Испытания при вступлении в орден. Другие церемонии — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Испытания при вступлении в орден. Другие церемонии

2021-01-29 104
Испытания при вступлении в орден. Другие церемонии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Почти все обвинения в адрес тамплиеров касались одних и тех же ЦЕРЕМОНИЙ, и особенно той, о которой, казалось, знали больше всего. Речь идет о церемонии принятия в орден.

Поскольку она проводилась для новичков, то о ней было больше всего известно, она была самой распространенной, и именно из‑за нее тамплиеров больше всего поливали грязью, пытаясь представить эту церемонию как доказательство их виновности.

В чем же заключался этот обряд? Была предпринята попытка показать, что в том, как принимали в орден новых членов, было сходство с некоторыми языческими обрядами древности.

Сходство существовало, но оно свидетельствовало не о намерении нарушить законы христианства и обратиться к язычеству, а о том, что в древности всегда существовали школы мистерий, инициатические школы, где новички или претенденты на вступление должны были пройти ряд испытаний, чтобы быть принятыми окончательно.

Это сходство показывает нам наличие здесь связи с теми группами людей, которые на протяжении всей истории стремились к такому же пробуждению человека.

В древности было принято прибегать к испытательному сроку или испытаниям, которым подвергались новички, прежде чем их принимали в ряды той или иной школы. Эти испытания были очень конкретными – надо было пройти через ЧЕТЫРЕ СТИХИИ: Земли, Воды, Воздуха и Огня, и для этого создавались разные непростые ситуации.

В рамках испытаний стихии Земли нужно было пройти извилистыми дорогами, преодолеть лабиринты, проявив способность не потеряться, не сбиться с пути.

В испытаниях стихией Воды надо было пересечь вплавь реку или искусственный канал. Но, например, могло ставиться условие, что грести можно лишь одной рукой (это из древних источников). По другим источникам, надо было поддерживать свет в лампе, чтобы освещать путь, и ни в коем случае нельзя было допустить, чтобы он погас.

При испытании Огнем, например, необходимо было пройти сквозь строение, охваченное огнем. Но это был не настоящий огонь; уже после того, как человек осмеливался и входил, становилось ясно, что для иллюзии пожара использовались зеркала, но решиться надо было по‑настоящему, ведь заранее об иллюзии не было известно.

 

Фрагмент южного портала собора Нотр‑Дам

XIII в. Шартр, Франция

 

Существовали также испытания психологического, ментального или морального свойства, чтобы удостовериться, что у кандидата достаточно необходимых качеств для вступления в одну из подобных школ мистерий.

У тамплиеров тоже были свои испытания. Они были в меньшей степени физическими, поскольку считалось, что те дворяне и воины, которые вступали в орден, уже достаточно испытали в своей жизни и преодолели и землю, и воду, и огонь. Речь шла о людях, которым, прежде чем приблизиться к ордену тамплиеров, пришлось пройти через сражения, через страдания, через тысячи приключений.

Поэтому акцент делался на испытаниях морального, духовного и психологического плана. Нужно было проявить свою веру, свое милосердие, смирение, чистоту… И эти испытания были обязательными.

Согласно описаниям (полученным во время процесса, а не из каких‑то других источников, поскольку письменных свидетельств об этом не оставляли), испытания проходили следующим образом. Претендент на вступление представал перед собранием из двенадцати братьев‑тамплиеров. Их возглавлял или сам Великий магистр, или командор, или уполномоченный руководитель.

Вначале принятие в Орден имело статус временного, и претенденту поручались какие‑то второстепенные работы – нужно было посмотреть, достаточно ли у него смирения, чтобы согласиться печь хлеб, убирать дом, колоть дрова, разжигать огонь, и, если скромность эта была в достаточной степени проявлена, переходили к другому типу принятия.

Другую церемонию, вторую, обычно проводили поздней ночью, иногда перед самым рассветом, в помещении, прилегающем к часовне. Кандидата провожали туда двое братьев‑тамплиеров и оставляли перед дверями. Там он стучал в дверь три раза, после чего к нему на порог выходил один из тех, кто собрался в помещении, и спрашивал, почему тот пришел. И испытуемый должен был три раза отвечать. И только на третий раз, если претендент не падал духом, перед ним открывали двери.

Он должен был предстать перед собранием братьев, которые пришли сюда ради него или, если он был не один, ради тех, кого в тот день тоже принимали в орден; их могло быть и трое, и четверо, и пятеро, и даже еще больше.

Когда он входил, командор или тот, кто главенствовал в этом собрании, знакомил будущего тамплиера со всеми ограничениями и лишениями, которые ждут его после вступления. Он рассказывал, что тамплиер не должен иметь никакой собственности, что он должен носить определенный тип одежды, объяснял, как тот должен спать, что есть. Рассказывал, что его могут разбудить посреди ночи, что в любой момент он должен быть готов к выезду, что он не будет больше сам распоряжаться собственной жизнью, что его будут отправлять туда, куда будет необходимо…

Если кандидат принимал все это и если никто из присутствовавших не имел возражений (подобная традиция по сей день сохраняется в некоторых церемониях, например в церемонии бракосочетания), он давал клятву на Евангелии, после этого его облекали в плащ, соответствовавший его уровню, одного из четырех цветов, и он считался принятым в орден.

Одна из главных проблем – вернее, проблемой она станет впоследствии – состояла в том, что частью этой церемонии был так называемый поцелуй мира, о котором как только не отзывались потом разные авторы и комментаторы, и отзывались чем непристойнее, тем громче.

Тем не менее это древнейшая традиция, и даже сегодня мы используем ее в виде рукопожатия как проявления дружеских чувств или в естественном, непринужденном обмене поцелуями при встрече – как будто мы встретили брата или друга, которых до того не знали, но теперь он становится частью нашей семьи.

В древних цивилизациях (и тамплиеры об этом прекрасно знали) рукопожатие, поцелуй означали передачу энергии или обмен энергиями, но не в каком‑то смешном или низменном смысле, а совсем наоборот. Протягивать правую руку – значит отдавать лучшую энергию, какую только человек имеет в своем теле. А поцелуй означал передачу любви, ощущения связи, чувства близости и одновременно принятие того, кто к нам приблизился. И в этом вроде бы нет ничего сложного или непонятного, но почему‑то в дальнейшем тема обросла множеством интерпретаций. Обычный поцелуй в щеку пошел гулять по всем частям тела, сверху донизу, и договорились до того, что начали рассуждать о поцелуях в основание позвоночного столба или туда, где он заканчивается, или о поцелуях в пупок, означающий центр, через который человек приходит в жизнь.

Дальше следует целый ряд чрезвычайно спорных обвинений. Например, что тамплиеры должны были отрекаться от Христа, попирать крест ногами. Все это трудно себе представить. Чтобы те самые тамплиеры, которые долгое время ожидали специального разрешения папы на то, чтобы носить крест на своих плащах, церемониально топтали крест – такое кажется как минимум странным.

Существуют версии, что они плевали на распятие. Много версий самых разных, но реально об этом ничего не рассказывалось, и такого никогда не было зафиксировано, и если во время процесса некоторые тамплиеры и признавались в этом, то признавались они под воздействием пыток, и неизвестно, в каком они были состоянии после всех этих мучений, сохраняли ли еще человеческий облик.

Тем более что многие из них потом, немного придя в себя, торжественно отрекались от всего, что вынуждены были сказать в тех условиях, когда с трудом отдавали себе отчет в происходящем.

Что касается того, отрекались ли они от Христа, – на этот счет есть разные мнения. Некоторые говорят, что, возможно, они отрекались от Христа символически, как бы в память о том, как три раза отрекся апостол Петр до пения петуха. Однако если бы это было так, в ходе судебного разбирательства кто‑то из тамплиеров об этом наверняка сказал бы, но этого не было.

Другие говорят, что отречение от Христа было испытанием, которому подвергались претенденты, проверкой на то, достаточно ли сильна их вера. Но если это было испытание на силу веры, а они отрекались, то должны были остаться за пределами ордена. Тем не менее они оказывались его членами. Так что это объяснение тоже не подходит.

Среди многих объяснений, которые можно встретить сегодня, объяснение Луи Шарпантье кажется мне более или менее правдоподобным, особенно если принять во внимание те идеи и символы, которые использовали тамплиеры.

Объяснение это заключается в том, что тамплиеры отвергали не Христа как такового, а Христа на кресте, и что, возможно, внутри ордена считалось, что тот, кто бы а распят на кресте, был вовсе не тем, кого мы знаем под именем учителя Иисуса Христа. Создается ощущение, что тамплиеры за годы раскопок, поисков и встреч в Иерусалиме могли получить в свое распоряжение какие‑то документы или сведения, позволяющие им разделить две личности. С одной стороны, Иисуса, который действительно по своему происхождению мог претендовать на роль царя иудеев и для этого и прибыл в город. А это, естественно, беспокоило римские власти, которые не могли допустить подобного рода мятежа в одной из своих провинций и потому распяли его на кресте. А с другой стороны – учителя Иисуса Христа.

И существует вероятность, что со временем в результате смешения мифов и путаницы в письменных источниках, собранных много позже, все до такой степени перемешалось, что оказалось невозможным разделить эти две личности.

 

Идолы. Алхимия. Ереси?

 

 

Продолжая список ересей и обвинений, мы доходим до поклонения тамплиеров ИДОЛАМ. Это особый раздел, и мы отметим лишь главные его положения.

Тамплиеров обвиняли в том, что они поклонялись идолам, и прежде всего одному весьма экзотическому, которого звали Бафомет и который был откровенно страшен на вид: выпученные глаза, борода, дьявольская улыбка и т. д.

Вернемся еще раз к тому же вопросу: как были получены эти сведения? Посредством пыток во время судебного процесса. У кого их собирали?

Одно дело – поклонение идолу, и совсем другое – символ, который, в зависимости от аспекта, может для того, кто его созерцает, кто пытается его понять, иметь самый разный смысл.

 

Бафомет под сценой Поклонения волхвов

Изображение на стене дома в тамплиерском командорстве.

Сент‑Брис, Франция. Фото репродукции

 

С точки зрения строго рациональной, человек, преклоняющий колени перед крестом, является еретиком, поскольку это всего лишь крест. Но ведь крест является символом, в нем заключено множество самых разных значений, которые мы понимаем, которые подразумеваем в нем. И при этом мы прекрасно знаем, что наше поклонение не останавливается на вещественном образе этого символа, а идет гораздо дальше.

Ясно, что, когда речь идет о нас самих, мы все это принимаем во внимание, но тамплиеры проигрывают свою войну, и мало кто хочет считаться с тем, что у них были свои символы. Символы называют идолами – и начинается долгий судебный процесс…

В Вене нашли четыре статуи, которые сочли изображениями Бафомета. Никто не знает точно, как они оказались в Вене, изображают ли они того самого Бафомета, принадлежали ли они тамплиерам. Но поскольку подобные образы встречались редко, поскольку у них были рога, борода и они казались гермафродитами, их быстро определили как тамплиерских Бафометов и приписали им целый ряд дьявольских, зловещих, ужасающих свойств.

В довершение всего у одного из высокопоставленных лиц ордена нашли пару небольших шкатулок, возможно медицинского назначения, с бальзамами и отварами, приготовленными по рецептам традиционной медицины (к которой столь модно вновь обращаться сегодня), а снаружи на шкатулках было несколько изображений, связанных с магическими исцелениями, алхимическими процессами и т. и.

В конце концов эти шкатулки тоже объявили еретическими и заявили, что тамплиеры проводили целые дни на коленях перед ними. И это при том, что было найдено всего две шкатулки в доме лишь одного из руководителей ордена.

Если кто‑то из нас отправится в путешествие на Восток, купит там красивую коробочку, полную любопытных символических фигурок, и привезет ее домой – будет в этом что‑то еретическое? Нет, ведь мы не собираемся обожествлять ее или поклоняться ей, она нам просто нравится, и здесь нет никакого идолопоклонства.

Считается, что на тайные церемонии, где поклонялись Бафомету (возможно, это искаженное «Магомет», и отсюда все эти связи с мусульманами), допускались лишь немногие рыцари, только избранные. Но некоторые братья‑служители утверждали на слушаниях в суде, что им удавалось кое‑что подсмотреть, и они видели рыцарей перед некоторыми символами, какими‑то деревянными или металлическими бюстами, да еще и другую страшную вещь – черную кошку, которая там гуляла. Ну что же, отсюда до того, чтобы вообразить дьявольщину, – один шаг.

Некоторые авторы говорят, что эти бафометы, эти лица, эти бюсты могли служить реликвариями, потому что были полыми, и там, возможно, хранились какие‑то мощи, но поскольку была найдена всего одна такая голова – в доме ордена в Париже – с парой косточек, обобщать весьма сложно.

По мнению других авторов, слово Bafomet может быть сокращением от bafe и meteos, что означает «крещение огнем». Иначе говоря, за крещением водой, за испытанием водой наступало испытание огнем, или крещение огнем, благодаря чему посвящаемый приобретал связь с высшей реальностью. Это еще одна из возможных трактовок, в которой эти головы или бюсты являются не более чем символами, сопровождающими церемонию.

Какие‑то авторы идут еще дальше и говорят, что эти головы представляют собой совокупность символов, связанных с алхимией, где отдельные элементы, будь то борода, или глаза из сверкающих драгоценных камней, особый блеск которых напоминал свет огня, или рога, которые на самом деле были не рогами, но месяцем, помещенным над головой, – все вместе составляли алхимические символы, присутствовавшие на специальных встречах, которые проводились не перед всем орденом, а касались особых алхимических коллегий.

То, что среди тамплиеров были алхимики, не вызывает сомнений. Луна в этом случае перестает быть исламским символом и превращается в символ серебра, это неоспоримо.

Тем не менее я осмелюсь привести две небольших цитаты, чтобы увидеть, как получилось, что тамплиеры, возникшие среди руин храма Соломона, возможно, взяли для почитания и для своих символов элементы куда более древние, чем мы сегодня способны представить.

…О царе Соломоне говорили, что этот человек делал золото. Не «имел золото» и не «отправлялся искать его в дальние страны», а дословно «делал золото». Как мы сегодня можем истолковать эти слова? Что он был алхимиком и мог преобразовывать материю.

Об алхимиках говорят, что они изготовляли золото и оттого были так богаты. Но мы уже видели, что, вероятно, за возможностью действительно превращать свинец или серебро в золото стояла иная способность алхимиков – способность трансмутации, преобразования, которая позволяла человеку подниматься от глины тела к золоту духа. И вот две цитаты, на которые я хотела обратить ваше внимание.

 

Монах и рыцарь

Собор Нотр‑Дам. XIII в. Шартр, Франция

 

Когда Соломон строил Иерусалимский храм, он говорил, что делает это для «большей славы имени Вечного». А когда тамплиеры строили соборы, они выбрали своим девизом фразу, сделавшую их знаменитыми на века: «Не нам, не нам, Господи, а все во славу имени Твоего…»

Разница почти неощутима. Думается, что перед нами очень древняя нить, и, возможно, наша ошибка заключается в том, что мы привыкли воспринимать ожерелье истории как груду разноцветных стекляшек, которые время от времени нас забавляют, и не видим нить, на которую они нанизаны.

И тогда мы увидим, что бедные «еретики», так несправедливо осужденные, возможно, и были одними из тех, кто мечтал о подобном преображении. Но храма Соломона как атанора, огромной алхимической печи, которая могла бы помочь человеку встретиться с духовным измерением, уже не существовало. И вместо него они предоставили в распоряжение людей, живших в ту эпоху, другой храм – готический собор, иной мир, который, как мы уже видели, был способен вырвать человека из его повседневности и вознести вверх. А в остальном пусть каждый сам судит о том, кем были тамплиеры.

 

Тамплиеры

Западный фасад собора Нотр‑Дам. XIII в. Шартр, Франция

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.