Понятие страхового правоотношения. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Понятие страхового правоотношения.

2020-11-19 81
Понятие страхового правоотношения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Виды страхования

Понятие страхования, как отмечалось ранее, содержится в Законе об организации страхового дела в РФ, в соответствии с которым страхование представляет собой отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. Помимо страхования в законодательстве содержатся понятия "сострахование" и "перестрахование".

Под сострахованием понимается страхование одного и того же объекта страхования несколькими страховщиками по одному договору страхования.

Под перестрахованием понимается деятельность по защите одним страховщиком (перестраховщиком) имущественных интересов другого страховщика (перестрахователя), связанная с принятием последним по договору страхования (основному договору) обязательств по страховой выплате.

Возникающие в процессе страхования, сострахования, перестрахования общественные отношения регулируются нормами права и приобретают форму правоотношения, субъекты которого обладают юридическими правами и обязанностями.

Страховые правоотношения возникают между различными субъектами. Закон об организации страхового дела в РФ относит к участникам названных отношений:

- страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей;

- страховые организации;

- общества взаимного страхования;

- страховых агентов, страховых брокеров;

- страховых актуариев;

- орган страхового надзора (федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление государственного надзора за деятельностью субъекта страхового дела).

Страховыми организациями - страховщиками, в соответствии с законом, могут быть как государственные, так и негосударственные юридические лица, созданные для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования на основании соответствующей лицензии (разрешения), предоставляющей право заниматься страховой деятельностью на территории Российской Федерации.

Страховщики выполняют следующие функции:

- осуществляют оценку страхового риска;

- получают страховые премии (страховые взносы);

- формируют страховые резервы;

- инвестируют активы;

- определяют размер убытков или ущерба;

- производят страховые выплаты;

- осуществляют иные действия, связанные с исполнением обязательств по договору страхования.

Юридические и физические лица для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества взаимного страхования в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом "О взаимном страховании" (о чем будет сказано в следующем параграфе).

Страховые агенты - граждане Российской Федерации, осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора, или российские юридические лица (коммерческие организации), представляющие страховщика в отношениях со страхователем по поручению страховщика в соответствии с предоставленными полномочиями.

Страховые брокеры - граждане Российской Федерации, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, или российские юридические лица (коммерческие организации), представляющие страхователя в отношениях со страховщиком по поручению страхователя или осуществляющие от своего имени посредническую деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования или договоров перестрахования.

Страховые актуарии - граждане Российской Федерации, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании трудового договора или гражданско-правового договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных счетов.

Страховщики по итогам каждого финансового года обязаны проводить актуарную оценку принятых страховых обязательств (страховых резервов). Полученные результаты страховщики должны представлять в орган страхового надзора.

Общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые актуарии являются субъектами страхового дела, и их деятельность также подлежит лицензированию.

Предметом непосредственной деятельности страховщиков не может быть производственная, торгово-производственная и банковская деятельность.

Страхователями могут быть юридические и дееспособные физические лица. Страхователь вправе заключить со страховщиком договор о страховании третьих лиц в пользу последних (застрахованные лица).

- В страховых правоотношениях может участвовать и выгодоприобретатель, когда страхователь при заключении договоров страхования назначит физическое или юридическое лицо для получения страховых выплат.

Объектами страхования, в соответствии с Законом об организации страхового дела в РФ, являются не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы.

К объектам страхования ст. 4 Закона об организации страхового дела в РФ относит следующие.

Объектами личного страхования могут быть имущественные интересы, связанные:

1) с достижением гражданами определенного возраста, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни);

2) причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование).

Объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные:

1) с владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества);

2) обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности);

3) осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков).

В соответствии со ст. 928 ГК РФ не допускается страхование противоправных интересов, убытков от участия в играх, лотереях и пари, а также расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников. Пунктом 3 ст. 4 Закона об организации страхового дела в РФ это положение уточнено и подчеркивается, что "страхование противоправных интересов, а также интересов, которые не являются противоправными, но страхование которых запрещено законом, не допускается".

- Страховое законодательство предусматривает несколько видов страхования. При классификации страхования могут быть использованы разнообразные критерии.

Российским законодательством предусмотрено две формы страхования:

1) обязательное (в силу закона);

2) добровольное (в силу соглашения).

Обязательное страхование может осуществляться как за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации (обязательное государственное страхование), так и за счет страхователей.

Добровольное страхование возникает на основании договора имущественного или личного страхования, заключаемого гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).

По объекту страхования оно делится:

1) на имущественное страхование (страхование материальных ценностей, страхование гражданской ответственности, страхование предпринимательских рисков);

2) личное страхование (страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование).

В целом в соответствии с классификацией видов страхования, предусмотренной ст. 32.9 Закона об организации страхового дела в РФ, предусмотрено 23 различных вида страхования, к которым, в частности, отнесено:

- страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события;

- пенсионное страхование;

- страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика;

- страхование от несчастных случаев и болезней;

- медицинское страхование;

- страхование средств наземного, железнодорожного, воздушного, водного транспорта;

- страхование грузов;

- страхование имущества юридических лиц;

- страхование гражданской ответственности владельцев различного вида транспортных средств;

- страхование предпринимательских рисков;

- страхование финансовых рисков и др.

Данный перечень имеет большое значение, поскольку лицензии страховщикам выдаются только на проведение конкретных видов страхования. Этот перечень видов страхования является исчерпывающим, что означает недопустимость осуществления иных видов страхования, не предусмотренных законом.

В целях создания стабильного страхового рынка, способствующего выполнению общесоциальных целей и задач по защите граждан и организаций от наступления неблагоприятных последствий, государство, уполномоченные им органы власти осуществляют особый вид деятельности - регулирование страхового дела.

 

7. Общие положения налогового права рф.

 

Налоговое право — отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

Предметом регулирования налогового права являются общественные отношения в сфере налогообложения: 1) по установлению и введению в действие налогов и сборов с организаций и физических лиц, перечисляемых в бюджетную систему; 2) по взиманию налогов и сборов (включая отношения по их самостоятельной уплате налогоплательщиками и принудительному взысканию) 3) по осуществлению налогового контроля; 4) по привлечению к налоговой ответственности; 5) по защите прав налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, участвующих в налоговых правоотношениях.

Предмет налогового права - совокупность общественных отношений, формирующихся в сфере налогообложения.

Метод налогового права — это совокупность и сочетание приемов и способов воздействия права на общественные отношения в сфере налогообложения.

В ст. 2 Н К РФ закреплено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, ведению и взиманию налогов в Российской Федерации. В основе метода налогового права лежит метод предписаний властно-имущественного характера, т.е. применение однозначных, не допускающих выбора норм в целях формирования государственного бюджета. Но применение в налоговом праве преимущественно императивного способа не исключает использование рекомендаций, согласований и права выбора поведения подчиненного субъекта (налогоплательщика), т.е. метода координации.

Система налогового права

Система налогового права – определенная внутренняя его структура, строение, организация которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся отношений налоговой сферы.

К Общей части налогового права относятся:

· нормы, закрепляющие общие принципы построения налоговой системы Российской Федерации;

· принципы формирования налогового законодательства;

· правовые формы и методы деятельности компетентных государственных (муниципальных) органов в области налогообложения;

· основные черты правового положения участников налоговых отношений.

Особенная часть содержит:

· нормы, конкретизирующие нормы общей части и регламентирующие порядок взимания конкретных налоговых платежей;

· круг плательщиков по каждому налогу;

· объекты налогообложения;

· налоговую базу;

· порядок исчисления и уплаты.

Систему налогового права следует отличать от системы налогов и сборов. Налоговая система и система налогов и сборов соотносятся как общее и частное. Система налогов и сборов является неотъемлемой частью налоговой системы Российской Федерации и представляет собой совокупность отдельных видов налогов и сборов. Она представлена тремя уровнями: федеральные, региональные и местные налоги.

Первичной ячейкой, лежащей в основе налоговой системы, являются принципы налогообложения, выражающие качественную особенность налогообложения. Согласно п. «и» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, установление общих принципов налогообложения находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

· Принцип законности является основополагающим общеправовым принципом российского права и необходимым условием нормального функционирования любой правовой системы. Он заключается в том, что вся деятельность в сфере налогов и сборов детально урегулирована нормами налогового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

· Принцип публичности налогообложения связан с конституционной обязанностью каждого платить законно установленные налоги и сборы. Это обусловлено публично-правовой природой государственной власти и тем, что налоговые правоотношения представляют собой отношения властного подчинения: налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, а налогоплательщику — обязанность повиновения.

· Принцип справедливости представляет собой всеобщность и соразмерность налогообложения. В частности, по отношению к гражданам он означает запрещение всех форм дискриминации и запрет устанавливать налоги исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных подобных критериев.

· Принцип единства налоговой системы вытекает из конституционных принципов единой финансовой политики и единства экономического пространства России. Он означает, что не допускается установление налогов и сборов, каким-либо образом препятствующих свободному перемещению товаров, работ, услуг и финансовых средств по территории нашего государства. Ограничения могут вводиться только федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

· Принцип законодательной формы установления налогов заложен в ст. 57 Конституции РФ, устанавливающей, что налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться законно установленными.

· Принцип налогового федерализма вытекает из норм ч. 3 ст. 75 Конституции РФ: «Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом». Поэтому законы субъектов РФ по этому предмету совместного ведения должны приниматься в соответствии с данным Законом (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).

· Принцип однократности налогообложения состоит в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.

· Принцип определенности налога устанавливает, что налоговое законодательство должно содержать все элементы налога, необходимые для его исчисления и уплаты, а сами законы о налогах должны быть конкретными и понятными.

Источники налогового права.

Это внешние конкретные формы его выражения, т.е. правовые акты, представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления содержащие нормы которые регулируют вопросы установления введения и взымания налогов и сборов, регулируют отношения в сфере налогового контроля и отношения по привлечению к ответственности за налоговые правонарушения.

Система источников налогового права в структурном отношении можно разделить на 2 части: источники имеющие внутригосударственную природу и международно-правовые источники.

К источникам права, в том числе и налогового, принято относить разные нормативные правовые акты, содержащие надлежащие нормы права. Источниками налогового права являются законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов РФ о налогах и (либо) сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах (сборах), подзаконные акты органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, международные договоры по вопросам налогообложения, постановления высших судебных органов Российской Федерации по вопросам судебной практики, Конституционного Суда РФ. Система источников налогового права смотрится последующим образом:

1) Конституция РФ;

2) особое налоговое законодательство, которое включает:

а) федеральное законодательство о налогах и сборах (НК РФ; другие федеральные законы о налогах и сборах);

б) региональное законодательство о налогах и сборах (законы субъектов РФ; другие нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными органами субъектов РФ);

в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления;

3) общее налоговое законодательство;

4) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и обложением сборами:

а) акты органов общей компетенции;

б) акты органов специальной компетенции;

5) решения Конституционного Суда РФ;

6) нормы интернационального права и международные договоры Российской Федерации.

Конституция. Источниками налогового права являются положения Конституции РФ, как конкретно содержащие налогово-правовые нормы, так и имеющие огромное значение при установлении общих принципов налогообложения, установлении и внедрении налогов и сборов, формировании налоговой политики Российской Федерации, определяющие магистральные направления совершенствования и развития налогового права и в целом образующие конституционные базы налогообложения. Так, работающая Конституция РФ устанавливает, что каждый должен платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Иными словами, данная норма Конституции подчеркивает законность установления налоговых платежей и их всеобщность.

Налоговый кодекс РФ — единый законодательный акт, систематизирующий сферу налогового права и закрепляющий основополагающие принципы налогообложения в России. Он состоит из двух частей (см. рис. 3 и 4 настоящего учебного пособия). Часть первая НК РФ введена в действие с 1 января 1999 г. В этой части установлены и закреплены:

* система законодательства о налогах и сборах;

* общие принципы налогообложения;

* система налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц;

* налоговые органы и участники налоговых отношений;

* основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов и сборов;

* порядок и процедуры налогового производства и налогового контроля;

НКРФ.

Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах

1. Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы Российской Федерации не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Статья 5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени

1. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

2. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

3. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

4. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

5. Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

 

8. Общие положения бюджетного права

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.