V. Политическая концепция тамплиеров — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

V. Политическая концепция тамплиеров

2021-01-29 116
V. Политическая концепция тамплиеров 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Рассматривать любой связанный с политикой вопрос сегодня очень трудно. И прежде всего потому, что, как мы прекрасно знаем, она превратилось в настоящее помешательство, которое нас беспокоит, мучит, привлекает или отталкивает, но так или иначе само слово «политика» уже заставляет любого из нас насторожиться.

Однако невозможно сделать даже краткий обзор того, что связано с тамплиерами, и не затронуть этот фундаментальный аспект их жизни, не поговорить о том, каково было их идеальное представление о политике и его осуществление.

В случае тамплиеров стоит иметь в виду не только политику как что‑то заслуживающее лишь пренебрежительного отношения, как мы отзываемся о ней сегодня. Мы должны говорить о политическом идеале, который существенно отличается от того, что мы имеем сейчас, и который способен поднять нас на небывалую высоту. Я говорю о политическом идеале, поскольку тамплиеры рассматривали все свои действия с точки зрения идеала. Иными словами, все то, что они осуществили, или, по крайней мере, все, что из сделанного ими можем увидеть сегодня мы, исходило не из импровизации, не из простого желания прославиться, завоевать авторитет среди людей своей эпохи. Все это имеет корни куда более глубокие, исходит из интересов куда более высоких, которые естественным образом восходят к одной цели, и именно поэтому речь идет о религиозном ордене духовного типа.

И в этом политическом аспекте тоже есть идеал, есть высший архетип, который пытается найти отражение на земле через ряд принципов, правил, действий.

Говоря об ордене тамплиеров, нам следует отметить два основных момента.

1. Его внутренний стержень, эзотерический аспект, как говорят сегодня, тот глубокий корень, что пытается продвигать эволюцию человека, пробуждать его, поднимать от земных основ до божественных вершин. Этот первый аспект касается эволюции.

2. Другой аспект – тоже очень интересный и, пожалуй, самый известный, поскольку он более внешний, экзотерический, – это аспект цивилизационный. Как начинают тамплиеры свое действие в этом мире? В чем пытаются выразить свои идеалы, в какой форме, чтобы людям жилось лучше и чтобы они могли осуществлять свои возможности наилучшим образом?

Эти два аспекта и будут для нас актуальны при разговоре о политике: эволюция как понятие, если хотите, религиозное, но религиозное в очень широком, эклектическом смысле – эволюция как путь, который ведет человека от земли к Богу; и политика как цивилизационный аспект.

Это означает, что тамплиеры предлагают две формы пути, два способа достижения цели. Давайте в который уже раз вспомним тот самый пример, который нам предоставили египтяне, – столь удачный и столь емкий пример пирамиды. Представим себе ПИРАМИДУ с четырьмя треугольными гранями и представим также ее центральную вертикальную ось.

Задачу эволюции мы можем соотнести с центральной осью пирамиды, которая идет от основания до вершины. Это путь вертикальный, путь трудный, путь постоянного духовного напряжения. Он настолько вертикален, что людям подъем по нему может показаться столь же страшным, как карабкаться по скользкому, намыленному шесту, но, возможно, для посвященных это единственный и наиболее понятный способ подняться до вершины.

Теперь давайте возьмем другой аспект, не тот, что относится к эволюции посвященных и к глубинам мудрости. Возьмем аспект обычных людей.

Если мы не можем подняться в центре, будем подниматься по боковым граням. Они представляют собой наклонную плоскость и тоже будут давать нам чувство восхождения, но подниматься по ним будет несколько легче. Если мы выбираем идею эволюции – это путь по центральной оси, если выбираем вторую идею – политики, цивилизации – это путь по боковым граням пирамиды. Тамплиеры предложили и эту вторую возможность тоже – восходить медленно через определенные этапы цивилизационных, политических изменений, которые бы тоже позволяли человеку встретиться со своей внутренней реальностью.

Одной из идей, лежавших в основе политического идеала тамплиеров, была пирамидальная система, то есть общество, мир, задуманный по схеме пирамиды. У нее есть вершина, являющаяся источником и смыслом всего остального, а по мере того, как мы спускаемся, плоскости постепенно расширяются вплоть до самого основания пирамиды. С помощью этого образа мы можем представить себе общество, где нет неравенства как несправедливости, но существует неравенство с естественной, природной точки зрения, которое нужно гармоничным образом принять.

В пирамидальной системе не создается искусственных разделений, в этой модели все хорошо сочетается и хорошо работает. У ее широкого основания находятся те, кого больше, но кто знает меньше; по мере подъема число людей будет сокращаться, но знать они будут больше. А чем больше они знают, тем больше принимают на себя ответственности за все, что происходит ниже.

Как говорили египтяне, дело в том, что пирамида не опирается на свое основание, а будто висит, подвешенная за свою вершину. Она не давит всем своим весом на основание, а, наоборот, создает подъемную силу, как будто высшие идеалы заботятся о том, чтобы поддерживать всю пирамиду.

Эта схема работала и у тамплиеров, и мы уже видели, что у них было такое же пирамидальное разделение всех членов ордена: рыцари, монахи, сержанты, оруженосцы, ремесленники, прислуга… Иначе говоря, все было идеальным образом выстроено до такой степени, что, как это ни покажется странным, монахи и рыцари составляли примерно 10‑15 процентов от общего состава ордена, но именно они двигали вперед всю организацию.

Другой их идеей было стремление воплотить идеальное государство, идеальный город. О нем говорили многие философы: Пифагор пытался реализовать свою идею в Кротоне; Платон представляет нам в «Государстве» образ идеального мира, где все мудро организовано; неоплатоник Плотин хотел осуществить платоновскую модель… Они и множество других философов придерживались этой концепции, этой фундаментальной идеи, согласно которой люди должны научиться жить вместе в гармонии, в гармонии универсальной. В чем состоит это идеальное государство? Достаточно сказать, что это должно быть государство организованное (хотя сегодня это слово может отталкивать), «упорядоченное».

Пирамидальное государство, в котором каждый человек находит именно те условия, которые позволяют ему развиваться наилучшим образом. Человек не должен жить в отчаянии и в постоянном поиске возможностей, все должно быть выстроено таким образом, чтобы встреча человека с его возможностями происходила практически мгновенно.

Кроме того, этому идеальному государству свойственно функциональное единство. Единство, объединяющее множество частей, где каждая из частей сохраняет свои особенности, но всё вместе работает целостно и гармонично.

Эта идея единого государства, которую примут тамплиеры, сама по себе не нова – большая группа людей, работающих как единое целое, не теряя при этом личных особенностей, – но они постараются ее осуществить.

Нетрудно предположить, что этому сообществу для развития нужен первичный элемент, изначальная клеткачеловек. Человек обновленный, очистившийся, вновь обретший самого себя. Группа людей, объединенных такими свойствами, способна построить это идеальное государство. Государство, в котором понятие человечности перестанет быть просто словом, а превратится в нечто по‑настоящему важное. В котором каждый человек сможет осознавать себя живым и ценить самого себя, в то же время ценя и всех, кто его окружает и кто связан с ним.

Многие авторы книг о тамплиерах пишут, что те не были последовательны, говоря о своих идеалах, что они всегда оставляли в тени основную часть скрытых мотивов, заставивших их создать орден, и открыто показывали лишь какие‑то социальные и политические причины, основанные на братстве, солидарности, взаимной поддержке.

Это правда. Уже в самом начале мы говорили, что у тамплиеров существовали тайная миссия и миссия, видимая для всех. Миссию видимую можно четко обозначить как социальные и политические задачи. А тайная миссия состояла в том, чтобы хранить нечто, что не могло быть понято тогда, и открыть в такой момент, когда оно точно будет оценено по достоинству. Мы видим в этом некоторые аспекты, присущие так называемому ТАИНСТВУ ИНИЦИАЦИИ.

Говорят, что тамплиеры в своих политических идеях вовсе не были оригинальны и ничего не придумали сами. Это так, но они и не претендовали на это.

В современном мире, чтобы чего‑то стоить, чтобы быть кем‑то, необходимо придумать что‑то новое. В древности такого подхода не существовало. Тогда не пытались быть новыми, а старались быть подлинными, быть реалистичными и применять все то, что считали правильным и ценным. Тамплиеры никогда не стремились быть оригинальными. Наоборот, если проследить их историю, мы увидим, что они как будто являются звеньями некой цепи; разные люди, разные религиозные ордены следуют в одном историческом потоке, объединяя свои усилия, как будто весь этот процесс направляется к определенной цели, пока не придет пора расцвета.

Так что нет в этом никакой уникальности, и очевидно, что мы имеем дело с идеями старыми как мир, или, по меньшей мере, столь же старыми, как человек на Земле.

Есть один персонаж, о котором я, пожалуй, осмелюсь упомянуть, – Раймонд Луллий. Так вот, его идеи в значительной степени напоминают то, о чем говорили тамплиеры, и он в своей мере и своими способами пытался их донести, с одним лишь отличием: он был практически один, чтобы не сказать совсем один, у него не было никаких экономических средств, в то время как тамплиеры, напротив, имели в этом смысле особые возможности. Их было много, огромное количество людей – солдат, ремесленников, фермеров, прислуги… Они владели невероятными богатствами, были хорошо вооружены, оснащены, пользовались всеобщим уважением. И уж, конечно, не нуждались в том, чтобы их слушали, поскольку свои идеи они применяли прямо на своих землях, в своих командорствах, и не зависели ни от короля, ни от милостей какого‑то синьора, им не нужно было просить кусок земли или полчаса для разговора, чтобы представить свои замечательные идеи.

А ведь такое, например, произошло с философом‑неоплатоником Плотином, который в свое время, давая уроки философии в Риме, хотел применить идеи Платона об идеальном, совершенном государстве. После долгих усилий Плотин убедил римский Сенат выделить ему достаточно большой надел земли и задумал построить там идеальный город. Он решил назвать его Платонополисом. И все шло прекрасно до того момента, пока вдруг в Сенате не возникли сомнения: «А почему мы дали землю этому человеку? Да, с какой это стати? Зачем? Почему?» Кончилось все тем, что они отняли у него землю, и не вышло ни эксперимента, ни Платонополиса.

Орден тамплиеров уже был прекрасно организован, им не нужно было просить никого и ни о чем, поскольку они могли воплощать все свои идеи в жизнь. И они делали это так умело, с таким успехом, что все это служило прекрасным свидетельством пользы того, что они предлагали, и все могли это видеть собственными глазами.

Авторитет ордена неуклонно рос, его влияние становилось все более сильным, ему удалось проникнуть во все сферы жизни, снискать всеобщую любовь, от преданности самых простых людей, которых они защищали, до благоволения знатных и могущественных особ, огромное богатство которых они тоже защищали, а то и приумножали. Чем больше росло влияние тамплиеров, тем быстрее находило применение любое самое простое их предложение.

Результатом всего этого явилось то, что за два века существования тамплиеров был запущен или перезапущен целый ряд процессов, которые оказались чрезвычайно полезными для всей Европы.

Одним из примеров таких процессов было развитие цехов, ЦЕХОВЫХ СООБЩЕСТВ. Цехов, которые вначале возникали как профессиональные сообщества (во всяком случае, таковыми мы их представляем сегодня), но изначально являлись подлинными наследниками инициатических центров древности. Это были корпорации мастеров, где идеальным образом распределялись задачи, где существовала иерархия частей, где каждая работа содержала в себе высший мистический смысл, где между всеми членами сообщества существовали братские отношения.

Идеи тамплиеров способствовали новому расцвету городских общин, небольших городков и небольших групп, где люди снова обретали смысл. Ведь если бы удалось наладить жизнь в любой деревне, любой городской общине, где каждый человек хорошо понимал бы, что надо делать и как это можно сделать, в совокупности эти маленькие клетки могли бы составить здоровое, сильное тело.

 

Строители собора

Фрагмент капители. XII в. Конк, Франция

 

Эта мысль имела большой успех, и, хотя после падения тамплиеров она была заброшена, но тем не менее не умерла для истории навсегда и время от времени проявляет себя. Время от времени то здесь, то там появляется снова какой‑нибудь человек, сумасшедший, как мы называем таких сегодня, идеалист, мечтатель, который снова пытается думать в том же ключе: объединяя хорошие составные части, добиваешься хорошего, действенного целого.

Каковы другие достижения тамплиеров на политическом уровне, на общем уровне?

Вспомним их знаменитую БАНКОВСКУЮ СИСТЕМУ. С необычайно творческим подходом в этой сфере им удалось организовать международную торговлю, до того момента несколько сдержанную, они могли проводить сделки в поистине огромных масштабах. С помощью этой системы им удалось наладить контакты с далекими странами, создать связи между народами, получившими возможность общаться.

Помимо этого, они дали отличный урок, как сбалансировать импорт и экспорт, поскольку вся деятельность велась на исключительно справедливой основе. Не было двойных стандартов, не было торгашеской страсти в этом бизнесе; они просто делали то, что нужно было делать.

Если брать экономическую сторону, напомним, что тамплиеров не интересовали деньги сами по себе, они их никогда просто так не накапливали, но постоянно пускали в оборот; их интересовало в этом нечто куда более важное – что эти деньги служат, обеспечивая основные потребности людей. Никакой роскоши, только удобство, только практичность.

Помимо расцвета цехов, к которому привела деятельность тамплиеров, они оказали огромное влияние на развитие разных ремесел и профессий. Начало этому положила организация их собственных ремесленников, а кроме того, именно они способствовали распространению таких наук, как геометрия и конструирование, и прежде всего в области сакральной архитектуры, что и позволило им создать все эти великолепные произведения готического искусства, причем за столь короткий срок.

Поскольку тамплиеры привыкли внутри своего ордена распределять функции, давать каждому из подразделений определенные задачи, им было не сложно в городах, которыми они управляли или которые защищали, устанавливать ту же систему порядка, ту же иерархию, где каждый человек находил себе место в соответствии со своими способностями, навыками и умениями. И им было не сложно за короткое время прививать высокую профессиональную мораль, чувство гордости за то, что человек делал. Иначе говоря, они приучали работать не просто ради заработка, но ради удовольствия от хорошо выполненного дела.

Им удавалось воспитывать у тех, кто занимался одним и тем же делом, чувство солидарности, чувство команды, товарищества, взаимопомощи, поддержки, и это помогало развитию производства.

В сфере торговли они взяли старую идею друидов и частично ее развили. Это было то, что называлось ГАНЗАМИ, – купеческие гильдии, союзы, нацеленные на развитие торговых отношений между разными портами и облегчение свободы торговли.

 

Старая гавань Ла‑Рошели – одного из главных бывших портов тамплиеров

Франция

 

Они добились в этом такого успеха, что порты, которые долгое время пребывали в запустении, гавани, куда заходили только рыбачьи лодки, оставлявшие здесь свой дневной улов, или, в лучше случае, корабли, грузившиеся драгоценными металлами, транспортировка которых была затратной, – так вот с этого времени порты эти превратились в центры жизни и положили начало множеству очень важных городов.

Когда исчезает элемент объединения, элемент силы, который пытается внедрить какую‑то идею, выходящую за пределы простых коммерческих соображений, то все возвращается к тому, с чего начиналось.

Принято критиковать эти ганзы, упрекать тамплиеров в том, что они превратили их в настоящие рыцарские ордены с жестким управлением, что почти невозможно было вырваться из регламентирующих их ограничений. Но давайте зададимся вопросом: что это на самом деле – критика или невольная похвала? Ведь если тамплиерам, монашеско‑рыцарскому ордену, удалось привнести свои основополагающие принципы даже в систему распределения богатств и в торговлю, это означает, что их идеи были столь сильны, столь устойчивы, столь надежны, что они могли с одинаковым успехом применяться в любой области человеческой деятельности.

Многие страны уже гораздо позже суда над тамплиерами заимствовали их модель – практически не имеющую себе равных систему, которая устанавливает фиксированные цены на различные виды товаров, стоимость перевозок, размер платежей, законы, позволявшие перевозить товары при маленьких налоговых пошлинах, на грани самого необходимого… но в первую очередь эта система побуждает соблюдать справедливость.

Еще одно критическое замечание касается внешней торговли, морской торговли. Ее развитие называют заслугой не тамплиеров, а португальцев, которые первыми обогнули мыс Доброй Надежды и смогли успешно осуществлять торговлю с Востоком – раньше она была либо запрещена, либо слишком затруднена.

Однако следует принять во внимание одну любопытную деталь. Одним из первых мест, где начался небывалый расцвет тамплиеров, стала Португалия.

Одни из первых пожертвований тамплиерам, еще даже до официального объявления о создании ордена, были сделаны в этой стране. После процесса многие тамплиеры, которым удалось его избежать, поселились в Португалии и стали членами новообразованного ордена Христа. И, учитывая тот факт, что они были большими специалистами в мореходстве, нет ничего странного, что они передали свои знания португальцам, от которых когда‑то получили немалые блага, чтобы их корабли могли уверенно выполнять свои задачи.

Стоит лишний раз отметить: при всем этом речь не идет о бюрократической политике. Речь не идет о том, что мы сегодня привыкли называть администрацией, вовсе нет, это было нечто совершенно иное. Все, что делали тамплиеры, выходило далеко за пределы административной бюрократии, в их действиях есть нечто почти мессианское – чувство избавления, ощущение чего‑то непреходящего, осознание, что все, что делается, делается не ради себя, а ради чего‑то более высокого. Что человек, который работает, работает не просто ради денег, но выражает в этой работе самого себя. Что человек, который молится, молится не только ради того, чтобы получить у Бога покровительство или вымолить прощение за грехи. Нет, он молится потому, что в его душе, по мере того как молитва его становится более глубокой, более искренней, вырастает нечто…

И так было со всем, что бы они ни делали. Когда они торговали – да, они торговали, но пытались при этом создать чувство дружбы, братства, единства. Когда они входили в город, то старались всеми доступными средствами не допустить, чтобы городская знать конфликтовала между собой или затевала борьбу.

Это мессианское ощущение вылилось в одну из фундаментальных политических концепций тамплиеров – в стремление создать нечто наподобие ГРАДА БОЖЬЕГО на земле. ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО, но не только на человеческом уровне. Оно должно было стать Идеальным Государством, поскольку отражало бы критерии божественного и при этом стремилось бы распространиться среди людей.

Чтобы создать этот Град Божий на земле, тамплиеры исходили из представлений настолько же эклектичных, насколько и странных для того времени. С самого начала они исходили из того, что невозможно даже замыслить универсальное братство, идеальный город или государство, если не удастся сделать так, чтобы произошла подлинная встреча между всеми людьми, чтобы они по‑настоящему увидели друг друга.

Они хотели сделать так, чтобы мирно сосуществовали три великие религии, которые в те времена постоянно конфликтовали друг с другом, – христианство, ислам и иудаизм.

Они полагали, что не должно быть различий, потому что все являются людьми и все идут к Богу.

Тамплиеры не имели обыкновения вмешиваться во внутренние конфликты между разными народами, поскольку не хотели принимать участия в раздорах, они стремились гасить ссоры, а не способствовать им. Их намерением было создать единое человечество.

 

Их Идеал:

– Постепенно устранять все распри между народами; не ущемляя их интересов, убедить их объединить усилия, и прежде всего материальные усилия, поскольку существует духовная миссия, более высокая, чем все материальное.

«Тамплиеры всегда ставили духовное выше материального, а материальное – выше глупости».

 

Мировое единство: основные идеи

1. Налоги, да, но весьма посильные.

2. Постоянно контролировать использование денег, чтобы избегать чрезмерного стремления к обогащению.

3. Поддержание неизменной валюты.

4. Во всех странах армия должна быть только для обороны, а не для нападения.

5. Запретить локальные войны.

6. Установить справедливое правосудие, которое вершилось бы одинаково в применении ко всем.

7. Уважение к свободе человека, к человеческой жизни.

Тамплиеры не придумывали ничего нового, они собрали весь ценный опыт прошлого.

Их упрекают в желании создать всемирную империю, но их «империализм» был бескорыстным.

 

Подытожим:

Империя. Единство. Главенство духа над материей

– Более тонкие планы руководят планами более грубыми.

– Тамплиеры должны были ограничивать себя в применении своих возможностей.

– Они на несколько веков опередили свое время.

– Они создали своего рода полицию (международную службу безопасности) для предотвращения конфликтов.

– Они представляли себе всемирную империю на основе монархии, но монархии не наследственной, а выборной.

 

Синархия [3]  (Мировое правительство)

Возглавляется двумя главами:

– Один религиозный = папа (религиозная власть).

– Один временный = император (политическая власть).

Их деятельность согласуется, и они не противостоят друг другу.

Сверху располагалась еще одна тайная фигура. Более совершенная и стоящая над обеими.

Речь шла о том, чтобы:

– объединить христианский Запад и мусульманский Восток,

– построить новый, обновленный мир, который начинается с нового и обновленного человека,

– создать движение постоянной революции – ре‑эволюции, которая приносила бы все новые и новые достижения и новые высоты.

 

 

Тамплиеры выезжают из замка в военный поход

Фрагмент фрески в часовне тамплиеров. XII в. Крессак‑Сен‑Жени,

Франция

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.