Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2021-01-29 | 111 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Натали делала упражнения, при которых каждый ее глаз видел картинку, подобную тем, что изображены на илл. 12 и 13. Сводя или разводя глаза, она могла создавать образ третьей картинки. Это напоминает компьютерный Волшебный Глаз — игру, сравнительно недавно весьма популярную: сначала вы видите только абстрактный узор, скажем, небольшие цветные квадратики или точечки. Но, глядя на картинку, вдруг начинаете видеть портрет какой-нибудь знаменитости или, допустим, слово «любить» или «видеть». Вы никак не можете толком понять, почему вдруг начинаете видеть это — именно в это мгновение, а не в следующее: вы можете только предположить, что это как-то связано с чем-то внутри вас самих, на чем вы фокусируетесь.
185
Сознательное зрение
Упражнение, которое я сейчас опишу, работает отчасти как эти картинки из Волшебного Глаза, только тут вы будете делать все более сбалансированно и целостно, и это упражнение скорее наделит вас большей силой, чем озадачит.
При близорукости разведение глаз будет первой ступенькой к обретению мастерства. Посмотрите за две картинки на илл. 12. Выберите точку на далеком расстоянии — скажем, в ста метрах от вас или еще дальше. Медленно вдвигайте фотографию на линию взгляда. Сосредоточьте все внимание на удаленной точке. На какое-то время вам покажется, что две картинки в вашем поле зрения плывут. Вы можете увидеть четыре таблицы, при этом средние две будут перекрываться. Ваша цель — увидеть третью картинку прямо посередине между двумя фотографиями. Эта картинка может казаться чуть больше и обладать большей глубиной. Это особенно относится к изображению узкой улочки. Детали здания и знакомая глазная таблица (только на сей раз она — в небе) могут видеться на разной глубине. Улица может казаться длинной и имеющей глубину. На таблице в идеальном случае будут присутствовать все буквы. Здания будут казаться ближе, чем небо. Позвольте себе расслабиться и провести три-четыре минуты за созерцанием полученной картинки. Затем закройте глаза ладонями и передохните.
|
Запишите свои впечатления. Расскажите о них другу. Если это возможно, пусть он делает эти упражнения и читает эту книгу вместе с вами. Обратите внимание: ваше зрение кажется другим. Способны ли вы теперь сознательно увидеть и то, что вне вас, и то, что внутри? Спустя какое-то время проделайте то же упражнение, но стоя. Как влияет эта поза на расширение вашего фокуса?
Натали и ее братец стали близорукими, живя в родительском окружении. Возможно, свой вклад в их миопию внес недостаток чувств в семье. Рольф, нося очки, был необычайно счастлив. Он не разделял интерес Натали к сознательному зрению. Он продолжал носить свои полностью компенсирующие очки и получал удовольствие от своей работы и модели восприятия. Натали, со своей стороны, вскоре осознала, что ее терапевтические линзы, ослабленные и иные, стали для нее пропуском в мир свободы от собственных мыслей. Чем больше она
186
г
Близорукость: расширение поля зрения и фокусировка
погружалась в свои чувства, тем богаче становилась ее жизнь. Это не всегда было легко. Тем не менее сознательное зрение дало ей такой богатый опыт, что она продолжает его практиковать и по сей день.
Близорукость и дети
У Натали была дочь Кристел. В трехлетнем возрасте Кристел поставили диагноз «близорукость». Сначала в ее глазах не намерили никаких диоптрий. Это означало, что даже при ослабленном зрении, отражавшем состояние ока разума, глаз-фотоаппарат не показывал никаких изменений в диоптриях, которые могли быть зафиксированы приборами. Если она смотрела телевизор, то придвинувшись к нему очень близко; как и мать, она любила книги. Натали обратила внимание, что дочка держит книжки с картинками очень близко к глазам. Поэтому, с помощью сочувственно настроенного врача, она стала включать принципы сознательного зрения в повседневную жизнь Кристел. Натали вспоминает:
|
«Глазной врач был замечательный. Он сообщил нам, что не собирается прописывать Кристел очки, пока у нее не проявится функциональная близорукость. Он любезно объяснил нам, что это означает: она ведет себя, как близорукая, хотя на структуре ее глаз это не сказывается. Он сказал, что структурные изменения появятся позже. Врач рекомендовал мне работать с Кристел дома. Мы начали с гигиены зрения, идея которой напоминает гигиену зубов в том смысле, чтот вы каждый день уделяете какое-то время тому, чтобы позаботиться о своих глазах. Я устроила для Кристел на диване специальное место для чтения и не пожалела подушек, чтобы подпереть ей спину. Кристел научилась сидеть прямо. Над диваном я повесила стоваттную лампу, так что книга была словно солнцем освещена. Рядом с диваном мы поставили электронные часы с таймером. Кристел разрешалось читать по двадцать минут. Когда они истекали, таймер жужжал, Кристел откладывала книгу и закрывала глаза ладонями на двенадцать вдохов-выдохов. Это занимало около минуты. Она повторяла ту же последовательность действий, проводя время за видеоиграми, просмотром фильмов или пластмас-
187
Сознательное зрение
совыми головоломками. Раз в день она подходила к глазной таблице с изображениями животных, которую я для нее сделала. Я убеждалась в том, что Кристел может увидеть мельчайших животных, и каждые несколько недель я печатала на принтере новую таблицу».
Кристел повезло: поскольку ее зрение составляет примерно 80% от нормы, ей не нужно носить очки. В столь юном возрасте ее требования видеть отчетливо минимальны. Глазной врач, наблюдающий ее, и бдительная мать — вот два человека, присутствие которых в ее жизни благотворно.
Как и взрослые, близорукие дети могут носить более слабые линзы. При этом самое главное для них —правильно сформировать свои зрительные привычки. Их глазам нужны частые перерывы. Надо, чтобы их глаза отдыхали, глядя вдаль; детям необходимо играть на воздухе и делать побольше физических упражнений. Солнце и свежий воздух для них полезнее всего.
|
Роберт Келлум говорит: «Эпидемия миопии так распространилась в конце XX века из-за развития «ядерной» модели жизни семьи. Каждая семья стала суверенной, стала жить сама по себе. Это — фовеальный взгляд на мир, при котором не обращают внимания на периферию». Решение может состоять в том, чтобы перестроить свое восприятие, «ощутив себя частью большего сообщества». Так, в маленьком городке, где я живу, все делятся друг с другом садовым инвентарем и другими инструментами. Вместо того чтобы каждому приобрести собственную газонокосилку, вся наша улица пользуется одной.
Было бы прекрасно, если бы нашу систему образования удалось перестроить так, чтобы она поощряла в детях более дальнозоркую модель поведения. Только представьте, если бы близорукие дети могли обучаться не в школах, а на свежем воздухе, и учителя поощряли бы их смотреть вдаль. Возможно, распространение близорукости пошло бы на убыль, если бы на занятиях, требующих мышления и интеллектуального понимания, делался меньший акцент. Эпидемия близорукости ослабнет, если мы не будем торопиться научить детей читать.
Большинство случаев детской близорукости говорят о том, что их родителям самим следует заняться сознательным зрением. Дети наследуют наши недостатки. Взрослые должны сделать выбор: обращать на
188
Близорукость: расширение поля зрения и фокусировка
свои глаза внимание и видеть сознательно — или же удовлетвориться расплывчатостью и забывчивостью и видеть машинально. Что касается моих детей, то я благодарен им за то, что они указывают мне путь к сознательному зрению, ибо их влияние помогло мне заглянуть за пределы привычного.
Дальнозоркость: сосредоточение в одной точке и прояснение зрения
Большинство окулистов считает причиной дальнозоркости сжатое глазное яблоко. В таком глазу лучи света фокусируются на точке, находящейся как бы за сетчаткой, что вызывает искажения зрения. Хотя дальнозоркий человек может хорошо видеть отдаленные предметы, он неспособен сфокусироваться на объектах близких. Есть разновидность дальнозоркости, которая может считаться нормальным проявлением эволюционного развития. Скеффингтон, родоначальник поведенческой оптометрии, утверждал, что немного дальнозоркости — это даже хорошо, потому что она служит «поглотителем шока» во время невзгод. С его точки зрения, если мы чрезмерно фокусируемся на том, что находится прямо перед нами, малая толика дальнозоркости поможет нам не впасть в близорукость.
|
Можно отнестись к дальнозоркости как к посланию, призывающему нас к сознательному зрению. Цель наша — в том, чтобы в нашем восприятии дальнозоркости произошел сдвиг. Думайте о ней не как о проблеме, а как о состоянии, которое может дать вам ключ к тому, чтобы увидеть недостатки, идущие из вашего прошлого, и избавиться от них. Работая с дальнозоркостью, вы можете без потрясений проникнуть в свое будущее. Если гнев — та эмоция, от которой вам нужно избавиться, благодаря работе со своей дальнозоркостью вы можете преобразовать гнев в любовь к жизни. Погрузитесь в свою дальнозоркость как в путь расширения и развития вашего восприятия. Дальнозоркость — это состояние, при котором вы видите жизнь сияющими глазами, в ее ясной перспективе.
191
Сознательное зрение
Детская дальнозоркость
У некоторых детей наблюдается временная дальнозоркость в ходе их нормального развития. При росте глаза соотношение размеров и формы хрусталика и глаза может вызывать дальнозоркость, которая выправляется сама собой по мере роста и взросления ребенка. Это форма дальнозоркости достаточно распространена и потому считается частью нормального процесса взросления.
Более сильная дальнозоркость у маленьких детей может привести к косоглазию или «ленивому глазу». Это форма дальнозоркости тоже довольно часто встречается. Когда дальнозоркому ребенку приходится сосредоточиваться на мелких деталях, он слишком напрягает ресничные мышцы. Подобная деятельность ресничных мышц — сердца системы фокусировки — известна в науке о зрении под названием «аккомодация». Она контролируется особой зоной мозга, которая также фокусирует глаза, чтобы они работали вместе, а не независимо друг от друга. Когда дальнозоркий ребенок слишком фокусируется на чем-то, чтобы ясно разглядеть близкие детали, его естественная способность к центрированию (фокусировке на одной точке) может быть нарушена, что приводит к косоглазию. В большинстве случаев один глаз косит внутрь больше, чем другой.
В раннем возрасте дети обладают громадными резервами фокусирующей способности и могут очень легко фокусировать глаза и двигать ими, откликаясь на различные внешние раздражители. В связи с этим детская дальнозоркость может годами оставаться незамеченной, поскольку дети обладают мощной способностью компенсировать ее, чрезмерно фокусируясь. Как только ребенку поставлен диагноз «дальнозоркость», обычный курс лечения начинается у окулистов с подбора корректирующих очков. Рациональное зерно тут в том, что, когда ребенок носит такие очки, глаза меньше косят, потому что им больше не нужно чрезмерно сосредоточиваться. Это имеет прямой смысл. Если ребенку меньше приходится фокусироваться, уменьшается и склонность к косоглазию.
|
В тяжелых случаях (например, при так называемом сходящемся косоглазии) врачи могут подвергнуть пациента хирургическому вмешательству, чтобы исправить дефект. Для такого вмешательства может
192
Дальнозоркость: сосредоточение в одной точке и прояснение зрения
существовать очевидная причина, такая, как повышающаяся вероятность совместной работы глаз после операции; однако родители должны понимать, что в результате операции у ребенка может и не появиться бинокулярное зрение. Здесь может понадобиться еще и интегрированная зрительная терапия. Кроме того, многие операции делаются в косметических целях, когда родители стесняются нарушений зрения у своего ребенка.
Поскольку у дальнозоркого человека фокусное расстояние весьма различно для двух глаз, у него развивается что-то вроде «ленивого глаза»: это нарушение называется «амблиопией». Расстояние фокуса характеризует путь, который проходит свет внутри глаза; более короткое фокальное расстояние означает, что лучи света фокусируются позади глаз не так далеко, как при большем расстоянии фокуса. Ребенок с таким нарушением, скорее всего, будет подавлять зрение более дальнозорким глазом, и глаз этот может, кроме того, начать косить внутрь. Когда это происходит, врачи обычно рекомендуют заслонять глаз, который лучше видит, чтобы более дальнозоркий глаз больше смотрел и набирался зрительной практики. Обычно заслонение советуют делать в раннем возрасте, потому что врачи опасаются, что клетки мозга, соответствующие подавляемому глазу, могут не получить необходимой световой стимуляции для дальнейшего развития. В этой идее есть здравое зерно. По сходной причине многие врачи убеждают родителей подвергнуть детей операции, чтобы глаза «выровнялись». Они надеются еще и на то, что в результате произойдет необходимое развитие зон мозга, имеющих отношение к зрению. Я сам видел «ленивые глаза» даже у взрослых людей, никогда не носивших никаких заслонок или повязок.
Дальнозоркость часто сопровождается астигматизмом. Его механизм мы обсудим в следующей главе.
Из истории, которую я сейчас расскажу, ясно, что дальнозоркость пациента, отразившаяся на его глазу-фотоаппарате, может существенно отличаться от симптомов, проецируемых его оком разума. Джинни привела ко мне своего двухлетнего сына Мэтью. Его правый глаз косил внутрь. Мальчик не носил ни очков, ни контактных линз. Я спросил Джинни, дальнозорок ли он, и она ответила: да, немножко. Его дальнозоркость была слабее, чем можно было ожидать при такой степени
193
Сознательное зрение
косоглазия. Она принесла мне результаты измерений, показывавших +2.00 для каждого глаза. Я не считаю это высокой степенью дальнозоркости; по крайней мере, ее было явно недостаточно для объяснения состояния его косящего правого глаза в таком возрасте. Хотя речь шла о правом глазе Мэтью, я спросил Джинни, могу ли я видеть отца мальчика. Она покачала головой и сказала, что отец их оставил, Мэтью еще не исполнилось два года. Вскоре после этого глаз Мэттью начал косить внутрь. Заслоняя левый глаз, Мэтью получил опыт зрения глазом, ассоциирующимся с его отцом (дальше я объясню это более подробно). Пока он проходил это лечение, я занялся Джинни и ее чувством обиды на бросившего ее мужа. Она передала новое осознание отношения к мужу Мэтью, в добрых тонах говоря с ним об отце и создавая перед сыном эффект присутствия любящего папаши. Зрение Мэтью стало улучшаться.
Случай Мэтью далеко не единичный. Главный смысл этой истории в том, что дальнозоркость и вызванное ею косоглазие — не случайные явления, возникающие независимо от жизненного опыта человека. Состояние человека тесно связано с работой его глаз. Физиология зрения фиксирует переживания индивидуума, и каждый глаз рассказывает историю того, как человек приспосабливался к уникальным обстоятельствам своей жизни. Раньше мы должны были копать глубоко, чтобы терапевтически «зафиксировать» изначальную ситуацию. В этом больше нет необходимости. Более полезно — изменить наше восприятие. На самом деле я делюсь с вами этими фактами, чтобы воодушевить вас, чтобы вы начали делать первые шаги в самовоспитании и самообразовании (а также чтобы вы научили этому вашего окулиста) по части того, что происходит по ту сторону ваших глаз.
Поскольку вы изучаете сознательное зрение, читая эту книгу, вас интересует нечто большее, чем просто традиционная коррекция зрения. Но, читая, имейте в виду, что я не предлагаю вам забыть об обычном уходе за глазами. Наука о зрении внесла большой вклад в развитие современных подходов к дальнозоркости, а равно и к другим нарушениям зрения. При сознательном зрении применяют, например, терапевтические линзы — чтобы исправить не проблему, а ее причину. Специальные линзы для дальнозоркости могут пробудить к жизни
194
Дальнозоркость: сосредоточение в одной точке и прояснение зрения
более глубокие принципы сознательного зрения, а это — путь к обретению более глубокой истины.
Быть дальнозорким
Сделаем шаг за пределы физического состояния дальнозоркости. Следуя идеям, изложенным в предыдущих главах, рассмотрим дальнозоркость как послание от разума. Поймите: возможно, дальнозоркость — это в известном смысле ваш мозг и ум, пытающиеся до вас достучаться, привлечь ваше внимание. Думайте о ней как о состоянии реакции разума. Если близорукость — это чрезмерная реакция на мысли и избыточное мышление, то дальнозоркость — реакция на эмоции, обычно — на гнев. Я имею в виду, что когда мы подпадаем под власть той злобы, что обитает внутри нашего физического тела, энергия бурлит, подобно вулкану, и в конце концов пытается вырваться наружу. Рассмотрите какую-нибудь ситуацию из своего настоящего или прошлого, провоцировавшую вас на проявление чувства злобы: такой эпизод может заставить наше зрение фокусироваться на чем-то слишком далеком. Это — дальнозоркая модель восприятия. Вы перестаете фокусироваться на внутреннем, потому что, находясь в гневе, невозможно оставаться в состоянии ясности. Но состояние дальнозоркости можно использовать для того, чтобы получить доступ к энергии эмоций и трансформировать ее в более полезную форму.
Гнев и страсть
Дальнозоркими часто владеет желание движения вовне, внутренняя потребность выйти за пределы своего Я. Они жаждут внимать силам природы, лежащим по ту сторону Я. За этим душевным побуждением обычно скрываются наследственные пылкие эмоции. В большинстве случаев корни эмоций, побуждающих к стремлению вовне, лежат в раннем детстве. Это грубое, неразвитое эмоциональное состояние рефлексивно и реактивно. Дальнозоркий стремится достучаться до полезной стороны эмоции; доступ к этой стороне способен открыть путь сконцентрированности и бытия. Затем дальнозоркий может передать эту энергию чувствования по соответствующему каналу, чтобы войти в вивентивное состояние бытия. Скажем, если эмоция —гнев, она может
195
Сознательное зрение
быть трансформирована в страсть. Каждая потенциально негативная эмоция имеет свой позитивный эквивалент. Так, чувству обиды противоположно чувство любви, покинутости — ласка, а уходу от реальности — самовыражение. Когда произошел переход к положительному эквиваленту, на поверхность выходит подлинная природа человека, проявляется его гений.
Будучи врачом, я имел счастливую возможность фотографировать радужные оболочки многих младенцев через несколько месяцев после их рождения. Я вновь снимал их, когда детям исполнялось два, три, четыре года. По этим фотографиям легко определить, какие отметинки на радужной оболочке присутствуют уже при рождении, а какие развиваются со временем.
Эти фотографии убедительно свидетельствуют, что эмоциональная модель каждого человека присутствует уже при рождении или вскоре после него. Лепестковидные или желобчатые узоры ясно видны на радужной оболочке уже через несколько часов после рождения. Они образуют некий начальный, основной уровень, по которому можно предсказать, какого типа зрение будет у ребенка, а также какие эмоции будут этому зрению сопутствовать. Эмоциональный узор лепестков на радужной оболочке редко подвергается сколько-нибудь значительным изменениям. Что касается мыслительных отметинок желтой, белой, оранжевой или белой окраски, то они со временем ложатся на радужную оболочку будто полоски, нарисованные кисточкой художника, возникая параллельно развитию ребенка в течение первых семи лет его жизни.
Поскольку радужная оболочка отражает генетическое влияние, можно изучить эмоциональные отметинки на ней и затем сопоставить их с преломляющей способностью глаза. Напомним также, что правый и левый глаз коррелируют с родителями соответствующего пола: узоры радужной оболочки правого глаза связаны с отцом, левого — с матерью. Но радужная оболочка несет в себе и еще кое-какую информацию. Каждый глаз содержит определенную зону, называемую зоной гнева/страсти. В правом глазу она находится в положении «восемь часов». В левом глазу — «четыре часа».
196
Дальнозоркость: сосредоточение в одной точке и прояснение зрения
Когда я осматриваю дальнозоркого человека, я, как правило, ищу в зорах его радужки присутствие эмоции. Меня особенно интересует гонкая структура радужной оболочки. Глядя от зрачка в сторону внеш-зего края радужной оболочки, я смотрю, закрыт или открыт видимый гам лепесток. Защищен ли он границами-»хребтами»? Полностью ли закрыт желобок в его центре или открыт с одной или с двух сторон? Чем более закрыт и изолирован желобок, тем более скрытый и направленный внутрь индивидуума характер будет носить гнев. Вспомните, что, поскольку гнев — ключевая эмоция для дальнозорких, наряду с ним могут существовать и другие, вторичные эмоции. Эти узоры на радужке помогают объяснить, как обращается с собственным гневом дальнозоркий человек. Чем более открыт эмоциональный узор, тем яростнее выражается гнев.
Форма узоров на радужке определяется генетикой. Я предполагаю, что если гнев присутствует в фамильном древе, он передается по наследству, подобно некоторым заболеваниям. В предыдущих главах я упоминал о гневе, обитающем в ветвях моего собственного фамильного древа. Мне кажется очевидным, что каждое следующее поколение будет сталкиваться с этой эмоцией в себе. Однако чем больше каждый человек удерживается от гнева, контролируя свою жизнь, тем больше возможностей его сознательность открывает следующему поколению. Я убежден, что гнев —это энергия, которая, будучи использована эффективно и сознательно, может оказаться полезной в обретении сознательности, а значит —и сознательного зрения.
Мудрость гнева
Если вы сознательно увидите гнев как состояние, которое может приносить положительный результат, вы сможете понять мудрость гнева. К примеру, гнев способен помочь вам воспитать в себе осознание ваших страстей. История Майкла, которую я приведу ниже, подтверждает, как сознательное зрение может способствовать принятию на себя ответственности за то, как вы видите и как себя ведете.
Майкл был дальнозорким человеком с хорошим зрением. Что такое гнев, он знал с самых ранних лет. Его отец по вечерам за ужином всегда кричал на мать, на Майкла и других детей. Отец объяснял Майклу, что
197
Сознательное зрение
гнев — это вообще у них в роду и что Майклу надо просто привыкнуть к этому. Майкл был чувствительным, и для него симптомы дальнозоркости (в частности, косоглазие) стали путем, следуя которым, он надеялся избавиться от тех склонностей, которые достались ему в наследство от отца и деда. Вот как он описывает свое детство:
«Я всегда был любимцем семьи. Однако мне казалось, что мой младший брат получает больше отцовского внимания, чем я. В раннем возрасте я подавлял чувство обиды на отца. Его обожание Солли, который был тремя годами меня моложе, вызывало у меня ярость и гнев. Вместо того чтобы открыто выразить свою злость, я загонял ее внутрь себя, в желудок и в легкие. Я стал страдать астмой и испытывать ужасные желудочные колики. Я не мог переварить ни свою жизнь, ни пищу, которую ел. Чувство обиды разрасталось во мне, как в вулкане, ожидающем момента, чтобы извергнуться. И вот наступило время, когда я больше не мог сдерживать своих эмоций. К счастью, родители проявили себя достаточно мудро: когда я начал выражать свою обиду в приступах злобного крика, они помогли мне направить эту энергию в более позитивное русло. Я занялся плаванием, игрой в теннис и в хоккей. Таким образом какая-то боль ушла из моего тела. Но что-то осталось, и это что-то делало меня беспомощным при чтении. Больше половины времени, что я пытался читать, в глазах у меня двоилось Слова были в дальнозоркой дымке, затем становились астигматически искаженными, а потом начинали раздваиваться. Я был не способен читать, предпочитая смотреть вдаль, в окно, грезя наяву о счастье, которое поджидает меня в будущем. В школе учителя постоянно окликали меня, чтобы я «вернулся» в класс, разрушая мой безмятежный дальнозоркий мирок.
Мне трудно было находиться в настоящем, настолько сильно было во мне чувство обиды. Я благодарен своим учителям: они бережно направляли меня на верный путь, и я никогда не выразил своей злобы каким-либо антисоциальным образом. Я просто сердился и горел гневом, погруженный в язвящую боль обиды и злости.
Добрая сторона моего отца помогла мне развить творческие способности. Он научил меня рисовать. Мне было так отрадно найти этот творческий выход из огня, пылавшего у меня внутри. Я испытывал настоящую страсть, позволяя кисти свободно двигаться по холсту. Ее следы стали дорожками, по
198
Дальнозоркость: сосредоточение в одной точке и прояснение зрения
которым истекал из меня гнев. Я обнаружил в себе силу потаенного вулкана и позволил ей проходить через руки. Я смотрел на яркие красные и оранжевые краски и чувствовал облегчение. Энергия злобы превращалась в страсть к живописи. Этот выход стал для меня большим облегчением.
Затем я начал заслонять глаза во время рисования. Сначала — левый глаз. Я направлял свой гнев через «отцовский» правый глаз и оставлял на холсте годы своих обия выплескивая их на поверхность. Я повторял этот процесс со многими картинами. Каждый раз, рисуя, я все больше углублялся в свой гнев. Я ощущал ненависть, заново переживая время, полное боли и обиды по отношению к отцу и деду. Через несколько месяцев я ощутил, что обида покидает меня. Когда я освободил себя от нее, то почувствовал себя светлее: я был полон преобразованной энергии.
Теперь я мог сесть на велосипед и отправиться на природу, любуясь прекрасными цветами. Я позволил и этой форме эмоции войти в мое существо. Я подверг серьезной переоценке свою страстную натуру и по-настоящему оценил ее. Я стал по-другому видеть жизнь. Научившись интегрировать впечатления, получаемые от обоих глаз, я с помощью своих глаз сумел глубже заглянуть в себя самого. Я осознал, как я могу направлять свое сознание вовне. Открывая пространство, то есть учась чувствовать себя большим и значительным (а не маленьким и ничтожным) и превращая обиду и злобу в положительную, творческую страсть, я пришел к сознательному зрению, которое стало мне теперь доступно. Внутренне я чувствовал себя таким огромным, как если бы занимаемое мною пространство подлинного бытия моего Я расширилось».
Майкл с пониманием говорит о механизме гнева. Сначала вы чувствуете обиду, говорит он. На тонкой структуре радужечного желобка гнева/страсти вначале отражается подавление чувства обиды. Под этим чувством кроется страх потерять любоь, оказаться покинутым, остаться незамеченным. Ощущение обиды нарастает до такой степени, что в конце концов приводит к взрыву гнева. Для большинства из нас гнев относительно безопасен. Возможно, вы кричите на своих детей или партнера или срываетесь, говоря резкие слова коллеге или продавцу в магазине. Дело не в этом, а в том, насколько вы контролируете свой гнев.
199
Сознательное зрение
Опасность, связанная с неконтролируемым направлением гнева на что-либо или кого-либо, возникает, когда энергия гнева такова, что человек уже не может сдержаться. Энергия в конце концов находит для себя выход, и иногда это очень неприятно и совсем небезопасно. В современном мире это случается все чаще и чаще, приводя, например, к растущим проблемам «дорожной ярости» (на забитых машиными трассах) или к тому, что впавший в гнев человек хватает ружье и палит в ни в чем неповинных людей.
Исцеление от чувств обиды и гнева лежит через поиск здорового способа вывести их из своего существа. Подобно воде, просачивающейся через дамбу, гнев может истекать из нас тонкой струйкой, которая позже могла бы превратиться в могучий и яростный поток. Но пока это струйка живительной влаги, не приносящая никаких разрушений.
Для дальнозоркого человека освобождение от гнева визуальным путем состоит в том, чтобы заставить себя посмотреть вовне. Это делается отчасти для того, чтобы избавиться от дискомфортного чувства тесноты. Еще один процесс — поиск ясного взгляда в будущее. Есть также возможность найти ответ на вопрос о том, что несет с собой универсальное сознание.
Дальнозоркий ищет ответы. Лекарство от дальнозоркости взгляда состоит, в частности, в том, чтобы перефокусировать взгляд, направив его внутрь, в настоящее. Этой перефокусировке может помочь центрирование (сосредоточение) на внутреннем, использующее принципы скрещения глаз. Сведение глаз внутрь заставляет более активно работать ресничные мышцы, придавая им больше силы и увеличивая способность человека к фокусировке. Это особенно касается вас, если вы испытываете дальнозоркость ближе к сорока годам, когда вы начинаете замечать ухудшение способности фокусироваться. Кроме того, если вам уже далеко за сорок и вы стали замечать, что мелкая печать кажется вам нечеткой, скрещивание глаз будет для вас правильным решением, позволяющим фокусироваться на Я. Скрещивая глаза, вы сможете увеличить свою способность фокусироваться.
200
Дальнозоркость: сосредоточение в одной точке и прояснение зрения
Центрирование
Вы должны упражняться в глубокой фокусировке на Я. Вот что выстраивает энергетически сильную связь с эмоциями. Когда дальнозоркий эмоциональный человек смотрит внутрь, он выходит один на один с не нашедшей разрешения эмоцией. Освобождение Я от незрелых моделей поведения, связанных с чувством обиды, позволяет ему провести перефокусировку, посмотрев внутрь и открыв в себе собственную истинную природу. Процесс «настройки» и уравновешивания такого взгляда на внешний мир называется «состоянием центрированности (сосредоточенности, концентрации)». Если вы дальнозорки, упражнения по центрированию или скрещению глаз могут показаться вам трудными. Вы можете сопротивляться тем сильным ощущениям, которые они вызывают в глазах. Поначалу внутренняя прямая глазная мышца может болеть, поскольку в этих упражнениях используются движения, при которых вы скашиваете глаза внутрь и каждый раз оставляете их в таком положении на пять секунд. Но имейте в виду: с вашими глазами ничего не случится, если вы будете скашивать их внутрь! Все опасения на этот счет просто старые басни.
Чтобы сконцентрироваться, скрестите глаза. Это потребует от вас проникновения в ту зону мозга, откуда передаются инструкции каждой глазной мышце. Для скрещения глаз требуется особая точность. Каждый глаз должен быть точно ориентирован, с тем чтобы обе фовеи получали один и тот же сигнал, несмотря на то, что «наблюдательные пункты» слегка отстоят друг от друга.
Центрирование подводит вас к зрению высокого уровня, зрению двумя глазами, при котором развивается глубокое, трехмерное восприятие. Сознательное зрение предполагает способность поддерживать такую глубину восприятия ежедневно в течение долгого времени. В этой глубине вы найдете ответы на жизненные проблемы и вызовы, число которых все время растет.
Майкл понял, что практика, при которой он смотрел на собственный нос, — это отличная тренировка для того, чтобы уметь более четко фокусироваться на буквах и мелких предметах. Он начал с того, что пытался увидеть обе стороны своего носа одновременно. Сначала он мог увидеть только левую его сторону. Это означало, что у него доми-
201
Сознательное зрение
нирует левый глаз. Он стал заслонять левый глаз, чтобы заставить правый скоситься внутрь. Через несколько недель Майкл заметил, что на какие-то секунды ему удается видеть одновременно обе стороны носа. Его охватило настоящее воодушевление:
«Поначалу, когда я заставлял правый глаз посмотреть внутрь, глазные мышцы болели. Было очень трудно увидеть правую сторону носа. Однажды я сидел в своем дворике и смотрел, как птицы порхают в ветвях, — и мне удалось увидеть краешек носа правым глазом. Это было такое удивительное чувство. Я чувствовал себя так, будто части моего мозга соединились. Я ощущал свое присутствие. Упражнения позволили мне все больше и больше видеть обе стороны носа. Дерево за окном стало трехмерным: таким я никогда его не видел. Теперь я все видел по-другому. То, на что я смотрел, теперь было на своем — нужном — месте по отношению ко всему остальному. Я мог одновременно видеть объекты, находящиеся на самых разных планах. Попали в фокус ближние предметы, которые я обычно видел неясно. Я почувствовал себя живым. Я мог видеть сознание, пульсирующее в каждом листочке, и движения птиц».
Упражняясь в скрещении глаз при взгляде на нос, не забывайте о том, чтобы правильно (интегрированно) дышать. Вдыхайте, когда вы смотрите на нос. Выдыхая, глядите вдаль. Потом задержите взгляд на этой дали, пока вы не ощутите удовольствие, возникающее в паузе перед следующим.вдохом.
Эта ближняя и дальняя фокусировка очень полезна для улучшения зрения при дальнозоркости. Один из моих пациентов назвал эту практику «переключением». Мозг управляет ближними и дальними движениями, отдавая приказы глазным мышцам. Изменяя фокус, вы стимулируете и расслабляете ресничную мышцу. Изменение фокуса необходимо для поддержания его четкости и подвижности. Каждый его сдвиг опосредованно влияет на размер вашего зрачка. В главе 1 я уже говорил о том, что скрещение глаз влияет на величину зрачка. Когда вы смотрите на нос, вы способствуете одновременно и фокусировке, и скрещению глаз. Когда конвергенция (скрещение глаз) активизируется, зрачок становится меньше; при этом увеличивается поверхность радужной оболочки.
202
Дальнозоркость: сосредоточение в одной точке и прояснение зрения
Представьте себе, что при сужении зрачка происходит высвобождение и стимуляция гнева как модели поведения. Это значит, что благодаря зрительным упражнениям (будь то взгляд на нос или другие практики по скрещению глаз) вы активизируете эмоцию. Если вам понадобится на какое-то время отдохнуть от тех чувств, что всплывают на поверхность при выполнении этих упражнений, закройте глаза ладонями (положите ладони на глаза так, чтобы полностью прекратить поступление в них света, и отдохните в течение тридцати —- пятидесяти секунд) или посмотрите вдаль через окно.
На уровне разума скрещение глаз с целью посмотреть на нос помогает слиянию мыслей и чувств. Когда вы делаете это упражнение, ваше внимание сосредоточено на ощущении и виде двух сторон вашего носа. Когда вы усовершенствуете свою способность фокусироваться, произойдет вот что: вы будете меньше думать и обретете опыт сознательного использования глаз.
Дальнозоркость после сорока: у меня руки становятся коротки!
Я помню, что после сорока лет начал бояться старости. Как на шутливой открытке ко дню рождения, я чувствовал себя так, будто «взобрался на вершину холма». В шестнадцать лет родители отвели меня к семейному окулисту. Он проверил мои глаза и сказал, что у меня отменное зрение. Но когда мы уже уходили, он небрежно бросил: «Сейчас у вас отличные глаза, но когда вам стукнет сорок, вам придется читать в очках».
Когда мне исполнилось сорок, слова этого врача зазвучали у меня в голове. Я злился на него. Как он посмел промывать мне мозги таким унизительным способом! Я удивился столь сильному чувству обиды — и вспомнил о связи дальнозоркости и гнева. И рассмеялся. Я ощутил в себе гнев — и вдруг заметил, что мои руки действительно стали короче!
Я вспомнил, как впервые увидел что-то нечетко: я вышел из кинотеатра, и мне было трудно читать мелкие буквы. Я проклял оптика за его самодовольное пророчество. Но когда я понял, что тут вся штука — во Мне самом, то обрати<
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!