Скитания Иоганна Шильтбергера — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Скитания Иоганна Шильтбергера

2021-01-30 242
Скитания Иоганна Шильтбергера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В то время, когда кастильские послы ехали ко двору Тамерлана, на службе у Железного Хромца находился пленник – баварский солдат Иоганн (Ганс) Шильтбергер, родом из окрестностей Фрейзинга. Было Шильтбергеру тогда не более двадцати пяти лет от роду.

Свою страдную воинскую жизнь он начал еще подростком, оруженосцем, когда попал в плен к турецкому султану Баязиду и под его знаменами ходил в Египет.

Заметим попутно, что в Египте баварец мог слышать чистейшую тюркскую речь и встречать кыпчаков, татар, а также грузин, черкесов и армян. Это были мамелюки, военнопленные с Кавказа и из стран Азии; среди них находились и отдельные русские. Достаточно известно, что в Каире жили тогда и представители племен, населявших низовья Дона[59].

Тамерлан, разгромивший Баязида в битве при Ангоре (1402), увез своего пленника с собой на носилках с решетчатыми стенами и кровлей.

Баварский солдат Иоганн Шильтбергер по июльскому зною последовал за своим новым повелителем.

Так немецкий оруженосец попал в Самарканд. Он пережил Тамерлана и после его смерти попал в Герат, к сыну Тимурову, Шах‑Руху – тому, что отправлял впоследствии своих послов в шелковый Китай, так и не завоеванный Железным Хромцом.

Шильтбергер служил сыновьям Тамерлана, жил и у его внука Абубекра, владевшего Персией и Арменией.

При Абубекре тогда находился беглый ордынский царевич Чекре, еще надеявшийся на то, что он взойдет на престол Сарая.

Всесильный золотоордынский временщик Едигей, сменявший ханов чаще, чем свои сапоги из цветного сафьяна, позвал Чекре к себе.

Незадолго до этого Едигей вначале снарядил посольство в Москву, а потом внезапно нагрянул под ее стены и ушел лишь тогда, когда от него откупились.

Седобородый темник разорил Русь от предместий Москвы до Дона, от Рязани до Белоозера и Галича‑Мерского и угнал в Орду связанных русских пленников – нижегородцев, дмитровцев, юрьевцев, ростовцев, верейцев…

Там их и встретил Шильтбергер.

После 1408 года он с четырьмя товарищами из числа пленных европейцев отправился в далекий путь. Шестьсот всадников сопровождали Чекре и Едигеевых послов «в Великую или Белую Татарию».

Шильтбергер и его товарищи по плену видели сады Грузии, Железные ворота и Астрахань, разрушенную набегом Тамерлана.

Пятеро спутников Шильтбергера, выходцев из Западной Европы, понимали, что разорение Астрахани надолго закрывало путь для товаров из Индии к устью Дона, а оттуда – в Венецию. В Сарае тоже были видны следы разрушения, причиненного полчищами Тимура. Завоевав Индию, Тимур ударил по узлам торговых дорог, ведущих из Индостана к Каспию, Черному и Азовскому морям.

Из Сарая дорога Чекре и Шильтбергера проходила, по‑видимому, на Яик, а затем на теперешние казахские степи, Сырдарью и Ургенч. Едигеев улус в те годы находился в десяти днях езды от Хорезма.

Отряд Чекре нашел Едигея где‑то «в полях». Приезжие узнали, что беспокойный старец собрал людей для похода в страну Сибирь. Беглый царевич присоединился к Едигею, и они двинулись в путь, к Сибирскому юрту.

Два месяца ехал Шильтбергер с Едигеем и Чекре.

Баварец потом поведал, что в стране Сибирь есть «гора Арбус», протянулась она на тридцать два дня пути. За горой простирается пустыня. Она доходит до края света. Пустыня страшна зверями и гадами, и человек не может жить в ней. Ее еще никто не отважился пройти. На горе Арбус обитают дикие волосатые люди, питающиеся листьями и травой. Так уверял Шильтбергер.

Владетель страны Сибирь подарил Едигею двух человек из волосатого племени – мужчину и женщину, пойманных на горе Арбус, а также двух диких коней. Лошади эти водились тоже на горе Арбус.

В стране Сибирь есть большие, ростом с ослов, собаки. Их зимой запрягают в сани, а летом – в повозки.

Затем Иоганн Шильтбергер упоминал уйгуров, молящихся на изображения Христа, описывал погребальный обычаи племен страны Сибирь и замечал, что там вовсе не едят хлеба, сеют же одно просо.

«В стране этой и при всем этом я был сам и все видел собственными глазами, когда находился при вышеупомянутом королевском сыне по имени Чекра», – заключал баварский оруженосец[60].

Но что это за «гора Арбус», где, возможно, побывал Шильтбергер, сопровождавший Едигея и ордынского царевича в их походе в Сибирь и соседние области?

Ответа на этот вопрос исследователи не давали. Урал, Алтай, горные цепи Восточной Сибири? Нет, это все не то.

Прочитав отрывок из записок Шильтбергера, перебрав в памяти многое, я вспомнил: ведь мне самому не раз доводилось читать о «горе Арбус», когда я изучал историю первого похода Н. М. Пржевальского в Центральную Азию.

«Гора Арбус» – горный хребет Арбус‑ула. Он простирается между Ордосом, окаймленным северной лукой Желтой реки, и пустыней Ала‑Шань. Оттуда было недалеко и до цветущих садов Китая, двенадцатиярусных башен области Гань‑су. За хребтом Арбус‑ула действительно лежит безжизненная пустыня. К этим горам примыкают страшные пески Кузипчи. По поверью степных племен, вершина Арбус‑ула служила вместо наковальни сказочному кузнецу, состоявшему при Чингисхане.

Трудно сказать, что влекло Едигея и Чекре на Желтую реку.

«По покорению Сибири Едигей и Чекре вступили в Болгарию, которая ими также была завоевана», – обмолвился Шильтбергер[61]. Он пробыл еще долгое время у Едигея и Чекре, причем так и неясно, кому из них он принадлежал как пленник.

Неизвестно также, что делал Чекре после похода на булгар.

Долго ли держался он в Волжском Булгаре? В первой четверти XV столетия там были выбиты монеты с именем Чекре. Возможно, что Чекре царил одно время в Казани, и баварец находился при дворе этого недолгого властителя Булгарии.

Когда же Чекре погиб в борьбе с одним из сыновей Тохтамыша, баварец попал в руки Маншука, недавнего советника Чекре.

Этот Маншук метался, стараясь пробраться в Крым, где к тому времени старый Едигей успел основать отдельное ханство. Каффа давно не давала Едигею покоя. Он побывал под ее тройными стенами еще в конце XIV столетия.

Едигей, овладев Крымом, сам смог давать приют своим старым друзьям вроде Маншука.

Баварец доехал вместе с Маншуком до Черного моря.

Шильтбергеру удалось сбежать от своего последнего хозяина и покровителя. Это произошло в Мингрелии, куда Маншук пришел из Каффы через теперешнюю Абхазию.

Скитания Шильтбергера воистину удивительны!

Он упоминал, что на пути к родному Мюнхену побывал в Батуме, Константинополе, Килии, Аккермане, Лемберге (Львове), Кракове, Бреславле (Вроцлаве), Регенсбурге, Фрейзинге и на родину возвратился в 1427 году.

Считают, что лет десять Шильтбергер прожил при дворе герцогов Баварских и умер около 1440 года, возможно в Фобурге. Кто‑то записал его рассказы о тридцатилетних странствиях по трем частям света[62].

Если бы Шильтбергер был более образованным человеком, о многом он рассказал бы по‑другому.

Кто заполнит белые пятна его нехитрого повествования и проследит шаг за шагом все путешествия баварского оруженосца?

Человек, видевший Тимура, спавший в кочевьях Едигея, знал мир от Сирии до Желтой реки, от Герата до Кукунора, от Египта до страны Сибири, в которую он включил и Крайний Север, где люди ездят на собаках, и область обитания уйгуров, и Восточный Туркестан, и страну, где высится дикий хребет Арбус‑ула.

Шильтбергер явно имел представление о северных пределах монгольского господства в Азии. Что же касается его упоминания о «Великой или Белой Татарии», откуда он отправился в Сибирь, то он, вероятно, имел в виду Белую Орду. Едигей был выходцем из этой Орды, кочевавшей между Волгой и Сырдарьей.

Жестоко обучали географии русский народ монгольские ханы, темники и баскаки! Наши пращуры были в неволе и у Тохтамыша и у Едигея, когда оба они скитались по великим просторам – от Каффы до Сибири и Моголистана.

Русские летописцы под 1406 годом сообщили: «Тое же зимы царь Шадибек уби Тохтамыша в Сиборской земле» (Софийская вторая летопись).

Здесь нужна небольшая поправка: убийцей Тохтамьь ша был его заклятый враг Едигей.

В другой летописи земля названа вполне точно «Сибирской».

Это первое упоминание о Сибири в старинных русских источниках. Составители летописей были осведомлены о Сибири более, чем Шильтбергер, узнали о ней ранее баварского оруженосца.

Место гибели Тохтамыша приурочивали к Тюмени, но, разумеется, не к городу, основанному много позднее, а к сибирской реке того же названия, где в те времена стоял татарский город Чинги‑Тура.

 

Медное зеркало Борджиа

 

Современницей Тимура, Тохтамыша, Едигея, Шильтбергера и Семена Суздальского была так называемая «Карта Стефана Борджиа».

Подлинник ее был создан в 1405–1410 годах и лишь лет через четыреста попал в руки Борджиа.

Этот кардинал был страстным собирателем древностей. Владея домашним музеем в Веллетри, что в Римской области, он продавал свое имущество, вплоть до столового серебра, и ел из оловянных тарелок только ради того, чтобы купить очередной свиток, рукопись или картину.

Он был секретарем Конгрегации пропаганды веры – Управления зарубежными делами Ватикана. Отправляя миссионеров в страны Азии, Борджиа приказывал им собирать редкости для музея в Веллетри.

Неизвестно, сколько кубков, чаш и блюд из серебра ушло на приобретение «Карты», но в 1788 или 1797 году (источники указывают срок по‑разному) старый кардинал с увлечением рассматривал доставленное ему изображение мира.

Он приказал своему племяннику Камиллу Борджиа изготовить медный круг и перенести на него редкостный чертеж начала XV века.

Внутри круга диаметром в два фута среди причудливых начертаний морей, рек и гор были расположены надписи и чудесные рисунки.

Первый составитель Борджиевой карты обозначил Россию и Тартарию рядом с Пруссией. В просторах Азии он показал озеро Иссык‑Куль, а к западу от него – Ургенч.

Лучники, бьющиеся со всадниками, азиаты в остроконечных шапках, шатры кочевников и их четырехколесные кибитки, верблюжьи караваны – всему этому было тесно на светлой поверхности Борджиева круга.

Вот изображения всадника верхом на олене, полярного сокола, белого медведя, лося… Они в какой‑то мере относятся к нашей стране.

В медном зеркале Стефана Борджиа отразились представления о мире, сложившиеся к началу XV столетия. Сведения круглой карты созвучны простым рассказам Шильтбергера, а изображения на ней созданы как будто нарочно для книги баварского оруженосца.

Иоганн Шильтбергер при остатке дней своих, по мнению исследователей, читал дневник путешествия кастильского рыцаря Руй Гонсалеса да Клавихо и записки Марко Поло. Эти сочинения могли быть вполне доступны Шильтбергеру, если он находился при дворе герцогов Баварских.

Недавний посол к Тамерлану, Клавихо был в то время еще жив и находился в Мадриде.

Полную возможность ознакомиться с книгой Клавихо имел и бургундский кавалер Гильберт де Ланнуа, посетивший Испанию в 1410 году.

 

Современник Жанны д’ Арк

 

Рыцарь Гильберт де Ланнуа родился во Фландрии, принадлежавшей герцогу Бургундскому, где на реке Слёйсе стоял родовой замок Ланнуа.

Начертав на своем гербе слова: «Для спасения души», Гильберт де Ланнуа в 1399 году начал воинские походы, богомольные путешествия и посольские поездки. Перед посещением Испании он успел побывать впервые в Палестине, затем воевал под знаменем Иоанна Бесстрашного, герцога Бургундского.

Посетив Мадрид, де Ланнуа получил возможность увеличить там свои познания за счет сведений Клавихо, касающихся пути к Каффе, что впоследствии весьма пригодилось бургундскому кавалеру.

В то время образованная Франция уже читала свитки сочинения Пьера д’Айи, астролога и епископа в Камбрэ, знавшего не только о Понте и Танаисе, но и о безграничных просторах Монгольской державы.

О татарах, русских и других обитателях Северо‑Востока де Ланнуа был наслышан задолго до первого путешествия туда.

Еще при жизни Иоанна Бесстрашного де Ланнуа собрался в далекий путь. В красных штанах в обтяжку, в коротком камзоле с разрезными зубчатыми рукавами, спускавшимися ниже колен, со щитом, на котором были написаны слова о спасении души, появился он на берегах прохладного янтарного моря.

В мариенбургском замке великого магистра Тевтонского Ордена де Ланнуа предложил немецким рыцарям свой меч. Они воевали тогда с Владиславом польским и одним из князей Поморья. В те годы на стороне поляков находился Джелал‑ад‑дин, или Зелени‑салтан, сын Тохтамыша.

Побывав в Поморье, изящный бургундский рыцарь направился в Новгород, где пробыл девять дней, затем в Псков, а оттуда проехал в сильно укрепленный замок Динабург на Западной Двине.

В цветущем городе на Волхове де Ланнуа мог видеть отчаянных новгородских мореходов, лишь недавно вернувшихся из похода «на мурманы» в составе заволочской флотилии. Он не оставил без внимания богатства Новгорода Великого – югорских соболей, голубых песцов, шкур белых медведей. Но о мехах Севера, привезенных им из Новгорода, он рассказал в другом месте, когда описывал свое второе путешествие к полякам, литовцам и татарам. Вильна, куда прибыл Ланнуа, показалась ему длинным и узким городом, как бы сползающим с песчаной горы, на которой высился княжеский замок.

«Герцог» литовский Витовт принимал там гостей, поднимая в их честь огромный турий рог в золотой оправе. «Рог Гедимина» в свое время видел и Тохтамыш, когда он укрывался от Тамерлана за стенами Вильны.

К Вильне вели дороги из дальних стран. Однажды Витовт где‑то возле Азова захватил целый улус монголов. Этих пришельцев из глубин Азии он поселил в окрестностях своей столицы, вместе с пленными мусульманами. Татары занимались земледелием, жили в особых селах и совершали свои «сарацинские обряды». Де Ланнуа встречал много татар в Троках – былой столице Литвы. Там он посетил зверинец, где видел наряду со зверями Севера диких лошадей, пойманных в азиатских степях.

От внимания де Ланнуа не укрылось, что в великом княжестве Литовском звучала русская речь, жило много русских людей.

Рыцарь с зубчатыми рукавами вернулся из холодной Сарматии к себе на родину и сразу же попал в пекло битвы при Азенкуре (1415 год).

Увязая в размытых дождями пашнях у дороги в Калэ, де Ланнуа бился с лучниками английского короля Генриха Пятого. Бургундский кавалер попал в плен и лишь случайно избежал кровавой расправы; узкие улички села Мезонсель были залиты кровью нескольких тысяч французских пленных, перебитых британцами.

Вскоре судьба забросила де Ланнуа в дикие вересняки Корнуэльса и горы, овеваемые ветрами Атлантики. Ему ничего не оставалось делать, как делиться с герцогом Корнуэльским свежими воспоминаниями об узкоглазых монголах, золоченых куполах Новгорода Великого, диких конях, белых медведях и светлых ночах русского Севера.

Но рыцаря выкупили французы, отдав за него тысячу двести золотых и боевого коня. Богомольный де Ланнуа поспешил отправиться на поклонение мощам святого Патрикия, после чего поспешил домой.

Вскоре наш путешественник был назначен губернатором пограничной области Эклюз и стал сторожить проходы в Юрских горах.

В то время Бургундией правил Филипп Добрый. Генрих Пятый английский, втоптавший французских рыцарей в кровавую грязь на полях Азенкура, взявший затем Руан и Париж, сблизился с властителем Бургундии.

Ланнуа начал служить англо‑французскому королю и своему бургундскому повелителю.

В 1421 году вечный странник вновь собрался в далекий путь. Ему поручили посетить польского короля, князя литовского, валахского владетеля, греческого императора.

Подобрав зубчатые рукава, рыцарь де Ланнуа шагал по улицам Данцига, отыскивая дом, где находился Михаил Кухмейстер, великий магистр Тевтонского ордена, считавшийся покровителем Ганзы – знаменитого торгового союза.

Данцигу подчинялась ганзейская торговля в Лифляндии, Эстляндии, Пруссии и на острове Готланд. С «Готского берега» купцы издревле ходили в Новгород, как и новгородцы плавали к Висби.

Ганзейцы обогащались от вывоза соболей, бобров и горностаев, воска, меда и кож из Новгорода в Брюгге, на родину де Ланнуа. Все то, что ложилось на весы в новгородском подворье Петерсгоф, вскоре оказывалось на торговых складах Фландрии.

В беседах с великим магистром посол из Парижа, как и в первый свой приезд, не мог оставить в стороне вопросы торговли с Севером и Востоком.

Затем крепкий миланский панцирь де Ланнуа видели в Лемберге (Львове), где жили выходцы из Армении, возившие свои товары в Каффу и Константинополь и хранившие воспоминания о поездках в Индию и Египет.

Армянские купцы вывозили из Руси меха, а их лари в Москве ломились от жемчуга, индиго и благовонных товаров Востока.

Предки этих людей были рассеяны по лицу земли плетями монголо‑татар. Золотая Орда поселила армян в Сарае, Астрахани, Нижнем.

Армяне не раз восставали против татар в самой Золотой Орде и Волжской Булгарии. Усмирив восставших, победители гнали своих пленников в Каффу, былую Тмутаракань и Судак.

Эти переселенцы, как и русские люди, проходили огромный путь от Каракорума и Пекина до тройного ряда стен Каффы.

Из Львова де Ланнуа ездил за пятьдесят миль в Каменец, тоже город восточной торговли, где в 1421 году находился Витовт литовский со своим двором.

Заезжий рыцарь видел там «сарацинского князя Татарии», вероятнее всего – царевича Бетсабула. Витовт, призвав царевича в Вильну, возложил на него знаки ханской власти и объявил Бетсабула властителем Дешт‑и‑Кыпчака. Но царевич вскоре после этого был убит одним из сыновей Тохтамыша.

Тут мы снова встречаемся с коварным и беспокойным Едигеем. Рассказывая о приключениях Шильтбергера, мы упоминали о том, что золотоордынский Кощей перебрался в Крым. Его, по существу, прогнал туда Зелени‑салтан.

В 1421 году де Ланнуа вдруг загорелся желанием ехать с подарками Витовта к Едигею. Года за четыре до этого старый ордынский бродяга, вдосталь наиздевавшийся когда‑то над Витовтом перед битвой на берегах Ворсклы, помирился с князем литовским и отправил к нему послов.

Пока бургундский рыцарь собирался в путь, к литовскому двору прибыли представители Новгорода и Пскова. В связи с этим де Ланнуа написал в своих дорожных заметках, что новгородцы и псковичи привезли Витовту восточный шелк, шкуры куниц, дорогие шубы, меховые шапки и «зубы рыбьи куракские».

Последнее название связано с двинским Севером – с Куростровом, Курцевом и Подракурьем, из которых образовались Холмогоры. В начале XV века они уже упоминались как города в летописях.

В Холмогоры свозили тюлений и моржовый жир с Мезени, кость и пушнину с Печоры и из Югры. Эти товары шли на Русь, занимали большое место в торговле с Ганзой.

Первая четверть XV столетия на Севере отмечена борьбой москвичей и вятчан с заволочекими новгородцами.

Были и такие смелые предприятия, как поход с Северной Двины на Каму, когда «задними водами» было послано полтораста речных судов с целью смирить князей Булгарии и распространить московскую власть от Поморья до закамских стран.

В 1411 году двинской воевода Яков Стефанович повоевал «мурман» и как ни в чем не бывало вернулся в Заволочье из Скандинавии с богатой добычей.

Через восемь лет заволочане дали отпор «мурманам», когда «мурманский» отряд в пятьсот человек на бусах и шнеках прорвался в русские владения сквозь горло Белого моря. Пришельцы были разбиты, две шнеки пущены ко дну.

В 1410 году на двинском взморье, у Подужемского устья вырос Никольский Корельский монастырь. Этот морской Никола, одиноко стороживший пустынные просторы, был путеводным маяком поморов и бельмом на глазу у иноземных пиратов. В набег 1419 года «мурманы» разорили эту беломорскую обитель, и она не скоро поднялась из развалин.

В летописях XV века среди новгородских владений на Севере перечисляются погост Корельский на Варзуге, монастырь святого Николы, Нёнокса, Конечный погост, Яковля Курья, Ондреянов берег, Кигостров, Чиглоним, Кярь‑остров.

Оттуда в Новгород и Псков и привозили наравне с мехами «зубы рыбьи куракские», которые де Ланнуа видел среди подарков, поднесенных Витовту гостями из Руси.

Витовт щедро одарил своего неожиданного посла к Едигею. Бургундец получил «русские мешки», – вероятно, переметные сумы, дорогую восточную монету, что носили на шее, татарский саадак с колчаном и стрелами и, наконец… вышитые русские рукавицы! Их подарила великая княгиня Московская, гостившая при дворе Витовта, своего отца.

Герой битвы при Азенкуре взял с собой три грамоты Витовта на русском и татарском языке и на латыни. Русские, волохи и татары были отправлены для сопровождения де Ланнуа в долгой дороге через Подолию, Валахию и Дикое поле.

Де Ланнуа пишет, что он был во «втором Каменце», принадлежавшем Витовту, затем видел правителя Малой Валахии, от которого получил подмогу для проезда в порт Монкастро.

Монкастро – это будущий Аккерман. Тиверцы и угличи называли его Белгородом. Город перебывал в руках финикиян, даков и римлян, антов и половцев, пока его не облюбовали генуэзцы. Оттуда они выдвинули свои замки в глубь Молдавии – к Бендерам и Сороке.

Заполняя белые пятна в повествовании бургундского рыцаря, расскажем о том, что он узнал насчет генуэзской торговли в Белгороде, связанном деловыми узами с Вильной и Каффой.

От Витовта в Каменце де Ланнуа получил сведения, что Литва старается выйти к Черному морю, занимает Дикое поле. Черный город и Качукленов (Очаков и Одесса) уже были под властью Витовта.

Там стояли замки, возведенные Витовтом. Бойницы их были обращены в сторону Черного моря.

Из Подолии, откуда двигался де Ланнуа, в Крым тянулся Королевский шлях, приводивший путника к Перекопу.

Генуэзцы, валахи и армяне, населявшие Белгород (Аккерман), мирно спали, когда наш путешественник поздней ночью подъезжал к городу. У самых ворот Аккермана на де Ланнуа напали разбойники.

Они сорвали с рыцаря парижский камзол с верхними зубчатыми рукавами, пояс и, звеня его дорогим миланским панцирем, скрылись в ночной темноте.

До рассвета пробыл несчастный посол привязанным к дереву, пока его не освободила городская стража.

Утром он уже осматривал город, стоявший на высоком берегу Овидиева озера.

Зеркало Днестровского лимана разрезали генуэзские галеры. Дома из белого известняка были окружены высоким земляным валом.

Исполинской крепости и цитадели в Белгороде тогда еще не было; их построили лет через пятнадцать после приезда бургундца в это гнездо генуэзцев.

Изучив белгородскую торговлю, де Ланнуа двинулся дальше. Восемнадцать дней он ехал через степи Татарии, остановился у Днепра и нашел там какого‑то «татарского князя» Жамбо. В те времена на днепровском Таванском перевозе стояла таможенная застава, где досматривались товары, идущие в сторону Крыма из Руси и Литвы. Об этой заставе де Ланнуа ничего не говорит: возможно, он ехал южнее ее.

Через Днепр он переправлялся на однодеревных лодках. В проводниках у рыцаря был какой‑то «татарин Грзоилос».

Вскоре странствующий рыцарь шел по огромному и богатому городу Солкату, где он надеялся представиться Едигею.

Этот город мы теперь называем Старым Крымом. Солкат стоял в широкой долине, сплошь покрытой луговыми цветами, окруженный крепкими стенами. Солкатские эмиры зависели от Золотой Орды. Во время бесконечных смут в крымский город бегали золотоордынцы, спасаясь здесь от недругов и соперников в борьбе за шаткий трон Сарая.

Татары считали, что в Солкате находится могила Мамая. Город был так обширен, что всадник на хорошем коне едва мог объехать улицы Солката в течение половины дня.

 

Окно в Египет

 

Де Ланнуа, бывавший в Египте, ничего не говорил о знаменитой мечети Бибарса в Солкате. А ведь в этом, пожалуй, вся суть.

Бибарс Первый, султан египетский, выходец из Дешт‑и‑Кыпчака, по согласию с Золотой Ордой, построил в Солкате великолепную мечеть, украшенную мрамором и порфиром.

Солкат – окно в Египет! Из Солката в страну пирамид везли белых северных соколов и кречетов, седые и черные меха Булгара и Югры.

В свою очередь мамелюкские посольства в Золотую Орду не могли миновать шумного Солката. Обмен посольствами обогащал золотоордынцев сведениями о Китае и Индии, ибо мамелюки не раз посылали туда своих представителей.

Де Ланнуа узнал, что Едигея уже нет в живых: в тот год, когда Едигей помирился с Витовтом, неугомонный эмир был убит одним из тохтамышичей близ Сарайчика‑на‑Яике.

Так кончил свои дни «лукавый и злохитрый» старый смутьян, ездивший когда‑то с Чекре и Шильтбергером в страну Сибирь, к подножию Арбус‑ула.

К востоку от Солката раскинулась цветущая Каффа, где генуэзские консулы утверждали свои гербы на стенах мощных башен. В зелени садов звенели фонтаны. Загорелый в дороге киевлянин, приведший в Каффу караван с пушниной, утолял жажду у источника, струившегося из пасти медного дракона. В Каффе де Ланнуа ждал прихода венецианских галер из устья Дона.

Генуэзцы владели соседним Судаком (называвшимся еще Солдайей, а по‑русски – Сурожем), а также Отузом, Калиерой и другими городами Черноморья. Связки соболей и горностаевые меха привозили сюда от устья Дона.

Знал ли де Ланнуа о Куликовской битве?

Не прошло и половины века с того дня, когда Мамай выставил против русских ратей не только татар, но и панцирный строй крымских итальянцев. На Куликовом поле, видимо, были также и египетские мамелюки.

В Солкате, Каффе и Тане в 1421 году могли еще жить свидетели великой битвы, в которой сверкали сирийские кинжалы, фряжские и египетские шлемы и золоченые доспехи генуэзцев.

В те годы шла ожесточенная борьба за Черное море, Волгу и Дон.

В Каффе и Тане бывал генуэзский пират Луккино Тариго.

Я уже рассказывал, как он собрал отряд, переволокся с Дона на Волгу и пустился по ней, грабя речные караваны с восточным шелком и северными товарами.

В Каффе на склонах горы Тете‑Оба незадолго до приезда туда де Ланнуа жил учитель латинского языка А. Альфиери, изучавший Каффу, ее связи с дальними странами.

В 1421 году его рукопись была издана книгопродавцем Черутти в Генуе. К тому времени в Италии появились пергаментные карты с изображениями белых медведей и русских телег.

Флорентиец Горо Дати, государственный муж, астролог и поэт, воспевал в своих октавах горы Великой Азии, страну холода и обитающих в ней татар. Он упоминал также большую реку, несущую свои воды сквозь всю страну холода к соленому морю.

Река эта верховьями своими касалась «Земли шелковичного червя». Так Горо Дати называл Китай. Какую реку он имел в виду – трудно сказать. Поэт оговаривал, что река эта зимой замерзает. Такие слухи о дальних странах исходили из Каффы и Таны.

Мореходы, прибывшие на галерах с Танаиса, могли описать бургундскому рыцарю подробно весь привычный путь от устья Дона до Китая. Вот как он проходил.

С Таны до Астрахани купцы ехали на русских крытых телегах или арбах, потом плыли Волгой до Сарая. Оттуда верблюжьи караваны, качая горбами, брели до Ургенча и Отрара, где умер Тимур. С Сырдарьи торговцы пробирались в Алмалык, в долину Или, оттуда двигались к Лобнору. Преодолев Гоби, путники направлялись к излучине Желтой реки. От нее до столицы Китая караваны шли в течение одного с небольшим месяца.

Если Шильтбергер с Едигеем действительно побывали в Ордосе, то они пользовались частью этого Великого доно‑азийского пути, возможно от Сырдарьи до Хуанхэ.

Гильберт де Лаинуа приплыл из Каффы в Царьград. Он вручил «старому императору Мануилу» и его сыну Иоанну мирные грамоты королей Англии и Франции. Рыцарь встретился также с послами папы Римского – кардиналом де Сент‑Анжем и генералом ордена францисканцев Антоном Массано. Монахи‑францисканцы часто посещали Каффу.

 

Хожение Зосимы

 

В Царьграде при де Ланнуа побывал русский человек.

Зосима, иеродиакон Троице‑Сергиевской лавры, посетил Царьград дважды – в 1414 и 1420–1421 годах.

Впервые Зосима ездил к Мануилу по такому поводу. Владыка Византии уже предчувствовал закат своей державы и надеялся лишь на помощь из Москвы. Лишенный средств для содержания государства и войска, он сидел у Босфора и ждал погоды.

Великий князь Московский помог Палеологу и послал ему денег. Серебряный груз был отправлен в 1389 году с митрополитом Пименом, впервые проплывшим по Дону до моря и встретившим генуэзцев и венецианцев.

Получив московское серебро, Мануил захотел упрочить связи с богатым и могущественным соседом: Палеолог решил женить своего сына Иоанна на дочери великого князя. В 1414 году Зосима сопровождал внучку Дмитрия Донского в Царьград.

Зосима пошел от Троицы‑Сергия к Киеву. Потом он смело углубился в «поле Татарское» и вскоре увидел привольный Днестр. Зосима ранее бургундского рыцаря успел побывать в Белгороде и осмотреть «Овидиево озеро».

Он упоминал о «фонаре» в устье Днестра, где было главное корабельное пристанище. Это высокий маяк, построенный генуэзцами в порту Белгорода.

Прибыв в Царьград и прожив там «половину зимы и одно лето», Зосима еще мог застать де Ланнуа при дворе Мануила.

Русский путешественник был весьма любознателен.

Разглядывая изваяние императора Юстиниана, Зосима отметил, что перед византийским властелином стоят изображения сарацинских царей, держащих в руках дань. «Столп» близ Студитского монастыря, как говорил Зосима, был «весь подписан что на свете есть».

Из Царьграда иеродиакон ездил в Палестину, где «подъях раны довольны от злых Арапов». На Мертвом море он едва не был убит.

Путник побывал на «Египетской дороге». В Палестине Зосима видел несториан, слышал о мамелюкском султане Египта – не в пример де Ланнуа, как воды в рот набравшему относительно египетских дел.

Зосима смело перенес название лукоморья с югорского Севера на морские окрестности Родоса, когда писал о встречах с крестоносными рыцарями. Зимуя в Царьграде, он продолжал писать свои заметки[63].

С путешествием Зосимы в Царьград совпало появление на Руси одного из списков «Сказания об Индейском царстве».

«В лето 6929 (1421. – С. М.) сказание об Индейском… (Пропуск. – С. М.) Царь Мануил греческий послал посла своего во Индейскую землю, к царю Иоанну Индейскому и послал ему дары честные царские» – так начинался список, включенный в сборник № 2072 из собрания А. С. Уварова[64].

Речь шла здесь не о том Мануиле, которого видели Зосима и де Ланнуа, а о Мануиле Первом, царствовавшем в Византии в 1143–1180 годах.

Дело было так. В 1165 году папа Александр Третий и ряд европейских властителей, в том числе и Мануил, получили подложное письмо от Иоанна – воображаемого христианского повелителя «Трех Индий». Через двенадцать лет магистр Филипп искал от имени Ватикана страну, где царил пресвитер Иоанн.

Мануилу тоже приписывали попытки найти заповедное христианское царство в Азии. Сказание, сложившееся в Византии, говорило, что посол Мануила достиг владений Иоанна.

Зосима и де Ланнуа могли лицом к лицу столкнуться и в Царьграде и в древнем Иерусалиме, ибо их путешествия туда были совершены в одно и то же время.

Из Палестины бургундский аргонавт в поисках золотого руна проехал в Египет, где царствовала вторая династия мамелюков – Борджитов. Следы де Ланнуа теряются среди розовых садов предместий Каира, где проводили время султаны. Там когда‑то при дворе мамелюков служил лекарь Жан Бургундский, который дальше Египта никогда не ездил. Страну «попа Иоанна» он открывал, сидя в Каире!

В Западную Европу рыцарь‑скиталец де Ланнуа вернулся, очевидно, только в 1423 году. Он преподнес свое сочинение в трех списках Филиппу Доброму, герцогу Бургундскому, и английскому королю‑ребенку Генриху Шестому.

Так в Париже, Дижоне и Лондоне узнали о бесконечных скитаниях де Ланнуа.

Филипп Добрый не забыл заслуг своего подданного. Когда бургундский герцог учредил орден Золотого Руна, в том же году де Ланнуа был вручен один из первых знаков этого ордена.

Прошло еще десять лет, и мы видим рыцаря Гильберта в числе участников Базельского собора, на котором обсуждался вопрос об изучении Руси и Литвы и уже собирались сведения об этих странах. В таком случае де Ланнуа сказал там свое слово.

Кавалер со знаком Золотого Руна и с золотоордынской гривной на шее находился во Франции в тот год, когда английские латники, отвратив лица от жаркого пламени, концами длинных пик подвигали еще не сгоревшие поленья под ноги Жанны д’Арк.

В 1450 году бывший посол к Едигею ездил зачем‑то в Рим. Лет за пять до этого он вновь посетил Палестину и, надо полагать, Константинополь, еще не захваченный турками.

«При римском дворе с напряжением следили за отважными экспедициями и войнами, отличавшимися жаждою приключений», – пишет о тех годах историк Г. Фойгт[65].

Ватикану имело смысл выслушать воспоминания де Ланнуа о его пребывании у ворот богатой Московии, как имело смысл записывать рассказ веронского монаха, только что вернувшегося с верховьев Дона и высланного оттуда неучтивыми московитами.

Апостолический секретарь Поджио Браччиолини выправил и напечатал в то время отчет венецианца Никколо де Конти, обошедшего Юго‑Восточную Азию, скитавшегося по Индии, Цейлону и Индокитаю.

Среди осведомителей папского двора в те годы был и русский митрополит Исидор, царьградец по происхождению. Бежав из Чудова монастыря в Литву, он перебрался в Рим, а затем странствовал по Италии и Испании. Экспедиция, посланная папой около 1445 года на северо‑восток Руси, вероятнее всего, был затеяна Исидором.

Под конец жизни рыцарь Гильберт де Ланнуа считался владетелем Санта, Виллерваля, Троншиена, Вагени и Бомона.

Местонахождение их уточнить нам не удалось.

Во Франции не менее трех Бомонов. Если речь идет о Бомоне‑на‑Жимоне, нельзя не отметить, что округ, в котором находился этот городок, называется Кастельсарразин, что значит: Сарацинская крепость. Связано ли это с временем крестовых походов, или в таком названии повинен сам де Ланнуа, столь долго бродивший по разным «сарацинским» землям?

Гильберт де Ланнуа умер в 1462 году, в преклонном возрасте. Книга о его странствиях долго не видела света.

Лишь в 1840 году Констан‑Филипп Серрюр, писатель и издатель старинных хроник и поэм Фландрии, решился взять с полки своей библиотеки рукопись современника Жанны д’Арк и передать ее одному типографщику в Монсе. Сто экземпляров книги де Ланнуа начали свою жизнь. К изданию были приложены карта и какой‑то словарь; содержание их нам неизвестно.

Для России де Ланнуа был открыт П. С. Савельевым и Ф. К. Бруном в 1850 и 1853 годах[66]. Одесский ученый Ф. К. Брун не успел заполнить многих белых пятен в сказании рыцаря Гильберта, и мы постарались сделать это, связав жизнь бургундского странника с судьбами многих других людей – его современников. Не лишним звеном в этой цепи оказался даже коварный и беспокойный Едигей.

Для историка же будет ясно, что в хранилищах Вильнюса, Варшавы, Кракова, Львова, в архивах Румынии и Молдавии, в старинных библиотеках Франции и Италии должны находиться на первый взгляд неожиданные данные о людях, проходивших мир по гигантской дуге – от Мадрида до бассейна Желтого моря. Только ради этого мы тревожили тени Шильтбергера, Едигея и рыцаря Гильберта, не забывая и о безвестных странниках из Вереи и Рязани. Монгольский волосяной аркан вел их по страшным и неведомым землям, уводя в такие пределы, о которых не имели никакого представления космографы европейских университетов.

Нам приходится в последний раз вспомнить рыцаря в камзоле с зубчатыми рукавами и вот по какому поводу.

Через десять лет после смерти де Ланнуа в Татарию и Русь спешил новый посол герцога Бургундского. Он стремился в преддверие Индии. Это был болонский монах Людовик.

 

По следам Афанасия Никитина

 

<

Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.157 с.