Высокое происхождение и социальное положение не являются необходимыми условиями для того, чтобы стать духовным учителем. Для этого нужно лишь знать науку о Кришне — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Высокое происхождение и социальное положение не являются необходимыми условиями для того, чтобы стать духовным учителем. Для этого нужно лишь знать науку о Кришне

2021-01-29 117
Высокое происхождение и социальное положение не являются необходимыми условиями для того, чтобы стать духовным учителем. Для этого нужно лишь знать науку о Кришне 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Человек, относящийся к любой варне или ашраму, может стать духовным учителем, если он сведущ в науке о Кришне

киба випра, киба нйасй, шудра кене найа йеи кршна‑таттва‑ветта, сеи 'гуру’хайа

Кем бы ни был человек – брахманом, санньяси или шудрой, – если он знает науку о Кришне, то может стать духовным учителем.

КОММЕНТАРИЙ: Для Движения сознания Кришны этот стих имеет особое значение. Как объясняет в «Амрита‑праваха‑бхашье» Шрила Бхактивинода Тхакур, было бы ошибкой считать, что, раз Шри Чайтанья Махапрабху происходил из семьи брахмана и занимал высшее в духовной иерархии положение санньяси, Ему не следовало обращаться за наставлениями к Шриле Рамананде Раю, принадлежавшему к касте шудр. Чтобы прояснить это, Шри Чайтанья Махапрабху сказал Рамананде Раю, что знание науки о Кришне важнее, чем каста. В системе варнашрама‑дхармы брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры исполняют разные обязанности. Брахман считается духовным учителем всех остальных варн, или сословий, однако, если речь идет о сознании Кришны, духовным учителем может стать каждый, поскольку философия сознания Кришны полностью духовна. Чтобы распространять сознание Кришны, требуется только одно – понять науку о душе. Не имеет значения, кто человек – брахман, кшатрий, вайшья, шудра, санньяси, грихастха или кто‑то еще. Если он знает эту науку, то он может стать духовным учителем... Тот же, кто понимает истинную природу сознания Кришны и действительно хочет обрести трансцендентное знание, позволяющее достичь в жизни совершенства, может принять духовного учителя, принадлежащего к любому сословию, при условии, что такой духовный учитель в совершенстве знает науку о Кришне. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур также подтверждает, что любой человек, который знает науку о Кришне, будь то брахман, кшатрий, вайшья или шудра, брахмачари, ванапрастха, грихастха или санньяси, может стать духовным учителем и выполнять обязанности вартма‑прадаршака‑гуру, дикша‑гуру или шикша‑гуру... Это утверждение Шри Чайтаньи Махапрабху нисколько не противоречит указаниям шастр. В «Падма‑пуране» сказано:

на шудра бхагавад‑бхактас те 'пи бхагаватоттамах

сарва‑варнешу те шудра йе на бхакта джанардане

Того, кто по‑настоящему знает духовную науку о Кришне, ни в коем случае нельзя считать шудрой, даже если он родился в семье шудр. И наоборот, випра, или брахман, безукоризненно выполняющий шесть обязанностей брахманов (патхана, патхана, йаджана, йаджана, дана, пратиграха) и хорошо знающий ведические гимны, не имеет права становиться духовным учителем, если он не является вайшнавом. Однако человек, происходящий из семьи чандалов, но при этом весьма сведущий в науке сознания Кришны, вполне может стать гуру... Если мы не примем принцип, провозглашенный Шри Чайтаньей Махапрабху, наше Движение сознания Кришны не сможет распространиться по всему свету. В соответствии с желанием Шри Чайтаньи Махапрабху (пртхивйте ачхе йата нагаради‑грама сарватра прачара хаибе мора нама), Его учение следует проповедовать во всем мире. Это не означает, что принявшие учение Шри Чайтаньи Махапрабху так и останутся шудрами и чандалами. Если из человека воспитали чистого вайшнава, он должен считаться истинным брахманом. Такова суть наставлений Шри Чайтаньи Махапрабху, приведенных в данном стихе.

Ч.‑ч., Мадхья, 8.128

Человека как духовного учителя определяет знание о Кришне, а не его происхождение

Сута Госвами не был рожден в семье брахмана. Он был выходцем из смешанной касты, то есть родился в нецивилизованной, низкой семье. Но благодаря общению с возвышенными личностями –

Шри Шукадевой Госвами и великими риши Наймишараньи – недостатки низкого происхождения были, безусловно, устранены. Следуя ведической традиции, Господь Шри Чайтанья Махапрабху тоже придерживался этого принципа. Своим трансцендентным обществом Он возвысил многих низкорожденных, то есть тех, кто не обладал необходимыми качествами из‑за своего происхождения или деятельности, до уровня преданного служения, дав им статус ачарьев, то есть авторитетов. Он недвусмысленно заявил, что ачарьей, или гуру, духовным учителем, можно считать любого человека, сведущего в науке о Кришне, кем бы он при этом ни был – брахманом или шудрой по происхождению, домохозяином или нищим.

Бхаг., 1.18.18, комментарий

Обладание трансцендентным знанием определяет человека как гуру

Видуре, рожденному из лона женщины‑шудры, в отличие от его братьев Дхритараштры и Панду, не причиталась даже часть царского наследства. Как же тогда он мог занять положение проповедника, наставляюшего таких ученых царей и кшатриев, как Дхритарашт‑ра и Махараджа Юдхиштхира? Во‑первых, хотя Видура и считался по рождению шудрой, но, отрекшись от мира во имя духовного просветления, которое он получил от Майтреи Риши, он в совершенстве постиг трансцендентное знание и потому вполне мог занять положение ачарьи, духовного наставника. Как утверждает Шри Чайтанья Махапрабху, любой, кто сведущ в трансцендентной науке, то есть науке о Боге, – будь то брахман или шудра, семьянин или санньяси – достоин стать духовным учителем. Даже обычный моральный кодекс (введенный Чанакьей Пандитом, великим политиком и моралистом) гласит, что нет ничего дурного, если кто‑то воспользуется советами человека, который по рождению ниже шудры.

Бхаг., 1.13.15, комментарий

Любой, кто в совершенстве владеет наукой сознания Кришны, достоин быть духовным учителем вне зависимости от его положения в обществе

Чанакья Пандит говорит: нйчад апй уттамам джнанам – учиться можно даже у человека из низшего сословия (варны). Обычно в роли учителей выступают брахманы, представители высшей варны, но можно принять учителем и того, кто происходит из семьи кшатриев, вайшьев  или даже шудр, если он обладает знанием. Это подтвердил Шри Чайтанья Махапрабху в беседе с Раманандой Раем (Ч.‑ч., Мадхья, 8.128):

киба випра, киба нйасй, шудра кене найа йеи кршна‑таттва‑ветта, сеи ‘гуру’хайа

Неважно, кто мы: брахманы, шудры, грихастхи или санньяси, все это лишь материальные отождествления. Тот, кто достиг духовной зрелости, не имеет с ними ничего общего. Любой, кто в совершенстве владеет наукой сознания Кришны, достоин быть духовным учителем, независимо от его положения в обществе.

Бхаг., 6.7.33, комментарий

Необходимая квалификация для того, чтобы считаться гуру, заключается в постижении науки о Кришне, а не в материальном положении человека

Жена великого йога, Девахути, прекрасно понимала это и потому решила обратиться за помощью к своему сыну Капиладеве, воплощению Верховного Господа. Ее нисколько не смущало, что Капила‑дева был ее сыном. Она была далека от мысли: «Он же мой сын, чему Он может научить меня? Это я должна поучать Его, потому что я – Его мать». За наставлениями следует обращаться к тому, кто обладает знанием. Общественное или семейное положение человека не играет никакой роли: неважно, кто он – отец или сын, брахман, шудра, санньяси или грихастха, – если он обладает знанием, мы должны следовать его наставлениям... Так учил Чайтанья Махапрабху. Любой человек, который обладает сознанием Кришны, может стать гуру. Его семейное и материальное положение не имеет никакого значения. Единственное, что от него требуется, – быть сведущим в науке о Боге. Когда мы хотим получить консультацию у инженера, врача или адвоката, мы не спрашиваем об их происхождении. Если тот, к кому мы обратились за советом, обладает необходимой квалификацией, он сможет помочь нам. Точно так же и тот, кто знает науку о Кришне, вправе стать гуру. Девахути обратилась за наставлениями к своему сыну, поскольку тот был сведущ в науке о Кришне... Таким образом, важно не столько происхождение, сколько качества человека. Чайтанья Махапрабху хотел, чтобы каждый индиец постиг науку о Кришне и проповедовал философию сознания Кришны по всему миру. Повсюду люди страдают от того, что лишены сознания Кришны. Поэтому каждый должен стать гуру и проповедовать сознание Кришны. Это совсем не трудно. Нужно просто повторять слова Кришны и то, что сказано о Нем в ведических писаниях.

Учение Господа Капилы, глава 6

Знание науки о Кришне делает человека достойным стать духовным учителем вне зависимости от его происхождения и положения в обществе

Какое бы положение в обществе ни занимал человек, если он в совершенстве владеет наукой о Кришне, сознанием Кришны, то может стать истинным гуру – как дающим посвящение, так и наставляющим в духовной науке. Иначе говоря, человек может стать истинным духовным учителем, если он достаточно сведущ в науке о Кришне, сознании Кришны. Это не зависит от его происхождения или социального положения. Таково заключение Шри Чайтаньи Махапрабху, и оно соответствует предписаниям Вед. На этом основании Господь Чайтанья, прежнее имя которого было Вишвамбха‑ра, принял Своим духовным учителем Ишвару Пури, который был санньяси. Господь Нитьянанда Прабху и Шри Адвайта Ачарья приняли в качестве духовного учителя Мадхавендру Пури, который тоже был санньяси, учеником Лакшмипати Тиртхи. Другой великий ачарья, Шри Расикананда, принял своим духовным учителем Шри Шьямананду, хотя тот родился не в брахманской семье. Аналогичным образом Ганга‑Нараяна Чакраварти принял своим духовным учителем Нароттаму даса Тхакура. В древности был даже один охотник по имени Дхарма, который для многих стал духовным учителем... Все предписания шастр и утверждения самых авторитетных мудрецов сходятся на том, что истинный духовный учитель не обязательно должен быть из брахманской касты. Единственное, что от него требуется, – это быть сведущим в науке о Кришне, сознании Кришны. Знание этой науки само по себе делает человека достойным стать духовным учителем. Таково заключение Чайтаньи Махапрабху, изложенное Им в беседе с Раманандой Раем.

Учение Шри Чайтаньи, глава 31

Утверждение в «Хари‑бхакти‑виласе» о том, что если один истинный духовный учитель родился в семье брахмана, а другой, столь же квалифицированный, в семье шудры, то следует выбрать того, кто родился в семье брахмана, адресовано лишь тем, кто считает социальный статус более важным, чем духовный

В «Хари‑бхакти‑виласе» сказано, что если один истинный духовный учитель родился в семье брахмана, а другой, столь же квалифицированный, – в семье шудры, то следует выбрать того, кто родился в семье брахмана. Данное утверждение представляет собой уступку социальным предрассудкам и не имеет ничего общего с духовной точкой зрения. Это предписание адресовано лишь тем, кто считает социальный статус более важным, чем духовный. Оно не распространяется на тех, кто серьезен в своих духовных поисках. Серьезный человек будет следовать наставлению Чайтаньи Махапрабху: к каждому, кто сведущ в науке о Кришне, надо относиться как к духовному учителю, независимо от его социального положения.

Учение Шри Чайтаньи, глава 31

Духовный учитель должен знать вывод всех Вед науку о Кришне

Главное качество брахмана – это его склонность к изучению Вед... Настоящий брахман по праву играет в обществе роль наставника или духовного учителя. Тот, кто не обладает знанием Вед, не может быть духовным учителем. Совершенное знание Вед заключается в познании Господа, Личности Бога, что является вершиной и целью ведического знания, или ведантой. Тот, кто достиг уровня безличного Брахмана, но ничего не знает о Личности Бога, может стать брахманом, но он не имеет права становиться духовным учителем. В «Падма‑пуране» говорится:

шат‑карма‑нипуно випро мантра‑тантра‑вишарадах

аваишнаво гурур на сйад ваишнавах шва‑пачо гурух

Имперсоналист может быть квалифицированным брахманом, но, до тех пор пока он не достигнет уровня вайшнава, то есть не станет преданным Личности Бога, его нельзя считать духовным учителем. Господь Чайтанья – великий знаток ведической мудрости, живший в современную эпоху, – говорил:

киба випра, киба нйаси, шудра кене найа йеи кршна‑таттва‑ветта, сеи ‘гуру’ хайа

«Любой, кто в совершенстве знает науку о Кришне, будь то брахман, шудра или санньяси, достоин стать духовным учителем» (Ч.‑ч., Мадхья, 8.128). Таким образом, главным качеством духовного учителя является не брахманическая квалификация, а знание науки о Кришне.

Того, кто знаком с ведической мудростью, называют брахманом, однако духовным учителем может стать только тот брахман, который является чистым вайшнавом и разбирается во всех тонкостях науки о Кришне.

Бхаг., 3.6.30, комментарий

Духовный учитель должен глубоко знать ведическую литературу

Мудрецы сказали:...Ты сведущ во всех писаниях, которые содержат правила религиозной жизни, а также Пуранах и исторических повествованиях, ибо ты изучал их под должным руководством и сам объяснял их.

КОММЕНТАРИЙ: [Духовный учитель должен] глубоко знать все богооткровенные писания, то есть Веды. Пураны – это часть Вед, и такие исторические повествования, как «Махабхарата» и «Рамаяна», тоже являются частями Вед. Ачарья, или госвами, должен быть хорошо знаком со всеми этими произведениями.

Бхаг., 1.1.6

Духовный учитель должен обладать глубокими познаниями в шастрах и таким образом быть способным ответить на все вопросы своего ученика

Первый шаг на пути преданного служения заключается в том, чтобы принять покровительство духовного учителя и задавать ему вопросы, касающиеся практики преданного служения. Это поможет человеку избежать возможных оскорблений на пути преданного служения. Даже если человек утвердился в преданном служении, подобно Махарадже Парикшиту, он должен продолжать задавать вопросы постигшему истину духовному учителю. Другими словами, духовный учитель должен обладать глубокими познаниями, чтобы суметь ответить на все вопросы преданных. Таким образом, тот, кто

не знает авторитетные писания в совершенстве и не способен ответить на все насущные вопросы, не должен выдавать себя за духовного учителя, преследуя корыстные цели. Тому, кто не способен освободить ученика, запрещено становиться духовным учителем.

Бхаг., 2.8.7, комментарий

Чтобы стать ачарьей, человек должен постичь смысл «Веданта‑сутры»

Согласно ведической системе, чтобы стать ачарьей, человек прежде всего должен понять смысл «Веданта‑сутры» (которую иногда называют «Брахма‑сутрой»), Поэтому комментарии к «Веданта‑сутре» писали как майявади, так и вайшнавы... Не постигнув смысл «Веданта‑сутры», невозможно понять Брахман.

Учение Господа Капилы, глава 4

Садиться на вьяса‑асану имеет право лишь тот, кто знаком со всеми философскими воззрениями

О Сута Госвами, тебе, как старшему среди знатоков «Веданты», хорошо известно, чему учит Вьясадева, который является воплощением Бога, а также другие мудрецы, сведущие во всех областях физического и метафизического знания.

КОММЕНТАРИЙ: Помимо Вьясадевы, есть и другие мудрецы – Гаутама, Канада, Капила, Патанджали, Джаймини, Аштавакра, – авторы шести различных философских систем. В «Веданта‑сутре» содержится полное объяснение теизма, тогда как в остальных философских системах почти не уделяется внимания высшей причине всех причин. Садиться на вьяса‑асану имеет право лишь тот, кто знаком со всеми философскими системами и способен, развенчивая другие учения, совершенным образом представить теистические идеи «Бхагаватам». Шрила Сута Госвами был истинным учителем, и мудрецы Наймишараньи предложили ему воссесть на вьяса‑асану.

Бхаг., 1.1.7

Ачарья должен знать философию «Веданты»

Нужно ясно понимать, что философы‑вайшнавы не относятся к сентименталистам или псевдопреданным, вроде сахаджий. Все

ачаръи‑вайшнавы были весьма образованными людьми и глубоко понимали учение «Веданты», а иначе они не стали бы ачаръями. Чтобы стать ачарьей и получить признание трансценденталистов Индии, живущих по ведическим принципам, необходимо изучать или слушать философию «Веданты» и стать знатоком этого предмета.

Ч.‑ч., Ади, 7.102, комментарий

Духовный учитель олицетворяет собой все Веды

ачарйо брахмано муртих

Ачарья, духовный наставник, который посвящает ученика в тайны ведической науки и надевает на него священный шнур, олицетворяет Веды...

Бхаг., 6.7.29


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.