Забывая, что позади меня, и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести внешнего — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Забывая, что позади меня, и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести внешнего

2021-01-29 44
Забывая, что позади меня, и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести внешнего 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

знания Божия во Христе Иисусе». – Прим. ред.  

шим вещам», таким, как богатство, то вспомните жизнь Гаутамы, Иисуса, апостола

Павла; большинство из них или были, или легко могли стать «зажиточными людьми», но

либо отвернулись от богатства (как Гаутама), либо просто не пожелали иметь его (как Иисус).

В качестве комментария к этому факту прочтите следующие слова Уитмена:

http://www.e‑puzzle.ru

«Кроме независимости от небольшой суммы, отложенной на похороны, нескольких

досок для гроба и песку на могильном холму... и легко добываемых нескольких долларов для

обеспечения себя непритязательным костюмом и неприхотливой пищей – ничего другого не

надо духовно развитому человеку; всякое же, поистине плачевное, благоразумие, оставляющее такое великое существо, как человек, на произвол лет мотания из стороны в

сторону и потери здоровья ради «делания денег» – лет с их палящими днями и ледяными

ночами, – все это великий обман, окутавший нашу современную цивилизацию» [191:10].

VII

Следующие строки мы приводим, как ясное указание на обладание Гаутамой

космическим чувством (собственно говоря, можно бы процитировать все Упанишады

целиком):

«Однажды жил Шветакету «Так что они своими глазами смот‑Арунейя (внук Аруны).

Ему рят и не ВИЛЯТ; своими ушми слы_ его отец (Уддалака, сын Ару‑ шат и не разумеют>> [15:4:12]. ны) сказал:

«Шветакету, иди „я не С0Мнева10СЬ в T0Mi что „нут‑в школу, ибо нет никого из реннее имеет свое ВНуТреннее, а нашей расы, дорогой мой, внешнее – свое внешнее и что зре‑кто бы, не изучив Вед, был ние

имеет свое другое зрение бы, так сказать, брахманом слух _ другои слух и ГОЛос – еще только в силу одного

своего другой голос>, [193:з42]. рождения».

Начав свои занятия с учителем, когда ему было двенадцать лет, 1Шветакету, изучив все

Веды, вернулся к отцу двадцати четырех лет высокомерным и считающим себя очень

начитанным [148:92].

Отец сказал ему: «Шветакету, ты – такой высокомерный, считающий себя глубоко

начитанным и строгим, стремился ли ты, друг мой, к такому знанию, которое дает нам

возможность слышать то, чего нельзя слышать, видеть то, чего нельзя видеть, и знать то, чего

нельзя знать».

VIII

Сюда же относятся и следующие строки:

Учитель отвечал: «Это – ухо – уха, разум – разума, слово – слова, дыхание –

дыхания и глаз – глаза» [149:147].

«То («я»), хотя никогда не движущееся, быстрее мысли. Чувства никогда не настигают

его, оно идет впереди их. Стоя на месте, оно обгоняет тех, кто бежит. Движущийся дух

одаряет его могуществом. Оно движется и не движется. Оно – далеко и одновременно

близко. Оно находится внутри всего того и вне всего того».

И тот, кто видит все существа в себе

«это – чувство того, что человек

самом и себя во всех существах, тотсам является теми объектами, ве‑

никогда не отворачивается от того щами и лицами, которые он видит;

«я». Когда для понимающего чело‑ что он есть весь мир» [62]. века это «я» становится

всем, какое

же горе, какие тревоги могут существовать для него, однажды видевшего это единство [

150:311].

IX

Особые причины, заставляющие нас думать, что Гаутама обладал космическим

сознанием, следующие:

а)

первоначальный характер его ума,  который, по‑видимому, был пылким, серьезным и ищущим; такой ум действительно обыкновенно (если не всегда) предшествует

появлению космического чувства;

б)

определенность и внезапность перемены, наступающей в человеке, который от

непрестанного искания и стремления переходит вдруг к достижению и миру. «Благочестивая

http://www.e‑puzzle.ru

жизнь хорошо преподается мною» (говорит Гаутама). «Мгновенная, непосредственная

жизнь» [ 157:104]. Кроме того, считается, что Гаутама учил

«внезапности, непосредственности, разрушению желаний, освобождению от страданий, подобного которому не найти нигде» [157:211];

в)

возраст, в котором, как говорят, Гаутама достиг просветления, – тридцать пять

лет; это типичный возраст для появления космического чувства; г)

общее учение сутр исходит, по преданию, от самого Гаутамы; это учение, несомненно, возникло в уме человека, обладавшего космическим сознанием; д)

интеллектуальное просветление – «сверхъестественное знание

(проникновение)» [157:78], приписываемое (и вполне правильно) Гаутаме и доказанное его

учением, если оно только действительно исходит от него;

е)

достигнутая Гаутамой моральная высота, которая объясняется только

космическим сознанием;

ж)

по‑видимому, Гаутама обладал чувством вечной жизни, которое также

относится к космическому сознанию. Предполагают, что «Маха‑Вагга» приблизительно

точно передает существенные черты учения Гаутамы по этим вопросам [158:11 и 162:208]. В

этой книге мы находим следующие слова: «Человека, не имеющего желаний, свободного, в

силу своего знания, от сомнения и достигшего глубины бессмертия, называю Брахманом»

[157:114]. Важно отметить, что отличительным признаком тут является не вера или

уверенность (хотя бы и твердая) в будущей вечной жизни. Человек, чтобы быть Брахманом

(достигнуть нирваны, космического сознания), должен уже иметь вечную жизнь; з)

личный магнетизм, непосредственно распространяемый им на своих

современников и передающийся, благодаря его поучениям, всем его ученикам во все времена; и)

существует предание о характерной внешней перемене в Гаутаме, известной

под именем «преображения». Когда Гаутама спускался с «горы Мьянма, ему помогла сойти

видимая всеми присутствующими лестница из сверкающих алмазов. Вид Гаутамы был

ослепляющий» [109:63]. Допуская в этих словах восточное преувеличение, все‑таки в этом

предании, возможно, есть и зерно истины.

Таким образом, если Гаутама обладал космическим сознанием и если, как это кажется

почти достоверным, сознание это из поколения в поколение появлялось у его последователей, начиная с его времени и до наших дней, то в обширной буддийской литературе космическое

чувство должно иметь свое название. Действительно, у буддистов есть такое слово, точное

значение которого всегда вызывало и на Западе большее или меньшее сомнение; но если

этому слову мы придадим значение космического сознания, то, по‑видимому, будет

покончено со всякими затруднениями и те места, в которых это слово встречается, приобретут ясный и простой смысл. Слово это – нирвана.

Кинза М. Гираи говорит [2:263]: «Нирвана интерпретируется западными народами как

совершенное уничтожение человеческих желаний или страстей; но такое толкование

ошибочно. Нирвана – это не что иное, как мировой разум».

Можно сомневаться в том, подразумевает ли Гираи под «мировым разумом»

космическое сознание; но смысл его выражения остается тем же., Если он уяснил себе или

когда‑нибудь уяснит, что значит космическое чувство, то он безусловно скажет, что нирвана

означает это чувство.

XI

Для дальнейшей иллюстрации этого вопроса прочтите (следующую) часть главы о

нирване такого выдающегося авторитета, как Рис Дэвиде [73:110]. Он пишет:

«Можно бы заполнить целые страницы благоговейными и восторженными

восхвалениями, которые буддистские писатели расточают этому состоянию духа, результату

http://www.e‑puzzle.ru

прохождения четвертой ступени, – состоянию архата, или человека, достигшего

совершенства, по учению буддистов. Но все, что можно было бы сказать по этому вопросу, может быть сведено к одной содержательной фразе: это – «нирвана».

Для того, кто совершил путь и преодолел скорбь, кто всесторонне освободил себя и

сбросил все узы, не существует более страданья.

Тому, чьи чувства успокоились, подобно хорошо объезженному коню; тому, кто

освободился от гордыни и плотских желаний, и страсти к существованию, и грязи

невежества, – завидуют даже боги. Терпелив, как земля, кроток, каюстрелы Индры1, незыблем, как городские ворота, исполнивший должное, он подобен чистому, прозрачному

озеру, в котором нет тины, никогда не возвратится он на стезю земного блуждания. Спокойны

слова и деяния того, кто таким образом успокоился и освободился путем истинного познания

[131:27].

Те, которые стойкостью духа освободились от дурных желаний и хорошо усвоили

учения Гаутамы; которые вкусили плод четвертой ступени и погрузились в эту амброзию, получили безвозмездно нирвану и пребывают в радостях ее. Их старая карма2 исчерпана и

новая для них уже не будет произведена; сердца их свободны от жажды будущей жизни3, так

как причина их существования уничтожена и в них не возникают новые желания, то они, эти

мудрецы, гаснут, подобно светильнику (Ратна‑Сутра). Тот нищенствующий ведет себя

хорошо, который победил заблуждение путем познания, с глаз которого была удалена повязка

заблуждения, который хорошо ознакомился с учениями религии и который, освободившись

от желания и порывов и постигнув нирвану, достиг ее (Сам‑мапариббаджания‑Сутта). Что же, в таком случае, нирвана, означающая просто выход, погашение4, если из предыдущего

совершенно ясно, что тут не может быть речи о погашении души? Это есть погашение того

греховного, захватывающего состояния духа и сердца, того состояния, которое иначе, согласно с великим таинством кармы, явилось бы причиною возобновленного

индивидуального существования. Это погашение вызывается развитием противоположного

состояния духа и сердца и идет параллельно с ростом такого состояния; оно совершается с

достижением этого противоположного состояния. Нирвана есть, следовательно, то же самое, что безгрешное, спокойное состояние духа, и если вообще переводить это слово, то, может

быть, лучше всего передать его словом «святость» – в буддистском смысле святость –

совершенство в мире, доброте и мудрости.

Однако попытки переводить такие содержательные понятия всегда представляют

опасность, так как новое слово – как часть нового языка, являвшегося отражением иного

образа мыслей, – хотя и может обозначать ту же самую или почти ту же самую идею, обыкновенно вместе ©тем вызывает и идеи совершенно иного порядка. То же самое видим

мы и здесь: наше выражение «святость» часто может внушать мысли о любви и

благоговейном страхе, ощущаемых в присутствии Его, – мысли, совершенно несовместные с

буддистским понятием святости.

С другой стороны, нирвана заключает в себе понятие об   умственной энергии5 и

прекращении всякого индивидуального существования6; из которых первое не существенно

для нашего понятия святости, а второе совершенно не связано с ним.

Другими словами, «святость» и «нирвана» являются понятиями о состояниях духа, немного отличающихся друг от друга, но имеющих различные причины своего

1

«Кто духом своим ни при каких


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.