Направление воспитания и направление движения общества — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Направление воспитания и направление движения общества

2021-01-29 85
Направление воспитания и направление движения общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Николай Иванович Пирогов (1810–1881)

 

Особую роль в проблеме воспитания совести играет направление воспитания и направления «движения общества». В середине XIX в. в острой форме эту проблему поставил Н. И. Пирогов (1856). Важ- ное условие эффективного воспитания, – пишет он, – заключается в том, чтобы нравственные основы, которые мы прививаем учащим- ся, и направление общества совпадали. И главная беда заключает- ся в том, что «самые существенные основы нашего воспитания на-


ходятся в совершенном разладе с направлением, которому следует общество» (Пирогов, 1985, с. 32).

Существуют три пути разрешения этого противоречия:

1) согласовать воспитание с направлением движения общества;

2) переменить направления движения общества;

3) подготовить нас воспитанием к внутренней борьбе.

Первый путь невозможен, поскольку он ведет к искажению всего святого, чистого и высокого, что есть на земле, второй путь есть де- ло Промысла и времени; остается третий путь, который начинается с детства и должен сделать нас людьми. А этого можно достигнуть только на пути общего человеческого образования. В соответствии с третьим вариантом вначале следует «выработать и развить внутрен- него человека», который был бы в состоянии подчинить себе «на- ружного» человека (там же, с. 37) и был бы связан с формированием его нравственных устоев. Воспитать нравственного человека долж- но общее человеческое образование, т. е. образование классическое, гимназическое. Все дети, «до известного периода жизни, в котором ясно обозначаются их склонности и таланты, должны пользовать- ся плодами одного и того же нравственно-научного просвещения» (там же, с. 39). Только на основе нравственно-научного образования следует развивать реальное образование.

Необходимо подчеркнуть, что речь идет не о чисто нравствен- ном, а о нравственно-научном воспитании, о единстве нравственно- го и научного. Это воспитание должно развивать ум и волю. И нельзя променять «выгоды общечеловеческого образования на прикладной, односторонний специализм» (там же, с. 41). Основной путь воспи- тания – попытка вникнуть в себя, разбираясь в тайниках души, до- биваясь превращения нравственных норм в убеждения. Убеждения достигаются «верой, вдохновением, нравственной свободой мысли, способностью отвлечения, упражнением в самопознании» (там же, 1985, с. 46). Свои убеждения надо уметь отстаивать без вражды, лю- бя, беспристрастно, субъективно отстаивая то, что хотите победить, порой жертвуя собой.

Изменилась ли ситуация в настоящее время? Анализируя нравст- венное состояние современного российского общества на основе ши- рокой группы исследований по темам «Российское общество» (2014),

«Психологическое здоровье личности» (2014), «Психологические  ис-


следования нравственности» (2011), работу Дондурея (2007) и др., А. В. Юревич (2016) констатирует, что для современной российской действительности характерны снижение культурного уровня, кри- минализация, размытость ценностей и социальных норм, ухудше- ние отношений между поколениями, разрыв семейных связей, па- дение престижа нравственности и ответственности, отмечается, что в стране сложилась инфраструктура порока, падение нравст- венности элиты общества.

Отмеченные тенденции характерны не только для российского общества, они носят интернациональный характер. Исследователи отмечают, что «современным людям трудно примирить успех с мо- ралью». В этих условиях проблема метода воспитания становится еще более актуальной и трудно реализуемой.

Огромную роль в формировании нравственности, как уже от- мечалось, играет воспитание человека. Но, к сожалению, начиная с XIX в. воспитание стали заменять обучением, которое давало боль- шие преимущества в жизни. На протяжении двух столетий эта тен- денция, набирая силу, стала отличительной чертой образования на- стоящего времени. Огромную отрицательную роль в формировании нравственных качеств человека играют современные средства массо- вой информации. Газеты, радио, телевидение ежедневно обрушива- ют на человека массу информации, и важно не то, что она часто не- достоверна, опасно, что это, как правило, информация, отнесенная к несущественным вопросам и проблемам незначительным, но раз- дутым до огромных размеров. Эта информация съедает все свобод- ное время, заполняет мышление малозначительными проблемами, не оставляя времени для размышления над подлинными пробле- мами, составляющими смысл жизни человека. Все это опустошает и озлобляет человека, делает его духовно нищим, не видящим пути к чему-то большому и интересному.

Воспитателю трудно бороться с этим воздействием. И дело не сдвинется с пути нравственной деградации, пока, как показал В. С. Соловьев (Соловьев, 1989), государство не возьмет вопросы нравственности в свои руки. Это тем более нетрудно сделать с уче- том того, что основные каналы TV находится в руках государства, и здесь достаточно заполнить эфир соответствующим содержани- ем, направленным на формирование нравственности. Пока же мы наблюдаем противоположную картину.



Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.