острове Котельном.

Сейчас нам гораздо легче, чем И. Е. Кожевину или Григорию Спасскому, подвести какой‑то итог дерзаниям русских людей в самом начале XVII столетия. Мы можем к первой четверти этого века приурочить целый ряд знаменательных событий.

Плавание неизвестных мореходов вокруг мыса Челюскин, расспросы Ивана Петлина о «корабельном разбое» в Китае, заявление Федора Барятинского шведским послам, уверенность Джона Меррика в том, что морской путь на Восток уже сыскан русскими, сказание землемера Ефима Кожевина о великих кочах, находка на острове Котельном – все это заставляет нас думать о смелых попытках наших предков пройти Ледовитым океаном в Теплое море.

 

Мангазейские дела

 

Теперь мы возвратимся в «златокипящую» Мангазею и Туруханск, откуда в 1626 году к новым восточным землицам пошло пятьсот служилых и промышленных людей.

Землепроходцам было приказано собирать сведения для составления первого чертежа Сибири. Впоследствии он был написан, но в скором времени исчез.

Есть все основания предполагать, что чертеж попал в руки любознательного Адама Олеария.

Иноземцы снова пытались прорваться с запада сквозь ворота Ледовитого океана. Вероятно, еще в Москве, на дворе у немчина Ивана Деваха‑Белоборода, русские узнали о том, что голландцы хотят послать свои корабли к Югорскому Шару. И действительно, в 1625 году пустозерский самоедин Лева поспешил сообщить березовскому казаку Ваське Пустозерцу о появлении немецких людей в Карской губе. Они пытались войти в устье Мутной реки, разведывая ямальский волок, но повернули назад и ушли Большим морем обратно. Это был, как мы знаем, мореход Корнелий Босман, служивший в «Северной или Гренландской компании». Пролив Югорский Шар он еще кое‑как прошел, но карские льды показались Босману непреодолимым препятствием.

Это была последняя прямая попытка голландцев пройти северо‑восточным путем в страны Востока.

Но только ли эти цели преследовал Корнелий Босман?

В год его прихода на ямальском волоке, на берегах Мутной были расставлены караулы, и особый «досмотрщик» Федор Игнатьев зорко оглядывал подходы с моря к Мутной реке.

Года через два мангазейцы, тоболяки, енисейцы и березовцы снова ждали прихода каких‑то немцев с Большого моря. Савва Фрянчуженин, все еще живший в Тобольске, еще мог надеяться на то, что фортуна будет благосклонна к заморским гостям. Ссыльные иноземцы в Сибири поговаривали, что Большим морем можно утечь из московского плена «в немцы».

Вскоре на всю Сибирь прошумела история в Мангазее, во многом загадочная и не разъясненная до нашего времени.

Началось с того, что первый воевода в Мангазее, Григорий Кокорев, бывший до того на воеводстве в Угличе и Муроме, презрел строгий запрет «морского ходу» в Мангазею. Он пытался тайно нанять мезенца Табанку Куяпина в проводники на Большое море. Табанка отказался, а про вербовку его Кокоревым поспешил рассказать попу Евстафию Арзамасу.

Григорий Кокорев не успокоился и нашел «воровского назывателя» Мотьку Кириллова, который из корысти прошел с воеводой на коче на другую сторону Мангазейского моря, но не сумел пробиться «к большой окиянской проливе». Одновременно Г. Кокорев самочинно и с неизвестной целью разведывал лично для себя прямой путь между Обью и Енисеем, которым шли удальцы, сведывавшие новые земли за Тунгуской.

Общественное мнение стало склоняться к тому, что Кокорев задумал пропустить в Сибирь немцев из‑за моря, чтоб они завладели и Мангазеей и иными землями к востоку от нее.

Вскоре Мангазея сотрясалась от пушечной пальбы. Кокорев запер городские ворота и отказался впустить в крепость второго воеводу – Андрея Палицына. Посадские люди и верные Палицыну служилые остались с ним на посаде. Кокорев начал бить по посаду из крепостных пушек. Палицын объявил Кокорева изменником и ринулся на приступ. Кокоревцы «неумолчной пальбой» отбивали войско Палицына, подкрепленное к тому времени людьми из Туруханска. Лазутчики Андрея Палицына узнали невероятную новость: Кокорев, сидя в осаде, пировал со своими приближенными; один из них, мезенец Мотька, тот самый, который воровски указывал воеводе дорогу в Большое море, громогласно заявил за столом, что пирующих жалует «царь Григорий Иванович»!

Так в Сибири в какой‑то мере повторились времена Гришки Отрепьева и Тушинского вора.

События в Мангазее во времени совпадали с нахождением в Сибири французского посла Шарля Талейрана, сосланного туда по приказу московского правительства.

Как бы то ни было, а Григория Кокорева увезли в Москву в кандалах.

Но сибирское самозванство не сразу улеглось и успокоилось. Однажды в Верхотурье сын боярский Никита Мотовилов к общему соблазну целовал руку тобольскому воеводе Федору Телятевскому, приветствуя его со вступлением на «сибирский царский престол».

Ни мангазейская смута, ни угрозы иноземцев со стороны Большого моря не могли остановить могучего движения русского народа.

Один за другим в Сибири вырастали остроги и зимовья.

Михайло Стадухин с Парфеном Ходыревым уже разгуливали по Лене, Иван Рябов с мангазейцем Степаном Корытовым шли по Алдану и другим «сторонним» рекам. Перфильев воздвигал острог на Ангаре, Федотовы‑Гусельниковы брали в свои руки Нижнюю Тунгуску и Пясину. Основаны были Ленский острог и Жиганск. В 1633 году Иван Ребров, Иван Сергеев, Илья Перфильев подняли паруса на своих кочах и ринулись к устью Лены, по следу великих кочей, о которых они, возможно, прослышали во время своих первых ленских скитаний.

Из Жиганска они дошли до Ледовитого океана и, повернув к востоку, вскоре завидели острова, разбросанные в устье Яны.

Но этого было мало для Реброва, и он направил бег своего коча «морем вперед» – в еще не разведанные дали.

Вслед за Яной была открыта Индигирка с ее огромной дельтой, несущая свои быстрые воды в ледяное море.

На «Собачьей реке» Ребров прожил лет семь, построил на ее берегах два острога и бесстрашно перенес все лишения и тяготы «дальних служб».

Служилые люди не забывали «золотого царя» Алтын‑хана, ездили в его владения и вскоре привезли оттуда сведения о далай‑ламе. С Северо‑Востока дошли рассказы о кочевых юкагирах, обитавших в полярных просторах к востоку от берегов Яны[148].

Какие только вести о новых странах и народах не доходили до стен Ленского острога и воеводского двора в Тобольске!

 

Открыватели другого моря

 

В эти годы московские грамотеи вновь читали описание Америки, помещенное в огромной рукописи: «Книга глаголемая Космография, сиречь всего света описание».

Это был перевод известного труда Герарда Меркатора, но – как всегда это бывало – дополненный русскими сведениями. Переводом руководил Богдан Лыков, а помогал ему Иван Дорн. В доме Катерины‑прапорщицы на Сретенке завершался этот огромный труд переложения Меркатора на русский язык, едва уместившийся на восьмистах страницах, исписанных полууставом.

Сибирские герои шаг за шагом продвигались к Теплому морю, к Китаю и Новому Свету, намечая новые и новые направления.

На Байкале уже белели паруса казачьих дощаников: проведывали, нет ли из Байкала выхода на восток, к морю.

Тридцать два служилых человека, бывшие под началом у томского казака Ивана Москвитина, прошли водою с Алдана на Маю и Нюдому (Нутми) и, перейдя оттуда волоком к Улье, вскоре достигли Охотского моря.

Так в 1639 году Тихий океан был открыт со стороны Сибири.

Вскоре Москвитин со своими товарищами построил острожек на устье Ульи и, дождавшись весны, пустился в походы по «большому морю окияну».

С Москвитиным был толковый енисейский казак Нехорошко Колобов. (Впоследствии, вернувшись в Ленский острог, он рассказал об охотской жизни великих открывателей другого, «Большого моря».)

Москвитин и Колобов успели сведать не только устья Охоты и Урака, но, очевидно, и Шантарские острова. Нехорошко узнал, что на этих островах живут «гиляки сидячие», а у них «медведи кормленые». Тут же Нехорошко скромно сообщал, что он с Москвитиным до этих гиляков доходил, а что же касается Амура, то казаки только видели его устье «через кошку». Но ведь в таком случае неутомимые странствователи находились напротив берегов Сахалина!

Нехорошко рассказал, что «в правой стороне в лето» от устья Ульи по Амуру‑реке живут бородатые дауры, называющие русских своими братьями.

На Байкале казаки не нашли «проливы» в море, но наметили путь от верховьев Витима на Шилку (Амур), зная уже, что и «Шилка впала устьем в Большое море».

В 1640 году казаки в заиндевевших панцирях заняли мировой полюс холода и оттуда, с угрюмого Оймяконского плоскогорья, вскоре стали пытать дорогу к реке Охоте, на «Ламунские вершины». Если бы не помешали тунгусы, то Андрей Горелый, оймяконский соратник Стадухина, добрался бы до зимовья Ивана Москвитина. Горелый вышел на реку Охоту, твердо зная при этом, что она «пала в море».

В сознании землепроходцев однажды, как молния, блеснула догадка о том, что исполинский «Камень» идет от Оймякона до Ледовитого океана. Море простирается и к востоку от Оймякона.

Как далеко на север уходит конец этого единого «Камня», если его западной границей служит Индигирка, а юго‑восточной – устье Охоты?

Короче говоря, землепроходцы страстно хотели установить границы суши, к которой с двух сторон подходили морские просторы. Замкнуть звено великих исканий – вот что стало насущной задачей бесстрашных исследователей.

С вновь открытых сибирских рек в Якутск и Москву везли щедрые дары Севера.

Там были найдены скопления мамонтовых бивней – «заморной кости», как их называли в отличие от «рыбьего зуба». Осенью 1640 года во дворце царя Михаила Федоровича было даже устроено научное совещание по поводу «инроговой кости». «Дохтур немчин» Грамон читал перед царем доклад про единорогих зверей, приводились «скаски» других иноземных лекарей. Выяснилось, что чудесных рогов было не так‑то и много, во всей Западной Европе – раз, два – и обчелся! «Рога», как большая редкость, хранились, например, в Париже, в церкви Сен‑Дени.

Вскоре после этого неизвестный русский ученый, видимо хорошо знавший дорогу в Сибирский приказ, составил подробное описание костей мамонта или зверя «кытр», как его называли некоторые племена Севера.

Мамонтовые бивни, лежавшие в вечно мерзлой земле на берегах полярных рек, тоже были вехами великого пути на Северо‑Восток.

 

Сказка об адмирале де Фонте

 

К блистательным годам открытий русскими новых земель иноземцы иногда приурочивали небылицы о мнимых путешествиях их соотечественников.

До сих пор неизвестно, кто первый измыслил невероятную историю плавания перуанского и мексиканского вице‑адмирала Бартоломео де Фонте.

Эту сказку впоследствии пытались оживить для того, чтобы умалить значение открытия русскими Северо‑Западной Америки, о чем будет сказано в своем месте.

1640 год. Якутские служилые люди едут на своих мохнатых конях по голубому насту, покрывающему полюс холода. Курбат Иванов, придя на Байкал, с удивлением узнает, что и до него здесь плавали русские люди. Иван Москвитин вглядывается в прибрежные воды, отыскивая мощные потоки пресной воды, которые выносит в океан великий Амур. Письменный голова выводит строки «Чертежной росписи», в которой подробно рассказано о верховьях Лены.

Все это достоверно, все отложилось в наших архивах. Все это было!

Но где документы о том, что в 1640 году вице‑адмирал де Фонте открыл Анианский пролив?

Вот что рассказывали о плавании Бартоломео де Фонте.

Испанцы предложили ему перехватить британские корабли, якобы вышедшие из Бостона для открытия морской дороги в Индию.

Бартоломео де Фонте пошел к северу вдоль побережья Калифорнии. Пенелосса, спутник де Фонте, исследовал этот берег.

Когда корабли де Фонте достигли 50° северной широты, он открыл фантастический «архипелаг Святого Лазаря». Бравый капитан Бернардо по приказу де Фонте стал подниматься вверх по глубокой реке. Склоняясь то к северу, то к северо‑востоку, возвращаясь вновь на север, углубляясь на северо‑запад, Бернардо открывал какие‑то пространные водоемы внутри материка, в том числе озеро своего имени, окаймленное снежными вершинами. Тут же в виде колена выгибался пресловутый Аниан.

Это был какой‑то хаос глубоких морских заливов и проливов, озер, которыми покрыт материк Америки к северу от Калифорнии. Если верить всем этим измышлениям, то из Тихого океана можно было бы проникнуть прямо в Гудзонов залив, а затем в Атлантику, не заходя в Ледовитый океан!

Из небытия был вызван и португальский мореход Жуан да Гама, будто бы уроженец Индии, который задумал открыть «Новую Индию» со стороны Китая.

Ему приписывалось «обретение» некоей земли или берега приблизительно на месте Курильских островов. Неведомый берег устремлялся на восток.

Долго жила в Западной Европе и эта сказка об огромном звене, так или иначе связывающем Японию с Америкой. К тому же голландец де Фриз, действительно плававший в 1643 году на Тихом океане, вообразил, что его корабли достигли западного берега Северной Америки.

В действительности же это был один из Курильских островов.

«Открыв Америку» с таким успехом, голландцы не оставляли старых надежд на проникновение в северную Московию со стороны Белого моря и собирали данные о Каргополе, Вологде, Архангельске.

К 1643 году они узнали о том, что Андрей Буррей, посол шведской королевы, составил план подобных захватов, ничуть не уступавший замыслам капитана Чемберлена.

Буррей появился в Московии в 1633 году вместе с Адамом Олеарием, представителем голштинского двора.

На Руси Олеарий среди бела дня добывал чертежи с указанием морских подходов к Соловкам и измерял длину крепостных стен в Астрахани.

В то время в Москве «комиссаром» герцога Голштинии и короля Дании и Норвегии состоял не кто иной, как известный Балтазар Мушерон.

Этот голландский купец начал торговлю с Россией еще при жизни Ивана Грозного. Мушерону принадлежали описание пресловутого мыса Табин и наставления для плавания Баренца. Балтазар Мушерон хорошо знал рассказы Дмитрия Герасимова, записанные Иовием. Он не уставал собирать данные о Ледовитом океане, а однажды потребовал от нидерландского правительства постройки голландской крепости на острове Вайгач.

Мушерон трогательно провожал Олеария, когда тот отправлялся в Персию.

Голштинцы просили об открытии торговой дороги на Восток. Русский Север, Персия, Индия, Китай, как мы уже не раз замечали, тесно переплетались между собой в корыстных мечтаниях чужеземцев. Они пытались овладеть плодами русской отваги, опытом наших землепроходцев и мореходов, охотились за чертежами, отписками, статейными списками, наказными памятями и другими бумагами, в которых говорилось об открытиях русского народа.

Не успокоился на старости лет и Яков Пунтусов, он же Делагарди, граф Лекоский, притеснитель новгородцев. В 1646 году, вспоминая былое, он вздыхал о том, что не успел захватить Архангельск, и называл беломорский город главными вратами Московского государства.

 

К Великому Моголу

 

Разумеется, все эти старые знатоки «русского вопроса» были прекрасно осведомлены о том, что далеко на Северо‑Востоке уже открыты не одни каменные ворота, сторожащие суровые просторы Тихого океана.

Что же касается богатых даров Сибири, то Сибирский и Посольский приказы в те годы, право, неплохо работали. В их действиях можно заметить большую согласованность. Привезенная из Сибири меховая и костяная «государева казна» в Москве долго не залеживалась. В Западную Европу она шла через Архангельск и Вязьму, на восток – через Астрахань, к Алтын‑хану, монголам и китайцам – через Тобольск и Сургут.

В Архангельском порту за соболей получали дорогие фряжские вина, «арапские» и угорские золотые. Что же касается стран Востока, то в первой половине XVII века были такие случаи.

Бухарский хан Имам‑Кул для своего ханского обихода закупил однажды целый струг северных товаров в Ярославле.

В Шах‑караван‑сарае в Шемахе русские купцы раскладывали перед покупателями связки отборных соболей.

Бывалый астраханец Анисим Грибов со своим товарищем Савиным‑Гороховым ходил с Каспия в Хиву и Бухару. Это было ответом на приезд бухарского посла Казиана в Тобольск, когда тот ударил челом об отпуске в Бухарское царство кречетов и соболей.

В 1645 году в Астрахани, Казани и Москве видели индийского торгового гостя Сутура. Он успешно завершил свои дела и поехал в свою пальмовую отчизну через Кызылбашскую землю.

Наши предки не лыком были шиты: к тому времени они имели понятие об Индостане, ибо кто‑то из русских книжников уже успел перевести «Историю Великого Могола».

С Великим Моголом предстояло встретиться русским послам – казанскому купцу Никите Сыроежину и Василию Тушканову.

В 1646 году они отправились к Шах‑Джагану.

Удивительно, что в наказе, данном Сыроежину, учитывалась особая любознательность Великого Могола в отношении Сибири. Сыроежину приказывали разъяснить Великому Моголу, что в Сибири построены многочисленные города, заведены пашни великие, а с сибирских людей идет дань куницами, соболями, лисицами, белками. Это ли не прямое подтверждение догадок о единстве исканий наших предков на Севере и Востоке?

Сколько нового для историка откроет сопоставление русских «индейских дел» с делами Сибирского приказа, когда окончательно откроется та истина, что люди на устьях Оби и Енисея мечтали о берегах Ганга!

Вот почему в своей книге я не считаю лишними главы об истории стремительного продвижения русских в сторону Теплого моря или к снеговым венцам Гиндукуша. Если сказать просто – все это одно и то же.

Михайло Стадухин на то и искал места добычи «рыбьего зуба» и добывал добрых ленских соболей, чтобы Анисим Грибов вез эти сокровища в Азию для рынков Ургенча, Балха и Бухары.

Подданные Великого Могола уже проведали, что в Казани хорошо умеют выделывать сибирские меха. Поэтому в 1647 году двадцать пять индусов приискивали на казанском торге беличьи шубы, которые были «деланы на их индейскую руку». Они брали соболей, а взамен выкладывали на прилавок «каменье дорогое». Алмазы Голконды светились рядом с мехом голубого песца.

То же самое наблюдалось и в Ярославле, где под русским аршином шелестели индийские ткани и «арапские завесы».

 

В передний конец

 

Росла и расцветала «Новая Мангазея» – Ленский острог, получивший потом название Якутска.

В 1642 году в его стенах находилось три тысячи ловцов соболей. Новыми областями управляло самостоятельное Ленское воеводство. Оно рассылало землепроходцев, мореходов и промышленных людей на дальние службы для поисков «сторонних рек» и соболиных угодий.

Семен Дежнев тогда сделал свой первый шаг в сторону Необходимого носа и островов «зубатых людей». Он пересел с коня на сосновый коч и спустился из области полюса холода на устье Индигирки. Оттуда он перешел на новую реку, Алазею, где уже знали о чукчах, которых видел Дмитрий Зырян, слышали о большой реке Колыме.

Дмитрий Зырян, он же Ерило, спутник Дежнева по скитаньям на Яне, сговорился со Стадухиным, и они сообща приготовили морской коч.

Летом 1643 года двенадцать казаков, в числе которых были Стадухин, Зырян и Дежнев, двинулись морем на восток.

Они вошли в устье широкой реки. Это и была Колыма – водная пустыня с лебяжьими островами, прорезавшая серебряные тундры.

Здесь на протоке, названной потом Стадухинской, открыватели поставили зимовье, стали разведывать новые земли и реки, горные хребты и просторы моря.

Где передний конец моря, которое им было известно, начиная от Соловков и Мезени? Какие реки находятся на востоке?

Открыватели уже догадывались, что Алазея и Колыма расположены «не в той стороне», где побывали люди Ивана Москвитина. Для того чтобы соединиться с москвитинцами, надо было одолеть еще никем не пройденные просторы.

На Колыме стали носиться слухи о реке Погыче, на которой живут оленные люди и водятся отменные черные соболя. Загадочная Погыча находилась «за хребтом, за Камнем», но до нее можно было добежать парусным погодьем суток за трое.

С Погычей связана весьма любопытная история. Дело в том, что Погыча, как таковая, действительно существует. Эта река впадает в Берингово море, и устье ее находится западнее мыса Олюторского. Ее можно найти на старых и на наших советских картах. И тем похвальнее, что еще в 1646 году Иван Ерастов, побывавший до этого на Индигирке, предлагал идти морем на Погычу. Об этой реке он слышал от колымского князька Порочи. При этом разговор шел также и о Чендоне (Гижиге), впадающем в Охотское море. Обе эти реки находятся гораздо южнее Анадыря.

Ерастов виделся с Порочей в 1642 году. К чести Ивана Ерастова, он уже тогда сообразил, что от Индигирки до Погычи можно пройти морем и таким образом достичь той «стороны», к югу от которой уже находились люди Москвитина.

Вот что пишет о Погыче такой сведущий историк, как профессор С. В. Бахрушин:

«Миллер ошибочно считал Погычу за другое название Анадыря. (Ежем. соч., 1758, янв., стр. 15). Его ошибку повторяют позднейшие исследователи…»[149].

А. В. Ефимов, отнимая у Ивана Родионова Ерастова право на то, что он и его спутники «отведали ныне новую землю» – Погычу‑реку, писал в 1948 году:

«Дело в том, что Погычей называлась не та река, которая сейчас так именуется. Для той поры Погыча – это совершенно неопределенное географическое понятие»[150].

Нет, я решительно на стороне пытливого Ивана Ерастова и его советчика, князьца Порочи!

В том же 1646 году, когда Ерастов так настойчиво просился на Погычу, другой князец, по имени Чюна, привел отряд Семена Шелковника на реку Охоту.

Так шло наступление на берег Тихого океана, начатое Иваном Москвитиным.

Колымские и охотские князьцы неплохо знали реки, текущие в «другое море», и указывали на Погычу, Гижигу, Охоту как раз тогда, когда русским надо было замыкать звено вокруг исполинского «Камня», омываемого двумя морями.

Вести о подлинной Погыче пришли впервые с «Охотской стороны», и ее стали искать и со стороны Колымы, еще не зная, что перед Погычей находится Анадырь.

В этом вся разгадка многих недоумений.

 

Каменный пояс

 

Возможно, со слухами о Погыче связано и смутное представление об Аляске. Оно отражено в наказной памяти Михаиле Стадухину, выданной 5 июня 1647 года. Там прямо говорится, что против Погычи‑реки в море есть остров Новая Земля.

Михайло Стадухин, возвратившись в Якутск, стал рассказывать о том, что ему в свою очередь говорила «ясырная женка» Калиба. Она жила три года среди чукчей и от них слышала о большом «острове». Чукчи одним днем переезжали на эту землю. На «острове» были снежные горы, пади и «ручьи знатные».

Стадухин почему‑то поместил этот остров напротив Святого носа и устьев Яны, Индигирки и Колымы. Он объединил сказание Калибы об Аляске с уже известными сведениями о Новосибирских, Ляховских и Медвежьих островах. К тому же Михайло Стадухин считал, что эта неведомая земля есть морской «Камень», единый пояс, западный конец которого начинается напротив Новой Земли. И, конечно, невольно возникал вопрос: где же восточное окончание Каменного морского пояса?

Стадухин уверял, что на новом «острове» много моржовых лежбищ и добыча «рыбьего зуба» настолько обогащает чукчей, что они отделывают моржовой костью полозья своих нарт.

Это – указание на Аляску, ибо аляскинские эскимосы придерживались такого обычая.

Надо также учесть, в каком состоянии находился Михайло Стадухин в то время, когда излагал свои воззрения на Каменный морской пояс.

Как только Стадухин появился в Якутске, он попал в лапы немилостивого воеводы Петра Головина. Воевода посадил землепроходца «за приставы», морил его голодной смертью. Понятно, что в подобных условиях Стадухин мог поместить западный край Аляски где угодно.

Но ясырная женка Калиба говорила именно об Аляске. Все было правильно в ее рассказах, вплоть до того, что «остров» лежит против большого морского мыса. Стадухин же решил, что этот мыс не что иное, как Святой нос, около которого действительно «объявлялись» острова. Так Михайло Стадухин переместил Аляску далеко на запад.

Остальные казаки, бывшие на Колыме, уже имели какие‑то другие сведения и более правильно указывали, что Новая Земля лежит близ устья Погычи. Стадухин сам вскоре был вынужден отказаться от своего прежнего убеждения и стал искать новую морскую землю на востоке, а не в «русской» стороне – между Леной и Колымой.

 

Рядом – Большое море!

 

Смельчаки стали собираться в поход «морем вперед» – за Колыму. Вслед за Ерастовым в 1646 году устюжанин Степан Евдокимов и Лука Семенов ударили челом, чтобы им дозволили построить на Лене коч.

Из устья Колымы к востоку отправились Исайка Игнатьев Мезенец и Семен Пустозерец с семью товарищами.

Они, идя «подле Каменю двое суток парусом», летом 1646 года открыли Чаунскую губу, а следовательно, и остров Айон, а также устье реки Чаун.

Западный край «Чукотской землицы» был сыскан, и только отсутствие сведущего толмача удержало мореходов от посещения новой страны.

Тяжелые костяные топоры были привезены на Колыму после «немой» меновой торговли с чукчами в Чаунской губе, где были получены сведения о богатых моржовых лежбищах на «Большом море».

Колымские казаки, торговые и промышленные люди стали поговаривать о том, что пора бы им сложиться и начать поиски новых землиц с «рыбьим зубом», а заодно и узнать, что за новая река Погыча лежит к востоку от Колымы.

К этим разговорам прислушивался на Колыме Семен Дежнев, еще не успевший залечить стре́льную рану в голову, полученную в страшном единоборстве с юкагирским князьцом Аллаем.

Дежнев, видимо, уже тогда размышлял, где в действительности находится новый остров или Новая Земля, и решительно отвергал мнения Стадухина, что впоследствии и отразил в своих отписках. К тому же со Стадухиным у Дежнева уже были какие‑то старые счеты, столь омрачившие их отношения в дальнейшем.

Когда мирской притеснитель якутский воевода Петр Головин был сменен Василием Пушкиным, новый начальник края выпустил Стадухина из‑под стражи, произвел в десятники и разрешил ему начать сборы на Погычу‑реку.

Стадухин уже ни о каком Святом носе не вспоминал, а все надежды связывал с Северо‑Востоком.

В то время в Якутск вернулся из своего блистательного амурского похода Василий Поярков.

Он завершил дело первых проведывателей Амура. В 1643 году Поярков посадил своих людей на струги и сплыл по Лене до устья Алдана. Потом плыли по Учуру и покрытой шумными порогами Гонаме. Поярков перешел на лыжах и нартах Становой хребет, открыл устья Зеи, Сунгари, Уссури, миновал владения людей, одетых в рыбьи кожи, и, наконец, увидел перехваченное песчаными наносами горло Амура.

Именно об этой «кошке» и говорил когда‑то Нехорошко Колобов.

В земле великих топей и высокого камыша Василий Поярков поставил зимовье, а весною стал своим уменьем сколачивать морские суда.

Он выплыл в бурную Ламу, светившуюся запоздалыми льдинами, и двенадцать недель странствовал в грозном море.

Мореходов заносило к какому‑то большому острову. (Трудно сказать, что за морс<


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.