VI. Тамплиеры и их идеал мудрости — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

VI. Тамплиеры и их идеал мудрости

2021-01-29 107
VI. Тамплиеры и их идеал мудрости 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Очевидно, что в потоке истории не все течет в единой плоскости, не все протекает на одном уровне. История не похожа на горизонтальную дорогу без единой неровности. Она то взмывает высоко вверх, то опускается круто вниз, и некоторые историки даже изображали этот процесс в виде синусоиды, а Платон представлял его как спираль, которая поднимается, неуклонно приближаясь к собственной оси.

На каждом из участков этого пути есть особые, важные точки, в которых, как кажется, совершается все возможное, чтобы сделать шаг вперед в таком сложном процессе, как эволюция человечества. Вот почему я склонна считать тамплиеров одним из самых важных элементов истории человеческой эволюции.

Некоторые группы людей – как правило, объединяющихся вокруг какого‑то особого человека – напоминают звенья единой цепи. Эта цепь не находится постоянно в поле зрения, ее звенья то показываются, то исчезают из виду. Их можно сразу узнать, потому что у них есть некоторые общие свойства. И одно из характерных свойств и тамплиеров, и других групп, других мудрецов – это их ВНЕВРЕМЕННОСТЬ.

Хоть они и действуют в реальном времени, хоть они и адаптируются ко всем условиям своей эпохи и ко всем системам, которые в тот момент существуют, есть в них нечто, что этому времени не принадлежит. Это «нечто» кажется пришедшим откуда‑то издалека, из какого‑то отдаленного прошлого, и при этом оно устремлено вперед с небывалой для своего времени силой. Оно не связано с модой, с чем‑то, что может прийти и уйти. Это что‑то очень основательное в своем проявлении, во‑первых, потому что имеет очень прочные корни, а во‑вторых, потому что направлено вперед, в будущее.

Тамплиеры могли появиться именно для того, чтобы стать еще одним звеном в той цепи, что в ответе за эволюцию человека.

Когда мы говорим об ЭВОЛЮЦИИ, мы не имеем в виду ни эволюцию биологических видов, ни физиологическое совершенствование, ни лучшее функционирование нашего физического тела. Речь идет об иной эволюции – о внутреннем росте, о глубоком человеческом развитии. И всегда, когда говорится именно о такой эволюции, возникает фактор, о котором стоит поговорить особо, – МУДРОСТЬ.

Обычно слова «знание» и «мудрость» мы рассматриваем как синонимы, но сейчас я бы предпочла подчеркнуть разницу между ними.

Слово знание используется в тех случаях, когда идет речь о том, что мы усваиваем или понимаем с помощью ума. Но мудрость – это больше, чем знание. Это знание, которое проживается, которое трансформируется во внутренний опыт. Мудрость имеет большую выдержку, она более отфильтрована. Мудрость работает не только с рассудком, но и с более высокими понятиями – с интуицией, мгновенным пониманием сути вещей. Говоря о тамплиерах и об эволюции, мы, конечно же, ничего не поймем в вопросе о развитии человека, не представив себе одновременно той мудрости, которая этому соответствует, тех знаний, на которые опирается это человеческое развитие. Эти знания являются вневременными.

Если мы посмотрим на историю беспристрастно, или даже не беспристрастно, а широко открытыми глазами, если изучим развитие разных народов, его этапы и основные точки, то непременно увидим, что везде появляются определенные ключевые представления, повторяющиеся систематически.

И бессмысленно цепляться за внешние различия, бросающиеся в глаза, потому что за ними быстро проявляется суть – те самые базисные идеи, которые мы встречаем в любой метафизической мудрости, в любой философской мудрости. Представления, связанные со вселенной, с Землей, с человеком, с его потенциалами, с человеческой судьбой, с отношениями человека и Бога.

Эти идеи неотделимы от символического языка, который помогает им пройти сквозь время и не потерять при этом своей актуальности.

Наш обычный язык существенно меняется, иногда в лучшую, иногда в худшую сторону, но он очень зависим от моды, от того, как мы им пользуемся.

А язык символов настолько богат, что иногда с помощью лишь одного изображения или нескольких геометрических фигур или цветов можно сказать очень многое. И это послание не исказится со временем, его можно передать в такой форме, что его найдет тот, кому оно нужно, и понять сможет только тот, кто к этому готов.

Вот почему инициатические школы и мудрецы всех времен передавали свою мудрость с помощью символов. СИМВОЛ – это как красочное облачение, защищающее и хранящее какую‑то главную идею, которую он стремится пронести сквозь время.

Вот почему тамплиеры использовали язык символов и передавали свою мудрость с их помощью.

Символы – это самый совершенный человеческий язык, потому что он выше всяких языковых барьеров и различий.

Когда слов не хватает, символ покрывает эту нехватку. Когда нужно выразить очень высокие метафизические представления, выразить которые непросто, символ восполняет этот дефицит в средствах. Символы имеют двойное свойство: они экзотеричны, если вы хотите их понять в общих чертах, и эзотеричны, если вы намерены проникать глубже и глубже и находить ту идею, что в них заложена.

Тамплиеры были экспертами в языке символов, знатоками их сути.

Чтобы соответствовать своему внешнему образу, они в нужное время играли нужную роль – роль воинов, банкиров, мистиков в своих братствах, храмах, монастырях. У них была и своя политическая роль, и свою внешнюю миссию они выполнили. Но вместе с этим как знатоки глубокого языка символов они имели внутреннюю жизнь, жизнь, полную глубины и смысла, эзотерическую миссию, о которой мы уже говорили. Иными словами, внешне это выглядело как цивилизационные изменения, а внутренне это означало восприятие той мудрости, которую они считали главной, основной.

Вспомним, как орден формируется на Востоке. Само намерение идет с Запада, но они идут на Восток искать нечто. Может быть, какое‑то предвечное знание, древнюю мудрость, какую‑то тайну, возможно – тайну Ковчега Завета. Или же они идут туда, потому что какой‑то учитель сказал им, что нужно отправиться туда и вновь обрести какие‑то важные, основополагающие элементы.

 

Фрески в церкви тамплиеров

XIII в. Монсон, Франция

 

Они едут на Восток и находят там нечто. Это очевидно, потому что они возвращаются на Запад, обладая такой силой и таким посланием, которых не было в самом начале.

На Восток отправилась горстка людей – бедных, смиренных, неприметных, а возвратившихся уже не так мало, они намного сильнее, они решительны и уверены в том, что хотят сделать. Позже начинают обращать на себя внимание и другие детали, помимо тех, которые мы уже упомянули.

Они возвращаются на Запад и серьезно там обосновываются, оставив на Востоке лишь несколько крепостей, чтобы продолжать свою функцию охраны. Но на Западе они оседают не где придется, они ищут особые места.

Они как будто заранее знают, где хотят закрепиться; это может быть замок с земельным наделом, это могут быть земли без замка, это могут быть места, овеянные древними легендами. Места, которые служили перекрестком древних религий, где, возможно, происходили удивительные встречи и пересечения. Они ищут те места, где отправлялись особые культы, например связанные с почитанием умерших, или места, где известны секреты архитектуры, строительства. Места, где много обработанных камней с надписями или примечательными рисунками, или места, где, согласно современным исследованиям, часто происходят какие‑то парапсихологические феномены. Последние исследования показывают, что почти все зарегистрированные на западе Европы явления подобного рода случались именно там, где находят поселения тамплиеров. Как будто они хорошо знали, где именно на Земле расположены места, способствующие тому, что мы сегодня называем парапсихологическими или паранормальными явлениями.

 

Фрески в церкви тамплиеров

XIII в. Монсон, Франция

 

В те времена были известны два объяснения подобных феноменов. Объяснения эти традиционны и противоположны друг другу: это чудеса, источником которых является либо Господь Бог, простерший руку свою, и тогда все происходящее божественно совершенно, либо дьявол, что искушает людей и заставляет их обращать внимание на явления, исполненные зла.

Обладая особой мудростью с глубокими, древними корнями, тамплиеры допускали, что в природе самой Земли и в природе человека – множество самых разных феноменов, которые должным образом не изучались и не объяснялись, и не стоит лишь поэтому вносить их в список паранормальных явлений. Они вполне могут считаться нормальными, но, конечно, если знать законы, которыми они вызваны, и уметь управлять ими.

Мы видим, как тамплиеры преодолевают любые препятствия и политические границы, используют дружеские связи или деньги, ради того чтобы обосноваться в каком‑то месте, которое их заинтересовало.

В подтверждение этого вспомним, что после падения ордена, несмотря на эту катастрофу, затронувшую прежде всего Францию, в других землях, например в Испании, рыцари укрылись в своих замках, в своих крепостях, особенно в некоторых из них, полные решимости или оставить их за собой, или умереть.

Подобная оборона, в то время когда орден пал и весь мир ополчился на него, доказывает иной их интерес: намерение защищать некое знание.

Что касается МУДРОСТИ ТАМПЛИЕРОВ, то здесь нужно признать, что они достигли многого, и в самых разных направлениях.

 

Древние аллеи менгиров

Карнак, Франция

 

Они искали знание и отправились на Восток в его поисках. Они искали и нашли. Нашли некое знание, знание древнейшее и важнейшее, восприняли его, сумели найти для его передачи новый язык, соответствующий их времени. И, наконец, что самое важное, – они передали это знание. Точно так же они поступали с деньгами: не копили их, а постоянно пускали в оборот. И это не что иное, как отражение иного подхода к мудрости – не хранить ее для себя, а передавать дальше.

Вспомним их знаменитый девиз: «Не нам, не нам, Господи…» Если это не для них самих, если не это являлось их конечной целью, если это было во славу имени Божьего, то очевидно, что обретенное нужно было распространить и передать максимально широкому кругу.

Мы уже знаем, откуда они взяли эти знания. Эклектичность их очевидна. С Востока, если они действительно нашли Ковчег Завета, они, весьма вероятно, привезли знания по сакральной математике египтян, пифагорейцев, связанных с Великой Грецией, и платоников Греции античной.

Есть авторы, которые приписывают тамплиерам глубокие каббалистические знания, связанные с древней иудейской традицией, и, согласно этим авторам, знания эти проявляются во многих аспектах жизни тамплиеров. Например, когда они при помощи идолов хотят создать жизнь, пытаются сотворить гомункула или произвести сложные алхимические трансформации, они лишь повторяют некоторые процессы, встречающиеся в Каббале.

Те же авторы говорят, например, что два рыцаря на одной лошади – это повторение каббалистического заклинания, которое дается ищущим мудрости: двум мудрым людям, которые объединяются, чтобы вместе исследовать и разгадывать секреты природы, проще делать это вместе, чем в одиночку. Одиночка иногда может сбиться с пути, а тот, у кого есть надежный товарищ, мудрый спутник, до конца следует своей цели.

Что касается западных источников, которые тоже лежали в основе знаний тамплиеров, они были следующими:

– то, что взято от кельтов,

– то, что взято из греко‑римской традиции,

– то, что взято из традиции христианства.

 

Капитель в клуатре собора Нотр‑Дам

XII в. Ле‑Пюи‑ан‑Веле, Франция

 

Мы видим здесь сложную и крайне интересную картину.

Строго говоря, тамплиеры делают честь старинному афоризму посвященных, который обнаруживается и в Китае, и в Индии, и в Египте, и в Греции, и в Древней Америке. Этот афоризм гласит: ЗНАТЬ ЗНАЧИТ МОЧЬ (или ЗНАНИЕ – СИЛА), и тамплиеры его подтверждают. Они стараются познавать серьезно, всем сердцем, подходят к этому делу не поверхностно, но кладут на это свои жизни и целые состояния, жертвуя многим. И их пример очень показателен: чем больше они знали, тем больше могли.

Их сила – не от обычной власти, не от способности приказывать или руководить. Речь идет о МОЩИ, способности делать что‑то, и делать хорошо.

Конечно, есть разные способы распоряжаться силой, которую дает мудрость. Во все эпохи, во все времена существовали жрецы, учителя, владевшие этой мудростью, которой жаждало человечество, и они передавали ее соответствующим обстоятельствам образом, изменяя это человечество, помогая ему расти.

Но во все времена были и псевдоучителя, псевдожрецы, которые ловко извлекали выгоду из потребности человека расти и познавать. Они пользовались ею для того, чтобы властвовать над людьми, но властвовать с помощью неведения, иначе говоря – заставляя их пребывать в невежестве, властвовать при помощи страха, при помощи подобострастия. И это дает нам два прямо противоположных образа действия: с одной стороны – авторитарное, тираническое действие, с другой – педагогическое, воспитывающее.

Одно дело – властвовать ради удовольствия власти, другое дело – учить, чтобы передавать знания, несущие благо. В случае с тамплиерами, я думаю, сомнений не остается. Если они и обладали политической властью, то никогда не стремились к ней ради самой власти. Доказательством этому служит тот факт, что они имели возможность сделать гораздо больше того, что сделали, и, если бы они действительно использовали свое положение в личных целях, их история не закончилась бы так грустно, как она закончилась.

 

Сцена Страшного суда

Центральный портал собора Святого Лазаря. XII в. Отён, Франция

 

Они никогда не следовали полностью религиозным формам своего времени. И если в момент появления ордена тамплиеры относятся с почтением к церковной иерархии, к пирамиде, исходящей из Рима, от папы, то лишь потому, что уважают и ценят пирамидальную систему как таковую. Но при этом они стремятся к такой религии и такой мудрости, которые не сводятся к подобным формам.

И когда им придется противостоять ведущим представителям церкви, королям и крупным феодалам, они не задумываясь примут вызов. Это означает, что власть сама по себе их мало интересовала.

Видимо, они представляли собой просто сообщества трудолюбивых мастеров, обладавших множеством важнейших секретов. Эти секреты попадали в руки тех, кто их собирал и переосмыслял.

Братства эти дадут жизнь тайному языку – это будет язык ГОТИКИ. В готическом искусстве они оставят свои знаки, свои указания, они запечатлеют в нем все, во что верили, все, что знали, и сделают это таким образом, чтобы даже сегодня тот, кто имеет хотя бы минимальную восприимчивость, мог что‑то открыть для себя.

Мы живем в эпоху огромных анонимных сообществ, многое проходит мимо нас незамеченным, не привлекая внимания. А ведь при посещении любого замка мы можем заметить, что каждый камень в нем имеет свой знак, знак мастера, обтесавшего этот камень, знак его гордости за свой труд. Нам придется вернуться далеко назад, в прошлое, чтобы увидеть подобный подход к работе.

Известно, что в засыпанных пеплом Помпеях была найдена обугленная булочка, но не все обращают внимание, что на ней осталась надпись с именем кондитера, который ее испек: «Меня сделал Фулано». Значит, даже простая выпечка не оставалась анонимной, всегда был конкретный пекарь, который сделал ее для кого‑то – человек для человека. Это было такое общество, где человек передавал другим то, что создал, и испытывал гордость за каждую вещь, сделанную своими руками.

Сегодня все как раз наоборот – сегодня все создаваемое выходит из огромных машин в огромных количествах, все пользуются одинаковыми вещами. Да, но при этом теряется что‑то человеческое, теряется человечность…

В разные моменты времени интегральной, целостной мудростью ведали разные БОЖЕСТВА.

В Египте бога мудрости и инициатических мистерий называли Тотом.

В Греции мы встретим его под именем Гермеса; по его имени были названы герметические мистерии, что означает те же инициатические мистерии и глубокую мудрость, которую не всегда просто изложить ясным и доступным языком.

В Риме посланником божественной мудрости выступал Меркурий. А когда Юлий Цезарь пришел в Галлию и встретил там божество, очень похожее на римского Меркурия, то он просто не мог не назвать его галльским Меркурием. Как он звался изначально, мы не знаем.

У древних кельтов, а лучше сказать – у прекельтов, существовал бог Луг, животным которого был ворон, передающий мудрость. Луг был также богом высшего знания и покровителем всех видов искусств.

Тамплиеры посвятили себя поиску связей, существовавших между всеми этими богами, и не упускали случая показать, что функции святого Михаила в христианстве очень схожи с теми, что были у Меркурия, у Гермеса и у египетского Тота. Конечно, различия имелись, но тамплиерам важно было показать их сходство, общий смысл, общую духовную суть.

Множество храмов, посвященных святому Михаилу, говорят об особом благоговении, с которым относились к тому, кто представлял мудрость.

Все это позволяет нам думать, что та настойчивость, с какой мир возвращался к сокровищам тамплиеров, та зависть, с какой он думал о них, имеют под собой основания. Хотя сокровища эти были совсем не такими, какими все их представляли. Очевидно, что как хорошие администраторы и хорошие банкиры они собрали солидный капитал. Но более чем вероятно, что под этими сокровищами, сокрытыми бог знает где, понимались не только золотые монеты, которые можно собрать в мешки, но совсем иное золото, алхимическое золото, продукт внутренней трансформации, в результате которой человек может достичь мудрости.

И мы не ошибемся, если предположим, что тамплиеры больше ценили это внутреннее золото, чем то золото, что получали от торговли.

 

Символы

 

 

Среди символов этого золота мудрости есть один весьма интересный – ЛЕВ. С глубокой древности лев, солнечный лев, сияющий лев представлялся животным, владеющим тайной мудрости, сокровищем мудрости, но, чтобы завоевать это сокровище, нужно со львом сразиться. Легко это не будет, человеку придется напрячь все свои силы.

Поэтому традиция говорила: чтобы завоевать льва, нужно убить льва. И поэтому в уставе тамплиеров, в 48‑м его пункте, говорится нечто очень любопытное и не совсем понятное: «лев всегда ранит». Тамплиерам запрещается охотиться на зверей и убивать их, но для льва делается исключение – говорится, что можно вступать в схватку со львом, сражаться, ранить его. Возможно, речь идет о получении золота, которым владеет лев, о тайне солнца как символа универсального знания? Вполне вероятно.

Можно углубиться в астрологию и вспомнить знаменитые астрологические эры, длящиеся примерно по две тысячи лет (сейчас начинается эра Водолея). Эра Льва приходится примерно на 8000‑10000 годы до нашей эры. А это как раз эпоха крушения Атлантиды – оно произошло около и тысяч лет назад. Атланты, владевшие многими знаниями, многими тайнами, придумали, как уберечь те знания, которые им удалось спасти с погрузившегося в воду континента и с последних его осколков.

Поэтому ЗАПАД всегда имел особое значение. Запад – это не просто страна мертвых. Мы должны помнить, что в символическом смысле «умершими» принято называть посвященных – не потому, что они реально умерли, а потому, что разорвали все связи с земной жизнью и родились заново для жизни духовной.

 

Фреска в церкви тамплиеров

XIII в. Сан‑Бевиньате, Перуджа, Италия. Фото репродукции

 

Когда говорят о школах мистерий, где их помещают? На западе. Всегда, когда говорят о душах людей, которые покидают тело и отправляются в иной мир, – куда они отправляются? На запад. Куда ведут инициатические пути? На запад. В Испании есть один такой путь, ясно очерченный и оформленный, и ведет он на запад, – это путь Сантьяго де Компостела.

Все эти пути ведут к вратам, к месту, до которого еще надо добраться, к хранилищу древнего наследил, к обители воспоминаний, к древней отчизне – средоточию знаний, которые, несмотря ни на что, удалось спасти.

 

Универсальная мудрость

 

 

Мудрость тамплиеров являлась своего рода СИНТЕЗОМ, который чудесным образом совпадает с другим синтезом – тем, что египетская цивилизация создала на основе геометрической модели пирамиды.

Тамплиеры стремятся к синтезу между:

научными познаниями (готическое искусство и возведенные соборы),

– знаниями религиозными (в их религиозных воззрениях можно заметить бескомпромиссный синкретизм),

политическими и цивилизационными действиями (тамплиеры стремились улучшать условия жизни и формы правления в тех регионах, где действовали),

искусством как выражением красоты – искусство привносит эстетику, оно бесконечно привлекательно и благодаря своему очарованию проникает глубоко в душу человека.

Итак, мы видим, что они пытались ОБЪЕДИНИТЬ ВСЕ ГРАНИ ПОЗНАНИЯ согласно четырем граням пирамиды, создать универсальный синтез, привести в гармонию все знания, которые служили ключом для проникновения в великие тайны Природы.

Сейчас мы живем в эпоху разделения знаний, узкой специализации. И нам стоило бы присмотреться к этой интегральной, целостной, глобальной концепции. Раздробление знаний типично для некоторых периодов истории – периодов, когда знания теряются. Темных периодов, которые мы обычно называем средневековьем, когда то немногое, что еще остается, – разделяется и рассеивается.

Подобное часто происходит после большой катастрофы, такой, например, как гибель Атлантиды. Кому‑то удается спастись, но условия жизни оказываются крайне жесткими, нужно идти сквозь холод и лед через земли Европы и Азии в поисках места, где возможно элементарно выжить физически… Земля пустеет, на огромных расстояниях знания рассеиваются и теряются.

Это лишь один из вариантов того, как происходит разделение знания.

Другой же вариант – именно тот, что наблюдаем мы сегодня: чрезмерная интеллектуализация, чрезмерная специализация.

Но тамплиеры обладали одним удивительным свойством: в этих необычных посвященных прекрасно сочетались безмолвие, мистическая тайна и боевой дух воина. Тот, кто проявляет эти качества, находится под покровительством двух античных божеств: Гермеса в аспекте мистерий и Ареса в аспекте внутренней войны.

Гермес дает мудрость, раскрывающую душу, а Арес позволяет мудрости проявиться, выйти вовне.

Одно не противопоставлялось другому, и им удалось достичь совсем иного – гармонии противоположностей. Наши две руки противоположны друг другу, но, если бы было иначе, они бы нам не пригодились.

Именно к этому они и стремились благодаря мудрости – познавать Природу в ее изначальной целостности и единстве и передавать это знание людям.

 

Строители собора

Витраж собора Нотр‑Дам. XIII в. Шартр, Франция

 

 

 

VII. Готическое искусство

 

Готику связывают с тамплиерами, во всяком случае приписывают им создание этого искусства и его распространение. Отдельной темой являются глубинные причины, мотивации, возможные скрытые связи, которые легли в основу этой особой формы искусства и ее символического содержания.

Древнейшая система организации труда, какой пользовались тамплиеры, соответствует естественному, природному порядку вещей, в котором они открыли неоспоримую практичность и целесообразность.

Тем не менее они поняли, что, удовлетворяя лишь основные потребности существования, они не смогут достичь состояния Человека с большой буквы.

Как и во всех великих идеалистических концепциях, представление о человеке у тамплиеров не сводится к его материальным формам, они продолжают поиск за их пределами, ищут куда более глубокой реализации. Речь идет о духовном человеке, внутреннем человеке, и даже если этот внутренний человек не всегда пробужден и не всегда ясно себя проявляет, он все же нуждается в той силе, что пробудит его. Поэтому тамплиеры не ограничиваются материальными аспектами жизни, а стремятся вырваться за их пределы, развивать человека целостного.

Для этого требуется личная дисциплина на протяжении долгого времени, требуются усилия, требуется терпение. Требуются и определенные ритуалы, ритуалы, в которых нет ничего искусственного, но есть нечто метафизическое, проявляющееся на физическом плане, есть нечто духовное, проявляющееся в материальном наиболее адекватным образом. В эти естественные ритуалы, которые способны помочь разбудить внутренний мир, включается то, что мы называем молитвой, религиозными песнопениями, и даже некоторые религиозные танцы, медитации, духовные упражнения, – все те элементы, которые требуют от человека полного слияния с ними.

Конечно, подобная дисциплина предназначена для монахов, для тех, кто полон решимости посвятить себя исключительно такому образу жизни, жизни согласно установленным канонам.

Возможно, монахам‑тамплиерам не было столь уж трудно пробудиться внутренне.

Но как быть с обычными людьми, не имевшими столь проявленного духовного призвания? Да, конечно, у них были естественные внутренние духовные устремления, но ведь жили они в обычном мире. Нужно было и для них найти систему, которая помогла бы и им достичь духовного пробуждения.

Эта система, которая стара как мир и которую уже столько раз использовали монашеские ордены, в очередной раз возрождается у тамплиеров. Эта система называется РАБОТОЙ и с давних пор считается священной формулой, способной привести человека к духовному пробуждению.

Когда человек работает с материей, придает ей форму, когда он трудится над ней не только потому, что так положено по расписанию, или потому что это его обязанность, а потому, что хочет выполнить эту работу наилучшим образом, – тогда между человеком и самой материей начинает возникать какая‑то связь. Человек как‑то неуловимо, естественным образом обнаруживает, что руки его работают уже не механически – они творят искусство, они стали почти волшебными. Возникает столь удивительное понимание между тем, кто работает, и тем, что он держит в своих руках, возникает столь тесное общение между человеком и материей, что оно поднимается до уровня искусства. Человек в подлинном смысле слова пробуждается, потому что работа наполняется для него куда более глубоким смыслом.

Такая работа (такое искусство) считалась еще в древности секретом, который передавался в семье от отца к сыну, а в монастырях – от священнослужителей к их ученикам… Передавалась не методика той или иной работы, но секрет, как делать ее хорошо, маленькие нюансы, детали, которые избавляют от рутины и превращают работу в художественное творчество.

Так что тамплиеры открыли два действенных способа молитвы, ведущие к духовному пробуждению:

1. Традиционна я мистическая молитва, включающая моления, песнопения, чтение, танец; она вершилась в храме.

2. Молитва, творимая работой, работой, которая становится все лучше и лучше и достигает высот искусства.

Подобная работа приносила благо не только тем, кто ее исполнял, но и всем вокруг, поскольку в этой искусной работе, в этом произведении искусства присутствовали стиль и ритм, и все те, кто был способен воспринять это, и сами чувствовали воздействие этого произведения. И заметьте, что мы сейчас говорим не о великих формах искусства, а о работе искусных ремесленников, которая и сегодня продолжает трогать сердце.

 

Архитектура. Храм

 

 

Среди многих видов подобного труда архитектура всегда занимала важнейшее место.

АРХИТЕКТУРА как искусство, что работает с тремя измерениями пространства, способна открыть и четвертое измерение, то особое измерение, которое разворачивается не только в пространстве, но способно прикоснуться и к душам людей.

 

Витражная роза

Собор Нотр‑Дам, Париж

 

Вот почему те, кто посвящал себя строительству, играли необыкновенно важную роль в истории, а обучение, которое было необходимо для овладения тайнами строительства, носило характер подлинной инициации. Речь шла не только о том, чтобы изучать архитектуру, а скорее о возможности достичь духовной реализации через познание сакральной архитектуры и овладение ее практикой.

И здесь традиция напоминает нам, что тамплиеры играли ключевую роль в качестве строителей и архитекторов и что именно они в значительной степени дали толчок не только самому готическому искусству как явлению, но и воплощению этого искусства в конкретных творениях – храмах, соборах. Эти творения должны были отвечать особым канонам, но при этом они таили в себе множество символов, обладали скрытой силой и потому могли выполнять совершенно определенную миссию.

 

Западный портал собора Святого Стефана

Метц, Франция

 

Храмы эти позволяют многим авторам высказывать мысль о том, что тамплиеры получили свое имя не только благодаря тому, что в самом начале своей истории были связаны с храмом Соломона, что общепризнано. Возможно, они обязаны своим именем в значительной мере тому, что сами были творцами храма, создателями этого конкретного и емкого символа, представляющего, с одной стороны, образ Вселенной, а с другой – образ человека, маленького человека, который благодаря храму способен вырасти до масштабов Вселенной.

Да, для этого нужен храм, но к нему добавляется еще многое. Внутри все играет свою роль, все имеет значение: формы, статуи, цвет, свет, звук, поэзия, музыка… Все это вместе составляет единый ансамбль из камня, дерева, стекла, металла. Но и этого мало: храмы возводятся в особых местах, в особых точках Земли.

Поскольку храм является священным символом, который пытается установить связь человека с Богом, он не может быть построен где угодно. Нужно выбрать особое место, место, которое благодаря своей энергетической заряженности уже имеет к этому предрасположенность и позволит храму наилучшим образом исполнить свою задачу. Вот откуда необходимость собрать и соединить все эти знания: особые точки Земли, строительство, важность деталей, каноны возведения храмов, геометрические законы строительства, внутренние элементы, вносящие свой вклад в основной замысел, и все это требует высших знаний, выходящих за рамки обычной архитектуры в ее общепринятом понимании.

Многие авторы представляют готическое искусство как простое продолжение романского стиля.

Очевидно, что загадки готики настолько сложны, что многие предпочитают или просто отмахнуться от них, или сосредоточиться на некоторых деталях, которые позволяют объяснить их как продолжение романского стиля, существовавшего до прихода готики.

Но дело в том, что до сих пор нет никакого логического и исчерпывающего объяснения тому, как возникло готическое искусство, откуда оно появилось и как получило такое распространение.

Хотя многие продолжают думать, что существует какой‑то переход от романского искусства к готическому, здесь нет перехода как изменения форм, как будто романский стиль слегка видоизменился – и получилась готика. Мы видим рождение готики, но рождение это происходит удивительно быстро. Сначала в некоторых небольших храмах появляются определенные существенные признаки – а затем, очень скоро, происходит настоящий взрыв. Это происходит так внезапно, что кажется, будто в какой‑то лаборатории долго искали какую‑то формулу, потом ее нашли, и теперь остается просто ее применить. Нет ни многолетних или даже многовековых испытаний, нет проб и ошибок, как бывает с другими художественными стилями. Готика просто возникает – и все.

Самое любопытное в том, что, возможно, те самые люди, которые прежде дали рождение романскому стилю, и совершили теперь этот колоссальный скачок. Но это произошло не потому, что одна форма искусства стала продолжением другой, а потому, что тот, кто хорошо разбирается в одной форме искусства, так же хорошо понимает, какое значение, какой смысл он хочет придать другой, новой форме.

Знатоки говорят, что фундаментальная разница между романикой и готикой заключается в конструкции сводов. Статичный романский стиль всегда дает ощущение чего‑то солидного, прочно обосновавшегося на земле, а динамичная готика – это нечто, что находится в движении, что вибрирует и пытается взметнуться ввысь. Это ощущение возникает от элементов, которые используются в этих художественных формах. В романском своде перекрытие не имеет иной опоры кроме стены. Иными словами, романский свод опирается на стену, и потому стены нужны толстые, прочные, чтобы держать самих себя, да еще и своды. В готическом своде действует сумма сил, что дает исключительный результат: своды не давят на стены, а устремляются вверх, и поддержка стен им не нужна. В готических соборах стены делали все более и более тонкими, воздушными, и доказательством тому – тот факт, что в этих стенах помещали все больше и больше витражей, которые сами по себе не способны что‑либо поддерживать.

 

Своды собора Святых Юста и Пастора

Нарбонна, Франция

 

Чтобы уточнить некоторые детали готического стиля, давайте представим, как своды поддерживаются при помощи аркбутанов. Аркбутаны создают постоянное боковое давление. Если бы оно не компенсировалось, своды лопнули бы вверх, а затем упали наружу. Именно так начинает рушиться готический собор, в то время как у романских соборов своды, разрушаясь, падают внутрь собора.

Почему не лопаются своды? Потому что камни арок столь сильно давят вверх, что поддерживают сами себя, и давление сбоку они компенсируют давлением кверху. Таким образом они практически преодолевают силы гравитации и становятся столь воздушными, что сила, поднимающая камни с земли, передается и человеку, входящему в собор. Он как будто и сам чувствует необходимость преодолеть силу земного тяготения, взлететь, подняться вверх, словно что‑то заставляет человека почувствовать на мгновение, что он уже почти не касается земли.

Между частями свода формируются различные узлы напряжения, связанные с аркбутанами. Это настоящая головоломка, где все части прекрасно сочетаются между собой, а не просто конструкция из сложенных вместе камней.

Некоторые комментаторы обращают внимание на упоминания о том, что во время строительства готических соборов удар по определенному камню, связанному с другими, вызывал такую вибрацию, такую волну, что звук был похож на звучание струны музыкального инструмента. Таково было напряжение между камнями и так они были связаны между собой, что составляли единое целое, в котором каждая часть выполняла свою задачу. С эзотерической точки зрения, эта постоянная вибрация между камнями существует, даже если ее не слышно; ее можно измерить с помощью чувствительных приборов, и она передается человеку, который и сам становится ее частью.

Таким образом, не столько сами тамплиеры, сколько собранные ими древние традиции дали возможность построить храм как резонатор. Храм – это, конечно же, му


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.144 с.