Упражнения по расширению поля зрения — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Упражнения по расширению поля зрения

2021-01-29 111
Упражнения по расширению поля зрения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Натали делала упражнения, при которых каждый ее глаз видел картин­ку, подобную тем, что изображены на илл. 12 и 13. Сводя или разводя глаза, она могла создавать образ третьей картинки. Это напоминает компьютерный Волшебный Глаз — игру, сравнительно недавно весьма популярную: сначала вы видите только абстрактный узор, скажем, не­большие цветные квадратики или точечки. Но, глядя на картинку, вдруг начинаете видеть портрет какой-нибудь знаменитости или, допустим, слово «любить» или «видеть». Вы никак не можете толком понять, почему вдруг начинаете видеть это — именно в это мгновение, а не в следующее: вы можете только предположить, что это как-то связано с чем-то внутри вас самих, на чем вы фокусируетесь.

185

Сознательное зрение

Упражнение, которое я сейчас опишу, работает отчасти как эти кар­тинки из Волшебного Глаза, только тут вы будете делать все более сбалансированно и целостно, и это упражнение скорее наделит вас большей силой, чем озадачит.

При близорукости разведение глаз будет первой ступенькой к обре­тению мастерства. Посмотрите за две картинки на илл. 12. Выберите точку на далеком расстоянии — скажем, в ста метрах от вас или еще дальше. Медленно вдвигайте фотографию на линию взгляда. Сосредо­точьте все внимание на удаленной точке. На какое-то время вам пока­жется, что две картинки в вашем поле зрения плывут. Вы можете уви­деть четыре таблицы, при этом средние две будут перекрываться. Ваша цель — увидеть третью картинку прямо посередине между двумя фо­тографиями. Эта картинка может казаться чуть больше и обладать большей глубиной. Это особенно относится к изображению узкой улоч­ки. Детали здания и знакомая глазная таблица (только на сей раз она — в небе) могут видеться на разной глубине. Улица может казаться длин­ной и имеющей глубину. На таблице в идеальном случае будут присут­ствовать все буквы. Здания будут казаться ближе, чем небо. Позвольте себе расслабиться и провести три-четыре минуты за созерцанием полу­ченной картинки. Затем закройте глаза ладонями и передохните.

Запишите свои впечатления. Расскажите о них другу. Если это воз­можно, пусть он делает эти упражнения и читает эту книгу вместе с вами. Обратите внимание: ваше зрение кажется другим. Способны ли вы теперь сознательно увидеть и то, что вне вас, и то, что внутри? Спустя какое-то время проделайте то же упражнение, но стоя. Как влияет эта поза на расширение вашего фокуса?

Натали и ее братец стали близорукими, живя в родительском окру­жении. Возможно, свой вклад в их миопию внес недостаток чувств в семье. Рольф, нося очки, был необычайно счастлив. Он не разделял интерес Натали к сознательному зрению. Он продолжал носить свои полностью компенсирующие очки и получал удовольствие от своей работы и модели восприятия. Натали, со своей стороны, вскоре осозна­ла, что ее терапевтические линзы, ослабленные и иные, стали для нее пропуском в мир свободы от собственных мыслей. Чем больше она

186

г

Близорукость: расширение поля зрения и фокусировка

погружалась в свои чувства, тем богаче становилась ее жизнь. Это не всегда было легко. Тем не менее сознательное зрение дало ей такой богатый опыт, что она продолжает его практиковать и по сей день.

Близорукость и дети

У Натали была дочь Кристел. В трехлетнем возрасте Кристел поставили диагноз «близорукость». Сначала в ее глазах не намерили никаких диоп­трий. Это означало, что даже при ослабленном зрении, отражавшем состояние ока разума, глаз-фотоаппарат не показывал никаких измене­ний в диоптриях, которые могли быть зафиксированы приборами. Если она смотрела телевизор, то придвинувшись к нему очень близко; как и мать, она любила книги. Натали обратила внимание, что дочка держит книжки с картинками очень близко к глазам. Поэтому, с по­мощью сочувственно настроенного врача, она стала включать принци­пы сознательного зрения в повседневную жизнь Кристел. Натали вспоминает:

«Глазной врач был замечательный. Он сообщил нам, что не собирается прописывать Кристел очки, пока у нее не проявится функциональная бли­зорукость. Он любезно объяснил нам, что это означает: она ведет себя, как близорукая, хотя на структуре ее глаз это не сказывается. Он сказал, что структурные изменения появятся позже. Врач рекомендовал мне работать с Кристел дома. Мы начали с гигиены зрения, идея которой напоминает гигиену зубов в том смысле, чтот вы каждый день уделяете какое-то время тому, чтобы позаботиться о своих глазах. Я устроила для Кристел на диване специальное место для чтения и не пожалела подушек, чтобы подпереть ей спину. Кристел научилась сидеть прямо. Над диваном я повесила стоват­тную лампу, так что книга была словно солнцем освещена. Рядом с диваном мы поставили электронные часы с таймером. Кристел разрешалось читать по двадцать минут. Когда они истекали, таймер жужжал, Кристел отклады­вала книгу и закрывала глаза ладонями на двенадцать вдохов-выдохов. Это занимало около минуты. Она повторяла ту же последовательность дейс­твий, проводя время за видеоиграми, просмотром фильмов или пластмас-

187

Сознательное зрение

совыми головоломками. Раз в день она подходила к глазной таблице с изображениями животных, которую я для нее сделала. Я убеждалась в том, что Кристел может увидеть мельчайших животных, и каждые несколько недель я печатала на принтере новую таблицу».

Кристел повезло: поскольку ее зрение составляет примерно 80% от нормы, ей не нужно носить очки. В столь юном возрасте ее требования видеть отчетливо минимальны. Глазной врач, наблюдающий ее, и бди­тельная мать — вот два человека, присутствие которых в ее жизни благотворно.

Как и взрослые, близорукие дети могут носить более слабые линзы. При этом самое главное для них —правильно сформировать свои зри­тельные привычки. Их глазам нужны частые перерывы. Надо, чтобы их глаза отдыхали, глядя вдаль; детям необходимо играть на воздухе и делать побольше физических упражнений. Солнце и свежий воздух для них полезнее всего.

Роберт Келлум говорит: «Эпидемия миопии так распространилась в конце XX века из-за развития «ядерной» модели жизни семьи. Каждая семья стала суверенной, стала жить сама по себе. Это — фовеальный взгляд на мир, при котором не обращают внимания на периферию». Решение может состоять в том, чтобы перестроить свое восприятие, «ощутив себя частью большего сообщества». Так, в маленьком городке, где я живу, все делятся друг с другом садовым инвентарем и другими инструментами. Вместо того чтобы каждому приобрести собственную газонокосилку, вся наша улица пользуется одной.

Было бы прекрасно, если бы нашу систему образования удалось перестроить так, чтобы она поощряла в детях более дальнозоркую мо­дель поведения. Только представьте, если бы близорукие дети могли обучаться не в школах, а на свежем воздухе, и учителя поощряли бы их смотреть вдаль. Возможно, распространение близорукости пошло бы на убыль, если бы на занятиях, требующих мышления и интеллектуаль­ного понимания, делался меньший акцент. Эпидемия близорукости ослабнет, если мы не будем торопиться научить детей читать.

Большинство случаев детской близорукости говорят о том, что их родителям самим следует заняться сознательным зрением. Дети насле­дуют наши недостатки. Взрослые должны сделать выбор: обращать на

188

Близорукость: расширение поля зрения и фокусировка

свои глаза внимание и видеть сознательно — или же удовлетвориться расплывчатостью и забывчивостью и видеть машинально. Что касается моих детей, то я благодарен им за то, что они указывают мне путь к сознательному зрению, ибо их влияние помогло мне заглянуть за пре­делы привычного.

 

Дальнозоркость: сосредоточение в одной точке и прояснение зрения

Большинство окулистов считает причиной дальнозоркости сжатое глазное яблоко. В таком глазу лучи света фокусируются на точке, нахо­дящейся как бы за сетчаткой, что вызывает искажения зрения. Хотя дальнозоркий человек может хорошо видеть отдаленные предметы, он неспособен сфокусироваться на объектах близких. Есть разновидность дальнозоркости, которая может считаться нормальным проявлением эволюционного развития. Скеффингтон, родоначальник поведенчес­кой оптометрии, утверждал, что немного дальнозоркости — это даже хорошо, потому что она служит «поглотителем шока» во время невзгод. С его точки зрения, если мы чрезмерно фокусируемся на том, что находится прямо перед нами, малая толика дальнозоркости поможет нам не впасть в близорукость.

Можно отнестись к дальнозоркости как к посланию, призывающему нас к сознательному зрению. Цель наша — в том, чтобы в нашем вос­приятии дальнозоркости произошел сдвиг. Думайте о ней не как о проблеме, а как о состоянии, которое может дать вам ключ к тому, чтобы увидеть недостатки, идущие из вашего прошлого, и избавиться от них. Работая с дальнозоркостью, вы можете без потрясений проник­нуть в свое будущее. Если гнев — та эмоция, от которой вам нужно избавиться, благодаря работе со своей дальнозоркостью вы можете преобразовать гнев в любовь к жизни. Погрузитесь в свою дальнозор­кость как в путь расширения и развития вашего восприятия. Дально­зоркость — это состояние, при котором вы видите жизнь сияющими глазами, в ее ясной перспективе.

191

Сознательное зрение

Детская дальнозоркость

У некоторых детей наблюдается временная дальнозоркость в ходе их нормального развития. При росте глаза соотношение размеров и фор­мы хрусталика и глаза может вызывать дальнозоркость, которая вы­правляется сама собой по мере роста и взросления ребенка. Это форма дальнозоркости достаточно распространена и потому считается частью нормального процесса взросления.

Более сильная дальнозоркость у маленьких детей может привести к косоглазию или «ленивому глазу». Это форма дальнозоркости тоже довольно часто встречается. Когда дальнозоркому ребенку приходится сосредоточиваться на мелких деталях, он слишком напрягает реснич­ные мышцы. Подобная деятельность ресничных мышц — сердца сис­темы фокусировки — известна в науке о зрении под названием «акко­модация». Она контролируется особой зоной мозга, которая также фо­кусирует глаза, чтобы они работали вместе, а не независимо друг от друга. Когда дальнозоркий ребенок слишком фокусируется на чем-то, чтобы ясно разглядеть близкие детали, его естественная способность к центрированию (фокусировке на одной точке) может быть нарушена, что приводит к косоглазию. В большинстве случаев один глаз косит внутрь больше, чем другой.

В раннем возрасте дети обладают громадными резервами фокусиру­ющей способности и могут очень легко фокусировать глаза и двигать ими, откликаясь на различные внешние раздражители. В связи с этим детская дальнозоркость может годами оставаться незамеченной, по­скольку дети обладают мощной способностью компенсировать ее, чрез­мерно фокусируясь. Как только ребенку поставлен диагноз «дальнозор­кость», обычный курс лечения начинается у окулистов с подбора кор­ректирующих очков. Рациональное зерно тут в том, что, когда ребенок носит такие очки, глаза меньше косят, потому что им больше не нужно чрезмерно сосредоточиваться. Это имеет прямой смысл. Если ребенку меньше приходится фокусироваться, уменьшается и склонность к ко­соглазию.

В тяжелых случаях (например, при так называемом сходящемся ко­соглазии) врачи могут подвергнуть пациента хирургическому вмеша­тельству, чтобы исправить дефект. Для такого вмешательства может

192

Дальнозоркость: сосредоточение в одной точке и прояснение зрения

существовать очевидная причина, такая, как повышающаяся вероят­ность совместной работы глаз после операции; однако родители долж­ны понимать, что в результате операции у ребенка может и не появить­ся бинокулярное зрение. Здесь может понадобиться еще и интегриро­ванная зрительная терапия. Кроме того, многие операции делаются в косметических целях, когда родители стесняются нарушений зрения у своего ребенка.

Поскольку у дальнозоркого человека фокусное расстояние весьма различно для двух глаз, у него развивается что-то вроде «ленивого глаза»: это нарушение называется «амблиопией». Расстояние фокуса характеризует путь, который проходит свет внутри глаза; более корот­кое фокальное расстояние означает, что лучи света фокусируются поза­ди глаз не так далеко, как при большем расстоянии фокуса. Ребенок с таким нарушением, скорее всего, будет подавлять зрение более дально­зорким глазом, и глаз этот может, кроме того, начать косить внутрь. Когда это происходит, врачи обычно рекомендуют заслонять глаз, ко­торый лучше видит, чтобы более дальнозоркий глаз больше смотрел и набирался зрительной практики. Обычно заслонение советуют делать в раннем возрасте, потому что врачи опасаются, что клетки мозга, соот­ветствующие подавляемому глазу, могут не получить необходимой све­товой стимуляции для дальнейшего развития. В этой идее есть здравое зерно. По сходной причине многие врачи убеждают родителей подвер­гнуть детей операции, чтобы глаза «выровнялись». Они надеются еще и на то, что в результате произойдет необходимое развитие зон мозга, имеющих отношение к зрению. Я сам видел «ленивые глаза» даже у взрослых людей, никогда не носивших никаких заслонок или повязок.

Дальнозоркость часто сопровождается астигматизмом. Его меха­низм мы обсудим в следующей главе.

Из истории, которую я сейчас расскажу, ясно, что дальнозоркость пациента, отразившаяся на его глазу-фотоаппарате, может существен­но отличаться от симптомов, проецируемых его оком разума. Джинни привела ко мне своего двухлетнего сына Мэтью. Его правый глаз косил внутрь. Мальчик не носил ни очков, ни контактных линз. Я спросил Джинни, дальнозорок ли он, и она ответила: да, немножко. Его дально­зоркость была слабее, чем можно было ожидать при такой степени

193

Сознательное зрение

косоглазия. Она принесла мне результаты измерений, показывавших +2.00 для каждого глаза. Я не считаю это высокой степенью дальнозор­кости; по крайней мере, ее было явно недостаточно для объяснения состояния его косящего правого глаза в таком возрасте. Хотя речь шла о правом глазе Мэтью, я спросил Джинни, могу ли я видеть отца маль­чика. Она покачала головой и сказала, что отец их оставил, Мэтью еще не исполнилось два года. Вскоре после этого глаз Мэттью начал косить внутрь. Заслоняя левый глаз, Мэтью получил опыт зрения глазом, ас­социирующимся с его отцом (дальше я объясню это более подробно). Пока он проходил это лечение, я занялся Джинни и ее чувством обиды на бросившего ее мужа. Она передала новое осознание отношения к мужу Мэтью, в добрых тонах говоря с ним об отце и создавая перед сыном эффект присутствия любящего папаши. Зрение Мэтью стало улучшаться.

Случай Мэтью далеко не единичный. Главный смысл этой истории в том, что дальнозоркость и вызванное ею косоглазие — не случайные явления, возникающие независимо от жизненного опыта человека. Состояние человека тесно связано с работой его глаз. Физиология зре­ния фиксирует переживания индивидуума, и каждый глаз рассказывает историю того, как человек приспосабливался к уникальным обстоя­тельствам своей жизни. Раньше мы должны были копать глубоко, что­бы терапевтически «зафиксировать» изначальную ситуацию. В этом больше нет необходимости. Более полезно — изменить наше восприя­тие. На самом деле я делюсь с вами этими фактами, чтобы воодушевить вас, чтобы вы начали делать первые шаги в самовоспитании и самооб­разовании (а также чтобы вы научили этому вашего окулиста) по части того, что происходит по ту сторону ваших глаз.

Поскольку вы изучаете сознательное зрение, читая эту книгу, вас интересует нечто большее, чем просто традиционная коррекция зре­ния. Но, читая, имейте в виду, что я не предлагаю вам забыть об обыч­ном уходе за глазами. Наука о зрении внесла большой вклад в развитие современных подходов к дальнозоркости, а равно и к другим наруше­ниям зрения. При сознательном зрении применяют, например, тера­певтические линзы — чтобы исправить не проблему, а ее причину. Специальные линзы для дальнозоркости могут пробудить к жизни

194

Дальнозоркость: сосредоточение в одной точке и прояснение зрения

более глубокие принципы сознательного зрения, а это — путь к обрете­нию более глубокой истины.

Быть дальнозорким

Сделаем шаг за пределы физического состояния дальнозоркости. Сле­дуя идеям, изложенным в предыдущих главах, рассмотрим дальнозор­кость как послание от разума. Поймите: возможно, дальнозоркость — это в известном смысле ваш мозг и ум, пытающиеся до вас достучаться, привлечь ваше внимание. Думайте о ней как о состоянии реакции разу­ма. Если близорукость — это чрезмерная реакция на мысли и избыточ­ное мышление, то дальнозоркость — реакция на эмоции, обычно — на гнев. Я имею в виду, что когда мы подпадаем под власть той злобы, что обитает внутри нашего физического тела, энергия бурлит, подобно вул­кану, и в конце концов пытается вырваться наружу. Рассмотрите ка­кую-нибудь ситуацию из своего настоящего или прошлого, провоциро­вавшую вас на проявление чувства злобы: такой эпизод может заста­вить наше зрение фокусироваться на чем-то слишком далеком. Это — дальнозоркая модель восприятия. Вы перестаете фокусироваться на внутреннем, потому что, находясь в гневе, невозможно оставаться в состоянии ясности. Но состояние дальнозоркости можно использовать для того, чтобы получить доступ к энергии эмоций и трансформиро­вать ее в более полезную форму.

Гнев и страсть

Дальнозоркими часто владеет желание движения вовне, внутренняя потребность выйти за пределы своего Я. Они жаждут внимать силам природы, лежащим по ту сторону Я. За этим душевным побуждением обычно скрываются наследственные пылкие эмоции. В большинстве случаев корни эмоций, побуждающих к стремлению вовне, лежат в раннем детстве. Это грубое, неразвитое эмоциональное состояние реф­лексивно и реактивно. Дальнозоркий стремится достучаться до полез­ной стороны эмоции; доступ к этой стороне способен открыть путь сконцентрированности и бытия. Затем дальнозоркий может передать эту энергию чувствования по соответствующему каналу, чтобы войти в вивентивное состояние бытия. Скажем, если эмоция —гнев, она может

195

Сознательное зрение

быть трансформирована в страсть. Каждая потенциально негативная эмоция имеет свой позитивный эквивалент. Так, чувству обиды проти­воположно чувство любви, покинутости — ласка, а уходу от реальнос­ти — самовыражение. Когда произошел переход к положительному эквиваленту, на поверхность выходит подлинная природа человека, проявляется его гений.

Будучи врачом, я имел счастливую возможность фотографировать радужные оболочки многих младенцев через несколько месяцев после их рождения. Я вновь снимал их, когда детям исполнялось два, три, четыре года. По этим фотографиям легко определить, какие отметинки на радужной оболочке присутствуют уже при рождении, а какие разви­ваются со временем.

Эти фотографии убедительно свидетельствуют, что эмоциональная модель каждого человека присутствует уже при рождении или вскоре после него. Лепестковидные или желобчатые узоры ясно видны на ра­дужной оболочке уже через несколько часов после рождения. Они об­разуют некий начальный, основной уровень, по которому можно пред­сказать, какого типа зрение будет у ребенка, а также какие эмоции будут этому зрению сопутствовать. Эмоциональный узор лепестков на ра­дужной оболочке редко подвергается сколько-нибудь значительным изменениям. Что касается мыслительных отметинок желтой, белой, оранжевой или белой окраски, то они со временем ложатся на радуж­ную оболочку будто полоски, нарисованные кисточкой художника, воз­никая параллельно развитию ребенка в течение первых семи лет его жизни.

Поскольку радужная оболочка отражает генетическое влияние, можно изучить эмоциональные отметинки на ней и затем сопоставить их с преломляющей способностью глаза. Напомним также, что правый и левый глаз коррелируют с родителями соответствующего пола: узоры радужной оболочки правого глаза связаны с отцом, левого — с ма­терью. Но радужная оболочка несет в себе и еще кое-какую информа­цию. Каждый глаз содержит определенную зону, называемую зоной гнева/страсти. В правом глазу она находится в положении «восемь ча­сов». В левом глазу — «четыре часа».

196

Дальнозоркость: сосредоточение в одной точке и прояснение зрения

Когда я осматриваю дальнозоркого человека, я, как правило, ищу в зорах его радужки присутствие эмоции. Меня особенно интересует гонкая структура радужной оболочки. Глядя от зрачка в сторону внеш-зего края радужной оболочки, я смотрю, закрыт или открыт видимый гам лепесток. Защищен ли он границами-»хребтами»? Полностью ли закрыт желобок в его центре или открыт с одной или с двух сторон? Чем более закрыт и изолирован желобок, тем более скрытый и направлен­ный внутрь индивидуума характер будет носить гнев. Вспомните, что, поскольку гнев — ключевая эмоция для дальнозорких, наряду с ним могут существовать и другие, вторичные эмоции. Эти узоры на радужке помогают объяснить, как обращается с собственным гневом дально­зоркий человек. Чем более открыт эмоциональный узор, тем яростнее выражается гнев.

Форма узоров на радужке определяется генетикой. Я предполагаю, что если гнев присутствует в фамильном древе, он передается по наслед­ству, подобно некоторым заболеваниям. В предыдущих главах я упоми­нал о гневе, обитающем в ветвях моего собственного фамильного древа. Мне кажется очевидным, что каждое следующее поколение будет стал­киваться с этой эмоцией в себе. Однако чем больше каждый человек удерживается от гнева, контролируя свою жизнь, тем больше возмож­ностей его сознательность открывает следующему поколению. Я убеж­ден, что гнев —это энергия, которая, будучи использована эффективно и сознательно, может оказаться полезной в обретении сознательности, а значит —и сознательного зрения.

Мудрость гнева

Если вы сознательно увидите гнев как состояние, которое может прино­сить положительный результат, вы сможете понять мудрость гнева. К примеру, гнев способен помочь вам воспитать в себе осознание ваших страстей. История Майкла, которую я приведу ниже, подтверждает, как сознательное зрение может способствовать принятию на себя ответ­ственности за то, как вы видите и как себя ведете.

Майкл был дальнозорким человеком с хорошим зрением. Что такое гнев, он знал с самых ранних лет. Его отец по вечерам за ужином всегда кричал на мать, на Майкла и других детей. Отец объяснял Майклу, что

197

Сознательное зрение

гнев — это вообще у них в роду и что Майклу надо просто привыкнуть к этому. Майкл был чувствительным, и для него симптомы дальнозор­кости (в частности, косоглазие) стали путем, следуя которым, он наде­ялся избавиться от тех склонностей, которые достались ему в наслед­ство от отца и деда. Вот как он описывает свое детство:

«Я всегда был любимцем семьи. Однако мне казалось, что мой младший брат получает больше отцовского внимания, чем я. В раннем возрасте я подавлял чувство обиды на отца. Его обожание Солли, который был тремя годами меня моложе, вызывало у меня ярость и гнев. Вместо того чтобы открыто выразить свою злость, я загонял ее внутрь себя, в желудок и в легкие. Я стал страдать астмой и испытывать ужасные желудочные колики. Я не мог переварить ни свою жизнь, ни пищу, которую ел. Чувство обиды разраста­лось во мне, как в вулкане, ожидающем момента, чтобы извергнуться. И вот наступило время, когда я больше не мог сдерживать своих эмоций. К счастью, родители проявили себя достаточно мудро: когда я начал выражать свою обиду в приступах злобного крика, они помогли мне направить эту энергию в более позитивное русло. Я занялся плаванием, игрой в теннис и в хоккей. Таким образом какая-то боль ушла из моего тела. Но что-то оста­лось, и это что-то делало меня беспомощным при чтении. Больше половины времени, что я пытался читать, в глазах у меня двоилось Слова были в дальнозоркой дымке, затем становились астигматически искаженными, а потом начинали раздваиваться. Я был не способен читать, предпочитая смотреть вдаль, в окно, грезя наяву о счастье, которое поджидает меня в будущем. В школе учителя постоянно окликали меня, чтобы я «вернулся» в класс, разрушая мой безмятежный дальнозоркий мирок.

Мне трудно было находиться в настоящем, настолько сильно было во мне чувство обиды. Я благодарен своим учителям: они бережно направляли меня на верный путь, и я никогда не выразил своей злобы каким-либо антисоциальным образом. Я просто сердился и горел гневом, погруженный в язвящую боль обиды и злости.

Добрая сторона моего отца помогла мне развить творческие способности. Он научил меня рисовать. Мне было так отрадно найти этот творческий выход из огня, пылавшего у меня внутри. Я испытывал настоящую страсть, позволяя кисти свободно двигаться по холсту. Ее следы стали дорожками, по

198

Дальнозоркость: сосредоточение в одной точке и прояснение зрения

которым истекал из меня гнев. Я обнаружил в себе силу потаенного вулкана и позволил ей проходить через руки. Я смотрел на яркие красные и оран­жевые краски и чувствовал облегчение. Энергия злобы превращалась в страсть к живописи. Этот выход стал для меня большим облегчением.

Затем я начал заслонять глаза во время рисования. Сначала — левый глаз. Я направлял свой гнев через «отцовский» правый глаз и оставлял на холсте годы своих обия выплескивая их на поверхность. Я повторял этот процесс со многими картинами. Каждый раз, рисуя, я все больше углублялся в свой гнев. Я ощущал ненависть, заново переживая время, полное боли и обиды по отношению к отцу и деду. Через несколько месяцев я ощутил, что обида покидает меня. Когда я освободил себя от нее, то почувствовал себя светлее: я был полон преобразованной энергии.

Теперь я мог сесть на велосипед и отправиться на природу, любуясь пре­красными цветами. Я позволил и этой форме эмоции войти в мое существо. Я подверг серьезной переоценке свою страстную натуру и по-настоящему оценил ее. Я стал по-другому видеть жизнь. Научившись интегрировать впечатления, получаемые от обоих глаз, я с помощью своих глаз сумел глубже заглянуть в себя самого. Я осознал, как я могу направлять свое сознание вовне. Открывая пространство, то есть учась чувствовать себя боль­шим и значительным (а не маленьким и ничтожным) и превращая обиду и злобу в положительную, творческую страсть, я пришел к сознательному зрению, которое стало мне теперь доступно. Внутренне я чувствовал себя таким огромным, как если бы занимаемое мною пространство подлинного бытия моего Я расширилось».

Майкл с пониманием говорит о механизме гнева. Сначала вы чувствуете обиду, говорит он. На тонкой структуре радужечного желобка гне­ва/страсти вначале отражается подавление чувства обиды. Под этим чувством кроется страх потерять любоь, оказаться покинутым, остать­ся незамеченным. Ощущение обиды нарастает до такой степени, что в конце концов приводит к взрыву гнева. Для большинства из нас гнев относительно безопасен. Возможно, вы кричите на своих детей или партнера или срываетесь, говоря резкие слова коллеге или продавцу в магазине. Дело не в этом, а в том, насколько вы контролируете свой гнев.

199

Сознательное зрение

Опасность, связанная с неконтролируемым направлением гнева на что-либо или кого-либо, возникает, когда энергия гнева такова, что человек уже не может сдержаться. Энергия в конце концов находит для себя выход, и иногда это очень неприятно и совсем небезопасно. В современном мире это случается все чаще и чаще, приводя, например, к растущим проблемам «дорожной ярости» (на забитых машиными трассах) или к тому, что впавший в гнев человек хватает ружье и палит в ни в чем неповинных людей.

Исцеление от чувств обиды и гнева лежит через поиск здорового способа вывести их из своего существа. Подобно воде, просачивающей­ся через дамбу, гнев может истекать из нас тонкой струйкой, которая позже могла бы превратиться в могучий и яростный поток. Но пока это струйка живительной влаги, не приносящая никаких разрушений.

Для дальнозоркого человека освобождение от гнева визуальным пу­тем состоит в том, чтобы заставить себя посмотреть вовне. Это делается отчасти для того, чтобы избавиться от дискомфортного чувства тесно­ты. Еще один процесс — поиск ясного взгляда в будущее. Есть также возможность найти ответ на вопрос о том, что несет с собой универ­сальное сознание.

Дальнозоркий ищет ответы. Лекарство от дальнозоркости взгляда состоит, в частности, в том, чтобы перефокусировать взгляд, направив его внутрь, в настоящее. Этой перефокусировке может помочь центри­рование (сосредоточение) на внутреннем, использующее принципы скрещения глаз. Сведение глаз внутрь заставляет более активно рабо­тать ресничные мышцы, придавая им больше силы и увеличивая спо­собность человека к фокусировке. Это особенно касается вас, если вы испытываете дальнозоркость ближе к сорока годам, когда вы начинаете замечать ухудшение способности фокусироваться. Кроме того, если вам уже далеко за сорок и вы стали замечать, что мелкая печать кажется вам нечеткой, скрещивание глаз будет для вас правильным решением, поз­воляющим фокусироваться на Я. Скрещивая глаза, вы сможете увели­чить свою способность фокусироваться.

200

Дальнозоркость: сосредоточение в одной точке и прояснение зрения

Центрирование

Вы должны упражняться в глубокой фокусировке на Я. Вот что выстра­ивает энергетически сильную связь с эмоциями. Когда дальнозоркий эмоциональный человек смотрит внутрь, он выходит один на один с не нашедшей разрешения эмоцией. Освобождение Я от незрелых моделей поведения, связанных с чувством обиды, позволяет ему провести пере­фокусировку, посмотрев внутрь и открыв в себе собственную истинную природу. Процесс «настройки» и уравновешивания такого взгляда на внешний мир называется «состоянием центрированности (сосредото­ченности, концентрации)». Если вы дальнозорки, упражнения по цент­рированию или скрещению глаз могут показаться вам трудными. Вы можете сопротивляться тем сильным ощущениям, которые они вызы­вают в глазах. Поначалу внутренняя прямая глазная мышца может болеть, поскольку в этих упражнениях используются движения, при которых вы скашиваете глаза внутрь и каждый раз оставляете их в таком положении на пять секунд. Но имейте в виду: с вашими глазами ничего не случится, если вы будете скашивать их внутрь! Все опасения на этот счет просто старые басни.

Чтобы сконцентрироваться, скрестите глаза. Это потребует от вас проникновения в ту зону мозга, откуда передаются инструкции каждой глазной мышце. Для скрещения глаз требуется особая точность. Каж­дый глаз должен быть точно ориентирован, с тем чтобы обе фовеи получали один и тот же сигнал, несмотря на то, что «наблюдательные пункты» слегка отстоят друг от друга.

Центрирование подводит вас к зрению высокого уровня, зрению двумя глазами, при котором развивается глубокое, трехмерное воспри­ятие. Сознательное зрение предполагает способность поддерживать та­кую глубину восприятия ежедневно в течение долгого времени. В этой глубине вы найдете ответы на жизненные проблемы и вызовы, число которых все время растет.

Майкл понял, что практика, при которой он смотрел на собственный нос, — это отличная тренировка для того, чтобы уметь более четко фокусироваться на буквах и мелких предметах. Он начал с того, что пытался увидеть обе стороны своего носа одновременно. Сначала он мог увидеть только левую его сторону. Это означало, что у него доми-

201

Сознательное зрение

нирует левый глаз. Он стал заслонять левый глаз, чтобы заставить пра­вый скоситься внутрь. Через несколько недель Майкл заметил, что на какие-то секунды ему удается видеть одновременно обе стороны носа. Его охватило настоящее воодушевление:

«Поначалу, когда я заставлял правый глаз посмотреть внутрь, глазные мыш­цы болели. Было очень трудно увидеть правую сторону носа. Однажды я сидел в своем дворике и смотрел, как птицы порхают в ветвях, — и мне удалось увидеть краешек носа правым глазом. Это было такое удивительное чувство. Я чувствовал себя так, будто части моего мозга соединились. Я ощущал свое присутствие. Упражнения позволили мне все больше и боль­ше видеть обе стороны носа. Дерево за окном стало трехмерным: таким я никогда его не видел. Теперь я все видел по-другому. То, на что я смотрел, теперь было на своем — нужном — месте по отношению ко всему осталь­ному. Я мог одновременно видеть объекты, находящиеся на самых разных планах. Попали в фокус ближние предметы, которые я обычно видел неяс­но. Я почувствовал себя живым. Я мог видеть сознание, пульсирующее в каждом листочке, и движения птиц».

Упражняясь в скрещении глаз при взгляде на нос, не забывайте о том, чтобы правильно (интегрированно) дышать. Вдыхайте, когда вы смот­рите на нос. Выдыхая, глядите вдаль. Потом задержите взгляд на этой дали, пока вы не ощутите удовольствие, возникающее в паузе перед следующим.вдохом.

Эта ближняя и дальняя фокусировка очень полезна для улучшения зрения при дальнозоркости. Один из моих пациентов назвал эту прак­тику «переключением». Мозг управляет ближними и дальними движе­ниями, отдавая приказы глазным мышцам. Изменяя фокус, вы стиму­лируете и расслабляете ресничную мышцу. Изменение фокуса необхо­димо для поддержания его четкости и подвижности. Каждый его сдвиг опосредованно влияет на размер вашего зрачка. В главе 1 я уже говорил о том, что скрещение глаз влияет на величину зрачка. Когда вы смотри­те на нос, вы способствуете одновременно и фокусировке, и скрещению глаз. Когда конвергенция (скрещение глаз) активизируется, зрачок ста­новится меньше; при этом увеличивается поверхность радужной обо­лочки.

202

Дальнозоркость: сосредоточение в одной точке и прояснение зрения

Представьте себе, что при сужении зрачка происходит высвобожде­ние и стимуляция гнева как модели поведения. Это значит, что благода­ря зрительным упражнениям (будь то взгляд на нос или другие практи­ки по скрещению глаз) вы активизируете эмоцию. Если вам понадобит­ся на какое-то время отдохнуть от тех чувств, что всплывают на поверхность при выполнении этих упражнений, закройте глаза ладоня­ми (положите ладони на глаза так, чтобы полностью прекратить пос­тупление в них света, и отдохните в течение тридцати —- пятидесяти секунд) или посмотрите вдаль через окно.

На уровне разума скрещение глаз с целью посмотреть на нос помо­гает слиянию мыслей и чувств. Когда вы делаете это упражнение, ваше внимание сосредоточено на ощущении и виде двух сторон вашего носа. Когда вы усовершенствуете свою способность фокусироваться, прои­зойдет вот что: вы будете меньше думать и обретете опыт сознательного использования глаз.

Дальнозоркость после сорока: у меня руки становятся коротки!

Я помню, что после сорока лет начал бояться старости. Как на шутливой открытке ко дню рождения, я чувствовал себя так, будто «взобрался на вершину холма». В шестнадцать лет родители отвели меня к семейному окулисту. Он проверил мои глаза и сказал, что у меня отменное зрение. Но когда мы уже уходили, он небрежно бросил: «Сейчас у вас отличные глаза, но когда вам стукнет сорок, вам придется читать в очках».

Когда мне исполнилось сорок, слова этого врача зазвучали у меня в голове. Я злился на него. Как он посмел промывать мне мозги таким унизительным способом! Я удивился столь сильному чувству обиды — и вспомнил о связи дальнозоркости и гнева. И рассмеялся. Я ощутил в себе гнев — и вдруг заметил, что мои руки действительно стали короче!

Я вспомнил, как впервые увидел что-то нечетко: я вышел из киноте­атра, и мне было трудно читать мелкие буквы. Я проклял оптика за его самодовольное пророчество. Но когда я понял, что тут вся штука — во Мне самом, то обрати<


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.