Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-11-19 | 104 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Финансовое право, как отрасль российского права
Финансовое право - это отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие в процессе аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства или муниципальных образований в целях осуществления публичных функций.
1. 1. Понятие и предмет финансового права
Понятие финансового права
Финансовое право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений и связей, возникающих между частными и публичными субъектами в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления.
Системная организация этих норм, находя свое закрепление в нормативных финансово-правовых актах, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, образует систему финансового законодательства.
Все отрасли права различаются между собой по предмету правового регулирования. Предмет правового регулирования образуют отношения, характеризующиеся следующими признаками: устойчивостью и повторяемостью; способностью к внешнему правовому контролю; нахождением в правовом поле, т. е. под юрисдикцией права.
1.2. Место финансового права в единой системе российского права
Особенности финансового права полнее раскрываются при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.
Конституционное право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти. Оно закрепляет правовое положение личности, основы общественного строя российского государства, его федеративное устройство, систему и принципы организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Конституционное право закрепляет исходные начала как финансового права в целом, так и каждого финансово-правового института. Конституционное право содержит нормы, непосредственно относящиеся к финансовому праву. Они закрепляют основы организации финансовой деятельности государства. Например, федеративное государственное устройство России обусловило наличие бюджетных прав у субъектов Федерации
|
Финансовое право базируется и развивается на этих основах, которые конкретизируются в финансовом праве.
Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.
Поскольку значительная часть образования, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов) осуществляется в процессе государственного управления как деятельности органов исполнительной власти, финансовое и административное право используют сходные методы правового регулирования, главным образом, метод властных предписаний.
При наличии сходства этих отраслей они различаются по предмету регулирования. Отношения, которые непосредственно связаны с выполнением органами государственного управления функций по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов, входят в предмет финансового права. К сфере административного права относится регулирование и координация деятельности министерств, комитетов и других органов исполнительной власти в экономике, социально-культурной сфере и т.п. функции. Финансовое же право определяет источники и порядок образования денежных фондов министерств, комитетов, источники и порядок их финансирования, виды платежей, порядок распределения между подведомственными организациями бюджетных ассигнований и т.д. В процессе деятельности финансово-кредитных органов возникают также отношения, которые регулируются нормами как финансового, так и административного права. Финансовое право регулирует такие отношения, которые непосредственно связаны с выполнением этими органами функций по мобилизации денежных средств в распоряжение государства, их распределению и контролю за использованием. Административное право закрепляет структуру финансово-кредитных органов, организационные формы их деятельности, порядок назначения и увольнения должностных лиц и т.п.
|
Связь финансового права с муниципальным обусловлена комплексным характером последнего, концентрирующим в себе нормы многих отраслей права, регулирующие отношения, возникающие в процессе формирования и деятельности органов местного самоуправления в целом. В их круг вошли и нормы финансового права, предметом которого являются отношения органов местного самоуправления в области их финансовой деятельности.
Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом, поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения.
В связи с выполнением государственными и муниципальными органами функций по мобилизации и распределению государственных денежных средств они в качестве юридических лиц вступают в отношения на основе договора (например, договор ссуды, договор хранения и др.). Для таких отношений характерно равенство, экономическая обособленность сторон, и в предмет финансово-правового регулирования они не входят.
Нормы финансового права в данном случае устанавливают порядок мобилизации денежных средств в распоряжение государства этими органами, источники финансово-кредитных ресурсов, которыми они оперируют, порядок планирования процесса образования и распределения создаваемых ими денежных фондов, способы проведения контроля за финансовой деятельностью организаций и т.п.
Финансовое право связано и с другими отраслями российского права.
Выяснение особенностей финансового права, умение отграничить его от других отраслей права имеет существенное практическое значение, так как способствует четкой организации финансовой деятельности государства и муниципальных образований с учетом ее специфики, помогает правильному применению юридических мер воздействия в необходимых случаях.
|
Система налогового права
Система налогового права – определенная внутренняя его структура, строение, организация которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся отношений налоговой сферы.
К Общей части налогового права относятся:
· нормы, закрепляющие общие принципы построения налоговой системы Российской Федерации;
· принципы формирования налогового законодательства;
· правовые формы и методы деятельности компетентных государственных (муниципальных) органов в области налогообложения;
· основные черты правового положения участников налоговых отношений.
Особенная часть содержит:
· нормы, конкретизирующие нормы общей части и регламентирующие порядок взимания конкретных налоговых платежей;
· круг плательщиков по каждому налогу;
· объекты налогообложения;
· налоговую базу;
· порядок исчисления и уплаты.
Систему налогового права следует отличать от системы налогов и сборов. Налоговая система и система налогов и сборов соотносятся как общее и частное. Система налогов и сборов является неотъемлемой частью налоговой системы Российской Федерации и представляет собой совокупность отдельных видов налогов и сборов. Она представлена тремя уровнями: федеральные, региональные и местные налоги.
Первичной ячейкой, лежащей в основе налоговой системы, являются принципы налогообложения, выражающие качественную особенность налогообложения. Согласно п. «и» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, установление общих принципов налогообложения находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
· Принцип законности является основополагающим общеправовым принципом российского права и необходимым условием нормального функционирования любой правовой системы. Он заключается в том, что вся деятельность в сфере налогов и сборов детально урегулирована нормами налогового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
|
· Принцип публичности налогообложения связан с конституционной обязанностью каждого платить законно установленные налоги и сборы. Это обусловлено публично-правовой природой государственной власти и тем, что налоговые правоотношения представляют собой отношения властного подчинения: налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, а налогоплательщику — обязанность повиновения.
· Принцип справедливости представляет собой всеобщность и соразмерность налогообложения. В частности, по отношению к гражданам он означает запрещение всех форм дискриминации и запрет устанавливать налоги исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных подобных критериев.
· Принцип единства налоговой системы вытекает из конституционных принципов единой финансовой политики и единства экономического пространства России. Он означает, что не допускается установление налогов и сборов, каким-либо образом препятствующих свободному перемещению товаров, работ, услуг и финансовых средств по территории нашего государства. Ограничения могут вводиться только федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
· Принцип законодательной формы установления налогов заложен в ст. 57 Конституции РФ, устанавливающей, что налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться законно установленными.
· Принцип налогового федерализма вытекает из норм ч. 3 ст. 75 Конституции РФ: «Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом». Поэтому законы субъектов РФ по этому предмету совместного ведения должны приниматься в соответствии с данным Законом (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).
· Принцип однократности налогообложения состоит в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.
· Принцип определенности налога устанавливает, что налоговое законодательство должно содержать все элементы налога, необходимые для его исчисления и уплаты, а сами законы о налогах должны быть конкретными и понятными.
Источники налогового права.
Это внешние конкретные формы его выражения, т.е. правовые акты, представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления содержащие нормы которые регулируют вопросы установления введения и взымания налогов и сборов, регулируют отношения в сфере налогового контроля и отношения по привлечению к ответственности за налоговые правонарушения.
|
Система источников налогового права в структурном отношении можно разделить на 2 части: источники имеющие внутригосударственную природу и международно-правовые источники.
К источникам права, в том числе и налогового, принято относить разные нормативные правовые акты, содержащие надлежащие нормы права. Источниками налогового права являются законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов РФ о налогах и (либо) сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах (сборах), подзаконные акты органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, международные договоры по вопросам налогообложения, постановления высших судебных органов Российской Федерации по вопросам судебной практики, Конституционного Суда РФ. Система источников налогового права смотрится последующим образом:
1) Конституция РФ;
2) особое налоговое законодательство, которое включает:
а) федеральное законодательство о налогах и сборах (НК РФ; другие федеральные законы о налогах и сборах);
б) региональное законодательство о налогах и сборах (законы субъектов РФ; другие нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными органами субъектов РФ);
в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления;
3) общее налоговое законодательство;
4) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и обложением сборами:
а) акты органов общей компетенции;
б) акты органов специальной компетенции;
5) решения Конституционного Суда РФ;
6) нормы интернационального права и международные договоры Российской Федерации.
Конституция. Источниками налогового права являются положения Конституции РФ, как конкретно содержащие налогово-правовые нормы, так и имеющие огромное значение при установлении общих принципов налогообложения, установлении и внедрении налогов и сборов, формировании налоговой политики Российской Федерации, определяющие магистральные направления совершенствования и развития налогового права и в целом образующие конституционные базы налогообложения. Так, работающая Конституция РФ устанавливает, что каждый должен платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Иными словами, данная норма Конституции подчеркивает законность установления налоговых платежей и их всеобщность.
Налоговый кодекс РФ — единый законодательный акт, систематизирующий сферу налогового права и закрепляющий основополагающие принципы налогообложения в России. Он состоит из двух частей (см. рис. 3 и 4 настоящего учебного пособия). Часть первая НК РФ введена в действие с 1 января 1999 г. В этой части установлены и закреплены:
* система законодательства о налогах и сборах;
* общие принципы налогообложения;
* система налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц;
* налоговые органы и участники налоговых отношений;
* основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов и сборов;
* порядок и процедуры налогового производства и налогового контроля;
НКРФ.
Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах
1. Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы Российской Федерации не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.
Статья 5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
1. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.
2. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
3. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
4. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
5. Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
8. Общие положения бюджетного права
Бюджетные правоотношения
Бюджетный кодекс РФ относит к бюджетным правоотношениям отношения, которые возникают в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований и бюджетов государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджета Российской Федерации, бюджетов ее субъектов, бюджетов муниципальных образований, утверждения и исполнения этих бюджетов, контроля за их исполнением. При этом БК РФ не дает общей характеристики или определения бюджетных правоотношений, а лишь ограничивается перечислением основных их видов.
Бюджетные правоотношения можно разделить на три группы:
1) отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
2) отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов РФ, ее субъектов и муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, а также отношения, возникающие в связи с государственным и муниципальным долгом;
3) отношения, связанные с определением правового статуса участников бюджетного процесса и их ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Субъектами бюджетных правоотношений являются:
1) Российская Федерация, субъекты РФ, а также муниципальные образования, которые участвуют в бюджетных правоотношениях через свои представительные и исполнительные органы в интересах соответственно РФ, субъектов РФ или муниципальных образований в целом;
2) представительные и исполнительные органы государственной власти РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
3) государственные и муниципальные организации (предприятия, учреждения) - получатели бюджетных средств.
Негосударственные организации, а также граждане субъектами бюджетных правоотношений не являются. Исключения составляют негосударственные организации, имеющие в соответствии с нормативными правовыми актами право на получение бюджетных средств.
Особенностью бюджетных правоотношений является то, что они ограничены во времени сроком действия бюджета: бюджетные правоотношения возникают 1 января соответствующего финансового года и прекращаются 31 декабря соответствующего финансового года.
В пункте 2 ст. 1 БК РФ указывается, что кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
Источники бюджетного права - это внешние конкретные формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, регулирующие общественные отношения в сфере бюджетной деятельности.
Финансовое право, как отрасль российского права
Финансовое право - это отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие в процессе аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства или муниципальных образований в целях осуществления публичных функций.
1. 1. Понятие и предмет финансового права
Понятие финансового права
Финансовое право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений и связей, возникающих между частными и публичными субъектами в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления.
Системная организация этих норм, находя свое закрепление в нормативных финансово-правовых актах, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, образует систему финансового законодательства.
Все отрасли права различаются между собой по предмету правового регулирования. Предмет правового регулирования образуют отношения, характеризующиеся следующими признаками: устойчивостью и повторяемостью; способностью к внешнему правовому контролю; нахождением в правовом поле, т. е. под юрисдикцией права.
1.2. Место финансового права в единой системе российского права
Особенности финансового права полнее раскрываются при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.
Конституционное право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти. Оно закрепляет правовое положение личности, основы общественного строя российского государства, его федеративное устройство, систему и принципы организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Конституционное право закрепляет исходные начала как финансового права в целом, так и каждого финансово-правового института. Конституционное право содержит нормы, непосредственно относящиеся к финансовому праву. Они закрепляют основы организации финансовой деятельности государства. Например, федеративное государственное устройство России обусловило наличие бюджетных прав у субъектов Федерации
Финансовое право базируется и развивается на этих основах, которые конкретизируются в финансовом праве.
Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.
Поскольку значительная часть образования, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов) осуществляется в процессе государственного управления как деятельности органов исполнительной власти, финансовое и административное право используют сходные методы правового регулирования, главным образом, метод властных предписаний.
При наличии сходства этих отраслей они различаются по предмету регулирования. Отношения, которые непосредственно связаны с выполнением органами государственного управления функций по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов, входят в предмет финансового права. К сфере административного права относится регулирование и координация деятельности министерств, комитетов и других органов исполнительной власти в экономике, социально-культурной сфере и т.п. функции. Финансовое же право определяет источники и порядок образования денежных фондов министерств, комитетов, источники и порядок их финансирования, виды платежей, порядок распределения между подведомственными организациями бюджетных ассигнований и т.д. В процессе деятельности финансово-кредитных органов возникают также отношения, которые регулируются нормами как финансового, так и административного права. Финансовое право регулирует такие отношения, которые непосредственно связаны с выполнением этими органами функций по мобилизации денежных средств в распоряжение государства, их распределению и контролю за использованием. Административное право закрепляет структуру финансово-кредитных органов, организационные формы их деятельности, порядок назначения и увольнения должностных лиц и т.п.
Связь финансового права с муниципальным обусловлена комплексным характером последнего, концентрирующим в себе нормы многих отраслей права, регулирующие отношения, возникающие в процессе формирования и деятельности органов местного самоуправления в целом. В их круг вошли и нормы финансового права, предметом которого являются отношения органов местного самоуправления в области их финансовой деятельности.
Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом, поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения.
В связи с выполнением государственными и муниципальными органами функций по мобилизации и распределению государственных денежных средств они в качестве юридических лиц вступают в отношения на основе договора (например, договор ссуды, договор хранения и др.). Для таких отношений характерно равенство, экономическая обособленность сторон, и в предмет финансово-правового регулирования они не входят.
Нормы финансового права в данном случае устанавливают порядок мобилизации денежных средств в распоряжение государства этими органами, источники финансово-кредитных ресурсов, которыми они оперируют, порядок планирования процесса образования и распределения создаваемых ими денежных фондов, способы проведения контроля за финансовой деятельностью организаций и т.п.
Финансовое право связано и с другими отраслями российского права.
Выяснение особенностей финансового права, умение отграничить его от других отраслей права имеет существенное практическое значение, так как способствует четкой организации финансовой деятельности государства и муниципальных образований с учетом ее специфики, помогает правильному применению юридических мер воздействия в необходимых случаях.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!