Русская община и национальный характер — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Русская община и национальный характер

2021-01-29 79
Русская община и национальный характер 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Славянская, русская община прошла несколько этапов в своем раз- витии. Не рассматривая этого процесса подробно, отметим толь- ко, что вначале общинный образ жизни пришел на смену родовому.

«С большим ослаблением единства поселения, которого старейшина был представителем, семьи мало-помалу становятся главными де- ятелями, и власть их общего старейшины ослабевает. Образуются в поселениях общие совещания – веча (от глагола „вещать“)… То бы- ли сходбища семей для общего совещания – праматери… крестьян- ских сходок» (там же, с. 26). В результате данного процесса поселе- ния превращаются в общину, семьи привыкают решать все важные и общие дела сообща, на основе обсуждения. И хотя община как по- литическая система (прагосударственное объединение) была со вре- менем заменена княжеской властью, а в качестве государственных форм сохранилась только на севере (Псков, Новгород), в организа- ции крестьянской жизни она продолжала существовать практичес- ки до начала XX в.

Что же представляла себой русская община? Отвечая на этот вопрос, К. Д. Кавелин писал, что община – это «такое общество или общежитие, в котором царит абсолютный закон, родовая нор- ма личности, но вследствие сознательного и свободного (курсив мой. – В. Ш.) подчинения ей всех индивидуумов, его составляющих. Общим в этом значении была и есть сущность, внутренняя основа славян- ского племени» (там же, с. 69).

Общинный быт славян основан не на отсутствии личности, а на свободном и сознательном ее отречении от своего полновластия. Сельская община выполняла ряд функций: регулирование ре- крутской повинности, повинности натуральной, подати, сборы, по- земельный оброк. Эти функции можно назвать административными.

И с этой точки зрения на общине лежал надзор за каждым ее членом и ответственность за них. Для этого община была снабжена большой принудительной властью относительно каждого из своих членов.

Но существует и другой аспект функционирования общины: по- земельная община. Суть этого явления заключалась во владении землей миром, общиной. Русская община давала каждому из своих членов равное участие в мирских землях и угодьях, без всякого воз- награждения, исключая движимость, которая остается его собст- венностью. Что же касается недвижимости, то он может вывезти ее


с собою, продать, уступить односельчанину, но не может продать или уступить постороннему или оставить за собой на прежнем сво- ем участке (там же, с. 97), потому что она на мирской земле.

Каждый член общины получает свою часть безвозмездно, не пла- тя за нее вперед, и имеет равные права со всеми. Покидая общину, он передает землю миру.

Способы пользования мирскими землями различны в зависи- мости от угодий. «В исключительно постоянном пользовании нахо- дится усадьба; она состоит в общем пользовании всех членов общи- ны по мере надобности; также и выгон (место, где пасется скот), если по местным обычаям выгоны не прирезаны к усадьбам; луга и се- нокосы, смотря по местным обычаям, или разделяются на участки ежегодно перед косьбой, по числу земельных частей, и тогда каждый косит и убирает свой участок особливо на себя; или же сено косится и ставится в копны всем миром, и затем уже делится на равные час- ти, тоже по числу земельных частей» (там же, с. 98).

При распространенной трехпольной системе землепользова- ния полевая мирская земля делилась на три поля: озимое, яровое и пар. Последний служил пастбищем для скота всей общины; каж- дое из остальных двух полей – озимое и яровое – разделялось ими по числу душ, или по числу тягов* на равные части. При разделении земли особое внимание уделялось качеству участков с последующим распределением по жребию. Частые переделы земли не способство- вали работе по поднятию ее урожайности. Мешала хозяйственная че- респолосица (как следствие стремления сделать равные по хозяйст- венной ценности наделы).

К каким же последствиям в формировании черт русского наро- да приводило общинное землепользование?

 

Совместный труд на мирских землях, общинное пользование ле- сами, выгонами, сенокосами развивали в русском человеке добро- желательность к другим людям; соборность, тяготение к единению с другими; коллективизм (стремление к совместной деятельности); гуманизм, отзывчивость на чужое горе и радость; жертвенность, го- товность к самопожертвованию; общительность; миролюбие; соблю- дение общинной моральной нормы; совестливость, стремление по- ступать по справедливости, нравственную ответственность за свое

*      Условная единица обложения в крестьянском хозяйстве, взимаемая с трудоспособных членов крестьянской семьи.


поведение перед окружающими; стыдливость, стремление избежать предосудительного поступка, позора, бесчестья.

Общинной форме землепользования противостоит ничем не уме- ренный пыл в борьбе частных интересов, культивирующий в лич- ности стяжательство, враждебность к другим, своекорыстие, раз- общенность, эгоистичность. Именно общинное землепользование во многом способствовало формированию уникальных черт русского человека. И приходится сожалеть, что эта форма землепользования, проверенная на историческом опыте (и сама наша история), оказа- лась разрушенной. Россия потеряла свою святыню и верный оплот от множества бед. Рассмотрение общинного землепользования за- кончим словами К. Д. Кавелина: «Если где местами смысл народный ослабел и не дорожит этою своею святынею… поддержите его, закре- пите законом на вечные времена. Мало-помалу оно перейдет в лич- ную, пожизненную поземельную аренду, но храни нас Боже, чтоб оно перешло в личную собственность» (там же, с. 123).

 

 

Русское православие

Русское православие, как и другие ветви христианства, воспитыва- ло человека в духе христианской морали. При этом следует отметить гораздо больший аскетизм православия, которое рассматривало ду- ховное становление человека, прежде всего, как борьбу с различны- ми страстями: плотскими (чревоугодие, сквернословие, плотская любовь, блуд, противоестественные пороки – рукоблудие, чисто- любие, мужеложество, скотоложество) и душевные (злословие, зло- радство, жестокость, уныние и леность, печаль, тщеславие, дерзость, ложь, гордость) (Беляев, 1996). На протяжении тысячелетия право- славная церковь несла свою миссию духовного наставника русского народа.

С православием связана и такая исключительная черта русского народа, как соборность, стремление к свободному единению свобод- ных личностей на основе любви к Богу. Соборность способствова- ла формированию таких качеств, как благочестие (почитание Бога), миролюбие, великодушие, дружелюбие, доброжелательность, аль- труистичность, гуманность (отзывчивость на чужое горе), доброду- шие, жалостливость (соболезнование чужому горю), коллективизм (стремление к совместной деятельности), общительность, мило-


сердие (готовность помочь другим), одухотворенность, открытость, простодушие, совестливость, сердечность, стыдливость. Закрепле- нию отмеченных качеств способствовал и общинный способ жиз- ненного уклада сельского населения.

С соборностью тесно связаны и такие качества русского челове- ка, как патриотизм и державность. Православие могло выполнить свою духовную миссию, опираясь на крепкую светскую власть. Те- ократическая задача христианства – создание праведного общест- ва – возможна только при единении церкви с сильной державной властью. В силу этого христианство возвысило царственный элемент теократии*. «Признавая во Христе особое царское достоинство, на- ша религия дает высокое освящение государственной власти и дела- ет христианского царя вполне самостоятельным, действительно вер- ховным правителем. Как помазанник Божий, царствующий Божиею милостию христианский государь независим от народного своево- лия. Но, неограниченная снизу, власть христианского царя ограни- чена сверху: будучи отцом и владыкой народа, христианский царь должен быть сыном церкви» (Соловьев, 1989, с. 234). Русский народ, воспитанный в православии, выше всего ставит правду Божию, по- читает помазанника Божьего – православного царя. Как отмечает В. Соловьев, русский народ «глубоко благочестивый, с ясным госу- дарственным смыслом и преданный самому настоящему и здорово- му занятию – земледелию, народ терпеливый, спокойный, самоот- верженный» (там же, с. 249).

Человек верующий – внутренне свободный человек. Проявив сво-

боду выбора в главном – жить в Боге, – он пользуется этой свободой, и она выступает основой творческого начала личности. Именно этим во многом объясняется высокий творческий потенциал русского на- рода, его проницательность, изобретательность, одаренность, муд- рость, искусность, смекалистость, самобытность, оригинальность, талантливость. Для русского человека свобода в большей мере вос- принимается как свобода «для», а не свобода «от».

Православие призывает человека к духовному совершенство- ванию, во главу жизни ставится нравственный закон, стремление к правде и справедливости. По догматам православия верующий должен соотносить свои поступки с определенными постулатами

 

* Теократия – форма правления, при которой политическая власть при- надлежит духовенству, церкви.


православной веры. Это стремление «жить в Боге» породило такой феномен православия, как духовность.

Отметим также еще одну особенность православия, оказавшую существенное влияние на характер русского народа В христианстве всегда была представлена идея социального равенства. Эта идея нашла яркое отражение в православии и стала одним из ведущих догматов.

«Православие всегда обращалось с укором к богатым и с утешением – к бедным. Святые на Руси чаще всего страстотерпцы, великие муче- ники. Отказ от богатства, жизнь в нищете, аскетизм и даже полное отречение от мира (вплоть до ухода в пустынь) почитались призна- ками высокой культуры» (Семенникова, 1996, с. 46).

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.