Основные принципы финансового права — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Основные принципы финансового права

2020-11-19 110
Основные принципы финансового права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основными принципами финансовой деятельности являются:

= законность;

= приоритет публичных интересов в правовом регулировании финансовых отношений;

= федерализм;

= единство финансовой политики и денежной системы;

= равно­правие субъектов РФ в области финансовой деятельности;

= са­мостоятельность финансовой деятельности в рамках компетен­ции органов местного самоуправления;

= социальную направлен­ность финансовой деятельности Российской Федерации;

= распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной), испол­нительной и судебной властей;

= гласность;

= плановость.

Финансово-правовое значение принципа законности пред­ставляет собой проекцию его общеправового значения, закрепленного в целом ряде норм Конституции РФ (например, ст. 4, 15, 19, 32, 35, 45—52). В свою очередь, в основе конституцион­ного закрепления данного принципа лежат соответствующие нормы международного права, нашедшие отражение, в частно­сти, в п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и поли­тических правах 1966 г., п. 1 ст. 7 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Законность представляет собой определенный ре­жим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посред­ством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов.

Основываясь на таком признаке права, как общеобязатель­ность правовых норм, законность охватывает все формы реали­зации финансового права. Она должна соблюдаться и на стадии законотворчества, и на различных стадиях правоприменитель­ного процесса.

Значительным достижением финансового права стало соот­ветствие содержания финансово-правового значения принципа законности сущности права и правовых законов — справедли­вости.

Принцип справедливости выражается в соразмерности налогов, заключающейся в соотношении доходной части бюджета и уменьшении собственности налогоплательщика. Соглас­но п. 2 ст. 3 НК РФ не допускается установление и применение налогов и сборов, различающихся в зависимости от политичес­ких, конфессиональных и иных различий между налогоплатель­щиками. Также законодательство содержит запрет на установле­ние дифференцированных ставок налогов и сборов либо налого­вых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц либо места происхождения капитала.

Финансово-правовое значение принципа за­конности заключается в создании и поддержании режима леги­тимности финансовой деятельности государства и местного са­моуправления. Основными элементами данного принципа сле­дует считать верховенство Конституции РФ и верховенство закона; единство законности, равенство всех перед финансовым законодательством; неотвратимость финансово-правовой ответ­ственности.

Принцип приоритета публичных интересов выражается в верховенстве об­щих интересов субъектов финансового права. В процессе акку­мулирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов складываются процессы и явления, объективно требующие публично-правового регулиро­вания.

Финансовое обеспечение целей и задач государства предназ­начено для удовлетворения интересов органов власти и общих интересов индивидуальных и коллективных субъектов. Без фи­нансового обеспечения функционирования государства невоз­можно удовлетворение общезначимых, публичных интересов всего общества.

Публичность финансового права проявляется не только в специфике объектов общего интереса - финансовых ресурсах государства, в правовом статусе субъектов. Государство и муни­ципальные образования выступают обязательными участника­ми финансовых правоотношений, обладая при этом возможно­стью применения властных правовых механизмов.

Сочетание публичных и частных интересов в правовом регули­ровании финансовых отношений выражается в двух взаимосвя­занных аспектах: сохранении публичного приоритета, но с уче­том частных интересов; взаимопроникновении и взаимодей­ствии публично-правовых и частноправовых юридических средств, в частности категорий, принципов, дефиниций, методов.

Принцип федерализма является исходным началом финансовой деятельности госу­дарства, выражающимся в сочетании общегосударственных фи­нансовых интересов с интересами субъектов РФ и разграниче­нии бюджетной компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ.

Основные характеристики принципа фе­дерализма закреплены Конституцией РФ: государственный су­веренитет (ст. 4); единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5); равноправие субъектов РФ (ч. 1 и 4 ст. 5); единство кон­ституционно-правовой системы (ст. 15); разграничение предме­тов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной вла­сти субъектов РФ (ч. 3 ст. 5); самостоятельность (в пределах своих полномочий) местного самоуправления (ст. 12).

Сущность федеративных отношений в финансовой деятельности государства обусловле­на способом разграничения и структурирования предметов ве­дения «по вертикали», системой разделения государственной власти между Российской Федерацией и субъектами РФ, право­вым статусом субъектов федеративных отношений, методами воздействия на участников финансовых правоотношений.

Принцип федерализма в финансовом праве оказывает суще­ственное влияние на финансовую деятельность муниципальных образований, что обусловлено наличием собственной финансо­вой компетенции у Российской Федерации, субъектов РФ и му­ниципальных образований, порядком разграничения доходов и расходов государственных и муниципальных бюджетов, а также отнесением Конституцией РФ установления общих принципов организации местного самоуправления к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Принцип единства финансовой политики и денежной системы проявляется в единой финансовой политике на всех уровнях Рос­сийской Федерации, субъектов РФ с учетом особенностей и традиций муниципальных образований.

Один из основных факторов обеспечения единства финансо­вой политики — единство правового пространства. Финансовая политика — это составная часть единой госу­дарственной экономической политики. Реальная политико-правовая жизнь показывает тесную, почти неразрывную связь финансовых отношений и политики, поэтому и необходима финансово-правовая политика как оптимальная модель их вза­имодействия.

Другим компонентом рассматриваемого принципа является единство денежной системы. Центральный банк РФ является органом де­нежно-кредитного регулирования.

Финансово-правовая политика есть основан­ная на правовых нормах публичная деятельность субъектов финансового права и политической власти по созданию опти­мального механизма финансово-правового регулирования в це­лях планомерного аккумулирования, распределения и исполь­зования государственных (муниципальных) фондов денежных средств, а также деятельность стратегического характера, на­правленная на совершенствование финансовых отношений в целях установления баланса сфер влияний различных обще­ственных (социальных) регуляторов.

Принцип равноправия субъектов РФ в области финансовой де­ятельности основан на ст. 5 Конституции РФ, согласно кото­рой все субъекты РФ обладают одинаковым правовым статусом. Принцип равноправия имеет два аспекта: во-первых, по­строение равноправных финансовых взаимоотношений с Рос­сийской Федерацией и, во-вторых, равноправие по отношению друг к другу. Первый аспект подразумевает наличие единой для всех субъектов РФ нормативно-правовой базы, обеспечивающей унификацию в финансовых связях с федеральным центром.

Второй аспект подразумевает равенство субъектов РФ по от­ношению друг к другу, что реализуется через юридическое равен­ство нормативных актов в финансовой сфере всех субъектов РФ, единые правовые основы и механизмы разграничения финансо­вой компетенции, недопустимость предоставления льгот или ус­тановления запретов, носящих индивидуальный характер.

Равенство субъектов РФ проявляется и в наделении законо­дательных органов субъектов РФ правом законодательной ини­циативы в сфере финансовых правоотношений (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ).

Реальное правовое обеспечение принципа равноправия субъ­ектов РФ является залогом территориальной целостности и поли­тической стабильности государства, поскольку снижает степень напряженности между федеральным центром и субъектами РФ, имеющими более ограниченный финансово-правовой статус.

Принцип амостоятельности финансовой деятельности органов местного самоуправления в рам­ках компетенции заключается в наличии у муниципальных образований собственной компетенции в бюджетной сфере, налоговых и кредитных отношениях, полномочий относительно создания муниципальных предприятий и кредитных организаций.

Формирование финансовой основы местного самоуправления и совершенствование системы бюджетного регулирования при­знаны государством как важнейшие условия для реализации орга­нами местного самоуправления своих конституционных полно­мочий.

Но финансовая самостоятельность местного само­управления законодательно ограничена вопросами местного значения и не может выходить за полномочия, предоставлен­ные нормативными финансово-правовыми актами федерально­го уровня и субъекта РФ.

Принцип социальной направленности финансовой деятельности Россий­ской Федерации вытекает из ст. 7 Конституции РФ, где сказано, что Российская Федерация — социальное государ­ство, политика которого направлена на создание условий, обес­печивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальная направленность финансовой деятельности государства ориентирована на все субъекты и проявляется в различных аспектах: страхование за счет бюджетных средств лиц, выполняющих профессиональные обязанности перед государством; государственное регулирование минимальной бюджетной обеспеченности и гарантирова­ние бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам минимально­го бюджета; установление принципа учета фактической способ­ности налогоплательщика к уплате налогов и т. д.

Финансировать социальные функции государство способно, только опираясь на мощную и стабильную финансовую систе­му. Формирование государственных до­ходов находится в прямой зависимости от участия каждого субъекта права в публичной финансовой деятельности.

Распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной), исполни­тельной и судебной властей. Этот принцип заключается в том, что финансовая деятельность де­мократического государства, являясь частью его экономической функции, может осуществляться при условии разделения госу­дарственных полномочий между самостоятельными государ­ственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти — законодательная, исполни­тельная и судебная, каждая из них в сфере финансовой деятель­ности исполняется самостоятельно соответствующими органа­ми государственной власти.

На федеральном уровне организации государственной влас­ти распределение функций в области финансовой деятельности выглядит следующим образом.

Законодательный (представи­тельный) орган — Федеральное Собрание РФ — принимает финансовые законы, определяет нормативную базу деятельнос­ти всех финансовых органов государства.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть, организует исполнение финансовых законов, осуществляет в пределах своей компетенции нормотворчество по вопросам финансовой деятельности государства. К исключительной ком­петенции Правительства РФ относится разработка и представ­ление Государственной Думе федерального бюджета, обеспече­ние его исполнения, представление отчета об исполнении феде­рального бюджета. Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и де­нежной политики. I

Судебная система - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, вытекающие из финансовых правоот­ношений, разрешают финансово-правовые конфликты, а также им принадлежит право законодательной инициативы по вопро­сам их ведения.

Президент РФ являясь главой государства, формально не относится ни к одной из трех ветвей власти, обеспе­чивает проведение единой финансовой политики, согласовыва­ет и координирует деятельность всех ветвей власти, что позво­ляет эффективно действовать всему финансово-правовому ме­ханизму.

Принцип гласности в финансовой деятельности государства отражает признак демократического общества. В финансовом праве гласность обеспечивается открытым обсуждением финан­совых законопроектов, проектов бюджетов всех уровней на оче­редной финансовый год, обязательным опубликованием в сред­ствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, а также доступностью иных сведений (за исключением секретных статей) по решению представительных органов власти или органов местного самоуправления.

Принцип плановости в финансовой деятельности проявляется в законодательно установленных требованиях для всех субъек­тов финансового права осуществлять процессы аккумулирова­ния, распределения или использования денежных средств на основе финансовых планов. Финансовое планирование направ­лено на достижение баланса доходов и расходов как территори­альных, так и коллективных субъектов.

Планирование финансовой деятельности осуществляется вне­бюджетными фондами, страховыми компаниями, кредитными организациями, государственными и муниципальными предпри­ятиями.

Реализация принципа плановости позволяет субъектам учи­тывать результаты предыдущих периодов финансовой деятель­ности, прогнозировать свое финансовое развитие и таким образом осуществлять аккумулирование, распределение и использо­вание денежных средств более эффективными методами.

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.